 |
|
 |
Церковный раскол
Раскол в Русской православной церкви принято связывать с исправлением богослужебных книг и изменениями в обрядах. Различные подходы к иконописи и церковной архитектуре явились отражением сложных процессов, происходивших внутри церкви. С одной стороны, государство стремилось уменьшить еще сохранившуюся самостоятельность церкви и ограничить церковное землевладение. С другой стороны, внутри самой церкви возникли определенные конфликты.
Существовали большие разногласия в церковных книгах, составе святых, порядке богослужения. Не хватало грамотных церковнослужителей, росло недовольство церковью среди прихожан. Появились «беспоповские» ереси. Нарастала оппозиция и среди городского духовенства. Еще в 40-е годы 17 века в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия», группировавшийся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева. К нему примкнули будущий патриарх Никон ( в тот момент – архимандрит Новоспасского монастыря), И.Ю. Неронов, Ф.Ртищев, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Сблизившись с молодым царем Алексеем Михайловичем, они убедили его в необходимости церковных преобразований – было издано несколько указов, исправляющих порядок церковной службы, но провести эти реформы в масштабах всей страны не удалось. За этими внешними причинами стояла идея Москвы как «третьего Рима». Чтобы достичь этого, надо было привести русские тексты богослужебных книг в соответствие с греческими и унифицировать обряды и чины.
В 1652 году Никон становится патриархом и предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. К этому моменту его взгляды претерпели некоторые изменения. «Ревнители благочестия» желали по возможности вернуться к старой московской традиции. Усиление же церковно-политических связей с южно - славянскими странами, укрепление престижа русской православной церкви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам.
Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий , Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий. При Оружейной палате готовят специальных мастеров иконописцев. Печатный двор начинает печатать новые книги.
В 1653 году земные поклоны заменены поясными, вместо двух пальцев, надо креститься тремя; слово «аллилуйя» произносится не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не «по солнцу», а «против солнца»; внесены изменения в церковную и монашескую одежду; иконы и книги исправляются в соответствии с греческими образцами.
. В глазах ревнителей сторонники реформ представлялись еретиками и богохульниками, а имя Никона они произносили с ругательствами. Официальная церковь тоже не осталась в долгу, объявив ревнителей еретиками. В 1658 году « ревнители благочестия» были осуждены церковным собором, многие арестованы и сосланы.
В 1658 году патриарх Никон, поссорившись с царем, удалился в Ново-иерусалимский монастырь и пригрозил оставить патриаршество. Царь Алексей Михайлович, видевший в Никоне не просто строптивого и надменного человека, но противника усиления абсолютной власти царя, воспользовался случаем. И в 1666-1667 церковный собор с участием восточных патриархов низвел Никона с патриаршества. Он был отправлен в Феропонтов монастырь; потом в Кирилло-Белозерский монастырь, где умер в 1681 году.
Но реформы Никона, продолжателем которых был Алексей Михайлович, были одобрены Большим московским собором. Не принявших реформ собор предал анафеме и объявил еретиками. Все были осуждены по соборному уложению 1649 года.
Собор 1666 -1667, отлучивший ревнителей от церкви, положил начала расколу. У его истоков стояли два выдающихся деятеля 17 века: патриарх Никон и протопоп Аввакум. Ни один не победил. Судьба их сложилась трагически.
За свои убеждения протопоп Аввакум провел 10 лет в ссылке в Сибири и 10 лет в земляной тюрьме Пустозерска. Вместе с другими был заживо сожжен в 1681 году.
Церковный собор подтвердил независимость духовной власти от светской. Был упразднен монастырский приказ и отменена практика суда светского учреждения над духовенством.
Отражение церковных реформ в программной росписи соборов Московского кремля.
Стенопись Успенского собора. Иконостас Успенского собора по греческому образцу.
Облачения патриархов.
Станковая живопись середины 17 века в Московском Кремле
Царь Алексей Михайлович Романов.
Россия,
1670 -1680.
Холст; масло; рама- дерево; резьба
43х32; рама 74х58
Царь Алексей Михайлович представлен с крестом в руке. Этим подчеркивается его роль единственного православного монарха – защитника и поборника вселенского православия. | |
Царь Алексей Михайлович Романов.
