|
|
|
Петровские преобразования
Эпоха Петра I в России — время коренного преобразования всех сфер жизни. После реформ Петра Россия, порвав со своим средневековым прошлым, встала вровень с ведущими европейскими государствами. Возникла новая европейская супердержава. Но не сразу, не вдруг это произошло. Еще почти сто лет после смерти Петра Россия добивалась признания своего нового статуса.
Время правления Петра I можно условно разделить на три неравные части: первый период — конец XVII века — период ожесточенной борьбы за власть между сторонниками и противниками Петра; второй период — до окончания Северной войны — период, в который начинается и разворачивается реформаторская деятельность Петра внутри страны, проходящая на фоне непрекращающейся тяжелой войны и активных внешнеполитических усилий по поиску союзников; третий период — до смерти Петра — период завершения преобразований и подведения некоторых итогов реформ.
Конечно, не все стороны столь многогранной деятельности Петра нашли свое отражение в коллекциях Музеев Кремля, но огромный массив предметов так или иначе связанных с жизнью преобразователя России способен достаточно выпукло осветить различные аспекты этой деятельности.
Первый период правления Петра I особенно тесно связан с Кремлем. Здесь он родился, провел раннее детство. Был свидетелем кровавого стрелецкого бунта. Здесь он вместе с братом Иваном был венчан на царство в Успенском соборе.
Большой комплекс царских регалий, связанных с правлением Ивана и Петра Алексеевичей, представлен на экспозиции Государственной Оружейной палаты. Среди них такие как Шапка Мономаха Второго наряда, которой был венчан Петр Алексеевич, его скипетр, шапка Алтабасная царя Ивана Алексеевича, «Алмазные» венцы братьев-соправителей. Кроме того здесь можно увидеть их знаменитый двойной трон, а также платно Петра I (т.е. его парадную одежду) и наперсный крест.
В фонде «Орденов и медалей» музеев Кремля хранится медаль «На совместное царствование Ивана, Петра под опекунством Софьи». Здесь также имеются медаль «На усмирение стрельцов, 1698 г.» и медаль «В память заслуг графа Головина» (верного сподвижника Петра, соавтора и исполнителя его начинаний), две медали «В память заключения с Турцией 30-летнего Карловицкого мира, 1700 г.»
Комплекс бытовых предметов позволяет нагляднее представить эпоху преобразований. Тем более что в нашей коллекции сохранилось множество вещей принадлежавших самому Петру. Это разнообразная посуда, одежда и обувь. В том числе черный бархатный костюм голландского типа, состоящий из плотно прилегающей куртки и коротких широких штанов. Возможно, именно в этом костюме молодой Петр работал на верфях Голландии, где учился строить корабли. Государственный деятель, полководец, дипломат, Петр I знал и несколько ремесел: он был плотником, столяром, сапожником. Сапоги-ботфорты, представленные в экспозиции Государственной Оружейной палаты, были сшиты самим императором. Здесь же можно увидеть трость-дубинку из яблоневого дерева, которая была, судя по надписи на ней («из рук преобразователя России и их же дело») выточена самим Петром.
Как и его предшественникам, Петру вручались дары послами иностранных государств. Среди посольских даров выделяется как по числу предметов, так и по художественным достоинствам выделяется комплекс вещей, привезенных послами шведского короля Карла XII непосредственно перед началом Северной войны в 1699 году.
Известно, что при Петре колокола переливали в пушки для того, чтобы восполнить тот урон, который понесла русская армия под Нарвой. В артиллерийской коллекции Музеев Кремля имеются пушки, отлитые в этот период. Но кремлевская коллекция колоколов свидетельствует о том, что в то же время изготавливались и даже закупались за границей новые колокола. В Кремле сохранилось большое количество образцов оружия эпохи преобразований, но они представлены в других разделах, посвященных военной истории времен Петра I.
И, наконец, в коллекции Музеев Кремля представлены многочисленные портреты царя-преобразователя, как созданные при его жизни, так и в последующее время. Есть предметы, на которых рядом с Петром можно видеть портреты его сподвижников, тех, кого называют «птенцами гнезда петрова»: Ф.Я. Лефорта, П.И. Прозоровского, Г.П. Чернышева, В.Л. Долгорукого, А.И. Остермана и др.
Холодильник со съемной крышкой
Гравер: Гонделах Ф.
1700-1716 гг.
Место изготовления: Германия, Гессен.
Материал: стекло, серебро.
Техника: штамп, гравировка, резьба, золочение.
Размеры: Высота: 47,5 см
Холодильник со съемной крышкой, стеклянный, в виде большой вазы яйцевидной формы, увенчанный фигуркой слона с погонщиком.
