УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ
Молодые годы Андрея Рублева (1370(?)-1430) прошли в Троицком монастыре, а иконописцем он стал в Андрониковом монастыре. Впервые имя Рублева упоминается под 1405 г., когда вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца он расписывал Благовещенский собор в Москве. Однако Рублев не стал подражать авторитетному византийскому художнику. Живопись Рублева скорее противоположна по духовному содержанию и цветовой гамме: он окончательно отказывается от византийской суровости и аскетизма.
Наиболее ярким свидетельством духовного взлета периода ига является самое замечательное произведение Андрея Рублева икона «Троица». Она была написана для нового каменного собора Св. Троицы, возведенного над гробом Сергия Радонежского. На картине библейский рассказ о том, как к праведнику Аврааму пришел сам Бог в образе трех путников. Жители города, где жил Авраам, непочтительно отнеслись к юношам. Авраам же усадил их под дубом во дворе своего дома, заколол для них тельца и проявил всевозможное гостеприимство. В картине Рублева видны миротворение, любовь, милосердие, просветление, которые были характерны для русского национального самопознания.
В творчестве Андрея Рублева завершается наметившийся уже в XII в. процесс обособления русской живописи от византийской. Так было положено начало укреплению общерусского стиля живописи, получившего наибольшее распространение в XVI и XVII вв. В живописных произведениях Андрея Рублева и художников его круга возник идеал человека Древней Руси. Искусствоведы находят в произведениях Рублева тему спокойного, уверенного героизма во имя единения в любви и согласии. Андрей Рублев скончался и похоронен в Андрониковом монастыре.
Д. С. Лихачев. «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого»