|
|
|
Установление Светских элементов в русской культура XVIIвв..
Во второй половине XVII века в культуре России протекают сложные процессы, обычно определяемые как переход от средневековой по преимуществу церковной по своим формам культуры к более светской культуре Нового времени. Изменения, связанные с этими процессами, проникают в различные сферы культуры. В первую очередь они касаются городской культуры. А в городах, и особенно в столице, проводниками новых идей по преимуществу выступают представители знати. Для них образцом служит, в первую очередь, жизнь кремлевского царского двора. Зачастую именно здесь появляются те нововведения, характерные для новой культуры, которые затем распространяются повсеместно. Поскольку западноевропейская культура немного ранее совершила такой же поворот в своем развитии, именно она рассматривается как желаемый образец. Процесс заимствования, поэтому, протекает практически непрерывно, но с разной степенью интенсивности. Ну а следующий этап развития русской культуры в начале XVIII века в период петровских реформ связан с еще более радикальной европеизацией.
Коллекции Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" позволяют достаточно полно проследить этот процесс. Светские элементы в русской культуре XVII века становятся заметными в церковном зодчестве, живописи и прикладном искусстве. Появляется стремление сделать церковные здания более нарядными, заметен интерес к передаче объема, как в иконописи, так и лицевом шитье. Иконописцы (и не только они) используют в качестве образца западноевропейскую гравюру. Нередко заимствуется целиком композиция или ее отдельные элементы. Предпринимаются попытки представить в иконе отражение реальной жизни: показать прямую перспективу, изобразить достаточно узнаваемо архитектуру, элементы пейзажа, передать живоподобность ликов и т.д. Появляются иконы, выполненные в необычной сложной технике аппликации. В храмах возводятся пластичные состоящие из многочисленных деталей высокие резные иконостасы, появляются более яркие и разнообразно украшенные, чем прежде церковная утварь, облачения священнослужителей, оклады икон и т.д. Среди зодчих, иконописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства того времени много выходцев много выходцев с западных окраин России, из Белоруссии и с Украины. Они привносят в русскую культуру того времени элементы западной культуры, влияние которой сами испытали.
Изменения претерпевает убранство жилищ русской знати. В интерьеры палат помещаются образцы западноевропейской мебели, выполненной как из дерева, так и из металла (в том числе серебра). На столах появляется посуда, привезенная из Европы; начинают использовать вилки. Постепенно распространяются одежды европейского покроя.
Повышается процент грамотных людей. Больше внимания уделяется процессу образования. Он становится по своему характеру все более светским. Развивается книгопечатание. Причем впервые издается так много учебных книг: азбук, букварей, грамматик. Книги, выполняемые по заказу царя и его ближайшего окружения, богато иллюстрируются. Иллюстрации подчас сопровождающие даже книги духовного содержания позволяют воочию представить жизнь того времени. Русская культура становится более открытой. Расширяется кругозор русских людей в области географии, истории, мифологии и т.д. Этому способствуют не только знания, полученные из книг, но и различные вещи, привозимые из Европы: шахматы, глобусы, предметы обихода украшенные сценами из греческой и римской мифологии.
Множество различных экспонатов в той или иной мере отражающих тему «Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.» представлено в музеях Кремля, в том числе в Государственной Оружейной палате. Но среди кремлевских музеев есть один, в котором данная тема раскрыта достаточно полно.
На втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия. Здесь наглядно показано, как накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII—XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов — Симона Ушакова и Федора Зубова.
Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени.
Если у Вас нет возможности приехать в Москву и посетить Кремль, то Вы можете, зайдя на сайт Музеев Московского Кремля (www.kreml.ru), и открыв раздел «Музеи в Кремле», познакомится с коллекциями расположенными в Патриарших палатах.
Парсуна «Царь Алексей Михайлович на коне»
Московский Кремль,
конец XVII века.
Пфандцельт Лукас Конрад
Дерево, холст, масло, резьба по дереву.
Размер 43,0х32,0 см; (с рамой 74,0х58,0 см).
"Конный портрет царя Алексея Михайловича". Парсуна в деревянной раме. 1766 г. Голландия. | |
Парсуна «Царь Алексей Михайлович на коне»
Московский Кремль,
конец XVII века.
Пфандцельт Лукас Конрад
Дерево, холст, масло, резьба по дереву.
Размер 43,0х32,0 см; (с рамой 74,0х58,0 см).
"Конный портрет царя Алексея Михайловича". Парсуна в деревянной раме. 1766 г. Голландия. |
Портрет Петра Ивановича Потемкина
Россия.
Холст, дерево; масло.
Ширина 104,5 см; высота 132,0 см.
Копия ХVIII в. с портрета кисти Кнеллера, личного художника Вильгельма Оранского. | |
Портрет Петра Ивановича Потемкина
Россия.
Холст, дерево; масло.
Ширина 104,5 см; высота 132,0 см.
Копия ХVIII в. с портрета кисти Кнеллера, личного художника Вильгельма Оранского. |
Икона "Рождество Богородицы"
Из иконостаса Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.
Автор: Художник круга Кирилла Уланова.
1698-1699 гг.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: дерево, паволока (?), левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Длина: 55,0 см, ширина: 44,0 см.