Вверху и внизу корпус сосуда широкие пояски орнамента из рельефно вырезанных крупных листьев аканта и вогнутых иоников. На средней части корпуса по сторонам вырезаны большие двухступенчатые пьедесталы с фигурой стоящего льва с поднятым мечом в лапах и глобусом с надписью "Europa". На основаниях пьедесталов сидят женские фигуры с атрибутами - аллегории веры, свободы, силы и правосудия. На пьедесталах вырезаны латинские надписи: на одном - Reliqionem Eibetatemque defeudo (защищаю веру и свободу), на другом - publica defeudo (защищаю общество). У подножия одного из пьедесталов вырезано изображение стада овец. На подножии надпись - pro grege (за стадо). Носик слабо S-образно изогнутый, заканчивается вверху мордой чудовища, в пасть которого вставляется пробка на цепочке, закрепленной на серебряном зубчатом ободке на шее чудовища. По сторонам носика - долевые грани, сверху и снизу - по рельефному акантовому листу. Носик как бы вырастает из глубокой веернолопастной раковины, отходящей от корпуса. Ручка имеет вид рукояти, поднятой кверху и завершенной волютой. Рукоять граненая, составная, свинчена из двух частей. На корпусе под ручкой, вырезана горельефная маска сатира с ослиными ушами и рожками. Крышка круглая, навинчивающаяся, с нависающим шестнадцатигранным краем, украшена орнаментом из рельефных акантов. В центре крышки укреплена серебряная позолоченная круглая выпуклая подставка, на которой стоит фигурка вырезанного из хрусталя слона с погонщиком на спине. Тип этого изображения близок к высшему датскому ордену "Большого и малого белого слона". Основание круглое, гранено-уступчатое с узким гладким перехватом. Внутрь сосуда вставлен серебряный, позолоченный снаружи, высокий цилиндрический гладкий стакан с пробкой.
Получен в подарок Петром 1 в Дании 1.10.1716 г. Петр 1 был принят датским королем в замке Розенборг.
В замке Розенборг, Дания (королевская резиденция) хранится холодильник, составляющий пару данному. | |
Холодильник со съемной крышкой
Гравер: Гонделах Ф.
1700-1716 гг.
Место изготовления: Германия, Гессен.
Материал: стекло, серебро.
Техника: штамп, гравировка, резьба, золочение.
Размеры: Высота: 47,5 см
Холодильник со съемной крышкой, стеклянный, в виде большой вазы яйцевидной формы, увенчанный фигуркой слона с погонщиком.
Вверху и внизу корпус сосуда широкие пояски орнамента из рельефно вырезанных крупных листьев аканта и вогнутых иоников. На средней части корпуса по сторонам вырезаны большие двухступенчатые пьедесталы с фигурой стоящего льва с поднятым мечом в лапах и глобусом с надписью "Europa". На основаниях пьедесталов сидят женские фигуры с атрибутами - аллегории веры, свободы, силы и правосудия. На пьедесталах вырезаны латинские надписи: на одном - Reliqionem Eibetatemque defeudo (защищаю веру и свободу), на другом - publica defeudo (защищаю общество). У подножия одного из пьедесталов вырезано изображение стада овец. На подножии надпись - pro grege (за стадо). Носик слабо S-образно изогнутый, заканчивается вверху мордой чудовища, в пасть которого вставляется пробка на цепочке, закрепленной на серебряном зубчатом ободке на шее чудовища. По сторонам носика - долевые грани, сверху и снизу - по рельефному акантовому листу. Носик как бы вырастает из глубокой веернолопастной раковины, отходящей от корпуса. Ручка имеет вид рукояти, поднятой кверху и завершенной волютой. Рукоять граненая, составная, свинчена из двух частей. На корпусе под ручкой, вырезана горельефная маска сатира с ослиными ушами и рожками. Крышка круглая, навинчивающаяся, с нависающим шестнадцатигранным краем, украшена орнаментом из рельефных акантов. В центре крышки укреплена серебряная позолоченная круглая выпуклая подставка, на которой стоит фигурка вырезанного из хрусталя слона с погонщиком на спине. Тип этого изображения близок к высшему датскому ордену "Большого и малого белого слона". Основание круглое, гранено-уступчатое с узким гладким перехватом. Внутрь сосуда вставлен серебряный, позолоченный снаружи, высокий цилиндрический гладкий стакан с пробкой.
Получен в подарок Петром 1 в Дании 1.10.1716 г. Петр 1 был принят датским королем в замке Розенборг.
В замке Розенборг, Дания (королевская резиденция) хранится холодильник, составляющий пару данному. |
Скипетр царя Петра Алексеевича
Последняя четверть XVII в.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля (?)
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: золото, камни драгоценные, жемчуг.
Техника: литье, чеканка, резьба, скань, зернь, эмаль.
Размеры: Длина: 71,0 см,
диаметр: 2,4 см.
