|
|
|
Москва - третий Рим
Заметное место в содержании русской культуры XVI в. занимали идеи укрепления и прославления России. В русле этих идей, которые на исходе первой трети столетия оформились в теорию 2москва-третий Рим» и литературно-публицистическое «Сказание о князьях Владимирских», проходило осмысление концепции развития государства и обоснование его исторической миссии. В теории «Москва – третий Рим» Москва провозглашалась преемницей таких религиозных центров, как Рим и Константинополь: «вся христианские царства… снидошася во Российское царство; два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В «Сказании о князьях Владимирских» выделяются две составляющие особого достоинства великих русских князей, олицетворяющих собой государство. Согласно первой легенде, свой род русские князья ведут от римского императора Августа – «обладателя всей вселенной», т.е. они – цари по крови. Согласно второй – русские самодержцы являются обладателями главных царских регалий: царского венца. «шапки Мономаха», «животворящего креста» и других даров византийского императора Константина Мономаха, вместе с которыми на Русь «от грек достойнейшая честь переходит». Честь эта заключается в «богоизбранности» византийских императоров, наследуемая сначала киевскими, затем владимирскими и московскими правителями. Таким образом, российские самодержцы провозглашались единственными богоизбранными царями.
В свете концепций государственного развития России, особенно идей, изложенных в «Сказании о князьях Владимирских», оценивается отечественная история в целом и отдельные, наиболее значимые события прошлого и настоящего. Среди последних самый громкий резонанс вызвали венчание на царство великого князя Ивана IV Грозного (1547) и покорение Москвой Казанского(1552) и Астраханского(1556) ханств. Выдержанные в ключе официальной идеологии оценки исторических событий оказывают прямое воздействие на тематику и художественную трактовку произведений этого времени.
Шапка Мономаха, со стеганой скуфьей и каркасом.
Конец XIII - начало XIV вв.
Место изготовления: Восток
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, бархат, атлас, мех
Техника: литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка, эмаль
Размеры: Высота: 18,6 см (без окола)
диаметр: 19,8 см
Золото - 630,00 г 958°
Серебро - 88,00 г 750°
Рубины - 2шт. 25,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 25,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 50,00 кар. (белый)
Изумруды - 4шт. 27,00 кар.
Жемчуг - 25шт. 50,00 кар.
Жемчуг - 7шт. 55,00 кар.
К числу самых древних регалий относится царский венец знаменитая "Шапка Мономаха". Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается "шапка золотая". Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа "шапкой Мономаха". Согласно официальной государственной теории этот дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. | |
Шапка Мономаха, со стеганой скуфьей и каркасом.
Конец XIII - начало XIV вв.
Место изготовления: Восток
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, бархат, атлас, мех
Техника: литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка, эмаль
Размеры: Высота: 18,6 см (без окола)
диаметр: 19,8 см
Золото - 630,00 г 958°
Серебро - 88,00 г 750°
Рубины - 2шт. 25,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 25,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 50,00 кар. (белый)
Изумруды - 4шт. 27,00 кар.
Жемчуг - 25шт. 50,00 кар.
Жемчуг - 7шт. 55,00 кар.
К числу самых древних регалий относится царский венец знаменитая "Шапка Мономаха". Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается "шапка золотая". Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа "шапкой Мономаха". Согласно официальной государственной теории этот дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. |
Трон царя Ивана IV Грозного
Добавления - Россия. XVII - XIX вв
XVI в.
Изготовитель: Мастерская братьев Эмбриахи (?)
Место изготовления: Западная Европа, Италия
Материал: кость слоновая, цевка, медь (?), железо, бархат, парча, дерево
Техника: резьба, литье, золочение
Размеры: Высота: 138,0 см
ширина: 64,0 см
Серебро - 40,00 г 990° (ткань, кисти)
Трон середины XVI века - произведение итальянского Ренессанса. Белоснежный и подчеркнуто устойчивый, он выполнен из дерева и облицован резными пластинами слоновой и моржовой кости. Пластины украшены разнообразными сюжетами - библейского, исторического, мифологического, героического и бытового содержания. Предполагается, что трон был выполнен западными мастерами для юного царя Ивана IV, венчавшегося на царство в 1547 году в возрасте 17 лет. История костяного трона хорошо прослеживается документально. Известно, что трон неоднократно поновляли, ветхие пластины заменяли новыми, рельефные изображения на которых выполняли уже русские резчики | |
Трон царя Ивана IV Грозного
Добавления - Россия. XVII - XIX вв
XVI в.
Изготовитель: Мастерская братьев Эмбриахи (?)
Место изготовления: Западная Европа, Италия
Материал: кость слоновая, цевка, медь (?), железо, бархат, парча, дерево
Техника: резьба, литье, золочение
Размеры: Высота: 138,0 см
ширина: 64,0 см
Серебро - 40,00 г 990° (ткань, кисти)
Трон середины XVI века - произведение итальянского Ренессанса. Белоснежный и подчеркнуто устойчивый, он выполнен из дерева и облицован резными пластинами слоновой и моржовой кости. Пластины украшены разнообразными сюжетами - библейского, исторического, мифологического, героического и бытового содержания. Предполагается, что трон был выполнен западными мастерами для юного царя Ивана IV, венчавшегося на царство в 1547 году в возрасте 17 лет. История костяного трона хорошо прослеживается документально. Известно, что трон неоднократно поновляли, ветхие пластины заменяли новыми, рельефные изображения на которых выполняли уже русские резчики |
ИКОНА С КРЕСТОМ И ПАНАГИЕЙ
Москва, середина XVI в. – 1605; дополнения 1619–1621 (?)
Дерево, золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, скань, эмаль, чернь, резьба
28,3х9,7
Поступила из Благовещенского собора Московского Кремля в 1919 г.
В XVI–XVII вв. наперсный крест неизменно входил в состав предметов, используемых во время важнейших государственных церемоний. Венчание на царство русских государей всегда начиналось с возложения наперсного креста, что соответствует тексту легенды о привозе на Русь регалий Константина Мономаха митрополитом Эфесским Неофитом1. Cогласно легенде император вручил митрополиту именно нагрудный крест.
