|
|
|
Московский Кремль
Московский Кремль - уникальный памятник истории и культуры, замечательное творение архитектуры и искусства.
Московский Кремль- центр становления Российского государства. Веками складывался редкий по красоте архитектурный ансамбль. По праву Московский Кремль называют каменной летописью.
Первые «записи» относятся к 1147 году, сделанные князем Юрием Долгоруким- основателем Москвы, тогда она занимала только небольшую часть современного Кремля.
Иван Калита построил дубовую крепость, защитившую стольный град княжества. Первые каменные одноглавые храмы, возведенные при Иване Калите, определили пространственную композицию соборной площади времени Ивана Ш, сохранившуюся до настоящего времени.
Белокаменные стены времени Дмитрия Донского 1366-1367 бросили вызов монголо-татарам. Из ворот новой крепости вышла объединенная рать русских земель под предводительством князя. Победа в битве на Куликовом поле положила начало освобождения Руси от чужеземного ига, символом окончательного крушения которого стали стены нового Кремля, построенного великим князем Иваном III.
Как выглядела крепость на Боровицком холме в до XV века? Это можно узнать из исследований археологов музеев, которые сделали карты поступательного развития Кремля.
Новый этап грандиозного строительства относится ко времени правления Московского князя «Государя всея Руси» Ивана Ш, освободившего Русь от ордынского ига. По его указу в Москву для создания достойной " государя всея Руси" резиденции были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии, искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. Они возглавили строительные работы. В центре Кремля на основе синтеза русской традиции и художественных принципов итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан ансамбль главной Соборной площади
В 1475-1479 годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел новый Успенский собор - главный храм Русского государства. На противоположной стороне площади еще один итальянский зодчий Алевиз Новый в 1505 - 1508 годах построил великокняжеский храм-усыпальницу - собор Архангела Михаила. Западную сторону площади украсил вновь выстроенный дворец великого московского князя Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую палату, Большую Грановитую палату - целый комплекс парадных зданий. Далеко не все здания дворца нам сохранило время.
1485-1495 гг. итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля. Иностранные путешественники часто стали называть его "замком". Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Сфорца в Милане.В отличие от замков Европы, недоступных для горожан, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всего был крепостью, защищавшей всех жителей города. Именно здесь с XIV века были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, поэтому Кремль стал осознаваться как место "особой государственной святости" для всей России.
Со второй половины XIV века наблюдается подъем русской культуры. Это находит отражение в литературе, живописи, архитектуре.
Памятники архитектуры средневековья в Московском Кремле позволяют проследить этапы ее становления, различные влияния и заимствования. В основном это храмовое зодчество. В соборах Московского Кремля сохранилась древняя монументальная живопись и собрание икон с домонгольского периода, древняя скульптура, по которым можно об искусстве того времени. «Золотым веком» живописи называют вторую половину XIV- начало XVвека. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Назарий Истомин – из этих имен слагается история русского искусства. Все они работали в Кремле.
Централизация власти и принятие царского титула Иваном Грозным многое меняет в жизни русского общества. Продолжается процесс формирования русской народности. Происходит объединение местных культур. Создается культурная и духовная среда для появления памятников общенационального значения, призванных увековечить могущество самодержавной власти и торжество православия.
XVI век – век публицистики. В монументальной и станковой живописи соборов Кремля можно найти отражение исторических и политических событий этого времени. В царских мастерских на территории Кремля работают лучшие мастера: оружейники, златокузнецы, мастера конюшенного дела. Уникальные произведения ювелирного искусства, сделанные в те далекие времена, хранятся в царской сокровищнице, музее Оружейной палате,.
XVII - век правления первых Романовых. Московский Кремль отражает общие тенденции в изменении искусства и культуры этого времени. Архитектура Кремля обогатилась такими зданиями как Теремной дворец и дворцовые церкви, Потешный дворец, полностью перестроены Патриаршие палаты. Измелили свой облик и башни «Небесным градом Иерусалимом» - называли современники Московский град на Боровицком холме.
