|
|
|
Объединение русских земель и образование Российского государства
Великий князь Иван III (1462-1505) вел последовательную политику объединения русских земель вокруг Москвы. В 70-х годах он активизировал борьбу против Новгорода. Правители которого, опасаясь усиления Москвы, искали поддержку у Литовского княжества. В результате Новгородская республика окончательно лишилась независимости и была присоединена к Москве. В 1485 году в состав владений Ивана III вошло и Тверское княжество.
Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попытались последний раз силой заставить русских выплачивать дань. Хан Ахмат подошел к берегам Угры, где его ожидало войско великого князя московского Ивана III. Не решившись дать генеральное сражение, хан бежал, а Иван III с бескровной победой вернулся в Москву. Так закончилось монголо-татарское иго, которое двести сорок лет сковывало русские земли. Русь восстановила свою независимость.
Будучи дальновидным политиком, Иван III активизировал торговые и дипломатические связи со странами Западной Европы. Этому способствовал его второй брак с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора. Став во главе обширной православной державы, Иван III рассматривал русское государство в качестве преемника Византийской империи. Москву начинают именовать «третьим Римом», а Ивана III – «великим князем всея Руси».
Равенство Ивана III с первыми монархами Европы подчеркивало и появление на печати русского государя двуглавого орла, увенчанного двумя коронами.
Московский великокняжеский двор при Иване III приобрел особую пышность и великолепие. На территории Кремля развернулось небывалое строительство. Именно в конце XV – начале XVI века сложился кремлевский ансамбль, который и ныне поражает своим величием и монументальностью.
В 1485 году началось строительство новой резиденции государя – княжеского дворца. Особое внимание было уделено крепостным стенам. Возведенные при князе Дмитрии Донском и выдержавшие осады и пожары, они обветшали. При великом князе Иване III началось сооружение новых укреплений. В течение 1485 – 1495 годов поднялись краснокирпичные стены и башни Кремля, существующие и поныне.
Грановитая палата - интерьеры
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.
| |
Грановитая палата - интерьеры
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.
|
Грановитая палата – святые сени
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.
| |
Грановитая палата – святые сени
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.
|
Миниатюра «Шествие по соборной площади»
| |
Миниатюра «Шествие по соборной площади»
|
Успенский собор
1475-1479
Архитектор Аристотель Фиораванти
Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире, - древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. | |
Успенский собор
1475-1479
Архитектор Аристотель Фиораванти
Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире, - древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. |
Успенский собор интерьеры.
Паникадило "Урожай"
| |
Успенский собор интерьеры.
Паникадило "Урожай"
|
Успенский собор интерьеры
Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников "величеством и высотою, и светлостью и пространством | |
Успенский собор интерьеры
Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников "величеством и высотою, и светлостью и пространством |
Фреска алтарной преграды. "Алексий человек Божий"
Конец XV в. Успенский собор
| |
Фреска алтарной преграды. "Алексий человек Божий"
Конец XV в. Успенский собор
|
Фреска алтарной преграды. Ефрем Сирин
Конец XV в.
| |
Фреска алтарной преграды. Ефрем Сирин
Конец XV в.
|
Фреска алтарной преграды. Парфений Лампсакийский
| |
Фреска алтарной преграды. Парфений Лампсакийский
|
Архангельский собор. Вид с северо-востока
История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского | |
Архангельский собор. Вид с северо-востока
История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского |
Архангельский собор-иконостас
| |
Архангельский собор-иконостас
|
Архангельский собор-реконструкция
Западный фасад. Реконструкция В.Н.Меркеловой
| |
Архангельский собор-реконструкция
Западный фасад. Реконструкция В.Н.Меркеловой
|
Шапка Мономаха с стеганой скуфьей и каркасом.
Конец XIII - начало XIV вв.
Место изготовления: Восток
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, бархат, атлас, мех
Техника: литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка, эмаль
Размеры: Высота: 18,6 см (без окола)
диаметр: 19,8 см
Шапка Мономаха – ключевой памятник политической истории России XVI – XVII веков, главный символ самодержавной власти и самый древний венец российских государей. По мнению большинства исследователей, Шапкой Мономаха был назван в XVI столетии золотой венец, который впервые упомянут в духовной грамоте Ивана Калиты. В 1489 году этим венцом «государь Всея Руси» Иван III впервые венчал в Успенском соборе на великое княжение своего внука Дмитрия. А в 1547 году митрополит Макарий возложил этот венец на первого русского царя Ивана IV. Шапкой Мономаха венчались на престол все русские цари – от Ивана Грозного до старшего брата Петра I, Ивана Алексеевича. Начиная с XVIII века, во время сменившей венчание на царство церемонии коронации, древний венец как «главная достопамятность Царского достоинства» вносился в Успенский собор Кремля и размещался на специальном аналое.
По всей вероятности, венец был выполнен в первой трети XIV века мастерами Золотой Орды. Подтверждением тому служит его восточная форма и характер украшения. Венец состоит из восьми золотых пластин, искусно украшенных тончайшей сканью, капельками зерни, жемчугом и яркими самоцветами. Возможно, он был прислан ханом Узбеком князю Ивану Калите как некий символ власти. Резное навершие с крестом и соболья опушка были добавлены, по всей вероятности, уже в более позднее время. | |
Шапка Мономаха с стеганой скуфьей и каркасом.
Конец XIII - начало XIV вв.
Место изготовления: Восток
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, бархат, атлас, мех
Техника: литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка, эмаль
Размеры: Высота: 18,6 см (без окола)
диаметр: 19,8 см
Шапка Мономаха – ключевой памятник политической истории России XVI – XVII веков, главный символ самодержавной власти и самый древний венец российских государей. По мнению большинства исследователей, Шапкой Мономаха был назван в XVI столетии золотой венец, который впервые упомянут в духовной грамоте Ивана Калиты. В 1489 году этим венцом «государь Всея Руси» Иван III впервые венчал в Успенском соборе на великое княжение своего внука Дмитрия. А в 1547 году митрополит Макарий возложил этот венец на первого русского царя Ивана IV. Шапкой Мономаха венчались на престол все русские цари – от Ивана Грозного до старшего брата Петра I, Ивана Алексеевича. Начиная с XVIII века, во время сменившей венчание на царство церемонии коронации, древний венец как «главная достопамятность Царского достоинства» вносился в Успенский собор Кремля и размещался на специальном аналое.