Для передачи пространства прямой перспективы использовались разные приемы. Один из них применен в иконе художника круга Кирилла Уланова. «Рождество Богоматери», 1698—1699 годы, из праздничного чина Похвальского придела Успенского собора Кремля. Пол выложен черно-белой шашечкой, несколькими расходящимися линиями переданы балки потолка, зафиксирована одна из боковых стен с зарешеченными окнами — получается своеобразная «перспективная клетка», внутри которой располагаются персонажи. Архитектуре, таким образом, отводится определяющая роль в построении композиции. В глубине, на ложе с балдахином, возлежит Анна, на троне восседает Иоаким. На переднем плане — две женщины и новорожденная Мария, причем фигуры первого плана отодвинуты от передней кромки доски. Пропорциональные отношения между фигурами и архитектурой решены в классической мере, что было свойственно поздней живописи XVII века и что дает возможность ощутить фигуры в интерьере. Таким образом, реальный мир и иллюзорный мир живописи уподобились друг другу. Это привело к необходимости внешнего, материального выражения их отделения. Русская живопись впервые стала испытывать потребность в раме, незнакомой средневековому искусству, где изображение само устанавливало себе внутренние границы. В качестве такой рамы могли служить поля иконы, которые в XVII веке, как правило, имеют отличный от фона средника цвет. Появление рамы свидетельствует о зарождении понимания иконы как картины, т. е. как зеркала или окна в мир. Как и другие художники XVII века, Кирилл Уланов использовал для своих икон элементы композиции из массовых западноевропейских гравированных изданий, которые играли роль нового иконографического образца. Наряду с библией Пискатора, изданной в Амстердаме в 1659 году и очень популярной в России, мастера были знакомы с гравюрами Матфея Мериана, жившего во Франкфурте. Именно эти гравюры были одним из образцов для композиций праздничного чина Похвальского придела.
Но, как уже отмечалось, любой источник переосмысливался — убирались второстепенные персонажи и детали обстановки, вместо условных одежд появлялись шелк и парча, интерьер дополняли декоративными деталями (решетки на окнах, богатые драпировки, орнаментация). Это объяснялось русским пониманием прекрасного, стремлением улучшить образец согласно идеалам своей культуры. | |
Икона "Рождество Богородицы"
Из иконостаса Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.
Автор: Художник круга Кирилла Уланова.
1698-1699 гг.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: дерево, паволока (?), левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Длина: 55,0 см, ширина: 44,0 см.
Для передачи пространства прямой перспективы использовались разные приемы. Один из них применен в иконе художника круга Кирилла Уланова. «Рождество Богоматери», 1698—1699 годы, из праздничного чина Похвальского придела Успенского собора Кремля. Пол выложен черно-белой шашечкой, несколькими расходящимися линиями переданы балки потолка, зафиксирована одна из боковых стен с зарешеченными окнами — получается своеобразная «перспективная клетка», внутри которой располагаются персонажи. Архитектуре, таким образом, отводится определяющая роль в построении композиции. В глубине, на ложе с балдахином, возлежит Анна, на троне восседает Иоаким. На переднем плане — две женщины и новорожденная Мария, причем фигуры первого плана отодвинуты от передней кромки доски. Пропорциональные отношения между фигурами и архитектурой решены в классической мере, что было свойственно поздней живописи XVII века и что дает возможность ощутить фигуры в интерьере. Таким образом, реальный мир и иллюзорный мир живописи уподобились друг другу. Это привело к необходимости внешнего, материального выражения их отделения. Русская живопись впервые стала испытывать потребность в раме, незнакомой средневековому искусству, где изображение само устанавливало себе внутренние границы. В качестве такой рамы могли служить поля иконы, которые в XVII веке, как правило, имеют отличный от фона средника цвет. Появление рамы свидетельствует о зарождении понимания иконы как картины, т. е. как зеркала или окна в мир. Как и другие художники XVII века, Кирилл Уланов использовал для своих икон элементы композиции из массовых западноевропейских гравированных изданий, которые играли роль нового иконографического образца. Наряду с библией Пискатора, изданной в Амстердаме в 1659 году и очень популярной в России, мастера были знакомы с гравюрами Матфея Мериана, жившего во Франкфурте. Именно эти гравюры были одним из образцов для композиций праздничного чина Похвальского придела.
Но, как уже отмечалось, любой источник переосмысливался — убирались второстепенные персонажи и детали обстановки, вместо условных одежд появлялись шелк и парча, интерьер дополняли декоративными деталями (решетки на окнах, богатые драпировки, орнаментация). Это объяснялось русским пониманием прекрасного, стремлением улучшить образец согласно идеалам своей культуры. |
Икона "Троица ветхозаветная"
Первая половина XVII в.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, левкас, паволока
Техника: темпера
Размеры: 32,0 х 27,5 см.
В своей основе искусство продолжало оставаться традиционным, тем не менее, хотя и с большой осторожностью, допускались в идеальный мир элементы окружающего «тварного» бытия. Иконография иконы «Троица» представляет собой дорублевский извод с изображениями Авраама, Сарры, месящей тесто, и юноши, закалывающего тельца. Очевидно стремление мастера передать атмосферу обычной трапезы: помимо традиционной чаши на столе изображены кубки, стоящие перед ангелами, и другие предметы убранства стола (ножи, вилки). Строгановские иконы писались для тонких ценителей живописи и поэтому наряду с обычной религиозно-символической функцией они несли еще повышенную эстетическую функцию. Подобные иконы должны были не только «возвышать душу», но и «услаждать глаз». Икону «Троица» отличает тонкий красивый рисунок, тщательно выписан фон, цветовая гамма звучная, состоит из ярких, слегка разбеленных тонов. | |
Икона "Троица ветхозаветная"
Первая половина XVII в.
