|
|
|
Превращение России в мировую державу в XVIII
Созданная Петром Российская империя благодаря победе в Северной войне становится вровень с другими европейскими государствами. При его преемниках с Россией начинают считаться во всем мире.
Народы Европы с удивлением наблюдали, как быстро движется Россия по пути европеизации. Иностранцы, побывавшие в России в это время, с удовлетворением отмечали привычный для них уклад жизни, царивший при императорском Дворе. Роскошь и блеск Двора становится зримым воплощением возросшего международного значения России.
Вместе с тем не были забыты и непреходящие ценности отечественной культуры. Предметы старины, бережно сохраняемые императорами в своей сокровищнице — зримое тому свидетельство.
Создаются и новые, доселе небывалые вещи. В период правления императрицы Анны Иоанновны в Московском Кремле отливается гигантский Царь-колокол. Отливка самого большого в мире колокола, по-видимому, призвана была подчеркнуть безграничные возможности России.
Подшеломник
XVII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: ткань шелковая, нить серебряная.
Техника: шитье.
Размеры: Высота: 20,0 см.
Принадлежал Петру II. | |
Подшеломник
XVII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: ткань шелковая, нить серебряная.
Техника: шитье.
Размеры: Высота: 20,0 см.
Принадлежал Петру II. |
Кафтан императора Петра II
1727-1730 гг.
Место изготовления: Франция.
Материал: сукно, бархат, галун, металл.
Техника: ткачество.
Размеры: Длина: 102 см,
ширина подола: 524 см, длина рукава: 50 см.
Кафтан из зеленого сукна с золотным галуном.
Кафтан притален, расклешен и заложен неглубокими складками в боках, с небольшим отложным воротником с острыми углами, с длинными рукавами. Спереди — разрез с застежкой на пуговицы. На правой поле — восемнадцать пуговиц, на левой — восемнадцать петель. На полах — прорезные поперечные карманы с фигурными клапанами и пуговицами. На спине и по бокам ниже талии — разрезы. Рукава вшивные, скругленные у локтя, с большими отворотами, обтянутыми золотным галуном, с пуговицами. Все пуговицы круглые, из желтого металла. По краям пол, на клапанах, по контуру воротника, на разрезах сзади и по бокам проложен золотный галун. Подкладка и мешковина карманов — из зеленого бархата. | |
Кафтан императора Петра II
1727-1730 гг.
Место изготовления: Франция.
Материал: сукно, бархат, галун, металл.
Техника: ткачество.
Размеры: Длина: 102 см,
ширина подола: 524 см, длина рукава: 50 см.
Кафтан из зеленого сукна с золотным галуном.
Кафтан притален, расклешен и заложен неглубокими складками в боках, с небольшим отложным воротником с острыми углами, с длинными рукавами. Спереди — разрез с застежкой на пуговицы. На правой поле — восемнадцать пуговиц, на левой — восемнадцать петель. На полах — прорезные поперечные карманы с фигурными клапанами и пуговицами. На спине и по бокам ниже талии — разрезы. Рукава вшивные, скругленные у локтя, с большими отворотами, обтянутыми золотным галуном, с пуговицами. Все пуговицы круглые, из желтого металла. По краям пол, на клапанах, по контуру воротника, на разрезах сзади и по бокам проложен золотный галун. Подкладка и мешковина карманов — из зеленого бархата. |
Карета двухместная с двенадцатью запасными медными декоративными накладками Императрицы Анны Ивановны
Бархат - Западная Европа, начало XVIII в.
1739 г.
Место изготовления: Россия, Санкт-Петербург.
Материал: дуб, береза, медь, бархат, бронза, нити золотные.
Техника: живопись маслом, резьба по дереву, золочение по левкасу.
Размеры: 500х200х260 см.
