|
|
|
Абсолютизм
Абсолютизм (лат.) — самодержавие, неограниченность верховной власти (обыкновенно монархической) в противоположность ее ограниченности (в конституционных государствах)… Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Абсолютизм (абсолютная монархия) — форма государственного управления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней».
В России абсолютизм утверждается со времени Петра I и окончательно складывается в период правления Екатерины II. Свои зримые формы он обретает в тех парадных церемониях и торжествах, которые непосредственно связаны с жизнью императорского двора. И хотя Двор имел свое пребывание в Санкт-Петербурге, ряд подобных церемоний был связан с Московским Кремлем, в том числе и главная среди них — церемония коронации, проходившая в Успенском соборе Кремля.
Целый комплекс предметов, связанных с коронацией имеется в коллекции Музеев Кремля. После окончания каждой из подобных церемоний в кремлевские хранилища передавались коронационные костюмы: мундиры императоров и платья императриц. Последние в большинстве своем представлены в экспозиции Государственной Оружейной палаты. Здесь можно увидеть первое коронационное платье, перчатки, туфли и чулки императрицы Екатерины I, а также платья, мантии, туфли и т.п. императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александры Федоровны (жены Николая I) и Александры Федоровны, последней русской императрицы (жены Николая II).
Значительная часть императорских регалий также представлены в коллекции Музеев Кремля: короны Екатерины I и Анны Иоанновны, держава Петра II, государственные щит и меч, несколько государственных знамен и т.д.
Неотъемлемой частью любой монархии, а тем более абсолютной, является трон. Помимо тронов XVI—XVII веков в нашей коллекции сохранились тронные кресла эпохи абсолютизма. Это троны императрицы Елизаветы Петровны и императора Павла I.
К нескольким коронациям в XVIII и XIX веках были выпущены специальные коронационные альбомы. В фонде графики Музеев Кремля хранятся коронационные альбомы императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, императоров Николая I, Александра II и Александра III.
О великолепии императорского двора свидетельствуют и императорские кареты. Уникальные богато украшенные живописью и резьбой, позолоченные кареты, относящиеся к XVIII столетию были выполнены по императорским заказам или подарены императрицам Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, Екатерине II. Но и в следующем столетии эти же кареты активно использовались во время парадных церемоний. Сейчас их можно увидеть в зале № 9 Государственной Оружейной палаты.
Среди предметов по своему характеризующими абсолютистский строй особое место занимает большой комплекс так называемых наградных вещей. Помимо орденов и наградных знаков, это кубки и ковши (еще по старой царской традиции, выступающие в качестве подарка), а также табакерки, довольно часто имеющие на своей поверхности монаршее изображение. Среди сохраняемых в Кремле вещей присутствуют и подарки самим монархам. В первую очередь это специальные блюда, украшенные чеканными композициями, на которых императорам и императрицам подносились хлеб и соль.
Корона императрицы Екатерины I
1724.
Место изготовления: Россия, Петербург.
Материал: серебро.
Техника: литье, резьба, золочение, чеканка.
Размеры: Высота: 22,3 см,
окружность: 65,0 см.
Корона серебряная, позолоченная, с широкой подвижной дугой между двумя ажурными полушариями, укрепленными на широком гладком венце. Полушария ажурные резные, в виде ромбовидной сетки. С восьмилучевыми звездами внутри. Посередине и по краю полушарий, на дуге и по венцу - широкая гладкая полоса со следами от украшений.
Между полушариями и венцом укреплен ободок с резными фигурными чеканными "травками"-зубцами с многочисленными отверстиями от украшений.
На ленте дуги резная надпись: "Ея величества Всепресветлейшая государыня императрица всероссийская Екатерина Алексеевна коронована в Москве въ 7 день маiя по есть в четвертокъ 1724 году". | |
Корона императрицы Екатерины I
1724.
Место изготовления: Россия, Петербург.
Материал: серебро.
Техника: литье, резьба, золочение, чеканка.
Размеры: Высота: 22,3 см,
окружность: 65,0 см.
Корона серебряная, позолоченная, с широкой подвижной дугой между двумя ажурными полушариями, укрепленными на широком гладком венце. Полушария ажурные резные, в виде ромбовидной сетки. С восьмилучевыми звездами внутри. Посередине и по краю полушарий, на дуге и по венцу - широкая гладкая полоса со следами от украшений.
Между полушариями и венцом укреплен ободок с резными фигурными чеканными "травками"-зубцами с многочисленными отверстиями от украшений.
На ленте дуги резная надпись: "Ея величества Всепресветлейшая государыня императрица всероссийская Екатерина Алексеевна коронована в Москве въ 7 день маiя по есть в четвертокъ 1724 году". |
Корона императрицы Анны Иоанновны
Мастер: Дункель Готлиб-Вильгельм (?)
1730-1731 гг.
Место изготовления: Петербург.
Материал: золото, серебро, камни драгоценные.
Техника: литье, чеканка, резьба, золочение.
Размеры: Высота: 31,3 см.
Длина обруча: 68,0 см.
Согласно описи 1745 г. корона поступила в Оружейную палату в 1741 г.
Корона золоченая, из 2-х полушарий, с драгоценными камнями и турмалином под крестом, с крестом на дуге, расположенной между двумя полушариями, с широким гладким венцом.
Полушария ажурные, резные, с узором ромбовидной сетки, с восьмилучевыми звездами внутри ромбов. На дуге, на широких лентах по краю и в середине полушарий между двумя сплошными рядами алмазов укреплены отдельные крупные алмазы и другие камни в высоких кастах, между которыми - запоны в виде стилизованных цветов с алмазами. На перекрестьях и звездах сетки полушарий - алмазы.
Над центром дуги вверху - неправильной формы громадный турмалин в обводке - петле из алмазов. На турмалине - крест из алмазов.
На венце между двумя сплошными рядами алмазов "цветочные" запоны из алмазов и отдельные крупные драгоценные камни в окружении четырех более мелких алмазов. | |
Корона императрицы Анны Иоанновны
Мастер: Дункель Готлиб-Вильгельм (?)
1730-1731 гг.
Место изготовления: Петербург.
Материал: золото, серебро, камни драгоценные.
Техника: литье, чеканка, резьба, золочение.
Размеры: Высота: 31,3 см.
Длина обруча: 68,0 см.
Согласно описи 1745 г. корона поступила в Оружейную палату в 1741 г.
Корона золоченая, из 2-х полушарий, с драгоценными камнями и турмалином под крестом, с крестом на дуге, расположенной между двумя полушариями, с широким гладким венцом.
