|
|
|
Идея единства Русской земли
В XIV веке происходит постепенное возвышение Москвы как центра объединения русских земель. Выгодное географическое положение, способствовавшее развитию торговли. Относительная отдаленность от путей, по которым двигались на Русь монгольские полчища. Дальновидная политика московских князей, потомков Александра Невского, - все это послужило быстрому росту авторитета Москвы.
Не случайно в середине XIV столетия ее властители получили титул великих князей московских, а уже при Иване Калите в Москву из Владимира переносится кафедра митрополита №всея Руси». В борьбе с двумя другими великими княжествами – Тверским и Рязанским. А также с Новгородом Москва в конце концов стала победительницей. Но уже в последней четверти XIV века, когда объединенная Русь дала решительный отпор Золотой Орде на Куликовом поле (1380), русские люди ощутили в ней силу, которая могла противостоять и набегам кочевников и нападениям литовцев. Идея единства народа перед лицом врага и самопожертвования во имя правого дела красной нитью проходят через литературные памятники эпохи. Эти идеи вдохновляли и великого художника Древней Руси Андрея Рублева, своеобразно преломляясь в его искусстве. Идеал согласной жизни – это новый идеал искусства, получивший в лице Рублева своего наиболее вдохновенного поэта.
Важной областью художественного творчества, близкой иконописи, было в Московском княжестве шитье, во многом дополняющее наше представление о живописи.
Фантазия мастеров прикладного искусства имела под собой реальную почву. Особенно привлекали их внимание архитектурные формы., так как используя их, мастера придавали своим изделиям уравновешенность, архитектоничность.
Фреска Иван Калита
Младший сын Даниила Александровича Иван Данилович Калита (Иван I), правивший в Москве в 1325 – 1340 годах, заложил основы ее будущей мощи. Князь Иван I прослыл осторожным и расчетливым политиком. При нем существенно расширились границы княжества, приумножилась княжеская казна. Его правление положило начало достаточно мирной эпохе в жизни Москвы. Почти на сорок лет прекратились войны и набеги врагов, что способствовало экономическому развитию Московского княжества, росту его влияния и авторитета. 1327 году князь Иван Калита подавил антиордынское восстание в Твери, получил за это ярлык на великое княжение и право собирать дань со всех русских земель в пользу Орды. | |
Фреска Иван Калита
Младший сын Даниила Александровича Иван Данилович Калита (Иван I), правивший в Москве в 1325 – 1340 годах, заложил основы ее будущей мощи. Князь Иван I прослыл осторожным и расчетливым политиком. При нем существенно расширились границы княжества, приумножилась княжеская казна. Его правление положило начало достаточно мирной эпохе в жизни Москвы. Почти на сорок лет прекратились войны и набеги врагов, что способствовало экономическому развитию Московского княжества, росту его влияния и авторитета. 1327 году князь Иван Калита подавил антиордынское восстание в Твери, получил за это ярлык на великое княжение и право собирать дань со всех русских земель в пользу Орды. |
Князь Даниил Александрович
Изображение на северо - западном столпе Архангельского собора.
Фреска, XVII в.
Младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского. Родился в 1261 году. В два года получил по завещанию отца в удел город Москву. Начинает упоминаться в летописях лишь с 1283 года.. Как следует из леторисных сообщений за последующие 20 лет своей жизни основатель династии московских князей активно участвовал в составе разных коалиций в борьбе за политическое главенство в Северо-Восточной Руси , в частности за ярлык (верительную грамоту) на великое княжение Владимирское. Этот ярлык выдавал хан Золотой Орды, зависимость от которого были вынуждены признавать русские князья. Основным соперником Москвы было сильное Тверское княжество. Даниил Александрович умер 5 марта 1303 года в возрасте 40 лет «на Москве, в своей вотчине, в чернецах и схиме».В 1318 году сын князя Даниила Юрий первым из московских князей получил ярлык на великое княжение | |
Князь Даниил Александрович
Изображение на северо - западном столпе Архангельского собора.
Фреска, XVII в.
Младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского. Родился в 1261 году. В два года получил по завещанию отца в удел город Москву. Начинает упоминаться в летописях лишь с 1283 года.. Как следует из леторисных сообщений за последующие 20 лет своей жизни основатель династии московских князей активно участвовал в составе разных коалиций в борьбе за политическое главенство в Северо-Восточной Руси , в частности за ярлык (верительную грамоту) на великое княжение Владимирское. Этот ярлык выдавал хан Золотой Орды, зависимость от которого были вынуждены признавать русские князья. Основным соперником Москвы было сильное Тверское княжество. Даниил Александрович умер 5 марта 1303 года в возрасте 40 лет «на Москве, в своей вотчине, в чернецах и схиме».В 1318 году сын князя Даниила Юрий первым из московских князей получил ярлык на великое княжение |
Собор Спаса Преображения на Бору
1330 г.Фотография 193? Г.. Собор Спаса Преображения стал наряду с Успенским собором 1326 г. и Архангельским собором 1333-1340 гг. одной из первых каменных построек в Москве того времени. Служил местом погребения великих княгинь. Снесен в 30- е годы XX века .Храмы времени правления Ивана Калиты не сохранились. Их заменили новые соборы, построенные в конце XV – начале XVI века | |
Собор Спаса Преображения на Бору
1330 г.Фотография 193? Г.. Собор Спаса Преображения стал наряду с Успенским собором 1326 г. и Архангельским собором 1333-1340 гг. одной из первых каменных построек в Москве того времени. Служил местом погребения великих княгинь. Снесен в 30- е годы XX века .Храмы времени правления Ивана Калиты не сохранились. Их заменили новые соборы, построенные в конце XV – начале XVI века |
План Кремля времени Ивана Калиты
В правление князя Ивана Калиты велись активные фортификационные работы. Пожары 1331 и 1337 годов уничтожили изрядно обветшавшую деревянную стену Кремля. На рубеже 1339 и 1340 годов в течение пяти месяцев были возведены новые стены из дубовых бревен. В плане Кремль-град имел конфигурацию треугольника. Его территория значительно расширилась, и он стал почти в два раза больше прежнего. Внутри новой крепости оказалась и большая часть торгово-ремесленного посада. Именно в это время в летописях появляется и само слово «кремль» или «кремник». | |
План Кремля времени Ивана Калиты
В правление князя Ивана Калиты велись активные фортификационные работы. Пожары 1331 и 1337 годов уничтожили изрядно обветшавшую деревянную стену Кремля. На рубеже 1339 и 1340 годов в течение пяти месяцев были возведены новые стены из дубовых бревен. В плане Кремль-град имел конфигурацию треугольника. Его территория значительно расширилась, и он стал почти в два раза больше прежнего. Внутри новой крепости оказалась и большая часть торгово-ремесленного посада. Именно в это время в летописях появляется и само слово «кремль» или «кремник». |
Икона «Митрополит Петр в житии»
из Успенского собора. Конец XV в. | |
Икона «Митрополит Петр в житии»
из Успенского собора. Конец XV в. |
Клеймо иконы "Митрополит Петр в житии".
Конец XV-начало XVI века.
Строительство в Кремле Успенского собора – первого белокаменного храма Москвы | |
Клеймо иконы "Митрополит Петр в житии".
Конец XV-начало XVI века.
Строительство в Кремле Успенского собора – первого белокаменного храма Москвы |
Икона «Богоматерь Петровская»
Москва, конец XIV- начало XV вв. Дерево, левкас,темпера.30,5x24,5
Первые сведения об иконе,называемой «Петровская» содержаться в Житии митрополита Петра, составленном вскоре после его кончины в 1326 г. В житии рассказывается, что игумен Петр, будущий митрополит, бывший искусным иконописцем, написал икону Богоматери и подарил ее митрополиту Максиму. Через несколько лет икона возвратилась к своему создателю, оказав ему божественну. Помощь в получении святительского сана. | |
Икона «Богоматерь Петровская»
Москва, конец XIV- начало XV вв. Дерево, левкас,темпера.30,5x24,5
Первые сведения об иконе,называемой «Петровская» содержаться в Житии митрополита Петра, составленном вскоре после его кончины в 1326 г. В житии рассказывается, что игумен Петр, будущий митрополит, бывший искусным иконописцем, написал икону Богоматери и подарил ее митрополиту Максиму. Через несколько лет икона возвратилась к своему создателю, оказав ему божественну. Помощь в получении святительского сана. |
Денежный слиток серебряный - Киевская гривна
XI-XIII вв., Русь, Киев, Серебро, литье | |
Денежный слиток серебряный - Киевская гривна
XI-XIII вв., Русь, Киев, Серебро, литье |
Икона. "Спас Ярое Око"
XIV в.
