|
|
|
Роль церкви в общественной жизни Руси
Русская православная церковь претерпела все тяготы и ужасы татаро-монгольского нашествия наравне со всем государством. После нашествия положение Русской церкви изменилось. Как и русские князья, она стала вассалом ханов Золотой Орды. Однако русские иерархи получили возможность отстаивать свои интересы в Орде независимо от княжеской власти, что сделало церковь активным участником политической борьбы на Руси в XIV – XV вв.
Изменение в положении русских княжеств – политическое подчинение большей их части Орде (середина XIII в.) и вхождение в состав Великого княжества Литовского и Польши (середина XIV в.) – привело к изменениям в церковной организации. В 1299 году митрополит – грек Максим «не терпя насилия татарского», оставил Киев и переехал во Владимир – Суздальский. Этот переезд способствовал процессу формирования нового крупного государства в Северо-Восточной Руси.
Во время политического соперничества Москвы и Твери создались условия перенесения митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, что явилось значительной поддержкой для будущей столицы Русского централизованного государства.
Митрополит Петр (1308-1326) переехал в Москву в 1325 году. После смерти он был похоронен в строившемся Успенском соборе. Это событие и последующая канонизация Константинопольским патриархом Петра способствовали превращению Москвы не только в политический, но общерусский церковный центр.
Заметную роль, не только в церковно-духовных, но и в политических событиях на Руси времени Дмитрия Донского, играли церковные деятели митрополит Алексий и Сергий Радонежский. Они немало способствовали усилению Москвы, собиранию русских земель, укреплению авторитета власти великого князя.
С избранием в 1448 году собором высших русских иерархов митрополита Ионы, Русская церковь стала самостоятельной (автокефальной), независимой от Константинопольского патриарха. Содействие митрополита Ионы помогло князю Василию Темному одолеть его противников в объединительной политике.
В XIV – XV вв. в церковной среде появляется ряд литературных произведений, в которых рассказывается о праведной жизни великих деятелей церкви и государства. Житии переписывались и распространялись повсюду. Это способствовало духовно-нравственному совершенствованию людей.
Изобразительное, декоративно – прикладное искусство, архитектура в этот период также неразрывно связаны с церковью.
Московский Кремль на протяжении многих веков был не только царствующим градом, но и духовной столицей России. Это место, где жили, поставлялись, служили, были погребены главы Русской церкви. Двор духовного владыки всегда находился в непосредственной близости с царским дворцом и ничем не уступал ему по своему великолепию. Сокровища, хранившиеся в Патриаршей ризнице, сопоставимы только с царской казной. Над их созданием трудились лучшие мастера – живописцы, серебряники, вышивальщицы. Исторически сложившаяся кремлевская коллекция дает возможность ощутить торжественные и трагические события русской истории
Икона "Богоматерь Владимирская" (The Vladimir Mother of God)
Конец XIV - начало XV в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 102 см
ширина: 68 см
Чудотворная икона "Владимирской Богоматери" после революции была передана в Государственную Третьяковскую галерею. В Успенском соборе хранятся два более поздних списка с нее. Они написаны вскоре после поновлений оригинала и, воспроизводят основные его черты, отражают иное мировоззрение и иные этапы развития древнерусской живописи. Более ранняя икона создана в первой трети XV в. современником Андрея Рублева. | |
Икона "Богоматерь Владимирская" (The Vladimir Mother of God)
Конец XIV - начало XV в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 102 см
ширина: 68 см
Чудотворная икона "Владимирской Богоматери" после революции была передана в Государственную Третьяковскую галерею. В Успенском соборе хранятся два более поздних списка с нее. Они написаны вскоре после поновлений оригинала и, воспроизводят основные его черты, отражают иное мировоззрение и иные этапы развития древнерусской живописи. Более ранняя икона создана в первой трети XV в. современником Андрея Рублева. |
Саккос и посох митрополита Петра. XIV в.
Атлас, золотный атлас, камка, серебро, жемчуг; ткачество, шитье, басма, чеканка. Дл. 137.