Полушария ажурные, резные, с узором ромбовидной сетки, с восьмилучевыми звездами внутри ромбов. На дуге, на широких лентах по краю и в середине полушарий между двумя сплошными рядами алмазов укреплены отдельные крупные алмазы и другие камни в высоких кастах, между которыми - запоны в виде стилизованных цветов с алмазами. На перекрестьях и звездах сетки полушарий - алмазы.
Над центром дуги вверху - неправильной формы громадный турмалин в обводке - петле из алмазов. На турмалине - крест из алмазов.
На венце между двумя сплошными рядами алмазов "цветочные" запоны из алмазов и отдельные крупные драгоценные камни в окружении четырех более мелких алмазов. |
Держава
Первая четверть XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: золото, серебро.
Техника: литье, чеканка.
Размеры: Высота: 17,3 см,
длина окружности: 32,8 см,
диаметр основания: 5,9 см.
Поступила в 1728 г. при указе Петра II от 30 марта.
Держава золотая, с крестом, на основании, с ручкой, украшена ажурными накладными серебряными поясками.
1.Корпус державы выполнен в виде шара, смонтированного из двух гладких полусфер, с двумя ажурными серебряными поясками со стилизованным растительным узором - в верхней части шара; с гладким серебряным четырехконечным крестом наверху.
Основание гладкое, круглое, невысокое. Профилировано по бортику, на винте с круглой выпуклой головкой. К корпусу державы крепится четырехугольной фигурной гайкой.
2.Ручка серебряная, позолоченная, съемная, гладкая, в виде балясины, суживающейся к середине, на толстом винте. | |
Держава
Первая четверть XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: золото, серебро.
Техника: литье, чеканка.
Размеры: Высота: 17,3 см,
длина окружности: 32,8 см,
диаметр основания: 5,9 см.
Поступила в 1728 г. при указе Петра II от 30 марта.
Держава золотая, с крестом, на основании, с ручкой, украшена ажурными накладными серебряными поясками.
1.Корпус державы выполнен в виде шара, смонтированного из двух гладких полусфер, с двумя ажурными серебряными поясками со стилизованным растительным узором - в верхней части шара; с гладким серебряным четырехконечным крестом наверху.
Основание гладкое, круглое, невысокое. Профилировано по бортику, на винте с круглой выпуклой головкой. К корпусу державы крепится четырехугольной фигурной гайкой.
2.Ручка серебряная, позолоченная, съемная, гладкая, в виде балясины, суживающейся к середине, на толстом винте. |
Кресло тронное императрицы Елизаветы Петровны
Середина XVIII в.
Место изготовления: Россия (?).
Материал: дуб, бархат, нить золотная.
Техника: резьба, золочение, вышивка, аппликация.
Размеры: Высота: 212,0 см,
ширина: 100,0 см,
глубина: 76,0 см (сидения).
Кресло тронное деревянное, с фигурной формы, украшенное высокорельефной позолоченной резьбой, со спинкой и сиденьем, обтянутыми алым бархатом и рельефными аппликациями на спинке. | |
Кресло тронное императрицы Елизаветы Петровны
Середина XVIII в.
Место изготовления: Россия (?).
Материал: дуб, бархат, нить золотная.
Техника: резьба, золочение, вышивка, аппликация.
Размеры: Высота: 212,0 см,
ширина: 100,0 см,
глубина: 76,0 см (сидения).
Кресло тронное деревянное, с фигурной формы, украшенное высокорельефной позолоченной резьбой, со спинкой и сиденьем, обтянутыми алым бархатом и рельефными аппликациями на спинке. |
Кресло тронное иператора Павла I
1796 (?)
Место изготовления: Россия
Материал: береза, бархат, тесьма
Техника: резьба, аппликация, шитье
Размеры: Высота: 182,0 см,
ширина: 86,0 см,
глубина: 57,0 см (сиденье).
Кресло тронное деревянное, золоченое, с высокорельефной резьбой и обивкой из красного бархата, с шитьем и аппликацией. | |
Кресло тронное иператора Павла I
1796 (?)
Место изготовления: Россия
Материал: береза, бархат, тесьма
Техника: резьба, аппликация, шитье
Размеры: Высота: 182,0 см,
ширина: 86,0 см,
глубина: 57,0 см (сиденье).
Кресло тронное деревянное, золоченое, с высокорельефной резьбой и обивкой из красного бархата, с шитьем и аппликацией. |
Платье императрицы Екатерины I, коронационное
1724 г.
Место изготовления: Россия (?), Франция (шелк (гроденапль) - Франция, начало XVIII века).
Материал: канитель, нить льняная, нить серебряная, нить шелковая.
Техника: вышивка, ткачество, шитье.
Размеры: Длина: 105 см,
подол: 400 см,
длина: 350 см.
Основное собрание Оружейной палаты.
Платье (корсаж, юбка, шлейф) из темно-вишневого шелка, дублировано льняным суровым полотном, на белой шелковой подкладке из тафты, почти сплошь украшено декоративной рельефной вышивкой серебряной нитью. Корсаж - жесткий, проложен пластинами китового уса, с длинным выпуклым шнипом, с глубоким овальным декольте, с широкими короткими рукавами, со шнурованием на спине, на подкладке из белой тафты. Рукава уложены односторонними складками, внизу - небольшие отвороты-валики. На корсаже по талии - нашиты обтянутые тканью широкие эластичные зубцы с пластинами китового уса. На спинке корсажа внизу - два больших крючка. Юбка длинная, широкая по талии, заложена расходящимися от середины широкими односторонними складками, на завязках, с глубокими внутренними карманами по бокам. Шлейф длинный, ластообразный, в мелкую складку по талии, на узком фигурном пояске с крючками на внутренней стороне. На шлейфе, на длинной красной тесьме закреплена бумага с надписью: "Императрицы Екатерины I". Платье украшено рельефной вышивкой гладью серебряной нитью с канителью и битью пышным стилизованным цветочно-растительным орнаментом, завитками, гирляндами, коронами с развевающимися лентами. | |
Платье императрицы Екатерины I, коронационное
1724 г.
Место изготовления: Россия (?), Франция (шелк (гроденапль) - Франция, начало XVIII века).
Материал: канитель, нить льняная, нить серебряная, нить шелковая.
Техника: вышивка, ткачество, шитье.
Размеры: Длина: 105 см,
подол: 400 см,
длина: 350 см.
Основное собрание Оружейной палаты.
