|
|
|
Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
Значительное усиление Московского княжества в первой половине XIV в.- увеличение его политического влияния, территории, экономической мощи – во многом определило ход объединительного процесса в Север-Восточной Руси в последующее время. Политику Ивана I Калиты продолжали его сыновья Семен Гордый (1340-1353) и Иван II Красный (1353-1359). Эта политика была дальновидной и целеустремленной – действуя разными методами, применяя то оружие, то деньги и хитрость, московские правители медленно, но верно укрепляли свою власть, положение Москвы как политического центра Руси, объединяли вокруг нее русские земли. После кончины Ивана II Красного на престол вступил девятилетний Дмитрий Иванович. В конце 60-х начале 70-х гг.Дмитрию пришлось вступить в борьбу за великокняжеский стол с тверским князем Михаилом Александровичем. В 1371 г. получил ярлык на великое владимирское княжение. В1375 г. покорил Тверь. В эти годы Дмитрий Иванович все силы посвятил объединению русских земель для борьбы с Ордой. К концу его правления под власть Москвы перешли приокские земли, Галич, Дмитров, часть Смоленской земли, были объединены Московское и Владимирское княжества.
События 60-х – первой половины 70-х годов укрепили роль Москвы как общерусского центра. Ее авторитет на Руси сильно вырос. Во главе с Москвой русские княжества переходят к противостоянию Орде. Этому способствовал начавшийся со второй половины XIV в. процесс дробления Золотой Орды и сопровождавшая его жестокая борьба за верховную власть. Случалось, что одновременно правили два хана к востоку от Волги и к западу от нее. Появлялись и исчезали временщики. За короткое время их сменилось более двух десятков. Одним из них был Мамай, темник, т.е. командующий 10-тысчным отрядом военачальник, Он фактически правил Ордой. Ожесточенная борьба ослабила Орду и зависимость от нее подвластных ей народов. В 1374 г. князь Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде и тем самым порвал с ней отношения. В 1377 г.московские и нижегородские войска взяли город Булгар, благодаря чему торговый путь по Волге оказался под контролем Москвы. В следующем 1378 г. московское войско во главе с князем Дмитрием Ивановичем разгромило ордынцев на реке Воже. Наконец 8 сентября 1380 г. в кровопролитной битве на Куликовом поле была одержана победа над войском Мамая. Москва показала себя политическим лидером Руси, ее князь, прозванный Донским, - вождем национального значения.
Два года спустя Тохтамыш, новый хан Золотой Орды неожиданно пришел на Русь. Подошел к Москве, захватил и сжег город. Русь должна была возобновить уплату дани Орде, но в уменьшенном размере. Но это не смогло остановить дальнейшего процесса объединения русских земель, который продолжался при наследниках Дмитрия Донского
При Василии I к Москве было присоединено Нижегородское княжество, Муром, Вологда, но был потерян Смоленск, отошедший к Литве. Вся жизнь его сына Василия II Темного прошла в борьбе за великокняжеский престол с князем Звенигородским и Галицким Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. После победы в этой междоусобной войне Василий Темный восстановил единство государства. Он уничтожил почти все удельные княжества: Дмитровское. Галицкое, Можайское, Серпухово-Боровское и др. Его старший сын Иван III завершил собирание русских земель, находившихся под властью Орды, и тем самым покончил с политической раздробленностью Руси. В его правление в состав Московского государства вошел Ярославль, владения Великого Новгорода, Тверское княжество, Вятская земля. Псковская республика и Рязанское княжество, формально сохранявшие самостоятельность, попали под полный политический контроль Москвы. В 1480 г., после «стояния» войск Ивана III и хана Большой Орды Ахмата на берегах Угры, Русь окончательно освободилась от ордынского ига.
