|
|
|
Отчественная война 1812 года
Многое в Кремле зримо напоминает о 1812 годе. Лихая година не обошла стороной святыню России. Через Троицкие ворота Наполеон вступил в Кремль, с кремлевских стен он наблюдал за московским пожаром, а затем бежал в расположенный за пределами тогдашней Москвы Петровский дворец на Петербургской дороге. Отступая, французы взорвали Водовзводную, Петровскую, Никольскую и некоторые другие башни Кремля, а также здание Арсенала и звонницы, примыкавшие к колокольне Ивана Великого. Все это было восстановлено только после окончания войны. В Успенском соборе находится единственная не разграбленная гробница-рака святого митрополита Ионы.
В фонде «Масляной живописи» Музеев Московского Кремля хранится портрет завоевателя, разорившего Москву, а также картины, выполненные по заказу императора Николая I художником Альбрехтом Адамом. На них Наполеон изображен в горящей Москве и наблюдающим за переправой своей армии через реку Березину.
Пожар Москвы изображен и на картине художника И.К. Айвазовского, который также изобразил памятник победе над Наполеоном — величественный храм Христа Спасителя. Об одержанной победе напоминают также сложенные у стен Арсенала в Кремле пушки «Великой Армии».
Во время наполеоновского нашествия сокровища Оружейной палаты были эвакуированы в Нижний Новгород под надзором И.П. Поливанова (портрет которого хранится в нашей коллекции), а затем благополучно были доставлены обратно.
Музеи Кремля хранят также ряд вещей, принадлежавших героям Отечественной войны 1812 года и участникам наполеоновских войн. Блюдо участника Бородинского сражения, атамана Донского казачьего войска, организатору ополчения донских казаков графа М.И. Платова; ваза, подаренная городским магистратом командующему русским корпусом в Париже графу М.С. Воронцову, а также гарнитур оружия, поднесенный русскому генералу Ф.В. Остен-Сакену (в марте-мае 1814 г. генерал-губернатору Парижа).
В зале № 5 Государственной Оружейной палаты в одной из витрин размещен великолепный фарфоровый сервиз «Олимпийский», изготовленный во Франции на знаменитой Севрской мануфактуре — дар Наполеона русскому императору Александру I в честь заключения Тильзитского мира.
Троицкая башня Московского Кремля.
Через нее Наполеон вступил в Кремль.
Троицкая башня — проездная, с отводной стрельницей, — главная на западной стороне Кремля. Ее строительство в 1495-1499 годах архитектором Алевизом Фрязиным завершило возведение укреплений со стороны реки Неглинной, позднее Александровского сада. В 1516 году от Троицкой башни через реку Неглинную был построен каменный Троицкий мост, а за ним сооружена башня Кутафья. В XVI-XVII веках Троицкие ворота считались вторыми по значению после Спасских - они служили для проезда в Кремль ко дворам патриарха, цариц и царевен.
Cовременное название башня получила в 1658 году от Троицкого подворья в Кремле. До этого она называлась Богоявленской, Знаменской, Куретной по расположенным в Кремле церквям и Каретному двору. В конце XVII века башня была надстроена высоким шатром, получила архитектурный декор, близкий к декору Спасской башни, и куранты, которые после пожара 1812 года не восстанавливались. В 1870-1895 годах при переводе в башню архива министерства императорского двора она была перестроена, при этом многие древние детали были утрачены. В XIX веке после того, как реку Неглинную забрали в трубу, белокаменный пандус, ведущий к башне Кутафье, был заменен кирпичным. В 1901 году выстроен новый Троицкий мост. Башня шестиэтажная, с глубокими двухэтажными подвалами, служившими для оборонных целей, а в XVI-XVII веках использовавшимися как тюрьма. Все этажи башни соединяет система лестниц, расположенных по периметру башни. Стрельница во втором ярусе имеет помещение с плоским перекрытием. Завершает башню небольшой, решенный в характере главного объема четверик, над которым возвышается восьмерик со сквозной смотрительной частью, увенчанной высоким, стройным шатром. Декоративные башенки и пинакли по углам парапетов, стрельчатые арки составляют основу богатого декора. Прежде со стороны въезда в Кремль башня выглядела еще нарядней, так как подобные украшения имела и стрельница. Высота башни до звезды со стороны Кремля- 65,65 м, со звездой - 69,3 м. Высота башни со стороны Александровского сада - 76,35 м, со звездой - 80 м. | |
Троицкая башня Московского Кремля.
Через нее Наполеон вступил в Кремль.
Троицкая башня — проездная, с отводной стрельницей, — главная на западной стороне Кремля. Ее строительство в 1495-1499 годах архитектором Алевизом Фрязиным завершило возведение укреплений со стороны реки Неглинной, позднее Александровского сада. В 1516 году от Троицкой башни через реку Неглинную был построен каменный Троицкий мост, а за ним сооружена башня Кутафья. В XVI-XVII веках Троицкие ворота считались вторыми по значению после Спасских - они служили для проезда в Кремль ко дворам патриарха, цариц и царевен.