Медальон XII в.,
Русь Серебро, ковка, пайка, гравировка, чернь, позолота
| |
Медальон XII в.,
Русь Серебро, ковка, пайка, гравировка, чернь, позолота
|
Женский головной убор XII с дужками-аграфами и колтами.
Русь XII-XIII вв.
Большой кремлевскийо клад 1988 г.
Реконструкция
Головной убор знатной москвички с аграфами и подвесными шестилучевыми зернеными колтами.
В кремлевский клад входят две связки по 8 аграфов.
Аграфы представляют собой конструкцию из скрепленных серебряной проволочкой слегка согнутых дужек с тремя бусинами.
До сих пор не решена однозначно проблема назначения и размещения данного украшения в древнерусском костюме, но многие исследователи склоняются к тому, что подобные изделия служили украшением очелья головного убора. | |
Женский головной убор XII с дужками-аграфами и колтами.
Русь XII-XIII вв.
Большой кремлевскийо клад 1988 г.
Реконструкция
Головной убор знатной москвички с аграфами и подвесными шестилучевыми зернеными колтами.
В кремлевский клад входят две связки по 8 аграфов.
Аграфы представляют собой конструкцию из скрепленных серебряной проволочкой слегка согнутых дужек с тремя бусинами.
До сих пор не решена однозначно проблема назначения и размещения данного украшения в древнерусском костюме, но многие исследователи склоняются к тому, что подобные изделия служили украшением очелья головного убора. |
Колт.
По тому же принципу, что и височные кольца, носили колты – одни из самых красивых и необычных женских украшений, модных в XII веке. Это полые подвески в виде шестилучевых звезд. Количество крошечных шариков (зерни), достигает 5 – 6 тысяч штук. Каждое серебряное зернышко обвито колечком, едва видимым невооруженным глазом. | |
Колт.
По тому же принципу, что и височные кольца, носили колты – одни из самых красивых и необычных женских украшений, модных в XII веке. Это полые подвески в виде шестилучевых звезд. Количество крошечных шариков (зерни), достигает 5 – 6 тысяч штук. Каждое серебряное зернышко обвито колечком, едва видимым невооруженным глазом. |
Браслет.
XII - XIII в.
Русь
Серебро, ковка, гравировка, чернение, пайка
Браслеты наручи с изображением птиц и животных отличаются разнообразием гравированных рисунков.Орнаменты и чернение делают их, несмотря на массивность, одним из самых привлекательных украшений домонгольского времени. | |
Браслет.
XII - XIII в.
Русь
Серебро, ковка, гравировка, чернение, пайка
Браслеты наручи с изображением птиц и животных отличаются разнообразием гравированных рисунков.Орнаменты и чернение делают их, несмотря на массивность, одним из самых привлекательных украшений домонгольского времени. |
Доспех кольчужно-пластинчатый - бахтерец.
Обрывки. Грудь и спина
1975 году при строительных работах на Ивановской площади, на глубине около 4-х метров, был найден богато декорированный предмет вооружения, случайное попадание которого в землю исключается полностью.
Кремлевский бахтерец является очень редким и дорогим изделием русских оружейников XVI века. Его ближайшей аналогией можно считать доспех князя Владимира Старицкого, двоюродного брата царя Ивана IV Грозного. Несмотря на утраты, бахтерец и сегодня смотрится как прекрасный образец изделий из арсенала русских воинов XVI столетия. | |
Доспех кольчужно-пластинчатый - бахтерец.
Обрывки. Грудь и спина
1975 году при строительных работах на Ивановской площади, на глубине около 4-х метров, был найден богато декорированный предмет вооружения, случайное попадание которого в землю исключается полностью.
