|
|
|
Установление Царской власти
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» обладает уникальной коллекцией произведений искусства, время создания которых связано с эпохой правления первого русского венчанного царя Ивана Грозного. Многие из них находятся в соборах Кремля, на своих исторических местах, другие хранятся в экспозиции Оружейной палаты или в фондах нашего музея.
В произведениях грозненского времени – иконах, лицевом шитье, изделиях златокузнецов сочетались высокое художественное качество и глубина постижения христианских истин.
Одной из важнейших идей времени была мысль о наследовании Русью прав сошедшей с исторической арены Византийской империи. «Идеологи» Московского царства последовательно доказывали, что все православные земли, потерявшие в реальности свою независимость, «соединились» в России, превратившейся в Святую Великую Русь. В 1547 году во главе ее стал венчанный на царство в соответствии с ритуалом византийских императоров святой царь, помазанник божий, Иван IV. Юный государь ощутил себя главным защитником не оскверненной инакомыслием древней христианской веры. Необходимость укоренения идеологии Московского царства, как в сознании самого царя, так и в глубинах народного самосознания потребовала разработки особой программы, в осуществлении которой не последняя роль отводилась изобразительному искусству. Целый ряд дошедших до нас документов XVI века свидетельствует о том, что впервые на государственном уровне наставники царя митрополит Макарий и священник Сильвестр разработали план создания произведений, программа которых была призвана служить утверждению новой идеологии. Для ее осуществления в Москве собрали мастеров из ведущих русских художественных центров. На протяжении десятилетия им удалось создать яркие, идеологически насыщенные памятники, в которых утверждалась святость царского рода, законность права Ивана IV на царский венец, идея богоизбранности русского народа и Русского государства, высокий авторитет Русской церкви как хранительницы истинной веры. Однако и в дальнейшем, на протяжении всего царствования Ивана Грозного, эти идеи продолжали развиваться, многократно повторяясь во вновь создаваемых произведениях и способствуя формированию характерного для России восприятия персоны царя как объекта религиозного поклонения.
Седло гусарское.
XVI в., Польша. Серебро, дерево, бархат, стекло, камни драгоценные, кожа, шелк, золото пряденое, резьба, аппликация, ткачество, шитье.
Подарок короля Сигизмунда III царю Борису Годунову | |
Седло гусарское.
XVI в., Польша. Серебро, дерево, бархат, стекло, камни драгоценные, кожа, шелк, золото пряденое, резьба, аппликация, ткачество, шитье.
Подарок короля Сигизмунда III царю Борису Годунову |
Моленное царское место (Мономахов трон)
1551.
Россия, Москва,
Дерево, левкас, атлас золотный, резьба по дереву, темпера яичная, ткачество.
Созданное в 1551 г., вскоре после принятия Иваном IV царского титула, Царское место представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся, подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей. Барельефы на трех боковых стенках иллюстрируют отрывок из «Сказания о князьях Владимирских», посвященный истории русских царских регалий, в том числе знаменитой Шапки Мономаха. Многофигурные сцены подробно повествуют о посылке царского венца византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу, также получившему прозвище Мономах. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул, его текст помещен на дверцах Царского места. | |
Моленное царское место (Мономахов трон)
1551.
Россия, Москва,
Дерево, левкас, атлас золотный, резьба по дереву, темпера яичная, ткачество.
Созданное в 1551 г., вскоре после принятия Иваном IV царского титула, Царское место представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся, подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей. Барельефы на трех боковых стенках иллюстрируют отрывок из «Сказания о князьях Владимирских», посвященный истории русских царских регалий, в том числе знаменитой Шапки Мономаха. Многофигурные сцены подробно повествуют о посылке царского венца византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу, также получившему прозвище Мономах. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул, его текст помещен на дверцах Царского места. |
Трон царя Ивана IV Грозного
Добавления - Россия. XVII - XIX вв
XVI в.
Изготовитель: Мастерская братьев Эмбриахи (?)
Место изготовления: Западная Европа, Италия
Материал: кость слоновая, цевка, медь (?), железо, бархат, парча, дерево
Техника: резьба, литье, золочение
Размеры: Высота: 138,0 см
ширина: 64,0 см
Серебро - 40,00 г 990° (ткань, кисти)
Трон середины XVI века - произведение итальянского Ренессанса. Белоснежный и подчеркнуто устойчивый, он выполнен из дерева и облицован резными пластинами слоновой и моржовой кости. Пластины украшены разнообразными сюжетами - библейского, исторического, мифологического, героического и бытового содержания. Предполагается, что трон был выполнен западными мастерами для юного царя Ивана IV, венчавшегося на царство в 1547 году в возрасте 17 лет. История костяного трона хорошо прослеживается документально. Известно, что трон неоднократно поновляли, ветхие пластины заменяли новыми, рельефные изображения на которых выполняли уже русские резчики | |
Трон царя Ивана IV Грозного
Добавления - Россия. XVII - XIX вв
XVI в.
Изготовитель: Мастерская братьев Эмбриахи (?)
Место изготовления: Западная Европа, Италия
Материал: кость слоновая, цевка, медь (?), железо, бархат, парча, дерево
Техника: резьба, литье, золочение
Размеры: Высота: 138,0 см
ширина: 64,0 см
Серебро - 40,00 г 990° (ткань, кисти)
Трон середины XVI века - произведение итальянского Ренессанса. Белоснежный и подчеркнуто устойчивый, он выполнен из дерева и облицован резными пластинами слоновой и моржовой кости. Пластины украшены разнообразными сюжетами - библейского, исторического, мифологического, героического и бытового содержания. Предполагается, что трон был выполнен западными мастерами для юного царя Ивана IV, венчавшегося на царство в 1547 году в возрасте 17 лет. История костяного трона хорошо прослеживается документально. Известно, что трон неоднократно поновляли, ветхие пластины заменяли новыми, рельефные изображения на которых выполняли уже русские резчики |
Цепь гремячая
XVII в.,
Россия, Москва.
Мастерские Конюшенного приказа,
Серебро, железо, медь, золочение, чеканка. | |
Цепь гремячая
XVII в.,
Россия, Москва.
Мастерские Конюшенного приказа,
Серебро, железо, медь, золочение, чеканка. |
Шапка Казанская
Москва, мастерские Кремля (?), 1553 (?)
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех соболя; чеканка, литье, резьба, чернь Дл. окружности 65, в. 24,8 Музеи Московского Кремля, инв. № Р–4/1–2
Шапка Казанская, один из древнейших царских венцов России, относилась к важнейшим государственным реликвиям, история которых неразрывно связана с развитием и становлением российской государственности. Традиция, согласно которой золотой венец называется Шапкой Казанской, или «Шапкой казанского царя Симеона», восходит к описям царской казны XVII в., самая древняя из которых относится к 1642 г. Казанский царь Симеон, упоминаемый в описях, – это Едигер, последний правитель Казанского ханства. После взятия Казани в 1553 г. русскими войсками под предводительством царя Ивана Грозного хан Едигер был привезен в Москву, где поступил на службу к русскому царю и был крещен с именем Симеон.
В документах XVII в. нет указаний на то, каким образом золотая шапка попала в царскую казну. Происходит из основного собрания Оружейной палаты
В литературе XIX в. появляются две дожившие до настоящего времени версии о происхождении венца. Согласно одной из них, «татарский» венец был сделан в Казани и привезен в Москву вместе с пленным ханом как военный трофей. По второй версии, которая кажется более вероятной, венец был создан в Москве кремлевскими ювелирами по указу Ивана Грозного в память о победе над Казань. О московском происхождении памятника свидетельствует ряд особенностей его оформления – например, использование черни на золоте, присутствие в орнаменте изящных растительных мотивов и цветочных розеток с прозрачной красной эмалью, находящих аналогии и в других столичных изделиях этого периода. Однако восточная в своей основе форма Шапки Казанской с ее пластинчатой тульей и округлым навершием, опоясывающие тулью лотосовидные «городки», характерное для искусства Востока сочетание красных и голубых камней указывают на то, что в работе над ней принимали участие восточные ювелиры, прибывшие в Москву в свите казанского хана, как отмечают источники. Каким бы ни было происхождение Шапки Казанской, она была и остается одним из раритетов истории России и символом ее воинской славы. | |
Шапка Казанская
Москва, мастерские Кремля (?), 1553 (?)