Cовременное название башня получила в 1658 году от Троицкого подворья в Кремле. До этого она называлась Богоявленской, Знаменской, Куретной по расположенным в Кремле церквям и Каретному двору. В конце XVII века башня была надстроена высоким шатром, получила архитектурный декор, близкий к декору Спасской башни, и куранты, которые после пожара 1812 года не восстанавливались. В 1870-1895 годах при переводе в башню архива министерства императорского двора она была перестроена, при этом многие древние детали были утрачены. В XIX веке после того, как реку Неглинную забрали в трубу, белокаменный пандус, ведущий к башне Кутафье, был заменен кирпичным. В 1901 году выстроен новый Троицкий мост. Башня шестиэтажная, с глубокими двухэтажными подвалами, служившими для оборонных целей, а в XVI-XVII веках использовавшимися как тюрьма. Все этажи башни соединяет система лестниц, расположенных по периметру башни. Стрельница во втором ярусе имеет помещение с плоским перекрытием. Завершает башню небольшой, решенный в характере главного объема четверик, над которым возвышается восьмерик со сквозной смотрительной частью, увенчанной высоким, стройным шатром. Декоративные башенки и пинакли по углам парапетов, стрельчатые арки составляют основу богатого декора. Прежде со стороны въезда в Кремль башня выглядела еще нарядней, так как подобные украшения имела и стрельница. Высота башни до звезды со стороны Кремля- 65,65 м, со звездой - 69,3 м. Высота башни со стороны Александровского сада - 76,35 м, со звездой - 80 м. |
Здание Успенской звонницы
Здание Успенской звонницы, примыкающее почти вплотную к северной грани колокольни Ивана Великого, было возведено в 1814—1815 гг. архитекторами Д.И.Жилярди, Л.Руска и И.В.Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. старой постройки ХVIв. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, авторы повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объема. Однако в архитектурный декор фасадов были привнесены элементы, характерные для начала ХIХ века. Над трехпролетной звонницей, расположенной на пятом ярусе сооружения, возвышается богато декорированный барабан с золоченой главой, по масштабу близкий завершению колокольни. Высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее к церкви Николы Гастунского, построено в 1849-1852 гг. архитектором К.А.Тоном. О предшествующей постройке известно, что она возводилась в 1532-1539 гг. мастером Петроком Малым как церковь Воскресения Христова со звонницей и завершена была в1543-1552 гг. уже после отъезда зодчего из Москвы. С 1555 г. церковь стала именоваться Рождественской по престолу Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже “Кремленаград” начала 1600-х годов. В течение ХVII в. церковь была преобразована в звонницу, получившей название Успенской. В настоящее время на первом этаже звонницы действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению. | |
Здание Успенской звонницы
Здание Успенской звонницы, примыкающее почти вплотную к северной грани колокольни Ивана Великого, было возведено в 1814—1815 гг. архитекторами Д.И.Жилярди, Л.Руска и И.В.Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. старой постройки ХVIв. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, авторы повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объема. Однако в архитектурный декор фасадов были привнесены элементы, характерные для начала ХIХ века. Над трехпролетной звонницей, расположенной на пятом ярусе сооружения, возвышается богато декорированный барабан с золоченой главой, по масштабу близкий завершению колокольни. Высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее к церкви Николы Гастунского, построено в 1849-1852 гг. архитектором К.А.Тоном. О предшествующей постройке известно, что она возводилась в 1532-1539 гг. мастером Петроком Малым как церковь Воскресения Христова со звонницей и завершена была в1543-1552 гг. уже после отъезда зодчего из Москвы. С 1555 г. церковь стала именоваться Рождественской по престолу Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже “Кремленаград” начала 1600-х годов. В течение ХVII в. церковь была преобразована в звонницу, получившей название Успенской. В настоящее время на первом этаже звонницы действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению. |
Филаретова пристройка
Филаретова пристройка, примыкающая непосредственно к северной стене звонницы, воссоздана одновременно с ней в 1814-1815гг. после разрушения французами. Первоначально она была построена в 1624г. зодчим Баженом Огурцовым в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола. Башнеобразное квадратное в плане сооружение завершается живописным шатром, основание которого богато украшено резными белокаменными деталями. С севера к башне звона пристроена лестничная клетка. Архитектурная обработка фасадов аналогична фасадам главной звонницы.
Сейчас в памятнике располагаются научные отделы музея. | |
Филаретова пристройка
Филаретова пристройка, примыкающая непосредственно к северной стене звонницы, воссоздана одновременно с ней в 1814-1815гг. после разрушения французами. Первоначально она была построена в 1624г. зодчим Баженом Огурцовым в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола. Башнеобразное квадратное в плане сооружение завершается живописным шатром, основание которого богато украшено резными белокаменными деталями. С севера к башне звона пристроена лестничная клетка. Архитектурная обработка фасадов аналогична фасадам главной звонницы.
Сейчас в памятнике располагаются научные отделы музея. |
Здание Арсенала
Арсенал в Московском Кремле (взорван в 1812 г. отступающими французами и восстановлен с новой ампирной декорацией).
Здание Арсенала (Цейхгауза) имеет долгую строительную историю. Его возведение началось в1702 г. по инициативе Петра I в соответствии с составленным им планом. Арсенал предполагалось использовать не только в качестве военного склада, но и как музей-хранилище военных трофеев и древнего оружия. Самое большое сооружение Москвы петровского времени заняло северный угол территории Кремля между Троицкой и Никольской башнями, освободившийся от застройки после пожара 1701 г. Оно положило начало укрупнению масштаба строительства в Кремле.