По всей вероятности, венец был выполнен в первой трети XIV века мастерами Золотой Орды. Подтверждением тому служит его восточная форма и характер украшения. Венец состоит из восьми золотых пластин, искусно украшенных тончайшей сканью, капельками зерни, жемчугом и яркими самоцветами. Возможно, он был прислан ханом Узбеком князю Ивану Калите как некий символ власти. Резное навершие с крестом и соболья опушка были добавлены, по всей вероятности, уже в более позднее время. |
Оклад иконы Богоматерь Владимирская
1410-1431
Место изготовления: Византия
Материал: золото, серебро
Техника: чеканка, скань
Размеры: Длина: 100,5 см
ширина: 70 см
Золото - 3050,00 г 958°
Серебро - 50,00 г 916°
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - золото скань
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - Золото - 68,10 г 958°
Превосходным памятником сканого искусства начала XV века является оклад на икону Владимирской богоматери. Изящный рисунок скани, положенный на гладкий золотой фон, чередуется с чеканными изображениями «Праздников»
Оклад заказан Фотием по случаю его назначения московским митрополитом в 1410 году.В нижней части оклада можно разобрать заключенную в круг монограмму Фотия, написанную по-гречески. Фотий – грек по национальности, имел при своем кремлевском дворе мастерские, где работало много приезжих мастеров и где переплелись местные и византийские традиции, что способствовало появлению ряда превосходных памятников ювелирного искусства. | |
Оклад иконы Богоматерь Владимирская
1410-1431
Место изготовления: Византия
Материал: золото, серебро
Техника: чеканка, скань
Размеры: Длина: 100,5 см
ширина: 70 см
Золото - 3050,00 г 958°
Серебро - 50,00 г 916°
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - золото скань
оброн золотой с оклада (7 пластин и 7 кусков пластин со сканью) - Золото - 68,10 г 958°
Превосходным памятником сканого искусства начала XV века является оклад на икону Владимирской богоматери. Изящный рисунок скани, положенный на гладкий золотой фон, чередуется с чеканными изображениями «Праздников»
Оклад заказан Фотием по случаю его назначения московским митрополитом в 1410 году.В нижней части оклада можно разобрать заключенную в круг монограмму Фотия, написанную по-гречески. Фотий – грек по национальности, имел при своем кремлевском дворе мастерские, где работало много приезжих мастеров и где переплелись местные и византийские традиции, что способствовало появлению ряда превосходных памятников ювелирного искусства. |
Евангелие
Москва, 1499. Серебро, бумага; чеканка, литье, скань, эмаль, резьба. Высота 33, ширина 22.
Дар митрополита Симона Успенскому собору Московского Кремля
Вклад митрополита Симона в Успенский собор Московского Кремля
Рукописное Евангелие в серебряном золоченом окладе было выполнено в 1499 году для Успенского собора Кремля по заказу митрополита Симона. Оклад украшают литые фигуры евангелистов и композиция Распятия. Они помещены в изящные киотцы на фоне глубокого изумрудного тона эмали, а пространство вокруг заполнено густым, упругим кружевом скани. Украшает оклад и вкладная надпись. Она оказалась единственно сохранившимся текстом, в котором не только Иван III, но и его внук Дмитрий назван «Великим князем всея Руси».
Тем самым надпись напоминает о значимом событии в русской истории: в 1498 году Иван III, нарушив традицию передачи престола по наследству старшему сыну, венчает в Успенском соборе на великое княжение своего внука Дмитрия. При этом впервые возлагает на его голову золотой венец - Шапку Мономаха. Вскоре Дмитрий попал в опалу, и править ему не пришлось. Знаменательно, что второй раз Шапка Мономаха была возложена уже на голову первого русского царя Ивана Грозного, который также был внуком Ивана III. | |
Евангелие
Москва, 1499. Серебро, бумага; чеканка, литье, скань, эмаль, резьба. Высота 33, ширина 22.
Дар митрополита Симона Успенскому собору Московского Кремля
Вклад митрополита Симона в Успенский собор Московского Кремля
Рукописное Евангелие в серебряном золоченом окладе было выполнено в 1499 году для Успенского собора Кремля по заказу митрополита Симона. Оклад украшают литые фигуры евангелистов и композиция Распятия. Они помещены в изящные киотцы на фоне глубокого изумрудного тона эмали, а пространство вокруг заполнено густым, упругим кружевом скани. Украшает оклад и вкладная надпись. Она оказалась единственно сохранившимся текстом, в котором не только Иван III, но и его внук Дмитрий назван «Великим князем всея Руси».
Тем самым надпись напоминает о значимом событии в русской истории: в 1498 году Иван III, нарушив традицию передачи престола по наследству старшему сыну, венчает в Успенском соборе на великое княжение своего внука Дмитрия. При этом впервые возлагает на его голову золотой венец - Шапку Мономаха. Вскоре Дмитрий попал в опалу, и править ему не пришлось. Знаменательно, что второй раз Шапка Мономаха была возложена уже на голову первого русского царя Ивана Грозного, который также был внуком Ивана III. |
Сион "Большой"
Чеканные фигуры апостолов - Германия. XII в.
1486
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: серебро
Техника: чеканка, резьба, чернь, золочение
Размеры: Высота: 94,0 см
диаметр: 44,0 см
высота: 27,0 см (фигур апостолов)
Сион «Большой» изготовлен в Москве в 1486 году по заказу великого князя московского Ивана III для главного Успенского собора Кремля. Сионы, или как их еще называли «иерусалимы», выполнялись в виде храмов и предназначались для хранения святых даров. Во время торжественных богослужений они выносились из алтаря в центральную часть храма как символическое изображение Церкви.
Художественное решение «Большого» Сиона Успенского собора явно носит черты западноевропейской романской архитектуры. Однако его верх увенчан куполом, характерным для московского зодчества того времени. | |
Сион "Большой"
Чеканные фигуры апостолов - Германия. XII в.
1486
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: серебро
Техника: чеканка, резьба, чернь, золочение
Размеры: Высота: 94,0 см
диаметр: 44,0 см
высота: 27,0 см (фигур апостолов)
Сион «Большой» изготовлен в Москве в 1486 году по заказу великого князя московского Ивана III для главного Успенского собора Кремля. Сионы, или как их еще называли «иерусалимы», выполнялись в виде храмов и предназначались для хранения святых даров. Во время торжественных богослужений они выносились из алтаря в центральную часть храма как символическое изображение Церкви.
Художественное решение «Большого» Сиона Успенского собора явно носит черты западноевропейской романской архитектуры. Однако его верх увенчан куполом, характерным для московского зодчества того времени. |
Малый Сион
Москва, 1486. Медь; чеканка, золочение, чернь. Высота 63.
Одна из двух дарохранительниц, заказанных Иваном III в 1486 году для Московского Успенского собора | |
Малый Сион
Москва, 1486. Медь; чеканка, золочение, чернь. Высота 63.
Одна из двух дарохранительниц, заказанных Иваном III в 1486 году для Московского Успенского собора |
Великая княгия Софья (Зоя) Палеолог
Реконструкция.
Вторя жена великого московского князя Ивана III, племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога.Свадьба Ивана III и Софьи Палеолог состоялась в день ее приезда в Москву 12 ноября 1472 г.Женитьбу на византийской принцессе Иван III использовал в целях укрепления авторитета великокняжеской власти и международного престижа Русского государства. | |
Великая княгия Софья (Зоя) Палеолог
Реконструкция.
Вторя жена великого московского князя Ивана III, племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога.Свадьба Ивана III и Софьи Палеолог состоялась в день ее приезда в Москву 12 ноября 1472 г.Женитьбу на византийской принцессе Иван III использовал в целях укрепления авторитета великокняжеской власти и международного престижа Русского государства. |
|
Соборная площадь |
Благовещенский собор
Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на "Государевом дворе", "на сенях", то есть при входе во дворец.
Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д.
| |
Благовещенский собор
Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на "Государевом дворе", "на сенях", то есть при входе во дворец.
Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д.
|
Благовещенский собор
Интерьер
| |
Благовещенский собор
Интерьер
|
Благовещенский собор
Интерьер
| |
Благовещенский собор
Интерьер
|
Иконостас Благовещенского собора
Многоярусный иконостас Благовещенского собора – одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об авторстве самых древних икон которого - Деисуса конца XIV века и Праздников начала XV века - до сих пор идут споры. Долгое время их тесно связывали с Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Завершают иконостас пророческий и праотеческий ряды, написанные в середине XVI века и представляющие не меньший интерес по иконографии и составу. Особенностью местного ряда иконостаса является постоянное место в нем для патрональной иконы правящего царя, которую после его смерти уносили в Архангельский собор и ставили у могилы в надгробном иконостасе. В местном же ряду стоит икона "Спас на престоле"
| |
Иконостас Благовещенского собора
Многоярусный иконостас Благовещенского собора – одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об авторстве самых древних икон которого - Деисуса конца XIV века и Праздников начала XV века - до сих пор идут споры. Долгое время их тесно связывали с Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Завершают иконостас пророческий и праотеческий ряды, написанные в середине XVI века и представляющие не меньший интерес по иконографии и составу. Особенностью местного ряда иконостаса является постоянное место в нем для патрональной иконы правящего царя, которую после его смерти уносили в Архангельский собор и ставили у могилы в надгробном иконостасе. В местном же ряду стоит икона "Спас на престоле"
|
Церковь Ризположения
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы служила домовым храмом митрополитов и патриархов русских. Она была построена псковскими мастерами в 1484-1485 годах.
Название храма связано с праздником, известным в Византии с V века. Согласно преданию праздник был установлен в память перенесения из Палестины в Константинополь чудотворной ризы (одеяния) Богородицы. Храмовая икона (справа от царских врат) изображает торжественное возложение святыни на престол придворного императорского храма.
| |
Церковь Ризположения
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы служила домовым храмом митрополитов и патриархов русских. Она была построена псковскими мастерами в 1484-1485 годах.
Название храма связано с праздником, известным в Византии с V века. Согласно преданию праздник был установлен в память перенесения из Палестины в Константинополь чудотворной ризы (одеяния) Богородицы. Храмовая икона (справа от царских врат) изображает торжественное возложение святыни на престол придворного императорского храма.
|
Церковь Ризположения (роспись)
| |
Церковь Ризположения (роспись)
|
Церковь Ризположения (интерьер)
| |
Церковь Ризположения (интерьер)
|
Иван III миниатюра.
Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попытались последний раз силой заставить русских выплачивать дань. Хан Ахмат подошел к берегам Угры, где его ожидало войско великого князя московского Ивана III. Не решившись дать генеральное сражение, хан бежал, а Иван III с бескровной победой вернулся в Москву. Так закончилось монголо-татарское иго, которое двести сорок лет сковывало русские земли.К этому времени, в основном, завершился и многотрудный процесс объединения русских княжеств в единое государство.
| |
Иван III миниатюра.
Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попытались последний раз силой заставить русских выплачивать дань. Хан Ахмат подошел к берегам Угры, где его ожидало войско великого князя московского Ивана III. Не решившись дать генеральное сражение, хан бежал, а Иван III с бескровной победой вернулся в Москву. Так закончилось монголо-татарское иго, которое двести сорок лет сковывало русские земли.К этому времени, в основном, завершился и многотрудный процесс объединения русских княжеств в единое государство.
|
Фрески из Алтарной преграды Успенского собора. Иван Калита
| |
Фрески из Алтарной преграды Успенского собора. Иван Калита
|
Картина. Портрет князя Иоанна III Васильевича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 80,0 см
В 1453 году под натиском турок пал Константинополь - столица Византии. Древний центр православного мира прекратил свое существование. В сознании русских людей роль нового центра православия взяла на себя Москва. В 1472 году великий князь московский Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. В глазах европейских правителей он предстал преемником власти византийских императоров и римских цесарей. Древний герб Византии - двуглавый орел - стал гербом Российского госу дарства. | |
Картина. Портрет князя Иоанна III Васильевича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 80,0 см
В 1453 году под натиском турок пал Константинополь - столица Византии. Древний центр православного мира прекратил свое существование. В сознании русских людей роль нового центра православия взяла на себя Москва. В 1472 году великий князь московский Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. В глазах европейских правителей он предстал преемником власти византийских императоров и римских цесарей. Древний герб Византии - двуглавый орел - стал гербом Российского госу дарства. |
Рукопись-1498г., оклад -1499 г.
Место изготовления: Москва
Материал: серебро, бархат, дерево, бумага
Техника: чеканка, скань, эмаль, чернь, литье, резьба, золочение
Размеры: Длина: 33,0 см
ширина: 22,0 см
Вклад митрополита Симона в Успенский собор Московского Кремля | |
Рукопись-1498г., оклад -1499 г.
Место изготовления: Москва
Материал: серебро, бархат, дерево, бумага
Техника: чеканка, скань, эмаль, чернь, литье, резьба, золочение
Размеры: Длина: 33,0 см
ширина: 22,0 см
Вклад митрополита Симона в Успенский собор Московского Кремля |
Список с соборного послания московского митрополита Симона волоколамскому игумену Иосифу
XVIII в.
автор грамоты: - митрополит Московский и всея Руси Симон
Список XVIII в., с послания1507 г. июля 8.
Место изготовления: Россия
Материал: бумага, чернила
Техника: скоропись
Размеры: Размер: 20,5 х 34,2 см
Название: об освобождении его от клятвы и отлучения, наложенного архиепископом Новгородским Серапионом и о принятии его монастыря под покровительство великого князя Василия Ивановича | |
Список с соборного послания московского митрополита Симона волоколамскому игумену Иосифу
XVIII в.
автор грамоты: - митрополит Московский и всея Руси Симон
Список XVIII в., с послания1507 г. июля 8.
Место изготовления: Россия
Материал: бумага, чернила
Техника: скоропись
Размеры: Размер: 20,5 х 34,2 см
Название: об освобождении его от клятвы и отлучения, наложенного архиепископом Новгородским Серапионом и о принятии его монастыря под покровительство великого князя Василия Ивановича |
План-схема Успенского собора
1. Западный портал. Вход 2. Южный портал 3. Северный портал 4. Алтарная преграда и иконостас 5. Царские врата 6. Рака митрополита Филиппа 7. Патриаршее место 8. Место цариц 9. Царское моленное место 10. Алтарь 11. Шатер и рака патриарха Гермогена 12. Рака митрополита Ионы 13. Рака митрополита Петра | |
План-схема Успенского собора
1. Западный портал. Вход 2. Южный портал 3. Северный портал 4. Алтарная преграда и иконостас 5. Царские врата 6. Рака митрополита Филиппа 7. Патриаршее место 8. Место цариц 9. Царское моленное место 10. Алтарь 11. Шатер и рака патриарха Гермогена 12. Рака митрополита Ионы 13. Рака митрополита Петра |
Церковь Ризположения
Орнаментальный фриз.
Терракотовый орнаментальный пояс охватывает храм, продолжаясь в верхней части алтарных апсид. Талант мастеров и тонкое чувство ансамбля проявились в блестящем разрешении ими сложной архитектурной задачи - возвести небольшой храм рядом с монументальным Успенским собором: контраст легкого силуэта Ризположенской церкви и строгой лаконичности кафедрального собора обогатил весь архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля.
| |
Церковь Ризположения
Орнаментальный фриз.
