|
|
|
Иван Фёдоров
В середине XVI века в Московском Кремле, где находились органы государственной власти и сам глава государства, было принято решение о создании Печатного двора и развитии книгоиздательского дела в России. Правивший в то время царь Иван Грозный был заинтересован в распространении печатных книг на русском языке не только на территории России, но и за ее пределами. По его распоряжению в 1553 г. в Москве была создана большая государственная типография — Государев Печатный двор. После того как в так называемой "анонимной" типографии, работавшей в Москве в начале 50-х гг. XVI века был напечатан ряд недатированных изданий, в марте 1564 г. вышла в свет первая, точно датированная печатная книга на русском языке "Деяния Апостольские" ("Апостол"). Работа над созданием этой книги продолжалась почти год, с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. Ее руководителем был дьякон Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Иван Федоров. Им на Московском Печатном дворе было подготовлено и издано еще несколько книг. В их создании и оформлении Ивану Федорову помогал Петр Тимофеев Мстиславец, с которым он в 1566 г. с согласия царя Ивана IV Васильевича перебрался на территорию Великого Княжества Литовского. Там, а также несколько позднее на территории Украины, им были основаны типографии, в которых печатались книги на русском языке. Таким образом, Иван Федоров способствовал развитию книгопечатания на территориях тесно связанных с Москвой единством веры и близостью языка. Итак, начало книгопечатанию в России было положено в XVI веке, но еще долгое время наряду с печатными книгами продолжают создаваться и рукописные.
Музеи Московского Кремля обладают уникальным фондом «Рукописных и старопечатных книг». В настоящее время здесь находится более пятисот рукописных и старопечатных книг.
Самый ранний памятник в коллекции рукописное греческое Евангелие, которое относится к XIII веку. Наиболее поздние экземпляры печатные книги начала XX века.
Рукописных книг немного, около шестидесяти, но все они уникальны. Многие рукописи, в том числе выполненные на пергамене, богато украшены миниатюрами, красочными фигурными инициалами, орнаментальными заставками. К числу иллюминированных памятников относятся такие прекрасные образцы русской рукописной книги, как лицевое Евангелие-апракос из Успенского собора Московского Кремля (первая четверть XV века), лицевая “Годуновская” Псалтирь (конец XVI века), “Книга об избрании и венчании на царство Михаила Федоровича”, “Букварь” Кариона Истомина (вторая половина XVII века) и некоторые другие рукописи.
Среди рукописных книг интересно Евангелие напрестольное, созданное во второй половине XVI в. Оклад для него был выполнен в 1568 г. Таким образом, оно появилось на свет почти одновременно с «Апостолом» Ивана Федорова.
Основную часть собрания составляют старопечатные издания кириллического шрифта. Наиболее ранней печатной книгой в кремлевском собрании является Псалтирь, изданная в 1494 году в Черногории печатником Макарием. В коллекции преобладают печатные книги, вышедшие в свет на Московском печатном дворе, но также представлены издания типографий других городов — Киева, Львова, Вильно. Среди них интересно Евангелие напечатанное в Вильно сподвижником Ивана Федорова Петром Тимофеевым Мстиславцем. Книги иллюстрированы гравюрами, обильно украшены гравированным орнаментом, в некоторых случаях орнамент расцвечен от руки красками и золотом. Исходя из репертуара типографий, большинство книг носит церковно-богослужебный характер: Евангелия, Апостолы, Псалтири, Служебники, Часовники и т.п. Но есть небольшая группа книг светского содержания: “Сочинение о риторике” (рукопись XVII века), учебник военного дела (перевод труда Иоанна Якоби фон Вальхаузена) — первая в России печатная светская книга, “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1648) и другие. Интересен Атлас печатный в кожаном переплете Абрахама Ортелия «Зрелище мира земного», изданный в Антверпене, по-видимому, в 1572 году.
Книги заключены в художественные переплеты, выполненные лучшими мастерами переплетного дела своего времени из дерева или картона, обтянутого тканью или кожей (часто с золотым или серебряным тиснением). Для книг Священного Писания традиционным является окладный переплет. Драгоценные оклады Евангелий выполнены русскими мастерами-ювелирами, в том числе в мастерских Московского Кремля, в разные эпохи, имеют большую художественную ценность. Большинство предметов происходит из соборов и монастырей Московского Кремля, однако коллекции не сохранили своей самостоятельности.
Евангелие напрестольное
Рукопись - Москва, вторая половина XVI в.
Оклад - Москва. 1568 г.
Материал: серебро, ткань, дерево, бумага.
Техника: скань, чеканка, резьба, зернь, литье, золочение.
Размеры: 33,5 х 21,0 х 9,0 см.
494 листа.
Рукописное, в несъемном окладе, рукописное, с заставками и инициалами. Оклад серебряный золоченый сканный, с литыми фигурами святых.
Рукопись написана полууставом второй половны XVI в. В книге 494 листа (2 первых и 2 последних в книге пустые). Заставки и инициалы выполнены пером с раскраской. Обрез книги золоченый с тиснением.
