|
|
|
Зарождение Национального самосознания
Своеобразие исторического развития Московского княжества во второй половине XIV - начале XV в. определял объединительный процесс. В этот период московские князья, присоединяя к своим владениям все новые и новые уделы мелких князьков и подчиняя своей воле крупных правителей Северо-Восточной Руси, впервые организуют борьбу за национальное освобождение от ордынской зависимости.
Огромную роль в подъеме национального самосознания сыграла Куликовская битва 1380 г. – самое крупное сражение русской средневековой истории. Одержав победу в открытом бою над войсками Золотой Орды, московский князь Дмитрий Донской окончательно утвердил авторитет Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.
Идея восстановления русской государственности заняли ведущее место в содержании художественных произведений, что, в конечном счете, выдвинуло искусство Москвы на передовые позиции.
Резкое обострение отношений с Золотой Ордой во второй половине XIV столетия требовало основательного укрепления русских рубежей, создания на стратегически важных направлениях новых крепостей и укрепления уже существовавших.
Первым звеном в системе общерусской обороны становится белокаменный кремль Москвы – единственное укрепление из камня в Северо - Восточной Руси.
В средние века градозащитные свойства признавались не только за крепостями, но и за храмами. Поэтому часто в наиболее уязвимых местах в месте с укреплениями возводились церкви. Еще до возведения белокаменного Московского Кремля в 1365 году у северной стены закладывается собор во имя Чуда Михаила Архангела – предводителя небесного воинства. Возведение на опасных рубежах монастырских храмов, посвященных Богоматери и Троицы объясняется тем, что в Богоматери христиане видели свою защитницу перед «божьим гневом», а с образом Троицы у русских ассоциировалась мысль о единении Руси.
Одним из памятников раннемосковской архитектуры, сохранившимся до наших дней, является церковь Рождества Богоматери в Московском Кремле - самая древняя каменная постройка Москвы (1393).
В это же время в Северо- Восточной Руси создают свои произведения величайшие иконописцы средневековья Феофан Грек и Андрей Рублев. Единственным московским памятником дошедшим до наших дней, в создании которого они принимали участие, считается иконостас Благовещенского собора. Рядом с этими признанными мастерами работали художники, чей почерк отличался самостоятельностью. Именно таким художником был создатель иконы «Архангел Михаил с деяниями» из Архангельского собора.
Ведущее положение живописи в русской художественной культуре времени Куликовской битвы оказало воздействие на развитие декоративно-прикладного искусства, в которое все больше проникают изобразительные мотивы. Самыми показательными в этом отношении являются памятники лицевого шитья. К числу выдающихся произведений такого рода относится «Большой саккос» (облачение высшего духовного лица) митрополита Фотия из собрания Оружейной палаты.
В украшении металлических изделий московской работы рубежа XIV –XV веков характерно использование литых фигурок на изображениях явно живописного плана..
К числу уникальных творений эпохи Куликовской битвы относится деревянная скульптура святого Георгия, находящаяся в церкви Ризположения Московского Кремля.. Куликовская битва и победа, ставшая результатом значительного усиления Московского княжества, в свою очередь, оказала решающее воздействие на рост национального самосознания. Это выразилось в более пристальном внимании современников битвы к отечественной истории, к высоким образцам Киевской и Владимирской Руси. Не последнюю роль в совершенствовании профессионального мастерства московских ремесленников сыграли их устойчивые контакты с другими русскими землями и зарубежными странами. Вероятно, византийские умельцы из окружения митрополита Фотия, грека по происхождению, создали такие выдающиеся произведения, как «Малый саккос» оклады иконы «Владимирской богоматери» и Евангелия из Успенского собора.
Усиление связей со славянскими странами, наметившееся в конце XIV века, привело к появлению на Руси мастеров из балканских стран. Трудились они и в Москве. Болгарин митрополит Киприан написал ряд богословских произведений, Лазарь Сербин в 1404 г. на башне за Благовещенским собором установил часы – первые в столице княжества, а во второй половине XV в. официальным московским агиографом (создателем житий святых) был также серб Пахомий Лагофет. Возможно, о работе балканских ювелиров напоминает трехчастный складень 1412 г. с указание даты и имени его создателя – Лукиана.