Терракотовый орнаментальный пояс охватывает храм, продолжаясь в верхней части алтарных апсид. Талант мастеров и тонкое чувство ансамбля проявились в блестящем разрешении ими сложной архитектурной задачи - возвести небольшой храм рядом с монументальным Успенским собором: контраст легкого силуэта Ризположенской церкви и строгой лаконичности кафедрального собора обогатил весь архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля.
|
Рака князя Михаила Черниговского с откидной крышкой
1688 г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас, паволока, бархат
Техника: резьба по дереву, золочение, темпера
Размеры: Размеры: 192,0 х 75,0 х 55,0 см
Название: из комплекса рак князя Михаила Черниговского (рака медная со съёмной крышкой, рака деревянная с откидной крышкой, ковчег медный со съёмной крышкой)
Михаил Всеволодович Черниговский – великий князь черниговский в 1224-1234 гг.. В 1246 г. отправился в Золотую Орду. Эта поездка закончилась трагически – князь Михаил и его боярин Федор были убиты по приказу хана за отказ исполнить языческий обряд
Вскоре после гибели черниговского князя, по распоряжению его дочери Марьи, установлено церковное почитание невинно убиенных Михаила и Федора. В те же годы составлено краткое «Сказание» о Михаиле и его боярине Федоре. На его основе созданы и другие повествования, в том числе Житие Михаила Черниговского.
Мученическая смерть князя и его боярина представлялась как жертва, принесенная русским народом во искупление грехов и ради будущего спасения земли Русской. | |
Рака князя Михаила Черниговского с откидной крышкой
1688 г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас, паволока, бархат
Техника: резьба по дереву, золочение, темпера
Размеры: Размеры: 192,0 х 75,0 х 55,0 см
Название: из комплекса рак князя Михаила Черниговского (рака медная со съёмной крышкой, рака деревянная с откидной крышкой, ковчег медный со съёмной крышкой)
Михаил Всеволодович Черниговский – великий князь черниговский в 1224-1234 гг.. В 1246 г. отправился в Золотую Орду. Эта поездка закончилась трагически – князь Михаил и его боярин Федор были убиты по приказу хана за отказ исполнить языческий обряд
Вскоре после гибели черниговского князя, по распоряжению его дочери Марьи, установлено церковное почитание невинно убиенных Михаила и Федора. В те же годы составлено краткое «Сказание» о Михаиле и его боярине Федоре. На его основе созданы и другие повествования, в том числе Житие Михаила Черниговского.
Мученическая смерть князя и его боярина представлялась как жертва, принесенная русским народом во искупление грехов и ради будущего спасения земли Русской. |
1688 г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас, паволока, бархат
Техника: резьба по дереву, золочение, темпера
Размеры: Размеры: 192,0 х 75,0 х 55,0 см
Название: из комплекса рак князя Михаила Черниговского (рака медная со съёмной крышкой, рака деревянная с откидной крышкой, ковчег медный со съёмной крышкой)
Рака деревянная прямоугольная. На крышке фронтальное изображение князя Михаила Черниговского в рост, в княжеских одеждах. Руки Михаила согнуты в локтях, в правой он держит восьмиконечный крест, в левой - меч. На плечах Михаила накинута золотая ферезея со стилизованным растительным орнаментом, подбитая изнутри мехом. Кайма понизу ферезеи и на рукавах расписана под жемчуг и драгоценные камни. Под ферезеей видна часть светлозеленого расписанного тюльпанами кафтана, по краю которого проходит киноварная кайма с золотом. На груди, от ворота до пояса - ряд пуговиц. На ногах красные сапожки. Фигура написана на светлозеленом фоне. Позем - темнозеленый. Над головой Михаила изображение Спаса Нерукотворного. По сторонам головы - темнокоричневая надпись: - " Образ святаго благовернаго князя Михаила Черниговского» | |
1688 г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас, паволока, бархат
Техника: резьба по дереву, золочение, темпера
Размеры: Размеры: 192,0 х 75,0 х 55,0 см
Название: из комплекса рак князя Михаила Черниговского (рака медная со съёмной крышкой, рака деревянная с откидной крышкой, ковчег медный со съёмной крышкой)
Рака деревянная прямоугольная. На крышке фронтальное изображение князя Михаила Черниговского в рост, в княжеских одеждах. Руки Михаила согнуты в локтях, в правой он держит восьмиконечный крест, в левой - меч. На плечах Михаила накинута золотая ферезея со стилизованным растительным орнаментом, подбитая изнутри мехом. Кайма понизу ферезеи и на рукавах расписана под жемчуг и драгоценные камни. Под ферезеей видна часть светлозеленого расписанного тюльпанами кафтана, по краю которого проходит киноварная кайма с золотом. На груди, от ворота до пояса - ряд пуговиц. На ногах красные сапожки. Фигура написана на светлозеленом фоне. Позем - темнозеленый. Над головой Михаила изображение Спаса Нерукотворного. По сторонам головы - темнокоричневая надпись: - " Образ святаго благовернаго князя Михаила Черниговского» |
Рака князя Михаила Черниговского с откидной крышкой
1688 г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас, паволока, бархат
Техника: резьба по дереву, золочение, темпера
Размеры: Размеры: 192,0 х 75,0 х 55,0 см
Название: из комплекса рак князя Михаила Черниговского (рака медная со съёмной крышкой, рака деревянная с откидной крышкой, ковчег медный со съёмной крышкой) | |
Рака князя Михаила Черниговского с откидной крышкой
1688 г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас, паволока, бархат
Техника: резьба по дереву, золочение, темпера
Размеры: Размеры: 192,0 х 75,0 х 55,0 см
Название: из комплекса рак князя Михаила Черниговского (рака медная со съёмной крышкой, рака деревянная с откидной крышкой, ковчег медный со съёмной крышкой) |
Подклет Благовещенского собора
Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это – квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна | |
Подклет Благовещенского собора
Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это – квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна |
Рака князя Михаила Черниговского с откидной крышкой
1688 г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас, паволока, бархат
Техника: резьба по дереву, золочение, темпера
Размеры: Размеры: 192,0 х 75,0 х 55,0 см
Название: из комплекса рак князя Михаила Черниговского (рака медная со съёмной крышкой, рака деревянная с откидной крышкой, ковчег медный со съёмной крышкой) | |
Рака князя Михаила Черниговского с откидной крышкой
1688 г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас, паволока, бархат
Техника: резьба по дереву, золочение, темпера
Размеры: Размеры: 192,0 х 75,0 х 55,0 см
Название: из комплекса рак князя Михаила Черниговского (рака медная со съёмной крышкой, рака деревянная с откидной крышкой, ковчег медный со съёмной крышкой) |
Рака князя Михаила Черниговского с откидной крышкой
| |
Рака князя Михаила Черниговского с откидной крышкой
|
Кубок-петух
Великому московскому князю Ивану III принадлежали два кубка для вина: немецкий кубок-петух XV века и венгерский кубок. Вероятно, тулово кубка-петуха было изготовлено когда-то из скорлупы страусового яйца, но впоследствии его заменили серебряной чашей. Оба кубка попали в Россию как дипломатические подарки. | |
Кубок-петух
Великому московскому князю Ивану III принадлежали два кубка для вина: немецкий кубок-петух XV века и венгерский кубок. Вероятно, тулово кубка-петуха было изготовлено когда-то из скорлупы страусового яйца, но впоследствии его заменили серебряной чашей. Оба кубка попали в Россию как дипломатические подарки. |
Венгерский кубок
Великому московскому князю Ивану III принадлежали два кубка для вина: немецкий кубок-петух XV века и венгерский кубок. Вероятно, тулово кубка-петуха было изготовлено когда-то из скорлупы страусового яйца, но впоследствии его заменили серебряной чашей. Оба кубка попали в Россию как дипломатические подарки | |
Венгерский кубок
Великому московскому князю Ивану III принадлежали два кубка для вина: немецкий кубок-петух XV века и венгерский кубок. Вероятно, тулово кубка-петуха было изготовлено когда-то из скорлупы страусового яйца, но впоследствии его заменили серебряной чашей. Оба кубка попали в Россию как дипломатические подарки |
Кремленаград
В 1485-1495 годах итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля и иностранные путешественники часто стали называть его "замком". Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитый замок Сфорца в Милане. Но это сходство чисто внешнее. Замки Европы, как правило, были недоступны для горожан, не были для них убежищем или центром общественной жизни. В отличие от них, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всего был крепостью, защищавшей всех жителей города. А поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место "особой государственной святости" для всей России. | |
Кремленаград
В 1485-1495 годах итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля и иностранные путешественники часто стали называть его "замком". Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитый замок Сфорца в Милане. Но это сходство чисто внешнее. Замки Европы, как правило, были недоступны для горожан, не были для них убежищем или центром общественной жизни. В отличие от них, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всего был крепостью, защищавшей всех жителей города. А поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место "особой государственной святости" для всей России. |
Соборная площадь
Миниатюра из книги «Об избрании на царство Михаила Романова»
Сильно выступающий объем Граноавитой палаты с богато декорированным главным фасадом, дающим глубокую светотень, играет активную роль в формировании архитектурного облика Соборной площади.