Название иконы в качестве ее собственного наименования возникло в среде иконописцев, но позднее перешло на иконографические повторения иконы | |
Икона. "Спас Ярое Око"
XIV в.
Название иконы в качестве ее собственного наименования возникло в среде иконописцев, но позднее перешло на иконографические повторения иконы |
Сень над ракой митрополита Петра
Успенский собор
Петр митрополит Киевский и всея Руси (1308-1326), постоянно жил во Владимире. В 1325 г. он переехал в Москву, вместе с князем Иваном Калитой заложил первое каменное здание Успенского собора и в нем – своими руками устроил себе гроб. Петр был погребен в жертвеннике недостроенного Успенского собора. Его рака и сень были выполнены в начале XIX в.. | |
Сень над ракой митрополита Петра
Успенский собор
Петр митрополит Киевский и всея Руси (1308-1326), постоянно жил во Владимире. В 1325 г. он переехал в Москву, вместе с князем Иваном Калитой заложил первое каменное здание Успенского собора и в нем – своими руками устроил себе гроб. Петр был погребен в жертвеннике недостроенного Успенского собора. Его рака и сень были выполнены в начале XIX в.. |
Деталь орнаментального пояса
Москва, последняя четверть XIV в.,
Камень белый, теска, резьба | |
Деталь орнаментального пояса
Москва, последняя четверть XIV в.,
Камень белый, теска, резьба |
Деталь нервюры
Москва, конец XV в.
Камень белый, побелка, покраска, теска, резьба | |
Деталь нервюры
Москва, конец XV в.
Камень белый, побелка, покраска, теска, резьба |
Подклет Благовещенского собора
Конец XIV в.
Белокаменная кладка
Из такого же известняка построили при Дмитрии Донском первый белокаменный Кремль | |
Подклет Благовещенского собора
Конец XIV в.
Белокаменная кладка
Из такого же известняка построили при Дмитрии Донском первый белокаменный Кремль |
Архивольт портала
Москва,1501-1503.
Камень белый, теска, резьба, покраска. | |
Архивольт портала
Москва,1501-1503.
Камень белый, теска, резьба, покраска. |
Вознесенский монастырь
Женский вознесенский монастырь в Кремле основала вдова великого князя московского Дмитрия Донского Евдокия Дмитриевна, пстроив деревянный храм вознесения у Спасских ворот Кремля на месте княжеского терема, откуда она провожала мужа на Куликовскую битву. Вознесенский монастырь, таким образом, был одним из самых значительных памятников Куликовской победе.
Первое достоверное документальное известие о Вознесенском монастыре относится к 1407 году.
С 1407 по 1731 год обитель служила местом захоронения русских великих княгинь, цариц и царевен. До основания Вознесенского монастыря их хоронили в кремлевском соборе Спаса на Бору и церкви Воскрешения Лазаря, позднее – в Петербурге) | |
Вознесенский монастырь
Женский вознесенский монастырь в Кремле основала вдова великого князя московского Дмитрия Донского Евдокия Дмитриевна, пстроив деревянный храм вознесения у Спасских ворот Кремля на месте княжеского терема, откуда она провожала мужа на Куликовскую битву. Вознесенский монастырь, таким образом, был одним из самых значительных памятников Куликовской победе.
Первое достоверное документальное известие о Вознесенском монастыре относится к 1407 году.
С 1407 по 1731 год обитель служила местом захоронения русских великих княгинь, цариц и царевен. До основания Вознесенского монастыря их хоронили в кремлевском соборе Спаса на Бору и церкви Воскрешения Лазаря, позднее – в Петербурге) |
Плита строительная
Россия,
1491.
Пьетро Антонио Солари.
Белый камень, покраска, теска, резьба Высота 84 см; ширина 59 см; толщина. 10 см.
Поступила в собрание музея после реставрационных работ в 1950 г.
Плита строительная белокаменная прямоугольной формы. На лицевой стороне неглубоко врезан текст латинской надписи. По краям плиты расположены пазы для креплений. Буквы имели покраску черного цвета.
