|
|
|
Религиозно- культурное влияние Византии
988 год – Крещение Руси князем Владимиром
Принятие православного христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры.
Христианство стало той духовной и нравственной силой, которая объединила различные племена и народы, жившие на территории Восточной Европы.
С принятием христианства началось интенсивное приобщение восточнославянского мира к христианским ценностям и традициям. Получает развитие церковное искусство. Вместе с христианством пришло и христианское просвещение, письменная культура, школа. Русь начинает воспринимать огромные пласты Греко-византийской культуры, сначала заимствуя и копируя их, затем переосмысливая и создавая новое, самобытное древнерусское искусство.
Первоначально русская православная церковь зависела от Константинополя – во главе е стоял митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом. В XV веке русская церковь стала автокефальной, т.е. независимой от Константинополя, а в 1589 году было учреждено патриаршество.
Появление письменности благодаря христианским миссионерам. Во второй половине IX века Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит, который был переработан в кириллицу. С распространением письменности связано развитие литературы. Из Византии приходят религиозные и богословские произведения, переводятся произведения раннего христианства.
Развития каменного строительства, церковной архитектуры также связано с христианизацией Руси и византийскими влияниями. Древнейшим каменным храмом считается десятинная церковь в Киеве, построенная из плинфы в 996 г. Основной тип сооружения – крестово-купольный храм. Канон, пришедший на Русь из Византии, используется в архитектуре, живописи, скульптуре.
В Оружейной палате хранится ценная коллекция предметов византийского искусства с V по XV столетие. Вещи, экспонируемые в музее, были завезены на Русь купцами и дипломатами. Это предметы из золота и серебра, перегородчатой эмали, резьбы по камню, тканей, шитья. Именно из Византии пришло к нам тончайшее искусство перегородчатой эмали. Византийская эмаль отличалась высоким качеством, тонкостью исполнения, гармоничным сочетанием цветов. Ею украшали одежды, блюда, церковные предметы. Эта техника оказала огромное влияние на эмальерное дело Руси.
Первые иконы привозились на Русь из Византии ( «Богоматерь Владимирская») или писались под руководством византийских мастеров.
С принятием христианства на Руси глубоко укореняется почитание христианских реликвий. Это было очень актуально в эпоху утверждения христианской веры, когда в литургическом искусстве отстаивается последовательная связь новой христианской церкви с апостольской традицией, с церковью Иерусалимской, со священным градом Константинополем, его императором и патриархом.
Русские князья – ктиторы стремились наполнить возводимые храмы святостью, помещая серебряные мощевики в основание престолов и для поклонения.
С XIV века в письменных источниках появляются сведения и о появлении новозаветных реликвиях в Москве. Они попадают сюда как дары византийских императоров и патриархов. Реликвии перемещаются в Москву в связи с отделением Киевской митрополии от Московской. В начале XIV века место пребывания митрополита «Киевского и всея Руси» переносится в Москву и сюда перемещается часть древней святости митрополичьих кафедральных соборов Софии Киевской и Успенского собора во Владимире. Это очень важно для возвышения Москвы.
С браком ИванаIII и Зои Палеолог( племянница последнего византийского императора) связан привоз реликвий византийского императорского дома и укрепления идеи константинопольского наследства. В самосознании Московской Руси утверждается мысль, что русский государь является царем всех православных христиан. В казне великого князя, его палатах и домовом храме – Благовещенском соборе- находилось множество святынь государственного значения.
В XVI веке Москва утверждается как сакральная столица государства. Становится символом религиозного центра страны. Сюда переносятся многие русские святыни. Важным этапом в обосновании вселенской роли русской церкви является учреждение патриаршества. Москва провозглашается «Новым Римом», что соответствует ее действительному положению единственного православного царства. «Московское царство», московские цари выполняют ту же сакральную роль – хранителей православной веры, что раньше выполняли Византия, Константинополь и византийские василевсы.
Кувшин из Суджанского клада.
Константинополь,около 400г.
Высота 38,5
Серебро, чеканка,золочение
Серебряный с позолотой кувшин из Суджанского клада в районе города Курска, относится к концу IV- началу V века, обнаружен в погребении языческого князя.
Кувшин украшен чеканкой и изображениями 9-ти муз.
В орнаменте и в изображении фигур можно отметить влияние античного искусства | |
Кувшин из Суджанского клада.
Константинополь,около 400г.
Высота 38,5
Серебро, чеканка,золочение
Серебряный с позолотой кувшин из Суджанского клада в районе города Курска, относится к концу IV- началу V века, обнаружен в погребении языческого князя.