В духовных грамотах московских великих князей и царей кресты занимают первое место в перечне драгоценных предметов. Ими прежде всего благословляли старшего из сыновей. Очевидно, ко времени создания легенды сформировалось отношение к драгоценному кресту, являвшемуся наследственной реликвией, не только как к религиозному символу, но и как к своего рода регалии. Авторы XIX в. считали, что именно он использовался во время венчания на царство, и называли его «Мономахов». В Описи Большому государеву наряду 1642 г икона с этим крестом стоит на первом месте. | |
ИКОНА С КРЕСТОМ И ПАНАГИЕЙ
Москва, середина XVI в. – 1605; дополнения 1619–1621 (?)
Дерево, золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, скань, эмаль, чернь, резьба
28,3х9,7
Поступила из Благовещенского собора Московского Кремля в 1919 г.
В XVI–XVII вв. наперсный крест неизменно входил в состав предметов, используемых во время важнейших государственных церемоний. Венчание на царство русских государей всегда начиналось с возложения наперсного креста, что соответствует тексту легенды о привозе на Русь регалий Константина Мономаха митрополитом Эфесским Неофитом1. Cогласно легенде император вручил митрополиту именно нагрудный крест.
В духовных грамотах московских великих князей и царей кресты занимают первое место в перечне драгоценных предметов. Ими прежде всего благословляли старшего из сыновей. Очевидно, ко времени создания легенды сформировалось отношение к драгоценному кресту, являвшемуся наследственной реликвией, не только как к религиозному символу, но и как к своего рода регалии. Авторы XIX в. считали, что именно он использовался во время венчания на царство, и называли его «Мономахов». В Описи Большому государеву наряду 1642 г икона с этим крестом стоит на первом месте. |
Шапка Казанская
Название: (по охр.описи Шапка "Царства Казанского")
Вторая половина XVIв.(?)
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля?
Место изготовления: Россия, Москва (?)
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, мех
Техника: чеканка, литье, резьба, чернь, эмаль, скань
Размеры: Высота: 24,8 см
окружность: 65,0 см
Золото - 1600,00 г 958°
Серебро - 230,00 г 875°
Рубины - 19шт. 22,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 90,00 кар.
Жемчуг - 14шт. 15,00 г.
Прочие материалы: Бирюза - 30шт. б/ц
Турмалины - 15шт. 20,00 г
Шапка Казанская, один из древнейших царских венцов России, относилась к важнейшим государственным реликвиям, история которых неразрывно связана с развитием и становлением российской государственности. В документах XVII в. нет указаний на то, каким образом золотая шапка попала в царскую казну. В литературе XIX в. появляются две дожившие до настоящего времени версии о происхождении венца. Согласно одной из них, «татарский» венец был сделан в Казани и привезен в Москву вместе с пленным ханом как военный трофей2. По второй версии, которая кажется более вероятной, венец был создан в Москве кремлевскими ювелирами по указу Ивана Грозного в память о победе над Казанью | |
Шапка Казанская
Название: (по охр.описи Шапка "Царства Казанского")
Вторая половина XVIв.(?)
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля?
Место изготовления: Россия, Москва (?)
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, мех
Техника: чеканка, литье, резьба, чернь, эмаль, скань
Размеры: Высота: 24,8 см
окружность: 65,0 см
Золото - 1600,00 г 958°
Серебро - 230,00 г 875°
Рубины - 19шт. 22,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 90,00 кар.
Жемчуг - 14шт. 15,00 г.
Прочие материалы: Бирюза - 30шт. б/ц
Турмалины - 15шт. 20,00 г
Шапка Казанская, один из древнейших царских венцов России, относилась к важнейшим государственным реликвиям, история которых неразрывно связана с развитием и становлением российской государственности. В документах XVII в. нет указаний на то, каким образом золотая шапка попала в царскую казну. В литературе XIX в. появляются две дожившие до настоящего времени версии о происхождении венца. Согласно одной из них, «татарский» венец был сделан в Казани и привезен в Москву вместе с пленным ханом как военный трофей2. По второй версии, которая кажется более вероятной, венец был создан в Москве кремлевскими ювелирами по указу Ивана Грозного в память о победе над Казанью |
КРЕСТ В КОВЧЕГЕ («ФИЛОФЕЕВСКАЯ СТАВРОТЕКА»)
Византия, XII в.
Дерево, серебро; чеканка, золочение
20,5х17
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Это один из древнейших сохранившихся «молебных крестов» московских государей, но по документам он прослеживается лишь с XVIII С именем Филофея крест был впервые связан в 1861 г. директором Оружейной палаты А.Ф. Вельтманом, предположившим на основании посланий патриарха Филофея (Коккина) к митрополиту Алексию и русским князьям, что именно этот крест был привезен в Москву в 1354 г. митрополитом Алексием как благословение константинопольского патриарха великому князю Ивану Ивановичу | |
КРЕСТ В КОВЧЕГЕ («ФИЛОФЕЕВСКАЯ СТАВРОТЕКА»)
Византия, XII в.
Дерево, серебро; чеканка, золочение
20,5х17
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Это один из древнейших сохранившихся «молебных крестов» московских государей, но по документам он прослеживается лишь с XVIII С именем Филофея крест был впервые связан в 1861 г. директором Оружейной палаты А.Ф. Вельтманом, предположившим на основании посланий патриарха Филофея (Коккина) к митрополиту Алексию и русским князьям, что именно этот крест был привезен в Москву в 1354 г. митрополитом Алексием как благословение константинопольского патриарха великому князю Ивану Ивановичу |
КРЕСТЫ ВЫНОСНЫЕ ЗАПРЕСТОЛЬНЫЕ (ПАРА)
Москва, мастерские Кремля, середина XVI в.
Дерево, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, стекла; литье, басма, резьба, чернь, золочение
118х64; 206х65,5
Происходят из Благовещенского собора Московского Кремля
Новый статус московского государя неизбежно повлек за собой большие изменения в придворном церемониале. Не случайно внимание к теме креста при первом русскои царе Иване IV, воспринимавшемся современниками как «новый Константин». С середины XVI в. в кремлевские чиновники вводятся новые празднества и торжественные шествия «со кресты». В связи с необходимостью подобающего оформления этих шествий, соединявших дворцовый храм со священным пространством всего стольного города, возможно, были заказаны эти исключительные по своему замыслу и мастерству исполнения предметы. Подобно процессионным крестам средневизантийского периода, использовавшимся в торжественных церемониях императорского двора, они должны были восприниматься как особо значимые символы | |
КРЕСТЫ ВЫНОСНЫЕ ЗАПРЕСТОЛЬНЫЕ (ПАРА)
Москва, мастерские Кремля, середина XVI в.