Место изготовления: Россия
Материал: дерево, левкас, паволока
Техника: темпера
Размеры: 32,0 х 27,5 см.
В своей основе искусство продолжало оставаться традиционным, тем не менее, хотя и с большой осторожностью, допускались в идеальный мир элементы окружающего «тварного» бытия. Иконография иконы «Троица» представляет собой дорублевский извод с изображениями Авраама, Сарры, месящей тесто, и юноши, закалывающего тельца. Очевидно стремление мастера передать атмосферу обычной трапезы: помимо традиционной чаши на столе изображены кубки, стоящие перед ангелами, и другие предметы убранства стола (ножи, вилки). Строгановские иконы писались для тонких ценителей живописи и поэтому наряду с обычной религиозно-символической функцией они несли еще повышенную эстетическую функцию. Подобные иконы должны были не только «возвышать душу», но и «услаждать глаз». Икону «Троица» отличает тонкий красивый рисунок, тщательно выписан фон, цветовая гамма звучная, состоит из ярких, слегка разбеленных тонов. |
Икона. «Св. Алексей Митрополит»
В произведениях мастеров первой половины XVII века проявился интерес к реалистической передаче архитектурного фона. В иконе «Митрополит Алексей» изображен Московский Кремль, который, несмотря на некоторые условности, хорошо прочитывается | |
Икона. «Св. Алексей Митрополит»
В произведениях мастеров первой половины XVII века проявился интерес к реалистической передаче архитектурного фона. В иконе «Митрополит Алексей» изображен Московский Кремль, который, несмотря на некоторые условности, хорошо прочитывается |
Иконостас Вознесенской церкви Вознесенского монастыря в Московском Кремле
1680-е гг.
Иконостас из Вознесенского собора Московского Кремля в 1929 году, когда был разрушен Вознесенский монастырь, перенесен в церковь «Двенадцати апостолов». Датируется он концом XVII — началом XVIII столетий. В нем нашли выражение все художественные особенности живописи XVII века: стремление к яркой цветовой гамме, обилие золота, тщательная проработка костюма, интерес к произведениям прикладного искусства, тяготение к светотеневой моделировке лика, попытки передачи прямой перспективы и появление рамы. Рама иконостаса, выполненная из резного золоченого дерева в традициях московского барокко, дает представление об искусстве русских резчиков второй половины XVII века. В это время в России появилась так называемая «Флемская резьба», центром которой была «Палата резных и столярных дел» Кремля. Резьба обильная, сочная поражала технической виртуозностью, разнообразием орнаментальных мотивов и пластических решений. Иконостас Вознесенского собора — это образец такой резьбы. В растительный орнамент введены реалистически переданные цветы и листья, плоды, ягоды, картуши. Особенно популярен мотив вьющейся виноградной лозы с тяжелой гроздью винограда. Вся резьба обильно вызолочена. Освоению новых приемов способствовало как знакомство русских мастеров с современным им западноевропейским искусством, так и творческое сотрудничество с украинскими и белорусскими резчиками. «Флемская резьба» нашла в русском декоративно-прикладном искусстве благоприятную почву: она отвечала общей его художественной направленности. И, кроме того, ее появление отчасти связано с новшествами в русской иконописи — многоплановым построением и объемной трактовкой фигур. Русские мастера, творчески осмыслив барочные мотивы, придали ей своеобразный характер, сохранив уравновешенность композиции и сложную плавную ритмичность традиционного узорочья | |
Иконостас Вознесенской церкви Вознесенского монастыря в Московском Кремле
1680-е гг.
Иконостас из Вознесенского собора Московского Кремля в 1929 году, когда был разрушен Вознесенский монастырь, перенесен в церковь «Двенадцати апостолов». Датируется он концом XVII — началом XVIII столетий. В нем нашли выражение все художественные особенности живописи XVII века: стремление к яркой цветовой гамме, обилие золота, тщательная проработка костюма, интерес к произведениям прикладного искусства, тяготение к светотеневой моделировке лика, попытки передачи прямой перспективы и появление рамы. Рама иконостаса, выполненная из резного золоченого дерева в традициях московского барокко, дает представление об искусстве русских резчиков второй половины XVII века. В это время в России появилась так называемая «Флемская резьба», центром которой была «Палата резных и столярных дел» Кремля. Резьба обильная, сочная поражала технической виртуозностью, разнообразием орнаментальных мотивов и пластических решений. Иконостас Вознесенского собора — это образец такой резьбы. В растительный орнамент введены реалистически переданные цветы и листья, плоды, ягоды, картуши. Особенно популярен мотив вьющейся виноградной лозы с тяжелой гроздью винограда. Вся резьба обильно вызолочена. Освоению новых приемов способствовало как знакомство русских мастеров с современным им западноевропейским искусством, так и творческое сотрудничество с украинскими и белорусскими резчиками. «Флемская резьба» нашла в русском декоративно-прикладном искусстве благоприятную почву: она отвечала общей его художественной направленности. И, кроме того, ее появление отчасти связано с новшествами в русской иконописи — многоплановым построением и объемной трактовкой фигур. Русские мастера, творчески осмыслив барочные мотивы, придали ей своеобразный характер, сохранив уравновешенность композиции и сложную плавную ритмичность традиционного узорочья |
Чаша
Мастера: Братья Поповы (?)
1690-е гг.
Место изготовления: Россия, Сольвычегодск
Материал: серебро
Техника: чеканка, скань, золочение, эмаль.