Платье (корсаж, юбка, шлейф) из темно-вишневого шелка, дублировано льняным суровым полотном, на белой шелковой подкладке из тафты, почти сплошь украшено декоративной рельефной вышивкой серебряной нитью. Корсаж - жесткий, проложен пластинами китового уса, с длинным выпуклым шнипом, с глубоким овальным декольте, с широкими короткими рукавами, со шнурованием на спине, на подкладке из белой тафты. Рукава уложены односторонними складками, внизу - небольшие отвороты-валики. На корсаже по талии - нашиты обтянутые тканью широкие эластичные зубцы с пластинами китового уса. На спинке корсажа внизу - два больших крючка. Юбка длинная, широкая по талии, заложена расходящимися от середины широкими односторонними складками, на завязках, с глубокими внутренними карманами по бокам. Шлейф длинный, ластообразный, в мелкую складку по талии, на узком фигурном пояске с крючками на внутренней стороне. На шлейфе, на длинной красной тесьме закреплена бумага с надписью: "Императрицы Екатерины I". Платье украшено рельефной вышивкой гладью серебряной нитью с канителью и битью пышным стилизованным цветочно-растительным орнаментом, завитками, гирляндами, коронами с развевающимися лентами. |
Платье коронационное императрицы Анны Иоанновны
1730 г.
Место изготовления: Россия.
Материал: парча, шелк, кружево золотное, тесьма.
Техника: шитье.
Размеры: Длина юбки: 112 см,
ширина подола: 340 см (юбки),
длина шлейфа: 300 см,
ширина: 6-7 см (кружева узкого).
Платье (корсаж, юбка, шлейф) из узорчатой алой парчи, на шелковой и парчевой подкладке, украшено золотным плетеным кружевом и тесьмой. Корсаж - жесткий, проложен пластинами китового уса, с длинным выпуклым шнипом, с глубоким овальным декольте, с широкими короткими рукавами, с шнурованием на спинке, на подкладке из белой тафты. Рукава на спинке заложены в мелкие односторонние складки, внизу, по краю - небольшие отвороты-валики, подложенные ватой. На корсаже по талии пришиты обтянутые парчей широкие эластичные зубцы с пластинами из китового уса. Некоторые зубцы украшены ажурным золотным кружевом. На корсаже спереди у декольте пришиты два узких, витых, длинных, золотных шнура. Юбка длинная, широкая, по талии заложена со складки с глубокими внутренними карманами в боковых швах, на завязках, с подпушкой из шелковой полосатой ткани, почти на всю высоту украшена широким плетеным золотным кружевом с крупным стилизованным растительно-цветочным орнаментом. Шлейф - длинный, неширокий, спрямленный на конце, заложен в мелкую складку по талии, с пришитым узким фигурным пояском с крючками на внутренней стороне. Декольте, отвороты, конструктивные швы корсажа, шлейф по краю украшены плетеным золотным узким кружевом с зубчатым краем. | |
Платье коронационное императрицы Анны Иоанновны
1730 г.
Место изготовления: Россия.
Материал: парча, шелк, кружево золотное, тесьма.
Техника: шитье.
Размеры: Длина юбки: 112 см,
ширина подола: 340 см (юбки),
длина шлейфа: 300 см,
ширина: 6-7 см (кружева узкого).
Платье (корсаж, юбка, шлейф) из узорчатой алой парчи, на шелковой и парчевой подкладке, украшено золотным плетеным кружевом и тесьмой. Корсаж - жесткий, проложен пластинами китового уса, с длинным выпуклым шнипом, с глубоким овальным декольте, с широкими короткими рукавами, с шнурованием на спинке, на подкладке из белой тафты. Рукава на спинке заложены в мелкие односторонние складки, внизу, по краю - небольшие отвороты-валики, подложенные ватой. На корсаже по талии пришиты обтянутые парчей широкие эластичные зубцы с пластинами из китового уса. Некоторые зубцы украшены ажурным золотным кружевом. На корсаже спереди у декольте пришиты два узких, витых, длинных, золотных шнура. Юбка длинная, широкая, по талии заложена со складки с глубокими внутренними карманами в боковых швах, на завязках, с подпушкой из шелковой полосатой ткани, почти на всю высоту украшена широким плетеным золотным кружевом с крупным стилизованным растительно-цветочным орнаментом. Шлейф - длинный, неширокий, спрямленный на конце, заложен в мелкую складку по талии, с пришитым узким фигурным пояском с крючками на внутренней стороне. Декольте, отвороты, конструктивные швы корсажа, шлейф по краю украшены плетеным золотным узким кружевом с зубчатым краем. |
Парадная пара (кафтан и камзол) императора Петра II
Франция (?),
1727-1730 гг.
Бархат, парча, шелк, золотные нити, золотное кружево. Ткачество, шитье, плетение. Длина: 114,5 см. (кафтана). Длина: 105,0 см. (камзола). ширина: 292 см, длина рукава: 56 - 35 см.
Кафтан из темно-вишневого рытого бархата, длинный, распашной, приталенный, сильно расширен книзу, без воротника, с маленькой проймой полудлинных, узких, серповидных рукавов с большими обшлагами, с двумя внутренними карманами, с разрезом сзади, на шелковой подкладке, украшен широким накладным кружевом, пуговицами.
Спинка кафтана со швом посередине, по бокам на талии вшиты уложенные в складки и с разрезом клинья. На правом плече, по шву, закреплена золотная крученая тесьма с пуговицей у горловины. Карманы с большими фигурными клапанами. Обшлага - жесткие, широкие, выполнены из светло-вишневой парчи с золотным цветовым узором, не зашиты по внешнему шву, на подкладке из вишневого шелкового репса. Полы, обшлага, карманы, разрезы украшены золотным кружевом с цветочно-растительным орнаментом, частично плетеным, частично шитым гладью с различными сетками. По краю правой полы, по контуру клапанов карманов, на обшлагах, спинке — пуговицы круглые, обтяжные.
Бархат рытый с узором из расположенных в шахматном порядке различных розеток, охваченных веточками листьев.
Казол из парчи с золотным цветочно-растительным узором на вишневом шелковом фоне.
Камзол длинный, приталенный, расширен книзу, без воротника, с маленькой проймой узких серповидных рукавов, с застежкой спереди, с разрезами по бокам и сзади, с фигурными клапанами на двух внутренних карманах, на подкладке, украшен кружевом.
Рукава, спинка до талии, подкладка - из белого шелкового полотна.
Полы, карманы, подол (до боковых разрезов) украшены плетеным золотным кружевом, обтяжными круглыми пуговицами.
