|
|
|
Начало объединения русских земель
До нашего времени дошло очень мало вещественных памятников, относящихся к раннему периоду Русского государства. Часть из них погибла во время междоусобных княжеских войн, часть – от пожаров. Особенно сильный урон русскому искусству нанесло монголо-татарское нашествие. Тем не менее, в Кремлевских музеях сохранились отдельные памятники, свидетельствующие о высоком техническом мастерстве древнерусских ремесленников XII – середины XV вв. Тогда еще не существовало единого русского централизованного государства. Русь была раздроблена на отдельные княжества, многие из которых представляли собой не только политические, экономические, но и культурные центры.
В собрании Государственной Оружейной палаты можно видеть предметы, выполненные во Владимиро-Суздальском, Рязанском, Черниговском княжествах. Именно отсюда пришли в Москву, ставшую впоследствии столицей единого Русского государства, прекрасные художники и мастера, создавшие великолепные памятники культуры, в которых отразились накопленные веками традиции. Эти изделия отличаются простотой, сдержанностью и четкостью форм, тонкостью и сложностью убранства.
Археологические исследования территории Кремля обогатили знания о том, как жили наши предки, какими ремеслами они занимались, с кем и чем торговали. Высокохудожественные произведения, составляющие клады найденные в Кремле позволяют по-новому взглянуть на историю Москвы в домонгольский период ее развития и становления как центра удельного княжества. Роль Москвы этого времени чаще всего оценивалась как незначительная. Однако даже отрывочные, скудные упоминания о Москве того времени позволяют говорить и об удобном ее местоположении на путях торговли, и о больших возможностях экономического роста города. На это же указывают и кремлевские находки.
В церкви Ризположения, Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах Кремля представлены уникальные памятники древней иконописи., фресковая живопись, деревянная резная икона и многочисленные христианские реликвии. Эти святыни собирались московскими великими князьями, царями и главами Русской Православной церкви на протяжении нескольких столетий
Шлем - конец XII - начало XIII в.Серебро, железо, ковка, чеканка, золочение, серебрение, резьба.
По многим летописным описаниям мы знаем, что в домонгольской Руси так называемый «золотой шелом» был отличительным знаком княжеского доспеха. Шлем конца XII – начала XIII века – самый древний в собрании Оружейной палаты. Традиционно его связывают с именем великого князя Ярослава Всеволодовича – отца знаменитого русского полководца Александра Невского. Шлем был обнаружен случайно в начале XIX века на том месте, где в 1216 году состоялась Липицкая битва между новгородцами и суздальцами. В ней принимал участие Ярослав Всеволодович. Его войска были разбиты, и он вынужден был бежать с поля боя, возможно, спрятав в земле шлем и кольчугу, которая со временем превратилась в груду колец.
Шлем сильно поврежден, но сохранившиеся детали дают возможность реконструировать его форму. Стрельчатая тулья шлема выкована из стали. Ее украшают серебряные чеканные, некогда золоченые накладные пластины с образами православных святых. На центральной пластине помещено изображение покровителя русских князей архангела Михаила с надписью, содержащей просьбу о помощи. Ярослав Всеволодович получил при крещении имя Федор, которое упоминается в надписи, поэтому она служит еще одним подтверждением версии о принадлежности шлема именно этому князю. | |
Шлем - конец XII - начало XIII в.Серебро, железо, ковка, чеканка, золочение, серебрение, резьба.
По многим летописным описаниям мы знаем, что в домонгольской Руси так называемый «золотой шелом» был отличительным знаком княжеского доспеха. Шлем конца XII – начала XIII века – самый древний в собрании Оружейной палаты. Традиционно его связывают с именем великого князя Ярослава Всеволодовича – отца знаменитого русского полководца Александра Невского. Шлем был обнаружен случайно в начале XIX века на том месте, где в 1216 году состоялась Липицкая битва между новгородцами и суздальцами. В ней принимал участие Ярослав Всеволодович. Его войска были разбиты, и он вынужден был бежать с поля боя, возможно, спрятав в земле шлем и кольчугу, которая со временем превратилась в груду колец.
Шлем сильно поврежден, но сохранившиеся детали дают возможность реконструировать его форму. Стрельчатая тулья шлема выкована из стали. Ее украшают серебряные чеканные, некогда золоченые накладные пластины с образами православных святых. На центральной пластине помещено изображение покровителя русских князей архангела Михаила с надписью, содержащей просьбу о помощи. Ярослав Всеволодович получил при крещении имя Федор, которое упоминается в надписи, поэтому она служит еще одним подтверждением версии о принадлежности шлема именно этому князю. |
Икона "Митрополит Петр в житии" с венцом
Автор: Дионисий (?) (- живопись), Автор: Мишуков Ф.Я. (- венец)
Живопись: конец XV-начало XVI вв.;
венец: 1915 г.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, серебро, паволока, левкас
Техника: темпера яичная, басма
Размеры: Высота: 197 см
ширина: 151 см
Серебро - 50,00 г 875°
Петр, митрополит Киевский и всея Руси. Был поставлен в митрополиты в Константинополе в 1305 году.В 1308 году прибыл во Владимир, куда его предшественник митрополит Максим перенес перенес митрополичью кафедру из Киева. В борьбе между Московским и Тверским князьями за великое княжение митрополит занял промосковскую позицию В 1325 г. он переехал в Москву. | |
Икона "Митрополит Петр в житии" с венцом
Автор: Дионисий (?) (- живопись), Автор: Мишуков Ф.Я. (- венец)
Живопись: конец XV-начало XVI вв.;
венец: 1915 г.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, серебро, паволока, левкас
Техника: темпера яичная, басма
Размеры: Высота: 197 см
ширина: 151 см
Серебро - 50,00 г 875°
Петр, митрополит Киевский и всея Руси. Был поставлен в митрополиты в Константинополе в 1305 году.В 1308 году прибыл во Владимир, куда его предшественник митрополит Максим перенес перенес митрополичью кафедру из Киева. В борьбе между Московским и Тверским князьями за великое княжение митрополит занял промосковскую позицию В 1325 г. он переехал в Москву. |
Великий князь московский Иван Калита
Изображение на южной стене Архангельского собора.Фреска XYII в..