Кувшин украшен чеканкой и изображениями 9-ти муз.
В орнаменте и в изображении фигур можно отметить влияние античного искусства |
Камея «Христос благославляющий»
Византия,XI в..
Яшма,золото,драгоценные камни; резьба.
Высота 12
Ширина 8,5. | |
Камея «Христос благославляющий»
Византия,XI в..
Яшма,золото,драгоценные камни; резьба.
Высота 12
Ширина 8,5. |
Икона «Дмитрий Солунский».
Византия,XI –XIVвв.
Стеатит, серебро; резьба, чеканка, золочение.
Высота 31,4
Ширина 26,4.
Небольшой образок с резным изображением на стеатите святого воина Дмитрия Солунского на коне. Эту икону, по преданию, прислал византийский император московскому князю Дмитрию Донскому в честь победы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.
Почитание великомученика Дмитрия восходят к XI веку.
По мнению ученых, попал на Русь в качестве семейной святыни великого князя Всеволода III , связанного с византийским императорским домом и с 1197 года находился во владимирском Успенском соборе. С XVII упоминается в описи царской Образной палаты, позднее в Успенском соборе Кремля.
Этот серебряный золоченый ковчег - мощевик является моделью архитектурного сооружения. Дает представление о реальных драгоценных кивориях или сенях, воздвигавшихся над реликвиями в средневековых храмах | |
Икона «Дмитрий Солунский».
Византия,XI –XIVвв.
Стеатит, серебро; резьба, чеканка, золочение.
Высота 31,4
Ширина 26,4.
Небольшой образок с резным изображением на стеатите святого воина Дмитрия Солунского на коне. Эту икону, по преданию, прислал византийский император московскому князю Дмитрию Донскому в честь победы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.
Почитание великомученика Дмитрия восходят к XI веку.
По мнению ученых, попал на Русь в качестве семейной святыни великого князя Всеволода III , связанного с византийским императорским домом и с 1197 года находился во владимирском Успенском соборе. С XVII упоминается в описи царской Образной палаты, позднее в Успенском соборе Кремля.
Этот серебряный золоченый ковчег - мощевик является моделью архитектурного сооружения. Дает представление о реальных драгоценных кивориях или сенях, воздвигавшихся над реликвиями в средневековых храмах |
Икона – мощевик «Сошествие во ад»
Византия, Константинополь XII век - накладные пластины с изображением и надписью;
Москва, XVI век – ковчег.
Золото, серебро; перегородчатая эмаль, литье, чеканка, чернь, золочение.
9,5х 8,5х 1,2 | |
Икона – мощевик «Сошествие во ад»
Византия, Константинополь XII век - накладные пластины с изображением и надписью;
Москва, XVI век – ковчег.
Золото, серебро; перегородчатая эмаль, литье, чеканка, чернь, золочение.
9,5х 8,5х 1,2 |
Саккос митрополита Петра
Атлас- Турция XVII в., тесьма –Византия, к.XIII-н.XIV в., шитье жемчугом-Россия,1332.
Атлас золотный, атлас, камка,серебро, жемчуг; ткачество, шитье, басма,чеканка.
Длина-137
Петр, митрополит Киевский и всея Руси был посвящен в митрополиты в Константинополе в 1305 году. | |
Саккос митрополита Петра
Атлас- Турция XVII в., тесьма –Византия, к.XIII-н.XIV в., шитье жемчугом-Россия,1332.
Атлас золотный, атлас, камка,серебро, жемчуг; ткачество, шитье, басма,чеканка.
Длина-137
Петр, митрополит Киевский и всея Руси был посвящен в митрополиты в Константинополе в 1305 году. |
Филофеевская ставротека
Византия, Константинополь, XII век.
Дерево, серебро; чеканка, литье, золочение
20,5х17,0
Ставротека или хранилище для креста. Привезена митрополитом Алексеем великому князю Ивану Ивановичу в 1354 году от византийского патриарха Филофея.
Ею благословляли старшего сына московские князья, о чем упоминается в духовных грамотах.
Частица Истинного креста Господня в царьградском ковчеге являлась основной родовой святыней московских князей и царей.
Доказывала их преемственность поклонения Страстям Господним от византийских властителей и являлась символом божественного освящения государственной власти. | |
Филофеевская ставротека
Византия, Константинополь, XII век.
Дерево, серебро; чеканка, литье, золочение
20,5х17,0
Ставротека или хранилище для креста. Привезена митрополитом Алексеем великому князю Ивану Ивановичу в 1354 году от византийского патриарха Филофея.