Размеры: Диаметр: 15,8 см,
высота: 4,7 см.
Происходит из основного собрания Оружейной палаты.
Чаша, серебряная, с эмалью, частично золоченая, на кольцевом поддоне.
Вся внутренняя поверхность чаши залита белой эмалью.
Дно и широкие стенки чаши украшены четырьмя картушам и с живописными аллегорическими изображениями "Пяти чувств" в виде поясных фигур мужчины и женщины в разных позах с разными атрибутами. В клеймах надписи: на дне в круге - "осязание", в картушах по стенкам - "вкушение", "видение", "Обоняние", "слышание".
По краю чаши и дна - ряд мелких кружков пестрой эмали с разноцветными точками в центре каждого. Кружки эмали в сканных обрамлениях.
Снаружи чаша украшена по золоченому фону гирляндой пестрых крупных и мелких цветов в сканных обрамлениях на сканных стеблях. К стеблям припаяны сканные кружки с желтой эмалью. На оборотной стороне дна на фоне голубоватой эмали среди трав и зелени изображено большое животное пожирающее другое, рядом видна голова третьего животного.
По краю чаши снаружи гладкий ободок, ниже которого напаян тонкий сканный жгутик, такой же жгутик напаян на поддоне выше ободка.
Вся роспись выполнена в ярких синих, желтых, зеленых, коричневых тонах с черными штрихами. | |
Чаша
Мастера: Братья Поповы (?)
1690-е гг.
Место изготовления: Россия, Сольвычегодск
Материал: серебро
Техника: чеканка, скань, золочение, эмаль.
Размеры: Диаметр: 15,8 см,
высота: 4,7 см.
Происходит из основного собрания Оружейной палаты.
Чаша, серебряная, с эмалью, частично золоченая, на кольцевом поддоне.
Вся внутренняя поверхность чаши залита белой эмалью.
Дно и широкие стенки чаши украшены четырьмя картушам и с живописными аллегорическими изображениями "Пяти чувств" в виде поясных фигур мужчины и женщины в разных позах с разными атрибутами. В клеймах надписи: на дне в круге - "осязание", в картушах по стенкам - "вкушение", "видение", "Обоняние", "слышание".
По краю чаши и дна - ряд мелких кружков пестрой эмали с разноцветными точками в центре каждого. Кружки эмали в сканных обрамлениях.
Снаружи чаша украшена по золоченому фону гирляндой пестрых крупных и мелких цветов в сканных обрамлениях на сканных стеблях. К стеблям припаяны сканные кружки с желтой эмалью. На оборотной стороне дна на фоне голубоватой эмали среди трав и зелени изображено большое животное пожирающее другое, рядом видна голова третьего животного.
По краю чаши снаружи гладкий ободок, ниже которого напаян тонкий сканный жгутик, такой же жгутик напаян на поддоне выше ободка.
Вся роспись выполнена в ярких синих, желтых, зеленых, коричневых тонах с черными штрихами. |
Братина с крышкой
Первая четверть XVII в.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: серебро
Техника: резьба, чеканка, золочение, канфарение, литье
Размеры: Диаметр по венцу: 14,4 см
высота: 15,8 см
высота: 28,5 см (с крышкой).
Большая братина с крышкой с литыми букетом на крышке и фигурками на поддоне. Братина серебряная, частично золоченая, чеканная, на поддоне в виде человеческих фигурок. По широкому золоченому венцу братины, по мелко заштрихованному косыми линиями фону сложной вязью вырезана надпись: "Веси убо человече, яко воину оружие потребно есть въ день брани, такожде и дождь во время ведра, пите же во время жажды и сице же истинни други во время утешения и скорби и с и убо прикасающиеся сладости сеи и съ любовию по разуму въ сытость весело и со други и телесоъ красоту и сердцу и ума пространствие почерпатъ и съ радостию со други своими веселящиеся испиютъ. Хотящимъ убо дотоитъ отъ сего дому всегда отгоняти заботъно". По незолоченному тулову, на канфаренном фоне чеканен высокорельефный травный орнамент крупного рисунка, среди которого по углубленному фону наложены, прикрепленные винтами чеканные, золоченые щитовидной формы накладки. Hа них, среди травного же чеканного орнамента по канфаренному фону изображены гербы с разными надписями, поддерживаемые львом и единорогом, двумя рыбами со скрещенными внизу хвостами и с раскрытыми пастями, двумя, в шляпах и европейского покроя платьях, мужскими фигурами и двумя орлами. Hа гербах по мелко-заштрихованному косыми линиями фону надпись гладкими буквами: "Братина Петра Алексеевича Третьякова". Золоченный поддон имеет вид: вверху гладкой, вогнутой внутрь золоченой шейки, обложенной по краям чеканным жгутом; внизу - опрокинутого плоского блюдца, обрамленного по краю чеканным жгутом и расчеканнего в восьми больших и малых отделениях головками купидонов и травными завитками. К низу поддона привинчены литые человеческие фигурки, которые поднытыми вверх руками поддерживают жгут, припаянный к нижней части тулова братины. Крышка высокая, широкий, гладкий золоченный край ее украшен резной плетенкой. Hижняя незолоченая часть крышки чеканена орнаментом "алмазной" грани. Она, в свою очередь, завершается круглой выпуклой мишенью, на которой сверху чеканены стилизованные извивающиеся гладкие корни серебряного цветка на толстом прямом стержне, увенчивающего крышку. Внутри, на дне братины, круглая золоченая, прочеканенная мишень, вокруг которой, в узкой ленте по заштрихованному фону резная надпись: "Человече, что на мя зрищи, не проглдотить ли мя хощеши. Аз есмъ бражник. Человече воззри во дно братины сея и откроеши тайну свою" (внутри братины на мишени фигурка бражника отсутствует).
