|
|
|
Провозглашение империи
30 августа 1721 года в городе Ништадте в Финляндии был заключен долгожданный мир со Швецией, завершивший длившуюся 21 год Северную войну. Россия получила значительные территориальные приобретения в Прибалтике, но самое главное был получен столь необходимый России выход к морю, позволивший развивать торговлю с европейскими странами.
В новой столице России Санкт-Петербурге были устроены грандиозные празднества по случаю одержанной победы. Торжества продолжались целый месяц. По их окончании по решению Сената Петр был объявлен императором.
В нумизматической коллекции Музеев Кремля представлена монета достоинством в 1 рубль, выпущенная в 1725 году, на которой выбита надпись: «ПЕТР I ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ». О новом титуле Петра напоминает портрет преобразователя России кисти немецкого художника И.-Г.Таннауэра, на котором он изображен закутанным в мантию.
Поскольку Петр I был уже венчан на царство, никаких специальных церемоний, связанных с присвоением ему нового титула, не проводилось. Но через три года после этого события в 1724 году он коронует свою жену Екатерину Алексеевну (будущую императрицу Екатерину I) и возлагает на ее голову новую, специально по этому случаю изготовленную императорскую корону. На хранящемся в нашей коллекции большом парадном блюде сохранилось редкое изображение этой церемонии. Кроме того имеется целый комплекс вещей связанных с первой в России коронацией. Среди этих вещей та самая корона, которой короновалась Екатерина, правда лишенная всех своих украшений (они были еще в XVIII веке перенесены на корону императрицы Анны Иоанновны). Специально для коронации в Берлине по заказу Петра было сшито платье, которое вместе с перчатками, туфлями и чулками составило первый коронационный костюм. После окончания данной церемонии все это по приказу Петра было передано в Оружейную палату и хранится там до сих пор. Во время коронации раздавались золотые и серебряные жетоны, а в память ее были отчеканены специальные медали, которые также представлены в наших фондах.
Желая закрепить императорский титул за своими потомками и получить признание европейских монархов Петр стремится породниться с некоторыми из них. О свадьбе дочери Петра Анны и голштинского принца Карла Фридриха напоминает изготовленная согласно преданию по заказу императора во Франции в 1721 году карета, на которой молодые супруги отправились в свадебное путешествие. В коллекции оружия имеется шпага, на которой выгравированы изображения нескольких королевских персон с надписями наряду с изображением двуглавого орла под западно-европейской короной.
После кончины Петра (на память которой был отчеканен хранящийся у нас жетон) преемницей его становится Екатерина I. В музее хранятся ее личные вещи, портреты, один из которых был выгравирован еще при ее жизни на ковше, пожалованном императрицей атаману донских казаков Нефеду Афанасьеву. Подобный портрет имеется также на кубке, где он помещен наряду с портретами Петра I, Петра II и Анны Иоанновны.
Последние были непосредственными преемниками Екатерины I, причем Петр II был первым мужчиной, короновавшимся императорской короной. Сохранился его коронационный костюм и большая часть его богатого гардероба.
Монета серебряная – рубль («Солнечник»)
1725 г.
Изготовитель: Санкт-Петербургский монетный двор.
Место изготовления: Россия, Санкт-Петербург.
Материал: серебро.
Техника: чеканка.
Размеры: Диаметр: 45,00 мм.
Аверс: Петр I в орнаментированных латах, в мантии с аграфом на плече. Надпись: "ПЕТР I ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ".
Реверс: крестообразная монограмма из 4-х "П" под коронами,в центре креста –солнечный диск, в углах цифра "I". Надпись: МОНЕТА – НОВАЯ – ЦЕНА - РУБЛЬ" и дата "1725". | |
Монета серебряная – рубль («Солнечник»)
1725 г.
Изготовитель: Санкт-Петербургский монетный двор.
Место изготовления: Россия, Санкт-Петербург.
Материал: серебро.
Техника: чеканка.
Размеры: Диаметр: 45,00 мм.
Аверс: Петр I в орнаментированных латах, в мантии с аграфом на плече. Надпись: "ПЕТР I ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ".
Реверс: крестообразная монограмма из 4-х "П" под коронами,в центре креста –солнечный диск, в углах цифра "I". Надпись: МОНЕТА – НОВАЯ – ЦЕНА - РУБЛЬ" и дата "1725". |
Карета четырехместная типа "большая карета"
Франция,
1721.
Дуб, бархат, медь.
Резьба по дереву, позолота по левкасу, живопись маслом.