| |
Соборная площадь
Миниатюра из книги «Об избрании на царство Михаила Романова»
Сильно выступающий объем Граноавитой палаты с богато декорированным главным фасадом, дающим глубокую светотень, играет активную роль в формировании архитектурного облика Соборной площади.
|
Грановитая палата. Реконструкция
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей | |
Грановитая палата. Реконструкция
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей |
Грановитая палата 1491 г.
Архитекторы Марко Фрязин и
Пьетро Антонио Солари
Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”. | |
Грановитая палата 1491 г.
Архитекторы Марко Фрязин и
Пьетро Антонио Солари
Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”. |
Грановитая палата. 1491 г.
Архитекторы Марко Фрязин и
Пьетро Антонио Солари
Боковые фасады Грановитой палаты имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”.. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв. | |
Грановитая палата. 1491 г.
Архитекторы Марко Фрязин и
Пьетро Антонио Солари
Боковые фасады Грановитой палаты имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”.. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв. |
Царский пир в Грановитой палате
| |
Царский пир в Грановитой палате
|
Казенный приказ
С ростом и укреплением Русского государства увеличивалась и обогащалась великокняжеская казна. К концу XV в. казна стала настолько богатой, что для ее хранения в 1484-1485 гг. между Архангельским и Благовещенским соборами было построено специальное каменное здание, которое позже стало называться «Казенный двор». Туда и были перенесены все сокровища, ранее размещавшиеся в подвалах Благовещенского и других соборов Московского Кремля. | |
Казенный приказ
С ростом и укреплением Русского государства увеличивалась и обогащалась великокняжеская казна. К концу XV в. казна стала настолько богатой, что для ее хранения в 1484-1485 гг. между Архангельским и Благовещенским соборами было построено специальное каменное здание, которое позже стало называться «Казенный двор». Туда и были перенесены все сокровища, ранее размещавшиеся в подвалах Благовещенского и других соборов Московского Кремля. |
Казенный приказ. Реконструкция
| |
Казенный приказ. Реконструкция
|
Колокольня Иван Великий
"Кремленаград" План Кремля. Фрагмент Начало 1600-х годов.
Окончательно ядро кремлевского архитектурного ансамбля оформилось в начале XVI в., когда одновременно с завершением строительства великокняжеского дворцового комплекса на Соборной площади поднимается церковь Иоанна Лествичника, «иже под колоколы».
Доминанта кремлевского ансамбля – церковь Иоанна Лествичника (1505-1508) возводилась под руководством итальянского архитектора Бона Фрязина. Впоследствии колокольню – самое высокое здание в Москве – стали называть Иван Великий. | |
Колокольня Иван Великий
"Кремленаград" План Кремля. Фрагмент Начало 1600-х годов.
Окончательно ядро кремлевского архитектурного ансамбля оформилось в начале XVI в., когда одновременно с завершением строительства великокняжеского дворцового комплекса на Соборной площади поднимается церковь Иоанна Лествичника, «иже под колоколы».
Доминанта кремлевского ансамбля – церковь Иоанна Лествичника (1505-1508) возводилась под руководством итальянского архитектора Бона Фрязина. Впоследствии колокольню – самое высокое здание в Москве – стали называть Иван Великий. |
Троицкая башня
Троицкая башня - проездная, с отводной стрельницей,- главная на западной стороне Кремля. Ее строительство в 1495-1499 годах архитектором Алевизом Фрязиным завершило возведение укреплений со стороны реки Неглинной, позднее Александровского сада. В 1516 году от Троицкой башни через реку Неглинную был построен каменный Троицкий мост, а за ним сооружена башня Кутафья.
Cовременное название башня получила в 1658 году от Троицкого подворья в Кремле. До этого она называлась Богоявленской, Знаменской, Куретной по расположенным в Кремле церквям и Каретному двору
| |
Троицкая башня
Троицкая башня - проездная, с отводной стрельницей,- главная на западной стороне Кремля. Ее строительство в 1495-1499 годах архитектором Алевизом Фрязиным завершило возведение укреплений со стороны реки Неглинной, позднее Александровского сада. В 1516 году от Троицкой башни через реку Неглинную был построен каменный Троицкий мост, а за ним сооружена башня Кутафья.
Cовременное название башня получила в 1658 году от Троицкого подворья в Кремле. До этого она называлась Богоявленской, Знаменской, Куретной по расположенным в Кремле церквям и Каретному двору
|
Троицкая башня. Троицкий мост
Высота башни до звезды со стороны Кремля- 65,65 м, со звездой - 69,3 м. Высота башни со стороны Александровского сада - 76,35 м, со звездой - 80 м. | |
Троицкая башня. Троицкий мост
Высота башни до звезды со стороны Кремля- 65,65 м, со звездой - 69,3 м. Высота башни со стороны Александровского сада - 76,35 м, со звездой - 80 м. |
Кутафья башня
Это единственная сохранившаяся из предмостных башен Кремля, которые служили для защиты мостов, ведущих в крепость. Сооружена она в 1516 году под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались, башня была грозной преградой для осаждавших крепость.
Башня не имела покрытия, состояла из двух боевых ярусов, на верхней площадке были навесные бойницы. В 1685 году башня была украшена ажурным декоративным верхом. Подъемные мосты через ров, которым была окружена башня, вели к боковым башенным воротам. По сей день у боковых ворот можно видеть сохранившиеся щели для цепей подъемных механизмов.
Название башня получила, как считают, от слова “кут”, что в разных толкованиях означает укрытие, угол, полуостров. | |
Кутафья башня
Это единственная сохранившаяся из предмостных башен Кремля, которые служили для защиты мостов, ведущих в крепость. Сооружена она в 1516 году под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались, башня была грозной преградой для осаждавших крепость.
Башня не имела покрытия, состояла из двух боевых ярусов, на верхней площадке были навесные бойницы. В 1685 году башня была украшена ажурным декоративным верхом. Подъемные мосты через ров, которым была окружена башня, вели к боковым башенным воротам. По сей день у боковых ворот можно видеть сохранившиеся щели для цепей подъемных механизмов.