На первом этапе работы возглавили архитекторы М.Чоглоков, Д.Иванов и Х.Конрад. С 1706 г. из-за войны со Швецией и недостатка денежных средств строительство затормозилось и после нескольких перерывов было завершено лишь в 1736 г. С 1731 г. строительством руководили фельдмаршал Б.-Х.Миних и архитектор И.Шумахер. В 1737 г. во время пожара в Москве Арсенал сильно пострадал, выгорели все деревянные перекрытия. Восстановление здания было проведено только в 1786-1796 гг. Эта работа осуществлялась под руководством М.Казакова и инженера А. Герарда.
Перед отступлением из Москвы войск Наполеона в 1812 г. Арсенал был взорван, до фундамента был уничтожен северо-восточный торец, остальная часть здания получила повреждения. Восстановительные работы по проекту архитекторов А. Бакарева, И. Мироновского, И.Таманского и Е.Тюрина начались в 1814 г. и завершились в 1828 г.
Не смотря на столь долгий срок строительства, первоначально задуманное объемно-планировочное решение сооружения сохранилось. Менялись лишь конструкции перекрытий, внутренняя планировка, архитектурные и декоративные детали на фасадах. В плане здание имеет форму вытянутой трапеции с большим внутренним двором, северо-западной и северо-восточной сторонами оно вплотную примыкает к крепостной стене. Архитектура двухэтажных фасадов носит монументальный характер. Это достигается мощной гладью декорированных белым камнем кирпичных стен, прорезанных двумя рядами редко расставленных спаренных арочных проемов с глубокими откосами. Два входа во внутренний двор на южном и восточном фасадах отмечены портиками, несущими в себе черты барокко и классицизма. Высокая барочная кровля со слуховыми окнами в процессе перестроек была заменена ныне существующей пологой двускатной.
После 1812 г. в Арсенале предполагалось устроить музей Отечественной войны, для чего к 1819 г. сюда были свезены трофейные артиллерийские орудия и размещены вдоль фасадов здания. После сноса в 1960 г. старой Оружейной палаты сюда же перенесли и русские пушки, установленные на лафетах. В настоящее время орудия являются экспонатами Музеев Московского Кремля.
В самом здании Арсенала сейчас размещаются казармы и административные службы Комендатуры Кремля. | |
Здание Арсенала
Арсенал в Московском Кремле (взорван в 1812 г. отступающими французами и восстановлен с новой ампирной декорацией).
Здание Арсенала (Цейхгауза) имеет долгую строительную историю. Его возведение началось в1702 г. по инициативе Петра I в соответствии с составленным им планом. Арсенал предполагалось использовать не только в качестве военного склада, но и как музей-хранилище военных трофеев и древнего оружия. Самое большое сооружение Москвы петровского времени заняло северный угол территории Кремля между Троицкой и Никольской башнями, освободившийся от застройки после пожара 1701 г. Оно положило начало укрупнению масштаба строительства в Кремле.
На первом этапе работы возглавили архитекторы М.Чоглоков, Д.Иванов и Х.Конрад. С 1706 г. из-за войны со Швецией и недостатка денежных средств строительство затормозилось и после нескольких перерывов было завершено лишь в 1736 г. С 1731 г. строительством руководили фельдмаршал Б.-Х.Миних и архитектор И.Шумахер. В 1737 г. во время пожара в Москве Арсенал сильно пострадал, выгорели все деревянные перекрытия. Восстановление здания было проведено только в 1786-1796 гг. Эта работа осуществлялась под руководством М.Казакова и инженера А. Герарда.
Перед отступлением из Москвы войск Наполеона в 1812 г. Арсенал был взорван, до фундамента был уничтожен северо-восточный торец, остальная часть здания получила повреждения. Восстановительные работы по проекту архитекторов А. Бакарева, И. Мироновского, И.Таманского и Е.Тюрина начались в 1814 г. и завершились в 1828 г.
Не смотря на столь долгий срок строительства, первоначально задуманное объемно-планировочное решение сооружения сохранилось. Менялись лишь конструкции перекрытий, внутренняя планировка, архитектурные и декоративные детали на фасадах. В плане здание имеет форму вытянутой трапеции с большим внутренним двором, северо-западной и северо-восточной сторонами оно вплотную примыкает к крепостной стене. Архитектура двухэтажных фасадов носит монументальный характер. Это достигается мощной гладью декорированных белым камнем кирпичных стен, прорезанных двумя рядами редко расставленных спаренных арочных проемов с глубокими откосами. Два входа во внутренний двор на южном и восточном фасадах отмечены портиками, несущими в себе черты барокко и классицизма. Высокая барочная кровля со слуховыми окнами в процессе перестроек была заменена ныне существующей пологой двускатной.
После 1812 г. в Арсенале предполагалось устроить музей Отечественной войны, для чего к 1819 г. сюда были свезены трофейные артиллерийские орудия и размещены вдоль фасадов здания. После сноса в 1960 г. старой Оружейной палаты сюда же перенесли и русские пушки, установленные на лафетах. В настоящее время орудия являются экспонатами Музеев Московского Кремля.
В самом здании Арсенала сейчас размещаются казармы и административные службы Комендатуры Кремля. |
Рака митрополита Ионы с откидной крышкой.
