|
|
|
Дмитрий Донской
Дмитрий Иванович Донской (135-1389) – великий князь московский с 1359 г. и владимирский с 1362 г.(с перерывами), православный святой.
Сын великого князя Ивана II Красного и его второй жены Александры. На московский престол вступил в девятилетнем возрасте. В годы малолетства воспитателем и фактическим правителем княжества был митрополит Алексий. В 1362 г. в противоборстве с князем Дмитрием Константиновичем получил ярлык на великое владимирское княжение.
Для замирения с Дмитрием Константиновичем Дмитрий в 1366 г. сочетается браком с его дочерью Евдокией Дмитриевной. Свадьбу отыграли в Коломне, поскольку годом раньше Москва выгорела в пожаре, названном в летописях «Великим». В 1367-1368 гг. в Москве построен первый белокаменный Кремль.; с этого времени и по сей день Москву называют Белокаменной. В конце 60-начале 70-х гг. XIV в."Дмитрию Ивановичу пришлось вступить в борьбу за великокняжеский стол с тверским князем Михаилом Александровичем. Несколько раз тверичи вместе с литовцами разоряли московские и осаждали Москву, но каменные стены нового Кремля выдерживали осады. В 1371 г.Дмитрий Иванович ездил в Орду, откуда вновь привез ярлык на великое владимирское княжение. В 1375 г. Дмитрий Иванович после месячной осады покорил Тверь; мирный договор значительно ограничил самостоятельность Тверского княжества.
В 1370-е гг. Дмитрий Иванович все силы посвятил объединению русских земель для борьбы с Золотой Ордой. В Орде в эти годы ханы сменяли один другого, а реальная власть находилась в руках темника Мамая. В 1377 г. объединенные русские войска потерпели сокрушительное поражение на реке Пьяна в нижегородских землях, но в 1378 г.Дмитрий Иванович разбил татарское войско в битве на реке Вожа.
8 сентября 1380 г. в Куликовской битве объединенные русские полки под командованием Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение войску Мамая. После этой победы Дмитрия Ивановича стали называть «Донским».
Союзные действия русских князей против Орды продолжались недолго. В 1382 г. Дмитрию Ивановичу не удалось собрать объединенной войско против хана Тохтамыша. Князь вынужден был покинуть Москву и уехать в Кострому. После трехдневной осады Тохтамыш взял и сжег Москву, в резне, устроенной татарами, погибло свыше 20 тысяч человек. В качестве залога и гарантии выплаты дани Дмитрий Иванович вынужден был оставить в Орде своего старшего сына и наследника Василия.
Конец 1370-х-начало1380-х гг. отмечены конфликтом Дмитрия Ивановича с новым митрополитом Киприаном. Еще при жизни митрополита Алексия, по требованию литовского князя Ольгерда, константинопольский патриарх назначил Киприана митрополитом Литовским и Русским и поставил условие, что после смерти Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси. Алексий умер в 1378 г., после чего Дмитрий Иванович попытался утвердить на митрополичьей кафедре своего стпвленника – архимандрита Михаила (Митяя). Киприана же выслали в Литву После внезапной смерти Михаила по дороге в Константинополь в 1381 г. Киприан все же утвердился в Москве. Но уже в 1382 г. Дмитрий Иванович вновь выслал его.
К концу правления Дмитрия Ивановича под его власть перешли приокские земли, Галич, Дмитров, часть Смоленской земли, были объединены Московское и Владимирское княжества.
Дмитрий Иванович впервые передал княжество сыну Василию, не спрашивая разрешения у Орды, как «отчину», т.е. как наследственное владение московских князей. С тех пор титул великого князя окончательно перешел в Москву..
Дмитрий Донской.
Роспись Грановитой палаты Кремля. Конец XIX
Князь Дмитрий присоединил к Москве целый ряд княжеств, а в отношениях с Золотой Ордой перешел к открытой борьбе за освобождение от ига - прекратил выплату дани Орде. В ответ хан Мамай двинулся большим походом на Русь. Восьмого сентября 1380 г. на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы, в ожесточенной битве сошлись русские дружины и полки хана Мамая. Татары были полностью разбиты. Московский князь Дмитрий, под знамена которого встала почти вся Северо-Восточная Русь, за эту победу получил почетное прозвище "Донской" и вошел в историю как один из величайших полководцев Древней Руси. Победа на Куликовом поле вернула русскому народу веру в свои силы, вызвала подъем национального самосознания и культуры. Значительно выросла территория Московского княжества, увеличилось население его столицы, а в кремлевскую сокровищницу стали поступать ценности из казны удельных князей, переходивших на службу к великому московскому князю. Москва стала постепенно осознаваться как преемница древних центров земли Русской - Киева и Владимира, и к началу XV века в Кремле были возведены все архитектурные комплексы, характерные для столичного города. | |
Дмитрий Донской.
