|
|
|
Образование Российской империи
Провозглашение империи в 1721 году еще не означало ее окончательного утверждения. Процесс образования Российской империи растянулся на многие годы. Необходимо было получить признание европейских государств, а также соответствующее оформление нового статуса страны. Блестящая победа в Северной войне вывела России в число ведущих европейских государств, сделала ее великой державой. Растущую русскую военную и морскую мощь стали побаиваться в Европе. Короновав в 1724 году свою жену Екатерину Алексеевну императорской короной, Петр утвердил новую церемонию вступления на престол. Отныне вместо венчания на царство в России стали проводиться коронации. Создавались и новые, императорские регалии. После смерти Петра I на Россию обрушилась череда дворцовых переворотов. Слабые преемники великого преобразователя России правили сравнительно недолго и целиком зависели от своего окружения. Изображения некоторых из них можно видеть на старинном кубке из фондов Музеев Кремля, созданном в 1740-е гг., когда Россией начинает править дочь Петра.
С воцарением Елизаветы Петровны связывались надежды на возрождение былой мощи Российской империи. Свергнув малолетнего императора Ивана Антоновича и захватив власть, она щедро наградила оказавших ей содействие гвардейцев, из которых было сформировано новое воинское подразделение — лейб-компания. Был установлен новый праздник — 25 ноября, день возведения Елизаветы на императорский престол, который отмечался каждый год. В день праздника Елизавета в мундире офицера Лейб-компании «яко той роты капитан» в окружении своих офицеров принимала поздравления. Затем начинался обед, в котором принимал участие весь наличный состав роты. Об этих празднествах напоминает хранящиеся в коллекции Музеев Кремля нагрудный офицерский знак императрицы, а также шапка-гренадерка, сшитая в 1755 году к «ноября к 25 числу», как свидетельствует надпись на ее подкладке. Уладив дела в Петербурге, Елизавета в феврале 1742 года поспешила в Москву, где все уже было готово к коронации. Путешествие из северной столицы на торжества в Москве она совершила в уютном зимнем возке, который затем был изображен в ее коронационном альбоме, возможно в том самом, что и сегодня можно увидеть в зале № 9 Государственной Оружейной палаты. Во время церемонии коронации впервые был вынесен государственный меч, ставший отныне новой государственной регалией, также как и государственный щит, появившийся позднее. За долгое время своего правления Елизавета не раз награждала своих подданных, оказавших ей различные услуги. Как и в прежние времена, такой наградой нередко выступали серебряные ковши, с нанесенными на их поверхность надписями, государственной символикой, вензелем, а иногда даже и портретом Елизаветы Петровны. После кончины императрицы в 1761 году, о чем напоминает чарка, в дно которой вмонтирован жетон «На смерть императрицы Елизаветы Петровны», на императорский престол вступает ее племянник Петр Федорович, объявленный наследником престола еще в первые годы правления дочери Петра I.
Он вошел в историю как император Петр III. Некоторые из его личных вещей благополучно дожили до нашего времени в собрании Оружейной палаты. Например, кафтан форменный Преображенского полка из красного сукна, который можно увидеть в 45 витрине зала № 6. Петр III не успел короноваться, поскольку был свергнут своей женой, вскоре провозглашенной императрицей Екатериной II. В период правления Екатерины II, не случайно названным золотым веком русского дворянства, Российская империя вступила, наконец, в пору своего расцвета. О популярности этой императрицы свидетельствует большое количество чеканных блюд, на которых Екатерине подносили хлеб-соль. Ее имя стоит на нескольких колоколах, размещающихся на колокольне Ивана Великого. Екатерина всемерно заботилась о величии империи. По ее заказу для 13 новых административных центров России во Франции были выполнены роскошные серебряные «наместнические» сервизы, которые предназначались для торжественных приемов.
Корона Екатерины I
Петербург,
1724.
Мастер Самсон Ларионов.
Серебро; литье, чеканка, резьба, золочение.
Высота 22,3, длина окружности 65 | |
Корона Екатерины I
Петербург,
1724.
Мастер Самсон Ларионов.
Серебро; литье, чеканка, резьба, золочение.
Высота 22,3, длина окружности 65 |
Корона Анны Иоанновны
Петербург,
1730 г.
Мастер Готлиб-Вильгельм Дункель.
Серебро, алмазы, рубины, турмалины.
Литье, чеканка, резьба, золочение.
Высота: 31,3 см.
Длина обруча: 68,0 см.
Согласно описи 1745 г. корона поступила в Оружейную палату в 1741 г. | |
Корона Анны Иоанновны
Петербург,
1730 г.
Мастер Готлиб-Вильгельм Дункель.
Серебро, алмазы, рубины, турмалины.
Литье, чеканка, резьба, золочение.
Высота: 31,3 см.
Длина обруча: 68,0 см.
Согласно описи 1745 г. корона поступила в Оружейную палату в 1741 г. |
Тронное кресло
Петербург,
1740-1742.
Дерево, ткань; резьба, золочение, декоративное шитье.
Высота 212, ширина 100, длина 76.
Принадлежало императрице Елизавете Петровне. | |
Тронное кресло
Петербург,
1740-1742.
Дерево, ткань; резьба, золочение, декоративное шитье.
Высота 212, ширина 100, длина 76.
Принадлежало императрице Елизавете Петровне. |
Кресло тронное императора Павла I
Петербург,
1796 (?).
Береза, бархат, тесьма, нить золотная, нить серебряная, нить шелковая.
Резьба, аппликация, шитье.
Высота 182, ширина 86, глубина сиденья 57. | |
Кресло тронное императора Павла I
Петербург,
1796 (?).
Береза, бархат, тесьма, нить золотная, нить серебряная, нить шелковая.
Резьба, аппликация, шитье.
Высота 182, ширина 86, глубина сиденья 57. |
Коронационное платье императрицы Екатерины I
Россия,
1824.
Шелк; серебряное шитье, ткачество. | |
Коронационное платье императрицы Екатерины I
Россия,
1824.
Шелк; серебряное шитье, ткачество. |
Коронационное платье императрицы Анны Иоанновны
Россия,
1730.
Парча, шелк, золотное кружево, тесьма; ткачество, шитье. | |
Коронационное платье императрицы Анны Иоанновны
Россия,
1730.
Парча, шелк, золотное кружево, тесьма; ткачество, шитье. |
Парадная пара (кафтан и камзол) императора Петра II
Франция (?),
1727-1730 гг.
Бархат, парча, шелк, золотные нити, золотное кружево.
Ткачество, шитье, плетение.
Длина: 114,5 см. (кафтана).
Длина: 105,0 см. (камзола) | |
Парадная пара (кафтан и камзол) императора Петра II
Франция (?),
1727-1730 гг.
Бархат, парча, шелк, золотные нити, золотное кружево.
Ткачество, шитье, плетение.
Длина: 114,5 см. (кафтана).
Длина: 105,0 см. (камзола) |
Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны
Россия,
1742.
Серебряный глазет, шелк, золотный позумент; ткачество, шитье. | |
Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны
Россия,
1742.
Серебряный глазет, шелк, золотный позумент; ткачество, шитье. |
Коронационное платье императрицы Екатерины II
Россия,
1762.
Парча, декоративное шитье на аппликации, кружево | |
Коронационное платье императрицы Екатерины II
Россия,
1762.
Парча, декоративное шитье на аппликации, кружево |
Мундир и шляпа от коронационного костюма императора Александра I
Россия,
1801.
Мундир – сукно, поплин, холст, золотные нити, блестки, фольга, металл;
ткачество, шитье, аппликация;
длина 100, ширина плеч 36, длина рукава 77;
шляпа – фетр, кружево, перья, золотные нити, медь, фольга, крашенина, лента;
ткачество, плетение; высота 24, ширина 50. | |
Мундир и шляпа от коронационного костюма императора Александра I
Россия,
1801.
Мундир – сукно, поплин, холст, золотные нити, блестки, фольга, металл;
ткачество, шитье, аппликация;
длина 100, ширина плеч 36, длина рукава 77;
шляпа – фетр, кружево, перья, золотные нити, медь, фольга, крашенина, лента;
ткачество, плетение; высота 24, ширина 50. |
Коронационное платье императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I
Россия,
1825.