Карета двухместная, типа"coupe", имеет несколько изогнутую форму кузова, украшена живописью и резьбой по дереву в стиле барокко. В украшении передней стенки и кузова преобладает резной по дереву декор в виде трав, пальметт, крупных и мелких листьев аканта. Оконное стекло украшает большой букет из листьев аканта. Задняя стенка не имеет окна, разделена на две половины. Верх обит красным бархатом, нижняя часть отделана живописью. Перекладина, делящая заднюю стенку, выполнена в виде листьев аканта и пальметт. В центре ее стилизованная раковина и крупные листья аканта вокруг. Обитая бархатом, часть задней стенки декорирована металлическими раковинами и завитками, выполненными из меди. По краю ее проходит три полосы медных гвоздей. Боковые стенки, дверцы обрамляют резные полосы из вьющихся растений, мелких и крупных листьев аканта. На дверцах, под стеклом, и в середине ее нижней части голова война в обрамлении стилизованной раковины и завитков. Наличники дверных и оконных рам, карниз украшают крупные листья аканта, раковины и медные гвозди. По краям кузова проходят резные по дереву полосы с пятилестковыми цветами и листьями аканта. На углах и в центре каждого края закреплены фигуры воинов в шапках из страусиных перьев. На кузове — живопись. На боковых стенках и дверцах по золотому фону изображены нереиды, выходящие из воды, водоем, лотосы, кусты роз, амур с крыльями Эльфа, сидящий на облаке, маскарон и дельфины. На передней и задней стенках — нереиды, стоящие около водоема. Крыша кареты выпуклая, обтянутая бархатом красного цвета. По краю проходит полоса крупных гвоздей и медных литых украшений в виде витых шишек, по три на каждой из боковых сторон. В центре крыши литое медное украшение, напоминающее декоративную вазу. Внутри карета обита также красным бархатом, с золотым шитьем. В центре спинки пряденым золотом, высоким рельефом исполнен герб русского государства, по углам - четыре звезды. Экипаж имеет три окна и две двери с зеркальными стеклами. Окна закрыты занавесками из белой камки, с золотым галуном. Около каждой занавески закреплены кисти из пряденого золота, на шнурах из волоченного золота. Ручки кареты медные, чеканены листьями. Задок — золоченого резного декора. Он состоит из двух столбов укрепляющих верхнюю перекладину, украшенную двуглавым орлом под короной. На нижней перекладине, в центре, фигура война на фоне знамен, по краям — дельфины с открытыми пастями. Передний станок кареты представляет два столбика, поддерживающие козлы. Столбики отделаны стилизованными колокольчиками и листьями аканта. Шесть ремней, на которых подвешен кузов, обтянуты бархатом малинового цвета и обшиты золотым позументом. Дышло оглобли резного золоченого дерева. Колеса окрашены в красный цвет и украшены резными листьями аканта. Колпаки медные, с чеканным и резным растительным орнаментом. Экипаж снабжен стальными коленчатыми рессорами, имеет поворотный круг, "Лебяжью шейку". Поворотный круг деревянный, резной. Рессоры прикрыты медной накладкой, изображающей Юпитера, восседающего на орле. Кузов кареты посажен низко, подножка находится внутри кареты, дверца спущена ниже кузова, поэтому дверное стекло подвышено.
Карета принадлежала императрице Анне Ивановне. | |
Карета двухместная с двенадцатью запасными медными декоративными накладками Императрицы Анны Ивановны
Бархат - Западная Европа, начало XVIII в.
1739 г.
Место изготовления: Россия, Санкт-Петербург.
Материал: дуб, береза, медь, бархат, бронза, нити золотные.
Техника: живопись маслом, резьба по дереву, золочение по левкасу.
Размеры: 500х200х260 см.
Карета двухместная, типа"coupe", имеет несколько изогнутую форму кузова, украшена живописью и резьбой по дереву в стиле барокко. В украшении передней стенки и кузова преобладает резной по дереву декор в виде трав, пальметт, крупных и мелких листьев аканта. Оконное стекло украшает большой букет из листьев аканта. Задняя стенка не имеет окна, разделена на две половины. Верх обит красным бархатом, нижняя часть отделана живописью. Перекладина, делящая заднюю стенку, выполнена в виде листьев аканта и пальметт. В центре ее стилизованная раковина и крупные листья аканта вокруг. Обитая бархатом, часть задней стенки декорирована металлическими раковинами и завитками, выполненными из меди. По краю ее проходит три полосы медных гвоздей. Боковые стенки, дверцы обрамляют резные полосы из вьющихся растений, мелких и крупных листьев аканта. На дверцах, под стеклом, и в середине ее нижней части голова война в обрамлении стилизованной раковины и завитков. Наличники дверных и оконных рам, карниз украшают крупные листья аканта, раковины и медные гвозди. По краям кузова проходят резные по дереву полосы с пятилестковыми цветами и листьями аканта. На углах и в центре каждого края закреплены фигуры воинов в шапках из страусиных перьев. На кузове — живопись. На боковых стенках и дверцах по золотому фону изображены нереиды, выходящие из воды, водоем, лотосы, кусты роз, амур с крыльями Эльфа, сидящий на облаке, маскарон и дельфины. На передней и задней стенках — нереиды, стоящие около водоема. Крыша кареты выпуклая, обтянутая бархатом красного цвета. По краю проходит полоса крупных гвоздей и медных литых украшений в виде витых шишек, по три на каждой из боковых сторон. В центре крыши литое медное украшение, напоминающее декоративную вазу. Внутри карета обита также красным бархатом, с золотым шитьем. В центре спинки пряденым золотом, высоким рельефом исполнен герб русского государства, по углам - четыре звезды. Экипаж имеет три окна и две двери с зеркальными стеклами. Окна закрыты занавесками из белой камки, с золотым галуном. Около каждой занавески закреплены кисти из пряденого золота, на шнурах из волоченного золота. Ручки кареты медные, чеканены листьями. Задок — золоченого резного декора. Он состоит из двух столбов укрепляющих верхнюю перекладину, украшенную двуглавым орлом под короной. На нижней перекладине, в центре, фигура война на фоне знамен, по краям — дельфины с открытыми пастями. Передний станок кареты представляет два столбика, поддерживающие козлы. Столбики отделаны стилизованными колокольчиками и листьями аканта. Шесть ремней, на которых подвешен кузов, обтянуты бархатом малинового цвета и обшиты золотым позументом. Дышло оглобли резного золоченого дерева. Колеса окрашены в красный цвет и украшены резными листьями аканта. Колпаки медные, с чеканным и резным растительным орнаментом. Экипаж снабжен стальными коленчатыми рессорами, имеет поворотный круг, "Лебяжью шейку". Поворотный круг деревянный, резной. Рессоры прикрыты медной накладкой, изображающей Юпитера, восседающего на орле. Кузов кареты посажен низко, подножка находится внутри кареты, дверца спущена ниже кузова, поэтому дверное стекло подвышено.