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех соболя; чеканка, литье, резьба, чернь Дл. окружности 65, в. 24,8 Музеи Московского Кремля, инв. № Р–4/1–2
Шапка Казанская, один из древнейших царских венцов России, относилась к важнейшим государственным реликвиям, история которых неразрывно связана с развитием и становлением российской государственности. Традиция, согласно которой золотой венец называется Шапкой Казанской, или «Шапкой казанского царя Симеона», восходит к описям царской казны XVII в., самая древняя из которых относится к 1642 г. Казанский царь Симеон, упоминаемый в описях, – это Едигер, последний правитель Казанского ханства. После взятия Казани в 1553 г. русскими войсками под предводительством царя Ивана Грозного хан Едигер был привезен в Москву, где поступил на службу к русскому царю и был крещен с именем Симеон.
В документах XVII в. нет указаний на то, каким образом золотая шапка попала в царскую казну. Происходит из основного собрания Оружейной палаты
В литературе XIX в. появляются две дожившие до настоящего времени версии о происхождении венца. Согласно одной из них, «татарский» венец был сделан в Казани и привезен в Москву вместе с пленным ханом как военный трофей. По второй версии, которая кажется более вероятной, венец был создан в Москве кремлевскими ювелирами по указу Ивана Грозного в память о победе над Казань. О московском происхождении памятника свидетельствует ряд особенностей его оформления – например, использование черни на золоте, присутствие в орнаменте изящных растительных мотивов и цветочных розеток с прозрачной красной эмалью, находящих аналогии и в других столичных изделиях этого периода. Однако восточная в своей основе форма Шапки Казанской с ее пластинчатой тульей и округлым навершием, опоясывающие тулью лотосовидные «городки», характерное для искусства Востока сочетание красных и голубых камней указывают на то, что в работе над ней принимали участие восточные ювелиры, прибывшие в Москву в свите казанского хана, как отмечают источники. Каким бы ни было происхождение Шапки Казанской, она была и остается одним из раритетов истории России и символом ее воинской славы. |
Шапка Ерихонская Княза Федора Ивановича Мстиславого
Турция, XVI в.
Булатная сталь, серебро, драгоценные камни, ткань; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба
Дм. 21,3
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Владелец шапки, князь Федор Иванович Мстиславский (умер в 1622 г.), был одним из виднейших политических и военных деятелей второй половины XVI – начала XVII в. Сын Ивана Федоровича и внук Федора Михайловича Мстиславского из рода Гедиминовичей, боярин с 1576 г., он был одним из крупнейших землевладельцев государства. После смерти бездетного царя Федора Ивановича рассматривался как возможный претендент на русский престол. В 1604–1605 гг. стоял во главе войска, отправленного Борисом Годуновым против Лжедмитрия I. Политический вес Ф.И. Мстиславского, его обширные связи помогли ему не только удержаться при Лжедмитрии I, но и сохранить пост главы Боярской думы. С падением в 1610 г. «боярского царя» Василия Шуйского Ф.И. Мстиславский возглавил так называемую Семибоярщину и участвовал в выработке договора об избрании русским царем Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. В 1613 г. снова рассматривался в качестве претендента на престол.
После смерти Ф.И. Мстиславского часть его огромного имущества поступила в казну, в том числе и ерихонская шапка. | |
Шапка Ерихонская Княза Федора Ивановича Мстиславого
Турция, XVI в.
Булатная сталь, серебро, драгоценные камни, ткань; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба
Дм. 21,3
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Владелец шапки, князь Федор Иванович Мстиславский (умер в 1622 г.), был одним из виднейших политических и военных деятелей второй половины XVI – начала XVII в. Сын Ивана Федоровича и внук Федора Михайловича Мстиславского из рода Гедиминовичей, боярин с 1576 г., он был одним из крупнейших землевладельцев государства. После смерти бездетного царя Федора Ивановича рассматривался как возможный претендент на русский престол. В 1604–1605 гг. стоял во главе войска, отправленного Борисом Годуновым против Лжедмитрия I. Политический вес Ф.И. Мстиславского, его обширные связи помогли ему не только удержаться при Лжедмитрии I, но и сохранить пост главы Боярской думы. С падением в 1610 г. «боярского царя» Василия Шуйского Ф.И. Мстиславский возглавил так называемую Семибоярщину и участвовал в выработке договора об избрании русским царем Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. В 1613 г. снова рассматривался в качестве претендента на престол.
После смерти Ф.И. Мстиславского часть его огромного имущества поступила в казну, в том числе и ерихонская шапка. |
Святой Иоанн Предтеча
Икона патрональная Москва, середина – вторая половина XVI в. Греческий мастер Дерево, левкас; темпера 152х44,5 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля1 Музеи Московского Кремля, инв. № Ж–519/1 Это самая древняя сохранившаяся до наших дней патрональная икона, созданная для Ивана Грозного. Изображающие святого соименника государя, такие иконы помещались в местном ряду иконостаса домового храма – Благовещенского собора, напротив царского моленного места, а после его смерти переносились в Архангельский собор и устанавливались в надгробном иконостасе. По-видимому. этот обычай возник именно в царствование Ивана Грозного | |
Святой Иоанн Предтеча
Икона патрональная Москва, середина – вторая половина XVI в. Греческий мастер Дерево, левкас; темпера 152х44,5 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля1 Музеи Московского Кремля, инв. № Ж–519/1 Это самая древняя сохранившаяся до наших дней патрональная икона, созданная для Ивана Грозного. Изображающие святого соименника государя, такие иконы помещались в местном ряду иконостаса домового храма – Благовещенского собора, напротив царского моленного места, а после его смерти переносились в Архангельский собор и устанавливались в надгробном иконостасе. По-видимому. этот обычай возник именно в царствование Ивана Грозного |
Святой Иоанн Предтеча
Икона
из иконостаса придела "Вход в Иерусалим" Благовещенского собора
60-е гг XVI в.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас, серебро
Техника: темпера яичная, басма, скань, золочение, ковка
Размеры: 100,0 х 75,0 х 2,5 см
Серебро - 1200,00 г 875°
Иконографический тип Иоанна Предтечи – аскета и отшельника – получает самое широкое распространение в искусстве Московского царства XVI в. Особенно это заметно в правление Ивана IV, чьим небесным покровителем был Иоанн Предтеча | |
Святой Иоанн Предтеча
Икона
из иконостаса придела "Вход в Иерусалим" Благовещенского собора
60-е гг XVI в.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас, серебро
Техника: темпера яичная, басма, скань, золочение, ковка
Размеры: 100,0 х 75,0 х 2,5 см
Серебро - 1200,00 г 875°
Иконографический тип Иоанна Предтечи – аскета и отшельника – получает самое широкое распространение в искусстве Московского царства XVI в. Особенно это заметно в правление Ивана IV, чьим небесным покровителем был Иоанн Предтеча |
Икона с крестом и панагией
Москва, середина XVI в. – 1605; дополнения 1619–1621 (?)
Дерево, золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, скань, эмаль, чернь, резьба
28,3х9,7
Поступила из Благовещенского собора Московского Кремля в 1919 г.
Музеи Московского Кремля, инв. № МР–1059/1
В XVI–XVII вв. наперсный крест неизменно входил в состав предметов, используемых во время важнейших государственных церемоний. Венчание на царство русских государей всегда начиналось с возложения наперсного креста, что соответствует тексту легенды о привозе на Русь регалий Константина Мономаха митрополитом Эфесским Неофитом. Cогласно легенде император вручил митрополиту именно нагрудный крест.
В духовных грамотах московских великих князей и царей кресты занимают первое место в перечне драгоценных предметов. Ими прежде всего благословляли старшего из сыновей. Очевидно, ко времени создания легенды сформировалось отношение к драгоценному кресту, являвшемуся наследственной реликвией, не только как к религиозному символу, но и как к своего рода регалии. Авторы XIX в. считали, что именно он использовался во время венчания на царство, и называли его «Мономахов». В Описи Большому государеву наряду 1642 г икона с этим крестом стоит на первом месте.
В официальных документах крест подавался как дар византийского императора. Возможно, он был заново сделан для церемонии венчания Ивана Грозного. В Пространной редакции «Чина венчания Ивана IV» он называется «крест животворящее древо… что прислан греческим царем Константином Мономахом с Неофитом Эфесским».
О создании креста в середине XVI в. свидетельствует изящная золотая оправа со сканым, залитым эмалью узором. По размеру крест соответствует наперсному, но, в отличие от русских четырехконечных наперсных крестов, он шестиконечный. Возможно, мастера сознательно ориентировались на византийские кресты, и прежде всего на крест из Филофеевской ставротеки XII в., которая хранилась в казне московских великих князей | |
Икона с крестом и панагией
Москва, середина XVI в. – 1605; дополнения 1619–1621 (?)