Картина. Портрет князя Даниила Александровича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 74,0 см
Даниил Александрович – первый московский князь в 1278-1303 гг. Даниил сумел оставить своим детям достаточный капитал – политический и материальный для длительной борьбы с тверскими князьями за великое княжение | |
Картина. Портрет князя Даниила Александровича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 74,0 см
Даниил Александрович – первый московский князь в 1278-1303 гг. Даниил сумел оставить своим детям достаточный капитал – политический и материальный для длительной борьбы с тверскими князьями за великое княжение |
Картина. Портрет князя Иоанна Данииловича
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 142,0 см
ширина: 60,0 см
Иван I Данилович Калита –князь московский с 1325 г.,великий князь владимирский с 1328 г. Принимал усчастие в борьбе с тверскими князьями за ярлык на великое княжение владимирское. Став великим князем, Иван Данилович «собирал» под своей властью русские земли, воевал с Новгородом и Смоленском. Умелый дипломат, он на несколько десятилетий оградил русские земли от татарских нашествий. Иван Калита превратил Москву не только в политический, но и в религиозный центр Руси. При нем был выстроен новый Кремль-из дубовых бревен, который четверть века защищал город от вражеских нашествий. | |
Картина. Портрет князя Иоанна Данииловича
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 142,0 см
ширина: 60,0 см
Иван I Данилович Калита –князь московский с 1325 г.,великий князь владимирский с 1328 г. Принимал усчастие в борьбе с тверскими князьями за ярлык на великое княжение владимирское. Став великим князем, Иван Данилович «собирал» под своей властью русские земли, воевал с Новгородом и Смоленском. Умелый дипломат, он на несколько десятилетий оградил русские земли от татарских нашествий. Иван Калита превратил Москву не только в политический, но и в религиозный центр Руси. При нем был выстроен новый Кремль-из дубовых бревен, который четверть века защищал город от вражеских нашествий. |
Картина. Портрет князя Иоанна II Иоанновича
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 142,0 см
ширина: 68,0 см
Иван II Иванович Красный – великий князь московский и владимирский с 1353г. Второй сын Ивана Калиты. Великим князем стал после смерти старшего брата Семена Ивановича и всех его сыновей во время эпидемии чумы. Получил ярлык на великое княжение после противостояния с суздальско-нижегородским князем Константином Васильевичем.
Иван Красный старался решать все споры между князьями мирным путем, выступая в роли третейского судьи, пользовался благосклонностью и доверием ордынского хана Джанибека. В годы правления Ивана II Красного большим влиянием при дворе пользовался митрополит Алексий, занявший кафедру в 1354 г. | |
Картина. Портрет князя Иоанна II Иоанновича
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 142,0 см
ширина: 68,0 см
Иван II Иванович Красный – великий князь московский и владимирский с 1353г. Второй сын Ивана Калиты. Великим князем стал после смерти старшего брата Семена Ивановича и всех его сыновей во время эпидемии чумы. Получил ярлык на великое княжение после противостояния с суздальско-нижегородским князем Константином Васильевичем.
Иван Красный старался решать все споры между князьями мирным путем, выступая в роли третейского судьи, пользовался благосклонностью и доверием ордынского хана Джанибека. В годы правления Ивана II Красного большим влиянием при дворе пользовался митрополит Алексий, занявший кафедру в 1354 г. |
Картина. Портрет князя Дмитрия Иоанновича Донского
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 76,0 см
Дмитрий Иванович – великий князь московский с 1359 г. и владимирский с 1362 г. В 1370-е годы Дмитрий Иванович все силы посвятил объединению русских земель для борьбы с Золотой Ордой. Под его командованием объединенные русские полки нанесли поражение войску Мамая в Куликовской битве. Впервые Дмитрий Иванович передал княжение сыну Василию как наследственное владение московских князей, не спрашивая разрешения у Орды. С тех пор великого князя окончательно перешел в Москву. | |
Картина. Портрет князя Дмитрия Иоанновича Донского
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 76,0 см
Дмитрий Иванович – великий князь московский с 1359 г. и владимирский с 1362 г. В 1370-е годы Дмитрий Иванович все силы посвятил объединению русских земель для борьбы с Золотой Ордой. Под его командованием объединенные русские полки нанесли поражение войску Мамая в Куликовской битве. Впервые Дмитрий Иванович передал княжение сыну Василию как наследственное владение московских князей, не спрашивая разрешения у Орды. С тех пор великого князя окончательно перешел в Москву. |
Картина. Портрет князя Василия I Дмитриевича
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 142,0 см
ширина: 74,0 см
Василий Дмитриевич – великий князь московский в 1389-1425 гг.
В 1390 г. Женился на дочери великого князя литовского Витовта Софье. Все годы правления Василий находился под сильным влиянием жены и ее отца, его внешняя политика во многом носила пролитовский характер.
В1395 г. князь возглавил русское войско, отразившее нападенние Тамерлана на Рязанские земли. За годы правления Василий I присоединил к своим владениям Нижегородское княжество, Муром, Вологду, но потерял Смоленск, отошедший к Литве. | |
Картина. Портрет князя Василия I Дмитриевича
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 142,0 см
ширина: 74,0 см
Василий Дмитриевич – великий князь московский в 1389-1425 гг.
