|
|
|
Смутное время
Начало XVII в., получившее от современников название «Смутное время», явилось своеобразным продолжением социально-экономических и политических процессов, остро обозначившихся еще во второй половине предыдущего века. Ливонская война и поражение в ней России(1558-1583), годы Опричнины (1565-1572) роковым образом сказались на хозяйственной, социальной и политической стабильности государства на протяжении многих десятилетий. Ситуация усугубилась разразившимся на рубеже столетий повсеместным голодом. А внезапная смерть царя Бориса Годунова в 1605 г. сняла последние препятствия на пути грядущего хаоса.
При поддержке польских магнатов на московском царском престоле оказался самозванец Лжедмитрий I, якобы чудесно спасшийся от смерти в 1591 г. сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Вместе с ним оказалась в Кремле боярская оппозиция последнему российскому царю и польская шляхта со своими военными отрядами. И хотя меньше чем через год в результате всеобщего недовольства Лжедмитрий I был убит, а на его месте утвержден боярин Василий Шуйский (1606-1610). До выхода страны из кризиса было еще далеко. По-прежнему виды на Москву строили самозванцы, крупные крестьянские восстания охватывали обширные регионы государства. В 1609 г. началась открытая польско-литовская и шведская интервенция в России, над которой нависла реальная угроза утраты национальной независимости.
Подъем национально-освободительного движения в России привел к тому,что на исходе 1612 г. народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина одержало решающие победы над интервентами. Вскоре после освобождения России на Земском соборе 1613 г. царем был избран Михаил Федорович Романов (1613-1645). Оба эти события решающим образом способствовали стабилизации политической обстановки в России, восстановлению ее хозяйственной структуры. Однако, еще не менее двух десятилетий ощущались последствия социально - экономических потрясений второй половины XVI - начала XVII в. В таких исторических условиях русская культура еще не обрела необходимый для полноценного развития потенциал. Для разоренной страны на первый план выдвигались вопросы выживания, обеспечения населения самым необходимым и восстановительные работы.
Крышка раки царевича Дмитрия.
Мастерские Московского Кремля.1628-1630
Серебро, драгоценные камни; чеканка, литье, золочение.
Длина 157, ширина 70.
Царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного, трагически погиб в Угличе в 1591 году. По одной версии это был несчастный случай во время игры с ножом, по другой - царевич был убит по тайному указу Бориса Годунова. В 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых. Его останки перевезли в Архангельский собор Кремля, и царевич стал почитаться как защитник и покровитель Москвы. Со смертью Дмитрия и его старшего брата царя Федора Ивановича прекратилась московская династия Рюриковичей, что стало причиной не только долгой, ожесточенной политической борьбы за власть, но и иностранной интервенции. Этот период русской истории получил название «Смутное время».
Рака была выполнена в 1630 году по заказу царя Михаила Романова – первого представителя новой правящей династии. В 1812 году, при подходе к Москве войск Наполеона, служителям собора удалось спрятать крышку раки, и французы смогли похитить только серебряную обшивку самого саркофага. | |
Крышка раки царевича Дмитрия.
Мастерские Московского Кремля.1628-1630
Серебро, драгоценные камни; чеканка, литье, золочение.
Длина 157, ширина 70.
Царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного, трагически погиб в Угличе в 1591 году. По одной версии это был несчастный случай во время игры с ножом, по другой - царевич был убит по тайному указу Бориса Годунова. В 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых. Его останки перевезли в Архангельский собор Кремля, и царевич стал почитаться как защитник и покровитель Москвы. Со смертью Дмитрия и его старшего брата царя Федора Ивановича прекратилась московская династия Рюриковичей, что стало причиной не только долгой, ожесточенной политической борьбы за власть, но и иностранной интервенции. Этот период русской истории получил название «Смутное время».
Рака была выполнена в 1630 году по заказу царя Михаила Романова – первого представителя новой правящей династии. В 1812 году, при подходе к Москве войск Наполеона, служителям собора удалось спрятать крышку раки, и французы смогли похитить только серебряную обшивку самого саркофага. |
Покров на гроб царевича Дмитрия
Шитье - Россия, Сольвычегодск (?). XVII в.
Камка - Италия. XVII в.
Тафта - иностранное производство. XVII в.
Штоф - Россия. XVIII - XIX вв.
XVII в.
Изготовитель: Мастерская Строгановых (?)
Материал: камка, тафта, штоф, нити золотные, нити шелковые, жемчуг (русский речной)
Техника: ткачество, шитье
Размеры: Размеры: 168,5 х 87,0 см
Серебро - 200,00 г 990° (в нитях)
Жемчуг - 160,00 г.
До нашего времени сохранилось несколько покровов на раку царевича Дмитрия XVII-XIX вв.
Некоторые из них лицевые, то есть с вышитым изображением царевича. | |
Покров на гроб царевича Дмитрия
Шитье - Россия, Сольвычегодск (?). XVII в.
Камка - Италия. XVII в.
Тафта - иностранное производство. XVII в.