Дерево, золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, скань, эмаль, чернь, резьба
28,3х9,7
Поступила из Благовещенского собора Московского Кремля в 1919 г.
Музеи Московского Кремля, инв. № МР–1059/1
В XVI–XVII вв. наперсный крест неизменно входил в состав предметов, используемых во время важнейших государственных церемоний. Венчание на царство русских государей всегда начиналось с возложения наперсного креста, что соответствует тексту легенды о привозе на Русь регалий Константина Мономаха митрополитом Эфесским Неофитом. Cогласно легенде император вручил митрополиту именно нагрудный крест.
В духовных грамотах московских великих князей и царей кресты занимают первое место в перечне драгоценных предметов. Ими прежде всего благословляли старшего из сыновей. Очевидно, ко времени создания легенды сформировалось отношение к драгоценному кресту, являвшемуся наследственной реликвией, не только как к религиозному символу, но и как к своего рода регалии. Авторы XIX в. считали, что именно он использовался во время венчания на царство, и называли его «Мономахов». В Описи Большому государеву наряду 1642 г икона с этим крестом стоит на первом месте.
В официальных документах крест подавался как дар византийского императора. Возможно, он был заново сделан для церемонии венчания Ивана Грозного. В Пространной редакции «Чина венчания Ивана IV» он называется «крест животворящее древо… что прислан греческим царем Константином Мономахом с Неофитом Эфесским».
О создании креста в середине XVI в. свидетельствует изящная золотая оправа со сканым, залитым эмалью узором. По размеру крест соответствует наперсному, но, в отличие от русских четырехконечных наперсных крестов, он шестиконечный. Возможно, мастера сознательно ориентировались на византийские кресты, и прежде всего на крест из Филофеевской ставротеки XII в., которая хранилась в казне московских великих князей |
Крест в ковчеге («Филофеевская ставротека»)
Византия, XII в.
Дерево, серебро; чеканка, золочение 20,5х17
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Музеи Московского Кремля, инв. № МЗ–1141
Ставротека была выполнена в Византии в XII веке для хранения самой дорогой христианской святыни – частиц креста, на котором был распят Иисус Христос. Считается, что она была привезена в Москву в XIV столетии, как дар византийского патриарха Филофея.
Ставротека, или как ее еще называли на Руси «Филофеевский крест», стала в Москве наиболее почитаемой родовой, а затем и государственной реликвией. В XV-XVI столетиях именно ею благословляли на великое княжение, а потом на царство старших сыновей и передавали по наследству как особо значимую царскую регалию.
Позже именно эта древняя святыня неизменно занимала почетное первое место во всех описях Оружейной палаты
Это один из древнейших сохранившихся «молебных крестов» московских государей, но по документам он прослеживается лишь с XVIII в. Как имеющий пространную греческую надпись он был отождествлен с упоминаемым в духовной грамоте Ивана III (1504) «Крестом животворящее древо в раце Цареградской».
С именем Филофея крест был впервые связан в 1861 г. директором Оружейной палаты А.Ф. Вельтманом, предположившим на основании посланий патриарха Филофея (Коккина) к митрополиту Алексию и русским князьям, что именно этот крест был привезен в Москву в 1354 г. митрополитом Алексием как благословение константинопольского патриарха великому князю Ивану Ивановичу | |
Крест в ковчеге («Филофеевская ставротека»)
Византия, XII в.
Дерево, серебро; чеканка, золочение 20,5х17
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Музеи Московского Кремля, инв. № МЗ–1141
Ставротека была выполнена в Византии в XII веке для хранения самой дорогой христианской святыни – частиц креста, на котором был распят Иисус Христос. Считается, что она была привезена в Москву в XIV столетии, как дар византийского патриарха Филофея.
Ставротека, или как ее еще называли на Руси «Филофеевский крест», стала в Москве наиболее почитаемой родовой, а затем и государственной реликвией. В XV-XVI столетиях именно ею благословляли на великое княжение, а потом на царство старших сыновей и передавали по наследству как особо значимую царскую регалию.
Позже именно эта древняя святыня неизменно занимала почетное первое место во всех описях Оружейной палаты
Это один из древнейших сохранившихся «молебных крестов» московских государей, но по документам он прослеживается лишь с XVIII в. Как имеющий пространную греческую надпись он был отождествлен с упоминаемым в духовной грамоте Ивана III (1504) «Крестом животворящее древо в раце Цареградской».
С именем Филофея крест был впервые связан в 1861 г. директором Оружейной палаты А.Ф. Вельтманом, предположившим на основании посланий патриарха Филофея (Коккина) к митрополиту Алексию и русским князьям, что именно этот крест был привезен в Москву в 1354 г. митрополитом Алексием как благословение константинопольского патриарха великому князю Ивану Ивановичу |
Кресты выносные запрестольные (пара)
Москва, мастерские Кремля, середина XVI в.
Дерево, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, стекла; литье, басма, резьба, чернь, золочение
118х64; 206х65,5
Происходят из Благовещенского собора Московского Кремля
Музеи Московского Кремля, инв. № МР–10064, МР–5961
Новый статус московского государя неизбежно повлек за собой большие изменения в придворном церемониале. Не случайно внимание к теме креста при первом русскои царе Иване IV, воспринимавшемся современниками как «новый Константин». С середины XVI в. в кремлевские чиновники вводятся новые празднества и торжественные шествия «со кресты». В связи с необходимостью подобающего оформления этих шествий, соединявших дворцовый храм со священным пространством всего стольного города, возможно, были заказаны эти исключительные по своему замыслу и мастерству исполнения предметы. Подобно процессионным крестам средневизантийского периода, использовавшимся в торжественных церемониях императорского двора, они должны были восприниматься как особо значимые символы.
Анализ сохранившихся вещественных и письменных источников показывает, что пара подобных предметов – явление уникальное в культуре русского Средневековья, хотя участие двух больших крестов в особых церковных процессиях известно со средневизантийского периода. Нельзя исключить изначальной принадлежности крестов Благовещенскому храму. Это доказывает, в частности, тот факт, что убранство некоторых богослужебных предметов собора, например, Евангелия в серебряном окладе 1568 г., типологически близко убору крестов и составляет с ними единый смысловой и художественный ансамбль. | |
Кресты выносные запрестольные (пара)
Москва, мастерские Кремля, середина XVI в.
Дерево, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, стекла; литье, басма, резьба, чернь, золочение
118х64; 206х65,5
Происходят из Благовещенского собора Московского Кремля
Музеи Московского Кремля, инв. № МР–10064, МР–5961
Новый статус московского государя неизбежно повлек за собой большие изменения в придворном церемониале. Не случайно внимание к теме креста при первом русскои царе Иване IV, воспринимавшемся современниками как «новый Константин». С середины XVI в. в кремлевские чиновники вводятся новые празднества и торжественные шествия «со кресты». В связи с необходимостью подобающего оформления этих шествий, соединявших дворцовый храм со священным пространством всего стольного города, возможно, были заказаны эти исключительные по своему замыслу и мастерству исполнения предметы. Подобно процессионным крестам средневизантийского периода, использовавшимся в торжественных церемониях императорского двора, они должны были восприниматься как особо значимые символы.
Анализ сохранившихся вещественных и письменных источников показывает, что пара подобных предметов – явление уникальное в культуре русского Средневековья, хотя участие двух больших крестов в особых церковных процессиях известно со средневизантийского периода. Нельзя исключить изначальной принадлежности крестов Благовещенскому храму. Это доказывает, в частности, тот факт, что убранство некоторых богослужебных предметов собора, например, Евангелия в серебряном окладе 1568 г., типологически близко убору крестов и составляет с ними единый смысловой и художественный ансамбль. |
Барельефы молельного места царя Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля
Москва, 1551
Московские и новгородские мастера
Дерево; резьба, темпера, позолота, серебрение
Каждый барельеф 43х70
Музеи Московского Кремля, инв. № ДК–1871
Монументальный цикл из двенадцати барельефов светского содержания украшает моленное (церковное) место царя Ивана Грозного в Успенском соборе Кремля.