Длина 550, ширина 210, высота 200.
Принадлежала Анне Петровне, дочери Петра I, и ее супругу, принцу Голштинии Фридриху Карлу. Затем Петру III. Поступила с Московского Колымажного двора в 1834 г.
Карета украшена живописью и золоченой резьбой по дереву в стиле регентства. Карета изготовлена во Франции в начале XVIII века. По мнению одних исследователей она принадлежала голштинскому принцу Карлу Фридриху, прибывшему в 1721 году в Петербург в качестве жениха дочери Петра I Анны Петровны. По другой версии, экипаж является свадебным подарком Петра I своей дочери, которая вместе с мужем уехала на нем в Голштинию. Возможно, в 1742 году в этом экипаже приехал в Россию сын Анны Петровны - будущий император Петр III. Карета привлекает внимание красотой силуэта и совершенством пропорций. У нее есть рессоры, поворотный круг, козлы для кучера, запятки для гайдука и закрепленная внутри кузова подножка. Резной золоченый узор кареты и живописные изображения путти, муз и нимф выполнены в стиле «регентства» - модном направлении французского искусства этого времени.
На боковых стенках кареты - изогнутые резные полосы из переплетающихся резных завитков, листьев аканта и мелких стилизованных листьев. Между полосами на фоне дубовых веток изображены воинские доспехи: шлем и колчан с топориком, - с одной стороны шапка и кистями, сабля - с другой. Дверь кареты так же отделана резьбой. Середину ее украшают волнистые полосы из стилизованных листьев аканта и цветов в виде колокольчика; голова путти, увенчанная венком из многолепестковых цветков; дубовые листья, щит и стрелы. В нижней части дверь разрезается тремя узкими резными планками из мелких листьев аканта и колокольчиков. Боковые и нижняя филенки выполнены в виде двух полос; узкой - из листьев аканта, широкой - из четырехлепестковых цветов, листиков, ромбиков и завитков. Подножка экипажа украшена резными стилизованными колокольчиками и завитками. На передке - военные атрибуты (колчаны со стрелами и сабля) на фоне веток с узкими листьями. Изображения окаймлены зигзагообразной полосой из стилизованных колокольчиков и листьев аканта. В центре полосы - голова путти, увенчанная венком. Задняя стенка кузова не имеет окна, она разделена на две половины. Делящая ее волнистая перекладина оформлена стилизованными колокольчиками, листьями аканта и четырехлепестковыми цветами. В середине этой филенки хорошенькая головка Путти. В верхней части этой стенки из резных многолепестковых узоров, колокольчиков и плетенки создана рамка. Карниз экипажа исполнен в виде крупных стилизованных колокольчиков и плетенки. Наличники дверных и оконных рам отделаны резными колокольчиками, и накладками из листьев аканта и пятилепестковых цветов. Около стекла рама из медных гвоздей. Края кузова завершают многолепестковые цветы, колчаны со стрелами, крупные завитки аканта, украшенные жемчугом и гирляндами из цветов. В центре каждого края, на спуске, мужская голова в шапке из перьев. Нижние углы кареты заканчиваются крупным завитком, украшенным жемчужником, шестилепестковыми цветами в кругах. Убранство кареты дополняет живопись из древнегреческой мифологии. На боковых стенках изображены Эрот в образе красивого юноши с луком и стрелами, амуры с крыльями Эльфа, с трубами и литаврами. Рисунки оконтурены рамкой из вьющихся растений. На дверях написаны, в центре, на фоне вьющихся растений и подвесных гирлянд герб русского государства под короной, маскарон льва и по бокам сидящие на резном постаменте муза истории Клио и Евтерпа - муза лирической поэзии. Постамент украшают литые фигуры оленей. В нижней части двери изображены военные атрибуты и стилизованные