Застежка на одну пуговицу, у горловины; остальные петли на левой поле —ложные. | |
Парадная пара (кафтан и камзол) императора Петра II
Франция (?),
1727-1730 гг.
Бархат, парча, шелк, золотные нити, золотное кружево. Ткачество, шитье, плетение. Длина: 114,5 см. (кафтана). Длина: 105,0 см. (камзола). ширина: 292 см, длина рукава: 56 - 35 см.
Кафтан из темно-вишневого рытого бархата, длинный, распашной, приталенный, сильно расширен книзу, без воротника, с маленькой проймой полудлинных, узких, серповидных рукавов с большими обшлагами, с двумя внутренними карманами, с разрезом сзади, на шелковой подкладке, украшен широким накладным кружевом, пуговицами.
Спинка кафтана со швом посередине, по бокам на талии вшиты уложенные в складки и с разрезом клинья. На правом плече, по шву, закреплена золотная крученая тесьма с пуговицей у горловины. Карманы с большими фигурными клапанами. Обшлага - жесткие, широкие, выполнены из светло-вишневой парчи с золотным цветовым узором, не зашиты по внешнему шву, на подкладке из вишневого шелкового репса. Полы, обшлага, карманы, разрезы украшены золотным кружевом с цветочно-растительным орнаментом, частично плетеным, частично шитым гладью с различными сетками. По краю правой полы, по контуру клапанов карманов, на обшлагах, спинке — пуговицы круглые, обтяжные.
Бархат рытый с узором из расположенных в шахматном порядке различных розеток, охваченных веточками листьев.
Казол из парчи с золотным цветочно-растительным узором на вишневом шелковом фоне.
Камзол длинный, приталенный, расширен книзу, без воротника, с маленькой проймой узких серповидных рукавов, с застежкой спереди, с разрезами по бокам и сзади, с фигурными клапанами на двух внутренних карманах, на подкладке, украшен кружевом.
Рукава, спинка до талии, подкладка - из белого шелкового полотна.
Полы, карманы, подол (до боковых разрезов) украшены плетеным золотным кружевом, обтяжными круглыми пуговицами.
Застежка на одну пуговицу, у горловины; остальные петли на левой поле —ложные. |
Корсаж, шлейф и юбка от коронационного платья императрицы Елизаветы Петровны
1742 г.
Место изготовления: Россия.
Материал: парча, шелк, позумент золотный (с битью).
Техника: ткачество, шитье.
Размеры: Длина юбки: 110 см
ширина подола юбки: 400 см
длина: 240 см (шлейфа).
Основное собрание Оружейной палаты.
Платье (корсаж, юбка, шлейф) на фижмах, из серебряной гладкой парчи-глазета, на шелковой подкладке; украшено фалбалами из широкого золотного позумента. Корсаж жесткий, проложен пластинами китового уса, с небольшим шнипом, с глубоким овальным декольте, подложенным металлическим обручем по краю, с шнурованием спереди и сзади. Застежка спереди - внутренняя, прикрытая подкройной фигурной косой полочкой. На корсаже, по талии, пришиты узкие эластичные зубцы, прикрытые накладными из глазета, частично украшенными позументом. Юбка длинная, широкая, с глубокой встречной складкой спереди, по талии - мягко собрана, на завязках, с подпушкой из белой шелковой ткани. Шлейф небольшой, широкий, спрямлен на конце, по талии заложен в складку, на пришитом фигурном, узком пояске с крючками на внутренней стороне, на подкладке из белой шелковой ткани (тафты). Корсаж, юбка, шлейф украшены большими плоскими фалбалами, выложенными зи широкого золотного позумента с битью. | |
Корсаж, шлейф и юбка от коронационного платья императрицы Елизаветы Петровны
1742 г.
Место изготовления: Россия.
Материал: парча, шелк, позумент золотный (с битью).
Техника: ткачество, шитье.
Размеры: Длина юбки: 110 см
ширина подола юбки: 400 см
длина: 240 см (шлейфа).
Основное собрание Оружейной палаты.
Платье (корсаж, юбка, шлейф) на фижмах, из серебряной гладкой парчи-глазета, на шелковой подкладке; украшено фалбалами из широкого золотного позумента. Корсаж жесткий, проложен пластинами китового уса, с небольшим шнипом, с глубоким овальным декольте, подложенным металлическим обручем по краю, с шнурованием спереди и сзади. Застежка спереди - внутренняя, прикрытая подкройной фигурной косой полочкой. На корсаже, по талии, пришиты узкие эластичные зубцы, прикрытые накладными из глазета, частично украшенными позументом. Юбка длинная, широкая, с глубокой встречной складкой спереди, по талии - мягко собрана, на завязках, с подпушкой из белой шелковой ткани. Шлейф небольшой, широкий, спрямлен на конце, по талии заложен в складку, на пришитом фигурном, узком пояске с крючками на внутренней стороне, на подкладке из белой шелковой ткани (тафты). Корсаж, юбка, шлейф украшены большими плоскими фалбалами, выложенными зи широкого золотного позумента с битью. |
Мантия императрицы Елизаветы Петровны (?)
Четвертое десятилетие XVIII в.
Место изготовления: Россия (?)
Материал: нить серебряная, канитель, бить, нить хлопчатобумажная.
Техника: плетение, аппликация, шитье.
Размеры: Длина: 560 см,
ширина: 233 см,
ширина: 8,5 см (кружевной полосы).
Мантия серебряная, кружевная, длинная, широкая, собрана по верхнему краю, с длинными кистями на фигурных шнурах. Мантия сшита из широких, горизонтальных, ажурных кружевных полос с различными крупноячеистыми сетками в четырехчастных ромбовидных картушах, по краю проложенных плотной серебряной тесьмой. Линия соединения полос (вне картушей) украшена накладными ажурными, фигурными розетками. С трех сторон по краю мантии пришит волан из узкого, серебряного, фестончатого кружева, шов прикрыт узенькой серебряной тесьмой. Наверху, около верхнего края, мантия собрана на толстую хлопчатобумажную нить, скрепленную спереди длинными, фигурными, плетеными серебряными шнурами с перехватами и большими сложными кистями, украшенными сетками из канители. | |
Мантия императрицы Елизаветы Петровны (?)
Четвертое десятилетие XVIII в.
Место изготовления: Россия (?)
Материал: нить серебряная, канитель, бить, нить хлопчатобумажная.
Техника: плетение, аппликация, шитье.
Размеры: Длина: 560 см,
ширина: 233 см,
ширина: 8,5 см (кружевной полосы).
