|
|
|
Автокефалия Русской Православной Церкви
С именем митрополита Ионы связано важное событие в истории Русской Православной церкви. В 1439 г. во Флоренции прошел VIII Вселенский собор, принявший решение об унии православной и католической церквей. Флорентийская уния предполагала признание латинского вероучения и главенства папы и была, по сути, им продиктована. На соборе присутствовал и митрополит всея Руси грек Исидор, горячий сторонник объединения церквей .
Однако в Москве не приняли унии. В условиях формирования национального самосознания она ассоциировалась с утратой самобытности и истинной веры, как отступничество от благодати. Исидор был арестован и позднее сбежал в Литву.
С низложением Исидора место митрополита оказалось вакантным. На традиционное назначение нового митрополита из Константинополя не приходилось рассчитывать – греки сами «отступились от веры», приняв Флорентийскую унию. Новый митрополит был выбран в 1448 году собором высших русских иерархов без формального согласия Константинопольского патриарха. Им и стал Иона. Со временем были восстановлены прежние отношения между Константинопольской патриархией и русской церковью. Однако это уже была скорее формальная зависимость: по сути. Русская церковь стала самостоятельной. Это событие неразрывно связано с именем митрополита Ионы, который возвысил духовный авторитет Москвы. Позднее он был канонизирован, став третьим, наряду с Петром и Алексием, святителем-митрополитом, особенно почитаемым московскими правителями.
Икона "Митрополит Фотий"
XVI-XVII вв.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 36 см
высота: 80,5 см
Фотий – митрополит Киевский и всея Руси в 1408-1431 гг.
Под церковной властью Фотия находилась единая митрополия, но разорванная политическими границами между Московсим великим княжеством и Литвой. Литовский князь Витовт стремился к созданию собственной митрополии. Только в 1430 г. Фотию удалось восстановить единство митрополии.
В 1425-1431 гг. Фотий поддерживал малолетнего великого князя Василия II в борьбе с князем Юрием Звенигородским за московский престол и способствовал перемирию между князьями. | |
Икона "Митрополит Фотий"
XVI-XVII вв.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 36 см
высота: 80,5 см
Фотий – митрополит Киевский и всея Руси в 1408-1431 гг.
Под церковной властью Фотия находилась единая митрополия, но разорванная политическими границами между Московсим великим княжеством и Литвой. Литовский князь Витовт стремился к созданию собственной митрополии. Только в 1430 г. Фотию удалось восстановить единство митрополии.
В 1425-1431 гг. Фотий поддерживал малолетнего великого князя Василия II в борьбе с князем Юрием Звенигородским за московский престол и способствовал перемирию между князьями. |
Саккос митрополита Фотия ("Большой") (1408-1431гг.)
Атлас - Византия, начало XV в.
Шитье - Византия. 1414 - 1417 гг.
Декоративное шитье на подольнике - Россия. XVI в.
Материал: серебро, атлас, бархат, тафта, нить волоченая золотная, нить волоченая серебряная, нити шелковые, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Длина: 135,0 см
ширина в плечах: 112,0 см (с рукавами)
Серебро - 200,00 г 875°
Жемчуг - 4025,00 г.
Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.). "Большой" из голубого атласа, почти сплошь зашитого изображениями святых, сцен религиозных праздников, текста "Символа веры" и др., исполненными волоченым золотом и серебром и обнизанными мелким жемчугом.
Греческий текст "Символа веры" вышит почти во всю длину, на передней и задней стороне саккоса, образуя узкую четырехугольную рамку. В каждой из рамок вышито по два креста. В верхнем кресте лицевой стороны вышито Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом (погрудно), Логином Сотником и воином. Между концами креста, в кругах - пророки: Соломон, Давид, Осия, Сафоний (поясные). По сторонам горизонтальных концов креста - Исайя и Иеремия в рост. Над верхним концом креста - Недреманное око, под ним - "Гроб Господен" с телом спеленутого Христа. В наугольниках, примыкающих к рамке Благовещение (вверху) и Вход в Иерусалим (внизу). В нижнем кресте изображено "Сошествие во Ад". Между верхними концами креста, в кругах, - праведный Иов и пророк Аввакум. Между нижними концами креста - Иоанн Палеолог и его жена Анна Васильевна в рост и московский великий князь Василий Дмитриевич с женой Софьей Витовтовной в рост (справа). | |
Саккос митрополита Фотия ("Большой") (1408-1431гг.)
