|
|
|
Расширение государственной территории
Царь Ивана IV и Избранная рада ( кружок талантливых государственных деятелей- дворянин Адашев А.Ф., священник Сильвестр, князья Воротынский, Курбский, бояре Шереметьевы. дьяк Висковатый) осуществили целую серию реформ. Избранную раду поддерживал митрополит Макарий. Задуманные преобразования должны были способствовать укреплению сильной центральной власти, т.е. формированию централированного государства.
Власть стремилась достич согласия между интересами государства и интересами нарождающихся сословий.
В годы правления Избранной рады было закончено создание системы новых центральных органов управления – приказов. Каждый приказ ведал определенными государственными делами. Посольский приказ, Челобитный приказ, Разрядный приказ ведал военным делом, сбором ополчения, Поместный приказ, Разбойный приказ. Все приказы находились в Кремле.
В 1550 году была проведена военная реформа. Стали создаваться СТРЕЛЕЦКИЕ ПОЛКИ , в которых мог служить любой свободный человек.
В коллекции Оружейной палаты хранится вооружение стрелецких полков.
Стрельцы – постоянное войско. Они были вооружены огнестрельным оружием – пищалями и холодным оружием – бердышами.
Наряду с внутренними преобразованиями Иван IV проводил энергичную внешнюю политику, которая привела к значительному расширению государственной территории русского государства.
-
Присоединение Казанского ханства. В августе 1552 года 150- тысячное русское войско подступило к Казани и осадило город. 2 октября 1552 года Казань была взята. После взятия Казани, Иван IV обещал населению сохранить занимаемые земли и мусульманскую веру , а также защитить от внешних врагов. Башкирские и удмурдские племена попросились «под высокую руку русского царя».
-
Присоединение Астраханского ханства произошло в 1556 году. Присоединение Казанского и Астраханского ханств обеспечило безопасность России на юге и юго-востоке, открыло пути для прямых торговых и политических контактов с восточными странами. Волга на всем ее протяжении стала русской рекой.
-
Покорение Западной Сибири. В 1555 году сибирский хан Едигер перешел в российское подданство. В царскую казну поступал налог мехами – ясак. Хан Кучум, потомок Чингисхана, завладевший ханским престолом, прекратил посылать налог и возобновил набеги на русские поселения Пермской земли.
-
В 1581 году на деньги купцов Строгановых был снаряжен отряд казаков под руководством атамана Ермака Тимофеевича. После гибели Ермака стрельцы покинкли Сибирь. В 1598 году хорошо вооруженный отряд стрельцов и казаков окончательно разгромил Кучума.
На завоеванных землях русские первопроходцы строили крепости- остроги, а потом города.В конце XVI века были построены Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Березов, Нарым. Вслед на казаками в Сибирь устремились торговые и служилые люди, беглые крестьяне.
Вхождение в состав России народов Сибири имело прогрессивное значение, так как избавляло их от грабежей соседей.
Присоединенные к России земли Поволжья получили название царства Казанского.
В Кремле был создан специальный орган –Приказ Казанского дворца. Он ведал сбором податей с нерусского населения
Иван Грозный
1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV официально принял титул царя, что соответствовало самодержавной форме его правления. Глава русской церкви митрополит Макарий после торжественного богослужения возложил на главу правителя России знаменитую шапку Мономаха.
Со времени венчания Ивана IV на царство церемониал придворной жизни приобрел особое значение, будь то вступление на престол или прием иноземных послов, парадный царский выезд на охоту или смотр войск. Его нормы складывались под воздействием теории государственной власти и должны были способствовать ее укреплению.
| |
Иван Грозный
1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV официально принял титул царя, что соответствовало самодержавной форме его правления. Глава русской церкви митрополит Макарий после торжественного богослужения возложил на главу правителя России знаменитую шапку Мономаха.
Со времени венчания Ивана IV на царство церемониал придворной жизни приобрел особое значение, будь то вступление на престол или прием иноземных послов, парадный царский выезд на охоту или смотр войск. Его нормы складывались под воздействием теории государственной власти и должны были способствовать ее укреплению.
|
|
Иван Грозный
|
Шапка Казанская
Москва,
мастерские Кремля ,
1553
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех соболя; чеканка, литье, резьба, чернь
Дл. окружности 65, в. 24,8
Музеи Московского Кремля, инв. № Р–4/1–2
Шапка Казанская, один из древнейших царских венцов России, относилась к важнейшим государственным реликвиям, история которых неразрывно связана с развитием и становлением российской государственности. Традиция, согласно которой золотой венец называется Шапкой Казанской, или «Шапкой казанского царя Симеона», восходит к описям царской казны XVII в., самая древняя из которых относится к 1642 г. Казанский царь Симеон, упоминаемый в описях, – это Едигер, последний правитель Казанского ханства. После взятия Казани в 1553 г. русскими войсками под предводительством царя Ивана Грозного хан Едигер был привезен в Москву, где поступил на службу к русскому царю и был крещен с именем Симеон.