Карета принадлежала императрице Анне Ивановне. |
Табакерка, фарфоровая, в золотой оправе, круглая, с изображением императрицы Анны Иоанновны
1737 г.
Изготовитель: Мейссенская фарфоровая мануфактура.
Место изготовления: Германия, Курфюрство Саксонское, Мейсен.
Материал: фарфор, золото.
Техника: роспись надглазурная, золочение, тиснение.
Размеры: Диаметр: 7,5 см,
высота: 4,0 см.
Табакерка фарфоровая, круглая, с рельефным профильным изображением императрицы Анны Иоанновны по медали Гедлингера на крышке. Императрица изображена в парадном одеянии, в повороте направо. Сверху по окружности печатными буквами, прописанными золотом, идет рельефная надпись: Анна Императрица и Самодержица Всероссийская. Под портретом императрицы печатными же буквами рельефная надпись: "MEISSEN". Внутри на крышке исполнен пейзаж с дворцом на заднем плане и обществом в парке. На нижней стороне дна - терраса с гуляющими людьми на фоне дворцовых зданий. На стенках снаружи - общество в парке, ниже - цветы вразброс. Внутренняя часть корпуса золоченая. Оправа золотая, крышка на шарнире. Принадлежала императрице Анне Иоанновне (?) Сделана по заказу курфюрста Саксонского 1730-1740гг. | |
Табакерка, фарфоровая, в золотой оправе, круглая, с изображением императрицы Анны Иоанновны
1737 г.
Изготовитель: Мейссенская фарфоровая мануфактура.
Место изготовления: Германия, Курфюрство Саксонское, Мейсен.
Материал: фарфор, золото.
Техника: роспись надглазурная, золочение, тиснение.
Размеры: Диаметр: 7,5 см,
высота: 4,0 см.
Табакерка фарфоровая, круглая, с рельефным профильным изображением императрицы Анны Иоанновны по медали Гедлингера на крышке. Императрица изображена в парадном одеянии, в повороте направо. Сверху по окружности печатными буквами, прописанными золотом, идет рельефная надпись: Анна Императрица и Самодержица Всероссийская. Под портретом императрицы печатными же буквами рельефная надпись: "MEISSEN". Внутри на крышке исполнен пейзаж с дворцом на заднем плане и обществом в парке. На нижней стороне дна - терраса с гуляющими людьми на фоне дворцовых зданий. На стенках снаружи - общество в парке, ниже - цветы вразброс. Внутренняя часть корпуса золоченая. Оправа золотая, крышка на шарнире. Принадлежала императрице Анне Иоанновне (?) Сделана по заказу курфюрста Саксонского 1730-1740гг. |
Колокол с языком
"Новгородский".
Мастер: Моторин Иван Федоров.
1730 г.
Место изготовления: Москва.
Материал: бронза, железо.
Техника: литье, чеканка, ковка.
Размеры: Высота: 2200 мм,
диаметр: 2120 мм.
Колокол бронзовый литой с железным кованым языком,
с шестью ушами. Верхняя часть колокола декорирована пятью рельефными поясами. Верхний пояс фигурный, орнаментирован растительными мотивами, под ним два пояса с надписью, ниже которой орнаментальный с четырьмя картушами в виде свитка, который поддерживают апостолы Петр и Павел. В картушах рельефное изображение Петропавловской крепости. В нижнем поясе изображения херувимов. На валу колокола - продолжение надписи.