Название башня получила, как считают, от слова “кут”, что в разных толкованиях означает укрытие, угол, полуостров. |
Комендантская башня
Башня построена в 1493-1495 годах на северо-западной стороне кремлевской стены, сегодня протянувшейся вдоль Александровского сада. Называлась прежде Колымажной по располагавшемуся вблизи нее Колымажному двору в Кремле. В 1676-1686 годах была надстроена.
Башню составляет массивный четверик с машикулями и парапетом и стоящий на нем открытый четырехгранник, завершенный пирамидальной кровлей, смотрильной вышкой и восьмигранным шартиком.
Высота башни со стороны Александровского сада - 41,25 м. | |
Комендантская башня
Башня построена в 1493-1495 годах на северо-западной стороне кремлевской стены, сегодня протянувшейся вдоль Александровского сада. Называлась прежде Колымажной по располагавшемуся вблизи нее Колымажному двору в Кремле. В 1676-1686 годах была надстроена.
Башню составляет массивный четверик с машикулями и парапетом и стоящий на нем открытый четырехгранник, завершенный пирамидальной кровлей, смотрильной вышкой и восьмигранным шартиком.
Высота башни со стороны Александровского сада - 41,25 м. |
Оружейная башня
Башня построена в 1493-1495 годах на северо-западной стороне кремлевской стены, сегодня протянувшейся вдоль Александровского сада. Расположена между Боровицкой и Комендантской башнями. В начале XVII века она имела проездные ворота к Конюшенному двору в Кремле. Отсюда ее древнее название.
Свое современное название башня получила в XIX веке по построенному на территории Кремля зданию Оружейной палаты.
Высота башни - 38,9 м. | |
Оружейная башня
Башня построена в 1493-1495 годах на северо-западной стороне кремлевской стены, сегодня протянувшейся вдоль Александровского сада. Расположена между Боровицкой и Комендантской башнями. В начале XVII века она имела проездные ворота к Конюшенному двору в Кремле. Отсюда ее древнее название.
Свое современное название башня получила в XIX веке по построенному на территории Кремля зданию Оружейной палаты.
Высота башни - 38,9 м. |
Боровицкая башня
Башня расположена на юго-западном склоне Боровицкого холма. Ее название, видимо, происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то эту часть холма. Башня возведена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 году и служила въездом на хозяйственную половину государева двора, отделенную от его парадной части каменной стеной, возведенной в 1499 году. Башня расположена на юго-западном склоне Боровицкого холма. Ее название, видимо, происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то эту часть холма. Башня возведена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 году и служила въездом на хозяйственную половину государева двора, отделенную от его парадной части каменной стеной, возведенной в 1499 году. Высота башни до звезды - 50,7 м, со звездой - 54,05 м. | |
Боровицкая башня
Башня расположена на юго-западном склоне Боровицкого холма. Ее название, видимо, происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то эту часть холма. Башня возведена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 году и служила въездом на хозяйственную половину государева двора, отделенную от его парадной части каменной стеной, возведенной в 1499 году. Башня расположена на юго-западном склоне Боровицкого холма. Ее название, видимо, происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то эту часть холма. Башня возведена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 году и служила въездом на хозяйственную половину государева двора, отделенную от его парадной части каменной стеной, возведенной в 1499 году. Высота башни до звезды - 50,7 м, со звездой - 54,05 м. |
Благовещенская башня
Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Расположена между Тайницкой и Свибловой (Водовзводной) башнями. Ее название связано с легендой о чудотворной иконе “Благовещения”, когда-то располагавшейся на башне. Точная дата постройки неизвестна, предположительно - 1487-1488 годы. Верх надстроен в 1680-х годах. Невысокий четверик башни прорезан широкими окнами и заканчивается машикулями с боевой площадкой и парапетом.
Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Расположена между Тайницкой и Свибловой (Водовзводной) башнями. Ее название связано с легендой о чудотворной иконе “Благовещения”, когда-то располагавшейся на башне. Точная дата постройки неизвестна, предположительно - 1487-1488 годы. Верх надстроен в 1680-х годах. Невысокий четверик башни прорезан широкими окнами и заканчивается машикулями с боевой площадкой и парапетом. | |
Благовещенская башня
Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Расположена между Тайницкой и Свибловой (Водовзводной) башнями. Ее название связано с легендой о чудотворной иконе “Благовещения”, когда-то располагавшейся на башне. Точная дата постройки неизвестна, предположительно - 1487-1488 годы. Верх надстроен в 1680-х годах. Невысокий четверик башни прорезан широкими окнами и заканчивается машикулями с боевой площадкой и парапетом.
Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Расположена между Тайницкой и Свибловой (Водовзводной) башнями. Ее название связано с легендой о чудотворной иконе “Благовещения”, когда-то располагавшейся на башне. Точная дата постройки неизвестна, предположительно - 1487-1488 годы. Верх надстроен в 1680-х годах. Невысокий четверик башни прорезан широкими окнами и заканчивается машикулями с боевой площадкой и парапетом. |
Беклемишевская (Москворецкая) башня
Башня расположена в юго-восточном углу кремлевского треугольника. Она была возведена в 1487-1488 годах итальянским архитектором Марко Фрязиным. Свое название получила от примыкавшего к ней на территории Кремля двора боярина Беклемишева. Этот двор при Василии III вместе с башней был превращен в тюрьму для опальных бояр. Современное название башни связано с названием расположенного рядом Москворецкого моста.
В обороне Кремля башня выполняла ответственную роль. Она первой принимала на себя удар, так как находилась на стыке Москвы-реки со рвом. Этим, вероятно, объясняется архитектурное решение башни: высокий и стройный цилиндр поставлен на скошенный белокаменный цоколь и отделен от него полукруглым валиком. Гладь цилиндра прорезают узкие, редко расставленные окна. Завершают башню машикули с боевой площадкой, которая была выше примыкающих к ней стен. В подвале башни был устроен тайник-слух для предупреждения подкопа. | |
Беклемишевская (Москворецкая) башня
Башня расположена в юго-восточном углу кремлевского треугольника. Она была возведена в 1487-1488 годах итальянским архитектором Марко Фрязиным. Свое название получила от примыкавшего к ней на территории Кремля двора боярина Беклемишева. Этот двор при Василии III вместе с башней был превращен в тюрьму для опальных бояр. Современное название башни связано с названием расположенного рядом Москворецкого моста.
В обороне Кремля башня выполняла ответственную роль. Она первой принимала на себя удар, так как находилась на стыке Москвы-реки со рвом. Этим, вероятно, объясняется архитектурное решение башни: высокий и стройный цилиндр поставлен на скошенный белокаменный цоколь и отделен от него полукруглым валиком. Гладь цилиндра прорезают узкие, редко расставленные окна. Завершают башню машикули с боевой площадкой, которая была выше примыкающих к ней стен. В подвале башни был устроен тайник-слух для предупреждения подкопа. |
Спасская башня
Возведена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Башня расположена на месте Фроловской стрельницы 1367-1368 годов. Ее ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Ворота служили для выездов царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов.Башня имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней мощную отводную стрельницу, служившую для защиты проездных ворот. Закрывались они специальными опускными железными решетками - герсами. Если неприятель проникал внутрь стрельницы, герсы опускались, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Его обстреливали с верхней галереи стрельницы. На фасаде башни и сейчас можно разглядеть отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска специального деревянного настила моста, а в проходе ворот - пазы, по которым ходила металлическая решетка. Из ворот стрельницы опускались подъемные мосты Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на белокаменных досках вырезаны надписи на русском и латинском языках, рассказывающие о времени ее постройки: “В лето 6999 (1491год - ред.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)”.