Скипетр золотой шестигранный с тремя орлами под короной на навершии и гладким "репейком" на конце; украшен многоцветной эмалью и драгоценными камнями.
Рукоять скипетра перехвачена четырьмя выпуклыми ободками, на белом эмалевом фоне которых литые рельефные плоды чередуются с тремя крупными алмазами в глухих кастах. На гранях скипетра на голубом эмалевом фоне - рубины и алмазы в высоких глухих кастах. Между восьмилепестковых цветов из золотой ленты с зернью; на белом эмалевой фоне - среди стилизованных растительных завитков расположены два восьмилепестковых цветка с зернью. Грани по краю - частично каннелированы, частично проложены витыми сканными жгутами.
Навершие скипетра выполнено в виде трех литых орлов с распростертыми крыльями. С алмазами в высоких глухих кастах на груди, с ажурной объемной короной над головами. Венец кроны украшен резными трилистниками; на перекрестье дуг с витыми сканными жгутами - граненый сверленый изумруд на стрежне между двумя жемчужинами.
Под орлами - фигурные, эмалевые, с драгоценными камнями балясины, верхняя из которых украшена тремя фигурными литыми гладкими дужками. | |
Скипетр царя Петра Алексеевича
Последняя четверть XVII в.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля (?)
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: золото, камни драгоценные, жемчуг.
Техника: литье, чеканка, резьба, скань, зернь, эмаль.
Размеры: Длина: 71,0 см,
диаметр: 2,4 см.
Скипетр золотой шестигранный с тремя орлами под короной на навершии и гладким "репейком" на конце; украшен многоцветной эмалью и драгоценными камнями.
Рукоять скипетра перехвачена четырьмя выпуклыми ободками, на белом эмалевом фоне которых литые рельефные плоды чередуются с тремя крупными алмазами в глухих кастах. На гранях скипетра на голубом эмалевом фоне - рубины и алмазы в высоких глухих кастах. Между восьмилепестковых цветов из золотой ленты с зернью; на белом эмалевой фоне - среди стилизованных растительных завитков расположены два восьмилепестковых цветка с зернью. Грани по краю - частично каннелированы, частично проложены витыми сканными жгутами.
Навершие скипетра выполнено в виде трех литых орлов с распростертыми крыльями. С алмазами в высоких глухих кастах на груди, с ажурной объемной короной над головами. Венец кроны украшен резными трилистниками; на перекрестье дуг с витыми сканными жгутами - граненый сверленый изумруд на стрежне между двумя жемчужинами.
Под орлами - фигурные, эмалевые, с драгоценными камнями балясины, верхняя из которых украшена тремя фигурными литыми гладкими дужками. |
Рукомой "Лев" со съемной крышкой в виде короны
Название: (Lion with a cover shaped as a crown).
Мастер: Маннлих Генрих.
1674-1680 гг.
Место изготовления: Германия, Аугсбург.
Материал: серебро.
Техника: литье, чеканка, пунцирование, золочение.
Размеры: Высота: 46,0 см.
Рукомой серебряный частично золоченый, на овальном основании с чеканными фигурами и изображениями рога изобилия.
Часть скипетра в лапе льва утрачена. Подарен Петру I королем Швеции Карлом XII в 1699 г. | |
Рукомой "Лев" со съемной крышкой в виде короны
Название: (Lion with a cover shaped as a crown).
Мастер: Маннлих Генрих.
1674-1680 гг.
Место изготовления: Германия, Аугсбург.
Материал: серебро.
Техника: литье, чеканка, пунцирование, золочение.
Размеры: Высота: 46,0 см.
Рукомой серебряный частично золоченый, на овальном основании с чеканными фигурами и изображениями рога изобилия.
Часть скипетра в лапе льва утрачена. Подарен Петру I королем Швеции Карлом XII в 1699 г. |
Крест наперсный царя Петра Алексеевича
Последняя четверть XVII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: золото, камни драгоценные.
Техника: литье, чеканка, резьба, эмаль.
Размеры: Высота: 15,6 см,
ширина: 10,7 см.
Крест наперсный золотой, четырехконечный, фигурный по краю, с накладным крестом на перекрестье, с оглавием на шарнире, с драгоценными камнями и эмалью.
Крест наперсный золотой, четырехконечный, фигурный по краю, с накладным крестом на перекрестье, с оглавием на шарнире, украшен драгоценными камнями и многоцветной эмалью.
На лицевой стороне креста, на концах — крупные алмазы в высоких глухих прочеканенных кастах. Концы креста расширены, по краю - ажурные, из розово-зеленых эмалевых завитков.
На перекрестье - накладной крест из крупных изумрудов на рельефном ажурном стилизованном растительном фоне, покрытом многоцветной эмалью. Драгоценные камни в высоких глухих прочеканенных кастах. Три изумруда в центре - резные, с изображением Распятия и надписями "ЦРЬ". "СЛВЫ", "НИКА".