Текст надписи: IOANNES VASILI DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE MOS[C]OVIAE NOVOGARDIEI TIFERIE PLESCOVIAE VETICIAE ONGARIE PERMIIE BUOLGARIAE ET ALIA[RUM] TOTIUSQ[UE] RAXIAE D[OMI]NUS AN[N]O 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO[N]DER[E] F[ECIT] ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS AN[N]O NA[TIVITATIS] D[OMI]NI 1491 K[ALENDIS] M[ARTIIS] I[M]P[OSUIT]. | |
Плита строительная
Россия,
1491.
Пьетро Антонио Солари.
Белый камень, покраска, теска, резьба Высота 84 см; ширина 59 см; толщина. 10 см.
Поступила в собрание музея после реставрационных работ в 1950 г.
Плита строительная белокаменная прямоугольной формы. На лицевой стороне неглубоко врезан текст латинской надписи. По краям плиты расположены пазы для креплений. Буквы имели покраску черного цвета.
Текст надписи: IOANNES VASILI DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE MOS[C]OVIAE NOVOGARDIEI TIFERIE PLESCOVIAE VETICIAE ONGARIE PERMIIE BUOLGARIAE ET ALIA[RUM] TOTIUSQ[UE] RAXIAE D[OMI]NUS AN[N]O 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO[N]DER[E] F[ECIT] ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS AN[N]O NA[TIVITATIS] D[OMI]NI 1491 K[ALENDIS] M[ARTIIS] I[M]P[OSUIT]. |
Великий князь московский Дмитрий Донской.
Роспись Грановитой палаты Кремля.
Конец XIX в
Князь Дмитрий присоединил к Москве целый ряд княжеств, а в отношениях с Золотой Ордой перешел к открытой борьбе за освобождение от ига - прекратил выплату дани Орде. В ответ хан Мамай двинулся большим походом на Русь. Восьмого сентября 1380 г. на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы, в ожесточенной битве сошлись русские дружины и полки хана Мамая. Татары были полностью разбиты. Московский князь Дмитрий, под знамена которого встала почти вся Северо-Восточная Русь, за эту победу получил почетное прозвище "Донской" и вошел в историю как один из величайших полководцев Древней Руси. Победа на Куликовом поле вернула русскому народу веру в свои силы, вызвала подъем национального самосознания и культуры. Значительно выросла территория Московского княжества, увеличилось население его столицы, а в кремлевскую сокровищницу стали поступать ценности из казны удельных князей, переходивших на службу к великому московскому князю. Москва стала постепенно осознаваться как преемница древних центров земли Русской - Киева и Владимира, и к началу XV века в Кремле были возведены все архитектурные комплексы, характерные для столичного города. | |
Великий князь московский Дмитрий Донской.
Роспись Грановитой палаты Кремля.
Конец XIX в
Князь Дмитрий присоединил к Москве целый ряд княжеств, а в отношениях с Золотой Ордой перешел к открытой борьбе за освобождение от ига - прекратил выплату дани Орде. В ответ хан Мамай двинулся большим походом на Русь. Восьмого сентября 1380 г. на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы, в ожесточенной битве сошлись русские дружины и полки хана Мамая. Татары были полностью разбиты. Московский князь Дмитрий, под знамена которого встала почти вся Северо-Восточная Русь, за эту победу получил почетное прозвище "Донской" и вошел в историю как один из величайших полководцев Древней Руси. Победа на Куликовом поле вернула русскому народу веру в свои силы, вызвала подъем национального самосознания и культуры. Значительно выросла территория Московского княжества, увеличилось население его столицы, а в кремлевскую сокровищницу стали поступать ценности из казны удельных князей, переходивших на службу к великому московскому князю. Москва стала постепенно осознаваться как преемница древних центров земли Русской - Киева и Владимира, и к началу XV века в Кремле были возведены все архитектурные комплексы, характерные для столичного города. |
Церковь Спаса-на Бору
По преданию, при князе Данииле Александровиче на Кремлевском холме рос дремучий лес – бор. В его чаще стояла хижина пустынника Вукола, на месте которой князь поставил деревянную церковь Спаса Преображения, или Спаса на Бору. Иван Калита в 1330 году заменил ее каменной, а при ней образовался монастырь. При монастырском храме хоронили князей и княгинь. В Спасском монастыре принял перед смертью постриг Иван Калита.