Мантия серебряная, кружевная, длинная, широкая, собрана по верхнему краю, с длинными кистями на фигурных шнурах. Мантия сшита из широких, горизонтальных, ажурных кружевных полос с различными крупноячеистыми сетками в четырехчастных ромбовидных картушах, по краю проложенных плотной серебряной тесьмой. Линия соединения полос (вне картушей) украшена накладными ажурными, фигурными розетками. С трех сторон по краю мантии пришит волан из узкого, серебряного, фестончатого кружева, шов прикрыт узенькой серебряной тесьмой. Наверху, около верхнего края, мантия собрана на толстую хлопчатобумажную нить, скрепленную спереди длинными, фигурными, плетеными серебряными шнурами с перехватами и большими сложными кистями, украшенными сетками из канители. |
Корсаж, шлейф и юбка от коронационного платья императрицы Екатерины II
Кружево - Франция, Алансон (?), вторая половина XVIII в.
1762 г.
Место изготовления: Россия.
Материал: парча, шелк, нить шелковая, нить серебряная, нить льняная, позумент серебряный.
Техника: шитье, аппликация, вышивка.
Размеры: Длина юбки: 110 см,
ширина подола юбки: 500 см,
длина шлейфа: 350 см,
длина рукава: 25-35 см,
ширина: 8 см (кружева).
Платье (корсаж, юбка, шлейф) на фижмах, из серебряной гладкой парчи - глазета, на шелковой подкладке из белой тафты, украшено кружевом и шитыми накладными орлами. Корсаж жесткий, проложен пластинами китового уса, с длинным выпуклым шнипом, короткими рукавами, шнурованьем на спинке, на подкладке из белой тафты. Рукава - "пагода" из белой тафты, узкие, до локтя, с тонким льняным кружевом в несколько рядов по краю. На корсаже по талии пришиты эластичные зубцы с пластинами из китового уса, обтянутые тафтой и, частично, глазетом. По краю декольте - узкое фестончатое тонкое льняное кружево, шитое иглой. Юбка - длинная, широкая, по талии заложена мягкими складками, на завязках, с широкой подпушкой из белой тафты. Шлейф - длинный, широкий, ластообразный заложен складками по талии, на пришитом узком пояске с крючками на внутренней стороне, на подкладке. По краю шлейфа - серебряный неширокий позумент. Платье украшено накладными, аппликативными, шитыми цветными шелками, золоченой нитью с битью большими двуглавыми орлами с гербом Москвы в щитке (мишени) на груди (на корсаже - 8, юбке - 80, шлейфе - 84 орла). | |
Корсаж, шлейф и юбка от коронационного платья императрицы Екатерины II
Кружево - Франция, Алансон (?), вторая половина XVIII в.
1762 г.
Место изготовления: Россия.
Материал: парча, шелк, нить шелковая, нить серебряная, нить льняная, позумент серебряный.
Техника: шитье, аппликация, вышивка.
Размеры: Длина юбки: 110 см,
ширина подола юбки: 500 см,
длина шлейфа: 350 см,
длина рукава: 25-35 см,
ширина: 8 см (кружева).
Платье (корсаж, юбка, шлейф) на фижмах, из серебряной гладкой парчи - глазета, на шелковой подкладке из белой тафты, украшено кружевом и шитыми накладными орлами. Корсаж жесткий, проложен пластинами китового уса, с длинным выпуклым шнипом, короткими рукавами, шнурованьем на спинке, на подкладке из белой тафты. Рукава - "пагода" из белой тафты, узкие, до локтя, с тонким льняным кружевом в несколько рядов по краю. На корсаже по талии пришиты эластичные зубцы с пластинами из китового уса, обтянутые тафтой и, частично, глазетом. По краю декольте - узкое фестончатое тонкое льняное кружево, шитое иглой. Юбка - длинная, широкая, по талии заложена мягкими складками, на завязках, с широкой подпушкой из белой тафты. Шлейф - длинный, широкий, ластообразный заложен складками по талии, на пришитом узком пояске с крючками на внутренней стороне, на подкладке. По краю шлейфа - серебряный неширокий позумент. Платье украшено накладными, аппликативными, шитыми цветными шелками, золоченой нитью с битью большими двуглавыми орлами с гербом Москвы в щитке (мишени) на груди (на корсаже - 8, юбке - 80, шлейфе - 84 орла). |
Карета четырехместная типа "большая карета". Франция, 1721
Дуб, бархат, медь.
Резьба по дереву, позолота по левкасу, живопись маслом.
Длина 550, ширина 210, высота 200.
Принадлежала Анне Петровне, дочери Петра I, и ее супругу, принцу Голштинии Фридриху Карлу. Затем Петру III. Поступила с Московского Колымажного двора в 1834 г.
Карета украшена живописью и золоченой резьбой по дереву в стиле регентства. Карета изготовлена во Франции в начале XVIII века. По мнению одних исследователей она принадлежала голштинскому принцу Карлу Фридриху, прибывшему в 1721 году в Петербург в качестве жениха дочери Петра I Анны Петровны. По другой версии, экипаж является свадебным подарком Петра I своей дочери, которая вместе с мужем уехала на нем в Голштинию. Возможно, в 1742 году в этом экипаже приехал в Россию сын Анны Петровны - будущий император Петр III. Карета привлекает внимание красотой силуэта и совершенством пропорций. У нее есть рессоры, поворотный круг, козлы для кучера, запятки для гайдука и закрепленная внутри кузова подножка. Резной золоченый узор кареты и живописные изображения путти, муз и нимф выполнены в стиле «регентства» - модном направлении французского искусства этого времени.
