|
|
|
Москва как центр объединения русских земель
В XIV веке Москва из небольшого удельного города превращается в столицу самого могущественного княжества Северо-Восточной Руси. Московский Кремль становится не только резиденцией великих князей, которые носят титул «московских и владимирских», но и митрополитов всея Руси. Князь Иван Калита возводит здесь первые белокаменные храмы, и среди них – главный храм и главную святыню Московского княжества - собор Успения Богоматери. В начале XV столетия над украшением храмов трудятся русские и греческие мастера, среди них знаменитые художники Феофан Грек и Андрей Рублев. Митрополит Фотий привозит с собой из Византии опытных ювелиров, которые создают для этих храмов драгоценное убранство.
Князь Даниил Александрович
Изображение на северо - западном столпе Архангельского собора.
Фреска,
XVII в.
Младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского. Родился в 1261 году. В два года получил по завещанию отца в удел город Москву. Начинает упоминаться в летописях лишь с 1283 года.. Как следует из летописных сообщений за последующие 20 лет своей жизни основатель династии московских князей активно участвовал в составе разных коалиций в борьбе за политическое главенство в Северо-Восточной Руси , в частности за ярлык (верительную грамоту) на великое княжение Владимирское. Этот ярлык выдавал хан Золотой Орды, зависимость от которого были вынуждены признавать русские князья. Основным соперником Москвы было сильное Тверское княжество. Даниил Александрович умер 5 марта 1303 года в возрасте 40 лет «на Москве, в своей вотчине, в чернецах и схиме».В 1318 году сын князя Даниила Юрий первым из московских князей получил ярлык на Младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского. Родился в 1261 году. В два года получил по завещанию отца в удел город Москву. Начинает упоминаться в летописях лишь с 1283 года.. Как следует из летописных сообщений за последующие 20 лет своей жизни основатель династии московских князей активно участвовал в составе разных коалиций в борьбе за политическое главенство в Северо-Восточной Руси , в частности за ярлык (верительную грамоту) на великое княжение Владимирское. Этот ярлык выдавал хан Золотой Орды, зависимость от которого были вынуждены признавать русские князья. Основным соперником Москвы было сильное Тверское княжество. Даниил Александрович умер 5 марта 1303 года в возрасте 40 лет «на Москве, в своей вотчине, в чернецах и схиме». В 1318 году сын князя Даниила Юрий первым из московских князей получил ярлык на великое княжение. | |
Князь Даниил Александрович
Изображение на северо - западном столпе Архангельского собора.
Фреска,
XVII в.
Младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского. Родился в 1261 году. В два года получил по завещанию отца в удел город Москву. Начинает упоминаться в летописях лишь с 1283 года.. Как следует из летописных сообщений за последующие 20 лет своей жизни основатель династии московских князей активно участвовал в составе разных коалиций в борьбе за политическое главенство в Северо-Восточной Руси , в частности за ярлык (верительную грамоту) на великое княжение Владимирское. Этот ярлык выдавал хан Золотой Орды, зависимость от которого были вынуждены признавать русские князья. Основным соперником Москвы было сильное Тверское княжество. Даниил Александрович умер 5 марта 1303 года в возрасте 40 лет «на Москве, в своей вотчине, в чернецах и схиме».В 1318 году сын князя Даниила Юрий первым из московских князей получил ярлык на Младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского. Родился в 1261 году. В два года получил по завещанию отца в удел город Москву. Начинает упоминаться в летописях лишь с 1283 года.. Как следует из летописных сообщений за последующие 20 лет своей жизни основатель династии московских князей активно участвовал в составе разных коалиций в борьбе за политическое главенство в Северо-Восточной Руси , в частности за ярлык (верительную грамоту) на великое княжение Владимирское. Этот ярлык выдавал хан Золотой Орды, зависимость от которого были вынуждены признавать русские князья. Основным соперником Москвы было сильное Тверское княжество. Даниил Александрович умер 5 марта 1303 года в возрасте 40 лет «на Москве, в своей вотчине, в чернецах и схиме». В 1318 году сын князя Даниила Юрий первым из московских князей получил ярлык на великое княжение. |
Великий князь московский Иван Калита Изображение на южной стене Архангельского собора.
Фреска XYII в..