Штоф - Россия. XVIII - XIX вв.
XVII в.
Изготовитель: Мастерская Строгановых (?)
Материал: камка, тафта, штоф, нити золотные, нити шелковые, жемчуг (русский речной)
Техника: ткачество, шитье
Размеры: Размеры: 168,5 х 87,0 см
Серебро - 200,00 г 990° (в нитях)
Жемчуг - 160,00 г.
До нашего времени сохранилось несколько покровов на раку царевича Дмитрия XVII-XIX вв.
Некоторые из них лицевые, то есть с вышитым изображением царевича. |
Шапочка царевича Дмитрия
Шитье - Россия, конец XVI в.
Сукно - Англия (?). XVI в.
Тафта - Восток. XVI в.
Конец XVI в.
Материал: сукно, тафта, золото, камни драгоценные, жемчуг
Техника: литье, шитье, эмаль, чеканка
Размеры: Высота: 5,3 см
окружность: 43,5 см.
Шапочка царевича Дмитрия, из вишневого сукна, с золотой запоной с драгоценными камнями, жемчугом.
Шапочка выполнена в виде невысокой тюбетейки с ровным округлым донышком, украшена ажурной фигурной, с многоцветной эмалью запоной с рубином и сапфирами в глухих, высоких кастах. Вокруг запоны и по краю шапочки - ряд жемчуга. | |
Шапочка царевича Дмитрия
Шитье - Россия, конец XVI в.
Сукно - Англия (?). XVI в.
Тафта - Восток. XVI в.
Конец XVI в.
Материал: сукно, тафта, золото, камни драгоценные, жемчуг
Техника: литье, шитье, эмаль, чеканка
Размеры: Высота: 5,3 см
окружность: 43,5 см.
Шапочка царевича Дмитрия, из вишневого сукна, с золотой запоной с драгоценными камнями, жемчугом.
Шапочка выполнена в виде невысокой тюбетейки с ровным округлым донышком, украшена ажурной фигурной, с многоцветной эмалью запоной с рубином и сапфирами в глухих, высоких кастах. Вокруг запоны и по краю шапочки - ряд жемчуга. |
Парсуна царя Федора Ивановича (of tsar Fedor Ivanovich) (копия с парсуны XVII в.)
XIX в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Размеры: 41,5 х 31,9
Средний сын Ивана Грозного, получив престол вследствие гибели старшего брата, он охотно доверил управление государством Борису Годунову. на сестре которого, Ирине, был женат. Сам Федор предпочитал молиться, ездить по монастырям, смотреть на потехи шутов и карликов, на медвежьи бои. Когда после 14 лет царствования царь скончался, не оставив наследника, первым претендентом на престол оказался Борис Годунов. | |
Парсуна царя Федора Ивановича (of tsar Fedor Ivanovich) (копия с парсуны XVII в.)
XIX в.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: дерево, левкас
Техника: темпера яичная
Размеры: Размеры: 41,5 х 31,9
Средний сын Ивана Грозного, получив престол вследствие гибели старшего брата, он охотно доверил управление государством Борису Годунову. на сестре которого, Ирине, был женат. Сам Федор предпочитал молиться, ездить по монастырям, смотреть на потехи шутов и карликов, на медвежьи бои. Когда после 14 лет царствования царь скончался, не оставив наследника, первым претендентом на престол оказался Борис Годунов. |
Митра патриарха Иова
1595 г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: камка, серебро, атлас, нить золотная, нить шелковая, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Высота: 15,0 см
диаметр: 27,0 см
Серебро - 20,00 г 875°
Серебро - 20,00 г 990° (в нитях)
Жемчуг - 155,00 г.
Патриарх Иов (1530- гг. – 1607г) - первый патриарх Московский и всея Руси При поддержке Бориса Годунова 11 декабря 1587 г. избран митрополитом Московским и всея Руси, а в 1589 г. поставлен патриархом.. Перу Иова принадлежит «Повесть о житии царя Федора Иоанновича». В начале 1590-х годов им был основан Донской монастырь.После смерти царя Федора Иоанновича в 1598 г. Иов активно содействовал избранию на царство Бориса Годунова В 1604-1605 гг. Иов рассылал обличительные грамоты против Лжедмитрия I, затем предал его анафеме. В 1605 г. отказался присягнуть самозванцу, был низложен и сослан в Старицу. По вызову царя Василия Шуйского и патриарха Гермогена в 1606 г. приезжал в Москву на всенародное церковное покаяние в Успенском соборе. В 1652 г. останки Иова перенесены в Московский Успенский собор.
| |
Митра патриарха Иова
1595 г.
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: камка, серебро, атлас, нить золотная, нить шелковая, жемчуг
Техника: ткачество, шитье, золочение
Размеры: Высота: 15,0 см
диаметр: 27,0 см
Серебро - 20,00 г 875°
Серебро - 20,00 г 990° (в нитях)
Жемчуг - 155,00 г.