листья. На передке кареты возвышается постамент и величественные фигуры муз: Талии, музы комедии и Мельпомены, музы трагедии, изображенной с венком в руках. В верхней части передка изображен герб российского государства, подвесные гирлянды из цветов и летающие амуры. На задней стенке кузова даны два сюжета: вверху написан гористый пейзаж, синее небо, небольшая аллея и сидящие ореады (горные нимфы). Взгляд их обращен к музе трагедии. В нижней половине - Урания, муза астрономии и Мельпомена. Крыша кареты выпуклая, обтянута черной кожей. По краю ее проходит два ряда гвоздей и широкая медная полоса из листьев аканта и многолепестковых цветов. На крыше 8 литых медных ваз с листьями аканта, по 4 - на каждой из боковых сторон. Внутри карета обита итальянским бархатом голубого цвета с растительным узором. Подушка сиденья такого же бархата, обшита узким серебряным галуном. Намет такого же бархата. Подзор отделан золотой бахромой. Экипаж имеет 5 окон и 2 двери с зеркальными стеклами. На окнах занавески голубого штофа с бахромой из пряденого золота. Ручки медные чеканные. Передок кареты украшен золоченой резьбой. На нижней перекладине резные стилизованные колокольчики и плетенка; завершается перекладина с обеих сторон фигурами львов. Козлы поддерживают Эроты с колчанами и стрелами в руках. Под козлы вмонтирована подножка, окрашенная в красный цвет и с наружной стороны, отделанная жемчужником и листьями аканта. В центре ее крупная стилизованная раковина и мужская голова в шапке из перьев. Задок кареты сделан наподобие резной рамки. Верхняя часть рамки украшена двумя женскими фигурами, жемчужником и овальным клеймом, в центре которого написан масляными красками герб русского государства. На нижней перекладине резные аканты, воинские доспехи; в середине - две женские головы, фигуры львов по краям. Верхнюю и нижнюю перекладины соединяют Эроты. Они несут на руках верхнюю часть рамки. Шесть ремней, на которых подвешен кузов, обтянуты красной кожей с белой строчкой. Пряжки на ремнях медные. Дышло, оглобли окрашены в красный цвет дерева. Колеса также покрыты краской и отделаны золоченой плетенкой. Экипаж имеет стальные рессоры, поворотный круг и "лебяжью шейку". Поворотный круг деревянный с золочеными завитками, жемчужником и плетенкой. Рессоры прикрыты медными прорезными пластинками. На передних рессорах они сделаны в виде женской головы и завитков, на задних - наподобие цветков и завитков. | |
Карета четырехместная типа "большая карета"
Франция,
1721.
Дуб, бархат, медь.
Резьба по дереву, позолота по левкасу, живопись маслом.
Длина 550, ширина 210, высота 200.
Принадлежала Анне Петровне, дочери Петра I, и ее супругу, принцу Голштинии Фридриху Карлу. Затем Петру III. Поступила с Московского Колымажного двора в 1834 г.
Карета украшена живописью и золоченой резьбой по дереву в стиле регентства. Карета изготовлена во Франции в начале XVIII века. По мнению одних исследователей она принадлежала голштинскому принцу Карлу Фридриху, прибывшему в 1721 году в Петербург в качестве жениха дочери Петра I Анны Петровны. По другой версии, экипаж является свадебным подарком Петра I своей дочери, которая вместе с мужем уехала на нем в Голштинию. Возможно, в 1742 году в этом экипаже приехал в Россию сын Анны Петровны - будущий император Петр III. Карета привлекает внимание красотой силуэта и совершенством пропорций. У нее есть рессоры, поворотный круг, козлы для кучера, запятки для гайдука и закрепленная внутри кузова подножка. Резной золоченый узор кареты и живописные изображения путти, муз и нимф выполнены в стиле «регентства» - модном направлении французского искусства этого времени.