Описание рамы: На верхней доске оклада наугольники и средник выполнены в виде чеканных килевидных накладных киотцев, внутри которых накладные литые фигуры сидящих евангелистов и Спаса на престоле. Фон наугольников и средника заштрихован мелкой сеткой. По бокам от средника в килевидных киотцах литые в рост фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи. Над средником в круглом слегка выпуклом гладком медальоне, обрамленным сканным жгутом, на резном фоне резное изображение композиции "Знамение". По сторонам от "Знамения", несколько ниже в фигурных киотцах фигуры архангелов. Ниже средника в аналогичном медальоне резное поясное изображение царя Константина и царицы Елены. По бокам от медальона в килевидных арочках, обведенных сканным жгутом, поясное изображение святых. Весь фон середины верхней доски оклада заполнен сканным симметричным орнаментом в виде извивающихся стеблей с витыми петельками. Центральная прямоугольная часть верхней доски оклада обрамлена 2-мя сканными жгутиками, между которыми напаяна крупная зернь. Центральная часть верхней доски оклада обрамлена широкой рамкой. В верхней части рамки в 5 киотцах помещены следующие избражения: "Троица" в центре, по сторонам серафимы и поясные изображения архангелов. В нижней части рамки в 5 киотцах поясное изображение святых. На боковых сторонах расположены киотцы крестообразные и через один у основания прямоугольные. В киотцах поясные изображения святых.
По краю верхней доски - полоса с резной вкладной надписью: В ЛЕТО 7076 (1568) ФЕВРАЛЯ ПОВЕЛЕНИЕМ БЛ[А]ГОЧЕСТИВАГО / Г[ОСУ]Д[А]РЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КН[Я]ЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ / САМОДЕРЖЦА ЗДЕЛАНА БЫСТЬ СЕ ЕВ[АН]ГЕЛИЕ /[В ХРА]М ПРЕЧ[ИС]ТЫЕ Б[ОГОРОДИ]ЦЫ ЧЕСНАГО ЕЯ БЛ[А]ГОВЕЩЕНИЯ
Над архангелом, слева, прямоугольная пластинка с резной надписью: архангел Михаил.
Над медальоном с изображением Константина и Елены резная надпись: "црь Коньстантин цра Ена".
Над изображениями святых на гладкой узкой пластинке резная надпись: "Преподобный Никита Переяславский, святой Борис, князь Владимир, святой Глеб, преподобная Ананстасия Римлянка".
Вклад Ивана IV в Благовещенский собор Московского Кремля. | |
Евангелие напрестольное
Рукопись - Москва, вторая половина XVI в.
Оклад - Москва. 1568 г.
Материал: серебро, ткань, дерево, бумага.
Техника: скань, чеканка, резьба, зернь, литье, золочение.
Размеры: 33,5 х 21,0 х 9,0 см.
494 листа.
Рукописное, в несъемном окладе, рукописное, с заставками и инициалами. Оклад серебряный золоченый сканный, с литыми фигурами святых.
Рукопись написана полууставом второй половны XVI в. В книге 494 листа (2 первых и 2 последних в книге пустые). Заставки и инициалы выполнены пером с раскраской. Обрез книги золоченый с тиснением.
Описание рамы: На верхней доске оклада наугольники и средник выполнены в виде чеканных килевидных накладных киотцев, внутри которых накладные литые фигуры сидящих евангелистов и Спаса на престоле. Фон наугольников и средника заштрихован мелкой сеткой. По бокам от средника в килевидных киотцах литые в рост фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи. Над средником в круглом слегка выпуклом гладком медальоне, обрамленным сканным жгутом, на резном фоне резное изображение композиции "Знамение". По сторонам от "Знамения", несколько ниже в фигурных киотцах фигуры архангелов. Ниже средника в аналогичном медальоне резное поясное изображение царя Константина и царицы Елены. По бокам от медальона в килевидных арочках, обведенных сканным жгутом, поясное изображение святых. Весь фон середины верхней доски оклада заполнен сканным симметричным орнаментом в виде извивающихся стеблей с витыми петельками. Центральная прямоугольная часть верхней доски оклада обрамлена 2-мя сканными жгутиками, между которыми напаяна крупная зернь. Центральная часть верхней доски оклада обрамлена широкой рамкой. В верхней части рамки в 5 киотцах помещены следующие избражения: "Троица" в центре, по сторонам серафимы и поясные изображения архангелов. В нижней части рамки в 5 киотцах поясное изображение святых. На боковых сторонах расположены киотцы крестообразные и через один у основания прямоугольные. В киотцах поясные изображения святых.
По краю верхней доски - полоса с резной вкладной надписью: В ЛЕТО 7076 (1568) ФЕВРАЛЯ ПОВЕЛЕНИЕМ БЛ[А]ГОЧЕСТИВАГО / Г[ОСУ]Д[А]РЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КН[Я]ЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ / САМОДЕРЖЦА ЗДЕЛАНА БЫСТЬ СЕ ЕВ[АН]ГЕЛИЕ /[В ХРА]М ПРЕЧ[ИС]ТЫЕ Б[ОГОРОДИ]ЦЫ ЧЕСНАГО ЕЯ БЛ[А]ГОВЕЩЕНИЯ
Над архангелом, слева, прямоугольная пластинка с резной надписью: архангел Михаил.