В документах XVII в. нет указаний на то, каким образом золотая шапка попала в царскую казну. Происходит из основного собрания Оружейной палаты
В литературе XIX в. появляются две дожившие до настоящего времени версии о происхождении венца. Согласно одной из них, «татарский» венец был сделан в Казани и привезен в Москву вместе с пленным ханом как военный трофей. По второй версии, которая кажется более вероятной, венец был создан в Москве кремлевскими ювелирами по указу Ивана Грозного в память о победе над Казань. О московском происхождении памятника свидетельствует ряд особенностей его оформления – например, использование черни на золоте, присутствие в орнаменте изящных растительных мотивов и цветочных розеток с прозрачной красной эмалью, находящих аналогии и в других столичных изделиях этого периода. Однако восточная в своей основе форма Шапки Казанской с ее пластинчатой тульей и округлым навершием, опоясывающие тулью лотосовидные «городки», характерное для искусства Востока сочетание красных и голубых камней указывают на то, что в работе над ней принимали участие восточные ювелиры, прибывшие в Москву в свите казанского хана, как отмечают источники. Каким бы ни было происхождение Шапки Казанской, она была и остается одним из раритетов истории России и символом ее воинской славы. | |
Шапка Казанская
Москва,
мастерские Кремля ,
1553
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех соболя; чеканка, литье, резьба, чернь
Дл. окружности 65, в. 24,8
Музеи Московского Кремля, инв. № Р–4/1–2
Шапка Казанская, один из древнейших царских венцов России, относилась к важнейшим государственным реликвиям, история которых неразрывно связана с развитием и становлением российской государственности. Традиция, согласно которой золотой венец называется Шапкой Казанской, или «Шапкой казанского царя Симеона», восходит к описям царской казны XVII в., самая древняя из которых относится к 1642 г. Казанский царь Симеон, упоминаемый в описях, – это Едигер, последний правитель Казанского ханства. После взятия Казани в 1553 г. русскими войсками под предводительством царя Ивана Грозного хан Едигер был привезен в Москву, где поступил на службу к русскому царю и был крещен с именем Симеон.
В документах XVII в. нет указаний на то, каким образом золотая шапка попала в царскую казну. Происходит из основного собрания Оружейной палаты
В литературе XIX в. появляются две дожившие до настоящего времени версии о происхождении венца. Согласно одной из них, «татарский» венец был сделан в Казани и привезен в Москву вместе с пленным ханом как военный трофей. По второй версии, которая кажется более вероятной, венец был создан в Москве кремлевскими ювелирами по указу Ивана Грозного в память о победе над Казань. О московском происхождении памятника свидетельствует ряд особенностей его оформления – например, использование черни на золоте, присутствие в орнаменте изящных растительных мотивов и цветочных розеток с прозрачной красной эмалью, находящих аналогии и в других столичных изделиях этого периода. Однако восточная в своей основе форма Шапки Казанской с ее пластинчатой тульей и округлым навершием, опоясывающие тулью лотосовидные «городки», характерное для искусства Востока сочетание красных и голубых камней указывают на то, что в работе над ней принимали участие восточные ювелиры, прибывшие в Москву в свите казанского хана, как отмечают источники. Каким бы ни было происхождение Шапки Казанской, она была и остается одним из раритетов истории России и символом ее воинской славы. |
Грановитая палата
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари. азвание палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. | |
Грановитая палата
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари. азвание палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. |
Грановитая палата - инерьер | |
Грановитая палата - инерьер |
Благовещанский собор
Благовещенский собор возведен в 1484-1489 годах той же артелью псковских мастеров, что и церковь Ризположения на митрополичьем дворе. Он расположен в юго-западном углу Соборной площади на месте каменной церкви Благовещения XIV века. Уже эта древняя церковь служила придворным храмом великого князя. Она была поднята на высокий подклет и соединялась с дворцом крытым переходом. В 1416 году храм перестраивается, он увеличивается в размерах и становится трехапсидным. | |
Благовещанский собор
Благовещенский собор возведен в 1484-1489 годах той же артелью псковских мастеров, что и церковь Ризположения на митрополичьем дворе. Он расположен в юго-западном углу Соборной площади на месте каменной церкви Благовещения XIV века. Уже эта древняя церковь служила придворным храмом великого князя. Она была поднята на высокий подклет и соединялась с дворцом крытым переходом. В 1416 году храм перестраивается, он увеличивается в размерах и становится трехапсидным. |
Собор Придела Богоматери
Четыре придела над углами галерей были возведены в XVI в. Это – четыре небольшие одноглавые бесстолпные церковки с тонкими стенами толщиной в один кирпич. Полы в них были выложены узорчатыми керамическими плитками, в XIX в. замененными на белокаменные резные с черным мастичным орнаментом. Интерьер украшали иконостасы, один из которых выставлен в южной галерее собора. Приделы освящены в память Собора Архангела Михаила, позже переосвященный в память Архангела Гавриила, (северо-восточный придел), Собора Богоматери (северо-западный придел), Входа в Иерусалим (юго-западный придел) и Георгия, в XIX в. перестроенный и переосвященный в память Александра Невского (юго-восточный придел). | |
Собор Придела Богоматери
Четыре придела над углами галерей были возведены в XVI в. Это – четыре небольшие одноглавые бесстолпные церковки с тонкими стенами толщиной в один кирпич. Полы в них были выложены узорчатыми керамическими плитками, в XIX в. замененными на белокаменные резные с черным мастичным орнаментом. Интерьер украшали иконостасы, один из которых выставлен в южной галерее собора. Приделы освящены в память Собора Архангела Михаила, позже переосвященный в память Архангела Гавриила, (северо-восточный придел), Собора Богоматери (северо-западный придел), Входа в Иерусалим (юго-западный придел) и Георгия, в XIX в. перестроенный и переосвященный в память Александра Невского (юго-восточный придел). |
Пищаль | |
Пищаль |
Знамя Сибирское | |
Знамя Сибирское |
Знамя Ермака | |
Знамя Ермака | |
|
|
| |