На боковых стенках кареты - изогнутые резные полосы из переплетающихся резных завитков, листьев аканта и мелких стилизованных листьев. Между полосами на фоне дубовых веток изображены воинские доспехи: шлем и колчан с топориком, - с одной стороны шапка и кистями, сабля - с другой. Дверь кареты так же отделана резьбой. Середину ее украшают волнистые полосы из стилизованных листьев аканта и цветов в виде колокольчика; голова путти, увенчанная венком из многолепестковых цветков; дубовые листья, щит и стрелы. В нижней части дверь разрезается тремя узкими резными планками из мелких листьев аканта и колокольчиков. Боковые и нижняя филенки выполнены в виде двух полос; узкой - из листьев аканта, широкой - из четырехлепестковых цветов, листиков, ромбиков и завитков. Подножка экипажа украшена резными стилизованными колокольчиками и завитками. На передке - военные атрибуты (колчаны со стрелами и сабля) на фоне веток с узкими листьями. Изображения окаймлены зигзагообразной полосой из стилизованных колокольчиков и листьев аканта. В центре полосы - голова путти, увенчанная венком. Задняя стенка кузова не имеет окна, она разделена на две половины. Делящая ее волнистая перекладина оформлена стилизованными колокольчиками, листьями аканта и четырехлепестковыми цветами. В середине этой филенки хорошенькая головка Путти. В верхней части этой стенки из резных многолепестковых узоров, колокольчиков и плетенки создана рамка. Карниз экипажа исполнен в виде крупных стилизованных колокольчиков и плетенки. Наличники дверных и оконных рам отделаны резными колокольчиками, и накладками из листьев аканта и пятилепестковых цветов. Около стекла рама из медных гвоздей. Края кузова завершают многолепестковые цветы, колчаны со стрелами, крупные завитки аканта, украшенные жемчугом и гирляндами из цветов. В центре каждого края, на спуске, мужская голова в шапке из перьев. Нижние углы кареты заканчиваются крупным завитком, украшенным жемчужником, шестилепестковыми цветами в кругах. Убранство кареты дополняет живопись из древнегреческой мифологии. На боковых стенках изображены Эрот в образе красивого юноши с луком и стрелами, амуры с крыльями Эльфа, с трубами и литаврами. Рисунки оконтурены рамкой из вьющихся растений. На дверях написаны, в центре, на фоне вьющихся растений и подвесных гирлянд герб русского государства под короной, маскарон льва и по бокам сидящие на резном постаменте муза истории Клио и Евтерпа - муза лирической поэзии. Постамент украшают литые фигуры оленей. В нижней части двери изображены военные атрибуты и стилизованные листья. На передке кареты возвышается постамент и величественные фигуры муз: Талии, музы комедии и Мельпомены, музы трагедии, изображенной с венком в руках. В верхней части передка изображен герб российского государства, подвесные гирлянды из цветов и летающие амуры. На задней стенке кузова даны два сюжета: вверху написан гористый пейзаж, синее небо, небольшая аллея и сидящие ореады (горные нимфы). Взгляд их обращен к музе трагедии. В нижней половине - Урания, муза астрономии и Мельпомена. Крыша кареты выпуклая, обтянута черной кожей. По краю ее проходит два ряда гвоздей и широкая медная полоса из листьев аканта и многолепестковых цветов. На крыше 8 литых медных ваз с листьями аканта, по 4 - на каждой из боковых сторон. Внутри карета обита итальянским бархатом голубого цвета с растительным узором. Подушка сиденья такого же бархата, обшита узким серебряным галуном. Намет такого же бархата. Подзор отделан золотой бахромой. Экипаж имеет 5 окон и 2 двери с зеркальными стеклами. На окнах занавески голубого штофа с бахромой из пряденого золота. Ручки медные чеканные. Передок кареты украшен золоченой резьбой. На нижней перекладине
резные стилизованные колокольчики и плетенка; завершается перекладина с обеих сторон фигурами львов. Козлы поддерживают Эроты с колчанами и стрелами в руках. Под козлы вмонтирована подножка, окрашенная в красный цвет и с наружной стороны, отделанная жемчужником и листьями аканта. В центре ее крупная стилизованная раковина и мужская голова в шапке из перьев. Задок кареты сделан наподобие резной рамки. Верхняя часть рамки украшена двумя женскими фигурами, жемчужником и овальным клеймом, в центре которого написан масляными красками герб русского государства. На нижней перекладине резные аканты, воинские доспехи; в середине - две женские головы, фигуры львов по краям. Верхнюю и нижнюю перекладины соединяют Эроты. Они несут на руках верхнюю часть рамки. Шесть ремней, на которых подвешен кузов, обтянуты красной кожей с белой строчкой. Пряжки на ремнях медные. Дышло, оглобли окрашены в красный цвет дерева. Колеса также покрыты краской и отделаны золоченой плетенкой. Экипаж имеет стальные рессоры, поворотный круг и "лебяжью шейку". Поворотный круг деревянный с золочеными завитками, жемчужником и плетенкой. Рессоры прикрыты медными прорезными пластинками. На передних рессорах они сделаны в виде женской головы и завитков, на задних - наподобие цветков и завитков. | |
Карета четырехместная типа "большая карета". Франция, 1721
Дуб, бархат, медь.
Резьба по дереву, позолота по левкасу, живопись маслом.
Длина 550, ширина 210, высота 200.
Принадлежала Анне Петровне, дочери Петра I, и ее супругу, принцу Голштинии Фридриху Карлу. Затем Петру III. Поступила с Московского Колымажного двора в 1834 г.
Карета украшена живописью и золоченой резьбой по дереву в стиле регентства. Карета изготовлена во Франции в начале XVIII века. По мнению одних исследователей она принадлежала голштинскому принцу Карлу Фридриху, прибывшему в 1721 году в Петербург в качестве жениха дочери Петра I Анны Петровны. По другой версии, экипаж является свадебным подарком Петра I своей дочери, которая вместе с мужем уехала на нем в Голштинию. Возможно, в 1742 году в этом экипаже приехал в Россию сын Анны Петровны - будущий император Петр III. Карета привлекает внимание красотой силуэта и совершенством пропорций. У нее есть рессоры, поворотный круг, козлы для кучера, запятки для гайдука и закрепленная внутри кузова подножка. Резной золоченый узор кареты и живописные изображения путти, муз и нимф выполнены в стиле «регентства» - модном направлении французского искусства этого времени.
