|
|
|
Андрей Рублёв
Великий русский иконописец конца 14 начала 15 века.
В творчестве Андрея Рублева завершается наметившийся уже в XII веке процесс обособления русской живописи от византийской. Рублев окончательно отказывается от византийской суровости и византийского аскетизма.
Впервые в летописи имя Андрея Рублева упоминается в 1405 году, когда он вместе с греком Феофаном расписывал домовую княжескую церковь Благовещения в Московском кремле. «Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Они расписали храм фресками и написали иконы для иконостаса.
Тот храм не сохранился, на его месте стоит собор возведенный в 1489 году псковскими зодчими во времена великого князя Ивана Ш.Сохранился подклет собора XIV
Благовещенский собор знаменит своим высоким древнерусским иконостасом.
Большую роль в сложении пятиярусного иконостаса сыграли иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек. До сих пор ученые занимаются исследованиями икон уникального иконостаса Благовещенского собора и не могут придти к единому мнению. Кому принадлежат иконы «деисусного» и «праздничного» рядов?
Праздничный ряд иконостаса состоит сейчас из 14 древних икон, появился в соборе одновременно с деисусным чином после пожара 1547 года. Происхождение его неизвестно, так же как и икон деисусного ряда. Большинство исследователей, принимая гипотезу И.Э.Грабаря, относили иконы праздничного ряда к творчеству Андрея Рублева и Прохора с Городца.
Семь икон - «Благовещение», « Рождество Христово», « Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим» - приписывались кисти Андрея Рублева. Остальные – старцу Прохору с Городца. Сохранившиеся иконы действительно делятся (по мнению ученых) на две группы. Произведения Прохора с Городца неизвестны, поэтому иконы Благовещенского собора не могут быть связаны с этим летописным именем (мнение ученых музеев Московского кремля). Другие иконы этого ряда подверглись изучению и сравнению с произведениями Андрея Рублева, достоверность которых подтверждается историческими свидетельствами. В результате этих исследований ученые пришли к выводу, что иконы написаны разными иконописцами.
Не смотря на то, что неизвестно когда и для какого храма и кем был создан оказавшийся в Благовещенском соборе иконостас, он считается шедевром средневековой живописи.
Первое упоминание о преподобном Андрее Рублеве относится к 1405 году, когда он принимал участие в живописном украшении Благовещенского собора. Он был еще очень молодым, есть предположение, что родился он в 1380 году.
В мае 1408 года московский князь направляет во Владимир для росписи Успенского собора « иконника Даниила» и Андрея Рублева. По некоторым сведениям, Андрей Рублев был иноком Троице - Сергиева монастыря. По другим, он был иноком Спасо - Андроникова монастыря в Москве, где, возможно и скончался и похоронен около 1427-1430 года. После работы во Владимире Андрей Рублев занимает ведущее место среди московских мастеров и ему поручают «Троицу ветхозаветную» - храмовую икону Троицкого собора Троице – Сергиева монастыря.
Это икона, которую с наибольшей достоверностью можно считать написанной Андреем Рублевым. Об этом говорит Житие игумена прп. Никона Радонежского, а в 1551 году было постановление церковного собора, предписывавшего всем иконописцам изображать св. Троицу так, как это сделал Андрей Рублев.
Поэтому отголоски стиля, который принято связывать с именем Андрея Рублева, исследователи видят в праздничном чине икон Благовещенского собора и в иконостасе Троицкого собора Троице – Сергиева монастыря и в Успенском соборе во Владимире.
Благовещенский собор
1486-1489
Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на "Государевом дворе", "на сенях", то есть при входе во дворец. | |
Благовещенский собор
1486-1489
Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на "Государевом дворе", "на сенях", то есть при входе во дворец. |
Иконостас Благовещенского собора
Многоярусный иконостас Благовещенского собора – одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об авторстве самых древних икон которого - Деисуса конца XIV века и Праздников начала XV века - до сих пор идут споры. Долгое время их тесно связывали с Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым | |
Иконостас Благовещенского собора
Многоярусный иконостас Благовещенского собора – одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об авторстве самых древних икон которого - Деисуса конца XIV века и Праздников начала XV века - до сих пор идут споры. Долгое время их тесно связывали с Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым |
Иконы праздничного рядя иконостаса Благовещенского собора
Иконы сохранившихся 16 Праздников представляют события евангельской жизни Христа от "Благовещения" о рождении Спасителя до "Сошествия во Ад" и "Успения". Вопрос датировки икон и их авторства вызывает споры. Среди версий – связь одной из двух двух групп икон ряда с иконописцем Андреем Рублевым ("Благовещение", "Рождество", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим». | |
Иконы праздничного рядя иконостаса Благовещенского собора
Иконы сохранившихся 16 Праздников представляют события евангельской жизни Христа от "Благовещения" о рождении Спасителя до "Сошествия во Ад" и "Успения". Вопрос датировки икон и их авторства вызывает споры. Среди версий – связь одной из двух двух групп икон ряда с иконописцем Андреем Рублевым ("Благовещение", "Рождество", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим». |
Икона «Благовещение»
Дерево, левкас, паволока
81,0х61,0х2
| |
Икона «Благовещение»
Дерево, левкас, паволока
81,0х61,0х2
|
Икона «Крещение»
Дерево, левкас, паволока
81,0х61,0х2 | |
Икона «Крещение»
Дерево, левкас, паволока
81,0х61,0х2 |
Икона « Сретение»
Дерево, левкас, паволока.