На боковых стенках кареты - изогнутые резные полосы из переплетающихся резных завитков, листьев аканта и мелких стилизованных листьев. Между полосами на фоне дубовых веток изображены воинские доспехи: шлем и колчан с топориком, - с одной стороны шапка и кистями, сабля - с другой. Дверь кареты так же отделана резьбой. Середину ее украшают волнистые полосы из стилизованных листьев аканта и цветов в виде колокольчика; голова путти, увенчанная венком из многолепестковых цветков; дубовые листья, щит и стрелы. В нижней части дверь разрезается тремя узкими резными планками из мелких листьев аканта и колокольчиков. Боковые и нижняя филенки выполнены в виде двух полос; узкой - из листьев аканта, широкой - из четырехлепестковых цветов, листиков, ромбиков и завитков. Подножка экипажа украшена резными стилизованными колокольчиками и завитками. На передке - военные атрибуты (колчаны со стрелами и сабля) на фоне веток с узкими листьями. Изображения окаймлены зигзагообразной полосой из стилизованных колокольчиков и листьев аканта. В центре полосы - голова путти, увенчанная венком. Задняя стенка кузова не имеет окна, она разделена на две половины. Делящая ее волнистая перекладина оформлена стилизованными колокольчиками, листьями аканта и четырехлепестковыми цветами. В середине этой филенки хорошенькая головка Путти. В верхней части этой стенки из резных многолепестковых узоров, колокольчиков и плетенки создана рамка. Карниз экипажа исполнен в виде крупных стилизованных колокольчиков и плетенки. Наличники дверных и оконных рам отделаны резными колокольчиками, и накладками из листьев аканта и пятилепестковых цветов. Около стекла рама из медных гвоздей. Края кузова завершают многолепестковые цветы, колчаны со стрелами, крупные завитки аканта, украшенные жемчугом и гирляндами из цветов. В центре каждого края, на спуске, мужская голова в шапке из перьев. Нижние углы кареты заканчиваются крупным завитком, украшенным жемчужником, шестилепестковыми цветами в кругах. Убранство кареты дополняет живопись из древнегреческой мифологии. На боковых стенках изображены Эрот в образе красивого юноши с луком и стрелами, амуры с крыльями Эльфа, с трубами и литаврами. Рисунки оконтурены рамкой из вьющихся растений. На дверях написаны, в центре, на фоне вьющихся растений и подвесных гирлянд герб русского государства под короной, маскарон льва и по бокам сидящие на резном постаменте муза истории Клио и Евтерпа - муза лирической поэзии. Постамент украшают литые фигуры оленей. В нижней части двери изображены военные атрибуты и стилизованные листья. На передке кареты возвышается постамент и величественные фигуры муз: Талии, музы комедии и Мельпомены, музы трагедии, изображенной с венком в руках. В верхней части передка изображен герб российского государства, подвесные гирлянды из цветов и летающие амуры. На задней стенке кузова даны два сюжета: вверху написан гористый пейзаж, синее небо, небольшая аллея и сидящие ореады (горные нимфы). Взгляд их обращен к музе трагедии. В нижней половине - Урания, муза астрономии и Мельпомена. Крыша кареты выпуклая, обтянута черной кожей. По краю ее проходит два ряда гвоздей и широкая медная полоса из листьев аканта и многолепестковых цветов. На крыше 8 литых медных ваз с листьями аканта, по 4 - на каждой из боковых сторон. Внутри карета обита итальянским бархатом голубого цвета с растительным узором. Подушка сиденья такого же бархата, обшита узким серебряным галуном. Намет такого же бархата. Подзор отделан золотой бахромой. Экипаж имеет 5 окон и 2 двери с зеркальными стеклами. На окнах занавески голубого штофа с бахромой из пряденого золота. Ручки медные чеканные. Передок кареты украшен золоченой резьбой. На нижней перекладине резные стилизованные колокольчики и плетенка; завершается перекладина с обеих сторон фигурами львов. Козлы поддерживают Эроты с колчанами и стрелами в руках. Под козлы вмонтирована подножка, окрашенная в красный цвет и с наружной стороны, отделанная жемчужником и листьями аканта. В центре ее крупная стилизованная раковина и мужская голова в шапке из перьев. Задок кареты сделан наподобие резной рамки. Верхняя часть рамки украшена двумя женскими фигурами, жемчужником и овальным клеймом, в центре которого написан масляными красками герб русского государства. На нижней перекладине резные аканты, воинские доспехи; в середине - две женские головы, фигуры львов по краям. Верхнюю и нижнюю перекладины соединяют Эроты. Они несут на руках верхнюю часть рамки. Шесть ремней, на которых подвешен кузов, обтянуты красной кожей с белой строчкой. Пряжки на ремнях медные. Дышло, оглобли окрашены в красный цвет дерева. Колеса также покрыты краской и отделаны золоченой плетенкой. Экипаж имеет стальные рессоры, поворотный круг и "лебяжью шейку". Поворотный круг деревянный с золочеными завитками, жемчужником и плетенкой. Рессоры прикрыты медными прорезными пластинками. На передних рессорах они сделаны в виде женской головы и завитков, на задних - наподобие цветков и завитков. |
Портрет императора Петра I (в рост)
XVIII в., 1716 г. (?).
Таннауэр Иоганн Годфрид.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 275,0 см,
ширина: 180,0 см.
В центре на фоне затянутого тучами неба с заревом на горизонте - Петр I в рост в трехчетвертном повороте вправо. Брови, усы и пышные спускающиеся до плеч волосы темнокоричневого цвета. На нем латный доспех, опоясанный золотистым шарфом, пурпурная подбитая горностаем мантия, ниспадающая к ногам крупными складками с его левого плеча. На другом плече - перевязь с драгоценными камнями, из-под которой виднеется голубая орденская лента. Его правая согнутая в локте и отставленная рука сжимает маршальский жезл. У левого бедра - эфес шпаги. На дальнем плане у горизонта - сцены морского и сухопутного сражений.