Созданное в 1551 г., вскоре после принятия Иваном IV царского титула, Царское место представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся, подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей. Барельефы на трех боковых стенках иллюстрируют отрывок из «Сказания о князьях Владимирских», посвященный истории русских царских регалий, в том числе знаменитой Шапки Мономаха. Многофигурные сцены подробно повествуют о посылке царского венца византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу, также получившему прозвище Мономах. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул, его текст помещен на дверцах Царского места Барельефный цикл, украшающий моленное место русских царей, занимает совершенно особое положение в истории древнерусской пластики. Здесь впервые представлен исторический жанр. Для воплощения этого важнейшего государственного заказа была избрана техника резьбы по дереву. В артели мастеров, выполнявшей столь сложную работу, безусловно, существовало разделение труда. В ее состав входили плотники, резчики, позолотчики, художники, делавшие предварительные рисунки для барельефов (их называли знаменщиками). Русские резчики блестяще справились со своей задачей, создав произведение, воплотившее все богатство художественных приемов резьбы своего времени. Впечатление торжественности, праздничности и богатства довершала позолота в сочетании с росписью красной и синей красками. Сложные композиции барельефов по своему рисунку необычайно близки миниатюрам грандиозной исторической хроники времен Ивана Грозного – Лицевому летописному своду. Вероятно, знаменщиками барельефов были художники-миниатюристы, создатели иллюстраций Лицевого свод.
Барельефы Царского места являются самым ранним циклом иллюстраций «Сказания о князьях Владимирских» и выделяются полнотой и уникальностью своей иконографической программы. Причина этого – огромное значение, которое имело предание о дарах Мономаха в определенный период русской истории (1540-е–1560-е гг.) для решения вопроса о законности царского сана первого русского царя.
Представлены:
Четыре барельефа южной стенки Царского места, запечатлевших заключительные эпизоды Сказания: 1. Царь Константин передает послам царские регалии; 2. Проводы послов и их путешествие через море; 3. Царьградские послы приносят дары великому князю Владимиру и просят у него мира; 4. Митрополит Неофит венчает великого князя Владимира царским венцом. | |
Барельефы молельного места царя Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля
Москва, 1551
Московские и новгородские мастера
Дерево; резьба, темпера, позолота, серебрение
Каждый барельеф 43х70
Музеи Московского Кремля, инв. № ДК–1871
Монументальный цикл из двенадцати барельефов светского содержания украшает моленное (церковное) место царя Ивана Грозного в Успенском соборе Кремля.
Созданное в 1551 г., вскоре после принятия Иваном IV царского титула, Царское место представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся, подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей. Барельефы на трех боковых стенках иллюстрируют отрывок из «Сказания о князьях Владимирских», посвященный истории русских царских регалий, в том числе знаменитой Шапки Мономаха. Многофигурные сцены подробно повествуют о посылке царского венца византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу, также получившему прозвище Мономах. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул, его текст помещен на дверцах Царского места Барельефный цикл, украшающий моленное место русских царей, занимает совершенно особое положение в истории древнерусской пластики. Здесь впервые представлен исторический жанр. Для воплощения этого важнейшего государственного заказа была избрана техника резьбы по дереву. В артели мастеров, выполнявшей столь сложную работу, безусловно, существовало разделение труда. В ее состав входили плотники, резчики, позолотчики, художники, делавшие предварительные рисунки для барельефов (их называли знаменщиками). Русские резчики блестяще справились со своей задачей, создав произведение, воплотившее все богатство художественных приемов резьбы своего времени. Впечатление торжественности, праздничности и богатства довершала позолота в сочетании с росписью красной и синей красками. Сложные композиции барельефов по своему рисунку необычайно близки миниатюрам грандиозной исторической хроники времен Ивана Грозного – Лицевому летописному своду. Вероятно, знаменщиками барельефов были художники-миниатюристы, создатели иллюстраций Лицевого свод.
Барельефы Царского места являются самым ранним циклом иллюстраций «Сказания о князьях Владимирских» и выделяются полнотой и уникальностью своей иконографической программы. Причина этого – огромное значение, которое имело предание о дарах Мономаха в определенный период русской истории (1540-е–1560-е гг.) для решения вопроса о законности царского сана первого русского царя.
Представлены:
Четыре барельефа южной стенки Царского места, запечатлевших заключительные эпизоды Сказания: 1. Царь Константин передает послам царские регалии; 2. Проводы послов и их путешествие через море; 3. Царьградские послы приносят дары великому князю Владимиру и просят у него мира; 4. Митрополит Неофит венчает великого князя Владимира царским венцом. |
Евангелие в окладе
Рукопись – Москва, 1560-е; оклад – Москва, мастерские Кремля, 1568
Серебро, дерево, бархат; чеканка, скань, зернь, литье, золочение
33,5х 21
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
Музеи Московского Кремля, инв. № КН–33
Оклад 1568 г. по своей композиции является точной копией оклада Евангелия, вложенного в 1392 г. в Троице-Сергиев монастырь боярином Федором Кошкой. Однако подбор святых на окладах несколько различается. На наш взгляд, и выбор образца, и изменения, внесенные в оклад Евангелия по сравнению с оригиналом, отражают волю заказчика – царя Ивана Грозного – и имеют программный характер.
Святая Анастасия Римлянка – небесная покровительница царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, которая умерла в августе 1560 г. Летописи свидетельствуют, что царь не забывал свою первую жену, продолжая делать в память о ней богатые вклады в монастыри и церкви. Отец царицы Анастасии, Роман Юрьевич, происходил из старинного рода Захарьиных-Кошкиных, основателем которого был один из знатнейших вельмож XIV в. боярин Федор Кошка. Возможно, именно этот факт повлиял на то, что в качестве образца было выбрано Евангелие Федора Кошки, хранившееся в Троице-Сергиевом монастыре.
Преподобный Никита Переяславский – святой, исключительно почитавшийся и царем Иваном Грозным, и царицей Анастасией, так как рождение их сына царевича Ивана и его исцеление во младенчестве от тяжелой болезни приписывалось чудесному покровительству этого святого.
Константин Великий – римский император, основатель Византийской империи, при котором христианство приобрело статус государственной религии. Его изображение соотнесено с образами святых русских князей Владимира, Бориса и Глеба. Владимир – первый христианский правитель Руси, крестивший Русь. Его сыновья Борис и Глеб – первые в сонме святых Русской церкви. В них представители рода Рюриковичей видели своих заступников и молитвенников.
Для политической мысли Средневековья характерно уподобление правителей образу Константина Великого. Первым русским князем, объявленным «новым великим Константином», был святой Владимир (его изображение помещено на окладе точно под дробницей с фигурой императора). По мысли своих идеологов Иван IV как защитник православия и благочестия также выступал преемником Константина Великого1 и, соответственно, святого Владимира, который был еще в одном отношении весьма значимой фигурой для Ивана Грозного. В ответах князю Курбскому царь заявлял: «Самодержавства нашего начало от святого Владимира». | |
Евангелие в окладе
Рукопись – Москва, 1560-е; оклад – Москва, мастерские Кремля, 1568
Серебро, дерево, бархат; чеканка, скань, зернь, литье, золочение
33,5х 21
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
Музеи Московского Кремля, инв. № КН–33
Оклад 1568 г. по своей композиции является точной копией оклада Евангелия, вложенного в 1392 г. в Троице-Сергиев монастырь боярином Федором Кошкой. Однако подбор святых на окладах несколько различается. На наш взгляд, и выбор образца, и изменения, внесенные в оклад Евангелия по сравнению с оригиналом, отражают волю заказчика – царя Ивана Грозного – и имеют программный характер.
Святая Анастасия Римлянка – небесная покровительница царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, которая умерла в августе 1560 г. Летописи свидетельствуют, что царь не забывал свою первую жену, продолжая делать в память о ней богатые вклады в монастыри и церкви. Отец царицы Анастасии, Роман Юрьевич, происходил из старинного рода Захарьиных-Кошкиных, основателем которого был один из знатнейших вельмож XIV в. боярин Федор Кошка. Возможно, именно этот факт повлиял на то, что в качестве образца было выбрано Евангелие Федора Кошки, хранившееся в Троице-Сергиевом монастыре.
Преподобный Никита Переяславский – святой, исключительно почитавшийся и царем Иваном Грозным, и царицей Анастасией, так как рождение их сына царевича Ивана и его исцеление во младенчестве от тяжелой болезни приписывалось чудесному покровительству этого святого.
Константин Великий – римский император, основатель Византийской империи, при котором христианство приобрело статус государственной религии. Его изображение соотнесено с образами святых русских князей Владимира, Бориса и Глеба. Владимир – первый христианский правитель Руси, крестивший Русь. Его сыновья Борис и Глеб – первые в сонме святых Русской церкви. В них представители рода Рюриковичей видели своих заступников и молитвенников.