Атлас - Византия, начало XV в.
Шитье - Византия. 1414 - 1417 гг.
Декоративное шитье на подольнике - Россия. XVI в.
Материал: серебро, атлас, бархат, тафта, нить волоченая золотная, нить волоченая серебряная, нити шелковые, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Длина: 135,0 см
ширина в плечах: 112,0 см (с рукавами)
Серебро - 200,00 г 875°
Жемчуг - 4025,00 г.
Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.). "Большой" из голубого атласа, почти сплошь зашитого изображениями святых, сцен религиозных праздников, текста "Символа веры" и др., исполненными волоченым золотом и серебром и обнизанными мелким жемчугом.
Греческий текст "Символа веры" вышит почти во всю длину, на передней и задней стороне саккоса, образуя узкую четырехугольную рамку. В каждой из рамок вышито по два креста. В верхнем кресте лицевой стороны вышито Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом (погрудно), Логином Сотником и воином. Между концами креста, в кругах - пророки: Соломон, Давид, Осия, Сафоний (поясные). По сторонам горизонтальных концов креста - Исайя и Иеремия в рост. Над верхним концом креста - Недреманное око, под ним - "Гроб Господен" с телом спеленутого Христа. В наугольниках, примыкающих к рамке Благовещение (вверху) и Вход в Иерусалим (внизу). В нижнем кресте изображено "Сошествие во Ад". Между верхними концами креста, в кругах, - праведный Иов и пророк Аввакум. Между нижними концами креста - Иоанн Палеолог и его жена Анна Васильевна в рост и московский великий князь Василий Дмитриевич с женой Софьей Витовтовной в рост (справа). |
Саккос митрополита Фотия ("Малый") (1408-1431гг.)
Атлас - Византия, середина XIV в.
Шитье - Византия, середина XIV в.
Шитье на зарукавьях и подольнике - Россия. XVI в.
Материал: серебро, атлас, тафта, нить золотная волоченая, нить волоченая серебряная, жемчуг, нити шелковые
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Длина: 142,0 см
ширина в плечах: 150,0 см (с рукавами)
Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.). "Малый", из светло-синего атласа, почти сплошь зашитого изображениями святых, сценами религиозных праздников и текста "Символа веры", исполненных нитями волоченого золота и серебра и украшен декоративным шитьем.
Отдельные изображения и целые композиции заключены в круги, кресты и арки. На передней стороне саккоса, в верхнем кресте вышито "Распятие" с четырьмя предстоящими - Богоматерью, Иоанном Богословом, Лонгином Сотником. По сторонам креста, в наугольниках, вышиты изображения пророков в рост : Исайи, Иеремии, Моисея, Софонии. В нижнем кресте вышито "Сошествие во Ад". По сторонам креста, в наугольниках, пророки: Иезекииль, Исус Навин, Иона и Елисей. По сторонам центральных композиций, в арках, вышиты в рост святители, апостолы, евангелисты, мученики и другие святые. Слева от зрителя, в первом ряду, изображены: Василий Великий, Николай Чудотворец, Афанасий Александрийский и Спиридон Тримифунтский. Во втором ряду - апостол Петр, евангелисты Иоанн Богослов и Матфей. В третьем ряду - мученики Георгий и Федор Стратилат. Справа, в первом ряду - Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, митрополит Петр и Кирилл Александрийский. Во втором ряду - апостол Павел, евангелисты Марк и Лука. В третьем ряду - мученики Дмитрий Солунский и Федор Тирон. По зарукавьям саккоса, в крестах, вышиты "Вход в Иерусалим" - слева и "Сошествие Святого Духа" - справа.