Роспись Грановитой палаты Кремля. Конец XIX
Князь Дмитрий присоединил к Москве целый ряд княжеств, а в отношениях с Золотой Ордой перешел к открытой борьбе за освобождение от ига - прекратил выплату дани Орде. В ответ хан Мамай двинулся большим походом на Русь. Восьмого сентября 1380 г. на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы, в ожесточенной битве сошлись русские дружины и полки хана Мамая. Татары были полностью разбиты. Московский князь Дмитрий, под знамена которого встала почти вся Северо-Восточная Русь, за эту победу получил почетное прозвище "Донской" и вошел в историю как один из величайших полководцев Древней Руси. Победа на Куликовом поле вернула русскому народу веру в свои силы, вызвала подъем национального самосознания и культуры. Значительно выросла территория Московского княжества, увеличилось население его столицы, а в кремлевскую сокровищницу стали поступать ценности из казны удельных князей, переходивших на службу к великому московскому князю. Москва стала постепенно осознаваться как преемница древних центров земли Русской - Киева и Владимира, и к началу XV века в Кремле были возведены все архитектурные комплексы, характерные для столичного города. |
Подклет Благовещенского собора.
Конец XIV в.
Белокаменная кладка
Из такого же известняка построили при Дмитрии Донском первый белокаменный Кремль | |
Подклет Благовещенского собора.
Конец XIV в.
Белокаменная кладка
Из такого же известняка построили при Дмитрии Донском первый белокаменный Кремль |
|
Москва, возглавившая объединение разрозненных русских княжеств в единое централизованное государство, строилась, хорошела. Однако, деревянная застройка города часто страдала от пожаров. В 1365 году Кремль выгорел дотла. Город нуждался в новых мощных укреплениях, и молодой князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, принял решение возвести каменный Кремль.
Это были первые каменные крепостные укрепления Владимиро-Суздальской Рус. Архитектура стен и башен Кремля времени Дмитрия Донского(как стали называть князя после Куликовской битвы) на неизвестна. Можно лишь предполагать, что из восьми или девяти башен пять были проездными и три из них располагались со стороны Красной площади. Строительным материалом служил белый камень из подмосковного села Мячково.. |
Вознесенский монастырь
Женский вознесенский монастырь в Кремле основала вдова великого князя московского Дмитрия Донского Евдокия Дмитриевна, пстроив деревянный храм вознесения у Спасских ворот Кремля на месте княжеского терема, откуда она провожала мужа на Куликовскую битву. Вознесенский монастырь, таким образом, был одним из самых значительных памятников Куликовской победе.
Первое достоверное документальное известие о Вознесенском монастыре относится к 1407 году.
С 1407 по 1731 год обитель служила местом захоронения русских великих княгинь, цариц и царевен. До основания Вознесенского монастыря их хоронили в кремлевском соборе Спаса на Бору и церкви Воскрешения Лазаря, позднее – в Петербурге) | |
Вознесенский монастырь
Женский вознесенский монастырь в Кремле основала вдова великого князя московского Дмитрия Донского Евдокия Дмитриевна, пстроив деревянный храм вознесения у Спасских ворот Кремля на месте княжеского терема, откуда она провожала мужа на Куликовскую битву. Вознесенский монастырь, таким образом, был одним из самых значительных памятников Куликовской победе.
Первое достоверное документальное известие о Вознесенском монастыре относится к 1407 году.
С 1407 по 1731 год обитель служила местом захоронения русских великих княгинь, цариц и царевен. До основания Вознесенского монастыря их хоронили в кремлевском соборе Спаса на Бору и церкви Воскрешения Лазаря, позднее – в Петербурге) |
Великая княгиня Евдокия Дмитриевна
Скульптурная реконструкция С.А. Никитина
Жена Дмитрия Донского. Основательница Вознесенского монастыря. Княгиня Евдокия заложила в нем каменный храм. В июне того же года она скончалась, приняв в монастыре постриг под именем Евфросинии, и была похоронена в основанной ею церкви, которую украсила и одарила богатой утварью | |
Великая княгиня Евдокия Дмитриевна
Скульптурная реконструкция С.А. Никитина
Жена Дмитрия Донского. Основательница Вознесенского монастыря. Княгиня Евдокия заложила в нем каменный храм. В июне того же года она скончалась, приняв в монастыре постриг под именем Евфросинии, и была похоронена в основанной ею церкви, которую украсила и одарила богатой утварью |
Икона «Дмитрий Солунский». Византия XI-XIV вв.