Для политической мысли Средневековья характерно уподобление правителей образу Константина Великого. Первым русским князем, объявленным «новым великим Константином», был святой Владимир (его изображение помещено на окладе точно под дробницей с фигурой императора). По мысли своих идеологов Иван IV как защитник православия и благочестия также выступал преемником Константина Великого1 и, соответственно, святого Владимира, который был еще в одном отношении весьма значимой фигурой для Ивана Грозного. В ответах князю Курбскому царь заявлял: «Самодержавства нашего начало от святого Владимира». |
Ковш
Принадлежал царю Ивану IV
Москва (?), мастерские Кремля (?), вторая половина XVI в.
Серебро; чеканка, резьба, оброн, эмаль, золочение
В. с ручкой 10,5, дл. с ручкой 23,5, в. стенок 7, ш. 15
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Серебряный ковш с глубокой полусферической чашей, с круглым поддоном и круглой мишенью на дне с изображением двуглавого орла под двумя коронами. Завершение ручки украшено растительным орнаментом в технике эмали по оброну. На ручке, по венцу и на тулове ковша в золоченой ленте гравирована надпись с пространным титулом Ивана VI: Б[О]ЖИЕЮ М[И]Л[О]СТИЮ Ц[А]РЬ И ВЕЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧЬ Г[О]С[У]Д[А]РЬ ВСЕЯ РУСИИ ВЛАДИМЕРСКИЙ, МОСКОВСКИЙ, НОВГОРОЦКИИ. Ц[А]РЬ КАЗАНСКИЙ, Ц[А]РЬ АСТРАХАНСКИИ. // ТВЕРСКИИ, ЮГОРСКИЙ // ПЕ(Р)МСКИЙ, ВЯЦКИЙ //БОЛГАРСКИЙ И ИНЫХЪ // Г[О]С[У]ДАРЬ И ВЕЛКИЙ КНЯ(З)[Ь]. // Г[О]С[У]ДАРЬ ПСКОВСКИЙ, ВЕ//ЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ СМОЛЕНСКИЙ // НОВАГОРОДА, НИЗОВСКИЕ ЗЕМЛИ, ЧЕРНИГОВСКИИ, РЯЗАНСКИИ, РОСТОВСКИИ, ЯРОСЛАВСКИИ, БЕЛОЗЕРСКИИ, УДОРСКИИ, ОБДОРСКИИ, КОНДИНСКИИ И ВСЕЯ СИБИРСКИЯ ЗЕМЛИ И СЕВЕРНЫЯ СТРАНЫ ПОВЕЛИТЕЛЬ И Г[О]С[У]ДАРЬ И ИНЫХ МНОГИХ.
На мишени на дне сосуда в технике оброна выполнена надпись с малым титулом Ивана IV: Б[О]ЖИЕЮ М[И]Л[О]СТИЮ Ц[А]РЬ И ВЕЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ Г[О]С[У]Д[А]РЬ ВСЕЯ РУСИИ. | |
Ковш
Принадлежал царю Ивану IV
Москва (?), мастерские Кремля (?), вторая половина XVI в.
Серебро; чеканка, резьба, оброн, эмаль, золочение
В. с ручкой 10,5, дл. с ручкой 23,5, в. стенок 7, ш. 15
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Серебряный ковш с глубокой полусферической чашей, с круглым поддоном и круглой мишенью на дне с изображением двуглавого орла под двумя коронами. Завершение ручки украшено растительным орнаментом в технике эмали по оброну. На ручке, по венцу и на тулове ковша в золоченой ленте гравирована надпись с пространным титулом Ивана VI: Б[О]ЖИЕЮ М[И]Л[О]СТИЮ Ц[А]РЬ И ВЕЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧЬ Г[О]С[У]Д[А]РЬ ВСЕЯ РУСИИ ВЛАДИМЕРСКИЙ, МОСКОВСКИЙ, НОВГОРОЦКИИ. Ц[А]РЬ КАЗАНСКИЙ, Ц[А]РЬ АСТРАХАНСКИИ. // ТВЕРСКИИ, ЮГОРСКИЙ // ПЕ(Р)МСКИЙ, ВЯЦКИЙ //БОЛГАРСКИЙ И ИНЫХЪ // Г[О]С[У]ДАРЬ И ВЕЛКИЙ КНЯ(З)[Ь]. // Г[О]С[У]ДАРЬ ПСКОВСКИЙ, ВЕ//ЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ СМОЛЕНСКИЙ // НОВАГОРОДА, НИЗОВСКИЕ ЗЕМЛИ, ЧЕРНИГОВСКИИ, РЯЗАНСКИИ, РОСТОВСКИИ, ЯРОСЛАВСКИИ, БЕЛОЗЕРСКИИ, УДОРСКИИ, ОБДОРСКИИ, КОНДИНСКИИ И ВСЕЯ СИБИРСКИЯ ЗЕМЛИ И СЕВЕРНЫЯ СТРАНЫ ПОВЕЛИТЕЛЬ И Г[О]С[У]ДАРЬ И ИНЫХ МНОГИХ.
На мишени на дне сосуда в технике оброна выполнена надпись с малым титулом Ивана IV: Б[О]ЖИЕЮ М[И]Л[О]СТИЮ Ц[А]РЬ И ВЕЛИКИЙ КН[Я]ЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ Г[О]С[У]Д[А]РЬ ВСЕЯ РУСИИ. |
Блюдо
Москва, мастерские Кремля, 1561
Золото; ковка, чеканка, чернь
Дм. 41,5, в. 3
Происходит из ризницы Троице-Сергиева монастыря. Поступило в Оружейную палату в 1928 г.
Музеи Московского Кремля, инв. № МР–1188
Золотое блюдо – один из самых великолепных памятников ювелирного искусства грозненской эпохи. Блюдо выковано из куска золота весом почти три килограмма и чеканено округлыми лопастями («ложками»). Чеканные «ложки», обрисованные по контуру выпуклым бортиком, динамично закрученные в основании и плавно округлые в завершении, уподобили дно блюда многолепестковой цветочной розетке.
На мишени блюда – черневое изображение двуглавого орла. По борту наведен чернью узор из плавно изогнутых стеблей трилистника. Среди орнамента расположены шесть клейм в виде свитков с черневой надписью: БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ БЛАГОЧЕСТИВАГО / ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА / ВАСИЛЬЕВИЧА ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ / ЗДЕЛАНО БЛЮДО БЛАГОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ / ВЕЛИКОИ КНЯГИНИ МАРЬИ / ЛЕТО В ШЕСТЬ ДЕСЕТ ДЕВЯТОГО [1560/1561].
В 1561 г. Иван Грозный женился вторично. Золотое блюдо было царским подарком, на котором невесте поднесли головной убор в соответствии с древнерусским свадебным ритуалом. Новой избранницей царя после смерти его первой жены Анастасии стала юная княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир Гуки. Перед свадьбой Кученей перешла в православие и приняла имя Мария. Второй брак царя продолжался восемь лет. В этом браке у Ивана Васильевича родился сын Василий, который умер младенцем. В 1569 г. умерла и сама царица, тяжело заболевшая во время поездки с мужем в Вологду. Золотое блюдо, свадебный подарок, царь вложил на «помин ее души» в Троице-Сергиев монастырь | |
Блюдо
Москва, мастерские Кремля, 1561
Золото; ковка, чеканка, чернь
Дм. 41,5, в. 3
Происходит из ризницы Троице-Сергиева монастыря. Поступило в Оружейную палату в 1928 г.
Музеи Московского Кремля, инв. № МР–1188
Золотое блюдо – один из самых великолепных памятников ювелирного искусства грозненской эпохи. Блюдо выковано из куска золота весом почти три килограмма и чеканено округлыми лопастями («ложками»). Чеканные «ложки», обрисованные по контуру выпуклым бортиком, динамично закрученные в основании и плавно округлые в завершении, уподобили дно блюда многолепестковой цветочной розетке.
На мишени блюда – черневое изображение двуглавого орла. По борту наведен чернью узор из плавно изогнутых стеблей трилистника. Среди орнамента расположены шесть клейм в виде свитков с черневой надписью: БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ БЛАГОЧЕСТИВАГО / ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА / ВАСИЛЬЕВИЧА ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ / ЗДЕЛАНО БЛЮДО БЛАГОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ / ВЕЛИКОИ КНЯГИНИ МАРЬИ / ЛЕТО В ШЕСТЬ ДЕСЕТ ДЕВЯТОГО [1560/1561].