На другой стороне саккоса, в верхнем кресте, вышито "Преображение", в нижнем - "Вознесение". В наугольниках вокруг верхнего креста вышиты пророки: Давид, Михей, Моисей и Илия; вокруг нижнего - Изекииль, Давид, Захарий и Малахия. По сторонам центральных композиций, так же как и с передней стороны, вышиты в рост святители и апостолы. Слева от зрителя, в первом ряду - Герман Константинопольский, Евстафий Антиохийский, Сильвестр папа Римский и Софроний Иерусалимский. Во втором ряду - апостолы Андрей, Симон, Филипп. В третьем ряду - мученики Артемий и Прокопий. Справа от зрителя, в первом ряду - Никифор патриарх Константинопольский, Мелетий Антиохийский, Петр Александрийский, Андрей Критский. Во втором ряду - апостолы Иаков, Варфоломей и Филипп. В третьем ряду - мученики Никита и Меркурий. На зарукавьях и крестах вышиты: слева - Спаситель - отрок в разодранных ризах, стоящий на престоле под сенью, с предстоящими Константином и Еленой и упавшим ниц Арием; справа - "Воскрешение Лазаря". На подоле вышита полоса с орнаментом в виде арабесок и кругов, внутри которых размещены кресты, розетки и поясные изображения преподобных: Иоанна Лествичника, Саввы Освященного, Антония Великого, Евфимия Солунского, Ефрема Сирина; мучеников : Онуфрия, Феодосия Фивейского, Антония Великого, Павла Фивейского и Макария Великого
| |
Саккос митрополита Фотия ("Малый") (1408-1431гг.)
Атлас - Византия, середина XIV в.
Шитье - Византия, середина XIV в.
Шитье на зарукавьях и подольнике - Россия. XVI в.
Материал: серебро, атлас, тафта, нить золотная волоченая, нить волоченая серебряная, жемчуг, нити шелковые
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Длина: 142,0 см
ширина в плечах: 150,0 см (с рукавами)
Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.). "Малый", из светло-синего атласа, почти сплошь зашитого изображениями святых, сценами религиозных праздников и текста "Символа веры", исполненных нитями волоченого золота и серебра и украшен декоративным шитьем.
Отдельные изображения и целые композиции заключены в круги, кресты и арки. На передней стороне саккоса, в верхнем кресте вышито "Распятие" с четырьмя предстоящими - Богоматерью, Иоанном Богословом, Лонгином Сотником. По сторонам креста, в наугольниках, вышиты изображения пророков в рост : Исайи, Иеремии, Моисея, Софонии. В нижнем кресте вышито "Сошествие во Ад". По сторонам креста, в наугольниках, пророки: Иезекииль, Исус Навин, Иона и Елисей. По сторонам центральных композиций, в арках, вышиты в рост святители, апостолы, евангелисты, мученики и другие святые. Слева от зрителя, в первом ряду, изображены: Василий Великий, Николай Чудотворец, Афанасий Александрийский и Спиридон Тримифунтский. Во втором ряду - апостол Петр, евангелисты Иоанн Богослов и Матфей. В третьем ряду - мученики Георгий и Федор Стратилат. Справа, в первом ряду - Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, митрополит Петр и Кирилл Александрийский. Во втором ряду - апостол Павел, евангелисты Марк и Лука. В третьем ряду - мученики Дмитрий Солунский и Федор Тирон. По зарукавьям саккоса, в крестах, вышиты "Вход в Иерусалим" - слева и "Сошествие Святого Духа" - справа.
На другой стороне саккоса, в верхнем кресте, вышито "Преображение", в нижнем - "Вознесение". В наугольниках вокруг верхнего креста вышиты пророки: Давид, Михей, Моисей и Илия; вокруг нижнего - Изекииль, Давид, Захарий и Малахия. По сторонам центральных композиций, так же как и с передней стороны, вышиты в рост святители и апостолы. Слева от зрителя, в первом ряду - Герман Константинопольский, Евстафий Антиохийский, Сильвестр папа Римский и Софроний Иерусалимский. Во втором ряду - апостолы Андрей, Симон, Филипп. В третьем ряду - мученики Артемий и Прокопий. Справа от зрителя, в первом ряду - Никифор патриарх Константинопольский, Мелетий Антиохийский, Петр Александрийский, Андрей Критский. Во втором ряду - апостолы Иаков, Варфоломей и Филипп. В третьем ряду - мученики Никита и Меркурий. На зарукавьях и крестах вышиты: слева - Спаситель - отрок в разодранных ризах, стоящий на престоле под сенью, с предстоящими Константином и Еленой и упавшим ниц Арием; справа - "Воскрешение Лазаря". На подоле вышита полоса с орнаментом в виде арабесок и кругов, внутри которых размещены кресты, розетки и поясные изображения преподобных: Иоанна Лествичника, Саввы Освященного, Антония Великого, Евфимия Солунского, Ефрема Сирина; мучеников : Онуфрия, Феодосия Фивейского, Антония Великого, Павла Фивейского и Макария Великого
|
Епитрахиль митрополита Фотия
Лицевое шитье - Византия. XV в.
