|
|
|
Становление древнерусской культуры: письменность, живопись, зодчество
Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Многие ученые считают, что развитие письменности у славян связано с христианскими миссионерами. Кирилл и Мефодий во второй половине IX века создали глаголический алфавит, который был переработан в кириллицу.
В 1951 году в Новгороде были найдены археологами первые берестяные грамоты с азбукой из 32 букв. Береста была самым дешевым материалом для письма. Буквы на ней выдавливались палочкой - писал ом. В 2007 году в Московском Кремле была найдена берестяная грамота - XVI века Уникальная находка археологов. С распространением письменности связано и развитие литературы. От домонгольского периода дошло 150 книг переводных и русских авторов. Древние книги писали на пергаменте - особо обработанная телячья кожа. На одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур. Поэтому стоили книги дорого. Для сохранности книги ей делали кожаный или деревянный переплет. А книги для царских вкладов украшали драгоценными золотыми окладами. Рукописные книги украшались миниатюрами - рисунками больших размеров. Москва в средние века стала главным центром русской письменности. Первая типография находилась рядом с Кремлем на Никольской улице, там был Московский печатный двор, где в 1563 году напечатали первую датированную книгу «Апостол» Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь 16 век напечатали всего 20 книг, но все-таки они были доступнее чем рукописные. Русскому государству нужны были грамотные люди. В 1551 году Стоглавый собор постановил создавать в городах «книжные училища». Учредителями были не только духовные лица ,но и светские «мастера»грамоты». В 1574 году была издана первая печатная русская грамматика. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала потребность в математике. Она использовалась в астрономии, артиллерии и т.п. В 17 веке грамотность среди мужского городского населения была 24% . Это было связано с оживлением торговли, с усложнением системы государственного управления. В приказах служило 1600 дьяков. В 17 веке было несколько печатных и рукописных учебных пособий: букварь В.Бурцева 1634год, «Грамматика» М.Смотрицкого 1648 год, «Считание удобное» (Таблица умножения) 1682 год. Но в основном обучение грамоте проходило по Псалтырю и другим церковным текстам.
В 1649 году открылась школа Ф.Ртищева, который пригласил их Киева 30 монахов. В 1640-е годы в Чудовом монастыре в Московском Кремле была открыта школа Епифания Славинецкого. Семион Полоцкий открыл школу в Заиконоспасском монастыре, там же было построено специальное здание и открыта первое высшее учебное заведение в России Славяно- греко- латинская академия.
Зодчество.
Христианизация Руси способствовала развитию каменного строительства. Древнейшим каменным храмом Киевской Руси считается десятинная церковь.
Во время монголо - татарского нашествия каменное на большей части территории России прекратилось. Строили деревянные однокамерные срубы, которые представляли жилую городскую застройку. Церкви тоже строили из дерева. После Куликовской битвы (1380 год) наблюдается подъем в развитии культуры, идет слияние местных школ в общерусскую культуру. Развитие культуры в XVI веке предопределил Стоглавый собор 1551 года, который регламентировал образцы, которым надо было следовать. Например, изображение ветхозаветной троицы, должно быть таким как у Андрея Рублева и т.д. Каменное зодчество в Москве, в Кремле со времени Ивана Калиты приобретает государственный характер. Построенные в Кремле каменные храмы ( Успенский собор (1326), церковь Спаса на Бору (1330 , Архангельский собор (1333), церковь-колокольня Иоанна Лествичника) - продолжали традиции владимиро-суздальского зодчества.
Каменные стены Московского кремля были важной постройкой 1367 года. В XV веке в Московском Кремле создается удивительный архитектурный ансамбль соборной площади, который воплотил в себе лучшие традиции византийской архитектуры и русского зодчества и стал образцом для строительства в других городах России. Успенский собор (1479), Благовещенский собор (1489), церковь Ризположения (1486), Грановитая палата (1491), Архангельский собор (1505), Колокольня Иван Великий (1508). Кирпичные стены и башни (1485- 1495) Для руководства над государственным строительством в 1583 году был создан Приказ каменных дел.
В XVII веке в развитии архитектуры можно выделить три этапа :
-
Первая треть XVII века. Продолжается строительство шатровых храмов. Проведены работы по восстановлению стен и башен Московского Кремля. Новые архитектурные тенденции - появление небольших по объему бесстолпных каменных храмов, внешняя отделка которых напоминает традиционные крестово-купольные постройки. Строится первое светское здание на территории Кремля - Теремной дворец. Достраивается Спасская башня.
-
40-80 -е годы XVII века - формирование Московского стиля или узорочья, для которого характерны живописная асимметрия , усложнение форм, полихромность, обилие декора, отказ от вертикали , характерного для шатрового зодчества. Типичным для Москвы стали бочкообразные колонки, арки с висячей гирькой, использование изразцов.