В 1561 г. Иван Грозный женился вторично. Золотое блюдо было царским подарком, на котором невесте поднесли головной убор в соответствии с древнерусским свадебным ритуалом. Новой избранницей царя после смерти его первой жены Анастасии стала юная княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир Гуки. Перед свадьбой Кученей перешла в православие и приняла имя Мария. Второй брак царя продолжался восемь лет. В этом браке у Ивана Васильевича родился сын Василий, который умер младенцем. В 1569 г. умерла и сама царица, тяжело заболевшая во время поездки с мужем в Вологду. Золотое блюдо, свадебный подарок, царь вложил на «помин ее души» в Троице-Сергиев монастырь |
Шлем царевича Ивана Ивановича
Россия, 1557
Железо; ковка, чеканка, насечка золотом (сохранилась фрагментарно)
Дм. 18,3
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Музеи Московского Кремля, инв. № ОР–9
Этот шлем – уникальный образец русского оружейного искусства середины XVI в. – был откован и украшен в 1557 г. повелением Ивана Грозного для его трехлетнего сына царевича Ивана Ивановича. Об этом свидетельствует надпись в расположенных по венцу наголовья четырех продолговатых клеймах. Форма шлема – стрельчатая, с высоким шпилем для крепления флажка-яловца – типична для первой половины XVI столетия. Сохранившиеся по бокам шлема небольшие круглые отверстия свидетельствуют о том, что, возможно, к нему крепились пластинчатые науши. В документах XVI–XVII вв. наголовья назывались шеломами, или шоломами.
Имеющий прекрасную функциональную форму, шелом царевича Ивана Ивановича вместе с тем подчеркнуто декоративен. Его венец, судя по описаниям XVII в., был украшен насеченными золотом орнаментальными поясками и изображениями двуглавых орлов и львов. Золотом же насечена и надпись с изложением обстоятельств изготовления шлема
В середине XVI столетия, после венчания на царство первого русского царя Ивана IV, как свидетельствуют источники, в России сформировался парадный воинский церемониал, который начал складываться еще в XV– начале XVI в. Он состоял из целого ряда действ, включавших в себя литургии и молебны в соборах Московского Кремля, молитвенные обращения царя к православным святыням, а также смотры войск, предшествующие назначению воевод и вручнию им знамен и булав, и торжественные шествия по случаю начала и завершения военных походов.
История не сохранила для нас комплекта вооружения первого русского царя. Оружейная палата Ивана Грозного, из которой, по словам современников, можно было вооружить десятки тысяч всадников, была полностью утрачена в период Смутного времени. Однако в Оружейной палате Кремля хранятся уникальные памятники русского и восточного вооружения, принадлежавшие ближайшему окружению Ивана Грозного, в частности боярину Богдану Яковлевичу Бельскому и князю Федору Ивановичу Мстиславскому, а также его отцу и деду. В разное время представители этой знатной фамилии занимали высшие посты в иерархии русского двора и выполняли обязанности главнокомандующих во время военных походов. Оружие, принадлежавшее им, оказалось в царской казне в начале XVII столетия и продолжало использоваться русскими самодержцами для оформления торжественных воинских церемониалов | |
Шлем царевича Ивана Ивановича
Россия, 1557
Железо; ковка, чеканка, насечка золотом (сохранилась фрагментарно)
Дм. 18,3
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Музеи Московского Кремля, инв. № ОР–9
Этот шлем – уникальный образец русского оружейного искусства середины XVI в. – был откован и украшен в 1557 г. повелением Ивана Грозного для его трехлетнего сына царевича Ивана Ивановича. Об этом свидетельствует надпись в расположенных по венцу наголовья четырех продолговатых клеймах. Форма шлема – стрельчатая, с высоким шпилем для крепления флажка-яловца – типична для первой половины XVI столетия. Сохранившиеся по бокам шлема небольшие круглые отверстия свидетельствуют о том, что, возможно, к нему крепились пластинчатые науши. В документах XVI–XVII вв. наголовья назывались шеломами, или шоломами.
Имеющий прекрасную функциональную форму, шелом царевича Ивана Ивановича вместе с тем подчеркнуто декоративен. Его венец, судя по описаниям XVII в., был украшен насеченными золотом орнаментальными поясками и изображениями двуглавых орлов и львов. Золотом же насечена и надпись с изложением обстоятельств изготовления шлема
В середине XVI столетия, после венчания на царство первого русского царя Ивана IV, как свидетельствуют источники, в России сформировался парадный воинский церемониал, который начал складываться еще в XV– начале XVI в. Он состоял из целого ряда действ, включавших в себя литургии и молебны в соборах Московского Кремля, молитвенные обращения царя к православным святыням, а также смотры войск, предшествующие назначению воевод и вручнию им знамен и булав, и торжественные шествия по случаю начала и завершения военных походов.
История не сохранила для нас комплекта вооружения первого русского царя. Оружейная палата Ивана Грозного, из которой, по словам современников, можно было вооружить десятки тысяч всадников, была полностью утрачена в период Смутного времени. Однако в Оружейной палате Кремля хранятся уникальные памятники русского и восточного вооружения, принадлежавшие ближайшему окружению Ивана Грозного, в частности боярину Богдану Яковлевичу Бельскому и князю Федору Ивановичу Мстиславскому, а также его отцу и деду. В разное время представители этой знатной фамилии занимали высшие посты в иерархии русского двора и выполняли обязанности главнокомандующих во время военных походов. Оружие, принадлежавшее им, оказалось в царской казне в начале XVII столетия и продолжало использоваться русскими самодержцами для оформления торжественных воинских церемониалов |
Щит князя Федора Ивановича Мстиславого
Иран, XVI в.
Мастер Мухаммед Мумин Зернишан
Булатная сталь, золото, рубины, жемчуг, бирюза, ткань, бахрома; ковка, чеканка, резьба, насечка золотом, скань, золочение, серебрение, канфарение
Дм. 48,8
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Музеи Московского Кремля, инв. № ОР–176
Парадный щит, исключительный по качеству и красоте работы, выкован из цельного листа тигельного булата. На верхней части щита три гладкие декоративные полосы заполнены фигурами борющихся зверей на фоне орнамента из цветов, другие три полосы – с орнаментом из характерных для ирано-азербайджанского искусства облаков и две – со стилизованным орнаментом из трав, типичным для XVI в. На нижней части – девять полос с изображениями зверей, девять – с облаками и три – с жанровыми сценами, идентичными миниатюрам рукописей XV–XVI вв. В орнаменте повторяются разновидности двадцати пяти зверей – львов, тигров, леопардов, гиен и других. Среди них – птица «фын-хуан», или «хо-хо» – китайский мотив, символ власти императрицы, часто встречающийся в иранском и азербайджанском искусстве.
Щит попал в царскую оружейную казну в 1622 г. после смерти князя Ф.И. Мстиславского. В царской оружейной казне он имел чрезвычайно высокий статус. Переписная книга 1686/87 г. среди прочих щитов упоминает его на первом месте с оценкой в тысячу рублей. | |
Щит князя Федора Ивановича Мстиславого
Иран, XVI в.
Мастер Мухаммед Мумин Зернишан
Булатная сталь, золото, рубины, жемчуг, бирюза, ткань, бахрома; ковка, чеканка, резьба, насечка золотом, скань, золочение, серебрение, канфарение
Дм. 48,8
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
Музеи Московского Кремля, инв. № ОР–176
Парадный щит, исключительный по качеству и красоте работы, выкован из цельного листа тигельного булата. На верхней части щита три гладкие декоративные полосы заполнены фигурами борющихся зверей на фоне орнамента из цветов, другие три полосы – с орнаментом из характерных для ирано-азербайджанского искусства облаков и две – со стилизованным орнаментом из трав, типичным для XVI в. На нижней части – девять полос с изображениями зверей, девять – с облаками и три – с жанровыми сценами, идентичными миниатюрам рукописей XV–XVI вв. В орнаменте повторяются разновидности двадцати пяти зверей – львов, тигров, леопардов, гиен и других. Среди них – птица «фын-хуан», или «хо-хо» – китайский мотив, символ власти императрицы, часто встречающийся в иранском и азербайджанском искусстве.