Кремлевский бахтерец является очень редким и дорогим изделием русских оружейников XVI века. Его ближайшей аналогией можно считать доспех князя Владимира Старицкого, двоюродного брата царя Ивана IV Грозного. Несмотря на утраты, бахтерец и сегодня смотрится как прекрасный образец изделий из арсенала русских воинов XVI столетия. |
Сруб деревянного жилого дома.
XIII в.
Дерево (бревна), рубка "в лапу" | |
Сруб деревянного жилого дома.
XIII в.
Дерево (бревна), рубка "в лапу" |
"Схематический план Московского Кремля в 1147 г."
Чертеж. | |
"Схематический план Московского Кремля в 1147 г."
Чертеж. |
"Схематический план Московского Кремля в 1367-1470 гг."
Чертеж. | |
"Схематический план Московского Кремля в 1367-1470 гг."
Чертеж. |
Успенский собор
Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. | |
Успенский собор
Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. |
Благовещанский собор
Благовещенский собор возведен в 1484-1489 годах той же артелью псковских мастеров, что и церковь Ризположения на митрополичьем дворе. Он расположен в юго-западном углу Соборной площади на месте каменной церкви Благовещения XIV века. Уже эта древняя церковь служила придворным храмом великого князя. Она была поднята на высокий подклет и соединялась с дворцом крытым переходом. В 1416 году храм перестраивается, он увеличивается в размерах и становится трехапсидным. | |
Благовещанский собор
Благовещенский собор возведен в 1484-1489 годах той же артелью псковских мастеров, что и церковь Ризположения на митрополичьем дворе. Он расположен в юго-западном углу Соборной площади на месте каменной церкви Благовещения XIV века. Уже эта древняя церковь служила придворным храмом великого князя. Она была поднята на высокий подклет и соединялась с дворцом крытым переходом. В 1416 году храм перестраивается, он увеличивается в размерах и становится трехапсидным. |
Церковь Ризположения.
Церковь Ризположения возведена в 1484-1485 годах артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До середины XVII века она служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. | |
Церковь Ризположения.
Церковь Ризположения возведена в 1484-1485 годах артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До середины XVII века она служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. |
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого была построена в 1505-1508 гг. вместо белокаменной церкви Иоанна Лествичника “иже под колоколы”, возведенной при Иване Калите на Соборной площади. Итальянский архитектор Бон Фрязин создал ярусное сооружение - “восьмерик на восьмерике” высотой около 60 м, завершающееся главой. В первом ярусе был размещен престол древнего храма. | |
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого была построена в 1505-1508 гг. вместо белокаменной церкви Иоанна Лествичника “иже под колоколы”, возведенной при Иване Калите на Соборной площади. Итальянский архитектор Бон Фрязин создал ярусное сооружение - “восьмерик на восьмерике” высотой около 60 м, завершающееся главой. В первом ярусе был размещен престол древнего храма. |
Успенская звонница
Здание Успенской звонницы, примыкающее почти вплотную к северной грани колокольни Ивана Великого, было возведено в 1814-1815 гг. архитекторами Д.И.Жилярди, Л.Руска и И.В.Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. старой постройки ХVIв. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, авторы повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объема. | |
Успенская звонница
Здание Успенской звонницы, примыкающее почти вплотную к северной грани колокольни Ивана Великого, было возведено в 1814-1815 гг. архитекторами Д.И.Жилярди, Л.Руска и И.В.Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. старой постройки ХVIв. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, авторы повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объема. |
Филаретова пристройка
Филаретова пристройка, примыкающая непосредственно к северной стене звонницы, воссоздана одновременно с ней в 1814-1815гг. после разрушения французами. Первоначально она была построена в 1624г. зодчим Баженом Огурцовым в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола. Башнеобразное квадратное в плане сооружение завершается живописным шатром, основание которого богато украшено резными белокаменными деталями. | |
Филаретова пристройка
Филаретова пристройка, примыкающая непосредственно к северной стене звонницы, воссоздана одновременно с ней в 1814-1815гг. после разрушения французами. Первоначально она была построена в 1624г. зодчим Баженом Огурцовым в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола. Башнеобразное квадратное в плане сооружение завершается живописным шатром, основание которого богато украшено резными белокаменными деталями. |
Архангельский собор
Возведен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Величественное здание главного великокняжеского храма - усыпальницы поражало современников необычностью своего внешнего облика. | |
Архангельский собор
Возведен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Величественное здание главного великокняжеского храма - усыпальницы поражало современников необычностью своего внешнего облика. |
Патриаршие палаты и Церковь двеннадцати апостолов.