Над медальоном с изображением Константина и Елены резная надпись: "црь Коньстантин цра Ена".
Над изображениями святых на гладкой узкой пластинке резная надпись: "Преподобный Никита Переяславский, святой Борис, князь Владимир, святой Глеб, преподобная Ананстасия Римлянка".
Вклад Ивана IV в Благовещенский собор Московского Кремля. |
Евангелие напрестольное с поворозой
Печатник: Петр Тимофеев Мстиславец.
Издание: Вильна. 1575 г.
Оклад: Россия, первая половина XVII в.
Материал: бумага, дерево, серебро, жемчуг, камни драгоценные, перламутр, бархат, тафта, тесьма, кисея, атлас, лента муаровая.
Техника: печать, темпера, чеканка, резьба, канфарение, эмаль, золочение, шитье, ткачество.
Размеры: 33,6х21,0х9,0 см,
диаметр: 6,0 см (розетки), длина: 61,5 см (муаровая лента), длина: 118,0 см (атласная лента).
В серебряном золоченом окладе, украшенном жемчугом и драгоценными камнями.
Переплет деревянный, обтянутый малиновым бархатом. Верхняя доска оклада серебряная, золоченая, с фигурными наугольниками и средником. Средник и наугольники, прямоугольные с верхом в виде пятилопастной килевидной арочки и с высокорельефным чеканным изображением евангелистов на фоне архитектурных сооружений и пейзажа, и композиции "Распятия" с четырьмя предстоящими (Богоматерь, Иоанн Креститель, Логин Сотник, Мария Магдалина) на фоне городской стены. Фон наугольника и средника гладкий. Поле между наугольниками и средником резано по канфаренному фону растительным орнаментом в виде стеблей с листьями, закручивающихся в крутые спиралевидные завитки. Среди орнамента крестообразно расположены четыре цветных камня в гладких высоких кастах. Наугольники, средник и край верхней доски с внутренней стороны обведены жемчужной обнизью. Внешний край верхней доски оклада в виде округлого ребра; вдоль корешка край верхней доски украшен зигзагообразной полоской между двумя острыми ребрами. Корешок и нижняя доска оклада обтянуты малиновым бархатом. На месте наугольников и средника ножки в виде маленьких сердечек и квадратика в центре, украшенные внутри резными стилизованными цветочками на фоне синей эмали. Две застежки из шелковой тесьмы, затканной золотной нитью с серебряными наконечниками, украшенными стилизованными цветами на фоне синей эмали.
Текст Евангелия печатный с цветными заставками, концовками, инициалами, четырьмя акварельными миниатюрами с изображением евангелистов и тремя листами с цветным изображением стилизованного растительного орнамента. В тексте несколько прокладок из зеленого и оранжевого шелка и две закладки: шелковая и репсовая.
Повороза круглая, на ней серебряными нитями вышита восьмилепестковая розетка с перламутровыми бусинами между остроконечными лепестками.
Петр Тимофеев Мстиславец помощник Ивана Федорова. | |
Евангелие напрестольное с поворозой
Печатник: Петр Тимофеев Мстиславец.
Издание: Вильна. 1575 г.
Оклад: Россия, первая половина XVII в.
Материал: бумага, дерево, серебро, жемчуг, камни драгоценные, перламутр, бархат, тафта, тесьма, кисея, атлас, лента муаровая.
Техника: печать, темпера, чеканка, резьба, канфарение, эмаль, золочение, шитье, ткачество.
Размеры: 33,6х21,0х9,0 см,
диаметр: 6,0 см (розетки), длина: 61,5 см (муаровая лента), длина: 118,0 см (атласная лента).
В серебряном золоченом окладе, украшенном жемчугом и драгоценными камнями.
Переплет деревянный, обтянутый малиновым бархатом. Верхняя доска оклада серебряная, золоченая, с фигурными наугольниками и средником. Средник и наугольники, прямоугольные с верхом в виде пятилопастной килевидной арочки и с высокорельефным чеканным изображением евангелистов на фоне архитектурных сооружений и пейзажа, и композиции "Распятия" с четырьмя предстоящими (Богоматерь, Иоанн Креститель, Логин Сотник, Мария Магдалина) на фоне городской стены. Фон наугольника и средника гладкий. Поле между наугольниками и средником резано по канфаренному фону растительным орнаментом в виде стеблей с листьями, закручивающихся в крутые спиралевидные завитки. Среди орнамента крестообразно расположены четыре цветных камня в гладких высоких кастах. Наугольники, средник и край верхней доски с внутренней стороны обведены жемчужной обнизью. Внешний край верхней доски оклада в виде округлого ребра; вдоль корешка край верхней доски украшен зигзагообразной полоской между двумя острыми ребрами. Корешок и нижняя доска оклада обтянуты малиновым бархатом. На месте наугольников и средника ножки в виде маленьких сердечек и квадратика в центре, украшенные внутри резными стилизованными цветочками на фоне синей эмали. Две застежки из шелковой тесьмы, затканной золотной нитью с серебряными наконечниками, украшенными стилизованными цветами на фоне синей эмали.