На боковых стенках кареты - изогнутые резные полосы из переплетающихся резных завитков, листьев аканта и мелких стилизованных листьев. Между полосами на фоне дубовых веток изображены воинские доспехи: шлем и колчан с топориком, - с одной стороны шапка и кистями, сабля - с другой. Дверь кареты так же отделана резьбой. Середину ее украшают волнистые полосы из стилизованных листьев аканта и цветов в виде колокольчика; голова путти, увенчанная венком из многолепестковых цветков; дубовые листья, щит и стрелы. В нижней части дверь разрезается тремя узкими резными планками из мелких листьев аканта и колокольчиков. Боковые и нижняя филенки выполнены в виде двух полос; узкой - из листьев аканта, широкой - из четырехлепестковых цветов, листиков, ромбиков и завитков. Подножка экипажа украшена резными стилизованными колокольчиками и завитками. На передке - военные атрибуты (колчаны со стрелами и сабля) на фоне веток с узкими листьями. Изображения окаймлены зигзагообразной полосой из стилизованных колокольчиков и листьев аканта. В центре полосы - голова путти, увенчанная венком. Задняя стенка кузова не имеет окна, она разделена на две половины. Делящая ее волнистая перекладина оформлена стилизованными колокольчиками, листьями аканта и четырехлепестковыми цветами. В середине этой филенки хорошенькая головка Путти. В верхней части этой стенки из резных многолепестковых узоров, колокольчиков и плетенки создана рамка. Карниз экипажа исполнен в виде крупных стилизованных колокольчиков и плетенки. Наличники дверных и оконных рам отделаны резными колокольчиками, и накладками из листьев аканта и пятилепестковых цветов. Около стекла рама из медных гвоздей. Края кузова завершают многолепестковые цветы, колчаны со стрелами, крупные завитки аканта, украшенные жемчугом и гирляндами из цветов. В центре каждого края, на спуске, мужская голова в шапке из перьев. Нижние углы кареты заканчиваются крупным завитком, украшенным жемчужником, шестилепестковыми цветами в кругах. Убранство кареты дополняет живопись из древнегреческой мифологии. На боковых стенках изображены Эрот в образе красивого юноши с луком и стрелами, амуры с крыльями Эльфа, с трубами и литаврами. Рисунки оконтурены рамкой из вьющихся растений. На дверях написаны, в центре, на фоне вьющихся растений и подвесных гирлянд герб русского государства под короной, маскарон льва и по бокам сидящие на резном постаменте муза истории Клио и Евтерпа - муза лирической поэзии. Постамент украшают литые фигуры оленей. В нижней части двери изображены военные атрибуты и стилизованные листья. На передке кареты возвышается постамент и величественные фигуры муз: Талии, музы комедии и Мельпомены, музы трагедии, изображенной с венком в руках. В верхней части передка изображен герб российского государства, подвесные гирлянды из цветов и летающие амуры. На задней стенке кузова даны два сюжета: вверху написан гористый пейзаж, синее небо, небольшая аллея и сидящие ореады (горные нимфы). Взгляд их обращен к музе трагедии. В нижней половине - Урания, муза астрономии и Мельпомена. Крыша кареты выпуклая, обтянута черной кожей. По краю ее проходит два ряда гвоздей и широкая медная полоса из листьев аканта и многолепестковых цветов. На крыше 8 литых медных ваз с листьями аканта, по 4 - на каждой из боковых сторон. Внутри карета обита итальянским бархатом голубого цвета с растительным узором. Подушка сиденья такого же бархата, обшита узким серебряным галуном. Намет такого же бархата. Подзор отделан золотой бахромой. Экипаж имеет 5 окон и 2 двери с зеркальными стеклами. На окнах занавески голубого штофа с бахромой из пряденого золота. Ручки медные чеканные. Передок кареты украшен золоченой резьбой. На нижней перекладине
резные стилизованные колокольчики и плетенка; завершается перекладина с обеих сторон фигурами львов. Козлы поддерживают Эроты с колчанами и стрелами в руках. Под козлы вмонтирована подножка, окрашенная в красный цвет и с наружной стороны, отделанная жемчужником и листьями аканта. В центре ее крупная стилизованная раковина и мужская голова в шапке из перьев. Задок кареты сделан наподобие резной рамки. Верхняя часть рамки украшена двумя женскими фигурами, жемчужником и овальным клеймом, в центре которого написан масляными красками герб русского государства. На нижней перекладине резные аканты, воинские доспехи; в середине - две женские головы, фигуры львов по краям. Верхнюю и нижнюю перекладины соединяют Эроты. Они несут на руках верхнюю часть рамки. Шесть ремней, на которых подвешен кузов, обтянуты красной кожей с белой строчкой. Пряжки на ремнях медные. Дышло, оглобли окрашены в красный цвет дерева. Колеса также покрыты краской и отделаны золоченой плетенкой. Экипаж имеет стальные рессоры, поворотный круг и "лебяжью шейку". Поворотный круг деревянный с золочеными завитками, жемчужником и плетенкой. Рессоры прикрыты медными прорезными пластинками. На передних рессорах они сделаны в виде женской головы и завитков, на задних - наподобие цветков и завитков. |
Коляска летняя
Англия, 1770-е гг.
По рисунку С. Бутлера и И. Линелля (?)
Живопись - Англия, Россия, XVIII в.
Клен, бархат, нити золотные, бронза; резьба по дереву, живопись маслом, позолота по левкасу.
Высота 240, ширина 190, длина 410. П
одарок графа Григория Григорьевича Орлова императрице Екатерине II. До 1917 г. находилась в петербургском Придворном-Конюшенном музее, затем была перевезена в Москву. В 1926 г. поступила в Оружейную палату.
В виде гондолы, с крышей, с живописью и золоченой резьбой высокого рельефа.
Дверь представляет отъемную переднюю часть кузова. Кузов украшен живописью и золоченой резьбой. Живопись мифологического характера. На боковых стенках изображены Амфитрита со свитой в бушующем море, Фортуна у ног сидящей женщины. На задней стенке - Аполлон, играющий на лире, среди муз. На отъемной части - военные атрибуты, корзины с цветами. Резьба в виде сплетенных лавровых и дубовых ветвей с листьями. Внутренняя обивка зеленого бархата. Подушка такого же бархата. Передняя и задняя части стана украшены золоченой резьбой. На предке - фигуры орлов, маскарон Геркулеса, амуры, знамена и оружие. На задке - фигуры всадников, поражающих копьем дракона, головы дельфинов, маскарон Посейдона с веслом и трезубцем, большая раковина, образующая запятки коляски. Колеса, связи, валки и дышло с каннелюрами, перевитыми лентами. Некоторые детали резьбы дополнены металлическими частями (поводья коней, языки драконов). На колесах четыре медных чеканных колпака. Шины резиновые. Подножки обиты ковровой тканью. Ремни кожаные, обтянутые зеленым бархатом, с серебряным галуном. Пряжки медные, чеканные - четыре штуки. Намет зеленого бархата, с галуном, бахромой и кистями. В России в конце XVIII века были добавлены резные фигуры всадников, расписана отъемная передняя часть кузова.
В 1856 г. экипаж был заново позолочен, колеса обтянуты железными ободами с резиновыми шинами, пол и подножки обиты ковровой тканью. На задней стенке изображение по рисунку Р. Менгса.