Младший сын Даниила Александровича Иван Данилович Калита (Иван I), правивший в Москве в 1325 – 1340 годах, заложил основы ее будущей мощи. Князь Иван I прослыл осторожным и расчетливым политиком При нем существенно расширились границы княжества, приумножилась княжеская казна. Его правление положило начало достаточно мирной эпохе в жизни Москвы. Почти на сорок лет прекратились войны и набеги врагов, что способствовало экономическому развитию Московского княжества, росту его влияния и авторитета. 1327 году князь Иван Калита подавил антиордынское восстание в Твери, получил за это ярлык на великое княжение и право собирать дань со всех русских земель в пользу Орды. | |
Великий князь московский Иван Калита
Изображение на южной стене Архангельского собора.Фреска XYII в..
Младший сын Даниила Александровича Иван Данилович Калита (Иван I), правивший в Москве в 1325 – 1340 годах, заложил основы ее будущей мощи. Князь Иван I прослыл осторожным и расчетливым политиком При нем существенно расширились границы княжества, приумножилась княжеская казна. Его правление положило начало достаточно мирной эпохе в жизни Москвы. Почти на сорок лет прекратились войны и набеги врагов, что способствовало экономическому развитию Московского княжества, росту его влияния и авторитета. 1327 году князь Иван Калита подавил антиордынское восстание в Твери, получил за это ярлык на великое княжение и право собирать дань со всех русских земель в пользу Орды. |
Браслет. XII - XIII в. Русь Серебро, ковка, гравировка, чернение, пайка
Браслеты наручи с изображением птиц и животных отличаются разнообразием гравированных рисунков.Орнаменты и чернение делают их, несмотря на массивность, одним из самых привлекательных украшений домонгольского времени. | |
Браслет. XII - XIII в. Русь Серебро, ковка, гравировка, чернение, пайка
Браслеты наручи с изображением птиц и животных отличаются разнообразием гравированных рисунков.Орнаменты и чернение делают их, несмотря на массивность, одним из самых привлекательных украшений домонгольского времени. |
Медальон с изображением архангела
Русь XII - первая треть XIII в., Серебро, ковка, гравировка, чернение, золочение, выколотка, пайка.d – 6,5 | |
Медальон с изображением архангела
Русь XII - первая треть XIII в., Серебро, ковка, гравировка, чернение, золочение, выколотка, пайка.d – 6,5 |
Колт- шестилучевой
По тому же принципу, что и височные кольца, носили колты – одни из самых красивых и необычных женских украшений, модных в XII веке. Это полые подвески в виде шестилучевых звезд. Количество крошечных шариков (зерни), достигает 5 – 6 тысяч штук. Каждое серебряное зернышко обвито колечком, едва видимым невооруженным глазом.
Колты - одно из самых красивых и необычных женских украшений, бывших в моде в далеком XII веке. Это парное украшение, которое носили, подвешивая у висков к головному убору. В кладе - шесть пар колтов. Они полые - в виде шестилучевых звезд, лучи, завершенные крупными полыми шариками, крепились к центральному барабану, как и лунница - держатель с дужкой для подвешивания изделия к головному убору. | |
Колт- шестилучевой
По тому же принципу, что и височные кольца, носили колты – одни из самых красивых и необычных женских украшений, модных в XII веке. Это полые подвески в виде шестилучевых звезд. Количество крошечных шариков (зерни), достигает 5 – 6 тысяч штук. Каждое серебряное зернышко обвито колечком, едва видимым невооруженным глазом.
Колты - одно из самых красивых и необычных женских украшений, бывших в моде в далеком XII веке. Это парное украшение, которое носили, подвешивая у висков к головному убору. В кладе - шесть пар колтов. Они полые - в виде шестилучевых звезд, лучи, завершенные крупными полыми шариками, крепились к центральному барабану, как и лунница - держатель с дужкой для подвешивания изделия к головному убору. |
Кольцо височное серебряное трехбусинное, XI - первая треть XIII в., Серебро, ковка, пайка, скань, зернь, Русь
Одним из самых распространенных украшений головного убора знатной русской женщины в домонгольское время были височные кольца.Эти кольца с бусинами подвешивались с двух сторон на головной убор. | |
Кольцо височное серебряное трехбусинное, XI - первая треть XIII в., Серебро, ковка, пайка, скань, зернь, Русь
Одним из самых распространенных украшений головного убора знатной русской женщины в домонгольское время были височные кольца.Эти кольца с бусинами подвешивались с двух сторон на головной убор. |
Меч, XI в., Сталь, железо, ковка, насечка, резьба
При раскопках древнерусских городов очень редко встречаются мечи. Это дорогостоящее оружие высоко ценилось владельцами. При необходимости его ремонтировали, но ни в коем случае не выбрасывали. | |
Меч, XI в., Сталь, железо, ковка, насечка, резьба
При раскопках древнерусских городов очень редко встречаются мечи. Это дорогостоящее оружие высоко ценилось владельцами. При необходимости его ремонтировали, но ни в коем случае не выбрасывали. |
Монета - серебрянник Святополка Окаянного.