Текст Евангелия печатный с цветными заставками, концовками, инициалами, четырьмя акварельными миниатюрами с изображением евангелистов и тремя листами с цветным изображением стилизованного растительного орнамента. В тексте несколько прокладок из зеленого и оранжевого шелка и две закладки: шелковая и репсовая.
Повороза круглая, на ней серебряными нитями вышита восьмилепестковая розетка с перламутровыми бусинами между остроконечными лепестками.
Петр Тимофеев Мстиславец помощник Ивана Федорова. |
Картина
Неизвестный художник
Портрет царя Иоанна IV Васильевича (Грозного).
Автор текста: Феофан Прокопович.
XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см,
ширина: 84,0 см.
Царь Иоанн IV изображен по пояс, в овале в фас", в княжеском венце и платно расшитом жемчугом и драгоценными камнями и отороченной горностаевым мехом. Под изображением, в рокайльном картуше, подпись: "Иоаннъ 4-й снъ Василия третьего", с обозначением титулов и главных событий царствования.
Царь Иоанн IV изображен по пояс, в овале в фас, в княжеском венце и платно, расшитом жемчугом и драгоценными камнями и отороченной горностаевым мехом. Под изображением, в рокайльном картуше, надпись: "Иоаннъ 4-й снъ Василия третьего", с обозначением титулов и главных событий царствования: "Царь, великий князь российский, премудрый и храбрый государь, царства три: казанское, астраханское и сибирское победивъ, державе своей покори много и шведовъ преславными победами устраши и многочисленный российский пленъ возврати, первый титул и венец царский прият. Преставися в лето 1584". При Иване Грозном в 1553 году был создан Государев Печатный двор, где в 1564 году Иваном Федоровым была напечатана первая датированная книга на русском языке "Деяния Апостольские" ("Апостол"). | |
Картина
Неизвестный художник
Портрет царя Иоанна IV Васильевича (Грозного).
Автор текста: Феофан Прокопович.
XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см,
ширина: 84,0 см.
Царь Иоанн IV изображен по пояс, в овале в фас", в княжеском венце и платно расшитом жемчугом и драгоценными камнями и отороченной горностаевым мехом. Под изображением, в рокайльном картуше, подпись: "Иоаннъ 4-й снъ Василия третьего", с обозначением титулов и главных событий царствования.
Царь Иоанн IV изображен по пояс, в овале в фас, в княжеском венце и платно, расшитом жемчугом и драгоценными камнями и отороченной горностаевым мехом. Под изображением, в рокайльном картуше, надпись: "Иоаннъ 4-й снъ Василия третьего", с обозначением титулов и главных событий царствования: "Царь, великий князь российский, премудрый и храбрый государь, царства три: казанское, астраханское и сибирское победивъ, державе своей покори много и шведовъ преславными победами устраши и многочисленный российский пленъ возврати, первый титул и венец царский прият. Преставися в лето 1584". При Иване Грозном в 1553 году был создан Государев Печатный двор, где в 1564 году Иваном Федоровым была напечатана первая датированная книга на русском языке "Деяния Апостольские" ("Апостол"). |
Книга рукописная. Псалтырь
Переплет: XIX в.
XIV - XV вв.
Материал: бумага, чернила, киноварь, краски, картон, кожа, пергамент.
Техника: устав, полуустав.
Размеры: Лист: 23,3 х 19,0 см,
лист: 21,0 х 13,5 см,
книга в переплете: 25,0 х 20,0 х 0,7 см,
8 листов, 32 листа. | |
Книга рукописная. Псалтырь
Переплет: XIX в.
XIV - XV вв.
Материал: бумага, чернила, киноварь, краски, картон, кожа, пергамент.
Техника: устав, полуустав.
Размеры: Лист: 23,3 х 19,0 см,
лист: 21,0 х 13,5 см,
книга в переплете: 25,0 х 20,0 х 0,7 см,
8 листов, 32 листа. |
Книга рукописная. Псалтырь
Переплет: XIX в.
XIV - XV вв.
Материал: бумага, чернила, киноварь, краски, картон, кожа, пергамент.
Техника: устав, полуустав.
Размеры: Лист: 23,3 х 19,0 см,
лист: 21,0 х 13,5 см,
книга в переплете: 25,0 х 20,0 х 0,7 см,
8 листов, 32 листа. | |
Книга рукописная. Псалтырь
Переплет: XIX в.
XIV - XV вв.
Материал: бумага, чернила, киноварь, краски, картон, кожа, пергамент.
Техника: устав, полуустав.
Размеры: Лист: 23,3 х 19,0 см,
лист: 21,0 х 13,5 см,
книга в переплете: 25,0 х 20,0 х 0,7 см,
8 листов, 32 листа. |
Книга рукописная. Псалтырь.
Переплет: XIX в.
XIV - XV вв.
Материал: бумага, чернила, киноварь, краски, картон, кожа, пергамент.
Техника: устав, полуустав.
Размеры: Лист: 23,3 х 19,0 см,
лист: 21,0 х 13,5 см,
книга в переплете: 25,0 х 20,0 х 0,7 см,
8 листов, 32 листа. | |
Книга рукописная. Псалтырь.
Переплет: XIX в.
XIV - XV вв.