Язык колокола железный кованый граненый.
Надпись: ВО СЛАВУ ПРСТЫЯ ТРЦЫ ОТЦА И СНА И СВТАГО ДХА ПОВЕЛЕНИЕМ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШИЯ И САМОДЕРЖАВНЕИШИЯ ВЕЛИКИЯ ГДРНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССИИСКИЯ ВЫЛИТЪ СЕИ КОЛОКОЛ В ЦАРСТВУЮЩЕМ ГРАДЕ МОСКВЕ К СОБОРНОЙ ВЕЛИЦЕИ ЦРКВИ ПРСТЫЯ БДЦЫ ЧЕСТНАГО И СЛАВНАГО ЕЯ УСПЕНИЯ / И ВЕЛИКИХ ЧУДОТВОРЦОВ ПЕТРА АЛЕКСЕЯ ИОНЫ И ФИЛИППА ПРИ СВЯТЕИШЕМ ПРАВИТЕЛСТВУЮЩЕМ СИНОДЕ В ЛЕТО ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА 7238 А ОТ РОЖДЕСТВА ПО ПЛОТИ БГА СЛОВА 1730 ГО В ПЕРВОЕ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ НА ПРЕСТОЛ ДЕРЖАВЫ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА А СЕИ КОЛОКОЛ ВЫЛИТ ИС СТАРАГО НА КОТОРОМ ЗНАЧИТ БЫВШАЯ ПОДПИС. Надпись продолжена на валу колокола: В ЛЕТО 7064 МЦА СЕНТЯБРЯ В Д: НА ЧЕСТНОЕ РЖСТВО ПРСВТЫЯ БДЦЫ В ЦРСТВО БЛАГОВЕРНАГО ГДРЯ ЦРЯ И ВЕЛИКАГО КНЗЯ ИВАНА ВАСИЛЕВИЧА ВСЕЯ РУСИИ И ПРИ СНЕ ЕГО ЦРВИЧЕ КНЗЕ ИВАНЕ И ПРИ ПАСТВЕ ГДНА ПРЕОСЩЕННАГО МАКАРИЯ МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ РУСИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ПРЕОВЕЩЕННАГО ПИМИНА АРХИЕПИСКОПА НОВА ГРАДА И ПЪСКОВА А МАСТЕРЫ МИХАИЛОВЫ МЛТИЮ БЖИЕЮ ПРЧСТЫЯ БДЦЫ И МЛТВАМИ СВТЫХ ВЕЛИКИХ ЧУДОТВОРЦОВЪ ИВАНА И ЕФРЕМА ИОНЫ АРХИЕПСКОПОВ НОВОГОРОДСКИХ СЛИТЪ БЫСТЬ СЕИ КОЛОКОЛ В БОГОСПАСАЕМЫ ВЕЛИКИ НОВГРАДЪ К СТЕИ СОБОРНОИ ЦРКВИ СОФИИ ПРЕМУДРОСТИ БЖИИ. В средней части колокола - картуш с изображением Успения Богоматери, под ним картуш меньшего размера, образованный двумя фигурами драконов. В картуше надпись: А ЛИЛ МАСТЕР ИВАНЪ ФЕДОРОВЪ СНЪ МАТОРИНЪ. Вал колокола подчеркнут валиками.
Перелит для колокольни "Иван Великий" из колокола 1556 г., отлитого в Новгороде.
Находится на первом ярусе колокольни "Иван Великий". | |
Колокол с языком
"Новгородский".
Мастер: Моторин Иван Федоров.
1730 г.
Место изготовления: Москва.
Материал: бронза, железо.
Техника: литье, чеканка, ковка.
Размеры: Высота: 2200 мм,
диаметр: 2120 мм.
Колокол бронзовый литой с железным кованым языком,
с шестью ушами. Верхняя часть колокола декорирована пятью рельефными поясами. Верхний пояс фигурный, орнаментирован растительными мотивами, под ним два пояса с надписью, ниже которой орнаментальный с четырьмя картушами в виде свитка, который поддерживают апостолы Петр и Павел. В картушах рельефное изображение Петропавловской крепости. В нижнем поясе изображения херувимов. На валу колокола - продолжение надписи.
Язык колокола железный кованый граненый.