Киев Великий князь Святополк Окаянный (1015-1018) Серебро, чеканка
Монета относится к памятникам нумизматики, поступившим в Оружейную палату в 1882 году по решению императора Александра III. | |
Монета - серебрянник Святополка Окаянного.
Киев Великий князь Святополк Окаянный (1015-1018) Серебро, чеканка
Монета относится к памятникам нумизматики, поступившим в Оружейную палату в 1882 году по решению императора Александра III. |
Женский головной убор XII с дужками-аграфами и колтами. Русь XII-XIII вв. Большой кремлевскийо клад 1988 г.
Головной убор знатной москвички с аграфами и подвесными шестилучевыми зернеными колтами.
В кремлевский клад входят две связки по 8 аграфов.
Аграфы представляют собой конструкцию из скрепленных серебряной проволочкой слегка согнутых дужек с тремя бусинами.
До сих пор не решена однозначно проблема назначения и размещения данного украшения в древнерусском костюме, но многие исследователи склоняются к тому, что подобные изделия служили украшением очелья головного убора. | |
Женский головной убор XII с дужками-аграфами и колтами. Русь XII-XIII вв. Большой кремлевскийо клад 1988 г.
Головной убор знатной москвички с аграфами и подвесными шестилучевыми зернеными колтами.
В кремлевский клад входят две связки по 8 аграфов.
Аграфы представляют собой конструкцию из скрепленных серебряной проволочкой слегка согнутых дужек с тремя бусинами.
До сих пор не решена однозначно проблема назначения и размещения данного украшения в древнерусском костюме, но многие исследователи склоняются к тому, что подобные изделия служили украшением очелья головного убора. |
Потир, 1329, Россия, Новгород, Серебро, яшма, камни, стекла, резьба, золочение, чеканка, скань
Хранится немало уникальных вещей, сделанных талантливыми художниками Великого Новгорода. Одним из ранних предметов собрания является потир, выполненный, для новгородского архиепископа Моисея, о чем свидетельствует резная надпись, выполненная по венцу чаши. Мастер искусно сочетает красную яшму с резьбой и сканью. | |
Потир, 1329, Россия, Новгород, Серебро, яшма, камни, стекла, резьба, золочение, чеканка, скань
Хранится немало уникальных вещей, сделанных талантливыми художниками Великого Новгорода. Одним из ранних предметов собрания является потир, выполненный, для новгородского архиепископа Моисея, о чем свидетельствует резная надпись, выполненная по венцу чаши. Мастер искусно сочетает красную яшму с резьбой и сканью. |
Перстень
Русь, XII-XIII вв. Серебро Ковка, гравировка, золочение, пайка Диаметр: 2,4 см. Входит в казну князя Владимира | |
Перстень
Русь, XII-XIII вв. Серебро Ковка, гравировка, золочение, пайка Диаметр: 2,4 см. Входит в казну князя Владимира |
Клад серебряных золотоордынских монет.
Клад был обнаружен в 1939 году у Спасской башни Кремля, относится к очень редким для русских городов находкам. В период XIV-XV столетий монеты грозного восточного соседа Руси - Золотой Орды, практически не встречаются севернее Рязани ни в кладах, ни в жилом слое городских центров | |
Клад серебряных золотоордынских монет.
Клад был обнаружен в 1939 году у Спасской башни Кремля, относится к очень редким для русских городов находкам. В период XIV-XV столетий монеты грозного восточного соседа Руси - Золотой Орды, практически не встречаются севернее Рязани ни в кладах, ни в жилом слое городских центров |
Большой кремлевский клад серебряных украшений XII - начала XIII века.
По мнению специалистов, входит в десятку самых крупных и интересных комплексов, когда-либо находимых в древнерусских городах. Кремлевский клад - очень интересный и разнообразный по составу вещей. В его основе - изделия древнерусских ювелиров, но среди них находятся также интересные и очень дорогие в то время, вещи скандинавской, восточной работы. Эти находки позволяют расценить клад как княжеское имущество (княжескую казну), свидетельствуют о том, что Москва уже в начальный период своего существования была в центре политических событий и играла заметную роль в транзитной торговле. | |
Большой кремлевский клад серебряных украшений XII - начала XIII века.
По мнению специалистов, входит в десятку самых крупных и интересных комплексов, когда-либо находимых в древнерусских городах. Кремлевский клад - очень интересный и разнообразный по составу вещей. В его основе - изделия древнерусских ювелиров, но среди них находятся также интересные и очень дорогие в то время, вещи скандинавской, восточной работы. Эти находки позволяют расценить клад как княжеское имущество (княжескую казну), свидетельствуют о том, что Москва уже в начальный период своего существования была в центре политических событий и играла заметную роль в транзитной торговле. |
Реконструкция женского головного убора с украшениями из Большого кремлевского клада 1988г.
Большой кремлевский клад серебряных украшений XII – XIII вв. по мнению специалистов входит в десятку самых крупных и интересных комплексов, когда-либо находимых в древнерусских городах.. Основу его составляют украшения домонгольского времени, выполненные с использованием сложнейших ювелирных приемов: скани и зерни. | |
Реконструкция женского головного убора с украшениями из Большого кремлевского клада 1988г.