Патриаршие палаты – редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле | |
Патриаршие палаты и Церковь двеннадцати апостолов.
Патриаршие палаты – редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле |
Грановитая палата.
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари. азвание палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. | |
Грановитая палата.
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари. азвание палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. |
Теремной дворец.
Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты. | |
Теремной дворец.
Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты. |
|
Соборная площадь |
Золотая Царицина палата
Золотая Царицына палата входит в состав дворцового комплекса, возведенного в Кремле в конце XV – середине XIX веков. Она расположена с восточной стороны Мастерских палат, построенных в середине XVI века на подклете дворца конца XV- начала XVI века и предположительно явилась его частью, выполняя, вероятно, роль парадного помещения женской половины дворца. Впервые она упомянута в источниках в 1526 году под названием Наугольной. Наряду с Грановитой палатой это – древнейшее сохранившееся сооружение Кремля гражданского назначения. | |
Золотая Царицина палата
Золотая Царицына палата входит в состав дворцового комплекса, возведенного в Кремле в конце XV – середине XIX веков. Она расположена с восточной стороны Мастерских палат, построенных в середине XVI века на подклете дворца конца XV- начала XVI века и предположительно явилась его частью, выполняя, вероятно, роль парадного помещения женской половины дворца. Впервые она упомянута в источниках в 1526 году под названием Наугольной. Наряду с Грановитой палатой это – древнейшее сохранившееся сооружение Кремля гражданского назначения. |
Верхоспасский собор и теремные церкви
С восточной стороны Теремного дворца расположена группа домовых храмов, отделенных от Теремов Передним каменным двором.
Наиболее ранняя из них церковь Екатерины – домовый храм цариц и царевен – была построена из кирпича на месте сгоревшей деревянной в 1627 г. Джоном Талером. Она расположена в одном уровне с Золотой Царицыной палатой с северной ее стороны. С запада и севера церковь окружила галерея, а лестница, разместившаяся между храмом и Царицыной палатой вела на Передний каменный двор.
В 1654 г. над Екатерининским храмом возводится церковь Евдокии. Новый храм размещается над четвериком и трапезной нижней церкви, оставляя открытыми ее апсиды. Вероятно, именно этот этап формирования данного сооружения изображен на миниатюре из “Книги об избрании на царство…”, где с северной стороны Царицыной палаты и Теремного дворца показана двухярусная пятиглавая церковь с покрытием в виде горки килевидных кокошников. Дальнейшие перестройки полностью видоизменили эти храмы. | |
Верхоспасский собор и теремные церкви
С восточной стороны Теремного дворца расположена группа домовых храмов, отделенных от Теремов Передним каменным двором.
Наиболее ранняя из них церковь Екатерины – домовый храм цариц и царевен – была построена из кирпича на месте сгоревшей деревянной в 1627 г. Джоном Талером. Она расположена в одном уровне с Золотой Царицыной палатой с северной ее стороны. С запада и севера церковь окружила галерея, а лестница, разместившаяся между храмом и Царицыной палатой вела на Передний каменный двор.