Надпись: ВО СЛАВУ ПРСТЫЯ ТРЦЫ ОТЦА И СНА И СВТАГО ДХА ПОВЕЛЕНИЕМ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШИЯ И САМОДЕРЖАВНЕИШИЯ ВЕЛИКИЯ ГДРНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССИИСКИЯ ВЫЛИТЪ СЕИ КОЛОКОЛ В ЦАРСТВУЮЩЕМ ГРАДЕ МОСКВЕ К СОБОРНОЙ ВЕЛИЦЕИ ЦРКВИ ПРСТЫЯ БДЦЫ ЧЕСТНАГО И СЛАВНАГО ЕЯ УСПЕНИЯ / И ВЕЛИКИХ ЧУДОТВОРЦОВ ПЕТРА АЛЕКСЕЯ ИОНЫ И ФИЛИППА ПРИ СВЯТЕИШЕМ ПРАВИТЕЛСТВУЮЩЕМ СИНОДЕ В ЛЕТО ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА 7238 А ОТ РОЖДЕСТВА ПО ПЛОТИ БГА СЛОВА 1730 ГО В ПЕРВОЕ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ НА ПРЕСТОЛ ДЕРЖАВЫ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА А СЕИ КОЛОКОЛ ВЫЛИТ ИС СТАРАГО НА КОТОРОМ ЗНАЧИТ БЫВШАЯ ПОДПИС. Надпись продолжена на валу колокола: В ЛЕТО 7064 МЦА СЕНТЯБРЯ В Д: НА ЧЕСТНОЕ РЖСТВО ПРСВТЫЯ БДЦЫ В ЦРСТВО БЛАГОВЕРНАГО ГДРЯ ЦРЯ И ВЕЛИКАГО КНЗЯ ИВАНА ВАСИЛЕВИЧА ВСЕЯ РУСИИ И ПРИ СНЕ ЕГО ЦРВИЧЕ КНЗЕ ИВАНЕ И ПРИ ПАСТВЕ ГДНА ПРЕОСЩЕННАГО МАКАРИЯ МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ РУСИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ПРЕОВЕЩЕННАГО ПИМИНА АРХИЕПИСКОПА НОВА ГРАДА И ПЪСКОВА А МАСТЕРЫ МИХАИЛОВЫ МЛТИЮ БЖИЕЮ ПРЧСТЫЯ БДЦЫ И МЛТВАМИ СВТЫХ ВЕЛИКИХ ЧУДОТВОРЦОВЪ ИВАНА И ЕФРЕМА ИОНЫ АРХИЕПСКОПОВ НОВОГОРОДСКИХ СЛИТЪ БЫСТЬ СЕИ КОЛОКОЛ В БОГОСПАСАЕМЫ ВЕЛИКИ НОВГРАДЪ К СТЕИ СОБОРНОИ ЦРКВИ СОФИИ ПРЕМУДРОСТИ БЖИИ. В средней части колокола - картуш с изображением Успения Богоматери, под ним картуш меньшего размера, образованный двумя фигурами драконов. В картуше надпись: А ЛИЛ МАСТЕР ИВАНЪ ФЕДОРОВЪ СНЪ МАТОРИНЪ. Вал колокола подчеркнут валиками.
Перелит для колокольни "Иван Великий" из колокола 1556 г., отлитого в Новгороде.
Находится на первом ярусе колокольни "Иван Великий". |
Царь-колокол
Мастера: Моторин Иван Федоров, Моторин Михаил Иванов, скульптор: Медведев Ф.
1733-1735 гг.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: бронза.
Техника: литье.
Размеры: Высота: 614,0 см,
диаметр: 660,0 см.
Колокол бронзовый литой, с горельефными портретами Анны Иоанновны и Алексея Михайловича. Разбит. Многочисленные вертикальные и горизонтальные трещины. Рядом располагается обломок весом 11,5 тонн.
Находится на Ивановской площади Московского Кремля. | |
Царь-колокол
Мастера: Моторин Иван Федоров, Моторин Михаил Иванов, скульптор: Медведев Ф.
1733-1735 гг.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: бронза.
Техника: литье.
Размеры: Высота: 614,0 см,
диаметр: 660,0 см.
Колокол бронзовый литой, с горельефными портретами Анны Иоанновны и Алексея Михайловича. Разбит. Многочисленные вертикальные и горизонтальные трещины. Рядом располагается обломок весом 11,5 тонн.
Находится на Ивановской площади Московского Кремля. |
Ружье с ударно-кремневым замком, с шомполом
1735 г.
Место изготовления: Россия, Сестрорецк.
Материал: сталь, серебро, дерево, железо.
Техника: ковка, гравировка, золочение, резьба.
Размеры: длина общая: 155,4 см,
длина ствола: 115,5 см,
калибр: 15,8 мм.
