Методические материалы

Задание 1.

Используя коллекцию музеев Московского Кремля, текстовые материалы проиллюстрируйте внутриполитические события  1-ой половины XVIII века.

Факты и выводы могут быть использованы в ходе дискуссии.

 

Говоря о сущности Абсолютизма, необходимо отметить следующее:

 

Абсолютная монархия — форма государства, характерная для позднего средневековья и начала буржуазного развития. Власть монарха в таком государстве ни­чем не ограничена и в значительной степени самостоятельна по отношению к обществу, в том числе и к верхам.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточивается в руках монарха; монарх получает право распоряжаться налоговой системой и государственными финансами; местное и центральное управление унифицированы и максимально регламентированы; имеется постоянная армия и флот, поскольку внешняя политика абсолютизм весьма агрессивна. Оформление российского абсолютизма связано с политикой меркантилизма и протекционизма в экономике и торговле.

Особенностью русского абсолютизма является то, что формируется он на базе развития и укрепления феодально-крепостнических отношений.

Первые предпосылки, абсолютизма появились еще во второй половине XVI века, во времена Ивана Грозного. Социально-экономический и динамический кризис конца XVI — начала XVII вв. замедлили становление абсолютизма. С середины XVII в. начинается формирование элементов абсолютизма. Процесс это длительный и завершен он будет уже в XVIII веке.

Отношение к особе государя стало в XVII в. почти религиозным. Царь подчеркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними.

В Соборном Уложении была целая глава, посвященная тому, «как его государьское здоровье оберегати». Даже при кратких отлучках царя из Кремля писался особый указ, кому на время отсутствия государя «государство ведати». В торжественных случаях царь появлялся в шапке Мономаха, бармах, со знаками своей власти - скипетром и державой. Каждое появление царя было событием, при выходах к народу его вели под руки бояре. Все это было внешним проявлением формирования в стране абсолютизма.

 

Завершение складывания абсолютистской монархии:

 

Резкое увеличение государственного аппарата, бюрократизация общества вызвали быстрое развитие коррупции. Для борьбы со злоупотреблениями чиновников в государственных, военных и церковных учреждениях в 1711 г. были созданы органы негласного надзора, которые осуществляли фискалы во главе с обер-фискалом.

 

Но этого оказалось недостаточно. Взяточничество и волокита продолжали расширяться, что заставило Петра I создать широкую сеть органов гласного надзора. В 1722 г. была создана должность генерал-прокурора Сената. В его обязанности входило наблюдение за выполнением законов и правил, он мог приостановить и оспорить решение Сената. Первым прокурором — «оком государевым» — стал выходец из низов П. И. Ягужинский. Прокуроры были назначены во все государственные учреждения для надзора за их работой.

 

Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.

Новая система управления строилась на принципах рационализма, разграничения функций всех учреждений, централизма и коллегиальности.

 

Выводы: Возросшая экономическая и финансовая мощь государства, появление новой регулярной армии, резкое увеличение бюрократического аппарата и реформа системы управления создали необходимые условия для завершения формирования абсолютистской монархии. Царь являлся носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти и не разделял ее ни с кем. В Духовном регламенте 1721 г. было записано: «император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Завершающим штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца.

В 1722 г. появился Устав о наследии престола, давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

 

Задание 2.

Используйте материал при комментировании «кадров» вашей творческой работы и формулировании выводов. Он может стать ее примерным  сценарием.

 

Для составления нового кодекса манифестом 14 декабря 1766 г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест. Их собрание получило название "Комиссии для сочинения проекта нового уложения". В эту Комиссию дворянство каждого уезда должно было послать одного депутата; каждый город, независимо от его величины, — тоже одного депутата; низшие разных служб служилые люди (ландмилицкие люди), черносошные (государственные) крестьяне — из каждой провинции, от каждого народа по одному депутату. Сенат, Синод, Коллегия, и др. присутственные места должны были также прислать по депутату. Таким образом основания представительства были различны: одни части населения посылали представителей уезда, другие — от провинции, третьи — от отдельного племени, четвертые — от присутственного места; одни избирали посословно (дворяне, крестьяне), другие — по месту жительства (горожане-домовладельцы, инородцы). Частновладельческие крестьяне и совсем были лишены права представительства. Не было и прямых представителей духовенства. Таким образом, хотя и собрали в Москву лиц самых разных состояний и племен, но все же представительство, установленное Екатериной, было далеко не полно.

Депутат обеспечивался на все время пребывания в Комиссии казенным жалованьем и должен был привезти в Москву инструкцию от своих избирателей с изображением их нужд и желаний. Эти инструкции получили название депутатских наказов, а Наказ Екатерины в отличие от них стал называться "большим Наказом". Звание депутата Екатерина старалась сделать весьма почетным в глазах общества: депутаты навсегда освобождались от казни, телесного наказания и конфискации имения; за обиду депутата виновный нес двойное наказание.