Дерево, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, стекла; литье, басма, резьба, чернь, золочение
118х64; 206х65,5
Происходят из Благовещенского собора Московского Кремля
Новый статус московского государя неизбежно повлек за собой большие изменения в придворном церемониале. Не случайно внимание к теме креста при первом русскои царе Иване IV, воспринимавшемся современниками как «новый Константин». С середины XVI в. в кремлевские чиновники вводятся новые празднества и торжественные шествия «со кресты». В связи с необходимостью подобающего оформления этих шествий, соединявших дворцовый храм со священным пространством всего стольного города, возможно, были заказаны эти исключительные по своему замыслу и мастерству исполнения предметы. Подобно процессионным крестам средневизантийского периода, использовавшимся в торжественных церемониях императорского двора, они должны были восприниматься как особо значимые символы |
Блюдо
1561
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Материал: золото
Техника: ковка, чеканка, чернь
Размеры: Диаметр: 41,5-42,3 см
Золото - 2979,50 г 900
Золотое блюдо – один из самых великолепных памятников ювелирного искусства грозненской эпохи. Блюдо выковано из куска золота весом почти три килограмма и чеканено округлыми лопастями («ложками»). Чеканные «ложки», обрисованные по контуру выпуклым бортиком, динамично закрученные в основании и плавно округлые в завершении, уподобили дно блюда многолепестковой цветочной розетке.
На мишени блюда – черневое изображение двуглавого орла. По борту наведен чернью узор из плавно изогнутых стеблей трилистника. Среди орнамента расположены шесть клейм в виде свитков с черневой надписью: БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ БЛАГОЧЕСТИВАГО / ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА / ВАСИЛЬЕВИЧА ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ / ЗДЕЛАНО БЛЮДО БЛАГОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ / ВЕЛИКОИ КНЯГИНИ МАРЬИ / ЛЕТО В ШЕСТЬ ДЕСЕТ ДЕВЯТОГО [1560/1561].
В 1561 г. Иван Грозный женился вторично. Золотое блюдо было царским подарком, на котором невесте поднесли головной убор в соответствии с древнерусским свадебным ритуалом. Новой избранницей царя после смерти его первой жены Анастасии стала юная княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир Гуки. Перед свадьбой Кученей перешла в православие и приняла имя Мария. Второй брак царя продолжался восемь лет. В этом браке у Ивана Васильевича родился сын Василий, который умер младенцем. В 1569 г. умерла и сама царица, тяжело заболевшая во время поездки с мужем в Вологду. Золотое блюдо, свадебный подарок, царь вложил на «помин ее души» в Троице-Сергиев монастырь. | |
Блюдо
1561
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Материал: золото
Техника: ковка, чеканка, чернь
Размеры: Диаметр: 41,5-42,3 см
Золото - 2979,50 г 900
Золотое блюдо – один из самых великолепных памятников ювелирного искусства грозненской эпохи. Блюдо выковано из куска золота весом почти три килограмма и чеканено округлыми лопастями («ложками»). Чеканные «ложки», обрисованные по контуру выпуклым бортиком, динамично закрученные в основании и плавно округлые в завершении, уподобили дно блюда многолепестковой цветочной розетке.
На мишени блюда – черневое изображение двуглавого орла. По борту наведен чернью узор из плавно изогнутых стеблей трилистника. Среди орнамента расположены шесть клейм в виде свитков с черневой надписью: БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ БЛАГОЧЕСТИВАГО / ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА / ВАСИЛЬЕВИЧА ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ / ЗДЕЛАНО БЛЮДО БЛАГОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ / ВЕЛИКОИ КНЯГИНИ МАРЬИ / ЛЕТО В ШЕСТЬ ДЕСЕТ ДЕВЯТОГО [1560/1561].
В 1561 г. Иван Грозный женился вторично. Золотое блюдо было царским подарком, на котором невесте поднесли головной убор в соответствии с древнерусским свадебным ритуалом. Новой избранницей царя после смерти его первой жены Анастасии стала юная княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир Гуки. Перед свадьбой Кученей перешла в православие и приняла имя Мария. Второй брак царя продолжался восемь лет. В этом браке у Ивана Васильевича родился сын Василий, который умер младенцем. В 1569 г. умерла и сама царица, тяжело заболевшая во время поездки с мужем в Вологду. Золотое блюдо, свадебный подарок, царь вложил на «помин ее души» в Троице-Сергиев монастырь. |
МОЛЕННОЕ МЕСТА ЦАРЯ ИВАНА ГРОЗНОГО В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Москва, 1551
Московские и новгородские мастера
Дерево; резьба, темпера, позолота, серебрение
Каждый барельеф 43х70
Созданное в 1551 г., вскоре после принятия Иваном IV царского титула, Царское место представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся, подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей. Барельефы на трех боковых стенках иллюстрируют отрывок из «Сказания о князьях Владимирских», посвященный истории русских царских регалий, в том числе знаменитой Шапки Мономаха. Многофигурные сцены подробно повествуют о посылке царского венца византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу, также получившему прозвище Мономах. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул, его текст помещен на дверцах Царского места. | |
МОЛЕННОЕ МЕСТА ЦАРЯ ИВАНА ГРОЗНОГО В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Москва, 1551
Московские и новгородские мастера
Дерево; резьба, темпера, позолота, серебрение
Каждый барельеф 43х70
Созданное в 1551 г., вскоре после принятия Иваном IV царского титула, Царское место представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся, подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей. Барельефы на трех боковых стенках иллюстрируют отрывок из «Сказания о князьях Владимирских», посвященный истории русских царских регалий, в том числе знаменитой Шапки Мономаха. Многофигурные сцены подробно повествуют о посылке царского венца византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу, также получившему прозвище Мономах. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул, его текст помещен на дверцах Царского места. |
БАРЕЛЬЕФЫ МОЛЕННОГО МЕСТА ЦАРЯ ИВАНА ГРОЗНОГО В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Москва, 1551
Московские и новгородские мастера
Дерево; резьба, темпера, позолота, серебрение
Каждый барельеф 43х70
Четыре барельефа южной стенки Царского места, запечатлевших заключительные эпизоды Сказания: 1. Царь Константин передает послам царские регалии; 2. Проводы послов и их путешествие через море; 3. Царьградские послы приносят дары великому князю Владимиру и просят у него мира; 4. Митрополит Неофит венчает великого князя Владимира царским венцом | |
БАРЕЛЬЕФЫ МОЛЕННОГО МЕСТА ЦАРЯ ИВАНА ГРОЗНОГО В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Москва, 1551
Московские и новгородские мастера
Дерево; резьба, темпера, позолота, серебрение
Каждый барельеф 43х70
Четыре барельефа южной стенки Царского места, запечатлевших заключительные эпизоды Сказания: 1. Царь Константин передает послам царские регалии; 2. Проводы послов и их путешествие через море; 3. Царьградские послы приносят дары великому князю Владимиру и просят у него мира; 4. Митрополит Неофит венчает великого князя Владимира царским венцом |
САККОС МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ
Шитье на оплечье и зарукавьях – Москва, мастерские Кремля, 1549; бархат – Италия, XVI в.; объярь – Италия, XVII в.