В 1654 г. над Екатерининским храмом возводится церковь Евдокии. Новый храм размещается над четвериком и трапезной нижней церкви, оставляя открытыми ее апсиды. Вероятно, именно этот этап формирования данного сооружения изображен на миниатюре из “Книги об избрании на царство…”, где с северной стороны Царицыной палаты и Теремного дворца показана двухярусная пятиглавая церковь с покрытием в виде горки килевидных кокошников. Дальнейшие перестройки полностью видоизменили эти храмы. |
Потешный дворец
Потешный дворец расположен у западной кремлевской стены между Комендантской и Троицкой башнями. Здание было построено в 1651г. как жилые палаты боярина И.Д.Милославского - тестя царя Алексея Михайловича. Сейчас они являются единственным, сохранившимся в Кремле, образцом боярских хором. Постройка Потешного дворца стала следующим, после Теремного, этапом развития каменного жилья, получившего вскоре широкое распространение в Москве. Поэтажное членение фасадов с белокаменным резным декором, близкое к анфиладному расположение жилых помещений роднят его с Теремным дворцом. Отличительной особенностью объемно-планировочной структуры дворца является расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, вписанной в объем здания. Она возвышается над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны в виде машикулей, выступающие на уровне парадного этажа, несут алтарь церкви, что помогло избежать неканонического расположения алтарной части храма над жилыми покоями. Плоская кровля с висячим садом с западной стороны служила папертью. При Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806г. здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы. Перестройка осуществляется по проекту И.В. Еготова и предусматривает превращение восточного фасада, выходящего на вновь образованную Дворцовую улицу в главный. С этой целью для симметрии пристраивается северное крыло, а фасад и интерьеры украшаются модными псевдоготическими деталями. Церковь при этом упраздняется. | |
Потешный дворец
Потешный дворец расположен у западной кремлевской стены между Комендантской и Троицкой башнями. Здание было построено в 1651г. как жилые палаты боярина И.Д.Милославского - тестя царя Алексея Михайловича. Сейчас они являются единственным, сохранившимся в Кремле, образцом боярских хором. Постройка Потешного дворца стала следующим, после Теремного, этапом развития каменного жилья, получившего вскоре широкое распространение в Москве. Поэтажное членение фасадов с белокаменным резным декором, близкое к анфиладному расположение жилых помещений роднят его с Теремным дворцом. Отличительной особенностью объемно-планировочной структуры дворца является расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, вписанной в объем здания. Она возвышается над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны в виде машикулей, выступающие на уровне парадного этажа, несут алтарь церкви, что помогло избежать неканонического расположения алтарной части храма над жилыми покоями. Плоская кровля с висячим садом с западной стороны служила папертью. При Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806г. здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы. Перестройка осуществляется по проекту И.В. Еготова и предусматривает превращение восточного фасада, выходящего на вновь образованную Дворцовую улицу в главный. С этой целью для симметрии пристраивается северное крыло, а фасад и интерьеры украшаются модными псевдоготическими деталями. Церковь при этом упраздняется. |
Московский Кремль при Иване III
Акварель.
А.М.Васнецов.
В 1453 году под натиском турок пал Константинополь - столица Византии. Древний центр православного мира прекратил свое существование. В сознании русских людей роль нового центра православия взяла на себя Москва. В 1472 году великий князь московский Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. В глазах европейских правителей он предстал преемником власти византийских императоров и римских цесарей. Древний герб Византии - двуглавый орел - стал гербом Российского государства. | |
Московский Кремль при Иване III
Акварель.
А.М.Васнецов.
В 1453 году под натиском турок пал Константинополь - столица Византии. Древний центр православного мира прекратил свое существование. В сознании русских людей роль нового центра православия взяла на себя Москва. В 1472 году великий князь московский Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. В глазах европейских правителей он предстал преемником власти византийских императоров и римских цесарей. Древний герб Византии - двуглавый орел - стал гербом Российского государства. |
Московский Кремль при Иване Калите
Акварель.
А.М.Васнецов.
20-е годы XX в.