Посох митрополита Петра
XIV в., поновление - 1686 г
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, серебро, н/д металл
Техника: литье, резьба, золочение
Размеры: Длина: 148,5 см (посох)
длина: 24,0 см (костыль)
Серебро - 150,00 г 875°
Посох митрополита Петра. XIVв.Россия. Дерево, серебро, металл; резьба, литье золочение. 148,5 Кроме раки святого митрополита Петра особым почитанием пользовался комплекс принадлежавших ему вещей – саккос и посох, постоянно использовавшийся при интронизации глав Русской церкви. | |
Саккос и посох митрополита Петра. XIV в.
Атлас, золотный атлас, камка, серебро, жемчуг; ткачество, шитье, басма, чеканка. Дл. 137.
Посох митрополита Петра
XIV в., поновление - 1686 г
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, серебро, н/д металл
Техника: литье, резьба, золочение
Размеры: Длина: 148,5 см (посох)
длина: 24,0 см (костыль)
Серебро - 150,00 г 875°
Посох митрополита Петра. XIVв.Россия. Дерево, серебро, металл; резьба, литье золочение. 148,5 Кроме раки святого митрополита Петра особым почитанием пользовался комплекс принадлежавших ему вещей – саккос и посох, постоянно использовавшийся при интронизации глав Русской церкви. |
Сень над ракой митрополита Петра. 1819 г.
Митрополит Петр вместе с князем Иваном Калитой заложил первое каменное здание Успенского собора и в нем устроил себе гробницу. Петр был погребен в жертвеннике недостроенного собора. Его рака и сень были выполнены в начале XIX в. | |
Сень над ракой митрополита Петра. 1819 г.
Митрополит Петр вместе с князем Иваном Калитой заложил первое каменное здание Успенского собора и в нем устроил себе гробницу. Петр был погребен в жертвеннике недостроенного собора. Его рака и сень были выполнены в начале XIX в. |
Икона "Митрополит Петр в житии" с венцом
Автор: Дионисий (?) (- живопись), Автор: Мишуков Ф.Я. (- венец)
Живопись: конец XV-начало XVI вв.;
венец: 1915 г.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, серебро, паволока, левкас
Техника: темпера яичная, басма
Размеры: Высота: 197 см
ширина: 151 см
Серебро - 50,00 г 875°
Икона "Митрополит Петр в житии" выполнена на рубеже XV-XVI вв. в мастерской Дионисия. Один из наиболее чтимых русских святых изображен в момент богослужения в парадном облачении – украшенном жемчугом и драгоценными камнями саккосе. Фигура митрополита – удлиненная, легкая, бесплотная – как бы парит на светлом фоне. Вокруг средника помещены клейма, повествующие о жизни митрополита, среди них имеется и сцена закладки Успенского собора | |
Икона "Митрополит Петр в житии" с венцом
Автор: Дионисий (?) (- живопись), Автор: Мишуков Ф.Я. (- венец)
Живопись: конец XV-начало XVI вв.;
венец: 1915 г.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, серебро, паволока, левкас
Техника: темпера яичная, басма
Размеры: Высота: 197 см
ширина: 151 см
Серебро - 50,00 г 875°
Икона "Митрополит Петр в житии" выполнена на рубеже XV-XVI вв. в мастерской Дионисия. Один из наиболее чтимых русских святых изображен в момент богослужения в парадном облачении – украшенном жемчугом и драгоценными камнями саккосе. Фигура митрополита – удлиненная, легкая, бесплотная – как бы парит на светлом фоне. Вокруг средника помещены клейма, повествующие о жизни митрополита, среди них имеется и сцена закладки Успенского собора |
Икона двусторонняя "Богоматерь Владимирская" с клеймами и "Этимасия" (The Vladimir Mother of God with the scenes and "Hetoimasia")
1514г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 107,5 см
ширина: 69,5 см
Второй список был сделан митрополитом Варлаамом в 1514 г. Он "скопировал" не только живопись, но и золотой оклад первой половины XV в. с изображением праздников | |
Икона двусторонняя "Богоматерь Владимирская" с клеймами и "Этимасия" (The Vladimir Mother of God with the scenes and "Hetoimasia")
1514г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 107,5 см
ширина: 69,5 см