Камка - Италия. XVI-XVII вв.
XV- XVII вв.
Материал: камка, нити шелковые, нить золотная волоченая, нить золотная пряденая, золото, серебро, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Размеры: 158,0х34,5 см (с кистями)
Основная часть епитрахиля и иордань представляют одно композиционное целое. На иордани помещено изображение Деисуса. Погрудное изображение Христа, изображения в рост Богоматери и Иоанна Предтечи шиты волоченым золотом и по контуру обнизаны мелким жемчугом.
Между изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи и изображением Христа расположены два круглых клейма, заполненные монограммами Фотия,( ?) вышитыми волоченым золотом. Клейма обнизаны мелким жемчугом.
Под изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи на обеих частях епитрахили в два ряда вышиты небольшие круглые клейма с оплечными изображениями святых.
Между изображениями святых, в фигурных клеймах помещены серафимы и херувимы. | |
Епитрахиль митрополита Фотия
Лицевое шитье - Византия. XV в.
Камка - Италия. XVI-XVII вв.
XV- XVII вв.
Материал: камка, нити шелковые, нить золотная волоченая, нить золотная пряденая, золото, серебро, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Размеры: 158,0х34,5 см (с кистями)
Основная часть епитрахиля и иордань представляют одно композиционное целое. На иордани помещено изображение Деисуса. Погрудное изображение Христа, изображения в рост Богоматери и Иоанна Предтечи шиты волоченым золотом и по контуру обнизаны мелким жемчугом.
Между изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи и изображением Христа расположены два круглых клейма, заполненные монограммами Фотия,( ?) вышитыми волоченым золотом. Клейма обнизаны мелким жемчугом.
Под изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи на обеих частях епитрахили в два ряда вышиты небольшие круглые клейма с оплечными изображениями святых.
Между изображениями святых, в фигурных клеймах помещены серафимы и херувимы. |
Картина Портрет князя Василия II Васильевича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 142,0 см
ширина: 100,0 см
При Василии II в 1448 г. Русская православная церковь стала автокефальной, митрополитом Московским и всея Руси был избран Иона | |
Картина Портрет князя Василия II Васильевича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 142,0 см
ширина: 100,0 см
При Василии II в 1448 г. Русская православная церковь стала автокефальной, митрополитом Московским и всея Руси был избран Иона |
Покров на гроб митрополита Ионы
Шитье - Россия, Москва. 1650-1660 гг.
Мастерские Московского Кремля, Царицына мастерская палата
Ткани - Италия. XVII в.
Материал: бархат, камка, нити шелковые, нити золотные, золото, камни драгоценные, жемчуг речной (margaritifera -margaritifera)
Техника: ткачество, шитье, эмаль
Размеры: Размеры: 212,0 х 93,0 см
Вклад царя Алексея Михайловича в Успенский собор Московского Кремля.
Покров на гроб митрополита Ионы, с изображением митрополита Ионы, шитый золотными, шелковыми нитями и жемчугом, с пятью запонами с драгоценными камнями и эмалью.
На среднике сплошь зашитом золотом, серебряным узором из переплетающихся побегов с цветами и листьями помещено изображение в рост митрополита Ионы
В одной руке - Евангелие, пальцы другой - сложены в благославляющем жесте.
Лицо, борода, руки, шиты светлыми шелками и детализированы темными нитями.
По золотному фону нимба крупным жемчугом исполнены вьющиеся побеги, украшенные пятью запонами с черно-белой эмалью и драгоценными камнями.
Шапка шита шелками и золотом, с изображением херувима, обнизанного мелким и средним жемчугом.
На золотом фоне саккоса - узор из крестов, вписанных в круги. Кресты низаны жемчугом; круги, зашитые золотной нитью в прикреп малиновым шелком, обведены тремя рядами жемчужной обнизи. На подоле и зарукавьях жемчугом шит вьющийся растительный орнамент в прямоугольном обрамлении. | |
Покров на гроб митрополита Ионы
Шитье - Россия, Москва. 1650-1660 гг.
Мастерские Московского Кремля, Царицына мастерская палата
Ткани - Италия. XVII в.
Материал: бархат, камка, нити шелковые, нити золотные, золото, камни драгоценные, жемчуг речной (margaritifera -margaritifera)
Техника: ткачество, шитье, эмаль
Размеры: Размеры: 212,0 х 93,0 см
Вклад царя Алексея Михайловича в Успенский собор Московского Кремля.