81,0х61,0х2 | |
Икона « Сретение»
Дерево, левкас, паволока.
81,0х61,0х2 |
Икона «Рождество Христово»
Дерево, левкас, паволока
81,0х61,0х2, | |
Икона «Рождество Христово»
Дерево, левкас, паволока
81,0х61,0х2, |
Подклет собора XIV века
Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это – квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна. | |
Подклет собора XIV века
Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это – квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна. |
Икона «Преображение»
Дерево, левкас, паволока
81,0х61,0х2, | |
Икона «Преображение»
Дерево, левкас, паволока
81,0х61,0х2, |
Евангелие апракос рукописное в окладе.
Мастер круга Андрея Рублева.
Начало XV века | |
Евангелие апракос рукописное в окладе.
Мастер круга Андрея Рублева.
Начало XV века |
Икона «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора Кремля
Изображение традиционное, но в отличие от древнейшего памятника, взгляд Богоматери обращен к Богомладенцу. Прильнувший к щеке Богоматери младенец сидит на ее правой руке. На нем темно-охристый хитон, сплошь покрытый золотым ассистом. Такие же золотые линии украшают клав и пояс Христа. На Богоматери вишнево-коричневый мафорий с темно-охристой каймой, покрытой золотым ассистом. Конец мафория, свисающий с левой руки Марии, украшен золотой бахромой. На челе Марии и на ее левом плече две золотые звезды. Чепец Богоматери и рукав ее нижней одежды сине-зеленого цвета. Вохрение ликов плотное, с подрумянкой. Санкирь оливковый. Уста Богоматери и Младенца - киноварные. Описи глаз, носа и овала лика Богоматери вишнево-коричневые, тонкие. Монограммы Христа и Богоматери красные, расположены в верхней части средника. Над левым плечом Богоматери красная сургучная печать Успенского собора.
Фон светло-охристого цвета. Поля широкие, охристые, окрашенные в два тона (более густого тона к краям).
Иконный щит состоит из двух частей. Доски тонкие, с неглубоким ковчегом и пологой лузгой. На обороте следы обработки доски. Шпонки накладные, не первоначальные. В центре по стыку досок - две "ласточки". | |
Икона «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора Кремля
Изображение традиционное, но в отличие от древнейшего памятника, взгляд Богоматери обращен к Богомладенцу. Прильнувший к щеке Богоматери младенец сидит на ее правой руке. На нем темно-охристый хитон, сплошь покрытый золотым ассистом. Такие же золотые линии украшают клав и пояс Христа. На Богоматери вишнево-коричневый мафорий с темно-охристой каймой, покрытой золотым ассистом. Конец мафория, свисающий с левой руки Марии, украшен золотой бахромой. На челе Марии и на ее левом плече две золотые звезды. Чепец Богоматери и рукав ее нижней одежды сине-зеленого цвета. Вохрение ликов плотное, с подрумянкой. Санкирь оливковый. Уста Богоматери и Младенца - киноварные. Описи глаз, носа и овала лика Богоматери вишнево-коричневые, тонкие. Монограммы Христа и Богоматери красные, расположены в верхней части средника. Над левым плечом Богоматери красная сургучная печать Успенского собора.
Фон светло-охристого цвета. Поля широкие, охристые, окрашенные в два тона (более густого тона к краям).
Иконный щит состоит из двух частей. Доски тонкие, с неглубоким ковчегом и пологой лузгой. На обороте следы обработки доски. Шпонки накладные, не первоначальные. В центре по стыку досок - две "ласточки". |
|
|
|
| |