Второй список был сделан митрополитом Варлаамом в 1514 г. Он "скопировал" не только живопись, но и золотой оклад первой половины XV в. с изображением праздников |
Скульптурное изображение Московского митрополита Петра
Вторая половина XVII в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: левкас, дерево
Техника: темпера яичная, резьба, резьба по левкасу, тиснение по левкасy
Размеры: Размеры: 173,0 х 50,0 см | |
Скульптурное изображение Московского митрополита Петра
Вторая половина XVII в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: левкас, дерево
Техника: темпера яичная, резьба, резьба по левкасу, тиснение по левкасy
Размеры: Размеры: 173,0 х 50,0 см |
Скульптурное изображение (горельеф) московского митрополита Алексея (Феогноста)
Вторая половина XVII в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: левкас, дерево (липа)
Техника: темпера яичная, резьба, резьба по левкасу, тиснение по левкасy
Размеры: Размеры: 178,0 х 51,0 х 18,0 см
Преемник митрополита Петра, грек митрополит Феогност, официально перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что еще более укрепило позиции московских князей. В 1339 году митрополит Феогност открыл мощи святого митрополита Петра и установил ему общерусское празднование. | |
Скульптурное изображение (горельеф) московского митрополита Алексея (Феогноста)
Вторая половина XVII в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: левкас, дерево (липа)
Техника: темпера яичная, резьба, резьба по левкасу, тиснение по левкасy
Размеры: Размеры: 178,0 х 51,0 х 18,0 см
Преемник митрополита Петра, грек митрополит Феогност, официально перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что еще более укрепило позиции московских князей. В 1339 году митрополит Феогност открыл мощи святого митрополита Петра и установил ему общерусское празднование. |
Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.)
Название: "Большой"
Атлас - Византия, начало XV в.
Шитье - Византия. 1414 - 1417 гг.
Декоративное шитье на подольнике - Россия. XVI в.
Материал: серебро, атлас, бархат, тафта, нить волоченая золотная, нить волоченая серебряная, нити шелковые, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Длина: 135,0 см
ширина в плечах: 112,0 см (с рукавами)
Серебро - 200,00 г 875°
Жемчуг - 4025,00 г. | |
Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.)
Название: "Большой"
Атлас - Византия, начало XV в.
Шитье - Византия. 1414 - 1417 гг.
Декоративное шитье на подольнике - Россия. XVI в.
Материал: серебро, атлас, бархат, тафта, нить волоченая золотная, нить волоченая серебряная, нити шелковые, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Длина: 135,0 см
ширина в плечах: 112,0 см (с рукавами)
Серебро - 200,00 г 875°
Жемчуг - 4025,00 г. |
Саккос (малый)
Россия, 1414 - 1417. Атлас - Византия, начало XIV века. Лицевое шитье - Византия, 1414 - 1417. Декоративное шитье - Россия, XVI век.
Принадлежал митрополиту Фотию
На саккосе, среди шитых изображений святых, библейских и евангельских сюжетов, присутствует изображение митрополита Петра | |
Саккос (малый)
Россия, 1414 - 1417. Атлас - Византия, начало XIV века. Лицевое шитье - Византия, 1414 - 1417. Декоративное шитье - Россия, XVI век.
Принадлежал митрополиту Фотию
На саккосе, среди шитых изображений святых, библейских и евангельских сюжетов, присутствует изображение митрополита Петра |
Морозовское Евангелие
Москва, начало XV в. Золото, драгоценные камни, жемчуг, пергамен; чеканка, скань. Высота 39, ширина 34
Рукописное Евангелие в золотом окладе, возможно, было создано в начале XV века по заказу митрополита Фотия для древнего Успенского собора Кремля. Его оклад украшает необычная и сложная композиция, которая в дальнейшем не повторялась, а также известна виртуозно исполненный сканый узор и чеканка. Сама рукопись известна своими искусно выполненными инициалами, заставками и миниатюрами. Предполагают, что их авторами были мастера круга Андрея Рублева – величайшего художника Древней Руси.