Большой кремлевский клад серебряных украшений XII – XIII вв. по мнению специалистов входит в десятку самых крупных и интересных комплексов, когда-либо находимых в древнерусских городах.. Основу его составляют украшения домонгольского времени, выполненные с использованием сложнейших ювелирных приемов: скани и зерни. |
Подклет Благовещенского собора
XIV в.Из такого же известняка построили при Дмитрии Донском первыйй белокаменный Кремль. | |
Подклет Благовещенского собора
XIV в.Из такого же известняка построили при Дмитрии Донском первыйй белокаменный Кремль. |
Полтины - денежные - слитки серебра Русь, XIV век
Такие слитки серебра служили не только средством денежного обращения, но и сырьем для изготовления ювелирных украшений, для чего от слитка отрубали необходимое количество драгоценного металла Их вес около 100 г, т.е. составляют половину рубля или гривны. | |
Полтины - денежные - слитки серебра Русь, XIV век
Такие слитки серебра служили не только средством денежного обращения, но и сырьем для изготовления ювелирных украшений, для чего от слитка отрубали необходимое количество драгоценного металла Их вес около 100 г, т.е. составляют половину рубля или гривны. |
Потир
Древняя Русь Начало XII в.
Серебро, чеканка, резьба, золочение.
По легенде, серебряный золоченый потир был выполнен в XII веке по заказу владимиро-суздальского князя Юрия Долгорукова для его вклада в Спасский собор Переславля-Залесского. Подтверждением тому служило изображение на чаше потира святого Георгия – небесного патрона заказчика. А поскольку с именем Юрия Долгорукова связано первое летописное упоминание о Москве - будущей столицы России, - потир воспринимался как особо ценная историческая реликвия.
Современное изучение потира сделало более вероятной версию о том, что он был выполнен в начале XIII века по заказу внука Юрия Долгорукого - великого князя Юрия Всеволодовича, погибшего в битве с татаро-монголами на реке Сити в 1238 году, для вклада в основанный его дедом собор.
Памятник отличает благородство и соразмерность формы, а также величавая простота резных изображений в золоченых кругах | |
Потир
Древняя Русь Начало XII в.
Серебро, чеканка, резьба, золочение.
По легенде, серебряный золоченый потир был выполнен в XII веке по заказу владимиро-суздальского князя Юрия Долгорукова для его вклада в Спасский собор Переславля-Залесского. Подтверждением тому служило изображение на чаше потира святого Георгия – небесного патрона заказчика. А поскольку с именем Юрия Долгорукова связано первое летописное упоминание о Москве - будущей столицы России, - потир воспринимался как особо ценная историческая реликвия.
Современное изучение потира сделало более вероятной версию о том, что он был выполнен в начале XIII века по заказу внука Юрия Долгорукого - великого князя Юрия Всеволодовича, погибшего в битве с татаро-монголами на реке Сити в 1238 году, для вклада в основанный его дедом собор.
Памятник отличает благородство и соразмерность формы, а также величавая простота резных изображений в золоченых кругах |
Икона "Богоматерь Владимирская" (The Vladimir Mother of God)
Конец XIV - начало XV в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 102 см
ширина: 68 см
Чудотворная икона "Владимирской Богоматери" после революции была передана в Государственную Третьяковскую галерею. В Успенском соборе хранятся два более поздних списка с нее. Они написаны вскоре после поновлений оригинала и, воспроизводят основные его черты, отражают иное мировоззрение и иные этапы развития древнерусской живописи. Более ранняя икона создана в первой трети XV в. современником Андрея Рублева. | |
Икона "Богоматерь Владимирская" (The Vladimir Mother of God)
Конец XIV - начало XV в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 102 см
ширина: 68 см
Чудотворная икона "Владимирской Богоматери" после революции была передана в Государственную Третьяковскую галерею. В Успенском соборе хранятся два более поздних списка с нее. Они написаны вскоре после поновлений оригинала и, воспроизводят основные его черты, отражают иное мировоззрение и иные этапы развития древнерусской живописи. Более ранняя икона создана в первой трети XV в. современником Андрея Рублева. |
Икона. "Владимирская Богоматерь" в окладе
Серебро, камни драгоценные, камни, жемчуг, дерево, слюда, паволока, левкас, чеканка, резьба, скань, эмаль, канфарение, золочение, темпера яичная. | |
Икона. "Владимирская Богоматерь" в окладе
Серебро, камни драгоценные, камни, жемчуг, дерево, слюда, паволока, левкас, чеканка, резьба, скань, эмаль, канфарение, золочение, темпера яичная. |
Чаша. Древняя Русь Чернигов, XII в.Серебро; ковка, резьба
Высота 9,8, диаметр 34.
Принадлежала князю Владимиру Давыдовичу Черниговскому. Интересным образцом бытовой кованой посуды XII в. является большая серебряная чаша черниговского князя Владимира Давыдовича. Она проста по форме, единственное ее украшение – резная надпись по венцу. Русские мастера издревле использовали надписи как орнамент. Располагая их в полосах, кругах или клеймах. Большой размер этой чаши и надпись указывают, что из нее пили вкруговую | |
Чаша. Древняя Русь Чернигов, XII в.Серебро; ковка, резьба
Высота 9,8, диаметр 34.
Принадлежала князю Владимиру Давыдовичу Черниговскому. Интересным образцом бытовой кованой посуды XII в. является большая серебряная чаша черниговского князя Владимира Давыдовича. Она проста по форме, единственное ее украшение – резная надпись по венцу. Русские мастера издревле использовали надписи как орнамент. Располагая их в полосах, кругах или клеймах. Большой размер этой чаши и надпись указывают, что из нее пили вкруговую |
Рязанский клад. Древняя Русь. Рязань, XII в.
Золото, драгоценные камни, жемчуг; перегородчатая эмаль, скань, зернь.