По краю креста из изумрудов - выпуклая белая эмалевая полоса с вплавленными мелкими золотыми деталями-украшениями.
Между сторонами накладного креста - крупные прямоугольные алмазы в высоких, глухих накладных кастах.
На оборотной стороне накладного креста — черный эмалевый стилизованный растительный узор на золотом фоне.
На оборотной стороне наперсного креста на стилизованном растительном фоне — изображение святого апостола Петра.
Оглавие небольшое, объемное, в виде трилистника с округлыми краями, с сине-зеленым эмалевым изображением Спаса Нерукотворного с соответствующими надписями - на лицевой стороне; со стилизованным растительным эмалевым узором - на оборотной. По краю оглавия - белая эмалевая полоса. | |
Крест наперсный царя Петра Алексеевича
Последняя четверть XVII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: золото, камни драгоценные.
Техника: литье, чеканка, резьба, эмаль.
Размеры: Высота: 15,6 см,
ширина: 10,7 см.
Крест наперсный золотой, четырехконечный, фигурный по краю, с накладным крестом на перекрестье, с оглавием на шарнире, с драгоценными камнями и эмалью.
Крест наперсный золотой, четырехконечный, фигурный по краю, с накладным крестом на перекрестье, с оглавием на шарнире, украшен драгоценными камнями и многоцветной эмалью.
На лицевой стороне креста, на концах — крупные алмазы в высоких глухих прочеканенных кастах. Концы креста расширены, по краю - ажурные, из розово-зеленых эмалевых завитков.
На перекрестье - накладной крест из крупных изумрудов на рельефном ажурном стилизованном растительном фоне, покрытом многоцветной эмалью. Драгоценные камни в высоких глухих прочеканенных кастах. Три изумруда в центре - резные, с изображением Распятия и надписями "ЦРЬ". "СЛВЫ", "НИКА".
По краю креста из изумрудов - выпуклая белая эмалевая полоса с вплавленными мелкими золотыми деталями-украшениями.
Между сторонами накладного креста - крупные прямоугольные алмазы в высоких, глухих накладных кастах.
На оборотной стороне накладного креста — черный эмалевый стилизованный растительный узор на золотом фоне.
На оборотной стороне наперсного креста на стилизованном растительном фоне — изображение святого апостола Петра.
Оглавие небольшое, объемное, в виде трилистника с округлыми краями, с сине-зеленым эмалевым изображением Спаса Нерукотворного с соответствующими надписями - на лицевой стороне; со стилизованным растительным эмалевым узором - на оборотной. По краю оглавия - белая эмалевая полоса. |
Шишак солдат иноземного строя
XVII в.
Место изготовления: Россия, Западная Европа.
Материал: железо.
Техника: ковка, клепка.
Размеры: Диаметр шлема: 21,0 х 17,0 см,
высота: 22,5 см.
Шишак железный, кованый, гладкий, с гребнем. | |
Шишак солдат иноземного строя
XVII в.
Место изготовления: Россия, Западная Европа.
Материал: железо.
Техника: ковка, клепка.
Размеры: Диаметр шлема: 21,0 х 17,0 см,
высота: 22,5 см.
Шишак железный, кованый, гладкий, с гребнем. |
Трон двойной царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича
С тремя серебрянными стоянцами.
1682-1684 гг
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро, дерево, бархат, аксамит.
Техника: чеканка, литье, золочение, резьба, гравировка, ткачество.
Размеры: Высота: 320,0 см,
ширина: 220,0 см,
глубина: 59,0 см (сидения).
Трон двойной с тремя серебряными стоянцами, деревянный, облицован серебряными резными и чеканными пластинами, с высокой спинкой и сидением, обтянутыми малиновым бархатом, с подлокотниками и высоким трехступенчатым подножием. Стоянцы — серебряные, высокие, с двуглавыми орлами на навершии. | |
Трон двойной царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича
С тремя серебрянными стоянцами.
1682-1684 гг
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро, дерево, бархат, аксамит.
Техника: чеканка, литье, золочение, резьба, гравировка, ткачество.
Размеры: Высота: 320,0 см,
ширина: 220,0 см,
глубина: 59,0 см (сидения).
Трон двойной с тремя серебряными стоянцами, деревянный, облицован серебряными резными и чеканными пластинами, с высокой спинкой и сидением, обтянутыми малиновым бархатом, с подлокотниками и высоким трехступенчатым подножием. Стоянцы — серебряные, высокие, с двуглавыми орлами на навершии. |
Шапка "Алмазная" царя Иоанна Алексеевича
80-е гг. XVII в
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля.
Место изготовления: Москва.
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, мех.