Россия,
1670 -1680.
Холст; масло; рама- дерево; резьба
43х32; рама 74х58
Царь Алексей Михайлович представлен с крестом в руке. Этим подчеркивается его роль единственного православного монарха – защитника и поборника вселенского православия. |
Иконостас Успенского собора Московского Кремля
Иконостас собора был создан в 1653 г. по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией. Верхний ряд – праотеческий - ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисусный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов. | |
Иконостас Успенского собора Московского Кремля
Иконостас собора был создан в 1653 г. по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией. Верхний ряд – праотеческий - ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисусный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов. |
Портрет патриарха Никона
Патриарх Никон - выдающийся русский церковный и политический деятель. Организатор церковной реформы 1653-1654 гг., одна из самых ярких личностей в истории России 17 века.
Сын мордовского крестьянина, он, благодаря своим выдающимся способностям, силе воли, властному характеру и усердию, сумел стать главой русской православной церкви. Церковный собор 1666 -1667 годов осудил Никона, лишил патриаршего сана, благословив на вечное заточение в монастырь | |
Портрет патриарха Никона
Патриарх Никон - выдающийся русский церковный и политический деятель. Организатор церковной реформы 1653-1654 гг., одна из самых ярких личностей в истории России 17 века.
Сын мордовского крестьянина, он, благодаря своим выдающимся способностям, силе воли, властному характеру и усердию, сумел стать главой русской православной церкви. Церковный собор 1666 -1667 годов осудил Никона, лишил патриаршего сана, благословив на вечное заточение в монастырь |
Клобук патриарха Никона
1652-66
Место изготовления: Италия (ткани 17 в.), Россия (шитье, 1652-66)
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, стекло, камка
Техника: ткачество, шитье, чернь, эмаль | |
Клобук патриарха Никона
1652-66
Место изготовления: Италия (ткани 17 в.), Россия (шитье, 1652-66)
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, стекло, камка
Техника: ткачество, шитье, чернь, эмаль |
Посох патриарха Никона
Навершие посоха выполнено в форме якоря, концы – в виде загнутых кверху змеевидных голов. Подобная форма навершия была характерна для греческих патриарших жезлов.
Посох патриарха Никона, серебряный, чеканный, украшен эмалью по скани, с оглавием и наконечником.
Посох серебряный, чеканный; украшен эмалью по скани. Посох состоит из оглавия, 6-ти граненых трубок и 3-х граненых яблок, украшенных сканным растительным орнаментом из золоченой проволоки, на фоне зелено-синей эмали.
Оглавие посоха - фигурное, концы его - в виде загнутых кверху голов дракона. На оглавии - 6 камней красного цвета. На трубках - 7 накладных узких поясков и 2 широких выпуклых пояска из золоченой проволоки, образующей плетенку.
Яблоки состоят из 8 треугольников и 4 ромбов, заключенных между ними. В центре ромбов закреплены 6 сердоликов и 4 прозрачных камня.
Наконечник - серебряный, фигурный, литой, 4 листочками на выпуклости.
Сохранность: Значительные утраты металла под оглавием и на поясках под яблоками, 2 пустых гнезда от камней, следы грубой реставрации, На оглавии деформация металла с разрывами.
Легенда: патриарха Никона | |
Посох патриарха Никона
Навершие посоха выполнено в форме якоря, концы – в виде загнутых кверху змеевидных голов. Подобная форма навершия была характерна для греческих патриарших жезлов.
Посох патриарха Никона, серебряный, чеканный, украшен эмалью по скани, с оглавием и наконечником.
Посох серебряный, чеканный; украшен эмалью по скани. Посох состоит из оглавия, 6-ти граненых трубок и 3-х граненых яблок, украшенных сканным растительным орнаментом из золоченой проволоки, на фоне зелено-синей эмали.
Оглавие посоха - фигурное, концы его - в виде загнутых кверху голов дракона. На оглавии - 6 камней красного цвета. На трубках - 7 накладных узких поясков и 2 широких выпуклых пояска из золоченой проволоки, образующей плетенку.
Яблоки состоят из 8 треугольников и 4 ромбов, заключенных между ними. В центре ромбов закреплены 6 сердоликов и 4 прозрачных камня.