Ствол ружья стальной, гладкий, с фигурным хвостовиком, покрытым серебряной гравированной пластиной. Казенная часть ствола украшена резным золоченым изображением герба Российской империи - двуглавого орла под коронами. На груди орла в щитке имеется монограмма, состоящая из сочетания букв "А" и "I". Под орлом помещены золоченый герб Санкт-Петербурга - два скрещенных корабельных якоря и дата "1735". Над орлом на золотом прочеканенном фоне вырезана надпись : "ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО У СЕЙ ФУЗЕИ СВОИМИ РУКАМИ ТРУД ИМЕТЬ ИЗВОЛИЛИ НА СЕСТРОРЕЦКИХ ЗАВОДАХ" и далее на ленте "ФЕВРАЛЯ 24 ДНЯ". Замок ружья французского типа. Золоченая замочная доска украшена резным рельефным орнаментом и изображением "морского царя". Ложа орехового дерева. Прибор ружья серебряный, литой, украшен гравировкой. Завершение спусковой скобы - новодел из луженой латуни. | |
Ружье с ударно-кремневым замком, с шомполом
1735 г.
Место изготовления: Россия, Сестрорецк.
Материал: сталь, серебро, дерево, железо.
Техника: ковка, гравировка, золочение, резьба.
Размеры: длина общая: 155,4 см,
длина ствола: 115,5 см,
калибр: 15,8 мм.
Ствол ружья стальной, гладкий, с фигурным хвостовиком, покрытым серебряной гравированной пластиной. Казенная часть ствола украшена резным золоченым изображением герба Российской империи - двуглавого орла под коронами. На груди орла в щитке имеется монограмма, состоящая из сочетания букв "А" и "I". Под орлом помещены золоченый герб Санкт-Петербурга - два скрещенных корабельных якоря и дата "1735". Над орлом на золотом прочеканенном фоне вырезана надпись : "ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО У СЕЙ ФУЗЕИ СВОИМИ РУКАМИ ТРУД ИМЕТЬ ИЗВОЛИЛИ НА СЕСТРОРЕЦКИХ ЗАВОДАХ" и далее на ленте "ФЕВРАЛЯ 24 ДНЯ". Замок ружья французского типа. Золоченая замочная доска украшена резным рельефным орнаментом и изображением "морского царя". Ложа орехового дерева. Прибор ружья серебряный, литой, украшен гравировкой. Завершение спусковой скобы - новодел из луженой латуни. |
Кортик в ножнах
XVIII в.
Место изготовления: Россия, Тула (?)
Материал: сталь, серебро, кожа, дерево.
Техника: ковка, литье, резьба, золочение, гравировка, канфарение.
Размеры: Длина общая: 70,6 см,
длина клинка: 57,6 см,
длина ножен: 60,0 см,
длина в ножнах: 72,5 см,
ширина клинка у пяты: 3,1 см.
Кортик в ножнах, клинок стальной кованый, эфес серебряный литой, ножны светлой кожи.
Кортик. 1). Клинок стальной, кованый, плоский, однолезвийный, обух в виде килье, пята золоченая с гравированными изображениями зверей ( с одной стороны - олень, с другой - кабан). Эфес серебряный, литой, обронный; дужка с перекрестьем, черен с изображением вензеля Петра I под короной, щиток с изображением двуглавого орла под короной и Георгия Победоносца на груди орла.
2). Ножны светлой кожи с серебряным крючком и наконечником.
На защитной раковине двуглавый орел под тремя коронами со св. Георгием Победоносцем на груди. Монограмма на рукояти императрицы Анны Ивановны.
Из собрания оружия императрицы Анны Ивановны до 1737 г.; Обер-егермейстерская канцелярия до 1796 г. | |
Кортик в ножнах
XVIII в.
Место изготовления: Россия, Тула (?)
Материал: сталь, серебро, кожа, дерево.
Техника: ковка, литье, резьба, золочение, гравировка, канфарение.
Размеры: Длина общая: 70,6 см,
длина клинка: 57,6 см,
длина ножен: 60,0 см,
длина в ножнах: 72,5 см,
ширина клинка у пяты: 3,1 см.
Кортик в ножнах, клинок стальной кованый, эфес серебряный литой, ножны светлой кожи.
Кортик. 1). Клинок стальной, кованый, плоский, однолезвийный, обух в виде килье, пята золоченая с гравированными изображениями зверей ( с одной стороны - олень, с другой - кабан). Эфес серебряный, литой, обронный; дужка с перекрестьем, черен с изображением вензеля Петра I под короной, щиток с изображением двуглавого орла под короной и Георгия Победоносца на груди орла.
2). Ножны светлой кожи с серебряным крючком и наконечником.
На защитной раковине двуглавый орел под тремя коронами со св. Георгием Победоносцем на груди. Монограмма на рукояти императрицы Анны Ивановны.
Из собрания оружия императрицы Анны Ивановны до 1737 г.; Обер-егермейстерская канцелярия до 1796 г. |
Кортик
Первая четверть XVIII в.
Место изготовления: Россия, Олонец.
Материал: сталь.
Техника: ковка, золочение, гравировка, оброн.
Размеры: Длина общая: 70,0 см,
длина клинка: 56,2 см,
ширина клинка у пяты: 2,6 см.
Кортик, клинок стальной, кованый, шестигранный, на пяте золоченый, гравированный с изображением с одной стороны корабля, плывущего на парусах с надписью: "OLONEZ", с другой двуглавого орла с монограммой Петра I. Рукоять стальная, с внешней стороны черен, набалдашник, перекрестье и дужка золоченые с обронным изображением завитков. На перекрестье слева выбито "37". Принадлежал Петру I.
Собрание оружия императрицы Анны Ивановны до 1737 г. (из Москвы); Обер-егермейстерская канцелярия до 1796 г. | |
Кортик
Первая четверть XVIII в.
Место изготовления: Россия, Олонец.
Материал: сталь.
Техника: ковка, золочение, гравировка, оброн.
Размеры: Длина общая: 70,0 см,
длина клинка: 56,2 см,
ширина клинка у пяты: 2,6 см.
Кортик, клинок стальной, кованый, шестигранный, на пяте золоченый, гравированный с изображением с одной стороны корабля, плывущего на парусах с надписью: "OLONEZ", с другой двуглавого орла с монограммой Петра I. Рукоять стальная, с внешней стороны черен, набалдашник, перекрестье и дужка золоченые с обронным изображением завитков. На перекрестье слева выбито "37". Принадлежал Петру I.
Собрание оружия императрицы Анны Ивановны до 1737 г. (из Москвы); Обер-егермейстерская канцелярия до 1796 г. |
Пернат
XVII-XVIII вв.
Место изготовления: Турция.
Материал: серебро, дерево, сталь, бирюза, камни.
Техника: ковка, золочение, басма, чернь, гравировка, канфарение.
Размеры: Длина общая: 67,6 см.
Пернат (пернач) с девятью ажурными "перьями". На нем выбита тугра султана Усмана II (начало XVII в.) Пернат был передан в Мастерскую и Оружейную палату по распоряжению императрицы Анны Ивановны 12 августа 1731 года: «"1731 года августа 12 дня из дому е.и.в. прислан в Мастерскую и Оружейную палату ездовой сержант Сава Мордвинов и привез булаву и сказал: имянным е.и.в. указом, а приказ его превосходительства генерала и кавалера и обер-гофмейстера и лейб-гвардии подполковника Семена Андреевича Салтыкова, что оную булаву принять по указу е.и.в. в оную палату и подлежит в казну под охранении; того ради оную булаву принять и описать имянно торговыми людьми, и по приеме той булавы вышеозначенному сержанту дать квитанцию по указу". Подписи: "князь Василий Одоевский, Тимофей Савелов, Секретарь Никифор Кормолицын". "По вышеозначенному определению сего августа 13 дня в Мастерской и Оружейной палате вышеписанную булаву серебреного ряду торговые люди осматривали и описывали"». | |
Пернат
XVII-XVIII вв.
Место изготовления: Турция.
Материал: серебро, дерево, сталь, бирюза, камни.
Техника: ковка, золочение, басма, чернь, гравировка, канфарение.
Размеры: Длина общая: 67,6 см.
Пернат (пернач) с девятью ажурными "перьями". На нем выбита тугра султана Усмана II (начало XVII в.) Пернат был передан в Мастерскую и Оружейную палату по распоряжению императрицы Анны Ивановны 12 августа 1731 года: «"1731 года августа 12 дня из дому е.и.в. прислан в Мастерскую и Оружейную палату ездовой сержант Сава Мордвинов и привез булаву и сказал: имянным е.и.в. указом, а приказ его превосходительства генерала и кавалера и обер-гофмейстера и лейб-гвардии подполковника Семена Андреевича Салтыкова, что оную булаву принять по указу е.и.в. в оную палату и подлежит в казну под охранении; того ради оную булаву принять и описать имянно торговыми людьми, и по приеме той булавы вышеозначенному сержанту дать квитанцию по указу". Подписи: "князь Василий Одоевский, Тимофей Савелов, Секретарь Никифор Кормолицын". "По вышеозначенному определению сего августа 13 дня в Мастерской и Оружейной палате вышеписанную булаву серебреного ряду торговые люди осматривали и описывали"». |
Шпага с ножнами (кавалерийская офицерская)
1711 г.
Изготовитель: Олонецкая оружейная фабрика.
Место изготовления: Россия, Олонец.
Материал: сталь, железо, сплав медный, ткань.
Техника: резьба, гравировка, золочение, ковка.
Размеры: Длина общая: 119,0 см,
длина клинка: 100,5 см,
ширина клинка у пяты: 2,8 см.