Техника: литье, чеканка, эмаль
Размеры: Высота: 29,5 см,
окружность: 64,0 см.
Шапка Алмазная из гладких золотых пластин, полусферической формы, с запонами с алмазами и эмалью, с крестом на навершии и опушкой из меха соболя, закреплена на четырехдуговой каркас, обтянутый клиньями алого бархата.
Крест, образованный из алмазов в золотых кастах, укреплен на двух украшенных алмазами дугах, между которыми закреплен турмалин.
Дуги, в свою очередь, укреплены на полусферическом ажурном "яблоке" с алмазами. Запоны, украшающие тулью, имеют вид корон, цветов, двуглавых орлов. Нижний ряд запон поставлен почти вертикально.
Внутри шапки каркас из трех гладких перекрещивающихся дуг, припаянных к гладкому обручу. Опушка из меха соболя, смененного в 1971 году. | |
Шапка "Алмазная" царя Иоанна Алексеевича
80-е гг. XVII в
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля.
Место изготовления: Москва.
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, мех.
Техника: литье, чеканка, эмаль
Размеры: Высота: 29,5 см,
окружность: 64,0 см.
Шапка Алмазная из гладких золотых пластин, полусферической формы, с запонами с алмазами и эмалью, с крестом на навершии и опушкой из меха соболя, закреплена на четырехдуговой каркас, обтянутый клиньями алого бархата.
Крест, образованный из алмазов в золотых кастах, укреплен на двух украшенных алмазами дугах, между которыми закреплен турмалин.
Дуги, в свою очередь, укреплены на полусферическом ажурном "яблоке" с алмазами. Запоны, украшающие тулью, имеют вид корон, цветов, двуглавых орлов. Нижний ряд запон поставлен почти вертикально.
Внутри шапки каркас из трех гладких перекрещивающихся дуг, припаянных к гладкому обручу. Опушка из меха соболя, смененного в 1971 году. |
Шапка "Алмазная" царя Петра Алексеевича
На 23-х круглых запонах.
80-е гг. XVII в
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, мех.
Техника: литье, чеканка, эмаль, резьба.
Размеры: Высота: 28,3 см,
окружность: 65,0 см.
Шапка Алмазная — венец золотой, слегка разложистой полусферической формы, с крестом на навершии; украшен фигурными запонами, с алмазами и многоцветной эмалью, драгоценными камнями, жемчугом, с опушкой из меха соболя, на серебряном каркасе.
Тулья венца из гладких треугольных пластин с накладными объемными частично ажурными запонами в виде двуглавых орлов, корон, цветов, розеток с проросшим цветком граната, украшенными алмазами, в глухих кастах и многоцветной (бело-розово-сине-черно-зеленой) эмалью). По краю венца по сторонам больших запон и в центре маленьких - на высоких вертикально изогнутых 12 стержнях сверленые драгоценные камни (изумруды и турмалины).
Навершие - полусферическое, высокое, ажурное, с узором из дуг и больших восьмилепестковых цветов; украшено алмазами. Четырехконечный крест - из девяти кастов с алмазами и с подвижно укрепленными кастами с алмазами на трех концах закреплен на высоко перекрестье из дуг с алмазами, внутри которого подвешен рубин.
Внутри шапки - восьмидуговой, на обруче, внизу, серебряный каркас, прикрученный местами к венцу проволокой. | |
Шапка "Алмазная" царя Петра Алексеевича
На 23-х круглых запонах.
80-е гг. XVII в
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, мех.
Техника: литье, чеканка, эмаль, резьба.
Размеры: Высота: 28,3 см,
окружность: 65,0 см.
Шапка Алмазная — венец золотой, слегка разложистой полусферической формы, с крестом на навершии; украшен фигурными запонами, с алмазами и многоцветной эмалью, драгоценными камнями, жемчугом, с опушкой из меха соболя, на серебряном каркасе.
Тулья венца из гладких треугольных пластин с накладными объемными частично ажурными запонами в виде двуглавых орлов, корон, цветов, розеток с проросшим цветком граната, украшенными алмазами, в глухих кастах и многоцветной (бело-розово-сине-черно-зеленой) эмалью). По краю венца по сторонам больших запон и в центре маленьких - на высоких вертикально изогнутых 12 стержнях сверленые драгоценные камни (изумруды и турмалины).
Навершие - полусферическое, высокое, ажурное, с узором из дуг и больших восьмилепестковых цветов; украшено алмазами. Четырехконечный крест - из девяти кастов с алмазами и с подвижно укрепленными кастами с алмазами на трех концах закреплен на высоко перекрестье из дуг с алмазами, внутри которого подвешен рубин.
Внутри шапки - восьмидуговой, на обруче, внизу, серебряный каркас, прикрученный местами к венцу проволокой. |
Шапка Алтабасная царя Иоанна Алексеевича
На каркасе.