Серебряная рака — 1585 г., реставрация 1874 г.
Бархат — Турция XVII в.; шитье — 1851 г.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро, дерево, бархат золотный, нить золотная, альмандины, стекла, металл недрагоценный, папье-маше.
Техника: литье, чеканка, гравировка, канфарение, ткачество, шитье лицевое, шитье золотными нитями, шитье орнаментальное, эмаль живописная, масло.
Размеры: Длина: 197,0 см,
ширина: 76,0 см,
высота: 77,7 см.
Деревянная рака в форме продолговатого ящика, облицованного чеканным серебром. Крышка раки обтянута золотным бархатом. На внутренней стороне крышки шитое изображение митрополита Ионы в рост.
Деревянная рака, имеет форму продолговатого ящика. С южной и восточной стороны облицована чеканным серебром. Четыре лопатки с чеканным орнаментом в виде цветов и листьев, объединенных вертикальным стержнем, делят южную плоскость на три части, заполненные выпуклыми овальными медальонами с чеканными надписями по канфаренному фону (1. "БЛАГОСЛОВЕНИЕМ БОЖИИМ И МЛТВАМИ.." 2. "ВЕЛИКИИ Ж КНЯЗ ВАСИЛЕИ ВАСИЛЬЕВИЧ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПАТРИАРШУ..." 3. "И ПО ПРЕСТАВЛЕНИИ ФОТИЯ МИТРОПОЛИТА В ШЕСТОЕ ЛЕТО..."). Углы между медальонами и лопатками дополнены накладными литым орнаментом в виде спирально вьющегося стебля с отрогами. В верхней и нижней частях раки положены валики, прочеканенные чередующимися выпуклыми и вогнутыми квадратами. По верху проходит чеканная надпись на канфаренном фоне с текстом службы святителю. Внизу проложен выпуклый полувалик, украшенный чеканной гирляндой из дубовых листьев. Облицовка восточной стенки аналогична южной, состоит из одного овального клейма с чеканной надписью ("СЕИ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЕЦ НАШ ИОНА РОДИСЯ...") и двух лопаток.
Крышка раки обтянута золотным бархатом с узором из крупных эллиптической формы клейм, заполненных цветами граната и гвоздики. Края крышки обиты новым бархатом.
На внутренней стороне крышки по темно-красному бархату - шитое рельефное изображение митрополита Ионы в рост с благословляющим жестом правой руки и закрытым, поднятым до плеча Евангелием - в левой. Митрополит изображен в крещатом саккосе, стоящим на овальной формы орлеце с шитым изображением орла. Лик и руки святителя выполнены шелковой нитью, все остальные части золотной нитью - золоченой и серебряной. На митрополите митра, украшенная тремя эмалевыми изображениями овалах: Спаса и двух евангелистов и тремя в полуовалах - Саваоф, "Благовещение" (разделенное на две части). На митре 7(семь) каст, заполненных 4 (четырьмя) темно-красного цвета альмандинами и 3 (тремя) стеклами б/ц. На изображении Евангелия - четыре эмалевых изображения евангелистов по углам и изображение Спаса в овальном медальоне в центре. В одной касте на изображении Евангелия 1 (один) темно-красный альмандин. (См. Акт ю.к. № 18 от 15.09.2003). На набедреннике шитое золотной нитью изображение херувима с живописно исполненным ликом. По сторонам набедренника прикреплены золотная бахрома и к трем углам - свисающие кисти. 5(пять) таких же кистей прикреплены внизу к омофору. Омофор и орлец выполнены серебряной золотной нитью. На нимбе и по краю орлеца шитая золотной нитью гирлянда из цветов. По периметру углубления крышки набита серебряная полоса с чеканным растительным орнаментом. Над головой митрополита шитые золотной нитью надписи: "СВТИТЕЛЮ ОТЧЕ ИОНЕ МОЛИ БГА О НАС". Возле ног надпись: "1851 ГОДА АПРЕЛЯ 1 ДНЯ С БЛАГОСЛО-ВЕНИЯ ВЫСОКО/ПРЕОСВЯЩЕНСТВА ПРЕОСВЯЩЕН-НАГО МИТРОПОЛИТА / МОСКОВСКАГО И КОЛО-МЕНСКАГО СВЯЩЕННО АРХИМАНДРИТА ФИЛАРЕТА И РАЗНЫХ ОРДЕНОВ КАВАЛЕРА" .
Рака митрополита Ионы в Успенском соборе Московского Кремля единственная не разграбленная французами. Легенда о том, как святитель пригрозил захватчикам указательным пальцем, когда они пытались ограбить гробницу. | |
Рака митрополита Ионы с откидной крышкой.
Серебряная рака — 1585 г., реставрация 1874 г.
Бархат — Турция XVII в.; шитье — 1851 г.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро, дерево, бархат золотный, нить золотная, альмандины, стекла, металл недрагоценный, папье-маше.
Техника: литье, чеканка, гравировка, канфарение, ткачество, шитье лицевое, шитье золотными нитями, шитье орнаментальное, эмаль живописная, масло.
Размеры: Длина: 197,0 см,
ширина: 76,0 см,
высота: 77,7 см.
Деревянная рака в форме продолговатого ящика, облицованного чеканным серебром. Крышка раки обтянута золотным бархатом. На внутренней стороне крышки шитое изображение митрополита Ионы в рост.