Hа тулове в гербовых щитках: "Братина Петра Алексеевича Третьякова".
Легенда: Принадлежала думному дьяку П.А.Третьякову. Поднесена в 1618 г. женой П.А.Третьякова царю Михаилу Федоровичу. | |
Братина с крышкой
Первая четверть XVII в.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: серебро
Техника: резьба, чеканка, золочение, канфарение, литье
Размеры: Диаметр по венцу: 14,4 см
высота: 15,8 см
высота: 28,5 см (с крышкой).
Большая братина с крышкой с литыми букетом на крышке и фигурками на поддоне. Братина серебряная, частично золоченая, чеканная, на поддоне в виде человеческих фигурок. По широкому золоченому венцу братины, по мелко заштрихованному косыми линиями фону сложной вязью вырезана надпись: "Веси убо человече, яко воину оружие потребно есть въ день брани, такожде и дождь во время ведра, пите же во время жажды и сице же истинни други во время утешения и скорби и с и убо прикасающиеся сладости сеи и съ любовию по разуму въ сытость весело и со други и телесоъ красоту и сердцу и ума пространствие почерпатъ и съ радостию со други своими веселящиеся испиютъ. Хотящимъ убо дотоитъ отъ сего дому всегда отгоняти заботъно". По незолоченному тулову, на канфаренном фоне чеканен высокорельефный травный орнамент крупного рисунка, среди которого по углубленному фону наложены, прикрепленные винтами чеканные, золоченые щитовидной формы накладки. Hа них, среди травного же чеканного орнамента по канфаренному фону изображены гербы с разными надписями, поддерживаемые львом и единорогом, двумя рыбами со скрещенными внизу хвостами и с раскрытыми пастями, двумя, в шляпах и европейского покроя платьях, мужскими фигурами и двумя орлами. Hа гербах по мелко-заштрихованному косыми линиями фону надпись гладкими буквами: "Братина Петра Алексеевича Третьякова". Золоченный поддон имеет вид: вверху гладкой, вогнутой внутрь золоченой шейки, обложенной по краям чеканным жгутом; внизу - опрокинутого плоского блюдца, обрамленного по краю чеканным жгутом и расчеканнего в восьми больших и малых отделениях головками купидонов и травными завитками. К низу поддона привинчены литые человеческие фигурки, которые поднытыми вверх руками поддерживают жгут, припаянный к нижней части тулова братины. Крышка высокая, широкий, гладкий золоченный край ее украшен резной плетенкой. Hижняя незолоченая часть крышки чеканена орнаментом "алмазной" грани. Она, в свою очередь, завершается круглой выпуклой мишенью, на которой сверху чеканены стилизованные извивающиеся гладкие корни серебряного цветка на толстом прямом стержне, увенчивающего крышку. Внутри, на дне братины, круглая золоченая, прочеканенная мишень, вокруг которой, в узкой ленте по заштрихованному фону резная надпись: "Человече, что на мя зрищи, не проглдотить ли мя хощеши. Аз есмъ бражник. Человече воззри во дно братины сея и откроеши тайну свою" (внутри братины на мишени фигурка бражника отсутствует).
Hа тулове в гербовых щитках: "Братина Петра Алексеевича Третьякова".
Легенда: Принадлежала думному дьяку П.А.Третьякову. Поднесена в 1618 г. женой П.А.Третьякова царю Михаилу Федоровичу. |
Книга "Лекарство душевное"
Троице-Сергиев монастырь
1670 г.
Царские изографы. Автор: Царские изографы.
Мастера: Кузьмины Никифор и Семен ("с товарищи").
Материал: бумага, золото твореное, серебро твореное, сафьян, штоф, дерево, кожа
Техника: полуустав крупный, миниатюра, темпера
Количество миниатюр: 337.
Размеры:
25,2х36,2.
Рукопись в лист, написана крупным полууставом, на 337 листах (+ 1 пустой лист в начале книги и + 1 пустой лист в конце), миниатюр 337; переплет из малинового сафьяна, доски обтянуты малиновым штофом, на корешке - название книги.
Рукопись в лист написана полууставом на 337 листах (1 пустой лист в начале и 1 - в конце). В книге 337 миниатюр, выполненных яркими красками. На титульном листе, пышно орнаментированном, - название рукописи: "Книга глагольная лекарство душевное". На обороте первого листа рукописи фронтиспис с изображением гербового двуглавого орла. По сторонам герба начальные буквы слов - герб великого - Государя царя князя Алексея Михайловича всея великие и … России самодержца". На втором листе заставка-рамка с растительным орнаментом в красках с золотом. На лл.2 об - 3 написано киноварью вступление. Далее следуют на каждой оборотной стороне листа текст, а на лицевой стороне следующего листа соответствующая ему миниатюра. По содержанию книга является сборником назидательных статей, заимствованных из Евангелия, житийной литературы, пролога, синодика и пр. На обороте пустого листа в конце книги запись о реставрации в 1887 году.
Переплет XIX века, корешок и края обтянуты малиновой кожей. Доски обклеены малиновым штофом с крупными побегами цветов с бутонами. | |
Книга "Лекарство душевное"
Троице-Сергиев монастырь
1670 г.