Бархат золотный, тафта, объярь, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, стекло, золотные нити; ткачество, шитье, басма, золочение
Дл. 131, ш. в плечах (с рукавами) 141
Происходит из Патриаршей ризницы
Митрополит Московский и всея Руси с 1542 г.
В 1526 г. Макарияй стал архиепископом Новгорода и Пскова При отправлении Макария к месту его архипастырского служения великий князь Василий III вручил ему «казну.» новгородских святителей, взятую Иваном III в 1478 г.
Будучи Новгородским епископом Макарий способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, строительству там монастырей. При его участии было составлено 60 житий святых. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г.
Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила венчания на царство Ивана IV в 1547 г. По инициативе Макария собирались церковные соборы для решения вопросов канонизации русских святых. Будучи одним из ближайших советников царя,Макарий отстаивал идею самодеожавия как главного и необходимого оплота православия.
Крупнейшей заслугой заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве.
В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги.
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. | |
САККОС МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ
Шитье на оплечье и зарукавьях – Москва, мастерские Кремля, 1549; бархат – Италия, XVI в.; объярь – Италия, XVII в.
Бархат золотный, тафта, объярь, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, стекло, золотные нити; ткачество, шитье, басма, золочение
Дл. 131, ш. в плечах (с рукавами) 141
Происходит из Патриаршей ризницы
Митрополит Московский и всея Руси с 1542 г.
В 1526 г. Макарияй стал архиепископом Новгорода и Пскова При отправлении Макария к месту его архипастырского служения великий князь Василий III вручил ему «казну.» новгородских святителей, взятую Иваном III в 1478 г.
Будучи Новгородским епископом Макарий способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, строительству там монастырей. При его участии было составлено 60 житий святых. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г.
Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила венчания на царство Ивана IV в 1547 г. По инициативе Макария собирались церковные соборы для решения вопросов канонизации русских святых. Будучи одним из ближайших советников царя,Макарий отстаивал идею самодеожавия как главного и необходимого оплота православия.
Крупнейшей заслугой заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве.
В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги.
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. |
ЕВАНГЕЛИЕ В ОКЛАДЕ
Рукопись – Москва, 1560-е; оклад – Москва, мастерские Кремля, 1568
Серебро, дерево, бархат; чеканка, скань, зернь, литье, золочение
33,5х 21
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
Оклад 1568 г. по своей композиции является точной копией оклада Евангелия, вложенного в 1392 г. в Троице-Сергиев монастырь боярином Федором Кошкой. Однако подбор святых на окладах несколько различается. На наш взгляд, и выбор образца, и изменения, внесенные в оклад Евангелия по сравнению с оригиналом, отражают волю заказчика – царя Ивана Грозного – и имеют программный характер.
Святая Анастасия Римлянка – небесная покровительница царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, которая умерла в августе 1560 г. Летописи свидетельствуют, что царь не забывал свою первую жену, продолжая делать в память о ней богатые вклады в монастыри и церкви. Отец царицы Анастасии, Роман Юрьевич, происходил из старинного рода Захарьиных-Кошкиных, основателем которого был один из знатнейших вельмож XIV в. боярин Федор Кошка. Возможно, именно этот факт повлиял на то, что в качестве образца было выбрано Евангелие Федора Кошки, хранившееся в Троице-Сергиевом монастыре.
Оклад 1568 г. по своей композиции является точной копией оклада Евангелия, вложенного в 1392 г. в Троице-Сергиев монастырь боярином Федором Кошкой. Однако подбор святых на окладах несколько различается. На наш взгляд, и выбор образца, и изменения, внесенные в оклад Евангелия по сравнению с оригиналом, отражают волю заказчика – царя Ивана Грозного – и имеют программный характер.
На окладе Евангелия изображена Святая Анастасия Римлянка – небесная покровительница царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, которая умерла в августе 1560 г. Летописи свидетельствуют, что царь не забывал свою первую жену, продолжая делать в память о ней богатые вклады в монастыри и церкви. Отец царицы Анастасии, Роман Юрьевич, происходил из старинного рода Захарьиных-Кошкиных, основателем которого был один из знатнейших вельмож XIV в. боярин Федор Кошка. Возможно, именно этот факт повлиял на то, что в качестве образца было выбрано Евангелие Федора Кошки, хранившееся в Троице-Сергиевом монастыре. | |
ЕВАНГЕЛИЕ В ОКЛАДЕ
Рукопись – Москва, 1560-е; оклад – Москва, мастерские Кремля, 1568
Серебро, дерево, бархат; чеканка, скань, зернь, литье, золочение
33,5х 21
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
Оклад 1568 г. по своей композиции является точной копией оклада Евангелия, вложенного в 1392 г. в Троице-Сергиев монастырь боярином Федором Кошкой. Однако подбор святых на окладах несколько различается. На наш взгляд, и выбор образца, и изменения, внесенные в оклад Евангелия по сравнению с оригиналом, отражают волю заказчика – царя Ивана Грозного – и имеют программный характер.
Святая Анастасия Римлянка – небесная покровительница царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, которая умерла в августе 1560 г. Летописи свидетельствуют, что царь не забывал свою первую жену, продолжая делать в память о ней богатые вклады в монастыри и церкви. Отец царицы Анастасии, Роман Юрьевич, происходил из старинного рода Захарьиных-Кошкиных, основателем которого был один из знатнейших вельмож XIV в. боярин Федор Кошка. Возможно, именно этот факт повлиял на то, что в качестве образца было выбрано Евангелие Федора Кошки, хранившееся в Троице-Сергиевом монастыре.