Летняя коляска - подлинный шедевр каретного искусства XVIII столетия. Она была выполнена в Англии в 1770 году пот заказу графа Григория Орлова - известного фаворита Екатерины II - специально для подарка императрице. Двухместный экипаж предназначался для прогулок в теплое время года. В мемуарах того времени есть упоминания о выездах в этой изящной карете Екатерины II и Прасковьи Александровны Брюс - статс-дамы и близкой подруги императрицы.
Кузов коляски напоминает итальянскую гондолу. Чтобы в него сесть, нужно было отбросить так называемый фартук. Боковые стенки фартука напоминают крылья птицы, а запятки экипажа похожи на большую открытую раковину. Резной декор экипажа выполнен столь искусно, что производит впечатление тонкого литья. Прихотливо изгибающиеся дрожины, орлы с распахнутыми крыльями, всадники в шлемах и кольчугах на вздыбленных конях – все создает ощущение легкости, движения, полета.
Известно, что этот изящный и удобный экипаж использовался в XIX столетии во время коронационных церемоний Александра II и Александра III. | |
Коляска летняя
Англия, 1770-е гг.
По рисунку С. Бутлера и И. Линелля (?)
Живопись - Англия, Россия, XVIII в.
Клен, бархат, нити золотные, бронза; резьба по дереву, живопись маслом, позолота по левкасу.
Высота 240, ширина 190, длина 410. П
одарок графа Григория Григорьевича Орлова императрице Екатерине II. До 1917 г. находилась в петербургском Придворном-Конюшенном музее, затем была перевезена в Москву. В 1926 г. поступила в Оружейную палату.
В виде гондолы, с крышей, с живописью и золоченой резьбой высокого рельефа.
Дверь представляет отъемную переднюю часть кузова. Кузов украшен живописью и золоченой резьбой. Живопись мифологического характера. На боковых стенках изображены Амфитрита со свитой в бушующем море, Фортуна у ног сидящей женщины. На задней стенке - Аполлон, играющий на лире, среди муз. На отъемной части - военные атрибуты, корзины с цветами. Резьба в виде сплетенных лавровых и дубовых ветвей с листьями. Внутренняя обивка зеленого бархата. Подушка такого же бархата. Передняя и задняя части стана украшены золоченой резьбой. На предке - фигуры орлов, маскарон Геркулеса, амуры, знамена и оружие. На задке - фигуры всадников, поражающих копьем дракона, головы дельфинов, маскарон Посейдона с веслом и трезубцем, большая раковина, образующая запятки коляски. Колеса, связи, валки и дышло с каннелюрами, перевитыми лентами. Некоторые детали резьбы дополнены металлическими частями (поводья коней, языки драконов). На колесах четыре медных чеканных колпака. Шины резиновые. Подножки обиты ковровой тканью. Ремни кожаные, обтянутые зеленым бархатом, с серебряным галуном. Пряжки медные, чеканные - четыре штуки. Намет зеленого бархата, с галуном, бахромой и кистями. В России в конце XVIII века были добавлены резные фигуры всадников, расписана отъемная передняя часть кузова.
В 1856 г. экипаж был заново позолочен, колеса обтянуты железными ободами с резиновыми шинами, пол и подножки обиты ковровой тканью. На задней стенке изображение по рисунку Р. Менгса.
Летняя коляска - подлинный шедевр каретного искусства XVIII столетия. Она была выполнена в Англии в 1770 году пот заказу графа Григория Орлова - известного фаворита Екатерины II - специально для подарка императрице. Двухместный экипаж предназначался для прогулок в теплое время года. В мемуарах того времени есть упоминания о выездах в этой изящной карете Екатерины II и Прасковьи Александровны Брюс - статс-дамы и близкой подруги императрицы.
Кузов коляски напоминает итальянскую гондолу. Чтобы в него сесть, нужно было отбросить так называемый фартук. Боковые стенки фартука напоминают крылья птицы, а запятки экипажа похожи на большую открытую раковину. Резной декор экипажа выполнен столь искусно, что производит впечатление тонкого литья. Прихотливо изгибающиеся дрожины, орлы с распахнутыми крыльями, всадники в шлемах и кольчугах на вздыбленных конях – все создает ощущение легкости, движения, полета.
Известно, что этот изящный и удобный экипаж использовался в XIX столетии во время коронационных церемоний Александра II и Александра III. |
Мундир императора Hиколая I
1825 г.
Место изготовления: Россия.
Материал: сукно, ткань шерстяная, холст, нити золотные, золото, серебро, металл.
Техника: ткачество, шитье.
Размеры: Длина: 87,0 см,
длина рукава: 74,0 см.
Мундир общегенеральский фрачного покроя, однобортный, с воротником-стойкой, фигурными клапанами на лицевой стороне фалд и двумя прорезными карманами на фалдах с изнанки, с эполетами.
Мундир сшит из темно-зеленого сукна, воротник, обшлага и края фалд - из красного сукна. Застежка на семь пуговиц, на рукавах по две пуговицы, на клапанах - по две, у фалд - две. Пуговицы - круглые, крупные, металлические, гладкие. Hа воротнике и обшлагах - шитые золотными нитями и блестками лиственные гирлянды. Hа левой стороне груди пристегнуты серебряные звезды орденов св. Андрея Первозванного и св. Владимира. Эполеты шиты волоченым серебром, отделаны золотным трунцалом. Эполеты пристегнуты на пуговицы. Подкладка из красной шерстяной ткани - стамеда. Рукава и карманы подложены полотном. | |
Мундир императора Hиколая I
1825 г.
Место изготовления: Россия.
Материал: сукно, ткань шерстяная, холст, нити золотные, золото, серебро, металл.
Техника: ткачество, шитье.
Размеры: Длина: 87,0 см,
длина рукава: 74,0 см.
Мундир общегенеральский фрачного покроя, однобортный, с воротником-стойкой, фигурными клапанами на лицевой стороне фалд и двумя прорезными карманами на фалдах с изнанки, с эполетами.
Мундир сшит из темно-зеленого сукна, воротник, обшлага и края фалд - из красного сукна. Застежка на семь пуговиц, на рукавах по две пуговицы, на клапанах - по две, у фалд - две. Пуговицы - круглые, крупные, металлические, гладкие. Hа воротнике и обшлагах - шитые золотными нитями и блестками лиственные гирлянды. Hа левой стороне груди пристегнуты серебряные звезды орденов св. Андрея Первозванного и св. Владимира. Эполеты шиты волоченым серебром, отделаны золотным трунцалом. Эполеты пристегнуты на пуговицы. Подкладка из красной шерстяной ткани - стамеда. Рукава и карманы подложены полотном. |
|
|
|
| |