Деревянная рака, имеет форму продолговатого ящика. С южной и восточной стороны облицована чеканным серебром. Четыре лопатки с чеканным орнаментом в виде цветов и листьев, объединенных вертикальным стержнем, делят южную плоскость на три части, заполненные выпуклыми овальными медальонами с чеканными надписями по канфаренному фону (1. "БЛАГОСЛОВЕНИЕМ БОЖИИМ И МЛТВАМИ.." 2. "ВЕЛИКИИ Ж КНЯЗ ВАСИЛЕИ ВАСИЛЬЕВИЧ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПАТРИАРШУ..." 3. "И ПО ПРЕСТАВЛЕНИИ ФОТИЯ МИТРОПОЛИТА В ШЕСТОЕ ЛЕТО..."). Углы между медальонами и лопатками дополнены накладными литым орнаментом в виде спирально вьющегося стебля с отрогами. В верхней и нижней частях раки положены валики, прочеканенные чередующимися выпуклыми и вогнутыми квадратами. По верху проходит чеканная надпись на канфаренном фоне с текстом службы святителю. Внизу проложен выпуклый полувалик, украшенный чеканной гирляндой из дубовых листьев. Облицовка восточной стенки аналогична южной, состоит из одного овального клейма с чеканной надписью ("СЕИ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЕЦ НАШ ИОНА РОДИСЯ...") и двух лопаток.
Крышка раки обтянута золотным бархатом с узором из крупных эллиптической формы клейм, заполненных цветами граната и гвоздики. Края крышки обиты новым бархатом.
На внутренней стороне крышки по темно-красному бархату - шитое рельефное изображение митрополита Ионы в рост с благословляющим жестом правой руки и закрытым, поднятым до плеча Евангелием - в левой. Митрополит изображен в крещатом саккосе, стоящим на овальной формы орлеце с шитым изображением орла. Лик и руки святителя выполнены шелковой нитью, все остальные части золотной нитью - золоченой и серебряной. На митрополите митра, украшенная тремя эмалевыми изображениями овалах: Спаса и двух евангелистов и тремя в полуовалах - Саваоф, "Благовещение" (разделенное на две части). На митре 7(семь) каст, заполненных 4 (четырьмя) темно-красного цвета альмандинами и 3 (тремя) стеклами б/ц. На изображении Евангелия - четыре эмалевых изображения евангелистов по углам и изображение Спаса в овальном медальоне в центре. В одной касте на изображении Евангелия 1 (один) темно-красный альмандин. (См. Акт ю.к. № 18 от 15.09.2003). На набедреннике шитое золотной нитью изображение херувима с живописно исполненным ликом. По сторонам набедренника прикреплены золотная бахрома и к трем углам - свисающие кисти. 5(пять) таких же кистей прикреплены внизу к омофору. Омофор и орлец выполнены серебряной золотной нитью. На нимбе и по краю орлеца шитая золотной нитью гирлянда из цветов. По периметру углубления крышки набита серебряная полоса с чеканным растительным орнаментом. Над головой митрополита шитые золотной нитью надписи: "СВТИТЕЛЮ ОТЧЕ ИОНЕ МОЛИ БГА О НАС". Возле ног надпись: "1851 ГОДА АПРЕЛЯ 1 ДНЯ С БЛАГОСЛО-ВЕНИЯ ВЫСОКО/ПРЕОСВЯЩЕНСТВА ПРЕОСВЯЩЕН-НАГО МИТРОПОЛИТА / МОСКОВСКАГО И КОЛО-МЕНСКАГО СВЯЩЕННО АРХИМАНДРИТА ФИЛАРЕТА И РАЗНЫХ ОРДЕНОВ КАВАЛЕРА" .
Рака митрополита Ионы в Успенском соборе Московского Кремля единственная не разграбленная французами. Легенда о том, как святитель пригрозил захватчикам указательным пальцем, когда они пытались ограбить гробницу. |
Пушки «Великой Армии» Наполеона, лежащие у стен Арсенала.
После ухода из Москвы французов в Кремле оставалось около ста иноземных орудий, а к 1819 г. по специальному указу сюда было свезено 875 орудий, оставленных на полях сражений армией Наполеона. Они должны были стать экспонатами предполагаемого музея Отечественной войны 1812 г. Музей не был открыт и пушки установили на специальном каменном постаменте вдоль Арсенала. В настоящее время здесь находится 830 пушек, мортир, гаубиц, являющихся военными трофеями Отечественной войны 1812 г. Среди них имеются орудия французские, австрийские, прусские, итальянские, испанские, голландские и других стран Европы. | |
Пушки «Великой Армии» Наполеона, лежащие у стен Арсенала.
После ухода из Москвы французов в Кремле оставалось около ста иноземных орудий, а к 1819 г. по специальному указу сюда было свезено 875 орудий, оставленных на полях сражений армией Наполеона. Они должны были стать экспонатами предполагаемого музея Отечественной войны 1812 г. Музей не был открыт и пушки установили на специальном каменном постаменте вдоль Арсенала. В настоящее время здесь находится 830 пушек, мортир, гаубиц, являющихся военными трофеями Отечественной войны 1812 г. Среди них имеются орудия французские, австрийские, прусские, итальянские, испанские, голландские и других стран Европы. |
Портрет императора Александра I"
С оригинала Ф. Жерара (он вы полнил портрет русского царя в Париже в 1814 году).