Диаметр блях от 7,5 до 12,5.
Первым русским городом, ставшим в 1237 году на пути орд монгольского хана Батыя, была Рязань - столица одноименного княжества. Во время героической обороны город был полностью уничтожен, а его жители погибли или уведены в плен. В 1822 году на месте Старой Рязани был найден клад драгоценностей рубежа XII - XIII века, подобных которому больше не находили ни в одном городе Древней Руси. По месту находки он получил название «Рязанский клад». В его составе: золотые бармы, браслет, колты и перстни. Их отличает богатство материала, обилие драгоценных камней и великолепие золотого кружева скани. Изображения святых выполнены в технике перегородчатой эмали - вершины ювелирного искусства домонгольской Руси.До последнего времени считалось, что бармы – это оплечные украшения, знак княжеского достоинства, а колты – подвески к парадному головному убору. Однако, возможно, что эти роскошные, массивные ювелирные украшения могли быть и частью убранства особо почитаемой иконы. | |
Рязанский клад. Древняя Русь. Рязань, XII в.
Золото, драгоценные камни, жемчуг; перегородчатая эмаль, скань, зернь.
Диаметр блях от 7,5 до 12,5.
Первым русским городом, ставшим в 1237 году на пути орд монгольского хана Батыя, была Рязань - столица одноименного княжества. Во время героической обороны город был полностью уничтожен, а его жители погибли или уведены в плен. В 1822 году на месте Старой Рязани был найден клад драгоценностей рубежа XII - XIII века, подобных которому больше не находили ни в одном городе Древней Руси. По месту находки он получил название «Рязанский клад». В его составе: золотые бармы, браслет, колты и перстни. Их отличает богатство материала, обилие драгоценных камней и великолепие золотого кружева скани. Изображения святых выполнены в технике перегородчатой эмали - вершины ювелирного искусства домонгольской Руси.До последнего времени считалось, что бармы – это оплечные украшения, знак княжеского достоинства, а колты – подвески к парадному головному убору. Однако, возможно, что эти роскошные, массивные ювелирные украшения могли быть и частью убранства особо почитаемой иконы. |
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская" Москва, I-я треть XV в.
1410-1431
Место изготовления: Византия
Материал: золото, серебро
Техника: чеканка, скань
Размеры: Длина: 100,5 см
ширина: 70 см
Золото - 3050,00 г 958°
Серебро - 50,00 г 916°
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - золото, скань
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская" золотой, украшенный сканью и чеканкой, был заказан митрополитом Фотием по случаю его поставления московским митрополитом в 1410 году .
На полях оклада среди сканного орнамента расположены изображения двенадцати праздников, чеканенные в низком рельефе на тонких злотых пластинках, прямоугольных с пятичастными завершениями. Вверху - "Благовещение", "Рождество", "Сретение", "Крещение", слева - "Успение", "Вознесение", справа - "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", внизу - "Распятие", "Сошествие Святого Духа", "Преображение" и "Воскресение". Орнамент выложен из ленточек сплющенной скани, припаянных на ребро. В орнамент спирально загнутых веточек включены в кругах и ромбах кресты, цветки, плетения. Около чеканных изображений - цепочка из сердцевидных лепестков и полосы плетения. В нижней части оклада - монограмма митрополита Фотия. | |
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская" Москва, I-я треть XV в.
1410-1431
Место изготовления: Византия
Материал: золото, серебро
Техника: чеканка, скань
Размеры: Длина: 100,5 см
ширина: 70 см
Золото - 3050,00 г 958°
Серебро - 50,00 г 916°
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - золото, скань
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская" золотой, украшенный сканью и чеканкой, был заказан митрополитом Фотием по случаю его поставления московским митрополитом в 1410 году .
На полях оклада среди сканного орнамента расположены изображения двенадцати праздников, чеканенные в низком рельефе на тонких злотых пластинках, прямоугольных с пятичастными завершениями. Вверху - "Благовещение", "Рождество", "Сретение", "Крещение", слева - "Успение", "Вознесение", справа - "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", внизу - "Распятие", "Сошествие Святого Духа", "Преображение" и "Воскресение". Орнамент выложен из ленточек сплющенной скани, припаянных на ребро. В орнамент спирально загнутых веточек включены в кругах и ромбах кресты, цветки, плетения. Около чеканных изображений - цепочка из сердцевидных лепестков и полосы плетения. В нижней части оклада - монограмма митрополита Фотия. |
Роспись северо-западного столба Архангельского собора.
XVII век.
Князь Даниил Александрович
Изображение на северо - западном столпе Архангельского собора. Фреска, XVII в
Младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского. Родился в 1261 году. В два года получил по завещанию отца в удел город Москву. Начинает упоминаться в летописях лишь с 1283 года.. Как следует из летописных сообщений за последующие 20 лет своей жизни основатель династии московских князей активно участвовал в составе разных коалиций в борьбе за политическое главенство в Северо-Восточной Руси , в частности за ярлык (верительную грамоту) на великое княжение Владимирское. Этот ярлык выдавал хан Золотой Орды, зависимость от которого были вынуждены признавать русские князья. Основным соперником Москвы было сильное Тверское княжество. Даниил Александрович умер 5 марта 1303 года в возрасте 40 лет «на Москве, в своей вотчине, в чернецах и схиме».В 1318 году сын князя Даниила Юрий первым из московских князей получил ярлык на Младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского. Родился в 1261 году. В два года получил по завещанию отца в удел город Москву. Начинает упоминаться в летописях лишь с 1283 года.. Как следует из летописных сообщений за последующие 20 лет своей жизни основатель династии московских князей активно участвовал в составе разных коалиций в борьбе за политическое главенство в Северо-Восточной Руси , в частности за ярлык (верительную грамоту) на великое княжение Владимирское. Этот ярлык выдавал хан Золотой Орды, зависимость от которого были вынуждены признавать русские князья. Основным соперником Москвы было сильное Тверское княжество. Даниил Александрович умер 5 марта 1303 года в возрасте 40 лет «на Москве, в своей вотчине, в чернецах и схиме». В 1318 году сын князя Даниила Юрий первым из московских князей получил ярлык на великое княжение. | |
Роспись северо-западного столба Архангельского собора.