Запоны - Константинополь (?). XVII век,
алтабас - Турция. XVII век.
1684 г.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля.
Место изготовления: Москва.
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, парча, атлас, мех.
Техника: шитье, литье, чеканка, резьба, канфарение, эмаль.
Размеры: Высота: 24,0 см,
окружность: 66,5 см.
Шапка Алтабасная - венец из золотной парчи (алтабаса), конической формы, с крестом на навершии, украшен золотыми запонами с многоцветной эмалью, драгоценными камнями, жемчугом, с опушкой из меха соболя, подложена шелковой шапочкой, на серебряном каркасе.
1.Тулья венца сшита из четырех алтабасных клиньев, по краю и над швом нашиты прямоугольные, ажурные запоны с многоцветной (бело-черно-зелено-голубой) эмалью и драгоценными камнями. На 22-х запонах (по венцу) — в центре трилистник из 3 рубинов в глухих гладких кастах; на остальных - проросший плод граната в окружении эмалевых листьев и с алмазом в центре. На тулье между дугами из прямоугольных запон закреплены вертикально четыре большие, фигурные ажурные запоны из переплетенных разнорельефных эмалевых завитков с большим граненым драгоценным камнем ив центре, с тремя рубинами и двумя алмазами вокруг. Наверху и по сторонам запоны (каждой) - три жемчужины на золотых стерженьках.
Навершие - полусферическое, с рубинами и алмазами в косоположенных дугах из гладких глухих кастов на фоне чеканного растительного узора с эмалью; с крестом, покрытым многоцветной (бело-зелено-красной) эмалью, с рубинами и тремя сверлеными жемчужинами на концах.
Внутри тулии - металлический каркас из 8 узких, тонких дуг, с ободком внизу.
2. Венец подложен шелковой, вишневого цвета, стеганой на вате, с пришитым сверху восьмидуговым серебряным каркасом шапочкой. Мех заменен в ноябре 1969 года. | |
Шапка Алтабасная царя Иоанна Алексеевича
На каркасе.
Запоны - Константинополь (?). XVII век,
алтабас - Турция. XVII век.
1684 г.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля.
Место изготовления: Москва.
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, парча, атлас, мех.
Техника: шитье, литье, чеканка, резьба, канфарение, эмаль.
Размеры: Высота: 24,0 см,
окружность: 66,5 см.
Шапка Алтабасная - венец из золотной парчи (алтабаса), конической формы, с крестом на навершии, украшен золотыми запонами с многоцветной эмалью, драгоценными камнями, жемчугом, с опушкой из меха соболя, подложена шелковой шапочкой, на серебряном каркасе.
1.Тулья венца сшита из четырех алтабасных клиньев, по краю и над швом нашиты прямоугольные, ажурные запоны с многоцветной (бело-черно-зелено-голубой) эмалью и драгоценными камнями. На 22-х запонах (по венцу) — в центре трилистник из 3 рубинов в глухих гладких кастах; на остальных - проросший плод граната в окружении эмалевых листьев и с алмазом в центре. На тулье между дугами из прямоугольных запон закреплены вертикально четыре большие, фигурные ажурные запоны из переплетенных разнорельефных эмалевых завитков с большим граненым драгоценным камнем ив центре, с тремя рубинами и двумя алмазами вокруг. Наверху и по сторонам запоны (каждой) - три жемчужины на золотых стерженьках.
Навершие - полусферическое, с рубинами и алмазами в косоположенных дугах из гладких глухих кастов на фоне чеканного растительного узора с эмалью; с крестом, покрытым многоцветной (бело-зелено-красной) эмалью, с рубинами и тремя сверлеными жемчужинами на концах.
Внутри тулии - металлический каркас из 8 узких, тонких дуг, с ободком внизу.
2. Венец подложен шелковой, вишневого цвета, стеганой на вате, с пришитым сверху восьмидуговым серебряным каркасом шапочкой. Мех заменен в ноябре 1969 года. |
Шапка Мономаха Второго наряда царя Петра
1682- 1684 гг. (?)
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля, Серебряная палата.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: золото, камни драгоценные, жемчуг, бархат, мех.
Техника: чеканка, литье, резьба.
Размеры: Высота: 20,3 см (без опушки),
окружность: 61,0 см.
Венец золотой, разложистой полусферической формы, с крестом на навершии; украшен драгоценными камнями, жемчугом, с опушкой из меха соболя, на металлическом каркасе.
Тулья венца выполнена из восьми гладких треугольных пластин с гладкими валиками на швах. В центре каждой пластины - драгоценный камень в накладном высоком глухом касте с тремя жемчужинами (на налобной пластине - 4) вокруг.