В нижнем правом углу - фрагмент подписи " ТО (Н)... 1716 ".
Портрет прислан из Санкт-Петербурга в 1835 г. по высочайшему повелению.
На фоне слева изображена высадка десанта в Аландские шхеры; справа морской бой при мысе Гангут 1714 г. | |
Портрет императора Петра I (в рост)
XVIII в., 1716 г. (?).
Таннауэр Иоганн Годфрид.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 275,0 см,
ширина: 180,0 см.
В центре на фоне затянутого тучами неба с заревом на горизонте - Петр I в рост в трехчетвертном повороте вправо. Брови, усы и пышные спускающиеся до плеч волосы темнокоричневого цвета. На нем латный доспех, опоясанный золотистым шарфом, пурпурная подбитая горностаем мантия, ниспадающая к ногам крупными складками с его левого плеча. На другом плече - перевязь с драгоценными камнями, из-под которой виднеется голубая орденская лента. Его правая согнутая в локте и отставленная рука сжимает маршальский жезл. У левого бедра - эфес шпаги. На дальнем плане у горизонта - сцены морского и сухопутного сражений.
В нижнем правом углу - фрагмент подписи " ТО (Н)... 1716 ".
Портрет прислан из Санкт-Петербурга в 1835 г. по высочайшему повелению.
На фоне слева изображена высадка десанта в Аландские шхеры; справа морской бой при мысе Гангут 1714 г. |
Корона императрицы Екатерины I
1724.
Место изготовления: Россия, Петербург.
Материал: серебро.
Техника: литье, резьба, золочение, чеканка.
Размеры: Высота: 22,3 см,
окружность: 65,0 см.
Корона серебряная, позолоченная, с широкой подвижной дугой между двумя ажурными полушариями, укрепленными на широком гладком венце. Полушария ажурные резные, в виде ромбовидной сетки. С восьмилучевыми звездами внутри. Посередине и по краю полушарий, на дуге и по венцу - широкая гладкая полоса со следами от украшений.
Между полушариями и венцом укреплен ободок с резными фигурными чеканными "травками"-зубцами с многочисленными отверстиями от украшений.
На ленте дуги резная надпись: "Ея величества Всепресветлейшая государыня императрица всероссийская Екатерина Алексеевна коронована в Москве въ 7 день маiя по есть в четвертокъ 1724 году". | |
Корона императрицы Екатерины I
1724.
Место изготовления: Россия, Петербург.
Материал: серебро.
Техника: литье, резьба, золочение, чеканка.
Размеры: Высота: 22,3 см,
окружность: 65,0 см.
Корона серебряная, позолоченная, с широкой подвижной дугой между двумя ажурными полушариями, укрепленными на широком гладком венце. Полушария ажурные резные, в виде ромбовидной сетки. С восьмилучевыми звездами внутри. Посередине и по краю полушарий, на дуге и по венцу - широкая гладкая полоса со следами от украшений.
Между полушариями и венцом укреплен ободок с резными фигурными чеканными "травками"-зубцами с многочисленными отверстиями от украшений.
На ленте дуги резная надпись: "Ея величества Всепресветлейшая государыня императрица всероссийская Екатерина Алексеевна коронована в Москве въ 7 день маiя по есть в четвертокъ 1724 году". |
Блюдо «Коронация Екатерины I»
Монограммист: "НФ".
Первая половина XVIII в.,
1724 - 1727 гг. Мастер:
Николай Федоров (?) Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро.
Техника: чеканка, канфарение, золочение.
Размеры: длина: 77,5 см,
ширина: 50,1 см. Клеймо именное мастера НФ.
Блюдо, серебряное золоченое, овальное. | |
Блюдо «Коронация Екатерины I»
Монограммист: "НФ".
Первая половина XVIII в.,
1724 - 1727 гг. Мастер:
Николай Федоров (?) Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро.
Техника: чеканка, канфарение, золочение.
Размеры: длина: 77,5 см,
ширина: 50,1 см. Клеймо именное мастера НФ.
Блюдо, серебряное золоченое, овальное. |
Медаль "В память коронования Екатерины I, 1724 г."
XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: золото.
Техника: чеканка.
Размеры: Диаметр: 44 мм.
Медаль золотая, в память коронования Екатерины I в 1724 г.