Царские изографы. Автор: Царские изографы.
Мастера: Кузьмины Никифор и Семен ("с товарищи").
Материал: бумага, золото твореное, серебро твореное, сафьян, штоф, дерево, кожа
Техника: полуустав крупный, миниатюра, темпера
Количество миниатюр: 337.
Размеры:
25,2х36,2.
Рукопись в лист, написана крупным полууставом, на 337 листах (+ 1 пустой лист в начале книги и + 1 пустой лист в конце), миниатюр 337; переплет из малинового сафьяна, доски обтянуты малиновым штофом, на корешке - название книги.
Рукопись в лист написана полууставом на 337 листах (1 пустой лист в начале и 1 - в конце). В книге 337 миниатюр, выполненных яркими красками. На титульном листе, пышно орнаментированном, - название рукописи: "Книга глагольная лекарство душевное". На обороте первого листа рукописи фронтиспис с изображением гербового двуглавого орла. По сторонам герба начальные буквы слов - герб великого - Государя царя князя Алексея Михайловича всея великие и … России самодержца". На втором листе заставка-рамка с растительным орнаментом в красках с золотом. На лл.2 об - 3 написано киноварью вступление. Далее следуют на каждой оборотной стороне листа текст, а на лицевой стороне следующего листа соответствующая ему миниатюра. По содержанию книга является сборником назидательных статей, заимствованных из Евангелия, житийной литературы, пролога, синодика и пр. На обороте пустого листа в конце книги запись о реставрации в 1887 году.
Переплет XIX века, корешок и края обтянуты малиновой кожей. Доски обклеены малиновым штофом с крупными побегами цветов с бутонами. |
Шкаф из красного и черного дерева с резными деталями
Голландия. Конец XVII века.
Техника: резьба.
Размеры: высота – 205,0 см, ширина – 187,0 см, глубина – 65,0 см.
Шкаф из темного полированного дерева, двухстворчатый, с резьбой.
Верх с мощным выступающим карнизом, украшенным вдоль резными узкими рифлеными филенками. В центре карниза накладной картуш с маскароном под ним. По углам резные деревянные личины драконов. Створки также украшены рифлеными филенками, более темными по цвету. В центре створок по вертикали вырезаны гирлянды из цветов, плодов и листьев. В месте соединения створок, а также по краям шкафа три круглые колонны с капителями из человеческих и звериных масок. Внизу один большой ящик, выступающие части которого украшают аналогичные рифленые филенки. Ящик разделен по центру профилированным выступом, который служит основанием средней колонны. На боковых стенках центральная часть сильно выступает вперед и по краю украшена рифлением. | |
Шкаф из красного и черного дерева с резными деталями
Голландия. Конец XVII века.
Техника: резьба.
Размеры: высота – 205,0 см, ширина – 187,0 см, глубина – 65,0 см.
Шкаф из темного полированного дерева, двухстворчатый, с резьбой.
Верх с мощным выступающим карнизом, украшенным вдоль резными узкими рифлеными филенками. В центре карниза накладной картуш с маскароном под ним. По углам резные деревянные личины драконов. Створки также украшены рифлеными филенками, более темными по цвету. В центре створок по вертикали вырезаны гирлянды из цветов, плодов и листьев. В месте соединения створок, а также по краям шкафа три круглые колонны с капителями из человеческих и звериных масок. Внизу один большой ящик, выступающие части которого украшают аналогичные рифленые филенки. Ящик разделен по центру профилированным выступом, который служит основанием средней колонны. На боковых стенках центральная часть сильно выступает вперед и по краю украшена рифлением. |
Сундук
Конец XVII в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: медь, бронза, краска
Техника: литье, чеканка, золочение, роспись
Размеры: Высота: 43,0 см
ширина: 53,0 см
длина: 79,0 см.
Сундук, медный, прямоугольный, на фигурных ножках в виде стоящих на задних лапах львов с шарами в передних лапах; с фигурными ручками, украшен чеканными цветами и раскрашен.
На крышке сундука, в центре, чеканкой высокого рельефа выполнен большой овальный медальон. На его золотом фоне - прочеканенный зеленый лист, в середине которого находится двойной цветок золотого цвета. Медальон заключен в прямоугольник, прочеканенный цветами и листьями тюльпана различного рисунка, покрашенными в синий, красный, желтый цвета. Фон закрашен белой краской.
Край крышки выполнен в виде гладкой широкой полосы с коричневыми вертикально расположенными листьями на золотом фоне.
Стенки сундука декорированы аналогично крышке. Тюльпаны помещены в рамки из золоченых листьев аканта.
В центре боковых стенок две накладных литых мишени с двумя круглыми петлями, в которые вставлена литая золоченая ручка хрящевидной формы.
По углам сундука - четыре бронзовые литые ножки в виде стоящего на задних лапах льва с раскрытой пастью. Передними лапами лев опирается на шар. Львы и шары покрашены зеленой краской. Дно сундука гладкое. | |
Сундук
Конец XVII в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: медь, бронза, краска
Техника: литье, чеканка, золочение, роспись
Размеры: Высота: 43,0 см
ширина: 53,0 см
длина: 79,0 см.
Сундук, медный, прямоугольный, на фигурных ножках в виде стоящих на задних лапах львов с шарами в передних лапах; с фигурными ручками, украшен чеканными цветами и раскрашен.