Младший сын Даниила Александровича Иван Данилович Калита (Иван I), правивший в Москве в 1325 – 1340 годах, заложил основы ее будущей мощи. Князь Иван I прослыл осторожным и расчетливым политиком При нем существенно расширились границы княжества, приумножилась княжеская казна. Его правление положило начало достаточно мирной эпохе в жизни Москвы. Почти на сорок лет прекратились войны и набеги врагов, что способствовало экономическому развитию Московского княжества, росту его влияния и авторитета. 1327 году князь Иван Калита подавил антиордынское восстание в Твери, получил за это ярлык на великое княжение и право собирать дань со всех русских земель в пользу Орд | |
Великий князь московский Иван Калита Изображение на южной стене Архангельского собора.
Фреска XYII в..
Младший сын Даниила Александровича Иван Данилович Калита (Иван I), правивший в Москве в 1325 – 1340 годах, заложил основы ее будущей мощи. Князь Иван I прослыл осторожным и расчетливым политиком При нем существенно расширились границы княжества, приумножилась княжеская казна. Его правление положило начало достаточно мирной эпохе в жизни Москвы. Почти на сорок лет прекратились войны и набеги врагов, что способствовало экономическому развитию Московского княжества, росту его влияния и авторитета. 1327 году князь Иван Калита подавил антиордынское восстание в Твери, получил за это ярлык на великое княжение и право собирать дань со всех русских земель в пользу Орд |
Икона "Митрополит Петр в житии" с венцом
Автор: Дионисий (?) (- живопись),
Автор: Мишуков Ф.Я. (- венец)
Живопись: конец XV-начало XVI вв.;
венец: 1915 г.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, серебро, паволока, левкас
Техника: темпера яичная, басма
Размеры: Высота: 197 см
ширина: 151 см
Серебро - 50,00 г 875°
Петр, митрополит Киевский и всея Руси. Был поставлен в митрополиты в Константинополе в 1305 году. В 1308 году прибыл во Владимир, куда его предшественник митрополит Максим перенес перенес митрополичью кафедру из Киева. В борьбе между Московским и Тверским князьями за великое княжение митрополит занял промосковскую позицию В 1325 г. он переехал в Москву.. | |
Икона "Митрополит Петр в житии" с венцом
Автор: Дионисий (?) (- живопись),
Автор: Мишуков Ф.Я. (- венец)
Живопись: конец XV-начало XVI вв.;
венец: 1915 г.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, серебро, паволока, левкас
Техника: темпера яичная, басма
Размеры: Высота: 197 см
ширина: 151 см
Серебро - 50,00 г 875°
Петр, митрополит Киевский и всея Руси. Был поставлен в митрополиты в Константинополе в 1305 году. В 1308 году прибыл во Владимир, куда его предшественник митрополит Максим перенес перенес митрополичью кафедру из Киева. В борьбе между Московским и Тверским князьями за великое княжение митрополит занял промосковскую позицию В 1325 г. он переехал в Москву.. |
Икона "Митрополит Петр в житии" с венцом (фрагмент)
Автор: Дионисий (?) (- живопись),
Автор: Мишуков Ф.Я. (- венец)
Живопись: конец XV-начало XVI вв.;
венец: 1915 г.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, серебро,
В 1325 году митрополит Петр заложил в Москве первое каменное здание Успенского собора.. В 1326 г. Петр скончался и был погребен в еще недостроенном Успенском соборе. Его преемник митрополит феогност перенес кафедру в Москву, что значительно укрепило политические позиции московских князей. | |
Икона "Митрополит Петр в житии" с венцом (фрагмент)
Автор: Дионисий (?) (- живопись),
Автор: Мишуков Ф.Я. (- венец)
Живопись: конец XV-начало XVI вв.;
венец: 1915 г.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, серебро,
В 1325 году митрополит Петр заложил в Москве первое каменное здание Успенского собора.. В 1326 г. Петр скончался и был погребен в еще недостроенном Успенском соборе. Его преемник митрополит феогност перенес кафедру в Москву, что значительно укрепило политические позиции московских князей. |
Успенский собор 1326 г
Успенский собор времени Ивана Калиты (1326) был четырехстолпным. Одноглавым. В его приделе похоронили митрополита Петра. С этого времени в Москве начинает развиваться каменное строительство. | |
Успенский собор 1326 г