Оклад 1568 г. по своей композиции является точной копией оклада Евангелия, вложенного в 1392 г. в Троице-Сергиев монастырь боярином Федором Кошкой. Однако подбор святых на окладах несколько различается. На наш взгляд, и выбор образца, и изменения, внесенные в оклад Евангелия по сравнению с оригиналом, отражают волю заказчика – царя Ивана Грозного – и имеют программный характер.
На окладе Евангелия изображена Святая Анастасия Римлянка – небесная покровительница царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, которая умерла в августе 1560 г. Летописи свидетельствуют, что царь не забывал свою первую жену, продолжая делать в память о ней богатые вклады в монастыри и церкви. Отец царицы Анастасии, Роман Юрьевич, происходил из старинного рода Захарьиных-Кошкиных, основателем которого был один из знатнейших вельмож XIV в. боярин Федор Кошка. Возможно, именно этот факт повлиял на то, что в качестве образца было выбрано Евангелие Федора Кошки, хранившееся в Троице-Сергиевом монастыре. |
Ковш
Принадлежал царю Ивану IV
Москва (?), мастерские Кремля (?), вторая половина XVI в.
Серебро; чеканка, резьба, оброн, эмаль, золочение
В. с ручкой 10,5, дл. с ручкой 23,5, в. стенок 7, ш. 15
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Серебряный ковш с глубокой полусферической чашей, с круглым поддоном и круглой мишенью на дне с изображением двуглавого орла под двумя коронами. Завершение ручки украшено растительным орнаментом в технике эмали по оброну. На ручке, по венцу и на тулове ковша в золоченой ленте гравирована надпись с пространным титулом Ивана VI: Б[О]ЖИЕЮ М[И]Л[О]СТИЮ Ц[А]РЬ И ВЕЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧЬ Г[О]С[У]Д[А]РЬ ВСЕЯ РУСИИ ВЛАДИМЕРСКИЙ, МОСКОВСКИЙ, НОВГОРОЦКИИ. Ц[А]РЬ КАЗАНСКИЙ, Ц[А]РЬ АСТРАХАНСКИИ. // ТВЕРСКИИ, ЮГОРСКИЙ // ПЕ(Р)МСКИЙ, ВЯЦКИЙ //БОЛГАРСКИЙ И ИНЫХЪ // Г[О]С[У]ДАРЬ И ВЕЛКИЙ КНЯ(З)[Ь]. // Г[О]С[У]ДАРЬ ПСКОВСКИЙ, ВЕ//ЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ СМОЛЕНСКИЙ // НОВАГОРОДА, НИЗОВСКИЕ ЗЕМЛИ, ЧЕРНИГОВСКИИ, РЯЗАНСКИИ, РОСТОВСКИИ, ЯРОСЛАВСКИИ, БЕЛОЗЕРСКИИ, УДОРСКИИ, ОБДОРСКИИ, КОНДИНСКИИ И ВСЕЯ СИБИРСКИЯ ЗЕМЛИ И СЕВЕРНЫЯ СТРАНЫ ПОВЕЛИТЕЛЬ И Г[О]С[У]ДАРЬ И ИНЫХ МНОГИХ.
На мишени на дне сосуда в технике оброна выполнена надпись с малым титулом Ивана IV: Б[О]ЖИЕЮ М[И]Л[О]СТИЮ Ц[А]РЬ И ВЕЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ Г[О]С[У]Д[А]РЬ ВСЕЯ РУСИИ. | |
Ковш
Принадлежал царю Ивану IV
Москва (?), мастерские Кремля (?), вторая половина XVI в.
Серебро; чеканка, резьба, оброн, эмаль, золочение
В. с ручкой 10,5, дл. с ручкой 23,5, в. стенок 7, ш. 15
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Серебряный ковш с глубокой полусферической чашей, с круглым поддоном и круглой мишенью на дне с изображением двуглавого орла под двумя коронами. Завершение ручки украшено растительным орнаментом в технике эмали по оброну. На ручке, по венцу и на тулове ковша в золоченой ленте гравирована надпись с пространным титулом Ивана VI: Б[О]ЖИЕЮ М[И]Л[О]СТИЮ Ц[А]РЬ И ВЕЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧЬ Г[О]С[У]Д[А]РЬ ВСЕЯ РУСИИ ВЛАДИМЕРСКИЙ, МОСКОВСКИЙ, НОВГОРОЦКИИ. Ц[А]РЬ КАЗАНСКИЙ, Ц[А]РЬ АСТРАХАНСКИИ. // ТВЕРСКИИ, ЮГОРСКИЙ // ПЕ(Р)МСКИЙ, ВЯЦКИЙ //БОЛГАРСКИЙ И ИНЫХЪ // Г[О]С[У]ДАРЬ И ВЕЛКИЙ КНЯ(З)[Ь]. // Г[О]С[У]ДАРЬ ПСКОВСКИЙ, ВЕ//ЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ СМОЛЕНСКИЙ // НОВАГОРОДА, НИЗОВСКИЕ ЗЕМЛИ, ЧЕРНИГОВСКИИ, РЯЗАНСКИИ, РОСТОВСКИИ, ЯРОСЛАВСКИИ, БЕЛОЗЕРСКИИ, УДОРСКИИ, ОБДОРСКИИ, КОНДИНСКИИ И ВСЕЯ СИБИРСКИЯ ЗЕМЛИ И СЕВЕРНЫЯ СТРАНЫ ПОВЕЛИТЕЛЬ И Г[О]С[У]ДАРЬ И ИНЫХ МНОГИХ.
На мишени на дне сосуда в технике оброна выполнена надпись с малым титулом Ивана IV: Б[О]ЖИЕЮ М[И]Л[О]СТИЮ Ц[А]РЬ И ВЕЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ Г[О]С[У]Д[А]РЬ ВСЕЯ РУСИИ. |
ШИШАК
Турция, XVI в.
Булатная сталь, золото, драгоценные камни; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба
Дм. 19
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
В комплексе русского оборонительного вооружения со второй половины XIII в. наряду с шеломами стрельчатой формы появляются низкие куполовидные боевые наголовья. Документы середины XIV в. фиксируют восточное по происхождению наименование этих наголовий: чечак, впоследствии – шишак. Со второй половины XVI в. шишаки, близкие им по форме полусферические шапки железные и другие низкие боевые наголовья постепенно вытесняют стрельчатые шеломы из русского воинского быта | |
ШИШАК
Турция, XVI в.