Ею благословляли старшего сына московские князья, о чем упоминается в духовных грамотах.
Частица Истинного креста Господня в царьградском ковчеге являлась основной родовой святыней московских князей и царей.
Доказывала их преемственность поклонения Страстям Господним от византийских властителей и являлась символом божественного освящения государственной власти. |
ИКОНА – реликварий
«Жены мироносицы у гроба Господня»
Византия, XIV век- стеатитовая икона;
Москва, 1410 - оклад – Западная Европа.
Происходит из Царской образной.
Стеатит, дерево, серебро, ткань; резьба по камню, чеканка, золочение.
16,5х 13,5
Стеатитовый средник иконы является ставротекой. Серебряный оклад иконы выполнен в Греко-русской мастерской при кафедре московского митрополита Фотия. По стилю исполнения похож на оклад Евангелия Успенского собора,(т.н «Морозовского») | |
ИКОНА – реликварий
«Жены мироносицы у гроба Господня»
Византия, XIV век- стеатитовая икона;
Москва, 1410 - оклад – Западная Европа.
Происходит из Царской образной.
Стеатит, дерево, серебро, ткань; резьба по камню, чеканка, золочение.
16,5х 13,5
Стеатитовый средник иконы является ставротекой. Серебряный оклад иконы выполнен в Греко-русской мастерской при кафедре московского митрополита Фотия. По стилю исполнения похож на оклад Евангелия Успенского собора,(т.н «Морозовского») |
"Морозовское" еванеглие
Москва, начало XV века.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, пергамент; чеканка, скань.
Высота -39
Ширина-34
Золотой оклад на «Морозовское» евангелие –редчайший памятник прикладного искусства. Ученые предполагают, что это рукописное Евангелие на пергаменте было создано в 1415 году для Успенского собора по заказу митрополита Фотия.
Во второй половине XVII века по распоряжению боярина Б.И.Морозова оно было реставрировано.
Оклад покрыт высокорельефной чеканкой с изображением святых, густым сложным сканым орнаментом и не ограненными драгоценными камнями. Композиция оклада необычна и не имеет аналогов. | |
"Морозовское" еванеглие
Москва, начало XV века.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, пергамент; чеканка, скань.
Высота -39
Ширина-34
Золотой оклад на «Морозовское» евангелие –редчайший памятник прикладного искусства. Ученые предполагают, что это рукописное Евангелие на пергаменте было создано в 1415 году для Успенского собора по заказу митрополита Фотия.
Во второй половине XVII века по распоряжению боярина Б.И.Морозова оно было реставрировано.
Оклад покрыт высокорельефной чеканкой с изображением святых, густым сложным сканым орнаментом и не ограненными драгоценными камнями. Композиция оклада необычна и не имеет аналогов. |
Оклад иконы «Богоматерь Владимирская»
Москва, 1-я четверть XV века.
Золото, чеканка, скань.
Длина-105
Ширина-70
Оклад заказан митрополитом Фотием по случаю возведения в митрополичий сан в 1410 году. В нижней части оклада находится монограмма Фотия, написанная по-гречески.
Изящный рисунок скани, положенный на гладкий золотой фон, чередуется с чеканным изображением «Праздников | |
Оклад иконы «Богоматерь Владимирская»
Москва, 1-я четверть XV века.
Золото, чеканка, скань.
Длина-105
Ширина-70
Оклад заказан митрополитом Фотием по случаю возведения в митрополичий сан в 1410 году. В нижней части оклада находится монограмма Фотия, написанная по-гречески.
Изящный рисунок скани, положенный на гладкий золотой фон, чередуется с чеканным изображением «Праздников |
Шлем с «Деисусом».Византия XIII в.
Железо с насечкой серебром и золотом.
Высота -30
Шлем стальной, украшен насеченным золотым изображением Деисуса. Тулья конусообразная, с широким прямым венцом и горизонтально отогнутыми полями. Поверхность шлема разделена золотыми полосами на шесть клиновидных участков, сплошь покрытых мелкотравной серебряной насечкой. Hавершие шлема украшено золотой и серебряной насечкой. По широкому венцу среди мелкотравного орнамента размещены полуфигуры деисусного чина: Христос, Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил и два серафима. Hа затылочной чисти шлема изображены св. Hиколай и два евангелиста. | |
Шлем с «Деисусом».Византия XIII в.
Железо с насечкой серебром и золотом.