Глазет, серебряные нити; бить, канитель, вышивка. | |
Коронационное платье императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I
Россия,
1825.
Глазет, серебряные нити; бить, канитель, вышивка. |
Коронационное платье императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II
Россия,
1856.
Глазет, серебряные нити; вышивка. | |
Коронационное платье императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II
Россия,
1856.
Глазет, серебряные нити; вышивка. |
Карета четырехместная
Франция, 1721.
Дуб, бархат, медь.
Резьба по дереву, позолота по левкасу, живопись маслом.
Длина 550, ширина 210, высота 200.
Принадлежала Анне Петровне, дочери Петра I, и ее супругу, принцу Голштинии Фридриху Карлу. Затем Петру III. Поступила с Московского Колымажного двора в 1834 г. | |
Карета четырехместная
Франция, 1721.
Дуб, бархат, медь.
Резьба по дереву, позолота по левкасу, живопись маслом.
Длина 550, ширина 210, высота 200.
Принадлежала Анне Петровне, дочери Петра I, и ее супругу, принцу Голштинии Фридриху Карлу. Затем Петру III. Поступила с Московского Колымажного двора в 1834 г. |
Карета
Петербург, 1739.
Дуб, береза, бархат, бронза; живопись, позолота по левкасу, резьба по дереву, ткачество, шитье.
Высота 260, ширина 200, длина 500.
Принадлежала императрице Анне Иоанновне. | |
Карета
Петербург, 1739.
Дуб, береза, бархат, бронза; живопись, позолота по левкасу, резьба по дереву, ткачество, шитье.
Высота 260, ширина 200, длина 500.
Принадлежала императрице Анне Иоанновне. |
Возок зимний
Москва, 1732.
Живопись - Санкт-Петербург,
1742;
сукно - Россия, начало XIX в.
Мастер Жан Мишель Дуб, береза, сукно; резьба по дереву, живопись маслом, позолота по дереву
Дл. 6 м; в. 2 м; ш. 2 м
Принадлежала вначале императрице Анне Ивановне, затем императрице Елизавете Петровне. Поступила из Петербурга на Московский Колымажный двор, оттуда - в 1834 г. в Оружейную палату. | |
Возок зимний
Москва, 1732.
Живопись - Санкт-Петербург,
1742;
сукно - Россия, начало XIX в.
Мастер Жан Мишель Дуб, береза, сукно; резьба по дереву, живопись маслом, позолота по дереву
Дл. 6 м; в. 2 м; ш. 2 м
Принадлежала вначале императрице Анне Ивановне, затем императрице Елизавете Петровне. Поступила из Петербурга на Московский Колымажный двор, оттуда - в 1834 г. в Оружейную палату. |
Карета
Австрия, Вена,1740.
Дерево, бархат, бронза;
живопись маслом, позолота по левкасу, резьба по дереву, ткачество, литье, чеканка.
Высота 280, ширина 200, длина. 500.
Принадлежала Императрице Елизавете Петровне | |
Карета
Австрия, Вена,1740.
Дерево, бархат, бронза;
живопись маслом, позолота по левкасу, резьба по дереву, ткачество, литье, чеканка.
Высота 280, ширина 200, длина. 500.
Принадлежала Императрице Елизавете Петровне |
Карета
Австрия, Вена, 1741-1742.
Дерево, бархат, бронза;
резьба по дереву, позолота по левкасу, живопись, ткачество, литье, чеканка.
Высота 280, ширина 260, длина. 550.
Принадлежала императрице Елизавете Петровне | |
Карета
Австрия, Вена, 1741-1742.
Дерево, бархат, бронза;
резьба по дереву, позолота по левкасу, живопись, ткачество, литье, чеканка.
Высота 280, ширина 260, длина. 550.
Принадлежала императрице Елизавете Петровне |
Карета двухместная, типа Coupe»
Берлин, 1740 г.
Дерево, бархат, бронза.
Резьба по дереву, живопись маслом, золочение по левкасу.
Длина общая 550, ширина 250, высота 270.
Принадлежала императрице Елизавете Петровне | |
Карета двухместная, типа Coupe»
Берлин, 1740 г.
Дерево, бархат, бронза.