Для истории Москвы и Кремля особенно важен тот факт, что, получив ярлык, Иван Калита не переехал в стольный Владимир, как делали другие князья, а остался в Москве, расширял свое княжество, подчиняя и покупая другие земли и города. При нем из Владимира в Москву переехал глава русской церкви - митрополит Петр, авторитет которого был исключительно высок.
В связи с этим изменил свое значение и Московский Кремль. Из обычного укрепленного центра города он стал резиденцией великого князя и митрополита. На его территории стали возводить сооружения не только из дерева, но и из белого камня. На самой высокой точке Боровицкого холма в 1326-1327 годах был построен Успенский собор - главный храм княжества, в 1329 году - церковь-колокольня Иоанна Лествичника, в 1330 году - собор Спаса на Бору, а в 1333 году - собор Архангела Михаила, в котором был похоронен Иван Калита и его потомки. Эти первые белокаменные храмы Москвы определили пространственную композицию центра Кремля, которая в основных чертах сохраняется и сегодня. При Иване Калите Москва активно растет, а его резиденция на Боровицком холме начинает осознаваться как отдельная, главная часть города. И, видимо, не случайно в Воскресенской летописи под 1331 годом впервые появляется ее собственное имя - Кремль. | |
Московский Кремль при Иване Калите
Акварель.
А.М.Васнецов.
20-е годы XX в.
Для истории Москвы и Кремля особенно важен тот факт, что, получив ярлык, Иван Калита не переехал в стольный Владимир, как делали другие князья, а остался в Москве, расширял свое княжество, подчиняя и покупая другие земли и города. При нем из Владимира в Москву переехал глава русской церкви - митрополит Петр, авторитет которого был исключительно высок.
В связи с этим изменил свое значение и Московский Кремль. Из обычного укрепленного центра города он стал резиденцией великого князя и митрополита. На его территории стали возводить сооружения не только из дерева, но и из белого камня. На самой высокой точке Боровицкого холма в 1326-1327 годах был построен Успенский собор - главный храм княжества, в 1329 году - церковь-колокольня Иоанна Лествичника, в 1330 году - собор Спаса на Бору, а в 1333 году - собор Архангела Михаила, в котором был похоронен Иван Калита и его потомки. Эти первые белокаменные храмы Москвы определили пространственную композицию центра Кремля, которая в основных чертах сохраняется и сегодня. При Иване Калите Москва активно растет, а его резиденция на Боровицком холме начинает осознаваться как отдельная, главная часть города. И, видимо, не случайно в Воскресенской летописи под 1331 годом впервые появляется ее собственное имя - Кремль. |
Московский Кремль времени Дмитрия Донского
Акварель.
А.М.Васнецов.
20-е годы XX века
Политика Калиты была продолжена его потомками. Особых успехов она достигла в годы правления его внука - Дмитрия Донского.
В 1365 году Кремль жестоко пострадал от очередного пожара. Молодой князь Дмитрий Иванович принимает решение возвести каменные укрепления на Боровицком холме. Всю зиму 1367 года из села Мячково, что находилось в 30 верстах от Москвы, возили на санях известняк, а весной начались строительные работы. В результате в центре Москвы поднялись стены и башни, ставшие первой белокаменной крепостью Северо-Восточной Руси. | |
Московский Кремль времени Дмитрия Донского
Акварель.
А.М.Васнецов.
20-е годы XX века
Политика Калиты была продолжена его потомками. Особых успехов она достигла в годы правления его внука - Дмитрия Донского.
В 1365 году Кремль жестоко пострадал от очередного пожара. Молодой князь Дмитрий Иванович принимает решение возвести каменные укрепления на Боровицком холме. Всю зиму 1367 года из села Мячково, что находилось в 30 верстах от Москвы, возили на санях известняк, а весной начались строительные работы. В результате в центре Москвы поднялись стены и башни, ставшие первой белокаменной крепостью Северо-Восточной Руси. | |
|
|
| |