Успенский собор времени Ивана Калиты (1326) был четырехстолпным. Одноглавым. В его приделе похоронили митрополита Петра. С этого времени в Москве начинает развиваться каменное строительство. |
Собор Спаса на Бору
По преданию, при князе Данииле Александровиче на Кремлевском холме рос дремучий лес – бор. В его чаще стояла хижина пустынника Вукола, на месте которой князь поставил деревянную церковь Спаса Преображения, или Спаса на Бору. Иван Калита в 1330 году заменил ее каменной, а при ней образовался монастырь. При монастырском храме хоронили князей и княгинь. В Спасском монастыре принял перед смертью постриг Иван Калита | |
Собор Спаса на Бору
По преданию, при князе Данииле Александровиче на Кремлевском холме рос дремучий лес – бор. В его чаще стояла хижина пустынника Вукола, на месте которой князь поставил деревянную церковь Спаса Преображения, или Спаса на Бору. Иван Калита в 1330 году заменил ее каменной, а при ней образовался монастырь. При монастырском храме хоронили князей и княгинь. В Спасском монастыре принял перед смертью постриг Иван Калита |
Собор Чуда архангела Михаила
В 1365 г. митрополит Алексий основал в Кремле Чудов монастырь. Он заложил в монастыре каменную церковь, завещав похоронить себя возле нее. Однако. Дмитрий Донской счел это недостойным святителя и положил его останки в Благовещенском приделе собора Чуда Архангела Михаила В 1431 г. своды и стены древнего храма рухнули, раздавив гробницу Алексия. Собор вскоре отстроили вновь, а в 1501-1503 гг. его сменил другой храм, возведенный итальянскими мастерами. Мощи святителя Алексия перенесли в Алексеевскую церковь, сооруженную в 1483 г.
При монастыре существовало училище, где обучались дети вельмож. Предполагают, что Дмитрий Самозванец был монахом Чудова монастыря. Здесь принял постриг «боярский царь» Василий Шуйский. | |
Собор Чуда архангела Михаила
В 1365 г. митрополит Алексий основал в Кремле Чудов монастырь. Он заложил в монастыре каменную церковь, завещав похоронить себя возле нее. Однако. Дмитрий Донской счел это недостойным святителя и положил его останки в Благовещенском приделе собора Чуда Архангела Михаила В 1431 г. своды и стены древнего храма рухнули, раздавив гробницу Алексия. Собор вскоре отстроили вновь, а в 1501-1503 гг. его сменил другой храм, возведенный итальянскими мастерами. Мощи святителя Алексия перенесли в Алексеевскую церковь, сооруженную в 1483 г.
При монастыре существовало училище, где обучались дети вельмож. Предполагают, что Дмитрий Самозванец был монахом Чудова монастыря. Здесь принял постриг «боярский царь» Василий Шуйский. |
Церковь Иоанна Лествичника
| |
Церковь Иоанна Лествичника
|
Чертеж "Схематический план Московского Кремля в 1156-1339 гг."
Архитектор: Хамцов А.И.
1960 г.
Место изготовления: СССР
Материал: картон, бумага
Техника: акварель, темпера, белила, тушь
Размеры: Размер чертежа: 94,2 х 72,8 см
В правление князя Ивана Калиты велись активные фортификационные работы. Пожары 1331 и 1337 годов уничтожили изрядно обветшавшую деревянную стену Кремля. На рубеже 1339 и 1340 годов в течение пяти месяцев были возведены новые стены из дубовых бревен. В плане Кремль-град имел конфигурацию треугольника. Его территория значительно расширилась, и он стал почти в два раза больше прежнего. Внутри новой крепости оказалась и большая часть торгово-ремесленного посада. Именно в это время в летописях появляется и само слов «кремль» или «кремник». Схематический план составлен по летописным и историческим источникам и представляет возможную планировку Московского Кремля в 1156-1339 гг. На плане обозначены деревянные стены, княжеский и митрополичий дворы, церкви Успения, Иоанна Лествичника, Благовщения, Михаила Архангела, Спаса на Бору. Согласно тверской летописи XV в., в 1156 г. по повелению Юрия Долгорукова на Боровицком холме были выстроены первые деревянные стены Кремля. Перестроены они были в 1339-1340 г. князем Иваном Калитой. На чертеже Хамцова представлена историческая реконструкция деревянных стен Кремля, до постройки дубовой крепости в середине XIV в. Красной пунктирной линией на чертеже обозначены границы существующего Кремля | |
Чертеж "Схематический план Московского Кремля в 1156-1339 гг."
