Используйте материал при комментировании «кадров» вашей творческой работы и формулировании выводов. Он может стать ее примерным сценарием.
ИВАН ФЕДОРОВ. ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ.
Огромное значение для развития просвещения имело появление книгопечатания. Еще при Иване III пытался организовать печатание книг в России Варфоломей Готан, первопечатник из немецкого города Любека. Но это не удалось.
Еще в 30-е гг. XVI в. новгородский архиепископ Макарий организовал сбор воедино всех книг, «которые в русской земле обретаются». В итоге свет увидело первое собрание сочинений, получившее название «Великих Миней-Четий», — 12 громадных томов (27 000 страниц убористого текста).
В середине 50-х гг. XVI в. в Москве появились первые книги так называемой «безвыходной печати» (не имели обозначения места и года издания).
Силу книги первым из русских царей понял Иван IV Грозный. Он повелел устроить на средства своей казны дом (типографию), где производить печатное дело.
1 апреля 1564 г. вместе с Петром Мстиславцем Иван Федоров издал в ней «Апостол», известный как первое русское печатное издание. Затем последовали «Часослов» и другие книги. Чтобы издать «Апостол» (тираж примерно 1000 экз.), первопечатнику Ивану Федорову понадобилось чуть более года.
Книга была напечатана в два цвета, черный и красный, богато иллюстрирована, некоторые заголовки выполнены вязью. Еще через год, в 1565 г., отечественный первопечатник выпустили другую книгу — «Часовник».
Первой русской типографии не повезло. После выхода в свет первых книг она «вдруг» сгорела. Пустили слух, что печатники — это колдуны. Есть версия: дьячки, переписчики книг и рукописей, вознегодовав, не стали терпеть такого мощного конкурента, как печатный станок, отнимавшего у них надежный кусок хлеба, вот и решили они таким образом устранить его (монахи объявили кощунством механическое воспроизведение священных текстов). И, правда, переписчиков были лишены заработка из-за выхода печатного «Апостола» тысячным тиражом! Иван Грозный проявил волю и приказал построить в Москве новую печатню. Но вскоре началось Смутное время, и типография вновь подверглась огню.
Из-за обвинений в еретичестве Иван Федоров вынужден был перебраться в Великое княжество Литовское. Вероятно, обвинения были связаны не с книгопечатанием, а с исправлениями, которые Иван Федоров вносил в переводы Св. Писания. Здесь он продолжал свое любимое дело. Десять лет спустя во Львове, в числе прочих книг «друкарь московитин» (московский печатник), как называли его на Украине, издал первый настоящий русский «Букварь» «для пользы русского народа», как он написал в послесловии, а также первое полное издание Библии на русском языке, «Острожскую Библию» - первую полную славянскую библию.
Иван Федоров издал. Умер в 1583 г
В Москве издавали книги ученики и последователи Ивана Федорова (Андроник Невежа и др.); всего появилось около 20 книг богословского содержания. В деле обучения, просвещения был сделан большой шаг вперед.
Интересно:
Иван Федоров слыл не только первопечатником в России. Он разработал проект стоствольной «скоростреляющей» пушки, которая могла бы заменить 400 обычных для того времени орудий. Проект реализован не был.
Со временем книгописание и книгочтение приобретало светский (мирской, гражданский; противоположный религиозному) характер. И это естественно, ибо русский человек не мог жить только молитвами и монашескими сочинениями — жизнь ему виделась шире и богаче. Но книг, по-прежнему выпускалось очень мало: до 1600 г. в России их было отпечатано всего 11 наименований.
С приходом к правлению династии Романовых, прогресс в этом деле стал просматриваться более отчетливо: за первые 50 лет XVII в. отпечатано 180 наименований книг; при Алексее Михайловиче — 187.
Первые цари Романовы имели личные библиотеки: Михаил Федорович — из двух десятков томов, Алексей Михайлович — огромной по тем временам библиотекой (в документах названо более 200 наименований книг только на иностранных языках).