Материал: бумага, чернила, киноварь, краски, картон, кожа, пергамент.
Техника: устав, полуустав.
Размеры: Лист: 23,3 х 19,0 см,
лист: 21,0 х 13,5 см,
книга в переплете: 25,0 х 20,0 х 0,7 см,
8 листов, 32 листа. |
Атлас
Abraham Ortelius. Theatrum orbis Terrarium. (Абрахам Ортелий. Зрелище мира земного.) Атлас печатный в кожаном переплете (в настоящее время сохранилась только нижня крышка переплета).
Антверпен.
1572 (?)
Переплет: Европа (?), XVIII в.(?)
1572 (?)
Материал: бумага, картон, кожа.
Техника: печать, офорт, акварель, тиснение, золочение.
Размеры: Книга в переплете: 43,5 х 30,0 х 3,8 см,
гравюра: 55,7 х 42,5 см,
61 лист с гравюрой + 3 листа текста.
Карта, имеющая латинские надписи, была включена в атлас А. Ортелия «Зрелище мира земного». Название помещено в левом нижнем углу в картуше: «Описание России, Московии и Тартарии, автор Энтони Дженкинсон, англичанин. Издано в Лондоне в 1562 г. Посвящается его светлости Генри Сиднею, правителю Уэльса». Создатель карты Энтони Дженкинсон (?–1610/11), родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец и дипломат, неоднократно бывал в России в 1557–1572 гг. Он был представителем английской королевы Елизаветы при русском дворе, вел переписку между ней и царем Иваном IV. Карта Московии была составлена во время первого путешествия в Россию и Бухару (1557–1560). На ней изображена территория Московии и земель Бухары и Андижана, которые Дженкинсону удалось посетить. Отмечены границы и названия княжеств, населенные пункты, названия народностей. Карта наполнена многочисленными иллюстрациями и текстовыми комментариями к ним, содержащими, в том числе описания традиций и обычаев народов, населяющих ту или иную территорию. В нижней части карты находится таблица соотношения русских, английских и испанских масштабов.
В верхнем левом углу помещен портрет царя Ивана IV, правитель представлен сидящим на троне в царском облачении, с символами государственной власти в руках. Под изображением надпись: «Иоанн Василий Великий, император Русский, герцог Московский и проч.». | |
Атлас
Abraham Ortelius. Theatrum orbis Terrarium. (Абрахам Ортелий. Зрелище мира земного.) Атлас печатный в кожаном переплете (в настоящее время сохранилась только нижня крышка переплета).
Антверпен.
1572 (?)
Переплет: Европа (?), XVIII в.(?)
1572 (?)
Материал: бумага, картон, кожа.
Техника: печать, офорт, акварель, тиснение, золочение.
Размеры: Книга в переплете: 43,5 х 30,0 х 3,8 см,
гравюра: 55,7 х 42,5 см,
61 лист с гравюрой + 3 листа текста.
Карта, имеющая латинские надписи, была включена в атлас А. Ортелия «Зрелище мира земного». Название помещено в левом нижнем углу в картуше: «Описание России, Московии и Тартарии, автор Энтони Дженкинсон, англичанин. Издано в Лондоне в 1562 г. Посвящается его светлости Генри Сиднею, правителю Уэльса». Создатель карты Энтони Дженкинсон (?–1610/11), родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец и дипломат, неоднократно бывал в России в 1557–1572 гг. Он был представителем английской королевы Елизаветы при русском дворе, вел переписку между ней и царем Иваном IV. Карта Московии была составлена во время первого путешествия в Россию и Бухару (1557–1560). На ней изображена территория Московии и земель Бухары и Андижана, которые Дженкинсону удалось посетить. Отмечены границы и названия княжеств, населенные пункты, названия народностей. Карта наполнена многочисленными иллюстрациями и текстовыми комментариями к ним, содержащими, в том числе описания традиций и обычаев народов, населяющих ту или иную территорию. В нижней части карты находится таблица соотношения русских, английских и испанских масштабов.
В верхнем левом углу помещен портрет царя Ивана IV, правитель представлен сидящим на троне в царском облачении, с символами государственной власти в руках. Под изображением надпись: «Иоанн Василий Великий, император Русский, герцог Московский и проч.». |
Атлас
Abraham Ortelius. Theatrum orbis Terrarium. (Абрахам Ортелий. Зрелище мира земного.) Атлас печатный в кожаном переплете (в настоящее время сохранилась только нижня крышка переплета).
Антверпен.
1572 (?)
Переплет: Европа (?), XVIII в.(?)
1572 (?)
Материал: бумага, картон, кожа.
Техника: печать, офорт, акварель, тиснение, золочение.
Размеры: Книга в переплете: 43,5 х 30,0 х 3,8 см,
гравюра: 55,7 х 42,5 см,
61 лист с гравюрой + 3 листа текста.