XVII век.
Князь Даниил Александрович
Изображение на северо - западном столпе Архангельского собора. Фреска, XVII в
Младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского. Родился в 1261 году. В два года получил по завещанию отца в удел город Москву. Начинает упоминаться в летописях лишь с 1283 года.. Как следует из летописных сообщений за последующие 20 лет своей жизни основатель династии московских князей активно участвовал в составе разных коалиций в борьбе за политическое главенство в Северо-Восточной Руси , в частности за ярлык (верительную грамоту) на великое княжение Владимирское. Этот ярлык выдавал хан Золотой Орды, зависимость от которого были вынуждены признавать русские князья. Основным соперником Москвы было сильное Тверское княжество. Даниил Александрович умер 5 марта 1303 года в возрасте 40 лет «на Москве, в своей вотчине, в чернецах и схиме».В 1318 году сын князя Даниила Юрий первым из московских князей получил ярлык на Младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского. Родился в 1261 году. В два года получил по завещанию отца в удел город Москву. Начинает упоминаться в летописях лишь с 1283 года.. Как следует из летописных сообщений за последующие 20 лет своей жизни основатель династии московских князей активно участвовал в составе разных коалиций в борьбе за политическое главенство в Северо-Восточной Руси , в частности за ярлык (верительную грамоту) на великое княжение Владимирское. Этот ярлык выдавал хан Золотой Орды, зависимость от которого были вынуждены признавать русские князья. Основным соперником Москвы было сильное Тверское княжество. Даниил Александрович умер 5 марта 1303 года в возрасте 40 лет «на Москве, в своей вотчине, в чернецах и схиме». В 1318 году сын князя Даниила Юрий первым из московских князей получил ярлык на великое княжение. |
Игрушки
Из глины делали и детские игрушки. глиняные игрушки. В древности, как и сегодня, дети любили свистульки и погремушки, игрушечное оружие, фигурки домашних и диких животных. Невозможно перечислить все виды изделий средневековых московских гончаров. | |
Игрушки
Из глины делали и детские игрушки. глиняные игрушки. В древности, как и сегодня, дети любили свистульки и погремушки, игрушечное оружие, фигурки домашних и диких животных. Невозможно перечислить все виды изделий средневековых московских гончаров. |
Горшок. Москва. XII-XIII вв.
Чаще всего при исследованиях территории Московского Кремля, как и других древних поселений, находят остатки битой глиняной посуды – горшков, мисок, кувшинов. Людям нужны были сосуды для приготовления и употребления пищи. Даже по небольшим черепкам можно четко разделить посуду на кухонную и столовую, то есть, ту в которой готовили пищу, и ту, из которой ели. | |
Горшок. Москва. XII-XIII вв.
Чаще всего при исследованиях территории Московского Кремля, как и других древних поселений, находят остатки битой глиняной посуды – горшков, мисок, кувшинов. Людям нужны были сосуды для приготовления и употребления пищи. Даже по небольшим черепкам можно четко разделить посуду на кухонную и столовую, то есть, ту в которой готовили пищу, и ту, из которой ели. |
Наконечники стрел
Значительную часть среди изделий кузнечного ремесла составляют предметы воинского снаряжения. Это совсем не удивительно для такой крепости, как Московский Кремль. На протяжении всей своей истории Кремлю неоднократно приходилось служить убежищем для москвичей, быть защитой от врагов. | |
Наконечники стрел
Значительную часть среди изделий кузнечного ремесла составляют предметы воинского снаряжения. Это совсем не удивительно для такой крепости, как Московский Кремль. На протяжении всей своей истории Кремлю неоднократно приходилось служить убежищем для москвичей, быть защитой от врагов. |
Рясны.
К редким головным украшениям домонгольского времени на Руси относятся рясны.
Они представляют собой навершие-конус с бусинами на длинных цепочах. Конус имеет кольцо для крепления к головному убору, украшен зернью и сканой проволокой. Рясны из Кремлевского клада 1988 г. Поражают тщательностью работы. | |
Рясны.
К редким головным украшениям домонгольского времени на Руси относятся рясны.