Очень сложно определить вклад в московскую художественную культуру этого периода других русских земель. К редчайшим образцам такого рода можно отнести серебряный наконечник рогатины тверского князя Бориса Александровича. Годы правления князя (1426-1461) являются отправной точкой для определения времени создания рогатины.
Только активное творческое сотрудничество и соперничество разных художественных школ и направлений могли оказать решающее воздействие на очевидный качественный рост мастерства московских художников и ремесленников.
Эпоха Куликовской битвы стала для Московского Княжества временем серьезных испытаний и больших достижений. В этот период здесь формируются основы культуры русской народности, а сама столица получает международное признание всего восточнохристианского региона.
Оклад иконы Название: "Богоматерь Владимирская"
1410-1431
Место изготовления: Византия
Материал: золото, серебро
Техника: чеканка, скань
Размеры: Длина: 100,5 см
ширина: 70 см
Золото - 3050,00 г 958°
Серебро - 50,00 г 916°
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - золото,скань
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - Золото - 68,10 г 958°
Превосходным памятником сканого искусства начала XV века является оклад на икону Владимирской богоматери. Изящный рисунок скани, положенный на гладкий золотой фон, чередуется с чеканными изображениями «Праздников»
Оклад заказан Фотием по случаю его назначения московским митрополитом в 1410 году.В нижней части оклада можно разобрать заключенную в круг монограмму Фотия, написанную по-гречески. Фотий – грек по национальности, имел при своем кремлевском дворе мастерские, где работало много приезжих мастеров и где переплелись местные и византийские традиции, что способствовало появлению ряда превосходных памятников ювелирного искусства. | |
Оклад иконы Название: "Богоматерь Владимирская"
1410-1431
Место изготовления: Византия
Материал: золото, серебро
Техника: чеканка, скань
Размеры: Длина: 100,5 см
ширина: 70 см
Золото - 3050,00 г 958°
Серебро - 50,00 г 916°
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - золото,скань
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - Золото - 68,10 г 958°
Превосходным памятником сканого искусства начала XV века является оклад на икону Владимирской богоматери. Изящный рисунок скани, положенный на гладкий золотой фон, чередуется с чеканными изображениями «Праздников»
Оклад заказан Фотием по случаю его назначения московским митрополитом в 1410 году.В нижней части оклада можно разобрать заключенную в круг монограмму Фотия, написанную по-гречески. Фотий – грек по национальности, имел при своем кремлевском дворе мастерские, где работало много приезжих мастеров и где переплелись местные и византийские традиции, что способствовало появлению ряда превосходных памятников ювелирного искусства. |
Икона. "Спас Ярое Око"
Название иконы в качестве ее собственного наименования возникло в среде иконописцев, но позднее перешло на иконографические повторения иконы., XIV в., Россия, Москва, Дерево, паволока, левкас, темпера яичная | |
Икона. "Спас Ярое Око"
Название иконы в качестве ее собственного наименования возникло в среде иконописцев, но позднее перешло на иконографические повторения иконы., XIV в., Россия, Москва, Дерево, паволока, левкас, темпера яичная |
Шапка Мономаха
с стеганой скуфьей и каркасом.
Конец XIII - начало XIV вв.
Место изготовления: Восток
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, бархат, атлас, мех
Техника: литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка, эмаль
Размеры: Высота: 18,6 см (без окола)
диаметр: 19,8 см
Золото - 630,00 г 958°
Серебро - 88,00 г 750°
Рубины - 2шт. 25,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 25,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 50,00 кар. (белый)
Изумруды - 4шт. 27,00 кар.
Жемчуг - 25шт. 50,00 кар.
Жемчуг - 7шт. 55,00 кар.