30 июля 1767 г. с торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве. Всех представителей, явившихся в Комиссию, было 565. Одна треть из них были дворяне, другая треть — горожане; число лиц податных сельских классов не доходило и до 100; депутатов от присутственных мест было 28. Понятно, что такое разнородное собрание могло с удобством обсуждать принципы законодательства, но не могло удобно заниматься редактированием законов в полном своем составе. Оно могло их только слушать, обсуждать и принимать в готовой редакции…

Одна из этих комиссий, дирекционная, руководила занятиями как частных комиссий, так и общего собрания, была главной пружиной всего дела. В ней были поэтому членами генерал-прокурор и председатель (маршал) Комиссии (А. И. Бибиков). Масса частных комиссий вносила большую сложность в делопроизводство: каждый частный вопрос проходил через несколько комиссий и по несколько раз через одну и ту же. Это вызывало неизбежную медленность законодательных работ… неизбежны были беспорядок и путаница в их деятельности. Так несовершенство внешней организации дела, ее сложность и неопределенность создавали первое препятствие для успешного ведения дела.

В ходе занятий Комиссии найдем и другие препятствия. Общее собрание прежде всего прочитало Наказ императрицы и узнало из него те отвлеченные принципы деятельности, которые ему ставила Екатерина. Вместе с тем члены собрания привезли с собой более 1000 депутатских наказов, должны были ознакомиться с ними и уяснить себе те нужды и желания русского общества, какие в них находились. Эти нужды и желания депутаты должны были примирить с теоретическими желаниями наказа и слить их в гармонически стройный законодательный кодекс. Для такой цели необходимо было разобрать депутатские наказы и привести в систему все их содержание. Этот кропотливый труд мог быть совершен только специальной комиссией, потому что был неудобен для собрания в 500 человек и был, в сущности, черновой приготовительной работой.

Далее, желания сословий были часто противоположны и непримиримы: для должного к ним отношения мало было знать отвлеченные принципы, а следовало изучить исторически положение того или другого вопроса, т. е., иначе говоря, разобраться в старом законодательстве, которое состояло из массы (более 10000) отдельных законоположений, весьма не упорядоченных.

…В инструкции, данной Екатериной Комиссии и определившей порядок ее действий, видим, что Екатерина на общее собрание возлагает обязанность "читать законы, в поправлении которых более состоит нужды", и "читать наказы, разобрав по материям и сделав выписку".

Комиссия сначала верно поняла, что ей необходимо было делать в ее обстановке. Прочтя Наказ Екатерины, она приступила к чтению наказов депутатских и прослушала несколько крестьянских наказов. Не окончив этого дела, по предложению маршала Бибикова, она перешла к чтению законов о дворянстве, затем о купечестве. Потратив на это около 60 заседаний, Комиссия занялась вопросом о правах остзейских дворян и не окончила этого дела, как не кончила прежних…

В конце 1768 г. члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией.

…С 1775 г. Екатерина стала забывать о своей Комиссии и решилась повести свою законодательную деятельность без ее участия. Комиссия не была созвана вторично. Блестящие и широкие планы не осуществились, затея нового законодательства не удалась.

 

Задание 3.

  

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ ОБ ЭПОХЕ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

 

С легкой руки В.О. Ключевского вторую четверть XVIII в. стали называть эпохой дворцовых переворотов. В изображении русских и советских историков (С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов, Н.Я. Эйдельман и др.) этот период был значительным шагом назад в развитии русской государственности по сравнению с кипучей деятель­ностью Петра. Правительницы и правители этой эпохи в исто­рических трудах  казались  ничтожествами  по  сравнению  с мощной фигурой царя-реформатора.                  В характеристику дворцовых переворотов входили представления ослаблении абсолютизма, засильи иностранцев во времена Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны преувеличенной роли гвардии в решении политических вопросов, патриотических мотивах переворота Елизаветы Петровны. Бироновщина, например, трактовалась как свирепый режим, сходный с опричниной Ивана Грозного.

В работах современных историков (Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский) намечается отказ от таких однозначных оценок, признание, хотя и противоречивого, но развития русской государственности.

 

Контрастное мнение

Историк Н. Я. Эйдельман рассматривал дворцовые перевороты как своеобразную реакцию дворянства на резкое усиление само­державной власти при Петре I, как «гвардейскую поправку» к самодержавию. В исторической литературе, в том числе и со­временной, преобладают рассуждения о «ничтожности» преем­ников Петра I, проявлявших больше заботы о личных удоволь­ствиях, чем о делах государственных. В последнее время, однако, наблюдается отход от столь однозначных оценок, в частности отмечается, что во второй четверти XVIII в. наблюдалось не ослабление, а, напротив, усиление абсолютизма, приобретение им большей зрелости в сравнении с предшествующим периодом.

В эпоху дворцовых переворотов внутренняя политика правя­щих верхов была направлена на расширение и укрепление приви­легий дворянства, причем нередко за счет ревизии и отказа от петровских установлений. Ослабление страны, бюрократизация аппарата управления, снижение боеспособности армии и флота, за­силье иностранцев и фаворитизм были характерными чертами того времени

 

Задание 4.

Церемония коронации XVII века.

 

Дата последнего обновления страницы 14.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»