Архитектор: Хамцов А.И.
1960 г.
Место изготовления: СССР
Материал: картон, бумага
Техника: акварель, темпера, белила, тушь
Размеры: Размер чертежа: 94,2 х 72,8 см
В правление князя Ивана Калиты велись активные фортификационные работы. Пожары 1331 и 1337 годов уничтожили изрядно обветшавшую деревянную стену Кремля. На рубеже 1339 и 1340 годов в течение пяти месяцев были возведены новые стены из дубовых бревен. В плане Кремль-град имел конфигурацию треугольника. Его территория значительно расширилась, и он стал почти в два раза больше прежнего. Внутри новой крепости оказалась и большая часть торгово-ремесленного посада. Именно в это время в летописях появляется и само слов «кремль» или «кремник». Схематический план составлен по летописным и историческим источникам и представляет возможную планировку Московского Кремля в 1156-1339 гг. На плане обозначены деревянные стены, княжеский и митрополичий дворы, церкви Успения, Иоанна Лествичника, Благовщения, Михаила Архангела, Спаса на Бору. Согласно тверской летописи XV в., в 1156 г. по повелению Юрия Долгорукова на Боровицком холме были выстроены первые деревянные стены Кремля. Перестроены они были в 1339-1340 г. князем Иваном Калитой. На чертеже Хамцова представлена историческая реконструкция деревянных стен Кремля, до постройки дубовой крепости в середине XIV в. Красной пунктирной линией на чертеже обозначены границы существующего Кремля |
Название: Портрет князя Дмитрия Иоанновича Донского
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 76,0 см
Князь Дмитрий Донской изображен по пояс, в овале, в легком повороте вправо, в княжеской короне и золотистой горностаевой мантии. Под изображением, в рокайльном картуше подпись: "Дмитрий снъ Иоанна второго", с обозначением титула и главных заслуг: "великий князь российский, преславную над Мамаем, царем татарским на реке Дону полученною победою великое себе и всей России имя сотвори. Государство, церковь укрепий Шпалерной мануфактуры | |
Название: Портрет князя Дмитрия Иоанновича Донского
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 76,0 см
Князь Дмитрий Донской изображен по пояс, в овале, в легком повороте вправо, в княжеской короне и золотистой горностаевой мантии. Под изображением, в рокайльном картуше подпись: "Дмитрий снъ Иоанна второго", с обозначением титула и главных заслуг: "великий князь российский, преславную над Мамаем, царем татарским на реке Дону полученною победою великое себе и всей России имя сотвори. Государство, церковь укрепий Шпалерной мануфактуры |
Подклет Благовещенского собора.
Конец XIV в.
Белокаменная кладка
Из такого же известняка построили при Дмитрии Донском первый белокаменный Кремль
Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это – квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна. С 1989 года в нем открыта археологическая выставка, экспонаты которой связаны с историей заселения и освоения Боровицкого холма, с уникальными кладами, которые были найдены в XIX – XX вв. на территории Кремля | |
Подклет Благовещенского собора.
Конец XIV в.
Белокаменная кладка
Из такого же известняка построили при Дмитрии Донском первый белокаменный Кремль
Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это – квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна. С 1989 года в нем открыта археологическая выставка, экспонаты которой связаны с историей заселения и освоения Боровицкого холма, с уникальными кладами, которые были найдены в XIX – XX вв. на территории Кремля |
Вознесенский монастырь.
Женский вознесенский монастырь в Кремле основала вдова великого князя московского Дмитрия Донского Евдокия Дмитриевна, построив деревянный храм Вознесения у Спасских ворот Кремля на месте княжеского терема, откуда она провожала мужа на Куликовскую битву. Вознесенский монастырь, таким образом, был одним из самых значительных памятников Куликовской победе.
Первое достоверное документальное известие о Вознесенском монастыре относится к 1407 году.
С 1407 по 1731 год обитель служила местом захоронения русских великих княгинь, цариц и царевен. До основания Вознесенского монастыря их хоронили в кремлевском соборе Спвса на Бору и церкви Воскрешения Лазаря, позднее – в Петербурге) | |
Вознесенский монастырь.