На крышке сундука, в центре, чеканкой высокого рельефа выполнен большой овальный медальон. На его золотом фоне - прочеканенный зеленый лист, в середине которого находится двойной цветок золотого цвета. Медальон заключен в прямоугольник, прочеканенный цветами и листьями тюльпана различного рисунка, покрашенными в синий, красный, желтый цвета. Фон закрашен белой краской.
Край крышки выполнен в виде гладкой широкой полосы с коричневыми вертикально расположенными листьями на золотом фоне.
Стенки сундука декорированы аналогично крышке. Тюльпаны помещены в рамки из золоченых листьев аканта.
В центре боковых стенок две накладных литых мишени с двумя круглыми петлями, в которые вставлена литая золоченая ручка хрящевидной формы.
По углам сундука - четыре бронзовые литые ножки в виде стоящего на задних лапах льва с раскрытой пастью. Передними лапами лев опирается на шар. Львы и шары покрашены зеленой краской. Дно сундука гладкое. |
Букварь. Автор Карион Истомин
Лицевая рукопись.
Москва,
1692-1693 гг.
Материал: бумага, чернила черные, золото твореное, ткань, картон
Техника: полуустав, акварель, миниатюра
Размеры: Количество миниатюр: 36
19,5х31,5 (рукопись в лист)
Букварь царевича Алексея Петровича, рукопись с миниатюрами и рисунками, в переплете на 26 листах (+ 1 пустой лист в начале Букваря и + 1 пустой лист в конце); переплет из прессованного картона, с внешних сторон обклеен шелковой тканью, затканной серебром, корешок из красной кожи.
Текст написан полууставом. Букварь начинается заглавием: "Букварь славенороссийских письмен со образованми вещей и со нравоучительными стихами. Второе сие написася 7201 лета, месяца марта 17".
На лл. 1-4 об. Обращение к царице Наталье Кирилловне и к царевичу Алексею Петровичу.
На лл. 5-7 - "Слово читателю, хотящему же учити кого и писати писмен учитися".
На л.8 - стихотворная похвала Спасителю.
С 8 листа и по 26 об. - на каждом листе изображена очередная буква алфавита, рисунки, миниатюры и стихотворный текст. В предисловии 2 заставки и 1 концовка - растительный орнамент вокруг медальонов с изображением Христа и четырехконечного креста в стиле "нарышкинского" барокко. Название, заглавные буквы в тексте выполнены золотом и киноварью. В тексте предисловия 3 авторских записи, исполненные мелким полууставом, сообщающие время написания букваря и имя автора. Переплет букваря из прессованного картона, с внешней стороны обклеен шелковой тканью, затканной серебром. Корешок из красной кожи XIX века.
Переплет: из прессованного картона, с внешних сторон обклеен шелковой тканью, затканной серебром; корешок из красной кожи XIX в.
Характеристика орнаментики: концовки, заставки
Комментарий: Переплет XIX века. | |
Букварь. Автор Карион Истомин
Лицевая рукопись.
Москва,
1692-1693 гг.
Материал: бумага, чернила черные, золото твореное, ткань, картон
Техника: полуустав, акварель, миниатюра
Размеры: Количество миниатюр: 36
19,5х31,5 (рукопись в лист)
Букварь царевича Алексея Петровича, рукопись с миниатюрами и рисунками, в переплете на 26 листах (+ 1 пустой лист в начале Букваря и + 1 пустой лист в конце); переплет из прессованного картона, с внешних сторон обклеен шелковой тканью, затканной серебром, корешок из красной кожи.
Текст написан полууставом. Букварь начинается заглавием: "Букварь славенороссийских письмен со образованми вещей и со нравоучительными стихами. Второе сие написася 7201 лета, месяца марта 17".
На лл. 1-4 об. Обращение к царице Наталье Кирилловне и к царевичу Алексею Петровичу.
На лл. 5-7 - "Слово читателю, хотящему же учити кого и писати писмен учитися".
На л.8 - стихотворная похвала Спасителю.
С 8 листа и по 26 об. - на каждом листе изображена очередная буква алфавита, рисунки, миниатюры и стихотворный текст. В предисловии 2 заставки и 1 концовка - растительный орнамент вокруг медальонов с изображением Христа и четырехконечного креста в стиле "нарышкинского" барокко. Название, заглавные буквы в тексте выполнены золотом и киноварью. В тексте предисловия 3 авторских записи, исполненные мелким полууставом, сообщающие время написания букваря и имя автора. Переплет букваря из прессованного картона, с внешней стороны обклеен шелковой тканью, затканной серебром. Корешок из красной кожи XIX века.
Переплет: из прессованного картона, с внешних сторон обклеен шелковой тканью, затканной серебром; корешок из красной кожи XIX в.
Характеристика орнаментики: концовки, заставки
Комментарий: Переплет XIX века. |
Зеркало | |
Зеркало |
Братина с крышкой
Первая четверть XVII в.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: серебро
Техника: резьба, чеканка, золочение, канфарение, литье
Размеры: Диаметр по венцу: 14,4 см
высота: 15,8 см
высота: 28,5 см (с крышкой).