На гладком полусферическом навершии, на длинных изогнутых дужках драгоценные камни в глухих кастах чередуются со сверлеными жемчужинами, закрепленными на вогнутых зубчатых розетках. В центре навершия - гладкий с жемчужинами на слегка расширенных концах четырехконечный крест. Внутри венец закреплен на 4-х дуговой металлический каркас. Обтянутый сверху клиньями алого бархата, с пришитыми в трех местах сложенными вдвое желтыми шелковыми лентами. Мех на опушке заменен в ноябре 1969 года. | |
Шапка Мономаха Второго наряда царя Петра
1682- 1684 гг. (?)
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля, Серебряная палата.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: золото, камни драгоценные, жемчуг, бархат, мех.
Техника: чеканка, литье, резьба.
Размеры: Высота: 20,3 см (без опушки),
окружность: 61,0 см.
Венец золотой, разложистой полусферической формы, с крестом на навершии; украшен драгоценными камнями, жемчугом, с опушкой из меха соболя, на металлическом каркасе.
Тулья венца выполнена из восьми гладких треугольных пластин с гладкими валиками на швах. В центре каждой пластины - драгоценный камень в накладном высоком глухом касте с тремя жемчужинами (на налобной пластине - 4) вокруг.
На гладком полусферическом навершии, на длинных изогнутых дужках драгоценные камни в глухих кастах чередуются со сверлеными жемчужинами, закрепленными на вогнутых зубчатых розетках. В центре навершия - гладкий с жемчужинами на слегка расширенных концах четырехконечный крест. Внутри венец закреплен на 4-х дуговой металлический каркас. Обтянутый сверху клиньями алого бархата, с пришитыми в трех местах сложенными вдвое желтыми шелковыми лентами. Мех на опушке заменен в ноябре 1969 года. |
Платно царя Петра Алексеевича
(кафтан становой).
Аксамит, объярь - Италия, Венеция. XVII в.
Кружево золотное - Западная Европа. XVII в.
1691 г.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля.
Место изготовления: Москва.
Материал: аксамит, кружево, объярь.
Техника: ткачество, плетение.
Размеры: Длина: 165,5 см,
длина рукава: 52,0 см,
окружность подола: 380,0 см,
ширина: 10,5 см,
длина по подолу: 380,0 см,
длина общая: 165,5 см,
длина рукава: 52,0 см,
длина подола: 380,0 см,
ширина: 10,5 см (кружева).
Платно из гладкого золотного аксамита, с золотосеребряным кружевом.
Платно прямокроенное, сильно расширено книзу: по бокам вшиты большие клинья с двумя невысокими разрезами по подолу. Рукава раструбообразные, широкие. Пройма рукавов — низкая, округлая. Подкладка из алой струйчатой объяри. На левой поле восемь небольших петель из тонкого желтого шелкового шнура. Полы, подол, горловина и рукава платно украшены широким золотосеребряным кружевом со стилизованными тюльпанами с листьями на ажурном фоне и округлыми зубцами с одной стороны по краю. Аксамит (ширина 53,5 см) — атлас золотный, гладкий, с узором из крупных растительных побегов стилизованных цветов, розеток, перехваченных большой короной. Узор подчеркнут красным шелком.
На правом рукаве платно заткана надпись: "EACA DAZORZI DICONTENENTI A III DOLMONTI VENTIA".
Аксамит подарен царю Петру Алексеевичу гетманом Мазепой в 1691 году. | |
Платно царя Петра Алексеевича
(кафтан становой).
Аксамит, объярь - Италия, Венеция. XVII в.
Кружево золотное - Западная Европа. XVII в.
1691 г.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля.
Место изготовления: Москва.
Материал: аксамит, кружево, объярь.
Техника: ткачество, плетение.
Размеры: Длина: 165,5 см,
длина рукава: 52,0 см,
окружность подола: 380,0 см,
ширина: 10,5 см,
длина по подолу: 380,0 см,
длина общая: 165,5 см,
длина рукава: 52,0 см,
длина подола: 380,0 см,
ширина: 10,5 см (кружева).
Платно из гладкого золотного аксамита, с золотосеребряным кружевом.
Платно прямокроенное, сильно расширено книзу: по бокам вшиты большие клинья с двумя невысокими разрезами по подолу. Рукава раструбообразные, широкие. Пройма рукавов — низкая, округлая. Подкладка из алой струйчатой объяри. На левой поле восемь небольших петель из тонкого желтого шелкового шнура. Полы, подол, горловина и рукава платно украшены широким золотосеребряным кружевом со стилизованными тюльпанами с листьями на ажурном фоне и округлыми зубцами с одной стороны по краю. Аксамит (ширина 53,5 см) — атлас золотный, гладкий, с узором из крупных растительных побегов стилизованных цветов, розеток, перехваченных большой короной. Узор подчеркнут красным шелком.