Женский вознесенский монастырь в Кремле основала вдова великого князя московского Дмитрия Донского Евдокия Дмитриевна, построив деревянный храм Вознесения у Спасских ворот Кремля на месте княжеского терема, откуда она провожала мужа на Куликовскую битву. Вознесенский монастырь, таким образом, был одним из самых значительных памятников Куликовской победе.
Первое достоверное документальное известие о Вознесенском монастыре относится к 1407 году.
С 1407 по 1731 год обитель служила местом захоронения русских великих княгинь, цариц и царевен. До основания Вознесенского монастыря их хоронили в кремлевском соборе Спвса на Бору и церкви Воскрешения Лазаря, позднее – в Петербурге) |
Великая княгиня Евдокия Дмитриевна.
Скульптурная реконструкция С.А. Никитина
Жена Дмитрия Донского. Основательница Вознесенского монастыря. В 1407 г. княгиня Евдокия заложила в нем каменный храм. В июне того же года она скончалась, приняв в монастыре постриг под именем Евфросинии, и была похоронена в основанной ею церкви Строительство продолжала ее невестка, жена Василия I Софья Витовтовна. | |
Великая княгиня Евдокия Дмитриевна.
Скульптурная реконструкция С.А. Никитина
Жена Дмитрия Донского. Основательница Вознесенского монастыря. В 1407 г. княгиня Евдокия заложила в нем каменный храм. В июне того же года она скончалась, приняв в монастыре постриг под именем Евфросинии, и была похоронена в основанной ею церкви Строительство продолжала ее невестка, жена Василия I Софья Витовтовна. |
Церковь Рождества Богородицы
1393-1394 гг.
Церковь Рождества Богородицы на Сенях древнейший из дошедших до наших дней памятников архитектуры Кремля. Она была построена в 1393-1394 гг. по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии, предположительно, в память Куликовской битвы. Об этом говорит посвящение храма Рождеству Богородицы, которое по христианскому календарю совпадает с датой Куликовской битвы. Новая церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма. | |
Церковь Рождества Богородицы
1393-1394 гг.
Церковь Рождества Богородицы на Сенях древнейший из дошедших до наших дней памятников архитектуры Кремля. Она была построена в 1393-1394 гг. по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии, предположительно, в память Куликовской битвы. Об этом говорит посвящение храма Рождеству Богородицы, которое по христианскому календарю совпадает с датой Куликовской битвы. Новая церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма. |
Церковь Рождества Богородицы
1393-1394 гг.
Выстроенная из белого камня четырехстолпная трехапсидная церковь сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор, наличие которых подтверждается внутристенной лестницей, расположенной в северо-западном углу. Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской архитектурных школ. О принадлежности к последней говорят килевидные завершения портала и ниш и окна-розетки. | |
Церковь Рождества Богородицы
1393-1394 гг.
Выстроенная из белого камня четырехстолпная трехапсидная церковь сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор, наличие которых подтверждается внутристенной лестницей, расположенной в северо-западном углу. Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской архитектурных школ. О принадлежности к последней говорят килевидные завершения портала и ниш и окна-розетки. |
Икона "Дмитрий Солунский" (Demetrius of Thessaloniki)
Рельеф - XI в., оправа - XIII-XIV вв.
Место изготовления: Византия
Материал: стеатит, серебро, дерево, холст
Техника: резьба, чеканка, золочение
Размеры: Длина: 31,4 см
ширина: 26,4 см
размер: 11,8х9,7 см (камня)
Долгое время считалось, что резная икона с изображением святого Дмитрия Солунского была выполнена в XI веке. Современные исследователи датируют ее XIII-XIV столетиями. По преданию, она была прислана византийским императором Мануилом II князю Дмитрию Донскому после его знаменитой победы на Куликовом поле, которая положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига, и хранилась в Кремле, а после разорения Москвы в 1812 году попала к старообрядцам. В собрание музея этот уникальный памятник византийского искусства поступил в 20-е гг. XX столетия.
Образ святого воина – патрона московского князя, выполнен на стеатите и представляет собой редкий образец резной иконы, сохранившей свой подлинный оклад. Несмотря на небольшой размер, фигура Дмитрия Солунского с мечом в руке выглядит весьма внушительно и напоминает древнюю статую. | |
Икона "Дмитрий Солунский" (Demetrius of Thessaloniki)
Рельеф - XI в., оправа - XIII-XIV вв.
Место изготовления: Византия
Материал: стеатит, серебро, дерево, холст
Техника: резьба, чеканка, золочение
Размеры: Длина: 31,4 см
ширина: 26,4 см
размер: 11,8х9,7 см (камня)
Долгое время считалось, что резная икона с изображением святого Дмитрия Солунского была выполнена в XI веке. Современные исследователи датируют ее XIII-XIV столетиями. По преданию, она была прислана византийским императором Мануилом II князю Дмитрию Донскому после его знаменитой победы на Куликовом поле, которая положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига, и хранилась в Кремле, а после разорения Москвы в 1812 году попала к старообрядцам. В собрание музея этот уникальный памятник византийского искусства поступил в 20-е гг. XX столетия.
Образ святого воина – патрона московского князя, выполнен на стеатите и представляет собой редкий образец резной иконы, сохранившей свой подлинный оклад. Несмотря на небольшой размер, фигура Дмитрия Солунского с мечом в руке выглядит весьма внушительно и напоминает древнюю статую. |
Икона "Митрополит Алексей"
XVII в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 51,5 см
ширина: 33,2 см
С именем митрополита Алексия тесно связана история возвышения Москвы и укрепление власти московских князей. Он был советником князей Симеона Гордого и Ивана Ивановича и наставником юного Дмитрия Донского
Митрополит Алексий происходил из рода черниговских бояр. В двадцатилетнем возрасте стал монахом московского Богоявленского монастыря, а в 1345 г. – епископом владимирским, три года спустя – митрополитом киевским и всея Руси. В 1352-1354 гг. совершил путешествие в Константинополь, где получил грамоту от патриарха Филофея, подтверждающую возведение его в сан митрополита. На протяжении всего пребывания на митрополичьей кафедре он вел борьбу за внутрицерковное единство. Дважды, 1356-1357 гг. митрополит посетил Орду и получил ярлык, подтверждающий права и преимущества Русской церкви и духовенства. Во время первой поездки. Он исцелил ханшу Тайдулу, которая подарила ему землю в Кремле, где позже был возведен Чудов монастырь. Митрополит Алексий основал в Москве Чудов, Андроников и Алексеевский (женский) монастыри. Его недюжинный ум и широкая образованность, твердость характера и энергия объясняют то большое влияние, которое он приобрел не только в правящих кругах, но и по всей Руси. Тому же способствовали благочестие и строгость в личной жизни. Умер Алексий 12 февраля 1378 г. и был погребен в церкви Благовещения Чудова монастыря В 1439 году произошло обретение его мощей, а в 1448 году установлено общецерковное празднество. | |
Икона "Митрополит Алексей"
XVII в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 51,5 см
ширина: 33,2 см
С именем митрополита Алексия тесно связана история возвышения Москвы и укрепление власти московских князей. Он был советником князей Симеона Гордого и Ивана Ивановича и наставником юного Дмитрия Донского
Митрополит Алексий происходил из рода черниговских бояр. В двадцатилетнем возрасте стал монахом московского Богоявленского монастыря, а в 1345 г. – епископом владимирским, три года спустя – митрополитом киевским и всея Руси. В 1352-1354 гг. совершил путешествие в Константинополь, где получил грамоту от патриарха Филофея, подтверждающую возведение его в сан митрополита. На протяжении всего пребывания на митрополичьей кафедре он вел борьбу за внутрицерковное единство. Дважды, 1356-1357 гг. митрополит посетил Орду и получил ярлык, подтверждающий права и преимущества Русской церкви и духовенства. Во время первой поездки. Он исцелил ханшу Тайдулу, которая подарила ему землю в Кремле, где позже был возведен Чудов монастырь. Митрополит Алексий основал в Москве Чудов, Андроников и Алексеевский (женский) монастыри. Его недюжинный ум и широкая образованность, твердость характера и энергия объясняют то большое влияние, которое он приобрел не только в правящих кругах, но и по всей Руси. Тому же способствовали благочестие и строгость в личной жизни. Умер Алексий 12 февраля 1378 г. и был погребен в церкви Благовещения Чудова монастыря В 1439 году произошло обретение его мощей, а в 1448 году установлено общецерковное празднество. |
Перстень- печать митрополита Алексия.
Восток, XIV в.