Шпага, со стальным клинком, рукоять обложена железом, черен перевит проволокой, ножны обтянуты белой кожей, прибор медный.
Клинок стальной, обоюдоострый, посередине дол, на пяте прорези, на промежутках сделаны надписи: "Олонец", "1711" и "ВИВАТЪ". Рукоять оправлена железом и украшена путиками с резьбой и чеканкой. Чашка сетчатая, перекрестье прямое, плоское, черен обвит медной проволокой, по концам его жгутики из медной проволоки.
Ножны из белой кожи, устье с крючком медные. Наконечник медный.
Из собрания оружия императрицы Анны Ивановны до 1737 г. (от Кайсарова); Обер-егермейстерская канцелярия до 1796 г. | |
Шпага с ножнами (кавалерийская офицерская)
1711 г.
Изготовитель: Олонецкая оружейная фабрика.
Место изготовления: Россия, Олонец.
Материал: сталь, железо, сплав медный, ткань.
Техника: резьба, гравировка, золочение, ковка.
Размеры: Длина общая: 119,0 см,
длина клинка: 100,5 см,
ширина клинка у пяты: 2,8 см.
Шпага, со стальным клинком, рукоять обложена железом, черен перевит проволокой, ножны обтянуты белой кожей, прибор медный.
Клинок стальной, обоюдоострый, посередине дол, на пяте прорези, на промежутках сделаны надписи: "Олонец", "1711" и "ВИВАТЪ". Рукоять оправлена железом и украшена путиками с резьбой и чеканкой. Чашка сетчатая, перекрестье прямое, плоское, черен обвит медной проволокой, по концам его жгутики из медной проволоки.
Ножны из белой кожи, устье с крючком медные. Наконечник медный.
Из собрания оружия императрицы Анны Ивановны до 1737 г. (от Кайсарова); Обер-егермейстерская канцелярия до 1796 г. |
Пистолет с ударно-кремневым замком, с шомполом
Мастера: Бьянко Джиованни (замок), Басоне Бернади (ствол).
1725 г.
Место изготовления: Италия, Брешия.
Материал: железо, сталь, дерево.
Техника: ковка, гравировка, резьба.
Размеры: Длина общая: 48,2 см,
длина ствола: 31,0 см, калибр: 16,5 мм.
Пистолет с ударно-кремневым замком, с шомполом. Пара к Ор-2353/1-2. Надписи:
на стволе: "Bernadi Basone",
на замке: "Gio Bianco".
Собрание оружия императрицы Анны Ивановны (из Москвы) до 1737 г.; обер-егермейстерская канцелярия до 1796 г. | |
Пистолет с ударно-кремневым замком, с шомполом
Мастера: Бьянко Джиованни (замок), Басоне Бернади (ствол).
1725 г.
Место изготовления: Италия, Брешия.
Материал: железо, сталь, дерево.
Техника: ковка, гравировка, резьба.
Размеры: Длина общая: 48,2 см,
длина ствола: 31,0 см, калибр: 16,5 мм.
Пистолет с ударно-кремневым замком, с шомполом. Пара к Ор-2353/1-2. Надписи:
на стволе: "Bernadi Basone",
на замке: "Gio Bianco".
Собрание оружия императрицы Анны Ивановны (из Москвы) до 1737 г.; обер-егермейстерская канцелярия до 1796 г. |
Пистолет с ударно-кремневым замком
Мастера: Басоне Бернади (ствол), Бьянко Джиованни (замок)
1725 г.
Место изготовления: Италия, Брешия.
Материал: железо, сталь, дерево.
Техника: ковка, гравировка, резьба.
Размеры: Длина общая: 48,2 см,
длина ствола: 31,0 см, калибр: 16,5 мм.
Пистолет с ударно-кремневым замком
Пара к Ор-2352/1-2.
Надписи: на стволе: "Bernadi Basone",
на замке: "Gio Bianco".
Собрание оружия императрицы Анны Ивановны ( из Москвы) до 1737 г.; обер-егермейстерская канцелярия до 1796 г. | |
Пистолет с ударно-кремневым замком
Мастера: Басоне Бернади (ствол), Бьянко Джиованни (замок)
1725 г.
Место изготовления: Италия, Брешия.
Материал: железо, сталь, дерево.
Техника: ковка, гравировка, резьба.
Размеры: Длина общая: 48,2 см,
длина ствола: 31,0 см, калибр: 16,5 мм.
Пистолет с ударно-кремневым замком
Пара к Ор-2352/1-2.
Надписи: на стволе: "Bernadi Basone",
на замке: "Gio Bianco".
Собрание оружия императрицы Анны Ивановны ( из Москвы) до 1737 г.; обер-егермейстерская канцелярия до 1796 г. |
|
|
|
| |