Надписи на русском языке. Клеймо монетного двора.
С этой медали в память коронации Екатерины 7 мая 1724 года идет традиция выпуска русских коронационных медалей и жетонов. | |
Медаль "В память коронования Екатерины I, 1724 г."
XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: золото.
Техника: чеканка.
Размеры: Диаметр: 44 мм.
Медаль золотая, в память коронования Екатерины I в 1724 г.
Надписи на русском языке. Клеймо монетного двора.
С этой медали в память коронации Екатерины 7 мая 1724 года идет традиция выпуска русских коронационных медалей и жетонов. |
Жетон "В память коронования Екатерины I, 1724 г."
XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: золото.
Техника: чеканка.
Размеры: Диаметр: 21 мм.
Жетон золотой, в память коронования Екатерины I в 1724 г. Надписи на русском языке. С этого жетона в память коронации Екатерины 7 мая 1724 года идет традиция выпуска русских коронационных медалей и жетонов. | |
Жетон "В память коронования Екатерины I, 1724 г."
XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: золото.
Техника: чеканка.
Размеры: Диаметр: 21 мм.
Жетон золотой, в память коронования Екатерины I в 1724 г. Надписи на русском языке. С этого жетона в память коронации Екатерины 7 мая 1724 года идет традиция выпуска русских коронационных медалей и жетонов. |
Медальон (портрет императрицы Екатерины I). Барельеф
XVIII в.,
вторая половина XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: дерево.
Техника: резьба, обточка.
Размеры: Диаметр: 12,0 см.
Медальон, деревянный, круглый, резной, светло-коричневого цвета, с изображением Екатерины I.
В центре барельефное изображение императрицы Екатерины I в открытом платье, с орденской лентой через плечо, на голове корона. Вокруг резная надпись: "Б.М. Екатерина императрица и самодержица всерос". Края медальона приподняты над портретом. Оборотная сторона медальона гладкая. | |
Медальон (портрет императрицы Екатерины I). Барельеф
XVIII в.,
вторая половина XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: дерево.
Техника: резьба, обточка.
Размеры: Диаметр: 12,0 см.
Медальон, деревянный, круглый, резной, светло-коричневого цвета, с изображением Екатерины I.
В центре барельефное изображение императрицы Екатерины I в открытом платье, с орденской лентой через плечо, на голове корона. Вокруг резная надпись: "Б.М. Екатерина императрица и самодержица всерос". Края медальона приподняты над портретом. Оборотная сторона медальона гладкая. |
Ковш
1725 г.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро.
Техника: чеканка, литье, резьба, золочение.
Размеры: 9,7 х 28,5 х 17,0 см.
Ковш, серебряный частично золоченый, атамана донских казаков Нефеда Афанасьева. Пожалован императрицей Екатериной I в 1725 г. | |
Ковш
1725 г.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро.
Техника: чеканка, литье, резьба, золочение.
Размеры: 9,7 х 28,5 х 17,0 см.
Ковш, серебряный частично золоченый, атамана донских казаков Нефеда Афанасьева. Пожалован императрицей Екатериной I в 1725 г. |
Платье имп. Екатерины I коронационное
1724 г.
Место изготовления: Россия (?), Франция (шелк (гроденапль) - Франция, нач. XVIII в.)
Материал: канитель, нить льняная, нить серебряная, нить шелковая.
Техника: вышивка, ткачество, шитье.
Размеры: Длина: 105 см,
подол: 400 см,
длина: 350 см.
Платье (корсаж, юбка, шлейф) из темновишневого шелка, дублировано льняным суровым полотном, на белой шелковой подкладке из тафты, почти сплошь украшено декоративной рельефной вышивкой серебряной нитью. Корсаж - жесткий, проложен пластинами китового уса, с длинным выпуклым шнипом, с глубоким овальным декольте, с широкими короткими рукавами, с шнурованьем на спине, на подкладке из белой тафты. Рукава уложены односторонними складками, внизу - небольшие отвороты-валики. На корсаже по талии - нашиты обтянутые тканью широкие эластичные зубцы с пластинами китового уса. На спинке корсажа внизу - два больших крючка. Юбка длинная, широкая по талии, заложена расходящимися от середины широкими односторонними складками, на завязках, с глубокими внутренними карманами по бокам. Шлейф длинный, ластообразный, в мелкую складку по талии, на узком фигурном пояске с крючками на внутренней стороне. На шлейфе, на длинной красной тесьме закреплена бумага с надписью: "Императрицы Екатерины I". Платье украшено рельефной вышивкой гладью серебряной нитью с канителью и битью пышным стилизованным цветочно-растительным орнаментом, завитками, гирляндами, коронами с развевающимися лентами. | |
Платье имп. Екатерины I коронационное
1724 г.