В XVII веке это единственное в собрании музея Евангелие на пергамене было реставрировано по распоряжению боярина Морозова, видного политического деятеля и воспитателя царя Алексея Михайловича. Так уникальный памятник вошел в историю под названием «Морозовское Евангелие». | |
Морозовское Евангелие
Москва, начало XV в. Золото, драгоценные камни, жемчуг, пергамен; чеканка, скань. Высота 39, ширина 34
Рукописное Евангелие в золотом окладе, возможно, было создано в начале XV века по заказу митрополита Фотия для древнего Успенского собора Кремля. Его оклад украшает необычная и сложная композиция, которая в дальнейшем не повторялась, а также известна виртуозно исполненный сканый узор и чеканка. Сама рукопись известна своими искусно выполненными инициалами, заставками и миниатюрами. Предполагают, что их авторами были мастера круга Андрея Рублева – величайшего художника Древней Руси.
В XVII веке это единственное в собрании музея Евангелие на пергамене было реставрировано по распоряжению боярина Морозова, видного политического деятеля и воспитателя царя Алексея Михайловича. Так уникальный памятник вошел в историю под названием «Морозовское Евангелие». |
Сень над ракой митрополита Ионы
В 1586 г. по заказу царя Федора Иоанновича для раки митрополита Ионы была выполнена серебряная чеканная обкладка. Только рака митрополита Ионы пережила нашествие французов в 1812 г. | |
Сень над ракой митрополита Ионы
В 1586 г. по заказу царя Федора Иоанновича для раки митрополита Ионы была выполнена серебряная чеканная обкладка. Только рака митрополита Ионы пережила нашествие французов в 1812 г. |
Икона "Апостолы Петр и Павел"
Греческий мастер. Начало XV в
Икона "Апостолы Петр и Павел" написана греческим мастером, работавшим в начале XV в. в Москве или Новгороде. Здесь изображены два верховных апостола – Петр с ключами от Рая и свитком и Павел с Евангелием. Фигуры апостолов величественны и пластичны, по иконографии и живописи они близки иконам Феофана Грека в иконостасе Благовещенского собора | |
Икона "Апостолы Петр и Павел"
Греческий мастер. Начало XV в
Икона "Апостолы Петр и Павел" написана греческим мастером, работавшим в начале XV в. в Москве или Новгороде. Здесь изображены два верховных апостола – Петр с ключами от Рая и свитком и Павел с Евангелием. Фигуры апостолов величественны и пластичны, по иконографии и живописи они близки иконам Феофана Грека в иконостасе Благовещенского собора |
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская"
1410-1431гг
Место изготовления: Византия
Материал: золото, серебро
Техника: чеканка, скань
Размеры: Длина: 100,5 см
ширина: 70 см
Золото - 3050,00 г 958°
Серебро - 50,00 г 916°
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - золото, скань
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская" золотой, украшенный сканью и чеканкой, был заказан митрополитом Фотием по случаю его поставления московским митрополитом в 1410 году .
На полях оклада среди сканного орнамента расположены изображения двенадцати праздников, чеканенные в низком рельефе на тонких злотых пластинках, прямоугольных с пятичастными завершениями. Вверху - "Благовещение", "Рождество", "Сретение", "Крещение", слева - "Успение", "Вознесение", справа - "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", внизу - "Распятие", "Сошествие Святого Духа", "Преображение" и "Воскресение". Орнамент выложен из ленточек сплющенной скани, припаянных на ребро. В орнамент спирально загнутых веточек включены в кругах и ромбах кресты, цветки, плетения. Около чеканных изображений - цепочка из сердцевидных лепестков и полосы плетения. В нижней части оклада - монограмма митрополита Фотия. | |
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская"
1410-1431гг
Место изготовления: Византия
Материал: золото, серебро
Техника: чеканка, скань
Размеры: Длина: 100,5 см
ширина: 70 см
Золото - 3050,00 г 958°
Серебро - 50,00 г 916°
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - золото, скань
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская" золотой, украшенный сканью и чеканкой, был заказан митрополитом Фотием по случаю его поставления московским митрополитом в 1410 году .