Уже в конце XVI века над башней существовал шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно. | |
Спасская башня
Возведена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Башня расположена на месте Фроловской стрельницы 1367-1368 годов. Ее ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Ворота служили для выездов царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов.Башня имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней мощную отводную стрельницу, служившую для защиты проездных ворот. Закрывались они специальными опускными железными решетками - герсами. Если неприятель проникал внутрь стрельницы, герсы опускались, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Его обстреливали с верхней галереи стрельницы. На фасаде башни и сейчас можно разглядеть отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска специального деревянного настила моста, а в проходе ворот - пазы, по которым ходила металлическая решетка. Из ворот стрельницы опускались подъемные мосты Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на белокаменных досках вырезаны надписи на русском и латинском языках, рассказывающие о времени ее постройки: “В лето 6999 (1491год - ред.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)”.
Уже в конце XVI века над башней существовал шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно. |
Скульптура «Святой Георгий» со Спасской башни (фотография до разборки скульптуры)
В 1464-1466 гг. на Фроловской (Спасской) башне были установлены статуи двух святых конных воинов – Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, вырезанные из белого камня. О скульптуре Дмитрия Солунского извествно крайне мало. Первоначально она была установлена на воротах «изнутри города», а изваяние Георгия, соответственно, с наружной стороны главной кремлевской башни. В связи со строительством в 1485-1495 гг. новых кирпичных укреплений статуи были сняты со своих мест и перенесены в церковь Георгия с приделом Дмитрия Солунского, где они почитались храмовыми образами. Впоследствии «Георгий Победоносец» попадает в Вознесенский монвастырь. А след Дмитрия Солунского теряется после XVI столетия. В 1928 г. участь разобранного Вознесенского монастыря разделила и скульптура Георгия. Она была размонтирована на множество фрагментов. Верхнюю часть торса изваяния передали в Третьяковскую галерею, а остальные 29 частей скульптурного изображения остались в фондах музеев Кремля. | |
Скульптура «Святой Георгий» со Спасской башни (фотография до разборки скульптуры)
В 1464-1466 гг. на Фроловской (Спасской) башне были установлены статуи двух святых конных воинов – Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, вырезанные из белого камня. О скульптуре Дмитрия Солунского извествно крайне мало. Первоначально она была установлена на воротах «изнутри города», а изваяние Георгия, соответственно, с наружной стороны главной кремлевской башни. В связи со строительством в 1485-1495 гг. новых кирпичных укреплений статуи были сняты со своих мест и перенесены в церковь Георгия с приделом Дмитрия Солунского, где они почитались храмовыми образами. Впоследствии «Георгий Победоносец» попадает в Вознесенский монвастырь. А след Дмитрия Солунского теряется после XVI столетия. В 1928 г. участь разобранного Вознесенского монастыря разделила и скульптура Георгия. Она была размонтирована на множество фрагментов. Верхнюю часть торса изваяния передали в Третьяковскую галерею, а остальные 29 частей скульптурного изображения остались в фондах музеев Кремля. |
Скульптура «Святой Георгий» со Спасской башни (фотография фрагмент скульптуры) | |
Скульптура «Святой Георгий» со Спасской башни (фотография фрагмент скульптуры) |
Белокаменные украшения Спасской башни
| |
Белокаменные украшения Спасской башни
|
Фроловская башня (реконструкция)
Рис.Дм.Яковлева
Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. В 1516 году от башни через ров перекинули деревянный мост. Уже в конце XVI века над башней существовал шатровый верх. | |
Фроловская башня (реконструкция)
Рис.Дм.Яковлева
Первоначально башня называлась Фроловской, в связи с тем, что неподалеку в Кремле располагалась церковь Фрола и Лавра. В 1516 году от башни через ров перекинули деревянный мост. Уже в конце XVI века над башней существовал шатровый верх. |
Константино-Еленинская башня
Возведена Пьетро Антонио Солари в 1490 году на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля 1366-1368 годов. Название свое башня получила от располагавшейся неподалеку в Кремле церкви Константина и Елены. Сначала она была проездной и традиционно защищала древние дороги, соединяющие Кремль с Великим посадом (Китай-городом) - подъезды от пристани, от Великой и Варьской улиц. Расположенная близко от реки, башня имела мощную отводную стрельницу, соединявшуюся с ней мостом, переброшенным через ров. В стрельницу можно было попасть через подъемный мост. | |
Константино-Еленинская башня
Возведена Пьетро Антонио Солари в 1490 году на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля 1366-1368 годов. Название свое башня получила от располагавшейся неподалеку в Кремле церкви Константина и Елены. Сначала она была проездной и традиционно защищала древние дороги, соединяющие Кремль с Великим посадом (Китай-городом) - подъезды от пристани, от Великой и Варьской улиц. Расположенная близко от реки, башня имела мощную отводную стрельницу, соединявшуюся с ней мостом, переброшенным через ров. В стрельницу можно было попасть через подъемный мост. |
Набатная башня
Промежуточная глухая башня западной стороны Кремля. Возведена в 1490-х годах. Ее простой четырехугольный объем, завершенный машикулями с парапетом, в 1676-1686 годах был надстроен шатровым четырехгранным верхом, до деталей схожим с завершением Арсенальной башни. Башня хорошо сохранила свои первоначальные формы.
Основное назначение башни - размещение колоколов Спасского набата - противопожарной службы Кремля. | |
Набатная башня
Промежуточная глухая башня западной стороны Кремля. Возведена в 1490-х годах. Ее простой четырехугольный объем, завершенный машикулями с парапетом, в 1676-1686 годах был надстроен шатровым четырехгранным верхом, до деталей схожим с завершением Арсенальной башни. Башня хорошо сохранила свои первоначальные формы.
Основное назначение башни - размещение колоколов Спасского набата - противопожарной службы Кремля. |
Никольская башня
Проездная башня восточной линии укреплений Кремля. Имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней отводную стрельницу, проездные ворота которой выходят на Красную площадь. Возведена Пьетро Антонио Солари в 1491 году. Название башни связывают с иконой Николая Чудотворца, помещавшейся на фасаде стрельницы, и с Никольским греческим монастырем, находившимся когда-то на Никольской улице. Как и во всех проездных башнях здесь был подъемный мост через ров, а на воротах - защитные решетки - герсы. Внутри проездные части четверика и стрельницы перекрыты цилиндрическими сводами. Башня и стрельница сообщаются между собой системой лестниц и двухъярусных коридоров. | |
Никольская башня
Проездная башня восточной линии укреплений Кремля. Имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней отводную стрельницу, проездные ворота которой выходят на Красную площадь. Возведена Пьетро Антонио Солари в 1491 году. Название башни связывают с иконой Николая Чудотворца, помещавшейся на фасаде стрельницы, и с Никольским греческим монастырем, находившимся когда-то на Никольской улице. Как и во всех проездных башнях здесь был подъемный мост через ров, а на воротах - защитные решетки - герсы. Внутри проездные части четверика и стрельницы перекрыты цилиндрическими сводами. Башня и стрельница сообщаются между собой системой лестниц и двухъярусных коридоров. |
Угловая Арсенальная башня
Самая мощная угловая башня Кремля, завершившая линию его обороны со стороны Красной площади. Охраняла переправу через реку Неглинную к Торгу.