Карта, имеющая латинские надписи, была включена в атлас А. Ортелия «Зрелище мира земного». Название помещено в левом нижнем углу в картуше: «Описание России, Московии и Тартарии, автор Энтони Дженкинсон, англичанин. Издано в Лондоне в 1562 г. Посвящается его светлости Генри Сиднею, правителю Уэльса». Создатель карты Энтони Дженкинсон (?–1610/11), родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец и дипломат, неоднократно бывал в России в 1557–1572 гг. Он был представителем английской королевы Елизаветы при русском дворе, вел переписку между ней и царем Иваном IV. Карта Московии была составлена во время первого путешествия в Россию и Бухару (1557–1560). На ней изображена территория Московии и земель Бухары и Андижана, которые Дженкинсону удалось посетить. Отмечены границы и названия княжеств, населенные пункты, названия народностей. Карта наполнена многочисленными иллюстрациями и текстовыми комментариями к ним, содержащими, в том числе описания традиций и обычаев народов, населяющих ту или иную территорию. В нижней части карты находится таблица соотношения русских, английских и испанских масштабов.
В верхнем левом углу помещен портрет царя Ивана IV, правитель представлен сидящим на троне в царском облачении, с символами государственной власти в руках. Под изображением надпись: «Иоанн Василий Великий, император Русский, герцог Московский и проч.». | |
Атлас
Abraham Ortelius. Theatrum orbis Terrarium. (Абрахам Ортелий. Зрелище мира земного.) Атлас печатный в кожаном переплете (в настоящее время сохранилась только нижня крышка переплета).
Антверпен.
1572 (?)
Переплет: Европа (?), XVIII в.(?)
1572 (?)
Материал: бумага, картон, кожа.
Техника: печать, офорт, акварель, тиснение, золочение.
Размеры: Книга в переплете: 43,5 х 30,0 х 3,8 см,
гравюра: 55,7 х 42,5 см,
61 лист с гравюрой + 3 листа текста.
Карта, имеющая латинские надписи, была включена в атлас А. Ортелия «Зрелище мира земного». Название помещено в левом нижнем углу в картуше: «Описание России, Московии и Тартарии, автор Энтони Дженкинсон, англичанин. Издано в Лондоне в 1562 г. Посвящается его светлости Генри Сиднею, правителю Уэльса». Создатель карты Энтони Дженкинсон (?–1610/11), родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец и дипломат, неоднократно бывал в России в 1557–1572 гг. Он был представителем английской королевы Елизаветы при русском дворе, вел переписку между ней и царем Иваном IV. Карта Московии была составлена во время первого путешествия в Россию и Бухару (1557–1560). На ней изображена территория Московии и земель Бухары и Андижана, которые Дженкинсону удалось посетить. Отмечены границы и названия княжеств, населенные пункты, названия народностей. Карта наполнена многочисленными иллюстрациями и текстовыми комментариями к ним, содержащими, в том числе описания традиций и обычаев народов, населяющих ту или иную территорию. В нижней части карты находится таблица соотношения русских, английских и испанских масштабов.
В верхнем левом углу помещен портрет царя Ивана IV, правитель представлен сидящим на троне в царском облачении, с символами государственной власти в руках. Под изображением надпись: «Иоанн Василий Великий, император Русский, герцог Московский и проч.». |
Атлас
Abraham Ortelius. Theatrum orbis Terrarium. (Абрахам Ортелий. Зрелище мира земного.) Атлас печатный в кожаном переплете (в настоящее время сохранилась только нижня крышка переплета).
Антверпен.
1572 (?)
Переплет: Европа (?), XVIII в.(?)
1572 (?)
Материал: бумага, картон, кожа.
Техника: печать, офорт, акварель, тиснение, золочение.
Размеры: Книга в переплете: 43,5 х 30,0 х 3,8 см,
гравюра: 55,7 х 42,5 см,
61 лист с гравюрой + 3 листа текста.
Карта, имеющая латинские надписи, была включена в атлас А. Ортелия «Зрелище мира земного». Название помещено в левом нижнем углу в картуше: «Описание России, Московии и Тартарии, автор Энтони Дженкинсон, англичанин. Издано в Лондоне в 1562 г. Посвящается его светлости Генри Сиднею, правителю Уэльса». Создатель карты Энтони Дженкинсон (?–1610/11), родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец и дипломат, неоднократно бывал в России в 1557–1572 гг. Он был представителем английской королевы Елизаветы при русском дворе, вел переписку между ней и царем Иваном IV. Карта Московии была составлена во время первого путешествия в Россию и Бухару (1557–1560). На ней изображена территория Московии и земель Бухары и Андижана, которые Дженкинсону удалось посетить. Отмечены границы и названия княжеств, населенные пункты, названия народностей. Карта наполнена многочисленными иллюстрациями и текстовыми комментариями к ним, содержащими, в том числе описания традиций и обычаев народов, населяющих ту или иную территорию. В нижней части карты находится таблица соотношения русских, английских и испанских масштабов.
В верхнем левом углу помещен портрет царя Ивана IV, правитель представлен сидящим на троне в царском облачении, с символами государственной власти в руках. Под изображением надпись: «Иоанн Василий Великий, император Русский, герцог Московский и проч.». | |
Атлас
Abraham Ortelius. Theatrum orbis Terrarium. (Абрахам Ортелий. Зрелище мира земного.) Атлас печатный в кожаном переплете (в настоящее время сохранилась только нижня крышка переплета).
Антверпен.
1572 (?)
