Иван Фёдоров

В середине XVI века в Московском Кремле, где находились органы государственной власти и сам глава государства, было принято решение о создании Печатного двора и развитии книгоиздательского дела в России. Правивший в то время царь Иван Грозный был заинтересован в распространении печатных книг на русском языке не только на территории России, но и за ее пределами. По его распоряжению в 1553 г. в Москве была создана большая государственная типография — Государев Печатный двор. После того как в так называемой "анонимной" типографии, работавшей в Москве в начале 50-х гг. XVI века был напечатан ряд недатированных изданий, в марте 1564 г. вышла в свет первая, точно датированная печатная книга на русском языке "Деяния Апостольские" ("Апостол"). Работа над созданием этой книги продолжалась почти год, с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. Ее руководителем был дьякон Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Иван Федоров. Им на Московском Печатном дворе было подготовлено и издано еще несколько книг. В их создании и оформлении Ивану Федорову помогал Петр Тимофеев Мстиславец, с которым он в 1566 г. с согласия царя Ивана IV Васильевича перебрался на территорию Великого Княжества Литовского. Там, а также несколько позднее на территории Украины, им были основаны типографии, в которых печатались книги на русском языке. Таким образом, Иван Федоров способствовал развитию книгопечатания на территориях тесно связанных с Москвой единством веры и близостью языка. Итак, начало книгопечатанию в России было положено в XVI веке, но еще долгое время наряду с печатными книгами продолжают создаваться и рукописные.

Музеи Московского Кремля обладают уникальным фондом «Рукописных и старопечатных книг». В настоящее время здесь находится более пятисот рукописных и старопечатных книг.

Самый ранний памятник в коллекции рукописное греческое Евангелие, которое относится к XIII веку. Наиболее поздние экземпляры печатные книги начала XX века.

Рукописных книг немного, около шестидесяти, но все они уникальны. Многие рукописи, в том числе выполненные на пергамене, богато украшены миниатюрами, красочными фигурными инициалами, орнаментальными заставками. К числу иллюминированных памятников относятся такие прекрасные образцы русской рукописной книги, как лицевое Евангелие-апракос из Успенского собора Московского Кремля (первая четверть XV века), лицевая “Годуновская” Псалтирь (конец XVI века), “Книга об избрании и венчании на царство Михаила Федоровича”, “Букварь” Кариона Истомина (вторая половина XVII века) и некоторые другие рукописи.

Среди рукописных книг интересно Евангелие напрестольное, созданное во второй половине XVI в. Оклад для него был выполнен в 1568 г. Таким образом, оно появилось на свет почти одновременно с «Апостолом» Ивана Федорова.

Основную часть собрания составляют старопечатные издания кириллического шрифта. Наиболее ранней печатной книгой в кремлевском собрании является Псалтирь, изданная в 1494 году в Черногории печатником Макарием. В коллекции преобладают печатные книги, вышедшие в свет на Московском печатном дворе, но также представлены издания типографий других городов — Киева, Львова, Вильно. Среди них интересно Евангелие напечатанное в Вильно сподвижником Ивана Федорова Петром Тимофеевым Мстиславцем. Книги иллюстрированы гравюрами, обильно украшены гравированным орнаментом, в некоторых случаях орнамент расцвечен от руки красками и золотом. Исходя из репертуара типографий, большинство книг носит церковно-богослужебный характер: Евангелия, Апостолы, Псалтири, Служебники, Часовники и т.п. Но есть небольшая группа книг светского содержания: “Сочинение о риторике” (рукопись XVII века), учебник военного дела (перевод труда Иоанна Якоби фон Вальхаузена) — первая в России печатная светская книга, “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1648) и другие. Интересен Атлас печатный в кожаном переплете Абрахама Ортелия «Зрелище мира земного», изданный в Антверпене, по-видимому, в 1572 году.

Книги заключены в художественные переплеты, выполненные лучшими мастерами переплетного дела своего времени из дерева или картона, обтянутого тканью или кожей (часто с золотым или серебряным тиснением). Для книг Священного Писания традиционным является окладный переплет. Драгоценные оклады Евангелий выполнены русскими мастерами-ювелирами, в том числе в мастерских Московского Кремля, в разные эпохи, имеют большую художественную ценность. Большинство предметов происходит из соборов и монастырей Московского Кремля, однако коллекции не сохранили своей самостоятельности.

Дата последнего обновления страницы 14.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»