Становление древнерусской культуры:
письменность, живопись, зодчество

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Многие ученые считают, что развитие письменности у славян связано с христианскими миссионерами. Кирилл и Мефодий во второй половине IX века создали глаголический алфавит, который был переработан в кириллицу.

В 1951 году в Новгороде были найдены археологами первые берестяные грамоты с азбукой из 32 букв. Береста была самым дешевым материалом для письма. Буквы на ней выдавливались палочкой - писал ом. В 2007 году в Московском Кремле была найдена берестяная грамота - XVI века Уникальная находка археологов. С распространением письменности связано и развитие литературы. От домонгольского периода дошло 150 книг переводных и русских авторов. Древние книги писали на пергаменте - особо обработанная телячья кожа. На одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур. Поэтому стоили книги дорого. Для сохранности книги ей делали кожаный или деревянный переплет. А книги для царских вкладов украшали драгоценными золотыми окладами. Рукописные книги украшались миниатюрами - рисунками больших размеров. Москва в средние века стала главным центром русской письменности. Первая типография находилась рядом с Кремлем на Никольской улице, там был Московский печатный двор, где в 1563 году напечатали первую датированную книгу «Апостол» Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь 16 век напечатали всего 20 книг, но все-таки они были доступнее чем рукописные. Русскому государству нужны были грамотные люди. В 1551 году Стоглавый собор постановил создавать в городах «книжные училища». Учредителями были не только духовные лица ,но и светские «мастера»грамоты». В 1574 году была издана первая печатная русская грамматика. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала потребность в математике. Она использовалась в астрономии, артиллерии и т.п. В 17 веке грамотность среди мужского городского населения была 24% . Это было связано с оживлением торговли, с усложнением системы государственного управления. В приказах служило 1600 дьяков. В 17 веке было несколько печатных и рукописных учебных пособий: букварь В.Бурцева 1634год, «Грамматика» М.Смотрицкого 1648 год, «Считание удобное» (Таблица умножения) 1682 год. Но в основном обучение грамоте проходило по Псалтырю и другим церковным текстам.

В 1649 году открылась школа Ф.Ртищева, который пригласил их Киева 30 монахов. В 1640-е годы в Чудовом монастыре в Московском Кремле была открыта школа Епифания Славинецкого. Семион Полоцкий открыл школу в Заиконоспасском монастыре, там же было построено специальное здание и открыта первое высшее учебное заведение в России Славяно- греко- латинская академия.

 

Зодчество.

Христианизация Руси способствовала развитию каменного строительства. Древнейшим каменным храмом Киевской Руси считается десятинная церковь.

Во время монголо - татарского нашествия каменное на большей части территории России прекратилось. Строили деревянные однокамерные срубы, которые представляли жилую городскую застройку. Церкви тоже строили из дерева. После Куликовской битвы (1380 год) наблюдается подъем в развитии культуры, идет слияние местных школ в общерусскую культуру. Развитие культуры в XVI веке предопределил Стоглавый собор 1551 года, который регламентировал образцы, которым надо было следовать. Например, изображение ветхозаветной троицы, должно быть таким как у Андрея Рублева и т.д. Каменное зодчество в Москве, в Кремле со времени Ивана Калиты приобретает государственный характер. Построенные в Кремле каменные храмы ( Успенский собор (1326), церковь Спаса на Бору (1330 , Архангельский собор (1333), церковь-колокольня  Иоанна Лествичника) - продолжали традиции владимиро-суздальского зодчества.

Каменные стены Московского кремля были важной постройкой 1367 года. В XV веке в Московском Кремле создается удивительный архитектурный ансамбль соборной площади, который воплотил в себе лучшие традиции византийской архитектуры и русского зодчества и стал образцом для строительства в других городах России. Успенский собор (1479), Благовещенский собор (1489), церковь Ризположения (1486), Грановитая палата (1491), Архангельский собор (1505), Колокольня Иван Великий (1508). Кирпичные стены и башни (1485- 1495) Для руководства над государственным строительством в 1583 году был создан Приказ каменных дел.

В XVII веке в развитии архитектуры можно выделить три этапа :

  1. Первая треть XVII века. Продолжается строительство шатровых храмов. Проведены работы по восстановлению стен и башен Московского Кремля. Новые архитектурные тенденции - появление небольших по объему бесстолпных каменных храмов, внешняя отделка которых напоминает традиционные крестово-купольные постройки. Строится первое светское здание на территории Кремля - Теремной дворец. Достраивается Спасская башня.

  2. 40-80 -е годы XVII века - формирование Московского стиля или узорочья, для которого характерны живописная асимметрия , усложнение форм, полихромность, обилие декора, отказ от вертикали , характерного для шатрового зодчества. Типичным для Москвы стали бочкообразные колонки, арки с висячей гирькой, использование изразцов.

  3. Конец XVII века. Отход от старых приемов. Победа светского начала. Новый стиль -«московское» или «Нарышкинское» барокко. Основные черты - центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс.

 

ЖИВОПИСЬ.

Живопись в русской культуре в древний период была представлена достаточно широко -в мозаиках, фресках, иконах. Мозаика - картина, составлявшаяся из кусочков естественного цветного стекла, вдавленного в штукатурку.

Фреска - настенные живописные изображения, наносившиеся на сырую штукатурку. Иконы. В XI -XIII веках вывозились из Византии («Владимирская Богоматерь») или писались в русских городах под руководством византийских мастеров или по образцам. В XIV- XVI веках в живописи идет сложный процесс слияния местных школ в общерусскую.

Главными жанрами остаются фресковая живопись и иконопись. Наиболее ранние сохранившиеся фрески связаны с деятельностью Феофана Грека. Он приехал в Новгород из Византии, работал с 1395 года в Московском Кремле, расписывал Архангельский и Благовещенские соборы. У Андрея Рублева, который работал вместе с византийским авторитетным мастером Феофаном Греком, была иная манера письма. Современники говорили, что фрески А. Рублева «дымом писаны».

В Музеях Московского кремля представлена редкая коллекция икон с домонгольского периода до конца 17 века. В Благовещенском соборе высокий русский иконостас, в сложении которого большая роль Феофана Грека и Андрея Рублева.

В конце 15 -начале 16 го веков складывается иконописная школы Дионисия. В Успенском соборе сохранились фрагментарно фрески и иконы.

После Стоглавого собора 1551 года иконопись была регламентирована. Создаются мастерские по обучению иконописцев каноническому письму. Соседствуют «годуновская», «строговноская» школы. Иконы Годуновской школы следовали монументальным образам Рублева и Дионисия. Строгоновская школа получила название по имени заказчиков. Художники Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и Истона

 

Савины.

Характерно очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнамента, золота и серебра.

Середина 17 века - Симон Ушаков выразил свои взгляды на иконописание в сочинении «Слово к люботщательному иконного писания». Общие тенденции в живописи этого времени - декоративность, праздничность, интерес к человеку, к его повседневной жизни. Даже в сюжетах священного писания иллюстрируется природа, труд человека, бытовые сценки. В конце 17 века появляется парсуна. Это попытка портретного изображения иконописными приемами.

Дата последнего обновления страницы 14.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»