XIX в.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст, дерево.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 163,0 см,
ширина: 119,0 см,
толщина: 2,5 см.
Фигура Александра I представлена фронтально, голова — в трехчетвертном повороте влево. На императоре генеральский мундир с золотыми эполетами и белые рейтузы. Через плечо перекинута голубая муаровая лента ордена св. Андрея Первозванного. На груди справа — Андреевская звезда, знаки орденов Подвязки, Меча, св. Георгия, медаль "В пямять Отечественной войны" и др. В правой руке Александра Треуголка с белым плюмажем. Фоном портрета служит затянутое облаками небо. В правом нижнем углу — низкие
Фигура Александра I представлена фронтально, голова — в трехчетвертном повороте влево. На императоре синий генеральский мундир с красными расшитыми золотыми дубовыми ветками воротником и манжетами, и золотыми эполетами и белые рейтузы. Через плечо перекинута голубая муаровая лента ордена св. Андрея Первозванного. На груди справа звезда ордена св. Андрея Первозванного, объединенная с английским орденом Подвязки и шведским орденом Меча, знак ордена св. Георгия IV степени, медаль "В пямять Отечественной войны" и др. Талию обхватыват серый орнаментированный пояс. В правой, опущенной, обтянутой белой перчаткой руке Алекасдр держит синюю треуголку с белым плюмажем и левую перчатку. Кисть его левой также опущенной руки обнажена. У левого бедра — рукоять шпаги. Фигура Александра помещена на фоне облачного неба, темного в верхнем левом углу и светлеющего книзу. В нижнем правом углу — невысокие темные холмы.
Портрет выполнен позаказу Н.Б. Юсупова в первой трети XIX в. | |
Портрет императора Александра I"
С оригинала Ф. Жерара (он вы полнил портрет русского царя в Париже в 1814 году).
XIX в.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст, дерево.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 163,0 см,
ширина: 119,0 см,
толщина: 2,5 см.
Фигура Александра I представлена фронтально, голова — в трехчетвертном повороте влево. На императоре генеральский мундир с золотыми эполетами и белые рейтузы. Через плечо перекинута голубая муаровая лента ордена св. Андрея Первозванного. На груди справа — Андреевская звезда, знаки орденов Подвязки, Меча, св. Георгия, медаль "В пямять Отечественной войны" и др. В правой руке Александра Треуголка с белым плюмажем. Фоном портрета служит затянутое облаками небо. В правом нижнем углу — низкие
Фигура Александра I представлена фронтально, голова — в трехчетвертном повороте влево. На императоре синий генеральский мундир с красными расшитыми золотыми дубовыми ветками воротником и манжетами, и золотыми эполетами и белые рейтузы. Через плечо перекинута голубая муаровая лента ордена св. Андрея Первозванного. На груди справа звезда ордена св. Андрея Первозванного, объединенная с английским орденом Подвязки и шведским орденом Меча, знак ордена св. Георгия IV степени, медаль "В пямять Отечественной войны" и др. Талию обхватыват серый орнаментированный пояс. В правой, опущенной, обтянутой белой перчаткой руке Алекасдр держит синюю треуголку с белым плюмажем и левую перчатку. Кисть его левой также опущенной руки обнажена. У левого бедра — рукоять шпаги. Фигура Александра помещена на фоне облачного неба, темного в верхнем левом углу и светлеющего книзу. В нижнем правом углу — невысокие темные холмы.
Портрет выполнен позаказу Н.Б. Юсупова в первой трети XIX в. |
Название: "Наполеон в горящей Москве"
1840 г.
Место изготовления: Германия.
Материал: холст.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 96,0 см,
ширина: 128,0 см.
На первом плане на фоне руины китайгородской стены едущий справа налево на белом коне накрытом красной попоной Наполеон в сером сюртуке, треуголке с кокардой и белых перчатках. Позади него частично закрытая крупом коня шеренга вооруженных ружьями с поднятыми штыками пеших воинов. Правее - конная свита императора, за которой пешее и конное наполеоновское войско покидающее Кремль. На заднем плане слева в клубах дыма кремлевская стена, из-за которой виднеются Архангельский собор колокольня Ивана Великого и Звонница. Справа - берег Москва-реки, по которому движутся отступающие французы. В глубине картины мост на сваях. На противоположном берегу реки - горящие дома Замоскворечья. Небо в красных отблесках пожара, черных и серых клубах дыма.
Входила в состав серии картин посвященных Отечественной войне 1812 г. купленных у художника императором Николаем I. Находилась в кабинете Его Императорского Величества в Большом Кремлевском дворце. | |
Название: "Наполеон в горящей Москве"
1840 г.
Место изготовления: Германия.
Материал: холст.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 96,0 см,
ширина: 128,0 см.
На первом плане на фоне руины китайгородской стены едущий справа налево на белом коне накрытом красной попоной Наполеон в сером сюртуке, треуголке с кокардой и белых перчатках. Позади него частично закрытая крупом коня шеренга вооруженных ружьями с поднятыми штыками пеших воинов. Правее - конная свита императора, за которой пешее и конное наполеоновское войско покидающее Кремль. На заднем плане слева в клубах дыма кремлевская стена, из-за которой виднеются Архангельский собор колокольня Ивана Великого и Звонница. Справа - берег Москва-реки, по которому движутся отступающие французы. В глубине картины мост на сваях. На противоположном берегу реки - горящие дома Замоскворечья. Небо в красных отблесках пожара, черных и серых клубах дыма.