Они представляют собой навершие-конус с бусинами на длинных цепочах. Конус имеет кольцо для крепления к головному убору, украшен зернью и сканой проволокой. Рясны из Кремлевского клада 1988 г. Поражают тщательностью работы. |
Икона "Митрополит Петр в житии" с венцом (фрагмент)
Автор: Дионисий (?) (- живопись), Автор: Мишуков Ф.Я. (- венец)
Живопись: конец XV-начало XVI вв.;
венец: 1915 г.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, серебро, паволока, левкас
Техника: темпера яичная, басма
Размеры: Высота: 197 см
ширина: 151 см
Серебро - 50,00 г 875°
Клеймо «Закладка соборной церкви в Москве»
В 1325 году митрополит Петр заложил в Москве первое каменное здание Успенского собора.. В 1326 г. Петр скончался и был погребен в еще недостроенном Успенском соборе. Его преемник митрополит Феогност перенес кафедру в Москву, что значительно укрепило политические позиции московских князей. | |
Икона "Митрополит Петр в житии" с венцом (фрагмент)
Автор: Дионисий (?) (- живопись), Автор: Мишуков Ф.Я. (- венец)
Живопись: конец XV-начало XVI вв.;
венец: 1915 г.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, серебро, паволока, левкас
Техника: темпера яичная, басма
Размеры: Высота: 197 см
ширина: 151 см
Серебро - 50,00 г 875°
Клеймо «Закладка соборной церкви в Москве»
В 1325 году митрополит Петр заложил в Москве первое каменное здание Успенского собора.. В 1326 г. Петр скончался и был погребен в еще недостроенном Успенском соборе. Его преемник митрополит Феогност перенес кафедру в Москву, что значительно укрепило политические позиции московских князей. |
Чертеж "Схематический план Московского Кремля в 1156-1339 гг."
Архитектор: Хамцов А.И.
1960 г.
Место изготовления: СССР
Материал: картон, бумага
Техника: акварель, темпера, белила, тушь
Размеры: Размер чертежа: 94,2 х 72,8 см
В правление князя Ивана Калиты велись активные фортификационные работы. Пожары 1331 и 1337 годов уничтожили изрядно обветшавшую деревянную стену Кремля. На рубеже 1339 и 1340 годов в течение пяти месяцев были возведены новые стены из дубовых бревен. В плане Кремль-град имел конфигурацию треугольника. Его территория значительно расширилась, и он стал почти в два раза больше прежнего. Внутри новой крепости оказалась и большая часть торгово-ремесленного посада. Именно в это время в летописях появляется и само слов «кремль» или «кремник». Схематический план составлен по летописным и историческим источникам и представляет возможную планировку Московского Кремля в 1156-1339 гг. На плане обозначены деревянные стены, княжеский и митрополичий дворы, церкви Успения, Иоанна Лествичника, Благовщения, Михаила Архангела, Спаса на Бору. Согласно тверской летописи XV в., в 1156 г. по повелению Юрия Долгорукова на Боровицком холме были выстроены первые деревянные стены Кремля. Перестроены они были в 1339-1340 г. князем Иваном Калитой. На чертеже Хамцова представлена историческая реконструкция деревянных стен Кремля, до постройки дубовой крепости в середине XIV в. Красной пунктирной линией на чертеже обозначены границы существующего Кремля. | |
Чертеж "Схематический план Московского Кремля в 1156-1339 гг."
Архитектор: Хамцов А.И.
1960 г.
Место изготовления: СССР
Материал: картон, бумага
Техника: акварель, темпера, белила, тушь
Размеры: Размер чертежа: 94,2 х 72,8 см
В правление князя Ивана Калиты велись активные фортификационные работы. Пожары 1331 и 1337 годов уничтожили изрядно обветшавшую деревянную стену Кремля. На рубеже 1339 и 1340 годов в течение пяти месяцев были возведены новые стены из дубовых бревен. В плане Кремль-град имел конфигурацию треугольника. Его территория значительно расширилась, и он стал почти в два раза больше прежнего. Внутри новой крепости оказалась и большая часть торгово-ремесленного посада. Именно в это время в летописях появляется и само слов «кремль» или «кремник». Схематический план составлен по летописным и историческим источникам и представляет возможную планировку Московского Кремля в 1156-1339 гг. На плане обозначены деревянные стены, княжеский и митрополичий дворы, церкви Успения, Иоанна Лествичника, Благовщения, Михаила Архангела, Спаса на Бору. Согласно тверской летописи XV в., в 1156 г. по повелению Юрия Долгорукова на Боровицком холме были выстроены первые деревянные стены Кремля. Перестроены они были в 1339-1340 г. князем Иваном Калитой. На чертеже Хамцова представлена историческая реконструкция деревянных стен Кремля, до постройки дубовой крепости в середине XIV в. Красной пунктирной линией на чертеже обозначены границы существующего Кремля. |
Реконструкция Успенского собора 1326 г.
Этот собор стал символом возвышения Москвы, которая подобно Владимиру воздвигла Успенскую церковь, но пока скромнее громадного владимирского Успенского собора. | |
Реконструкция Успенского собора 1326 г.
Этот собор стал символом возвышения Москвы, которая подобно Владимиру воздвигла Успенскую церковь, но пока скромнее громадного владимирского Успенского собора. |
Реконструкция церкви святого Иоанна Лествичника 1329 г.
Храм Иоанна Лествичника стал памятником победы над Тверью, давним соперником Москвы. | |
Реконструкция церкви святого Иоанна Лествичника 1329 г.
Храм Иоанна Лествичника стал памятником победы над Тверью, давним соперником Москвы. |
Реконструкция собора Спаса на Бору
1330 г.
По преданию, при князе Данииле Александровиче на Кремлевском холме рос дремучий лес – бор. В его чаще стояла хижина пустынника Вукола, на месте которой князь поставил деревянную церковь Спаса Преображения, или Спаса на Бору. Иван Калита в 1330 году заменил ее каменной, а при ней образовался монастырь. При монастырском храме хоронили князей и княгинь. В Спасском монастыре принял перед смертью постриг Иван Калита. | |
Реконструкция собора Спаса на Бору
1330 г.