Возведена в 1492 году Пьетро Антонио Солари. Неподалеку от башни в Кремле находились хоромы бояр Собакиных, возможно, отсюда ее древнее название. Башня отличается широким круглым основанием и могучими стенами. В прошлом она выполняла не только оборонные функции. По сей день в башне сохранился родник - колодец, которым в случае осады мог пользоваться гарнизон крепости. | |
Угловая Арсенальная башня
Самая мощная угловая башня Кремля, завершившая линию его обороны со стороны Красной площади. Охраняла переправу через реку Неглинную к Торгу.
Возведена в 1492 году Пьетро Антонио Солари. Неподалеку от башни в Кремле находились хоромы бояр Собакиных, возможно, отсюда ее древнее название. Башня отличается широким круглым основанием и могучими стенами. В прошлом она выполняла не только оборонные функции. По сей день в башне сохранился родник - колодец, которым в случае осады мог пользоваться гарнизон крепости. |
Средняя Арсенальня башня
Башня построена в 1493-1495 годах на северо-западной стороне кремлевской стены, протянувшейся вдоль Александровского сада, на месте угловой башни времени Дмитрия Донского. Наружная грань ее сильно вытянутого вверх четырехугольного объема, завершенного машикулями и парапетом с ширинками, сохранила первоначальное расчленение двумя плоскими вертикальными нишами. В XV-XVI веках около башни на реке Неглинной были плотины. В 1680-годах она получила завершение - открытый четверик с четырехгранным шатром, законченным сквозной смотрительной вышкой с шатриком.
Внутри основной объем башни разделен на три яруса, перекрытых цилиндрическими сводами и соединенных внутристенными лестницами. Шатер разделен на ярусы плоскими перекрытиями.
Свое нынешнее название башня получила при возведении здания Арсенала в начале XVIII века. Раньше она называлась Граненой - от расчлененного на грани фасада. В 1821 году при разбивке Александровского сада у подножия башни по проекту О.И.Бове был сооружен увеселительный грот.
Высота башни - 38,9 м. | |
Средняя Арсенальня башня
Башня построена в 1493-1495 годах на северо-западной стороне кремлевской стены, протянувшейся вдоль Александровского сада, на месте угловой башни времени Дмитрия Донского. Наружная грань ее сильно вытянутого вверх четырехугольного объема, завершенного машикулями и парапетом с ширинками, сохранила первоначальное расчленение двумя плоскими вертикальными нишами. В XV-XVI веках около башни на реке Неглинной были плотины. В 1680-годах она получила завершение - открытый четверик с четырехгранным шатром, законченным сквозной смотрительной вышкой с шатриком.
Внутри основной объем башни разделен на три яруса, перекрытых цилиндрическими сводами и соединенных внутристенными лестницами. Шатер разделен на ярусы плоскими перекрытиями.
Свое нынешнее название башня получила при возведении здания Арсенала в начале XVIII века. Раньше она называлась Граненой - от расчлененного на грани фасада. В 1821 году при разбивке Александровского сада у подножия башни по проекту О.И.Бове был сооружен увеселительный грот.
Высота башни - 38,9 м. |
Тайницкая башня
Центральная башня южной стены Кремля. Возведена в 1485 году Антоном Фрязиным на месте Чешковых или Чушковых ворот крепости времени Дмитрия Донского. С нее началось строительство новых укреплений конца XV века.
Тайницкая башня была наиболее важной в системе обороны речной стороны Кремля. Она была заложена с колодцем-тайником внутри и скрытым выходом к Москве-реке, имела отводную стрельницу, соединявшуюся с ней каменным мостом, и проездные ворота. В стрельницу попадали посредством подъемного моста. Высота Тайницкой башни - 38,4 метра. | |
Тайницкая башня
Центральная башня южной стены Кремля. Возведена в 1485 году Антоном Фрязиным на месте Чешковых или Чушковых ворот крепости времени Дмитрия Донского. С нее началось строительство новых укреплений конца XV века.
Тайницкая башня была наиболее важной в системе обороны речной стороны Кремля. Она была заложена с колодцем-тайником внутри и скрытым выходом к Москве-реке, имела отводную стрельницу, соединявшуюся с ней каменным мостом, и проездные ворота. В стрельницу попадали посредством подъемного моста. Высота Тайницкой башни - 38,4 метра. |
Кремленаград План Кремля. Фрагмент
Начало 1600-х годов. Тайницкая башня, мост, отводная стрельница
| |
Кремленаград План Кремля. Фрагмент
Начало 1600-х годов. Тайницкая башня, мост, отводная стрельница
|
Первая Безымянная башня
Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Выстроена в 1480-х годах к востоку от Тайницкой башни. В конце XV-XVI веках в ней хранился порох. В 1547 году во время страшного пожара Москвы она пострадала от взрыва пороха. Высота башни - 34,15 метр
| |
Первая Безымянная башня
Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Выстроена в 1480-х годах к востоку от Тайницкой башни. В конце XV-XVI веках в ней хранился порох. В 1547 году во время страшного пожара Москвы она пострадала от взрыва пороха. Высота башни - 34,15 метр
|
Вторая Безымянная башня
Промежуточная башня южной стены Кремля. Возведена в 1480-х годах между 1-ой Безымянной и Петровской башнями. В 1680-х годах ее массивный четверик надстроен сквозным четырехгранным шатром, увенчанным смотрильной вышкой с восьмигранным шатриком и флюгером. Высота башни - 30,2 м.
| |
Вторая Безымянная башня
Промежуточная башня южной стены Кремля. Возведена в 1480-х годах между 1-ой Безымянной и Петровской башнями. В 1680-х годах ее массивный четверик надстроен сквозным четырехгранным шатром, увенчанным смотрильной вышкой с восьмигранным шатриком и флюгером. Высота башни - 30,2 м.
|
Петровская башня
Промежуточная глухая башня южной стены Кремля. Построена в 1480-х годах между 2-й Безымянной и Беклемишевской башнями. В 1612 году была разрушена. При восстановлении в завершении ее основного четырехугольного объема появились ложные машикули. В 1676-1686 годах получила надстройку, отличающуюся от верхов остальных башен: в убранство двух убывающих по величине четвериков, на которых стоит низкий многогранный шатер, введены полуколонки.
| |
Петровская башня
Промежуточная глухая башня южной стены Кремля. Построена в 1480-х годах между 2-й Безымянной и Беклемишевской башнями. В 1612 году была разрушена. При восстановлении в завершении ее основного четырехугольного объема появились ложные машикули. В 1676-1686 годах получила надстройку, отличающуюся от верхов остальных башен: в убранство двух убывающих по величине четвериков, на которых стоит низкий многогранный шатер, введены полуколонки.
|
Водовзводная башня
Юго-западная угловая башня Кремля. Была возведена в 1488 году архитектором Антоном Фрязиным. Башня была особо важной в системе кремлевской обороны, так как защищала брод и устье реки Неглинной. Название башни связывают с боярской фамилией Свибло, представители которой отвечали за ее строительство. Высота башни до звезды - 57,7 метра, со звездой - 61,25 метра
| |
Водовзводная башня
Юго-западная угловая башня Кремля. Была возведена в 1488 году архитектором Антоном Фрязиным. Башня была особо важной в системе кремлевской обороны, так как защищала брод и устье реки Неглинной. Название башни связывают с боярской фамилией Свибло, представители которой отвечали за ее строительство. Высота башни до звезды - 57,7 метра, со звездой - 61,25 метра
|
|
Алевизов ров
| |
|
|
| |