Долгое время считалось, что резная икона с изображением святого Дмитрия Солунского была выполнена в XI веке. Современные исследователи датируют ее XIII-XIV столетиями. По преданию, она была прислана византийским императором Мануилом II князю Дмитрию Донскому после его знаменитой победы на Куликовом поле, которая положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига, и хранилась в Кремле, а после разорения Москвы в 1812 году попала к старообрядцам. В собрание музея этот уникальный памятник византийского искусства поступил в 20-е гг. XX столетия.
Образ святого воина – патрона московского князя, выполнен на стеатите и представляет собой редкий образец резной иконы, сохранившей свой подлинный оклад. Несмотря на небольшой размер, фигура Дмитрия Солунского с мечом в руке выглядит весьма внушительно и напоминает древнюю статую. | |
Икона «Дмитрий Солунский». Византия XI-XIV вв.
Долгое время считалось, что резная икона с изображением святого Дмитрия Солунского была выполнена в XI веке. Современные исследователи датируют ее XIII-XIV столетиями. По преданию, она была прислана византийским императором Мануилом II князю Дмитрию Донскому после его знаменитой победы на Куликовом поле, которая положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига, и хранилась в Кремле, а после разорения Москвы в 1812 году попала к старообрядцам. В собрание музея этот уникальный памятник византийского искусства поступил в 20-е гг. XX столетия.
Образ святого воина – патрона московского князя, выполнен на стеатите и представляет собой редкий образец резной иконы, сохранившей свой подлинный оклад. Несмотря на небольшой размер, фигура Дмитрия Солунского с мечом в руке выглядит весьма внушительно и напоминает древнюю статую. |
Икона «Митрополит Алексий»
С именем митрополита Алексия тесно связана история возвышения Москвы и укрепление власти московских князей. Он был советником князей Симеона Гордого и Ивана Ивановича и наставником юного Дмитрия Донского
Митрополит Алексий происходил из рода черниговских бояр. \В двадцатилетнем возрасте стал монахом московского Богоявленского монастыря, а в 1345 г. – епископом владимирским, три года спустя – митрополитом киевским и всея Руси. В 1352-1354 гг. совершил путешествие в Константинополь, где получил грамоту от патриарха Филофея, подтверждающую возведение его в сан митрополита. На протяжении всего пребывания на митрополичьей кафедре он вел борьбу за внутри церковное единство. Дважды, 1356-1357 гг. митрополит посетил Орду и получил ярлык, подтверждающий права и преимущества Русской церкви и духовенства. Во время первой поездки. Он исцелил ханшу Тайдулу, которая подарила ему землю в Кремле, где позже был возведен Чудов монастырь. Митрополит Алексий основал в Москве Чудов, Андроников и Алексеевский (женский) монастыри. Его недюжинный ум и широкая образованность, твердость характера и энергия объясняют то большое влияние, которое он приобрел не только в правящих кругах, но и по всей Руси. Тому же способствовали благочестие и строгость в личной жизни. Умер Алексий 12 февраля 1378 г. и был погребен в церкви Благовещения Чудова монастыря В 1439 году произошло обретение его мощей, а в 1448 году установлено обще-церковное празднество. | |
Икона «Митрополит Алексий»
С именем митрополита Алексия тесно связана история возвышения Москвы и укрепление власти московских князей. Он был советником князей Симеона Гордого и Ивана Ивановича и наставником юного Дмитрия Донского
Митрополит Алексий происходил из рода черниговских бояр. \В двадцатилетнем возрасте стал монахом московского Богоявленского монастыря, а в 1345 г. – епископом владимирским, три года спустя – митрополитом киевским и всея Руси. В 1352-1354 гг. совершил путешествие в Константинополь, где получил грамоту от патриарха Филофея, подтверждающую возведение его в сан митрополита. На протяжении всего пребывания на митрополичьей кафедре он вел борьбу за внутри церковное единство. Дважды, 1356-1357 гг. митрополит посетил Орду и получил ярлык, подтверждающий права и преимущества Русской церкви и духовенства. Во время первой поездки. Он исцелил ханшу Тайдулу, которая подарила ему землю в Кремле, где позже был возведен Чудов монастырь. Митрополит Алексий основал в Москве Чудов, Андроников и Алексеевский (женский) монастыри. Его недюжинный ум и широкая образованность, твердость характера и энергия объясняют то большое влияние, которое он приобрел не только в правящих кругах, но и по всей Руси. Тому же способствовали благочестие и строгость в личной жизни. Умер Алексий 12 февраля 1378 г. и был погребен в церкви Благовещения Чудова монастыря В 1439 году произошло обретение его мощей, а в 1448 году установлено обще-церковное празднество. |
Перстень- печать митрополита Алексия.