К числу самых древних регалий относится царский венец знаменитая "Шапка Мономаха". Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается "шапка золотая". Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа "шапкой Мономаха". Согласно официальной государственной теории этот дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. | |
Шапка Мономаха
с стеганой скуфьей и каркасом.
Конец XIII - начало XIV вв.
Место изготовления: Восток
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, бархат, атлас, мех
Техника: литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка, эмаль
Размеры: Высота: 18,6 см (без окола)
диаметр: 19,8 см
Золото - 630,00 г 958°
Серебро - 88,00 г 750°
Рубины - 2шт. 25,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 25,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 50,00 кар. (белый)
Изумруды - 4шт. 27,00 кар.
Жемчуг - 25шт. 50,00 кар.
Жемчуг - 7шт. 55,00 кар.
К числу самых древних регалий относится царский венец знаменитая "Шапка Мономаха". Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается "шапка золотая". Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа "шапкой Мономаха". Согласно официальной государственной теории этот дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. |
Икона. "Богоматерь Владимирская"
Конец XIV - начало XV в., Россия, Москва. Дерево, паволока, левкас, темпера яичная | |
Икона. "Богоматерь Владимирская"
Конец XIV - начало XV в., Россия, Москва. Дерево, паволока, левкас, темпера яичная |
Икона Название: "Богоматерь" (из деисусного ряда)
Автор: Феофан Грек
1405
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Размеры: 210,0 х 109,0 х 3,2 см
Среди деисусных икон самое сильное впечатление производит икона «Богоматерь» Это хорошо сохранившееся произведение дает наиболее полное представление о мастерстве художника, занимавшего бесспорно ведущие позиции в создании иконостаса. | |
Икона Название: "Богоматерь" (из деисусного ряда)
Автор: Феофан Грек
1405
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Размеры: 210,0 х 109,0 х 3,2 см
Среди деисусных икон самое сильное впечатление производит икона «Богоматерь» Это хорошо сохранившееся произведение дает наиболее полное представление о мастерстве художника, занимавшего бесспорно ведущие позиции в создании иконостаса. |
Икона "Преображение" (The Transfiguration) (из праздничного ряда)
Автор: Андрей Рублев
Начало XV в.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: 80,5 х 61,0 х 3,0 см
Едва ли не самым ярким памятником праздничного чина Благовещенского собора следует признать икону «Преображение». | |
Икона "Преображение" (The Transfiguration) (из праздничного ряда)
Автор: Андрей Рублев
Начало XV в.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: 80,5 х 61,0 х 3,0 см
Едва ли не самым ярким памятником праздничного чина Благовещенского собора следует признать икону «Преображение». |
Икона Название: "Архангел Михаил с деяниями ангелов"
местный ряд
Конец XIV в.-начало XVв.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера, резьба по левкасу, золочение
Размеры: Размеры: 235,5 х 182
Как не велико было влияние Феофана Грека и особенно Андрея Рублева на художественную жизнь Москвы конца XIV – начала XV вв., оно не определяло всего многообразия ее изобразительного искусства. Рядом с этими признанными мастерами работали художники, чей творческий почерк отличался своей самостоятельностью. Именно таким художником был создатель иконы «Архангел Михаил с деяниями». Находящейся в иконостасе Архангельского собора. ЕЕ высокий художественный уровень не вызывает сомнения.