Патриарх Иов (1530- гг. – 1607г) - первый патриарх Московский и всея Руси При поддержке Бориса Годунова 11 декабря 1587 г. избран митрополитом Московским и всея Руси, а в 1589 г. поставлен патриархом.. Перу Иова принадлежит «Повесть о житии царя Федора Иоанновича». В начале 1590-х годов им был основан Донской монастырь.После смерти царя Федора Иоанновича в 1598 г. Иов активно содействовал избранию на царство Бориса Годунова В 1604-1605 гг. Иов рассылал обличительные грамоты против Лжедмитрия I, затем предал его анафеме. В 1605 г. отказался присягнуть самозванцу, был низложен и сослан в Старицу. По вызову царя Василия Шуйского и патриарха Гермогена в 1606 г. приезжал в Москву на всенародное церковное покаяние в Успенском соборе. В 1652 г. останки Иова перенесены в Московский Успенский собор.
|
Картина Портрет патриарха Филарета (оплечный)
Автор: Антропов А.П.
1772 г.
Место изготовления: Россия
Материал: холст, дерево
Техника: масло
Размеры: Высота: 52,0 см
ширина: 44,0 см
толщина: 2,0 см. см.
Современники отмечали, что патриарх Филарет фактически был соправителем сына, царя Михаила Романова: все важные вопросы решались царем и патриархом совместно. | |
Картина Портрет патриарха Филарета (оплечный)
Автор: Антропов А.П.
1772 г.
Место изготовления: Россия
Материал: холст, дерево
Техника: масло
Размеры: Высота: 52,0 см
ширина: 44,0 см
толщина: 2,0 см. см.
Современники отмечали, что патриарх Филарет фактически был соправителем сына, царя Михаила Романова: все важные вопросы решались царем и патриархом совместно. |
Колымага. Россия, первая половина ХVII в.
Колымага русской работы выполнена в 1640-х годах. На сегодняшний день она представляет собой единственно сохранившийся образец экипажа русской знати первой половины XVII века. Первым владельцем экипажа был староста города Брянска Франциск Лесновольский, о чем свидетельствует сохранившийся на экипаже фамильный герб. Следующим владельцем колымаги стал боярин Никита Иванович Романов - двоюродный брат царя Михаила Романова, игравший значительную роль при русском дворе. Никита Иванович не имел прямых наследников, и после его смерти колымага отошла в царскую казну.
Экипаж закрыт - у него есть двери и оконца со слюдой, но по-прежнему нет рессор и поворотного круга. Небольшой прямоугольный кузов подвешен на ременных поясах и обит снаружи малиновым бархатом. Шляпки гвоздиков и серебряный узор из тесьмы в виде восьмиконечных звезд – характерный декор экипажей этого времени. Известный художник В.И.Суриков изобразил этот экипаж на своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни». | |
Колымага. Россия, первая половина ХVII в.
Колымага русской работы выполнена в 1640-х годах. На сегодняшний день она представляет собой единственно сохранившийся образец экипажа русской знати первой половины XVII века. Первым владельцем экипажа был староста города Брянска Франциск Лесновольский, о чем свидетельствует сохранившийся на экипаже фамильный герб. Следующим владельцем колымаги стал боярин Никита Иванович Романов - двоюродный брат царя Михаила Романова, игравший значительную роль при русском дворе. Никита Иванович не имел прямых наследников, и после его смерти колымага отошла в царскую казну.
Экипаж закрыт - у него есть двери и оконца со слюдой, но по-прежнему нет рессор и поворотного круга. Небольшой прямоугольный кузов подвешен на ременных поясах и обит снаружи малиновым бархатом. Шляпки гвоздиков и серебряный узор из тесьмы в виде восьмиконечных звезд – характерный декор экипажей этого времени. Известный художник В.И.Суриков изобразил этот экипаж на своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни». |
Пищали.
Россия, конец XVI – начало XVII века
Пищали конца XVI века – наиболее ранние сохранившиеся образцы русского ручного огнестрельного оружия. Они поступили в музей в 1831 году из знаменитой Троице-Сергиевой лавры.
Не исключено, что в 1608–1610 годах эти пищали использовались при обороне Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских интервентов. Выдержав шестнадцатимесячную осаду, этот древний монастырь-крепость стал надежным оплотом второго ополчения Минина и Пожарского. Ценя роль, которую эти пищали сыграли в героической защите монастыря, к ним бережно относились на протяжении трех столетий, чем, возможно, и объясняется их хорошая сохранность | |
Пищали.
Россия, конец XVI – начало XVII века
Пищали конца XVI века – наиболее ранние сохранившиеся образцы русского ручного огнестрельного оружия. Они поступили в музей в 1831 году из знаменитой Троице-Сергиевой лавры.
Не исключено, что в 1608–1610 годах эти пищали использовались при обороне Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских интервентов. Выдержав шестнадцатимесячную осаду, этот древний монастырь-крепость стал надежным оплотом второго ополчения Минина и Пожарского. Ценя роль, которую эти пищали сыграли в героической защите монастыря, к ним бережно относились на протяжении трех столетий, чем, возможно, и объясняется их хорошая сохранность |
|
|
|
| |