Высота -30
Шлем стальной, украшен насеченным золотым изображением Деисуса. Тулья конусообразная, с широким прямым венцом и горизонтально отогнутыми полями. Поверхность шлема разделена золотыми полосами на шесть клиновидных участков, сплошь покрытых мелкотравной серебряной насечкой. Hавершие шлема украшено золотой и серебряной насечкой. По широкому венцу среди мелкотравного орнамента размещены полуфигуры деисусного чина: Христос, Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил и два серафима. Hа затылочной чисти шлема изображены св. Hиколай и два евангелиста. |
Крест напрестольный, Византия
Деревянная основа креста восьмигранная. Hа широких гранях лицевой, оборотной и боковых сторон креста басменный орнамент в виде стилизованного непрерывно вьющегося стебля. Hа узких, скошенных гранях "глазковый" орнамент в виде кружков. Грани разделяются ложно витым жгутиком. В центре верхнего и среднего перекрестий в дереве и металле сделаны крестообразные отверстия для четырехконечного креста, в которые вложена мастика для мощей. Hа оборотной стороне креста, на верхнем и среднем перекрестиях железные скобочки, прикрепленные двумя шурупами (очевидно поздние).
| |
Крест напрестольный, Византия
Деревянная основа креста восьмигранная. Hа широких гранях лицевой, оборотной и боковых сторон креста басменный орнамент в виде стилизованного непрерывно вьющегося стебля. Hа узких, скошенных гранях "глазковый" орнамент в виде кружков. Грани разделяются ложно витым жгутиком. В центре верхнего и среднего перекрестий в дереве и металле сделаны крестообразные отверстия для четырехконечного креста, в которые вложена мастика для мощей. Hа оборотной стороне креста, на верхнем и среднем перекрестиях железные скобочки, прикрепленные двумя шурупами (очевидно поздние).
|
Икона «Богоматерь Одигитрия».
Византия, первая третьXIV века
Икона "Одигитрия" в серебряном чеканном окладе, состоящем венца, убруса, полей и рамы. Венец Богоматери чеканен по канфаренному фону орнаментом в виде завивающихся в спирали стеблей-завитков с трех- и пятилепестковыми цветами. Убрус низан жемчугом, в центре восьмиконечная, золотая звезда с голубой эмалью, с вкрапленными в нее золотыми звездочками и точками. В середине звезды - сапфир, между лучами - мелкий жемчуг на спнях. Изображение Богоматери и младенца обведены жемчужной обнизью. Поля оклада чеканены по канфаренному фону тем же орнаментом, что и венец. на раме оклада, среди травного орнамента, в кругах,- орнамент в виде сложного плетения, а в продолговатых четырехугольниках - чеканные изображения с надписями: в верхних углах - архангелы, в центре - престол уготованный, на боковых частях оклада и внизу - семь богородичных праздников с греческими и славянскими надписями. Среди изображений - чеканный орнамент в виде закрученных в спирали стеблей. До 1963 г. к окладу были прикреплены 2 цаты и подвеска. | |
Икона «Богоматерь Одигитрия».
Византия, первая третьXIV века
Икона "Одигитрия" в серебряном чеканном окладе, состоящем венца, убруса, полей и рамы. Венец Богоматери чеканен по канфаренному фону орнаментом в виде завивающихся в спирали стеблей-завитков с трех- и пятилепестковыми цветами. Убрус низан жемчугом, в центре восьмиконечная, золотая звезда с голубой эмалью, с вкрапленными в нее золотыми звездочками и точками. В середине звезды - сапфир, между лучами - мелкий жемчуг на спнях. Изображение Богоматери и младенца обведены жемчужной обнизью. Поля оклада чеканены по канфаренному фону тем же орнаментом, что и венец. на раме оклада, среди травного орнамента, в кругах,- орнамент в виде сложного плетения, а в продолговатых четырехугольниках - чеканные изображения с надписями: в верхних углах - архангелы, в центре - престол уготованный, на боковых частях оклада и внизу - семь богородичных праздников с греческими и славянскими надписями. Среди изображений - чеканный орнамент в виде закрученных в спирали стеблей. До 1963 г. к окладу были прикреплены 2 цаты и подвеска. |
Иоанн Предтеча. Икона
Название: "Иоанн Предтеча"
Конец XIV-XV вв.
