ВНИМАНИЕ! При работе с документами или фрагментами сочинений историков установите:
Какие события упоминаются в документе?
Когда происходят описываемые события? Можно ли определить их точную дату? Определите хронологическую последовательность упоминаемых в тексте событий.
Где происходят события, упоминаемые в документе? Какие топонимы упоминаются в тексте, как они соотносятся с известными вам современными географическими названиями?
Что можно сказать о целях, которыми руководствуются субъекты, об их взглядах?
Какие исторические понятия упоминаются в тексте, какой смысл вкладывают в эти понятия автор текста и субъекты, фигурирующие в предложенных материалах? Обратитесь к словарю, который специально создан для удобства пользования коллекциями.
Постарайтесь определить позицию автора, его отношение к событию или личности.
Сравнивайте оценки, которые дают современники или историки. В чем они совпадают и чем отличаются друг от друга?
Выбирайте в тексте исторические факты и художественное описание и определите, чего здесь больше и почему?
Какие оценки, по вашему мнению, в большей степени отражают реальные факты?
Автор часто старается передать не ход событий, а чувства и мысли людей во время битвы. Именно это нам сейчас и интересно.
Выскажите свое отношение к документам:
Какие чувства выражают участники или и современник событий:
· уважения
· удивления и непонимания
· равнодушия и безразличия
Соотнесите информацию источника с тем, что вы еще знаете об этих субъектах, событиях, их хронологии, последовательности и причинно-следственных связях. Активно используйте с этой целью школьные учебники (желательно, 2-3).
Внимание! К каждому отдельному документу (или комплекту документов) сформулированы вопросы (см Рабочие материалы). |