На правом рукаве платно заткана надпись: "EACA DAZORZI DICONTENENTI A III DOLMONTI VENTIA".
Аксамит подарен царю Петру Алексеевичу гетманом Мазепой в 1691 году. |
Стопа
Графа Григория Петровича Чернышова (?)
Мастер серебряник: Беляковский Никита Тимофеев.
1735 г.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро.
Техника: чеканка.
Размеры: Высота: 24,3 см,
диаметр: 15,0 см (по венцу),
диаметр основания: 10,0 см.
Стопа, серебряная, чеканная, с портретными изображениями
декорирована шестью овальными медальонами с погрудными высокорельефными портретами. Каждый медальон обрамлен пышными листьями аканта и имеет надпись с именами изображенных : "ПЕТРЪ ВЕЛИКИЙ ИМПЕРАТОРЪ ВСЕ РОСИЙСКИЙ", "ФРАНЦЪ ЯКОВЛЕВИЧЪ ЛЕФОРТЪ", "КНЯЗЬ ПЕТРЪ ИВАНОВИЧЪ ПРОЗОРОВСКОЙ" (на венце), "ГРАФЪ ГРИГОРЕЙ ПЕТРОВИЧЪ ЧРНЫШЕВЪ", "КНЯЗЬ ВАСИЛЕЙ ЛУКИЧЬ ДОЛГОРУКОВЪ", "ГРАФЪ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧЪ ОСТЕРМАНЪ" — (у основания). | |
Стопа
Графа Григория Петровича Чернышова (?)
Мастер серебряник: Беляковский Никита Тимофеев.
1735 г.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро.
Техника: чеканка.
Размеры: Высота: 24,3 см,
диаметр: 15,0 см (по венцу),
диаметр основания: 10,0 см.
Стопа, серебряная, чеканная, с портретными изображениями
декорирована шестью овальными медальонами с погрудными высокорельефными портретами. Каждый медальон обрамлен пышными листьями аканта и имеет надпись с именами изображенных : "ПЕТРЪ ВЕЛИКИЙ ИМПЕРАТОРЪ ВСЕ РОСИЙСКИЙ", "ФРАНЦЪ ЯКОВЛЕВИЧЪ ЛЕФОРТЪ", "КНЯЗЬ ПЕТРЪ ИВАНОВИЧЪ ПРОЗОРОВСКОЙ" (на венце), "ГРАФЪ ГРИГОРЕЙ ПЕТРОВИЧЪ ЧРНЫШЕВЪ", "КНЯЗЬ ВАСИЛЕЙ ЛУКИЧЬ ДОЛГОРУКОВЪ", "ГРАФЪ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧЪ ОСТЕРМАНЪ" — (у основания). |
Табакерка
Мастер: Овсов Андрей (миниатюра).
Вторая половина XVIII в.
Место изготовления: Россия, Санкт-Петербург (миниатюра, 1727 г.), Швейцария.
Материал: золото, медь.
Техника: эмаль, резьба.
Размеры: Размеры: 2,2 х 9,2 х 5,2 см.
Табакерка, золотая, с красной прозрачной эмалью и эмалевой миниатюрой с портретом Петра I. Петр I изображен в три четверти направо, в парике без пудры, в доспехах, с Андреевской лентой через плечо. В правой части овала, внизу надпись: "В Санкт-П.б. писал Андрей Овсов 1727".
Портрет обрамлен гладкой золотой выпуклой рамкой. По краю крышки проходит резной орнамент из цветного золота, состоящий из лавровых листьев. Дно, крышка, боковые стенки табакерки украшены гильошированным узором. Внутри табакерка гладкая. По определению А.Ю. Солодкова —табакерка швейцарской работы 2-ой половины XVIII в. | |
Табакерка
Мастер: Овсов Андрей (миниатюра).
Вторая половина XVIII в.
Место изготовления: Россия, Санкт-Петербург (миниатюра, 1727 г.), Швейцария.
Материал: золото, медь.
Техника: эмаль, резьба.
Размеры: Размеры: 2,2 х 9,2 х 5,2 см.
Табакерка, золотая, с красной прозрачной эмалью и эмалевой миниатюрой с портретом Петра I. Петр I изображен в три четверти направо, в парике без пудры, в доспехах, с Андреевской лентой через плечо. В правой части овала, внизу надпись: "В Санкт-П.б. писал Андрей Овсов 1727".
Портрет обрамлен гладкой золотой выпуклой рамкой. По краю крышки проходит резной орнамент из цветного золота, состоящий из лавровых листьев. Дно, крышка, боковые стенки табакерки украшены гильошированным узором. Внутри табакерка гладкая. По определению А.Ю. Солодкова —табакерка швейцарской работы 2-ой половины XVIII в. |
|
|
|
| |