О времени написания икны существуют две версии. Первая основана на легенде о явлении архангела княгине Евдокии- вдове великого князя Дмитрия Донского, что и побудило ее заказать икону для церкви Рождества Богоматери. Позже икона была перенесена в Архангельский собор. Согласно иной точки зрения, икона «Архангел Михаил» была создана в период росписи Архангельского собора в 1399г (руководителем этих работ был Феофан Грек) как храмовый образ. В пользу второго мнения говорит огромная величина иконы, явно несоразмерная маленькой церкви Рождества. Датирование памятника 1399 г. и его предназначение для второго по величине храма в Кремле представляется более предпочтительным. | |
Икона Название: "Архангел Михаил с деяниями ангелов"
местный ряд
Конец XIV в.-начало XVв.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера, резьба по левкасу, золочение
Размеры: Размеры: 235,5 х 182
Как не велико было влияние Феофана Грека и особенно Андрея Рублева на художественную жизнь Москвы конца XIV – начала XV вв., оно не определяло всего многообразия ее изобразительного искусства. Рядом с этими признанными мастерами работали художники, чей творческий почерк отличался своей самостоятельностью. Именно таким художником был создатель иконы «Архангел Михаил с деяниями». Находящейся в иконостасе Архангельского собора. ЕЕ высокий художественный уровень не вызывает сомнения.
О времени написания икны существуют две версии. Первая основана на легенде о явлении архангела княгине Евдокии- вдове великого князя Дмитрия Донского, что и побудило ее заказать икону для церкви Рождества Богоматери. Позже икона была перенесена в Архангельский собор. Согласно иной точки зрения, икона «Архангел Михаил» была создана в период росписи Архангельского собора в 1399г (руководителем этих работ был Феофан Грек) как храмовый образ. В пользу второго мнения говорит огромная величина иконы, явно несоразмерная маленькой церкви Рождества. Датирование памятника 1399 г. и его предназначение для второго по величине храма в Кремле представляется более предпочтительным. |
Иконостас Благовещенского собора
В иконостасе Благовещенского собора насчитывается двадцать пять икон конца XIV -начала XVвв. Из них четырнадцать праздничных и одиннадцать деисусных. Причем иконы Деисуса в большей или меньшей степенью ассоциируются с мастерской Феофана Грека.
Праздничные и деисусные иконы, вместе с иконами «местного» ряда (т.е. наиболее чтимыми в данном храме) и пророческими, составляли так называемый высокий иконостас. Наиболее ранний образец такого иконостаса представлен именно в Благовещенском соборе. | |
Иконостас Благовещенского собора
В иконостасе Благовещенского собора насчитывается двадцать пять икон конца XIV -начала XVвв. Из них четырнадцать праздничных и одиннадцать деисусных. Причем иконы Деисуса в большей или меньшей степенью ассоциируются с мастерской Феофана Грека.
Праздничные и деисусные иконы, вместе с иконами «местного» ряда (т.е. наиболее чтимыми в данном храме) и пророческими, составляли так называемый высокий иконостас. Наиболее ранний образец такого иконостаса представлен именно в Благовещенском соборе. |
Рогатина Середина XV в.
Место изготовления: Россия, Тверь
Материал: серебро, сталь булатная
Техника: ковка, резьба, золочение
Размеры: Длина общая: 46 см
Серебро - 125,00 г 875°
Рогатина середины XV века – один из древнейших образцов холодного древкового оружия данного типа. Тяжелое копье с массивным листовидным боевым наконечником являлось массовым оружием древнерусской пехоты, но могло также использоваться и для охоты. Наконечник рогатины выполнен из высококачественной стали. Трубка окована листовым серебром и украшена гравированными изображениями и декоративной надписью, содержащей имя владельца – великого князя Бориса Александровича, правившего в Твери с 1425 по 1461 год.
Несмотря на неоднократные попытки исследователей разгадать смысл изображений на рогатине, сделать это им пока не удалось, но все они сошлись во мнении, что она была одной из регалий тверского княжества. | |
Рогатина Середина XV в.
Место изготовления: Россия, Тверь
Материал: серебро, сталь булатная
Техника: ковка, резьба, золочение
Размеры: Длина общая: 46 см
Серебро - 125,00 г 875°
Рогатина середины XV века – один из древнейших образцов холодного древкового оружия данного типа. Тяжелое копье с массивным листовидным боевым наконечником являлось массовым оружием древнерусской пехоты, но могло также использоваться и для охоты. Наконечник рогатины выполнен из высококачественной стали. Трубка окована листовым серебром и украшена гравированными изображениями и декоративной надписью, содержащей имя владельца – великого князя Бориса Александровича, правившего в Твери с 1425 по 1461 год.