По преданию, при князе Данииле Александровиче на Кремлевском холме рос дремучий лес – бор. В его чаще стояла хижина пустынника Вукола, на месте которой князь поставил деревянную церковь Спаса Преображения, или Спаса на Бору. Иван Калита в 1330 году заменил ее каменной, а при ней образовался монастырь. При монастырском храме хоронили князей и княгинь. В Спасском монастыре принял перед смертью постриг Иван Калита. |
Собор Спаса Преображения на Бору
1330 г.
Фотография.
Спасский монастырь существовал в Кремле до конца XV века, когда он стал помехой в осуществлении градостроительных замыслов. Собор Спаса на Бору стал придворным храмом; в XVI веке его дважды перестраивали, но после появления говых соборов и дворцовых церквей почти перестали посещать. В XVII веке в тесном, вросшем в землю храме служили раннюю службу для дворцовой прислуги. К тому времени собор был сильно обстроен, в нем значилось 11 приделов. В XVIII веке древний собор постепенно превратился в руину. Архитектору М.Ф.Казакову пришлось разобрать его и сложить заново. При строительстве Кремлевского дворца в 1830-1840-е годы храм Спаса на Бору, вписавшийся во внутренний двор, решили реставрировать. Древнейший памятник нашей культуры был воссоздан.Его шестисотлетняя история оборвалась в конце 20-х годов XX века. Храм был снесен | |
Собор Спаса Преображения на Бору
1330 г.
Фотография.
Спасский монастырь существовал в Кремле до конца XV века, когда он стал помехой в осуществлении градостроительных замыслов. Собор Спаса на Бору стал придворным храмом; в XVI веке его дважды перестраивали, но после появления говых соборов и дворцовых церквей почти перестали посещать. В XVII веке в тесном, вросшем в землю храме служили раннюю службу для дворцовой прислуги. К тому времени собор был сильно обстроен, в нем значилось 11 приделов. В XVIII веке древний собор постепенно превратился в руину. Архитектору М.Ф.Казакову пришлось разобрать его и сложить заново. При строительстве Кремлевского дворца в 1830-1840-е годы храм Спаса на Бору, вписавшийся во внутренний двор, решили реставрировать. Древнейший памятник нашей культуры был воссоздан.Его шестисотлетняя история оборвалась в конце 20-х годов XX века. Храм был снесен |
Гравюра цветная
Название: "Вид на церковь Спаса на Бору и Теремной дворец в Кремле"
Художник и гравер: Дамам-Демартре М.Ф.
Начало XIXв.
Место изготовления: Россия
Материал: бумага
Техника: гравюра цветная (акватинта)
Размеры: Размер листа: 48,2 х 64,6 см | |
Гравюра цветная
Название: "Вид на церковь Спаса на Бору и Теремной дворец в Кремле"
Художник и гравер: Дамам-Демартре М.Ф.
Начало XIXв.
Место изготовления: Россия
Материал: бумага
Техника: гравюра цветная (акватинта)
Размеры: Размер листа: 48,2 х 64,6 см |
Икона "Спас Ярое Око" (The Saviour's Furious Eye)
XIV в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 100 см
ширина: 77 см
Икона написана, как показывают исследования, русским художником учеником греческого мастера. Христос представлен здесь неистовы аскетом. Такое впечатление формируют различные изобразительные средства: темная гамма красок, асимметрия силуэта, резко прорисованные складки на лбу и шее. Плотно сжатые губы маленького рта, напряженные крылья носа, пронизывающие зрачки карих глаз, словно выхваченная из темноты светом верхняя часть лица и скрытая тенью – нижняя. | |
Икона "Спас Ярое Око" (The Saviour's Furious Eye)
XIV в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 100 см
ширина: 77 см
Икона написана, как показывают исследования, русским художником учеником греческого мастера. Христос представлен здесь неистовы аскетом. Такое впечатление формируют различные изобразительные средства: темная гамма красок, асимметрия силуэта, резко прорисованные складки на лбу и шее. Плотно сжатые губы маленького рта, напряженные крылья носа, пронизывающие зрачки карих глаз, словно выхваченная из темноты светом верхняя часть лица и скрытая тенью – нижняя. |
Икона «Троица»
Большая часть живописи середины XIV века находится под красочным слоем 1700 г. Поздний вариант «Троицы» был написан бесспорно одаренным живописцем XVII в. Тихоном Филатьевым. Поэтому реставраторы не стали полностью освобождать икону от записи, а расчистили лишь лики правого ангела и Сарры. Раскрытые лики написаны удивительно мягко. У них утонченные черты лица, большие глаза. Они одухотворены, безмятежны и прекрасны. Живопись эта сравнима с образцами киевского искусства и предвещает приближение эпохи Андрея Рублева. | |
Икона «Троица»
Большая часть живописи середины XIV века находится под красочным слоем 1700 г. Поздний вариант «Троицы» был написан бесспорно одаренным живописцем XVII в. Тихоном Филатьевым. Поэтому реставраторы не стали полностью освобождать икону от записи, а расчистили лишь лики правого ангела и Сарры. Раскрытые лики написаны удивительно мягко. У них утонченные черты лица, большие глаза. Они одухотворены, безмятежны и прекрасны. Живопись эта сравнима с образцами киевского искусства и предвещает приближение эпохи Андрея Рублева. |
Икона Название: "Явление архангела Михаила Иисусу Навину"
XIIIв.
Место изготовления: Россия, Северо-Восточная Русь
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 50 см
ширина: 35,8 см
толщина: 2,4 см
| |
Икона Название: "Явление архангела Михаила Иисусу Навину"
XIIIв.
Место изготовления: Россия, Северо-Восточная Русь
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 50 см
ширина: 35,8 см
толщина: 2,4 см
| |
|
|
| |