Булатная сталь, золото, драгоценные камни; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба
Дм. 19
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
В комплексе русского оборонительного вооружения со второй половины XIII в. наряду с шеломами стрельчатой формы появляются низкие куполовидные боевые наголовья. Документы середины XIV в. фиксируют восточное по происхождению наименование этих наголовий: чечак, впоследствии – шишак. Со второй половины XVI в. шишаки, близкие им по форме полусферические шапки железные и другие низкие боевые наголовья постепенно вытесняют стрельчатые шеломы из русского воинского быта |
ШАПКА ЕРИХОНСКАЯ КНЯЗЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА МСТИСЛАВСКОГО
Турция, XVI в.
Булатная сталь, серебро, драгоценные камни, ткань; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба
Дм. 21,3
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Владелец шапки, князь Федор Иванович Мстиславский (умер в 1622 г.), был одним из виднейших политических и военных деятелей второй половины XVI – начала XVII в. Сын Ивана Федоровича и внук Федора Михайловича Мстиславского из рода Гедиминовичей, боярин с 1576 г., он был одним из крупнейших землевладельцев государства. После смерти бездетного царя Федора Ивановича рассматривался как возможный претендент на русский престол. В 1604–1605 гг. стоял во главе войска, отправленного Борисом Годуновым против Лжедмитрия I. Политический вес Ф.И. Мстиславского, его обширные связи помогли ему не только удержаться при Лжедмитрии I, но и сохранить пост главы Боярской думы. С падением в 1610 г. «боярского царя» Василия Шуйского Ф.И. Мстиславский возглавил так называемую Семибоярщину и участвовал в выработке договора об избрании русским царем Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. В 1613 г. снова рассматривался в качестве претендента на престол.
После смерти Ф.И. Мстиславского часть его огромного имущества поступила в казну, в том числе и ерихонская шапка. | |
ШАПКА ЕРИХОНСКАЯ КНЯЗЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА МСТИСЛАВСКОГО
Турция, XVI в.
Булатная сталь, серебро, драгоценные камни, ткань; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба
Дм. 21,3
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Владелец шапки, князь Федор Иванович Мстиславский (умер в 1622 г.), был одним из виднейших политических и военных деятелей второй половины XVI – начала XVII в. Сын Ивана Федоровича и внук Федора Михайловича Мстиславского из рода Гедиминовичей, боярин с 1576 г., он был одним из крупнейших землевладельцев государства. После смерти бездетного царя Федора Ивановича рассматривался как возможный претендент на русский престол. В 1604–1605 гг. стоял во главе войска, отправленного Борисом Годуновым против Лжедмитрия I. Политический вес Ф.И. Мстиславского, его обширные связи помогли ему не только удержаться при Лжедмитрии I, но и сохранить пост главы Боярской думы. С падением в 1610 г. «боярского царя» Василия Шуйского Ф.И. Мстиславский возглавил так называемую Семибоярщину и участвовал в выработке договора об избрании русским царем Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. В 1613 г. снова рассматривался в качестве претендента на престол.
После смерти Ф.И. Мстиславского часть его огромного имущества поступила в казну, в том числе и ерихонская шапка. |
РУЖЬЕ С ФИТИЛЬНЫМ ЗАМКОМ ОРУЖНИЧЕГО БОГДАНА ЯКОВЛЕВИЧА БЕЛЬСКОГО
Турция, вторая половина XVI в.
Железо, сталь, медь, дерево; ковка, резьба, инкрустация и насечка серебром
Дл. общ. 151,5, дл. ствола 120, калибр 15 мм.
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Парадное ружье принадлежит к небольшой группе ранних турецких ружей с фитильными замками1. Уникальность данного ружья – в его принадлежности. Согласно Переписной книге государевой оружейной казны 1686/87 гг., оно принадлежало Богдану Яковлевичу Бельскому (около 1550–1610).
Выдвиженец времен опричнины, своим возвышением Б.Я. Бельский обязан не только родству с Малютой Скуратовым, но и личным качествам. Ступени его карьеры при Иване Грозном – помощник рынды, рында, оружничий – не идут ни в какое сравнение с его неформальным статусом при дворе как персоны, приближенной к царю. Выдвиженец времен опричнины, своим возвышением Б.Я. Бельский обязан не только родству с Малютой Скуратовым, но и личным качествам. Ступени его карьеры при Иване Грозном – помощник рынды, рында, оружничий – не идут ни в какое сравнение с его неформальным статусом при дворе как персоны, приближенной к царю2.
При последующих правителях, в том числе при Лжедмитрии I, Бельский оставался крупным государственным деятелем и политиком. Однако он знал и тяжелые поражения. В 1599 г. Бельский руководил постройкой города Царева-Борисова, южного форпоста Русского государства. После исполнения этой миссии Богдана Яковлевича постигла тяжелая опала. Он был сослан, а его имения отписали в казну. Движимое имущество Бельского, по сообщению И.Е. Забелина, хранилось в царском дворце вплоть до воцарения Михаила Федоровича. | |
РУЖЬЕ С ФИТИЛЬНЫМ ЗАМКОМ ОРУЖНИЧЕГО БОГДАНА ЯКОВЛЕВИЧА БЕЛЬСКОГО
Турция, вторая половина XVI в.
Железо, сталь, медь, дерево; ковка, резьба, инкрустация и насечка серебром
Дл. общ. 151,5, дл. ствола 120, калибр 15 мм.
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Парадное ружье принадлежит к небольшой группе ранних турецких ружей с фитильными замками1. Уникальность данного ружья – в его принадлежности. Согласно Переписной книге государевой оружейной казны 1686/87 гг., оно принадлежало Богдану Яковлевичу Бельскому (около 1550–1610).
Выдвиженец времен опричнины, своим возвышением Б.Я. Бельский обязан не только родству с Малютой Скуратовым, но и личным качествам. Ступени его карьеры при Иване Грозном – помощник рынды, рында, оружничий – не идут ни в какое сравнение с его неформальным статусом при дворе как персоны, приближенной к царю. Выдвиженец времен опричнины, своим возвышением Б.Я. Бельский обязан не только родству с Малютой Скуратовым, но и личным качествам. Ступени его карьеры при Иване Грозном – помощник рынды, рында, оружничий – не идут ни в какое сравнение с его неформальным статусом при дворе как персоны, приближенной к царю2.