Несмотря на неоднократные попытки исследователей разгадать смысл изображений на рогатине, сделать это им пока не удалось, но все они сошлись во мнении, что она была одной из регалий тверского княжества. |
Морозовское Евангелие
Автор: Мастер круга Андрея Рублева.
Евангелие апракос рукописное, в окладе, золотом, чеканном, с драгоценными камнями
Москва
Начало XVв.
Материал: пергамент, дерево, ткань, золото, камни драгоценные, жемчуг, стекло, серебро
Техника: чеканка, скань, эмаль, шитье
Размеры: Длина: 39,0 см
ширина: 34,0 см
Золото - 2355,00 г 958°
Серебро - 4,60 г 875°
верхняя доска -
Сапфиры - 30шт. 250,00 кар.
Изумруды - 4шт. 30,00 кар.
Турмалины - 9шт. 7,00 г
Стекла - 4шт. б/ц шт.
крест - Альмандины - 4шт. 0,50 г
Стекло - 1шт. б/ц
подзоры -
Жемчуг - 110,00 г.
Рукописное Евангелие в золотом окладе, возможно, было создано в начале XV века по заказу митрополита Фотия для древнего Успенского собора Кремля. Его оклад украшает необычная и сложная композиция, которая в дальнейшем не повторялась, а также виртуозно исполненный сканый узор и чеканка. Сама рукопись известна своими искусно выполненными инициалами, заставками и миниатюрами. Предполагают, что их авторами были мастера круга Андрея Рублева – величайшего художника Древней Руси.
В XVII веке это единственное в собрании музея Евангелие на пергамене было реставрировано по распоряжению боярина Морозова, видного политического деятеля и воспитателя царя Алексея Михайловича. Так уникальный памятник вошел в историю под названием «Морозовское Евангелие». | |
Морозовское Евангелие
Автор: Мастер круга Андрея Рублева.
Евангелие апракос рукописное, в окладе, золотом, чеканном, с драгоценными камнями
Москва
Начало XVв.
Материал: пергамент, дерево, ткань, золото, камни драгоценные, жемчуг, стекло, серебро
Техника: чеканка, скань, эмаль, шитье
Размеры: Длина: 39,0 см
ширина: 34,0 см
Золото - 2355,00 г 958°
Серебро - 4,60 г 875°
верхняя доска -
Сапфиры - 30шт. 250,00 кар.
Изумруды - 4шт. 30,00 кар.
Турмалины - 9шт. 7,00 г
Стекла - 4шт. б/ц шт.
крест - Альмандины - 4шт. 0,50 г
Стекло - 1шт. б/ц
подзоры -
Жемчуг - 110,00 г.
Рукописное Евангелие в золотом окладе, возможно, было создано в начале XV века по заказу митрополита Фотия для древнего Успенского собора Кремля. Его оклад украшает необычная и сложная композиция, которая в дальнейшем не повторялась, а также виртуозно исполненный сканый узор и чеканка. Сама рукопись известна своими искусно выполненными инициалами, заставками и миниатюрами. Предполагают, что их авторами были мастера круга Андрея Рублева – величайшего художника Древней Руси.
В XVII веке это единственное в собрании музея Евангелие на пергамене было реставрировано по распоряжению боярина Морозова, видного политического деятеля и воспитателя царя Алексея Михайловича. Так уникальный памятник вошел в историю под названием «Морозовское Евангелие». |
Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.) (Большой)
Атлас - Византия, начало XV в.
Шитье - Византия. 1414 - 1417 гг.
Декоративное шитье на подольнике - Россия. XVI в.
Материал: серебро, атлас, бархат, тафта, нить волоченая золотная, нить волоченая серебряная, нити шелковые, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Длина: 135,0 см
ширина в плечах: 112,0 см (с рукавами)
Серебро - 200,00 г 875°
Жемчуг - 4025,00 г.