На полях оклада среди сканного орнамента расположены изображения двенадцати праздников, чеканенные в низком рельефе на тонких злотых пластинках, прямоугольных с пятичастными завершениями. Вверху - "Благовещение", "Рождество", "Сретение", "Крещение", слева - "Успение", "Вознесение", справа - "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", внизу - "Распятие", "Сошествие Святого Духа", "Преображение" и "Воскресение". Орнамент выложен из ленточек сплющенной скани, припаянных на ребро. В орнамент спирально загнутых веточек включены в кругах и ромбах кресты, цветки, плетения. Около чеканных изображений - цепочка из сердцевидных лепестков и полосы плетения. В нижней части оклада - монограмма митрополита Фотия. |
Икона
Название: "Митрополит Киприан"
XVI - XVII вв.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 80,5 см
длина: 36 см | |
Икона
Название: "Митрополит Киприан"
XVI - XVII вв.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 80,5 см
длина: 36 см |
Икона
Название: "Митрополит Алексей"
XVII в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 51,5 см
ширина: 33,2 см Икона | |
Икона
Название: "Митрополит Алексей"
XVII в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 51,5 см
ширина: 33,2 см Икона |
Икона
Название: «Митрополит Иона» (в рост)
1690 г. (?)
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: левкас, дерево
Техника: темпера яичная
Размеры: Размеры: 30,5х26,5х3,0 см | |
Икона
Название: «Митрополит Иона» (в рост)
1690 г. (?)
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: левкас, дерево
Техника: темпера яичная
Размеры: Размеры: 30,5х26,5х3,0 см |
Скульптура (горельеф)
Название: "Митрополит Иона"
Вторая половина XVIIв.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: резьба, тиснение по левкасy, темпера яичная
Размеры: Высота: 178 см
ширина: 49 см
| |
Скульптура (горельеф)
Название: "Митрополит Иона"
Вторая половина XVIIв.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: резьба, тиснение по левкасy, темпера яичная
Размеры: Высота: 178 см
ширина: 49 см
|
Рака митрополитов Киприана и Фотия
Нач. XX в.
Место изготовления: Москва
Материал: латунь, бронза, стекло, дерево (икона), левкас (икона)
Техника: литье, чеканка, гравировка, серебрение, золочение, темпера яичная (икона)
Размеры: Длина: 203 см
ширина: 127 см
высота: 97 см
В Успенском соборе захоронены митрополиты Киприан и Фотий, возглавлявшие Русскую православную церковь в конце XIV – начале XV вв. Они активно поддерживали московских князей в их стремлении к централизации государственной власти.
| |
Рака митрополитов Киприана и Фотия
Нач. XX в.
Место изготовления: Москва
Материал: латунь, бронза, стекло, дерево (икона), левкас (икона)
Техника: литье, чеканка, гравировка, серебрение, золочение, темпера яичная (икона)
Размеры: Длина: 203 см
ширина: 127 см
высота: 97 см
В Успенском соборе захоронены митрополиты Киприан и Фотий, возглавлявшие Русскую православную церковь в конце XIV – начале XV вв. Они активно поддерживали московских князей в их стремлении к централизации государственной власти.
|
Икона
Название: "Митрополит Фотий"
XVI-XVII вв.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 36 см
высота: 80,5 см
| |
Икона
Название: "Митрополит Фотий"
XVI-XVII вв.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 36 см
высота: 80,5 см
|
|
|
|
| |