Входила в состав серии картин посвященных Отечественной войне 1812 г. купленных у художника императором Николаем I. Находилась в кабинете Его Императорского Величества в Большом Кремлевском дворце. |
Десертный сервиз «Олимпийский»
Первоначально насчитывал 140 предметов.
Франция.
Севр, нач. XIX века.
Фарфор; роспись, золочение.
Дар Наполеона русскому императору Александру I в честь заключения Тильзитского мира.
Тарелка десертная
Название: из "Олимпийского сервиза" (с изображением младенца Эдипа)
художник-керамист: Перрано.
1804-1807 гг.
Изготовитель: Севрская фарфоровая мануфактура.
Место изготовления: Франция, Севр.
Материал: фарфор.
Техника: роспись надглазурная, золочение, крытье.
Размеры: Диаметр: 23,0 см.
Тарелка десертная, фарфоровая, мелкая, с росписью на мифологический сюжет и растительным орнаментом.
На серо-голубом зеркале тарелки изображен сидящий на пне пастух коринфского царя Полибия, кормящий младенца Эдипа. У ног пастуха собака. Ноги Эдипа перевязаны (Эдип означает пухлоногий, с распухшими ногами). Борт на терракотовом фоне расписан золотой гирляндой, состоящей из тонкого стебля с нанизанными колокольчиками и попарно расходящимися узкими листьями и звездчатыми цветами. В гирлянду включены шесть крупных гризайльных розеток в золотых обводках. Борт окаймлен узкими и широкими золотыми полосками. Марли расписано серовато-коричневым с золотом растительным орнаментом из густо расположенных листьев и цветов.
Легенда: Заказан и выполнен для свадьбы Жерома Бонапарта и Екатерины Вюртембергской. Дар Наполеона Бонапарта императору Александру I в честь заключения Тильзитского мира в 1807 г.
Сервиз передан в Оружейную палату 18 декабря 1881 года из Сервизной кладовой Большого Кремлевского дворца. | |
Десертный сервиз «Олимпийский»
Первоначально насчитывал 140 предметов.
Франция.
Севр, нач. XIX века.
Фарфор; роспись, золочение.
Дар Наполеона русскому императору Александру I в честь заключения Тильзитского мира.
Тарелка десертная
Название: из "Олимпийского сервиза" (с изображением младенца Эдипа)
художник-керамист: Перрано.
1804-1807 гг.
Изготовитель: Севрская фарфоровая мануфактура.
Место изготовления: Франция, Севр.
Материал: фарфор.
Техника: роспись надглазурная, золочение, крытье.
Размеры: Диаметр: 23,0 см.
Тарелка десертная, фарфоровая, мелкая, с росписью на мифологический сюжет и растительным орнаментом.
На серо-голубом зеркале тарелки изображен сидящий на пне пастух коринфского царя Полибия, кормящий младенца Эдипа. У ног пастуха собака. Ноги Эдипа перевязаны (Эдип означает пухлоногий, с распухшими ногами). Борт на терракотовом фоне расписан золотой гирляндой, состоящей из тонкого стебля с нанизанными колокольчиками и попарно расходящимися узкими листьями и звездчатыми цветами. В гирлянду включены шесть крупных гризайльных розеток в золотых обводках. Борт окаймлен узкими и широкими золотыми полосками. Марли расписано серовато-коричневым с золотом растительным орнаментом из густо расположенных листьев и цветов.
Легенда: Заказан и выполнен для свадьбы Жерома Бонапарта и Екатерины Вюртембергской. Дар Наполеона Бонапарта императору Александру I в честь заключения Тильзитского мира в 1807 г.
Сервиз передан в Оружейную палату 18 декабря 1881 года из Сервизной кладовой Большого Кремлевского дворца. |
Портрет Наполеона I (в рост).
Начало XIX века.
Место изготовления: Франция.
Материал: холст, дерево.
Техника: масло.
Размеры: высота: 243,0 см,
ширина: 130,0 см.
Наполеон изображен в полный рост на фоне трона и темноголубого занавеса, расшитого золотыми звездами и лялиями. В согнутой левой руке Наполеона золотой жезл правосудия с навершием в виде длани, правой рукой он держит скипетр с навершием в виде золотого орла. Наполеон облачен в бархатную мантию пурпурного цвета, подбитую горностаем и расшитую золотыми пчелами и лилиями. На голове Наполеона — золотой лавровый венец.
Наполеон изображен в полный рост на фоне трона и темноголубого занавеса, расшитого золотыми звездами, лялиями и широкими орнаментальными полосами в нижней и верхней частях. Торс императора развернут влево, голова в небольшом трехчетвертном повороте вправо. В согнутой левой руке Наполеона золотой "жезл правосудия" с серебряным навершием в виде длани. Правой рукой он держит скипетр Карла V с навершием в виде золотого орла. Наполеон облачен в бархатную мантию пурпурного цвета, подбитую горностаем, расшитую золотыми пчелами и украшенную широкими каймами с растительным орнаментом. Белые туника, перчатки и обувь расшиты золотом. На груди Наполеона большая золотая цепь ордена Почетного легиона, составленная из фигурок орлов. На голове лавровый венец из золотых листьев. Трон золотой, с сиденьем, спинкой и подножием обитыми темно-голубым бархатом и расшитыми золотыми звездами и орнаментом из стилизованных лилий.