Ведущее положение живописи в русской художественной культуре этого времени оказало сильное воздействие на развитие декоративно-прикладного искусства. Яркими примерами тому являются памятники лицевого и золотного шитья. К числу выдающихся произведений такого рода относится «Большой саккос» митрополита Фотия.Сшитый из византийского голубого атласа он был пышно украшен более чем ста изображениями персонажей библейской истории и «портретами» современных политических деятелей: великого князя Василия Дмитриевича, его жены Софьи Витовтовны, княжны Анны и ее мужа, наследника византийского императорского престола Иоанна Палеолога. Силуэты фигур обозначены обнизями из мелкого речного жемчуга. | |
Саккос митрополита Фотия (1408-1431гг.) (Большой)
Атлас - Византия, начало XV в.
Шитье - Византия. 1414 - 1417 гг.
Декоративное шитье на подольнике - Россия. XVI в.
Материал: серебро, атлас, бархат, тафта, нить волоченая золотная, нить волоченая серебряная, нити шелковые, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Длина: 135,0 см
ширина в плечах: 112,0 см (с рукавами)
Серебро - 200,00 г 875°
Жемчуг - 4025,00 г.
Ведущее положение живописи в русской художественной культуре этого времени оказало сильное воздействие на развитие декоративно-прикладного искусства. Яркими примерами тому являются памятники лицевого и золотного шитья. К числу выдающихся произведений такого рода относится «Большой саккос» митрополита Фотия.Сшитый из византийского голубого атласа он был пышно украшен более чем ста изображениями персонажей библейской истории и «портретами» современных политических деятелей: великого князя Василия Дмитриевича, его жены Софьи Витовтовны, княжны Анны и ее мужа, наследника византийского императорского престола Иоанна Палеолога. Силуэты фигур обозначены обнизями из мелкого речного жемчуга. |
Скульптура (горельеф) "Святой Георгий воин"
Конец XIV-начало XV вв.(?)
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера яичная, резьба
Размеры: Высота: 170 см
ширина: 70 см
толщина: 22 Найден в 1919г. на чердаке Синодальной конторы в Московском Кремле
К числу уникальных памятников эпохи Куликовской битвы относится деревянная фигура святого Георгия, находящаяся в экспозиции церкви Ризположения. Несмотря на большие утраты скульптура и в нынешнем состоянии дает представление о своем первоначальном виде. В подобной позе изображаются в древнерусской живописи святые воины: в полный рост с копьем в правой руке и щитом в левой. Фигура воина была прикреплена к плоской доске и поставлена в киот, в каких обычно находились наиболее чтимые иконы Таким образом, данная скульптура являлась своеобразной иконой. Обращение к образам святых воинов очень показательно для художественной культура Руси XIV - начала XV в.. | |
Скульптура (горельеф) "Святой Георгий воин"
Конец XIV-начало XV вв.(?)
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера яичная, резьба
Размеры: Высота: 170 см
ширина: 70 см
толщина: 22 Найден в 1919г. на чердаке Синодальной конторы в Московском Кремле
К числу уникальных памятников эпохи Куликовской битвы относится деревянная фигура святого Георгия, находящаяся в экспозиции церкви Ризположения. Несмотря на большие утраты скульптура и в нынешнем состоянии дает представление о своем первоначальном виде. В подобной позе изображаются в древнерусской живописи святые воины: в полный рост с копьем в правой руке и щитом в левой. Фигура воина была прикреплена к плоской доске и поставлена в киот, в каких обычно находились наиболее чтимые иконы Таким образом, данная скульптура являлась своеобразной иконой. Обращение к образам святых воинов очень показательно для художественной культура Руси XIV - начала XV в.. |
Икона Название: "Петр и Павел"
Конец XIV-начало XV вв.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 196 см
ширина: 138 см
Существует мнение, что в 90-е годы XIV в., в начальный период своего пребывания в Москве, Феофан написал икону «Апостолы Петр и Павел»( экспонируется в Успенском соборе), представляющую близкую аналогию деисусному изображению Павла | |
Икона Название: "Петр и Павел"
Конец XIV-начало XV вв.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, паволока, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Высота: 196 см
ширина: 138 см
Существует мнение, что в 90-е годы XIV в., в начальный период своего пребывания в Москве, Феофан написал икону «Апостолы Петр и Павел»( экспонируется в Успенском соборе), представляющую близкую аналогию деисусному изображению Павла |
Картина Портрет князя Дмитрия Иоанновича Донского
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 76,0 см
Правил с 1359 по 1389 г | |
Картина Портрет князя Дмитрия Иоанновича Донского
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 76,0 см
Правил с 1359 по 1389 г |
Собор Чуда Архангела Михаила.