Медь, голубоватый камень или стекло; резьба, литье. Дм. 2,5x2,7
По преданию перстень был подарен митрополиту Алексию в Золотой Орде в 1357 г. ханом Чанибеком (Джанибеком) за исцеление ханши Тайдулы от слепоты, которой она страдала три года. Возможно, перстень был ханской печатью, скрепивший выданный митрополиту Алексию ярлык | |
Перстень- печать митрополита Алексия.
Восток, XIV в.
Медь, голубоватый камень или стекло; резьба, литье. Дм. 2,5x2,7
По преданию перстень был подарен митрополиту Алексию в Золотой Орде в 1357 г. ханом Чанибеком (Джанибеком) за исцеление ханши Тайдулы от слепоты, которой она страдала три года. Возможно, перстень был ханской печатью, скрепивший выданный митрополиту Алексию ярлык |
Икона "Сергей Радонежский с житием".
Автор: Мастер круга Дионисия
Первая треть XVI в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 138,5
ширина: 102 см
Игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский -. самый почитаемый подвижник русской православной церкви. Митрополит Алексий, умирая, хотел видеть его своим преемником. Родился Сергий (Варфоломей)в 1314 г. (по другой версии в 1319) в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В 1330 г. родители, обнищавшие от ордынских поборов и ратей переехали в глухие леса к северу от Москвы – в городок Радонеж. После их кончины( отрок Варфоломей ушел в Хотьково-Покровский монастырь. Некоторое время спустя вместе со Стефаном, старшим братом и иноком этого монастыря, основал пустынь. Построил там церковь святой Троицы. На ее месте стоит нынешний собор святой Троицы Троице-Сергиевой лавры. Приняв здесь иночество(1337 г), он стал игуменом новой обители. Его смирение и трудолюбии, большое нравственное влияние прославили Троицкий монастырь, в котором он культивировал строгие порядки согласно общежительному уставу. Эти порядки стали образцом для многих других обителей. Сергий Радонежский основал несколько монастырей, его ученики-до 40 обителей. | |
Икона "Сергей Радонежский с житием".
Автор: Мастер круга Дионисия
Первая треть XVI в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 138,5
ширина: 102 см
Игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский -. самый почитаемый подвижник русской православной церкви. Митрополит Алексий, умирая, хотел видеть его своим преемником. Родился Сергий (Варфоломей)в 1314 г. (по другой версии в 1319) в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В 1330 г. родители, обнищавшие от ордынских поборов и ратей переехали в глухие леса к северу от Москвы – в городок Радонеж. После их кончины( отрок Варфоломей ушел в Хотьково-Покровский монастырь. Некоторое время спустя вместе со Стефаном, старшим братом и иноком этого монастыря, основал пустынь. Построил там церковь святой Троицы. На ее месте стоит нынешний собор святой Троицы Троице-Сергиевой лавры. Приняв здесь иночество(1337 г), он стал игуменом новой обители. Его смирение и трудолюбии, большое нравственное влияние прославили Троицкий монастырь, в котором он культивировал строгие порядки согласно общежительному уставу. Эти порядки стали образцом для многих других обителей. Сергий Радонежский основал несколько монастырей, его ученики-до 40 обителей. |
Покров на гроб митрополита Алексия
Шитье - Россия, Москва. XVI в.
Камка - Италия. XVII в. (?)
Материал: нить шелковая, нити золотные, камка, тафта, холст
Техника: шитье, ткачество
Размеры: Размеры: 208,0 х 106,0 см
Из Чудова монастыря Московского Кремля
Жемчужное шитье украшает покров с изображением митрополита Алексия, вложенный царем Алексеем Михайловичем в усыпальницу святителя - Кремлевский Чудов монастырь. Известны имена авторов этого произведения. Вышивали на Руси женщины, поэтому главной мастерицей была Стефанида Петрова. Наносили рисунок на ткань (знаменили) обязательно мужчины – иконописцы. Этот покров знаменил Степан Рязанец. Поскольку между художниками существовало разделение труда, когда один делал общий набросок, другой писал лики, третий – одежды, четвертый орнамент, то и и здесь привлекли специалиста по орнаменту – «травщика» Ивана Соловья. | |
Покров на гроб митрополита Алексия
Шитье - Россия, Москва. XVI в.
Камка - Италия. XVII в. (?)