Переплет: Европа (?), XVIII в.(?)
1572 (?)
Материал: бумага, картон, кожа.
Техника: печать, офорт, акварель, тиснение, золочение.
Размеры: Книга в переплете: 43,5 х 30,0 х 3,8 см,
гравюра: 55,7 х 42,5 см,
61 лист с гравюрой + 3 листа текста.
Карта, имеющая латинские надписи, была включена в атлас А. Ортелия «Зрелище мира земного». Название помещено в левом нижнем углу в картуше: «Описание России, Московии и Тартарии, автор Энтони Дженкинсон, англичанин. Издано в Лондоне в 1562 г. Посвящается его светлости Генри Сиднею, правителю Уэльса». Создатель карты Энтони Дженкинсон (?–1610/11), родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец и дипломат, неоднократно бывал в России в 1557–1572 гг. Он был представителем английской королевы Елизаветы при русском дворе, вел переписку между ней и царем Иваном IV. Карта Московии была составлена во время первого путешествия в Россию и Бухару (1557–1560). На ней изображена территория Московии и земель Бухары и Андижана, которые Дженкинсону удалось посетить. Отмечены границы и названия княжеств, населенные пункты, названия народностей. Карта наполнена многочисленными иллюстрациями и текстовыми комментариями к ним, содержащими, в том числе описания традиций и обычаев народов, населяющих ту или иную территорию. В нижней части карты находится таблица соотношения русских, английских и испанских масштабов.
В верхнем левом углу помещен портрет царя Ивана IV, правитель представлен сидящим на троне в царском облачении, с символами государственной власти в руках. Под изображением надпись: «Иоанн Василий Великий, император Русский, герцог Московский и проч.». |
Атлас
Abraham Ortelius. Theatrum orbis Terrarium. (Абрахам Ортелий. Зрелище мира земного.) Атлас печатный в кожаном переплете (в настоящее время сохранилась только нижня крышка переплета).
Антверпен.
1572 (?)
Переплет: Европа (?), XVIII в.(?)
1572 (?)
Материал: бумага, картон, кожа.
Техника: печать, офорт, акварель, тиснение, золочение.
Размеры: Книга в переплете: 43,5 х 30,0 х 3,8 см,
гравюра: 55,7 х 42,5 см,
61 лист с гравюрой + 3 листа текста.
Карта, имеющая латинские надписи, была включена в атлас А. Ортелия «Зрелище мира земного». Название помещено в левом нижнем углу в картуше: «Описание России, Московии и Тартарии, автор Энтони Дженкинсон, англичанин. Издано в Лондоне в 1562 г. Посвящается его светлости Генри Сиднею, правителю Уэльса». Создатель карты Энтони Дженкинсон (?–1610/11), родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец и дипломат, неоднократно бывал в России в 1557–1572 гг. Он был представителем английской королевы Елизаветы при русском дворе, вел переписку между ней и царем Иваном IV. Карта Московии была составлена во время первого путешествия в Россию и Бухару (1557–1560). На ней изображена территория Московии и земель Бухары и Андижана, которые Дженкинсону удалось посетить. Отмечены границы и названия княжеств, населенные пункты, названия народностей. Карта наполнена многочисленными иллюстрациями и текстовыми комментариями к ним, содержащими, в том числе описания традиций и обычаев народов, населяющих ту или иную территорию. В нижней части карты находится таблица соотношения русских, английских и испанских масштабов.
В верхнем левом углу помещен портрет царя Ивана IV, правитель представлен сидящим на троне в царском облачении, с символами государственной власти в руках. Под изображением надпись: «Иоанн Василий Великий, император Русский, герцог Московский и проч.». | |
Атлас
Abraham Ortelius. Theatrum orbis Terrarium. (Абрахам Ортелий. Зрелище мира земного.) Атлас печатный в кожаном переплете (в настоящее время сохранилась только нижня крышка переплета).
Антверпен.
1572 (?)
Переплет: Европа (?), XVIII в.(?)
1572 (?)
Материал: бумага, картон, кожа.
Техника: печать, офорт, акварель, тиснение, золочение.
Размеры: Книга в переплете: 43,5 х 30,0 х 3,8 см,
гравюра: 55,7 х 42,5 см,
61 лист с гравюрой + 3 листа текста.
Карта, имеющая латинские надписи, была включена в атлас А. Ортелия «Зрелище мира земного». Название помещено в левом нижнем углу в картуше: «Описание России, Московии и Тартарии, автор Энтони Дженкинсон, англичанин. Издано в Лондоне в 1562 г. Посвящается его светлости Генри Сиднею, правителю Уэльса». Создатель карты Энтони Дженкинсон (?–1610/11), родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец и дипломат, неоднократно бывал в России в 1557–1572 гг. Он был представителем английской королевы Елизаветы при русском дворе, вел переписку между ней и царем Иваном IV. Карта Московии была составлена во время первого путешествия в Россию и Бухару (1557–1560). На ней изображена территория Московии и земель Бухары и Андижана, которые Дженкинсону удалось посетить. Отмечены границы и названия княжеств, населенные пункты, названия народностей. Карта наполнена многочисленными иллюстрациями и текстовыми комментариями к ним, содержащими, в том числе описания традиций и обычаев народов, населяющих ту или иную территорию. В нижней части карты находится таблица соотношения русских, английских и испанских масштабов.