При последующих правителях, в том числе при Лжедмитрии I, Бельский оставался крупным государственным деятелем и политиком. Однако он знал и тяжелые поражения. В 1599 г. Бельский руководил постройкой города Царева-Борисова, южного форпоста Русского государства. После исполнения этой миссии Богдана Яковлевича постигла тяжелая опала. Он был сослан, а его имения отписали в казну. Движимое имущество Бельского, по сообщению И.Е. Забелина, хранилось в царском дворце вплоть до воцарения Михаила Федоровича. |
Константин и Елена.
Фреска из Благовещенского собора
Образы святого императора Константина и его матери Елены служили для христианских правителей архетипическим воплощением императорской власти. В 1562 г. патриарх Константинопольский Иоасаф II прислал Ивану Грозному документ, подтверждающий его право на царский титул, в котором патриарх называл русского самодержца «царем и государем христиан всей вселенной от Востока до Запада и до океана». Имя матери Ивана Грозного – Елены Глинской – позволяло современникам проводить аналогии между ролью Ивана Васильевича и Елены Глинской для Московского царства и тем значением, которое имели для истории Византии Константин и Елена. | |
Константин и Елена.
Фреска из Благовещенского собора
Образы святого императора Константина и его матери Елены служили для христианских правителей архетипическим воплощением императорской власти. В 1562 г. патриарх Константинопольский Иоасаф II прислал Ивану Грозному документ, подтверждающий его право на царский титул, в котором патриарх называл русского самодержца «царем и государем христиан всей вселенной от Востока до Запада и до океана». Имя матери Ивана Грозного – Елены Глинской – позволяло современникам проводить аналогии между ролью Ивана Васильевича и Елены Глинской для Московского царства и тем значением, которое имели для истории Византии Константин и Елена. |
Икона "Иоанн Предтеча", из иконостаса придела "Вход в Иерусалим" Благовещенского собора
60-е гг XVI в.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас, серебро
Техника: темпера яичная, басма, скань, золочение, ковка
Размеры: 100,0 х 75,0 х 2,5 см
Серебро - 1200,00 г 875°
Иконографический тип Иоанна Предтечи – аскета и отшельника – получает самое широкое распространение в искусстве Московского царства XVI в. Особенно это заметно в правление Ивана IV, чьим небесным покровителем был Иоанн Предтеча. | |
Икона "Иоанн Предтеча", из иконостаса придела "Вход в Иерусалим" Благовещенского собора
60-е гг XVI в.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас, серебро
Техника: темпера яичная, басма, скань, золочение, ковка
Размеры: 100,0 х 75,0 х 2,5 см
Серебро - 1200,00 г 875°
Иконографический тип Иоанна Предтечи – аскета и отшельника – получает самое широкое распространение в искусстве Московского царства XVI в. Особенно это заметно в правление Ивана IV, чьим небесным покровителем был Иоанн Предтеча. |
Икона мерная «Иоанн Лествичник»
Мастерские Московского Кремля. 1554 г.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, дерево; чеканка, скань, эмаль, тмпера.
Высота 46. ширина 17,2
Мерные, или родимые, иконы получили свое название в связи с тем, что писались в меру роста новорожденнного младенца. На них изображали святого, именем которого нарекался новорожденный. В верхней части иконы, как правило, помещали образ Ветхозаветной Троицы. Традиция написания мерных икон берет свое начало с рождения второго сына Ивана Грозного – царевича Ивана. Возможно, внезапная смерть в 1553 г. первенца Ивана Грозного и Анастасии, Димитрия, подвигла царскую чету снабдить родившегося в 1554 г. Ивана Ивановича надежным «оберегом», который сопровождал бы его от рождения до смерти, обеспечивая защиту от несчастий. Замысел отмечать рождение царевичей написанием мерных икон связано также с общим процессом сакрализации царской власти, интенсивно развивавшимся в эпоху Ивана Грозного. Родимые иконы фиксировали в меру роста младенца, царского наследника, приносимого при крещении Богу «яко некое священное приношение», и это придавало им статус фамильных реликвий. | |
Икона мерная «Иоанн Лествичник»
Мастерские Московского Кремля. 1554 г.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, дерево; чеканка, скань, эмаль, тмпера.
Высота 46. ширина 17,2
Мерные, или родимые, иконы получили свое название в связи с тем, что писались в меру роста новорожденнного младенца. На них изображали святого, именем которого нарекался новорожденный. В верхней части иконы, как правило, помещали образ Ветхозаветной Троицы. Традиция написания мерных икон берет свое начало с рождения второго сына Ивана Грозного – царевича Ивана. Возможно, внезапная смерть в 1553 г. первенца Ивана Грозного и Анастасии, Димитрия, подвигла царскую чету снабдить родившегося в 1554 г. Ивана Ивановича надежным «оберегом», который сопровождал бы его от рождения до смерти, обеспечивая защиту от несчастий. Замысел отмечать рождение царевичей написанием мерных икон связано также с общим процессом сакрализации царской власти, интенсивно развивавшимся в эпоху Ивана Грозного. Родимые иконы фиксировали в меру роста младенца, царского наследника, приносимого при крещении Богу «яко некое священное приношение», и это придавало им статус фамильных реликвий. |
СВЯТОЙ ФЕОДОР СТРАТИЛАТ
Икона
Москва, 1554 (?)
Дерево, левкас; темпера
42,5х 13,5
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
Икона принадлежала Федору Ивановичу (1557–1598), сыну Ивана Грозного и его первой жены Анастасии. | |
СВЯТОЙ ФЕОДОР СТРАТИЛАТ
Икона
Москва, 1554 (?)
Дерево, левкас; темпера
42,5х 13,5
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
Икона принадлежала Федору Ивановичу (1557–1598), сыну Ивана Грозного и его первой жены Анастасии. |
СВЯТОЙ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
Икона в окладе
Москва, 1582 (?)
Дерево, левкас, серебро; темпера, золочение, басма
48х16,2
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
Икона принадлежала младшему сыну Ивана Грозного – царевичу Димитрию Угличскому (1582–1591). | |
СВЯТОЙ ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
Икона в окладе
Москва, 1582 (?)
Дерево, левкас, серебро; темпера, золочение, басма
48х16,2
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
Икона принадлежала младшему сыну Ивана Грозного – царевичу Димитрию Угличскому (1582–1591). |
КРЕСТ НАПЕРСНЫЙ С РЕЗНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАСПЯТИЯ
Москва, мастерские Кремля, около 1554.
Западноевропейский мастер; камея – Константинополь, конец XII – начало XIII в.