Материал: нить шелковая, нити золотные, камка, тафта, холст
Техника: шитье, ткачество
Размеры: Размеры: 208,0 х 106,0 см
Из Чудова монастыря Московского Кремля
Жемчужное шитье украшает покров с изображением митрополита Алексия, вложенный царем Алексеем Михайловичем в усыпальницу святителя - Кремлевский Чудов монастырь. Известны имена авторов этого произведения. Вышивали на Руси женщины, поэтому главной мастерицей была Стефанида Петрова. Наносили рисунок на ткань (знаменили) обязательно мужчины – иконописцы. Этот покров знаменил Степан Рязанец. Поскольку между художниками существовало разделение труда, когда один делал общий набросок, другой писал лики, третий – одежды, четвертый орнамент, то и и здесь привлекли специалиста по орнаменту – «травщика» Ивана Соловья. |
«Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского»
Сергий Радонежский снискал огромный авторитет на Руси. «Тихими и кроткими словами « он укрощал распри, примирял князей, которые соглашались подчиняться великому князю московскому. Он же благословлял Дмитрия Донского на решительную борьбу с Ордой. По просьбе московского правителя Сергий скрепил его духовную грамоту (завещание) в 1389 г. Но стать митрополитом он отказался решительно. Считая своим долгом быть не пастырем над всеми, а одним из духовных тружеников. | |
«Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского»
Сергий Радонежский снискал огромный авторитет на Руси. «Тихими и кроткими словами « он укрощал распри, примирял князей, которые соглашались подчиняться великому князю московскому. Он же благословлял Дмитрия Донского на решительную борьбу с Ордой. По просьбе московского правителя Сергий скрепил его духовную грамоту (завещание) в 1389 г. Но стать митрополитом он отказался решительно. Считая своим долгом быть не пастырем над всеми, а одним из духовных тружеников. |
Икона "Архангел Михаил с деяниями ангелов", местный ряд
Конец XIV в.-начало XVв.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера, резьба по левкасу, золочение
Размеры: 235,5 х 182,2 см
Это древнейшая икона в иконостасе Архангельского собора. Легенда связывает ее создание с именем Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Согласно преданию Евдокия повелела написать икону явившегося ей во сне архангела в память о великом князе Дмитрии Донском. Художественные особенности образа позволяют отнести его исполнение к 1399 г. Именно в этом году в Архангельском соборе трудился знаменитый мастер Феофан Грек, прибывший на Русь из Византии. Величественная фигура ангела-воителя в алом плаще и доспехах с мечом в руке, выступает из мерцающего золотого фона иконы. В восемнадцати клеймах, обрамляющих средник, представлены «деяния» архангела Михаила, прославляющие его как воителя за победу добра. Автору иконы удалось создать эпический образ "совершенного полководца совершенного полка небесных сил", исполненного благородства и несокрушимой силы. | |
Икона "Архангел Михаил с деяниями ангелов", местный ряд
Конец XIV в.-начало XVв.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера, резьба по левкасу, золочение
Размеры: 235,5 х 182,2 см
Это древнейшая икона в иконостасе Архангельского собора. Легенда связывает ее создание с именем Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Согласно преданию Евдокия повелела написать икону явившегося ей во сне архангела в память о великом князе Дмитрии Донском. Художественные особенности образа позволяют отнести его исполнение к 1399 г. Именно в этом году в Архангельском соборе трудился знаменитый мастер Феофан Грек, прибывший на Русь из Византии. Величественная фигура ангела-воителя в алом плаще и доспехах с мечом в руке, выступает из мерцающего золотого фона иконы. В восемнадцати клеймах, обрамляющих средник, представлены «деяния» архангела Михаила, прославляющие его как воителя за победу добра. Автору иконы удалось создать эпический образ "совершенного полководца совершенного полка небесных сил", исполненного благородства и несокрушимой силы. |
Икона "Троица"
Автор: Филатьев Тихон
(Запись 1700г. поверх живописи середины XIV в.)
1700г.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 168 см
ширина: 144 см
В 1945 г. художник-реставратор И.А. Баранов раскрыл два фрагмента живописи XIV в.: на изображениях головы Сарры и головы и плеч правого ангела. | |
Икона "Троица"
Автор: Филатьев Тихон
(Запись 1700г. поверх живописи середины XIV в.)
1700г.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 168 см
ширина: 144 см
В 1945 г. художник-реставратор И.А. Баранов раскрыл два фрагмента живописи XIV в.: на изображениях головы Сарры и головы и плеч правого ангела. |
|
|
|
| |