В верхнем левом углу помещен портрет царя Ивана IV, правитель представлен сидящим на троне в царском облачении, с символами государственной власти в руках. Под изображением надпись: «Иоанн Василий Великий, император Русский, герцог Московский и проч.». |
Книга печатная
Polnische und Reussische Zeittungen. (Русско-польские известия.). 1582 г.
Книга печатная с гравюрами на 4 листах в картонном переплете.
Нюрнберг.
1582 г.
Переплет: Россия, XIX в. (?)
Материал: бумага, картон.
Техника: печать, гравюра на дереве.
Размеры: Книга в переплете: 18,5 х 15,0 х 0,3 см,
лист: 18,5 х 14,9 см.
4 листа с текстом + 21 пустой ненумерованный лист.
Полное название: «Польско-русские известия. Подлинное и краткое описание некоторых военных действий, а также оккупация могущественного русского торгового города Пскова, наряду с изрядной описью достигнутого и утвержденного мира между обоими правителями, Его Королевским Величеством в Польше и Великим государем в Московии с другой стороны». Изначально «Известия» имели пять листов, один лист утрачен. Издание представляет собой брошюру с описанием третьего похода Стефана Батория на Россию, осады Пскова и результатов мирного договора в Запольском Яме между Россией и Польшей (15 января 1582 г.), по которому все русские завоевания в Ливонии отошли полякам. Подобные листки с изложением новостей – того или иного значительного исторического события – появляются в Западной Европе в XVI веке и являются, по сути, прообразом современной периодической печати.
Текст напечатан готическим шрифтом, иллюстрирован тремя гравюрами. Первая из них, согласно подписи, являет «образ московского великого князя в парадном княжеском облачении», на второй гравюре изображен русский полководец в военных доспехах – возможно, князь М.Ю. Оболенский-Лыков (?), на последней – портрет Антонио Поссевино. Эти деятели принимали непосредственное участие и играли немаловажную роль в излагаемых исторических событиях. Князь Михаил Юрьевич Оболенский-Лыков – воевода в Пскове, был разбит Стефаном Баторием и погиб в бою под Соколом в 1580 г. Антонио Поссевино (Антоний Поссевин, 1534–1611) – один из наиболее видных деятелей католической реакции, избранный Папой Римским Григорием XIII для примирения России и Польши с целью создания союза против Турции, а также последующих планов обращения России в католичество. Ему удалось заключить мир между Иваном IV и Стефаном Баторием, однако его миссия обращения России в католичество не состоялась. Подпись к последней гравюре издания сообщает: «Антоний Поссевин несет скрепленную печатями грамоту о перемирии». | |
Книга печатная
Polnische und Reussische Zeittungen. (Русско-польские известия.). 1582 г.
Книга печатная с гравюрами на 4 листах в картонном переплете.
Нюрнберг.
1582 г.
Переплет: Россия, XIX в. (?)
Материал: бумага, картон.
Техника: печать, гравюра на дереве.
Размеры: Книга в переплете: 18,5 х 15,0 х 0,3 см,
лист: 18,5 х 14,9 см.
4 листа с текстом + 21 пустой ненумерованный лист.
Полное название: «Польско-русские известия. Подлинное и краткое описание некоторых военных действий, а также оккупация могущественного русского торгового города Пскова, наряду с изрядной описью достигнутого и утвержденного мира между обоими правителями, Его Королевским Величеством в Польше и Великим государем в Московии с другой стороны». Изначально «Известия» имели пять листов, один лист утрачен. Издание представляет собой брошюру с описанием третьего похода Стефана Батория на Россию, осады Пскова и результатов мирного договора в Запольском Яме между Россией и Польшей (15 января 1582 г.), по которому все русские завоевания в Ливонии отошли полякам. Подобные листки с изложением новостей – того или иного значительного исторического события – появляются в Западной Европе в XVI веке и являются, по сути, прообразом современной периодической печати.
Текст напечатан готическим шрифтом, иллюстрирован тремя гравюрами. Первая из них, согласно подписи, являет «образ московского великого князя в парадном княжеском облачении», на второй гравюре изображен русский полководец в военных доспехах – возможно, князь М.Ю. Оболенский-Лыков (?), на последней – портрет Антонио Поссевино. Эти деятели принимали непосредственное участие и играли немаловажную роль в излагаемых исторических событиях. Князь Михаил Юрьевич Оболенский-Лыков – воевода в Пскове, был разбит Стефаном Баторием и погиб в бою под Соколом в 1580 г. Антонио Поссевино (Антоний Поссевин, 1534–1611) – один из наиболее видных деятелей католической реакции, избранный Папой Римским Григорием XIII для примирения России и Польши с целью создания союза против Турции, а также последующих планов обращения России в католичество. Ему удалось заключить мир между Иваном IV и Стефаном Баторием, однако его миссия обращения России в католичество не состоялась. Подпись к последней гравюре издания сообщает: «Антоний Поссевин несет скрепленную печатями грамоту о перемирии». |
|
|
|
| |