Наконечник - серебряный, фигурный, литой, 4 листочками на выпуклости.
Сохранность: Значительные утраты металла под оглавием и на поясках под яблоками, 2 пустых гнезда от камней, следы грубой реставрации, На оглавии деформация металла с разрывами.
Легенда: патриарха Никона |
Икона "Поклонение кресту"
В центре иконы представлен семиконечный крест с изображением вставленных в него реликвий в виде белых звезд и четырехугольников с надписями. По сторонам от креста – предстоящие в молении св.император Константин и его мать Елена, царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична, имена которых указаны в надписях на иконе, у подножия креста – коленопреклоненный архиерей. Его имя не обозначено надписью. Патриарх Никон ?
Техника иконы необычна – она написана на холсте с редким для XVII века сочетании темперной и масляной живописи. | |
Икона "Поклонение кресту"
В центре иконы представлен семиконечный крест с изображением вставленных в него реликвий в виде белых звезд и четырехугольников с надписями. По сторонам от креста – предстоящие в молении св.император Константин и его мать Елена, царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична, имена которых указаны в надписях на иконе, у подножия креста – коленопреклоненный архиерей. Его имя не обозначено надписью. Патриарх Никон ?
Техника иконы необычна – она написана на холсте с редким для XVII века сочетании темперной и масляной живописи. |
Саккос патриарха Никона
Саккос патриарха Никона, из двухпетельчатого аксамита с орнаментом из цветов, украшен декоративным шитьем.
Саккос из двухпетельчатого золотного аксамита с орнаментом из цветов, украшен декоративным шитьем. На золотом фоне красным контуром дан орнамент, рапорт которого по вертикали 83 см. Орнамент читается снизу вверх. Два толстых стебля с листьями и цветами, пропущенные через пышную корону, затканную петлями, плавно расходятся в стороны и смыкаются под новой короной, образуя большое фигурное клеймо. Внутри клейма золотными петлями заткана крупная многолепестковая розетка. Оплечье и передник из бирюзового репса, по которому пряденым и волоченным золотом и серебром вышит орнамент из стилизованных цветов и ваз. По краям оплечье и передник обшиты узкой полосой алого атласа, по которому вышит пряденым серебром узор в виде трилистников. Зарукавья и подольник также из бирюзового репса с серебряно-золотным шитьем, подражающим плетеному металлическому кружеву. По самому краю подола и зарукавьев нашита полоса алого атласа с вышитым орнаментом беспрерывно вьющегося стебля с цветами. Точно также расшиты и сторонники. К сторонникам пришиты 22 круглые золоченые пуговицы и звонки. На спине под оплечьем - накладной четырехконечный жемчужный крест, по краям обшитый трунцалом. Подкладка из малинового атласа. Подол, сторонники и зарукавья подбиты золотисто-желтым атласом. | |
Саккос патриарха Никона
Саккос патриарха Никона, из двухпетельчатого аксамита с орнаментом из цветов, украшен декоративным шитьем.
Саккос из двухпетельчатого золотного аксамита с орнаментом из цветов, украшен декоративным шитьем. На золотом фоне красным контуром дан орнамент, рапорт которого по вертикали 83 см. Орнамент читается снизу вверх. Два толстых стебля с листьями и цветами, пропущенные через пышную корону, затканную петлями, плавно расходятся в стороны и смыкаются под новой короной, образуя большое фигурное клеймо. Внутри клейма золотными петлями заткана крупная многолепестковая розетка. Оплечье и передник из бирюзового репса, по которому пряденым и волоченным золотом и серебром вышит орнамент из стилизованных цветов и ваз. По краям оплечье и передник обшиты узкой полосой алого атласа, по которому вышит пряденым серебром узор в виде трилистников. Зарукавья и подольник также из бирюзового репса с серебряно-золотным шитьем, подражающим плетеному металлическому кружеву. По самому краю подола и зарукавьев нашита полоса алого атласа с вышитым орнаментом беспрерывно вьющегося стебля с цветами. Точно также расшиты и сторонники. К сторонникам пришиты 22 круглые золоченые пуговицы и звонки. На спине под оплечьем - накладной четырехконечный жемчужный крест, по краям обшитый трунцалом. Подкладка из малинового атласа. Подол, сторонники и зарукавья подбиты золотисто-желтым атласом. |
Икона резная
Название: "Богоматерь Влахернская"
Икона является редким образцом греческих рельефных икон. Она называется мастично-восковой. Основой ее является вырезанный на дереве рельеф, покрытый слоем воскомастики и расписанный красками. Такие иконы существовали в Греции, на Кипре, на Афоне, почитались как чудотворные. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении Константинополя от вражеской осады в VII веке. В воспоминание об этом при патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в пятую субботу Великого поста, когда читается Великий Акафист Богородице, первый кондак которого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое эту икону. Она являлась символом покровительства, которое святыня Греческого царства должна была теперь оказывать царю Московскому и всему Русскому государству. Является мощевиком –реликварием.