Щит попал в царскую оружейную казну в 1622 г. после смерти князя Ф.И. Мстиславского. В царской оружейной казне он имел чрезвычайно высокий статус. Переписная книга 1686/87 г. среди прочих щитов упоминает его на первом месте с оценкой в тысячу рублей. |
Святые равноапостальные Константин и Елена
Фреска из Благовещенского собора
Образы святого императора Константина и его матери Елены служили для христианских правителей архетипическим воплощением императорской власти. В 1562 г. патриарх Константинопольский Иоасаф II прислал Ивану Грозному документ, подтверждающий его право на царский титул, в котором патриарх называл русского самодержца «царем и государем христиан всей вселенной от Востока до Запада и до океана». Патриарх также сообщал, что имя царя будет внесено в диптихи для поминовения на литургии. «…Да будешь и ты между царями как равноапостольный Константин», – писал патриарх . Имя матери Ивана Грозного – Елены Глинской – позволяло современникам проводить аналогии между ролью Ивана Васильевича и Елены Глинской для Московского царства и тем значением, которое имели для истории Византии Константин и Елена. | |
Святые равноапостальные Константин и Елена
Фреска из Благовещенского собора
Образы святого императора Константина и его матери Елены служили для христианских правителей архетипическим воплощением императорской власти. В 1562 г. патриарх Константинопольский Иоасаф II прислал Ивану Грозному документ, подтверждающий его право на царский титул, в котором патриарх называл русского самодержца «царем и государем христиан всей вселенной от Востока до Запада и до океана». Патриарх также сообщал, что имя царя будет внесено в диптихи для поминовения на литургии. «…Да будешь и ты между царями как равноапостольный Константин», – писал патриарх . Имя матери Ивана Грозного – Елены Глинской – позволяло современникам проводить аналогии между ролью Ивана Васильевича и Елены Глинской для Московского царства и тем значением, которое имели для истории Византии Константин и Елена. |
Святой Иоанн Лествичник
Икона в окладе
Москва, мастерские Кремля, 1554; запись – XIX в.
Дерево, левкас, золото, драгоценные камни, жемчуг; темпера, чеканка, скань, эмаль, чернь
46х17,2
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
Музеи Московского Кремля, инв. № Ж–554/1–2
Мерная икона «Иоанн Лествичник» была выполнена в 1554 году в мастерских Московского Кремля. Мерной называлась икона, выполнявшаяся «в меру», то есть в рост царевича, сразу после его рождения. На ней обязательно изображался его святой покровитель. Икона «Иоанн Лествичник» была написана по случаю рождения второго сына Ивана Грозного царевича Ивана.
После его трагической гибели, мерная икона, была, по всей вероятности, перенесена к его захоронению в Архангельский собор и вошла в состав надгробного иконостаса. Оклад иконы украшает тонкое сканое кружево, заполненное нежной по колориту эмалью. Изысканность убранства усиливают мельчайшие капельки золотой зерни и драгоценные, неграненые камни, сохранившие очарование природной формы | |
Святой Иоанн Лествичник
Икона в окладе
Москва, мастерские Кремля, 1554; запись – XIX в.
Дерево, левкас, золото, драгоценные камни, жемчуг; темпера, чеканка, скань, эмаль, чернь
46х17,2
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
Музеи Московского Кремля, инв. № Ж–554/1–2
Мерная икона «Иоанн Лествичник» была выполнена в 1554 году в мастерских Московского Кремля. Мерной называлась икона, выполнявшаяся «в меру», то есть в рост царевича, сразу после его рождения. На ней обязательно изображался его святой покровитель. Икона «Иоанн Лествичник» была написана по случаю рождения второго сына Ивана Грозного царевича Ивана.
После его трагической гибели, мерная икона, была, по всей вероятности, перенесена к его захоронению в Архангельский собор и вошла в состав надгробного иконостаса. Оклад иконы украшает тонкое сканое кружево, заполненное нежной по колориту эмалью. Изысканность убранства усиливают мельчайшие капельки золотой зерни и драгоценные, неграненые камни, сохранившие очарование природной формы |
Шапка Мономаха
с стеганой скуфьей и каркасом.
Конец XIII - начало XIV вв.
Место изготовления: Восток
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, бархат, атлас, мех
Техника: литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка, эмаль
К числу самых древних регалий относится царский венец знаменитая "Шапка Мономаха". Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается "шапка золотая". Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа "шапкой Мономаха". Согласно официальной государственной теории этот дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. | |
Шапка Мономаха
с стеганой скуфьей и каркасом.
Конец XIII - начало XIV вв.
Место изготовления: Восток
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, бархат, атлас, мех
Техника: литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка, эмаль
К числу самых древних регалий относится царский венец знаменитая "Шапка Мономаха". Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается "шапка золотая". Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа "шапкой Мономаха". Согласно официальной государственной теории этот дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. |
САККОС МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ
Шитье на оплечье и зарукавьях – Москва, мастерские Кремля, 1549; бархат – Италия, XVI в.; объярь – Италия, XVII в.
Бархат золотный, тафта, объярь, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, стекло, золотные нити; ткачество, шитье, басма, золочение
Дл. 131, ш. в плечах (с рукавами) 141
Происходит из Патриаршей ризницы
Митрополит Московский и всея Руси с 1542 г.
В 1526 г. Макарияй стал архиепископом Новгорода и Пскова При отправлении Макария к месту его архипастырского служения великий князь Василий III вручил ему «казну.» новгородских святителей, взятую Иваном III в 1478 г.
Будучи Новгородским епископом Макарий способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, строительству там монастырей. При его участии было составлено 60 житий святых. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г.
Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила венчания на царство Ивана IV в 1547 г. По инициативе Макария собирались церковные соборы для решения вопросов канонизации русских святых. Будучи одним из ближайших советников царя,Макарий отстаивал идею самодеожавия как главного и необходимого оплота православия.
Крупнейшей заслугой заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве.
В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги.
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. | |
САККОС МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ
Шитье на оплечье и зарукавьях – Москва, мастерские Кремля, 1549; бархат – Италия, XVI в.; объярь – Италия, XVII в.
Бархат золотный, тафта, объярь, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, стекло, золотные нити; ткачество, шитье, басма, золочение
Дл. 131, ш. в плечах (с рукавами) 141
Происходит из Патриаршей ризницы
Митрополит Московский и всея Руси с 1542 г.
В 1526 г. Макарияй стал архиепископом Новгорода и Пскова При отправлении Макария к месту его архипастырского служения великий князь Василий III вручил ему «казну.» новгородских святителей, взятую Иваном III в 1478 г.
Будучи Новгородским епископом Макарий способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, строительству там монастырей. При его участии было составлено 60 житий святых. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г.
Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила венчания на царство Ивана IV в 1547 г. По инициативе Макария собирались церковные соборы для решения вопросов канонизации русских святых. Будучи одним из ближайших советников царя,Макарий отстаивал идею самодеожавия как главного и необходимого оплота православия.
Крупнейшей заслугой заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве.
В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги.
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. |
ШИШАК
Турция, XVI в.
Булатная сталь, золото, драгоценные камни; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба
Дм. 19
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
В комплексе русского оборонительного вооружения со второй половины XIII в. наряду с шеломами стрельчатой формы появляются низкие куполовидные боевые наголовья. Документы середины XIV в. фиксируют восточное по происхождению наименование этих наголовий: чечак, впоследствии – шишак. Со второй половины XVI в. шишаки, близкие им по форме полусферические шапки железные и другие низкие боевые наголовья постепенно вытесняют стрельчатые шеломы из русского воинского быта. | |
ШИШАК
Турция, XVI в.
Булатная сталь, золото, драгоценные камни; ковка, чеканка, насечка золотом, резьба
Дм. 19
Происходит из основного собрания Оружейной палаты
В комплексе русского оборонительного вооружения со второй половины XIII в. наряду с шеломами стрельчатой формы появляются низкие куполовидные боевые наголовья. Документы середины XIV в. фиксируют восточное по происхождению наименование этих наголовий: чечак, впоследствии – шишак. Со второй половины XVI в. шишаки, близкие им по форме полусферические шапки железные и другие низкие боевые наголовья постепенно вытесняют стрельчатые шеломы из русского воинского быта. |
СВЯТОЙ ФЕОДОР СТРАТИЛАТ
Икона
Москва, 1554 (?)
Дерево, левкас; темпера
42,5х 13,5
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
Икона принадлежала Федору Ивановичу (1557–1598), сыну Ивана Грозного и его первой жены Анастасии | |
СВЯТОЙ ФЕОДОР СТРАТИЛАТ
Икона
Москва, 1554 (?)
Дерево, левкас; темпера
42,5х 13,5
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
Икона принадлежала Федору Ивановичу (1557–1598), сыну Ивана Грозного и его первой жены Анастасии |
Икона мерная «Иоанн Лествичник»
Мастерские Московского Кремля.1554 г.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, дерево; чеканка, скань, эмаль, тмпера.