-
Конец XVII века. Отход от старых приемов. Победа светского начала. Новый стиль -«московское» или «Нарышкинское» барокко. Основные черты - центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс.
ЖИВОПИСЬ.
Живопись в русской культуре в древний период была представлена достаточно широко -в мозаиках, фресках, иконах. Мозаика - картина, составлявшаяся из кусочков естественного цветного стекла, вдавленного в штукатурку.
Фреска - настенные живописные изображения, наносившиеся на сырую штукатурку. Иконы. В XI -XIII веках вывозились из Византии («Владимирская Богоматерь») или писались в русских городах под руководством византийских мастеров или по образцам. В XIV- XVI веках в живописи идет сложный процесс слияния местных школ в общерусскую.
Главными жанрами остаются фресковая живопись и иконопись. Наиболее ранние сохранившиеся фрески связаны с деятельностью Феофана Грека. Он приехал в Новгород из Византии, работал с 1395 года в Московском Кремле, расписывал Архангельский и Благовещенские соборы. У Андрея Рублева, который работал вместе с византийским авторитетным мастером Феофаном Греком, была иная манера письма. Современники говорили, что фрески А. Рублева «дымом писаны».
В Музеях Московского кремля представлена редкая коллекция икон с домонгольского периода до конца 17 века. В Благовещенском соборе высокий русский иконостас, в сложении которого большая роль Феофана Грека и Андрея Рублева.
В конце 15 -начале 16 го веков складывается иконописная школы Дионисия. В Успенском соборе сохранились фрагментарно фрески и иконы.
После Стоглавого собора 1551 года иконопись была регламентирована. Создаются мастерские по обучению иконописцев каноническому письму. Соседствуют «годуновская», «строговноская» школы. Иконы Годуновской школы следовали монументальным образам Рублева и Дионисия. Строгоновская школа получила название по имени заказчиков. Художники Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и Истона
Савины.
Характерно очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнамента, золота и серебра.
Середина 17 века - Симон Ушаков выразил свои взгляды на иконописание в сочинении «Слово к люботщательному иконного писания». Общие тенденции в живописи этого времени - декоративность, праздничность, интерес к человеку, к его повседневной жизни. Даже в сюжетах священного писания иллюстрируется природа, труд человека, бытовые сценки. В конце 17 века появляется парсуна. Это попытка портретного изображения иконописными приемами.
Икона "Явление архангела Михаила Иисусу Навину"
XIIIв.
Место изготовления: Россия, Северо-Восточная Русь
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 50 см
ширина: 35,8 см
толщина: 2,4 см | |
Икона "Явление архангела Михаила Иисусу Навину"
XIIIв.
Место изготовления: Россия, Северо-Восточная Русь
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 50 см
ширина: 35,8 см
толщина: 2,4 см |
Икона "Спас Ярое Око" (The Saviour's Furious Eye)
XIV в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 100 см
ширина: 77 см | |
Икона "Спас Ярое Око" (The Saviour's Furious Eye)
XIV в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 100 см
ширина: 77 см |
Икона "Троица"
Автор: Филатьев Тихон (Запись 1700г. поверх живописи середины XIV в.)
1700г.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 168 см
ширина: 144 см
Оклад иконы № МР-10077 передан в фонд русского серебра по акту № 74 от 06.06.1966. | |
Икона "Троица"
Автор: Филатьев Тихон (Запись 1700г. поверх живописи середины XIV в.)
1700г.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 168 см
ширина: 144 см
Оклад иконы № МР-10077 передан в фонд русского серебра по акту № 74 от 06.06.1966. |
Иконостас Благовещенского собора
Диесусный и праздничный чины | |
Иконостас Благовещенского собора
Диесусный и праздничный чины |
Икона «Архангел Михаил с деяниями»
храмовая икона Архангельского собора.
235,5х182 | |
Икона «Архангел Михаил с деяниями»
храмовая икона Архангельского собора.
235,5х182 |
Икона «Митрополит Петр»
Успенский собор
197х151 | |
Икона «Митрополит Петр»
Успенский собор
197х151 |
Икона "Апокалипсис" (Apocalypse)
Около 1500
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 184 см
ширина: 151 см | |
Икона "Апокалипсис" (Apocalypse)
Около 1500
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 184 см
ширина: 151 см |
Икона «Троица» Назарий Истомин Савин
Иконостас ц. Ризположения 1627 | |
Икона «Троица» Назарий Истомин Савин
Иконостас ц. Ризположения 1627 |
Икона «Федор Стратилат»
Симон Ушаков , Иосифа Владимирова, Федора Зубова, Кирилла Уланова. | |
Икона «Федор Стратилат»
Симон Ушаков , Иосифа Владимирова, Федора Зубова, Кирилла Уланова. |
Парсуна- портрет
П.И Потемкина | |
Парсуна- портрет
П.И Потемкина |
Фрески алтарной преграды
Успенского собора 1481 год
Дионисий, поп Тимофей, Ярей и Коня | |
Фрески алтарной преграды
Успенского собора 1481 год
Дионисий, поп Тимофей, Ярей и Коня |
Букварь царевича Алексея Петровича.