Большая братина с крышкой с литыми букетом на крышке и фигурками на поддоне. Братина серебряная, частично золоченая, чеканная, на поддоне в виде человеческих фигурок. По широкому золоченому венцу братины, по мелко заштрихованному косыми линиями фону сложной вязью вырезана надпись: "Веси убо человече, яко воину оружие потребно есть въ день брани, такожде и дождь во время ведра, пите же во время жажды и сице же истинни други во время утешения и скорби и с и убо прикасающиеся сладости сеи и съ любовию по разуму въ сытость весело и со други и телесоъ красоту и сердцу и ума пространствие почерпатъ и съ радостию со други своими веселящиеся испиютъ. Хотящимъ убо дотоитъ отъ сего дому всегда отгоняти заботъно". По незолоченному тулову, на канфаренном фоне чеканен высокорельефный травный орнамент крупного рисунка, среди которого по углубленному фону наложены, прикрепленные винтами чеканные, золоченые щитовидной формы накладки. Hа них, среди травного же чеканного орнамента по канфаренному фону изображены гербы с разными надписями, поддерживаемые львом и единорогом, двумя рыбами со скрещенными внизу хвостами и с раскрытыми пастями, двумя, в шляпах и европейского покроя платьях, мужскими фигурами и двумя орлами. Hа гербах по мелко-заштрихованному косыми линиями фону надпись гладкими буквами: "Братина Петра Алексеевича Третьякова". Золоченный поддон имеет вид: вверху гладкой, вогнутой внутрь золоченой шейки, обложенной по краям чеканным жгутом; внизу - опрокинутого плоского блюдца, обрамленного по краю чеканным жгутом и расчеканнего в восьми больших и малых отделениях головками купидонов и травными завитками. К низу поддона привинчены литые человеческие фигурки, которые поднытыми вверх руками поддерживают жгут, припаянный к нижней части тулова братины. Крышка высокая, широкий, гладкий золоченный край ее украшен резной плетенкой. Hижняя незолоченая часть крышки чеканена орнаментом "алмазной" грани. Она, в свою очередь, завершается круглой выпуклой мишенью, на которой сверху чеканены стилизованные извивающиеся гладкие корни серебряного цветка на толстом прямом стержне, увенчивающего крышку. Внутри, на дне братины, круглая золоченая, прочеканенная мишень, вокруг которой, в узкой ленте по заштрихованному фону резная надпись: "Человече, что на мя зрищи, не проглдотить ли мя хощеши. Аз есмъ бражник. Человече воззри во дно братины сея и откроеши тайну свою" (внутри братины на мишени фигурка бражника отсутствует).
Hа тулове в гербовых щитках: "Братина Петра Алексеевича Третьякова".
Легенда: Принадлежала думному дьяку П.А.Третьякову. Поднесена в 1618 г. женой П.А.Третьякова царю Михаилу Федоровичу. | |
Братина с крышкой
Первая четверть XVII в.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: серебро
Техника: резьба, чеканка, золочение, канфарение, литье
Размеры: Диаметр по венцу: 14,4 см
высота: 15,8 см
высота: 28,5 см (с крышкой).
Большая братина с крышкой с литыми букетом на крышке и фигурками на поддоне. Братина серебряная, частично золоченая, чеканная, на поддоне в виде человеческих фигурок. По широкому золоченому венцу братины, по мелко заштрихованному косыми линиями фону сложной вязью вырезана надпись: "Веси убо человече, яко воину оружие потребно есть въ день брани, такожде и дождь во время ведра, пите же во время жажды и сице же истинни други во время утешения и скорби и с и убо прикасающиеся сладости сеи и съ любовию по разуму въ сытость весело и со други и телесоъ красоту и сердцу и ума пространствие почерпатъ и съ радостию со други своими веселящиеся испиютъ. Хотящимъ убо дотоитъ отъ сего дому всегда отгоняти заботъно". По незолоченному тулову, на канфаренном фоне чеканен высокорельефный травный орнамент крупного рисунка, среди которого по углубленному фону наложены, прикрепленные винтами чеканные, золоченые щитовидной формы накладки. Hа них, среди травного же чеканного орнамента по канфаренному фону изображены гербы с разными надписями, поддерживаемые львом и единорогом, двумя рыбами со скрещенными внизу хвостами и с раскрытыми пастями, двумя, в шляпах и европейского покроя платьях, мужскими фигурами и двумя орлами. Hа гербах по мелко-заштрихованному косыми линиями фону надпись гладкими буквами: "Братина Петра Алексеевича Третьякова". Золоченный поддон имеет вид: вверху гладкой, вогнутой внутрь золоченой шейки, обложенной по краям чеканным жгутом; внизу - опрокинутого плоского блюдца, обрамленного по краю чеканным жгутом и расчеканнего в восьми больших и малых отделениях головками купидонов и травными завитками. К низу поддона привинчены литые человеческие фигурки, которые поднытыми вверх руками поддерживают жгут, припаянный к нижней части тулова братины. Крышка высокая, широкий, гладкий золоченный край ее украшен резной плетенкой. Hижняя незолоченая часть крышки чеканена орнаментом "алмазной" грани. Она, в свою очередь, завершается круглой выпуклой мишенью, на которой сверху чеканены стилизованные извивающиеся гладкие корни серебряного цветка на толстом прямом стержне, увенчивающего крышку. Внутри, на дне братины, круглая золоченая, прочеканенная мишень, вокруг которой, в узкой ленте по заштрихованному фону резная надпись: "Человече, что на мя зрищи, не проглдотить ли мя хощеши. Аз есмъ бражник. Человече воззри во дно братины сея и откроеши тайну свою" (внутри братины на мишени фигурка бражника отсутствует).
Hа тулове в гербовых щитках: "Братина Петра Алексеевича Третьякова".
Легенда: Принадлежала думному дьяку П.А.Третьякову. Поднесена в 1618 г. женой П.А.Третьякова царю Михаилу Федоровичу. |
|
|
|
| |