Золото, камея на сапфире, рубин, жемчуг; резьба, скань, зернь, эмаль
Крест – 8,3х5,5; камея – 4,2х3,2
Поступил из Императорского кабинета в 1810 г.
Резной сапфир относится к редчайшему типу византийских камей в форме креста. Известны еще две такие камеи, обе – на знаменитых святынях: яшмовая– в центре реликвария Святой Крови в соборе Сан Марко в Венеции, сапфировая – в центре креста, завершающего корону богемских королей, хранящуюся в соборе Святого Вита в Праге. Кресты были на Руси главными святынями, недаром моленная комната, в которой царь совершал вечерние и утренние молитвы, называлась Крестовой. Во время молитв Иван Грозный возлагал на себя особо спасительные и милующие кресты. Три из них были сапфировыми. Сапфир, или синий яхонт – камень небесного цвета – был одним из самых почитаемых в Византии7 и средневековой Руси, не только как символ Горнего мира, но и как оберег. В старых лечебниках о нем сказано: «яхонть лазоревой кто носит при себе – тело умножает и благолепие лицу подает и похоти телесныя смиряет и чинит человека бытии чистым и добрым…». | |
КРЕСТ НАПЕРСНЫЙ С РЕЗНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАСПЯТИЯ
Москва, мастерские Кремля, около 1554.
Западноевропейский мастер; камея – Константинополь, конец XII – начало XIII в.
Золото, камея на сапфире, рубин, жемчуг; резьба, скань, зернь, эмаль
Крест – 8,3х5,5; камея – 4,2х3,2
Поступил из Императорского кабинета в 1810 г.
Резной сапфир относится к редчайшему типу византийских камей в форме креста. Известны еще две такие камеи, обе – на знаменитых святынях: яшмовая– в центре реликвария Святой Крови в соборе Сан Марко в Венеции, сапфировая – в центре креста, завершающего корону богемских королей, хранящуюся в соборе Святого Вита в Праге. Кресты были на Руси главными святынями, недаром моленная комната, в которой царь совершал вечерние и утренние молитвы, называлась Крестовой. Во время молитв Иван Грозный возлагал на себя особо спасительные и милующие кресты. Три из них были сапфировыми. Сапфир, или синий яхонт – камень небесного цвета – был одним из самых почитаемых в Византии7 и средневековой Руси, не только как символ Горнего мира, но и как оберег. В старых лечебниках о нем сказано: «яхонть лазоревой кто носит при себе – тело умножает и благолепие лицу подает и похоти телесныя смиряет и чинит человека бытии чистым и добрым…». |
РИТУАЛЬНЫЙ СОСУД
Богемия, Прага, придворная мастерская Рудольфа II (?), середина – вторая половина XVI в
Стекло; формовка, роспись цветными эмалями, золочение
В. 12,8, дм. 8,5
Происходит из захоронения Ивана Грозного в приделе Иоанна Предтечи Архангельского собора Московского Кремля
Драгоценные сосуды из стекла использовались для елея, которым окропляли умершего при отпевании. После отпевания остатки елея оставляли в саркофаге. Ритуальный сосуд из захоронения Ивана Грозного первоначально был кубком. Он выполнен из редкого стекла синего цвета, полученного на основе солей меди, расписанный позолотой и яркими эмалями. Рисунок декора образует трельяжную сетку. По венцу проходит фриз из стилизованных листьев, его край украшает золоченая отводка и ряд эмалевого жемчужника. Сосуд представляет собой один из самых ранних образцов стеклянной посуды, создававшейся в пражских мастерских. | |
РИТУАЛЬНЫЙ СОСУД
Богемия, Прага, придворная мастерская Рудольфа II (?), середина – вторая половина XVI в
Стекло; формовка, роспись цветными эмалями, золочение
В. 12,8, дм. 8,5
Происходит из захоронения Ивана Грозного в приделе Иоанна Предтечи Архангельского собора Московского Кремля
Драгоценные сосуды из стекла использовались для елея, которым окропляли умершего при отпевании. После отпевания остатки елея оставляли в саркофаге. Ритуальный сосуд из захоронения Ивана Грозного первоначально был кубком. Он выполнен из редкого стекла синего цвета, полученного на основе солей меди, расписанный позолотой и яркими эмалями. Рисунок декора образует трельяжную сетку. По венцу проходит фриз из стилизованных листьев, его край украшает золоченая отводка и ряд эмалевого жемчужника. Сосуд представляет собой один из самых ранних образцов стеклянной посуды, создававшейся в пражских мастерских. |
БОГОМАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ
Икона в окладе
Москва, 1560-е гг.
Дерево, паволока, левкас; темпера, басма, золочение
73х58
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
С начала XII столетия в Успенском соборе Смоленска хранилась привезенная из Византии древняя икона Богоматери Одигитрии. В конце XIV в. ее перенесли в Москву и поставили в придворном великокняжеском Благовещенском соборе слева от царских врат. Однако смоляне просили вернуть им чудотворный образ, и в 1456 г. древнюю икону возвратили в Смоленск. В Москве остался список с нее в «меру и подобие» оригинала. С XV в. многочисленные списки с древней «Смоленской Одигитрии» распространились по всей Руси. Этот образ освящал политику московских князей, направленную на присоединение древних западных «отчин». Представленная на выставке икона была написана для придела Благовещенского собора, освященного в 1563 г. в честь архангела Михаила в память о взятии Полоцка в начале Ливонской войны. | |
БОГОМАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ
Икона в окладе
Москва, 1560-е гг.
Дерево, паволока, левкас; темпера, басма, золочение
73х58
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
С начала XII столетия в Успенском соборе Смоленска хранилась привезенная из Византии древняя икона Богоматери Одигитрии. В конце XIV в. ее перенесли в Москву и поставили в придворном великокняжеском Благовещенском соборе слева от царских врат. Однако смоляне просили вернуть им чудотворный образ, и в 1456 г. древнюю икону возвратили в Смоленск. В Москве остался список с нее в «меру и подобие» оригинала. С XV в. многочисленные списки с древней «Смоленской Одигитрии» распространились по всей Руси. Этот образ освящал политику московских князей, направленную на присоединение древних западных «отчин». Представленная на выставке икона была написана для придела Благовещенского собора, освященного в 1563 г. в честь архангела Михаила в память о взятии Полоцка в начале Ливонской войны. |
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
1505-1508 гг.
Архитектор Алевиз Новый
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. | |
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
1505-1508 гг.
Архитектор Алевиз Новый
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. |
|
|
|
| |