1365 г.
Реконструкция | |
Собор Чуда Архангела Михаила.
1365 г.
Реконструкция |
Дынька портала
1501-1503
Место изготовления: Москва
Материал: камень белый, покраска
Техника: теска, резьба
Размеры: Высота: 26,5 см
ширина: 21,0 см
толщина: 29,0 см
Фрагмент портала Собора Чуда Архангела Михаила, возведенного итальянскими мастерами. | |
Дынька портала
1501-1503
Место изготовления: Москва
Материал: камень белый, покраска
Техника: теска, резьба
Размеры: Высота: 26,5 см
ширина: 21,0 см
толщина: 29,0 см
Фрагмент портала Собора Чуда Архангела Михаила, возведенного итальянскими мастерами. |
Вид на Чудов монастырь
В 13965 г. митрополит Алексий основал в Кремле Чудов монастырь. Он заложил в монастыре каменную церковь, завещав похоронить себя возле нее. Однако. Дмитрий Донской счел это недостойным святителя и положил его останки в Благовещенском приделе собора Чуда Архангела Михаила В 1431 г. своды и стены древнего храма рухнули, раздавив гробницу Алексия. Собор вскоре отстроили вновь, а в 1501-1503 гг. его сменил другой храм, возведенный итальянскими мастерами. Мощи святителя Алексия перенесли в Алексеевскую церковь, сооруженную в 1483 г.
При монастыре существовало училище, где обучались дети вельмож. Предполагают, что Дмитрий Самозванец был монахом Чудова монастыря. Здесь принял постриг «боярский царь» Василий Шуйский. | |
Вид на Чудов монастырь
В 13965 г. митрополит Алексий основал в Кремле Чудов монастырь. Он заложил в монастыре каменную церковь, завещав похоронить себя возле нее. Однако. Дмитрий Донской счел это недостойным святителя и положил его останки в Благовещенском приделе собора Чуда Архангела Михаила В 1431 г. своды и стены древнего храма рухнули, раздавив гробницу Алексия. Собор вскоре отстроили вновь, а в 1501-1503 гг. его сменил другой храм, возведенный итальянскими мастерами. Мощи святителя Алексия перенесли в Алексеевскую церковь, сооруженную в 1483 г.
При монастыре существовало училище, где обучались дети вельмож. Предполагают, что Дмитрий Самозванец был монахом Чудова монастыря. Здесь принял постриг «боярский царь» Василий Шуйский. |
Собор Чуда Архангела Михаила.
1365 г.
Фотография начала XX в.
В соборе Чудова монастыря крестили царских детей. Патриарх Филарет нарек там имя царю Алексею Михайловичу. Питирим – Петру I | |
Собор Чуда Архангела Михаила.
1365 г.
Фотография начала XX в.