Место изготовления: Россия (?), Франция (шелк (гроденапль) - Франция, нач. XVIII в.)
Материал: канитель, нить льняная, нить серебряная, нить шелковая.
Техника: вышивка, ткачество, шитье.
Размеры: Длина: 105 см,
подол: 400 см,
длина: 350 см.
Платье (корсаж, юбка, шлейф) из темновишневого шелка, дублировано льняным суровым полотном, на белой шелковой подкладке из тафты, почти сплошь украшено декоративной рельефной вышивкой серебряной нитью. Корсаж - жесткий, проложен пластинами китового уса, с длинным выпуклым шнипом, с глубоким овальным декольте, с широкими короткими рукавами, с шнурованьем на спине, на подкладке из белой тафты. Рукава уложены односторонними складками, внизу - небольшие отвороты-валики. На корсаже по талии - нашиты обтянутые тканью широкие эластичные зубцы с пластинами китового уса. На спинке корсажа внизу - два больших крючка. Юбка длинная, широкая по талии, заложена расходящимися от середины широкими односторонними складками, на завязках, с глубокими внутренними карманами по бокам. Шлейф длинный, ластообразный, в мелкую складку по талии, на узком фигурном пояске с крючками на внутренней стороне. На шлейфе, на длинной красной тесьме закреплена бумага с надписью: "Императрицы Екатерины I". Платье украшено рельефной вышивкой гладью серебряной нитью с канителью и битью пышным стилизованным цветочно-растительным орнаментом, завитками, гирляндами, коронами с развевающимися лентами. |
Костюм императора Петра II
1727-1730 гг.
Франция.
Репс, нити серебряные, трунцал; ткачество, шитье.
Длина – 92 см, ширина подола – 157 см, длина рукава – 50 см.
Кафтан из малинового шелкового репса с шитьем. Кафтан притален, расклешен в боках, без воротника, с длинными рукавами. Спереди - разрез с застежкой на пуговицы. На правом поле - тридцать четыре пуговицы, на левом - девятнадцать прорезных петель. На полах - прорезные продольные карманы с фигурными клапанами и шестью пуговицами на каждом. На спине ниже талии и боках - разрезы. Рукава вшивные, скругленные у локтя, с разрезом и пуговицами. Все пуговицы круглые, обтянутые серебряной канителью и пряденым серебром. По краю пол, клапанов, рукавов и по подолу - стилизованный растительный узор, шитый прядеными серебряными нитями и трунцалом. Подкладка и мешковина карманов из такого же малинового репса, что и кафтан. | |
Костюм императора Петра II
1727-1730 гг.
Франция.
Репс, нити серебряные, трунцал; ткачество, шитье.
Длина – 92 см, ширина подола – 157 см, длина рукава – 50 см.
Кафтан из малинового шелкового репса с шитьем. Кафтан притален, расклешен в боках, без воротника, с длинными рукавами. Спереди - разрез с застежкой на пуговицы. На правом поле - тридцать четыре пуговицы, на левом - девятнадцать прорезных петель. На полах - прорезные продольные карманы с фигурными клапанами и шестью пуговицами на каждом. На спине ниже талии и боках - разрезы. Рукава вшивные, скругленные у локтя, с разрезом и пуговицами. Все пуговицы круглые, обтянутые серебряной канителью и пряденым серебром. По краю пол, клапанов, рукавов и по подолу - стилизованный растительный узор, шитый прядеными серебряными нитями и трунцалом. Подкладка и мешковина карманов из такого же малинового репса, что и кафтан. |
Камзол императора Петра II
1727-1730 гг.
Франция.
Сукно, шелк, нити серебряные; ткачество, шитье.
Длина – 93 см, ширина подола – 431 см, длина рукава – 48 см.
Кафтан из голубого сукна с серебряным шитьем. Кафтан притален, расклешен и заложен неглубокими складками в боках, без воротника, с длинными рукавами. Спереди - разрез. На правой поле - двадцать две пуговицы. На полах - прорезные поперечные карманы с фигурными клапанами и пуговицами. На спине ниже талии и боках - разрезы. Рукава вшивные, скругленные у локтя, с большими отворотами из малинового шелка и пуговицами. Все пуговицы круглые из пряденого серебра и канители. По краю пол, на клапанах, у карманов, на отворотах рукавов, на разрезах сзади и по бокам - серебряное шитье. В узоре шитья - стилизованный растительный орнамент, выполненный пряденым серебром и канителью. Подкладка и мешковина карманов - из такого же малинового шелка, что и отвороты на рукавах кафтана. | |
Камзол императора Петра II
1727-1730 гг.