Спасский монастырь существовал в Кремле до конца XV века, когда он стал помехой в осуществлении градостроительных замыслов. Собор Спаса на Бору стал придворным храмом; в XVI веке его дважды перестраивали, но после появления говых соборов и дворцовых церквей почти перестали посещать. В XVII веке в тесном, вросшем в землю храме служили раннюю службу для дворцовой прислуги. К тому времени собор был сильно обстроен, в нем значилось 11 приделов. В XVIII веке древний собор постепенно превратился в руину. Архитектору М.Ф.Казакову пришлось разобрать его и сложить заново. При строительстве Кремлевского дворца в 1830-1840-е годы храм Спаса на Бору, вписавшийся во внутренний двор, решили реставрировать. Древнейший памятник нашей культуры был воссоздан. Его шестисотлетняя история оборвалась в конце 20-х годов XX века. Храм был снесен. | |
Церковь Спаса-на Бору
По преданию, при князе Данииле Александровиче на Кремлевском холме рос дремучий лес – бор. В его чаще стояла хижина пустынника Вукола, на месте которой князь поставил деревянную церковь Спаса Преображения, или Спаса на Бору. Иван Калита в 1330 году заменил ее каменной, а при ней образовался монастырь. При монастырском храме хоронили князей и княгинь. В Спасском монастыре принял перед смертью постриг Иван Калита.
Спасский монастырь существовал в Кремле до конца XV века, когда он стал помехой в осуществлении градостроительных замыслов. Собор Спаса на Бору стал придворным храмом; в XVI веке его дважды перестраивали, но после появления говых соборов и дворцовых церквей почти перестали посещать. В XVII веке в тесном, вросшем в землю храме служили раннюю службу для дворцовой прислуги. К тому времени собор был сильно обстроен, в нем значилось 11 приделов. В XVIII веке древний собор постепенно превратился в руину. Архитектору М.Ф.Казакову пришлось разобрать его и сложить заново. При строительстве Кремлевского дворца в 1830-1840-е годы храм Спаса на Бору, вписавшийся во внутренний двор, решили реставрировать. Древнейший памятник нашей культуры был воссоздан. Его шестисотлетняя история оборвалась в конце 20-х годов XX века. Храм был снесен. |
Саккос и посох митрополита Петра XIV в.
Атлас золотный, атлас, камка, серебро, жемчуг; ткачество, шитье, басма, чеканка
Длина 137 | |
Саккос и посох митрополита Петра XIV в.
Атлас золотный, атлас, камка, серебро, жемчуг; ткачество, шитье, басма, чеканка
Длина 137 |
Ковчег Дионисия Суздальского
Нижний Новгород, 1383 г
Дерево, медь, серебро, цветные камни, жемчуг, стекла, перламутр, слюда; эмаль по оброну, скань, чеканка. Золочение.
39x39x2.
Ковчег Дионисия – самый большой и ценный из дошедших до нас древнерусских мощевиков. Принесенные из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием части Божественных Страстей Христовых | |
Ковчег Дионисия Суздальского
Нижний Новгород, 1383 г
Дерево, медь, серебро, цветные камни, жемчуг, стекла, перламутр, слюда; эмаль по оброну, скань, чеканка. Золочение.
39x39x2.
Ковчег Дионисия – самый большой и ценный из дошедших до нас древнерусских мощевиков. Принесенные из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием части Божественных Страстей Христовых |
Медальон с изображением архангела.
Русь XII - первая треть XIII в.,
Серебро, ковка, гравировка, чернение, золочение, выколотка, пайка.
d – 6,5 | |
Медальон с изображением архангела.
Русь XII - первая треть XIII в.,
Серебро, ковка, гравировка, чернение, золочение, выколотка, пайка.
d – 6,5 |
Образок, Византия
(камея, XII в.), Россия (оправа, XIV в.), Нефрит, золото, жемчуг, резьба, чеканка, скань. | |
Образок, Византия
(камея, XII в.), Россия (оправа, XIV в.), Нефрит, золото, жемчуг, резьба, чеканка, скань. |
|
|
|
| |