В соборе Чудова монастыря крестили царских детей. Патриарх Филарет нарек там имя царю Алексею Михайловичу. Питирим – Петру I |
Церковь Рождества Богоматери 1393 г
По мере роста и расширения княжеского дворца в нем появлялись леревянные и каменные домовые церкви. В 1393 – 1394 гг. вдова Дмитрия Донского княгиня Евдокия построила в память о супруге и о Куликовской победе каменный храм. Его посвятили Рождеству Богоматери, которое празднуется 8 (21) сентября – в день Куликовской битвы. При храме устроили придел праведного Лазаря. До строительства кремлевского Вознесенского монастыря здесь хоронили женщин княжеского семейства. | |
Церковь Рождества Богоматери 1393 г
По мере роста и расширения княжеского дворца в нем появлялись леревянные и каменные домовые церкви. В 1393 – 1394 гг. вдова Дмитрия Донского княгиня Евдокия построила в память о супруге и о Куликовской победе каменный храм. Его посвятили Рождеству Богоматери, которое празднуется 8 (21) сентября – в день Куликовской битвы. При храме устроили придел праведного Лазаря. До строительства кремлевского Вознесенского монастыря здесь хоронили женщин княжеского семейства. |
Благовещенский собор. Современный вид
Третий по значению собор Кремля – Благовещенский- был домовым великокняжеским храмом. По преданию, впервые он появился на кремлевском холме в конце XIII в. .Судя по археологическим раскопкам в 60-е годы XIV в., примерно тогда же, когда строился белокаменный Кремль Дмитрия Донского, деревянная церковь сменилась каменной – маленькой украшенной резьбой. Сын Дмитрия, Василий I, построил на ее месте больший храм, не пожалев фресок знаменитых художников Феофана Грека и Андрея Рублева | |
Благовещенский собор. Современный вид
Третий по значению собор Кремля – Благовещенский- был домовым великокняжеским храмом. По преданию, впервые он появился на кремлевском холме в конце XIII в. .Судя по археологическим раскопкам в 60-е годы XIV в., примерно тогда же, когда строился белокаменный Кремль Дмитрия Донского, деревянная церковь сменилась каменной – маленькой украшенной резьбой. Сын Дмитрия, Василий I, построил на ее месте больший храм, не пожалев фресок знаменитых художников Феофана Грека и Андрея Рублева |
Подклет Благовещенского собора.
Конец XIV
Белокаменная кладка
Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это – квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна | |
Подклет Благовещенского собора.
Конец XIV
Белокаменная кладка
Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это – квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна |
Потир
Начало XIII в., Владимиро-Суздальская Русь, Серебро, резьба, чеканка, канфарение, золочение, Вклад в Спасо-Преображенский собор г. Переяславля-Залесского князя Юрия Долгорукова | |
Потир
Начало XIII в., Владимиро-Суздальская Русь, Серебро, резьба, чеканка, канфарение, золочение, Вклад в Спасо-Преображенский собор г. Переяславля-Залесского князя Юрия Долгорукова |
Икона-складень
Мастер: Лукиан
1412
Место изготовления: Россия, Москва (?)
Материал: серебро, жемчуг
Техника: чернь, литье, чеканка, резьба, золочение
Размеры: Высота: 9,5 см
ширина: 6,5 см
Серебро - 233,00 г 875°
Жемчуг - 12шт. 0,80 г. | |
Икона-складень
Мастер: Лукиан
1412
Место изготовления: Россия, Москва (?)
Материал: серебро, жемчуг
Техника: чернь, литье, чеканка, резьба, золочение
Размеры: Высота: 9,5 см
ширина: 6,5 см
Серебро - 233,00 г 875°
Жемчуг - 12шт. 0,80 г. |
Икона-складень
Мастер: Лукиан
1412
Место изготовления: Россия, Москва (?)
Материал: серебро, жемчуг
Техника: чернь, литье, чеканка, резьба, золочение
Размеры: Высота: 9,5 см
ширина: 6,5 см
Серебро - 233,00 г 875°
Жемчуг - 12шт. 0,80 г. | |
Икона-складень
Мастер: Лукиан
1412
Место изготовления: Россия, Москва (?)
Материал: серебро, жемчуг
Техника: чернь, литье, чеканка, резьба, золочение
Размеры: Высота: 9,5 см
ширина: 6,5 см
Серебро - 233,00 г 875°
Жемчуг - 12шт. 0,80 г. |
|
|
|
| |