Место изготовления: Византия
Материал: стеатит, серебро
Техника: резьба, чеканка, золочение
Размеры: Высота: 12,3 см
ширина: 6,5 см
Иоанн изображен фронтально, с легким поворотом головы в право. Волосы его прядями ниспадают на плечи. Одет в зверинную шкуру (до пояса), которая изображена в виде паралельных полос мелкой штриховкой. Поверх нее надет через левую руку длинный плащ, складки которого драпируют фигуру. В левой руке Иоанна посох, завершающийся крестом и развернутый свиток с греческой надписью. Правая рука в благославляющем жесте прижата к груди. Изображение Иоанна дано дано в полукруглой арочке, резной верх которой опирается на тонкие столбики. Стеатитовая пластина помещена в серебрянную позолоченную оправу, вокруг которой по ребру наложен жгут из серебрянной витой проволоки. Hа оборотной стороне оправы, вверху, в середине, резное штрихованное изображение четырехконечного креста с надписью между его концами. ниже креста изображен щит с монограммой. Буквы монограммы гладкие. Фон резной. По сторонам от щита обозначен вес. По сторонам монограммы вверху штриховкой даны изображения солнца и луны. По краям оправы, вокруг резная рамочка с орнаментом в виде крестиков и штрихов.повелению архиепископа Евфимия. Оглавье прямоугольное, гладкое, на шарнире. Hа лицевой стороне его крупный сапфир, обрамленный сканным жгутиком, на оборотной - резной орнамент в виде плетения. Hа скрепке - две жемчужины | |
Иоанн Предтеча. Икона
Название: "Иоанн Предтеча"
Конец XIV-XV вв.
Место изготовления: Византия
Материал: стеатит, серебро
Техника: резьба, чеканка, золочение
Размеры: Высота: 12,3 см
ширина: 6,5 см
Иоанн изображен фронтально, с легким поворотом головы в право. Волосы его прядями ниспадают на плечи. Одет в зверинную шкуру (до пояса), которая изображена в виде паралельных полос мелкой штриховкой. Поверх нее надет через левую руку длинный плащ, складки которого драпируют фигуру. В левой руке Иоанна посох, завершающийся крестом и развернутый свиток с греческой надписью. Правая рука в благославляющем жесте прижата к груди. Изображение Иоанна дано дано в полукруглой арочке, резной верх которой опирается на тонкие столбики. Стеатитовая пластина помещена в серебрянную позолоченную оправу, вокруг которой по ребру наложен жгут из серебрянной витой проволоки. Hа оборотной стороне оправы, вверху, в середине, резное штрихованное изображение четырехконечного креста с надписью между его концами. ниже креста изображен щит с монограммой. Буквы монограммы гладкие. Фон резной. По сторонам от щита обозначен вес. По сторонам монограммы вверху штриховкой даны изображения солнца и луны. По краям оправы, вокруг резная рамочка с орнаментом в виде крестиков и штрихов.повелению архиепископа Евфимия. Оглавье прямоугольное, гладкое, на шарнире. Hа лицевой стороне его крупный сапфир, обрамленный сканным жгутиком, на оборотной - резной орнамент в виде плетения. Hа скрепке - две жемчужины |
Икона рельефная «Богоматерь Влахернская»
из Успенского собора. Константинополь.
Вторая половина XV века; дублирующая кипарисовая доска-XVII век; латунная сорочка –XX век.
Дерево, воскомастика, левкас, резьба, темпера; латунь, ковка.
46,0х 37,5х 4,0
Икона привезена в Москву из Константинополя в октябре 1653 года в подарок царю Алексею Михайловичу от настоятеля иерусалимского подворья в Константинополе.
Икона с изображением Богоматери типа Одигитрии является редким образцом греческих рельефных икон.
Икона, бывшая по преданию, покровительницей царства греческого, теперь являлась покровительницей русских царей – наследников греческих императоров. | |
Икона рельефная «Богоматерь Влахернская»
из Успенского собора. Константинополь.
Вторая половина XV века; дублирующая кипарисовая доска-XVII век; латунная сорочка –XX век.
Дерево, воскомастика, левкас, резьба, темпера; латунь, ковка.
46,0х 37,5х 4,0
Икона привезена в Москву из Константинополя в октябре 1653 года в подарок царю Алексею Михайловичу от настоятеля иерусалимского подворья в Константинополе.
Икона с изображением Богоматери типа Одигитрии является редким образцом греческих рельефных икон.
Икона, бывшая по преданию, покровительницей царства греческого, теперь являлась покровительницей русских царей – наследников греческих императоров. |
Тарель
1664,
Россия, Москва.
Мастерские Московского Кремля.
Вклад боярыни А. И. Морозовой в Чудов монастырь в 1664 г.. | |
Тарель
1664,
Россия, Москва.
Мастерские Московского Кремля.
Вклад боярыни А. И. Морозовой в Чудов монастырь в 1664 г.. |
|
|
|
| |