Покров на гроб митрополита Ионы, с изображением митрополита Ионы, шитый золотными, шелковыми нитями и жемчугом, с пятью запонами с драгоценными камнями и эмалью.
На среднике сплошь зашитом золотом, серебряным узором из переплетающихся побегов с цветами и листьями помещено изображение в рост митрополита Ионы
В одной руке - Евангелие, пальцы другой - сложены в благославляющем жесте.
Лицо, борода, руки, шиты светлыми шелками и детализированы темными нитями.
По золотному фону нимба крупным жемчугом исполнены вьющиеся побеги, украшенные пятью запонами с черно-белой эмалью и драгоценными камнями.
Шапка шита шелками и золотом, с изображением херувима, обнизанного мелким и средним жемчугом.
На золотом фоне саккоса - узор из крестов, вписанных в круги. Кресты низаны жемчугом; круги, зашитые золотной нитью в прикреп малиновым шелком, обведены тремя рядами жемчужной обнизи. На подоле и зарукавьях жемчугом шит вьющийся растительный орнамент в прямоугольном обрамлении. |
Икона «Митрополит Иона» (в рост)
1690 г. (?)
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: левкас, дерево
Техника: темпера яичная
Размеры: Размеры: 30,5х26,5х3,0 см
Иона митрополит Киевский и всея Руси (1448 - 1461) был избран на русскую митрополию Собором русских епископов, без утверждения Константинопольским патриархом. С этого времени Русская церковь стала независимой. Был канонизирован, став третьим, наряду с Петром и Алексием, святителем-митрополитом, особенно почитаемым московскими правителями. | |
Икона «Митрополит Иона» (в рост)
1690 г. (?)
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: левкас, дерево
Техника: темпера яичная
Размеры: Размеры: 30,5х26,5х3,0 см
Иона митрополит Киевский и всея Руси (1448 - 1461) был избран на русскую митрополию Собором русских епископов, без утверждения Константинопольским патриархом. С этого времени Русская церковь стала независимой. Был канонизирован, став третьим, наряду с Петром и Алексием, святителем-митрополитом, особенно почитаемым московскими правителями. |
Скульптура (горельеф) "Митрополит Иона"
Вторая половина XVIIв.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: резьба, тиснение по левкасy, темпера яичная
Размеры: Высота: 178 см
ширина: 49 см
Иона митрополит Киевский и всея Руси продолжил дело митрополита Алексия, содействуя князю Василию II Темному в феодальной войне за главенство Москвы в Северо-Восточной Руси. Возвысил духовный авторитет Москвы. При нем к лику святых был причислен митрополит Алексий. | |
Скульптура (горельеф) "Митрополит Иона"
Вторая половина XVIIв.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: резьба, тиснение по левкасy, темпера яичная
Размеры: Высота: 178 см
ширина: 49 см
Иона митрополит Киевский и всея Руси продолжил дело митрополита Алексия, содействуя князю Василию II Темному в феодальной войне за главенство Москвы в Северо-Восточной Руси. Возвысил духовный авторитет Москвы. При нем к лику святых был причислен митрополит Алексий. |
Покров надгробный митрополита Ионы
Атлас, тафта - иностранное производство
Шитье, низание - Россия, Москва. 1553 г.
Царицына мастерская палата
Материал: атлас, тафта, нити золотные, нити шелковые, серебро, камни, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение, низание
Размеры: Размеры: 208,0 х 106,0
Покров надгробный митрополита Ионы, из голубого атласа с лицевым шитьем (изображением митрополита Ионы), жемчугом, камнями.
Легенда: Вклад царицы Анастасии Романовны в Успенский собор Московского Кремля. | |
Покров надгробный митрополита Ионы
Атлас, тафта - иностранное производство
Шитье, низание - Россия, Москва. 1553 г.
Царицына мастерская палата
Материал: атлас, тафта, нити золотные, нити шелковые, серебро, камни, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение, низание
Размеры: Размеры: 208,0 х 106,0
Покров надгробный митрополита Ионы, из голубого атласа с лицевым шитьем (изображением митрополита Ионы), жемчугом, камнями.
Легенда: Вклад царицы Анастасии Романовны в Успенский собор Московского Кремля. |
|
|
|
| |