| |
Икона резная
Название: "Богоматерь Влахернская"
Икона является редким образцом греческих рельефных икон. Она называется мастично-восковой. Основой ее является вырезанный на дереве рельеф, покрытый слоем воскомастики и расписанный красками. Такие иконы существовали в Греции, на Кипре, на Афоне, почитались как чудотворные. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении Константинополя от вражеской осады в VII веке. В воспоминание об этом при патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в пятую субботу Великого поста, когда читается Великий Акафист Богородице, первый кондак которого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое эту икону. Она являлась символом покровительства, которое святыня Греческого царства должна была теперь оказывать царю Московскому и всему Русскому государству. Является мощевиком –реликварием.
|
Панагиар
Создание этого панагиара связано с именем патриарха Никона и его приверженностью к греческой обрядности. Панагиар ( от греческого «панагия» - «всесвятая», молитвенное обращение к Богоматери) – это культовый сосуд, на который возлагалась просфора в честь Богоро-
дицы. В Византии панагиар с богородичным хлебом «возносился», т.е. из поднимался, над столом с особым молитвословием после праздничной трапезы, после чего хлеб разделялся между присутствующими и вкушался с надеждой на заступничество Богоматери. Этот обряд назывался «чином возношения панагии» и совершался в соборных храмах и императорском дворце. Панагиар изУспенского собора является копией панагиара 1435 года из Новгородского собора. Церемония с использованием панагиара прошла в 1655 г. по случаю приема, устроенного патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в честь прибывшего в Москву антиохийского патриарха Макария.
| |
Панагиар
Создание этого панагиара связано с именем патриарха Никона и его приверженностью к греческой обрядности. Панагиар ( от греческого «панагия» - «всесвятая», молитвенное обращение к Богоматери) – это культовый сосуд, на который возлагалась просфора в честь Богоро-
дицы. В Византии панагиар с богородичным хлебом «возносился», т.е. из поднимался, над столом с особым молитвословием после праздничной трапезы, после чего хлеб разделялся между присутствующими и вкушался с надеждой на заступничество Богоматери. Этот обряд назывался «чином возношения панагии» и совершался в соборных храмах и императорском дворце. Панагиар изУспенского собора является копией панагиара 1435 года из Новгородского собора. Церемония с использованием панагиара прошла в 1655 г. по случаю приема, устроенного патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в честь прибывшего в Москву антиохийского патриарха Макария.
|
Федор Григорьевич Солнцев
Митра патриарха Никона.
Изображенная на рисунке митра была выполнена вместе с саккосом по заказу патриарха Никона в Константинополе (Стамбуле) в 1653 году « под наблюдением константинопольского патриарха Иоанникия, и в феврале 1654 года была пивезена в Москву греком Мануилом Константиновым вместе с грамотой вселенского первосвятителя к царю Алексею Михайловичу, где указано, что «как саккос, так и корона сделаны со всем возможным искусством, по чину и образцу греческому. | |
Федор Григорьевич Солнцев
Митра патриарха Никона.
Изображенная на рисунке митра была выполнена вместе с саккосом по заказу патриарха Никона в Константинополе (Стамбуле) в 1653 году « под наблюдением константинопольского патриарха Иоанникия, и в феврале 1654 года была пивезена в Москву греком Мануилом Константиновым вместе с грамотой вселенского первосвятителя к царю Алексею Михайловичу, где указано, что «как саккос, так и корона сделаны со всем возможным искусством, по чину и образцу греческому. |
|
 |
 |
 | |