Восток, XIV в.
Медь, голубоватый камень или стекло, резьба, литье.
Дм. 2,5x2,7
По преданию перстень был подарен митрополиту Алексию в Золотой Орде в 1357 г. ханом Чанибеком (Джанибеком) за исцеление ханши Тайдулы от слепоты, которой она страдала три года. Возможно, перстень был ханской печатью, скрепивший выданный митрополиту Алексию ярлык | |
Перстень- печать митрополита Алексия.
Восток, XIV в.
Медь, голубоватый камень или стекло, резьба, литье.
Дм. 2,5x2,7
По преданию перстень был подарен митрополиту Алексию в Золотой Орде в 1357 г. ханом Чанибеком (Джанибеком) за исцеление ханши Тайдулы от слепоты, которой она страдала три года. Возможно, перстень был ханской печатью, скрепивший выданный митрополиту Алексию ярлык |
Икона «Сергий с житием»
Игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский -. самый почитаемый подвижник русской православной церкви. Митрополит Алексий, умирая, хотел видеть его своим преемником. Родился Сергий (Варфоломей)в 1314 г. (по другой версии в 1319) в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В 1330 г. родители, обнищавшие от ордынских поборов и ратей переехали в глухие леса к северу от Москвы – в городок Радонеж. После их кончины( отрок Варфоломей ушел в Хотьково-Покровский монастырь. Некоторое время спустя вместе со Стефаном, старшим братом и иноком этого монастыря, основал пустынь. Построил там церковь святой Троицы. На ее месте стоит нынешний собор святой Троицы Троице-Сергиевой лавры. Приняв здесь иночество(1337 г), он стал игуменом новой обители. Его смирение и трудолюбии, большое нравственное влияние прославили Троицкий монастырь, в котором он культивировал строгие порядки согласно общежительному уставу. Эти порядки стали образцом для многих других обителей. Сергий Радонежский основал несколько монастырей, его ученики-до 40 обителей. | |
Икона «Сергий с житием»
Игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский -. самый почитаемый подвижник русской православной церкви. Митрополит Алексий, умирая, хотел видеть его своим преемником. Родился Сергий (Варфоломей)в 1314 г. (по другой версии в 1319) в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В 1330 г. родители, обнищавшие от ордынских поборов и ратей переехали в глухие леса к северу от Москвы – в городок Радонеж. После их кончины( отрок Варфоломей ушел в Хотьково-Покровский монастырь. Некоторое время спустя вместе со Стефаном, старшим братом и иноком этого монастыря, основал пустынь. Построил там церковь святой Троицы. На ее месте стоит нынешний собор святой Троицы Троице-Сергиевой лавры. Приняв здесь иночество(1337 г), он стал игуменом новой обители. Его смирение и трудолюбии, большое нравственное влияние прославили Троицкий монастырь, в котором он культивировал строгие порядки согласно общежительному уставу. Эти порядки стали образцом для многих других обителей. Сергий Радонежский основал несколько монастырей, его ученики-до 40 обителей. |
Книга рукописная
Псалтирь, отрывок. Русский извод. Приплетена Минея служебная. Март. Отрывок,
XIV - XV вв.
Материал: бумага, чернила, киноварь, краски, картон, кожа, пергамент
Техника: устав, полуустав
Размеры: Лист: 23,3 х 19,0 см
лист: 21,0 х 13,5 см
книга в переплете: 25,0 х 20,0 х 0,7 см
8 листов, 32 листа | |
Книга рукописная
Псалтирь, отрывок. Русский извод. Приплетена Минея служебная. Март. Отрывок,
XIV - XV вв.
Материал: бумага, чернила, киноварь, краски, картон, кожа, пергамент
Техника: устав, полуустав
Размеры: Лист: 23,3 х 19,0 см
лист: 21,0 х 13,5 см
книга в переплете: 25,0 х 20,0 х 0,7 см
8 листов, 32 листа |
|
|
|
| |