Высота 46. ширина 17,2
Мерные, или родимые, иконы получили свое название в связи с тем, что писались в меру роста новорожденнного младенца. На них изображали святого, именем которого нарекался новорожденный. В верхней части иконы, как правило, помещали образ Ветхозаветной Троицы. Традиция написания мерных икон берет свое начало с рождения второго сына Ивана Грозного – царевича Ивана. Возможно, внезапная смерть в 1553 г. первенца Ивана Грозного и Анастасии, Димитрия, подвигла царскую чету снабдить родившегося в 1554 г. Ивана Ивановича надежным «оберегом», который сопровождал бы его от рождения до смерти, обеспечивая защиту от несчастий. Замысел отмечать рождение царевичей написанием мерных икон связано также с общим процессом сакрализации царской власти, интенсивно развивавшимся в эпоху Ивана Грозного. Родимые иконы фиксировали в меру роста младенца, царского наследника, приносимого при крещении Богу «яко некое священное приношение», и это придавало им статус фамильных реликвий. | |
Икона мерная «Иоанн Лествичник»
Мастерские Московского Кремля.1554 г.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, дерево; чеканка, скань, эмаль, тмпера.
Высота 46. ширина 17,2
Мерные, или родимые, иконы получили свое название в связи с тем, что писались в меру роста новорожденнного младенца. На них изображали святого, именем которого нарекался новорожденный. В верхней части иконы, как правило, помещали образ Ветхозаветной Троицы. Традиция написания мерных икон берет свое начало с рождения второго сына Ивана Грозного – царевича Ивана. Возможно, внезапная смерть в 1553 г. первенца Ивана Грозного и Анастасии, Димитрия, подвигла царскую чету снабдить родившегося в 1554 г. Ивана Ивановича надежным «оберегом», который сопровождал бы его от рождения до смерти, обеспечивая защиту от несчастий. Замысел отмечать рождение царевичей написанием мерных икон связано также с общим процессом сакрализации царской власти, интенсивно развивавшимся в эпоху Ивана Грозного. Родимые иконы фиксировали в меру роста младенца, царского наследника, приносимого при крещении Богу «яко некое священное приношение», и это придавало им статус фамильных реликвий. |
КРЕСТ НАПЕРСНЫЙ С РЕЗНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАСПЯТИЯ
Москва, мастерские Кремля, около 1554. Западноевропейский мастер; камея – Константинополь, конец XII – начало XIII в.
Золото, камея на сапфире, рубин, жемчуг; резьба, скань, зернь, эмаль
Крест – 8,3х5,5; камея – 4,2х3,2
Поступил из Императорского кабинета в 1810 г.
Резной сапфир относится к редчайшему типу византийских камей в форме креста. Известны еще две такие камеи, обе – на знаменитых святынях: яшмовая– в центре реликвария Святой Крови в соборе Сан Марко в Венеции, сапфировая – в центре креста, завершающего корону богемских королей, хранящуюся в соборе Святого Вита в Праге. Кресты были на Руси главными святынями, недаром моленная комната, в которой царь совершал вечерние и утренние молитвы, называлась Крестовой. Во время молитв Иван Грозный возлагал на себя особо спасительные и милующие кресты. Три из них были сапфировыми. Сапфир, или синий яхонт – камень небесного цвета – был одним из самых почитаемых в Византии7 и средневековой Руси, не только как символ Горнего мира, но и как оберег. В старых лечебниках о нем сказано: «яхонть лазоревой кто носит при себе – тело умножает и благолепие лицу подает и похоти телесныя смиряет и чинит человека бытии чистым и добрым…». | |
КРЕСТ НАПЕРСНЫЙ С РЕЗНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ РАСПЯТИЯ
Москва, мастерские Кремля, около 1554. Западноевропейский мастер; камея – Константинополь, конец XII – начало XIII в.
Золото, камея на сапфире, рубин, жемчуг; резьба, скань, зернь, эмаль
Крест – 8,3х5,5; камея – 4,2х3,2
Поступил из Императорского кабинета в 1810 г.
Резной сапфир относится к редчайшему типу византийских камей в форме креста. Известны еще две такие камеи, обе – на знаменитых святынях: яшмовая– в центре реликвария Святой Крови в соборе Сан Марко в Венеции, сапфировая – в центре креста, завершающего корону богемских королей, хранящуюся в соборе Святого Вита в Праге. Кресты были на Руси главными святынями, недаром моленная комната, в которой царь совершал вечерние и утренние молитвы, называлась Крестовой. Во время молитв Иван Грозный возлагал на себя особо спасительные и милующие кресты. Три из них были сапфировыми. Сапфир, или синий яхонт – камень небесного цвета – был одним из самых почитаемых в Византии7 и средневековой Руси, не только как символ Горнего мира, но и как оберег. В старых лечебниках о нем сказано: «яхонть лазоревой кто носит при себе – тело умножает и благолепие лицу подает и похоти телесныя смиряет и чинит человека бытии чистым и добрым…». |
РИТУАЛЬНЫЙ СОСУД
Богемия, Прага, придворная мастерская Рудольфа II (?), середина – вторая половина XVI в
Стекло; формовка, роспись цветными эмалями, золочение
В. 12,8, дм. 8,5
Происходит из захоронения Ивана Грозного в приделе Иоанна Предтечи Архангельского собора Московского Кремля
Драгоценные сосуды из стекла использовались для елея, которым окропляли умершего при отпевании. После отпевания остатки елея оставляли в саркофаге. Ритуальный сосуд из захоронения Ивана Грозного первоначально был кубком. Он выполнен из редкого стекла синего цвета, полученного на основе солей меди, расписанный позолотой и яркими эмалями. Рисунок декора образует трельяжную сетку. По венцу проходит фриз из стилизованных листьев, его край украшает золоченая отводка и ряд эмалевого жемчужника. Сосуд представляет собой один из самых ранних образцов стеклянной посуды, создававшейся в пражских мастерских | |
РИТУАЛЬНЫЙ СОСУД
Богемия, Прага, придворная мастерская Рудольфа II (?), середина – вторая половина XVI в
Стекло; формовка, роспись цветными эмалями, золочение
В. 12,8, дм. 8,5
Происходит из захоронения Ивана Грозного в приделе Иоанна Предтечи Архангельского собора Московского Кремля
Драгоценные сосуды из стекла использовались для елея, которым окропляли умершего при отпевании. После отпевания остатки елея оставляли в саркофаге. Ритуальный сосуд из захоронения Ивана Грозного первоначально был кубком. Он выполнен из редкого стекла синего цвета, полученного на основе солей меди, расписанный позолотой и яркими эмалями. Рисунок декора образует трельяжную сетку. По венцу проходит фриз из стилизованных листьев, его край украшает золоченая отводка и ряд эмалевого жемчужника. Сосуд представляет собой один из самых ранних образцов стеклянной посуды, создававшейся в пражских мастерских |
БОГОМАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ
Икона в окладе
Москва, 1560-е гг.
Дерево, паволока, левкас; темпера, басма, золочение
73х58
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
С начала XII столетия в Успенском соборе Смоленска хранилась привезенная из Византии древняя икона Богоматери Одигитрии. В конце XIV в. ее перенесли в Москву и поставили в придворном великокняжеском Благовещенском соборе слева от царских врат. Однако смоляне просили вернуть им чудотворный образ, и в 1456 г. древнюю икону возвратили в Смоленск. В Москве остался список с нее в «меру и подобие» оригинала. С XV в. многочисленные списки с древней «Смоленской Одигитрии» распространились по всей Руси. Этот образ освящал политику московских князей, направленную на присоединение древних западных «отчин». Представленная на выставке икона была написана для придела Благовещенского собора, освященного в 1563 г. в честь архангела Михаила в память о взятии Полоцка в начале Ливонской войны. | |
БОГОМАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ
Икона в окладе
Москва, 1560-е гг.
Дерево, паволока, левкас; темпера, басма, золочение
73х58
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
С начала XII столетия в Успенском соборе Смоленска хранилась привезенная из Византии древняя икона Богоматери Одигитрии. В конце XIV в. ее перенесли в Москву и поставили в придворном великокняжеском Благовещенском соборе слева от царских врат. Однако смоляне просили вернуть им чудотворный образ, и в 1456 г. древнюю икону возвратили в Смоленск. В Москве остался список с нее в «меру и подобие» оригинала. С XV в. многочисленные списки с древней «Смоленской Одигитрии» распространились по всей Руси. Этот образ освящал политику московских князей, направленную на присоединение древних западных «отчин». Представленная на выставке икона была написана для придела Благовещенского собора, освященного в 1563 г. в честь архангела Михаила в память о взятии Полоцка в начале Ливонской войны. |
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
1505-1508 гг.
Архитектор Алевиз Новый
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. | |
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
1505-1508 гг.
Архитектор Алевиз Новый
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. |
|
|
|
| |