В 1390 г. Женился на дочери великого князя литовского Витовта Софье. Все годы правления Василий находился под сильным влиянием жены и ее отца, его внешняя политика во многом носила пролитовский характер.
В1395 г. князь возглавил русское войско, отразившее нападенние Тамерлана на Рязанские земли. За годы правления Василий I присоединил к своим владениям Нижегородское княжество, Муром, Вологду, но потерял Смоленск, отошедший к Литве. |
Картина. Портрет князя Василия II Васильевича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 142,0 см
ширина: 100,0 см
Василий II Васильевич Темный – великий князь московский в 1425-1462 гг.
Вся жизнь Василия прошла в борьбе за великокняжеский престол с с дядей Юрием Дмитриевичем князем звенигородским и галицким и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В 1445 г. во время похода на Казань раненый Василий II попал в плен к татарам, был освобожден за огромный в 1453 г.. После победы Василий II восстановил единство государства. Он уничтожил почти все удельные княжества, входившие в состав Московского великого княжества: Дмитровское, Боровское, Галицкое, Можайское, Серпухово-Боровское и др. В 1456 г. он предпринял поход на Новгород и вернул захваченные московские земли. При Василии II d 1448 г. Русская православная церковь стала автокефальной, митрополитом Московским и всея Руси был избран Иона. | |
Картина. Портрет князя Василия II Васильевича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 142,0 см
ширина: 100,0 см
Василий II Васильевич Темный – великий князь московский в 1425-1462 гг.
Вся жизнь Василия прошла в борьбе за великокняжеский престол с с дядей Юрием Дмитриевичем князем звенигородским и галицким и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В 1445 г. во время похода на Казань раненый Василий II попал в плен к татарам, был освобожден за огромный в 1453 г.. После победы Василий II восстановил единство государства. Он уничтожил почти все удельные княжества, входившие в состав Московского великого княжества: Дмитровское, Боровское, Галицкое, Можайское, Серпухово-Боровское и др. В 1456 г. он предпринял поход на Новгород и вернул захваченные московские земли. При Василии II d 1448 г. Русская православная церковь стала автокефальной, митрополитом Московским и всея Руси был избран Иона. |
Картина. Портрет князя Иоанна III Васильевича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 80,0 см
Иван III Васильевич – великий князь московский в 1462-1505 гг.,государь всея Руси. Иван III завершил собирание русских земель, находившихся прежде в сфере влияния Орды, и тем самым покончил с политической раздробленностью Руси. В 1480 г., после стояния на Угре войск Ивана III и хана Большой Орды Ахмата, Русь окончательно освободилась от ордынского ига. Успехи в «собирании Руси» позволили Ивану III заявить о себе как о прямом и единственном наследнике всех владений Древнерусского государства и принять титул «государя всея Руси». Одним из первых Иван III стал именоваться «царем» и «самодержцем». | |
Картина. Портрет князя Иоанна III Васильевича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 80,0 см
Иван III Васильевич – великий князь московский в 1462-1505 гг.,государь всея Руси. Иван III завершил собирание русских земель, находившихся прежде в сфере влияния Орды, и тем самым покончил с политической раздробленностью Руси. В 1480 г., после стояния на Угре войск Ивана III и хана Большой Орды Ахмата, Русь окончательно освободилась от ордынского ига. Успехи в «собирании Руси» позволили Ивану III заявить о себе как о прямом и единственном наследнике всех владений Древнерусского государства и принять титул «государя всея Руси». Одним из первых Иван III стал именоваться «царем» и «самодержцем». |
Картина. Портрет князя Василия III Иоанновича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 78,0 см
Василий Иванович III – великий князь московский и государь всея Руси в 1505 -1533 гг.
В годы его правления к Москве были присоеденены Псков, Смоленск, Волоцкий уезд, Рязанское и Новгород-Северское княжество.
Продолжалось масштабное строительство в Москве, начатое еще при Иване III. Все большее распространение получала идея божественного происхождения власти государя. В различных документах Василия III начинают именовать «царем», официальным стал титул «самодержца» | |
Картина. Портрет князя Василия III Иоанновича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 78,0 см
Василий Иванович III – великий князь московский и государь всея Руси в 1505 -1533 гг.
В годы его правления к Москве были присоеденены Псков, Смоленск, Волоцкий уезд, Рязанское и Новгород-Северское княжество.
Продолжалось масштабное строительство в Москве, начатое еще при Иване III. Все большее распространение получала идея божественного происхождения власти государя. В различных документах Василия III начинают именовать «царем», официальным стал титул «самодержца» |
|
|
|
| |