Франция.
Сукно, шелк, нити серебряные; ткачество, шитье.
Длина – 93 см, ширина подола – 431 см, длина рукава – 48 см.
Кафтан из голубого сукна с серебряным шитьем. Кафтан притален, расклешен и заложен неглубокими складками в боках, без воротника, с длинными рукавами. Спереди - разрез. На правой поле - двадцать две пуговицы. На полах - прорезные поперечные карманы с фигурными клапанами и пуговицами. На спине ниже талии и боках - разрезы. Рукава вшивные, скругленные у локтя, с большими отворотами из малинового шелка и пуговицами. Все пуговицы круглые из пряденого серебра и канители. По краю пол, на клапанах, у карманов, на отворотах рукавов, на разрезах сзади и по бокам - серебряное шитье. В узоре шитья - стилизованный растительный орнамент, выполненный пряденым серебром и канителью. Подкладка и мешковина карманов - из такого же малинового шелка, что и отвороты на рукавах кафтана. |
Шляпа Петра II
Первая четверть XVIII в.
Франция (?).
Фетр, галун, крашенина; ткачество.
Высота – 10 см; длина окружности – 60 см; ширина полей – 11 см | |
Шляпа Петра II
Первая четверть XVIII в.
Франция (?).
Фетр, галун, крашенина; ткачество.
Высота – 10 см; длина окружности – 60 см; ширина полей – 11 см |
Портрет императрицы Екатерины I (поясной)
Неизвестный художник
Поступил из Оружейной палаты Московского Кремля
Тип Таннауера- Адольского.
XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст, дерево.
Техника: масло.
Размеры: высота: 98,0 см,
ширина: 69,0 см.
Екатерина I изображена на гладком нейтральном фоне по пояс почти в фас, голова повернута вправо. На голове небольшая бриллиантовая корона. Темно-каштановые волосы украшенные нитями жемчуга спускаются двумя длинными локонами на плечи. На императрице серебристое бело-серое декольтированное платье. Глубокий вырез декольте отделан кружевом. На плечи наброшена горностаевая мантия. В центре лифа на груди бриллиантовое украшение с крупной грушевидной жемчужиной в центре. Через правое плечо Екатерины переброшена голубая муаровая лента ордена св. Андрея Первозванного с крестом на правом боку. На груди справа бриллиантовая Андреевская звезда. Изображение Екатерины заключено в овал, вписанный в прямоугольник. Картина вставлена в современную раму.
Принадлежит к серии ретроспективных портретов князей и царей династий Рюриковичей и Романовых, размещенных в "Коронном" зале Оружейной палаты. Из Императорской Шпалерной мануфактуры. Поступила в Оружейную палату по повелению императора Николая I в 1840 г. | |
Портрет императрицы Екатерины I (поясной)
Неизвестный художник
Поступил из Оружейной палаты Московского Кремля
Тип Таннауера- Адольского.
XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст, дерево.
Техника: масло.
Размеры: высота: 98,0 см,
ширина: 69,0 см.
Екатерина I изображена на гладком нейтральном фоне по пояс почти в фас, голова повернута вправо. На голове небольшая бриллиантовая корона. Темно-каштановые волосы украшенные нитями жемчуга спускаются двумя длинными локонами на плечи. На императрице серебристое бело-серое декольтированное платье. Глубокий вырез декольте отделан кружевом. На плечи наброшена горностаевая мантия. В центре лифа на груди бриллиантовое украшение с крупной грушевидной жемчужиной в центре. Через правое плечо Екатерины переброшена голубая муаровая лента ордена св. Андрея Первозванного с крестом на правом боку. На груди справа бриллиантовая Андреевская звезда. Изображение Екатерины заключено в овал, вписанный в прямоугольник. Картина вставлена в современную раму.
Принадлежит к серии ретроспективных портретов князей и царей династий Рюриковичей и Романовых, размещенных в "Коронном" зале Оружейной палаты. Из Императорской Шпалерной мануфактуры. Поступила в Оружейную палату по повелению императора Николая I в 1840 г. |
|
|
|
| |