В описи Филимонова: поступил в Оружейную палату по высочайшему повелению в 1851 г. "Сей портрет находился в Брюссельской городской ратуше и при взятии сего города отрядом покойного Генерал-адъютанта графа Бенкендорфа, поднесен был ему казаками. Писаной Жераром. А поднесен был Его Величеству Г-жою Статс-дамою графиней Беркендорф".
| |
Портрет Наполеона I (в рост).
Начало XIX века.
Место изготовления: Франция.
Материал: холст, дерево.
Техника: масло.
Размеры: высота: 243,0 см,
ширина: 130,0 см.
Наполеон изображен в полный рост на фоне трона и темноголубого занавеса, расшитого золотыми звездами и лялиями. В согнутой левой руке Наполеона золотой жезл правосудия с навершием в виде длани, правой рукой он держит скипетр с навершием в виде золотого орла. Наполеон облачен в бархатную мантию пурпурного цвета, подбитую горностаем и расшитую золотыми пчелами и лилиями. На голове Наполеона — золотой лавровый венец.
Наполеон изображен в полный рост на фоне трона и темноголубого занавеса, расшитого золотыми звездами, лялиями и широкими орнаментальными полосами в нижней и верхней частях. Торс императора развернут влево, голова в небольшом трехчетвертном повороте вправо. В согнутой левой руке Наполеона золотой "жезл правосудия" с серебряным навершием в виде длани. Правой рукой он держит скипетр Карла V с навершием в виде золотого орла. Наполеон облачен в бархатную мантию пурпурного цвета, подбитую горностаем, расшитую золотыми пчелами и украшенную широкими каймами с растительным орнаментом. Белые туника, перчатки и обувь расшиты золотом. На груди Наполеона большая золотая цепь ордена Почетного легиона, составленная из фигурок орлов. На голове лавровый венец из золотых листьев. Трон золотой, с сиденьем, спинкой и подножием обитыми темно-голубым бархатом и расшитыми золотыми звездами и орнаментом из стилизованных лилий.
В описи Филимонова: поступил в Оружейную палату по высочайшему повелению в 1851 г. "Сей портрет находился в Брюссельской городской ратуше и при взятии сего города отрядом покойного Генерал-адъютанта графа Бенкендорфа, поднесен был ему казаками. Писаной Жераром. А поднесен был Его Величеству Г-жою Статс-дамою графиней Беркендорф".
|
Адам Альбрехт
Отступление Великой Армии (Наполеон на Березине).
1830 г.
Место изготовления: Германия.
Материал: холст.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 89,3 см,
ширина: 126,7 см,
толщина: 4,0 см.
Отступление Великой Армии. На фоне покрытой льдинами реки и занесенного снегом поля пешие и конные французы. В центре на белом коне одетый в тулуп Наполеон, окруженный адъютантами. На переднем плане лежащие на снегу тела умирающих солдат и лошадей. На заднем плане слева река Березина. По сторонам в клубах дыма остатки наполеоновского войска.
На фоне покрытой льдинами реки и занесенного снегом поля пешие и конные французы. В центре на белом коне одетый в тулуп Наполеон, окруженный маршалами и адъютантами. На переднем плане лежащие на снегу тела умирающих солдат и лошадей. На заднем плане слева река Березина. По сторонам в клубах дыма остатки наполеоновского войска. Картина выполнена в серых, коричневатых тонах с белыми, темно-зелеными пятнами. Небо серовато-голубых и розовых оттенков.
Принадлежит к серии созданной А. Адамом по заказу императора Николая I. Находилась в императорском кабинете в Большом Кремлевском дворце.
| |
Адам Альбрехт
Отступление Великой Армии (Наполеон на Березине).
1830 г.
Место изготовления: Германия.
Материал: холст.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 89,3 см,
ширина: 126,7 см,
толщина: 4,0 см.
Отступление Великой Армии. На фоне покрытой льдинами реки и занесенного снегом поля пешие и конные французы. В центре на белом коне одетый в тулуп Наполеон, окруженный адъютантами. На переднем плане лежащие на снегу тела умирающих солдат и лошадей. На заднем плане слева река Березина. По сторонам в клубах дыма остатки наполеоновского войска.
На фоне покрытой льдинами реки и занесенного снегом поля пешие и конные французы. В центре на белом коне одетый в тулуп Наполеон, окруженный маршалами и адъютантами. На переднем плане лежащие на снегу тела умирающих солдат и лошадей. На заднем плане слева река Березина. По сторонам в клубах дыма остатки наполеоновского войска. Картина выполнена в серых, коричневатых тонах с белыми, темно-зелеными пятнами. Небо серовато-голубых и розовых оттенков.
Принадлежит к серии созданной А. Адамом по заказу императора Николая I. Находилась в императорском кабинете в Большом Кремлевском дворце.
|
Айвазовский И.К. «Пожар Москвы 1812 г.»
| |
Айвазовский И.К. «Пожар Москвы 1812 г.»
| |
|
|
| |