Москва 1692 – 1693.
Рукопись имеет 26 листов.
Автор Карион Истомин
Текст написан полууставом. Букварь начинается заглавием: "Букварь славенороссийских письмен со образованми вещей и со нравоучительными стихами. Второе сие написася 7201 лета, месяца марта 17".
Переплет букваря из прессованного картона, с внешней стороны обклеен шелковой тканью, затканной серебром. Корешок из красной кожи XIX века. | |
Букварь царевича Алексея Петровича.
Москва 1692 – 1693.
Рукопись имеет 26 листов.
Автор Карион Истомин
Текст написан полууставом. Букварь начинается заглавием: "Букварь славенороссийских письмен со образованми вещей и со нравоучительными стихами. Второе сие написася 7201 лета, месяца марта 17".
Переплет букваря из прессованного картона, с внешней стороны обклеен шелковой тканью, затканной серебром. Корешок из красной кожи XIX века. |
"Венчание царя Михаила Романовича на царство"
Книга рукописная | |
"Венчание царя Михаила Романовича на царство"
Книга рукописная |
Парсуна царь Федор Иоанович
| |
Парсуна царь Федор Иоанович
|
Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире, - древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. | |
Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире, - древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. |
Благовещенский собор.
Благовещенский собор возведен в 1484-1489 годах той же артелью псковских мастеров, что и церковь Ризположения на митрополичьем дворе. Он расположен в юго-западном углу Соборной площади на месте каменной церкви Благовещения XIV века. Уже эта древняя церковь служила придворным храмом великого князя. Она была поднята на высокий подклет и соединялась с дворцом крытым переходом. В 1416 году храм перестраивается, он увеличивается в размерах и становится трехапсидным. При этом стены древнего подклета утолщаются новой белокаменной кладкой почти вдвое. | |
Благовещенский собор.
Благовещенский собор возведен в 1484-1489 годах той же артелью псковских мастеров, что и церковь Ризположения на митрополичьем дворе. Он расположен в юго-западном углу Соборной площади на месте каменной церкви Благовещения XIV века. Уже эта древняя церковь служила придворным храмом великого князя. Она была поднята на высокий подклет и соединялась с дворцом крытым переходом. В 1416 году храм перестраивается, он увеличивается в размерах и становится трехапсидным. При этом стены древнего подклета утолщаются новой белокаменной кладкой почти вдвое. |
Архангельский собор
История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского. | |
Архангельский собор
История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского. |
Колокольня Иван Великий
Окончательно ядро кремлевского архитектурного ансамбля оформилось в начале XVI в., когда одновременно с завершением строительства великокняжеского дворцового комплекса на Соборной площади поднимается церковь Иоанна Лествичника, «иже под колоколы».
Доминанта кремлевского ансамбля – церковь Иоанна Лествичника (1505-1508) возводилась под руководством итальянского архитектора Бона Фрязина. Впоследствии колокольню – самое высокое здание в Москве – стали называть Иван Великий.
| |
Колокольня Иван Великий
Окончательно ядро кремлевского архитектурного ансамбля оформилось в начале XVI в., когда одновременно с завершением строительства великокняжеского дворцового комплекса на Соборной площади поднимается церковь Иоанна Лествичника, «иже под колоколы».
Доминанта кремлевского ансамбля – церковь Иоанна Лествичника (1505-1508) возводилась под руководством итальянского архитектора Бона Фрязина. Впоследствии колокольню – самое высокое здание в Москве – стали называть Иван Великий.
|
Грановитая палата
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. | |
Грановитая палата
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. |
Теремной дворец
Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.
В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений . | |
Теремной дворец
Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.
В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений . |
Патриарший дворец
Патриаршие палаты – редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле.
Огромное трехэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Домовая церковь Двенадцати апостолов поднята на высокие проездные арки и слита со всем зданием в единое архитектурное целое. Это единство подчеркивает и аркатурный пояс на южном фасаде, напоминающий аркатуру Успенского и Благовещенского соборов. | |
Патриарший дворец
Патриаршие палаты – редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле.
Огромное трехэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Домовая церковь Двенадцати апостолов поднята на высокие проездные арки и слита со всем зданием в единое архитектурное целое. Это единство подчеркивает и аркатурный пояс на южном фасаде, напоминающий аркатуру Успенского и Благовещенского соборов. |
|
|
|
| |