Резьба по дереву, живопись маслом, золочение по левкасу.
Длина общая 550, ширина 250, высота 270.
Принадлежала императрице Елизавете Петровне |
Карета двухместная, типа «Coupe»
Берлин, 1746.
Мастер Иоганн Михаэл Гоппенгаупт.
Бук, бархат, стразы, бронза, серебро, железо; резьба по дереву, позолота по левкасу, живопись маслом.
Дл. 5,5 м; в. 2 м; ш. 2,5 м.
Подарена королем Фридрихом II императрице Елизавете Петровне в 1746 г. В 1917 г. была перевезена из Петербурга в Москву, где экспонировалась в Каретном музее, оттуда в 1926 г. поступила в Оружейную палату. | |
Карета двухместная, типа «Coupe»
Берлин, 1746.
Мастер Иоганн Михаэл Гоппенгаупт.
Бук, бархат, стразы, бронза, серебро, железо; резьба по дереву, позолота по левкасу, живопись маслом.
Дл. 5,5 м; в. 2 м; ш. 2,5 м.
Подарена королем Фридрихом II императрице Елизавете Петровне в 1746 г. В 1917 г. была перевезена из Петербурга в Москву, где экспонировалась в Каретном музее, оттуда в 1926 г. поступила в Оружейную палату. |
Карета четырехместная, типа «Большая карета»
Париж, 1754 Мастер А. Дрилеросс,
по рисунку Н. Пино.
Живопись - Ф. Буше;
бронзовые украшения - Ф. Каффиери (?)
Дл. 6,6 м; в. 2,7 м; ш. 2,8 м .
Подарок графа Кирилла Григорьевича Разумовского императрице Елизавете Петровне в 1754 г., в 1763 г. вместе с другими экипажами была перевезена в Москву на Колымажный двор, оттуда в 1834 г. поступила в Оружейную палату. | |
Карета четырехместная, типа «Большая карета»
Париж, 1754 Мастер А. Дрилеросс,
по рисунку Н. Пино.
Живопись - Ф. Буше;
бронзовые украшения - Ф. Каффиери (?)
Дл. 6,6 м; в. 2,7 м; ш. 2,8 м .
Подарок графа Кирилла Григорьевича Разумовского императрице Елизавете Петровне в 1754 г., в 1763 г. вместе с другими экипажами была перевезена в Москву на Колымажный двор, оттуда в 1834 г. поступила в Оружейную палату. |
Карета
Франция, Париж, 1763-1765.
Ясень, бархат, перламутр, бронза;
живопись маслом, позолота по левкасу, резьба по дереву.
Высота 250, ширина 225, длина 450.
Принадлежала императрице Екатерине II. В этой карете Екатерина II совершила поездку в Крым. | |
Карета
Франция, Париж, 1763-1765.
Ясень, бархат, перламутр, бронза;
живопись маслом, позолота по левкасу, резьба по дереву.
Высота 250, ширина 225, длина 450.
Принадлежала императрице Екатерине II. В этой карете Екатерина II совершила поездку в Крым. |
Карета четырехместная, типа «Berline»
Петербург,
Мастерские петербургского Конюшенного двора,
1769.
Мастер Иоган Конрад Букендаль Клен, бархат, стразы, серебро, железо; живопись маслом, позолота по левкасу, резьба по дереву
Высота 240, ширина 250, длина 560.
Принадлежала императрице Екатерине II.
Поступила из Каретного музея в 1926 г. | |
Карета четырехместная, типа «Berline»
Петербург,
Мастерские петербургского Конюшенного двора,
1769.
Мастер Иоган Конрад Букендаль Клен, бархат, стразы, серебро, железо; живопись маслом, позолота по левкасу, резьба по дереву
Высота 240, ширина 250, длина 560.
Принадлежала императрице Екатерине II.
Поступила из Каретного музея в 1926 г. |
Коляска летняя
Англия, 1770-е гг.
По рисунку С. Бутлера и И. Линелля (?)
Живопись - Англия, Россия, XVIII в.
Кобархат, бронза; резьба по дереву, живопись маслом, позолота по левкасу.
Высота 240, ширина 190, длина 410.
Подарок графа Григория Григорьевича Орлова императрице Екатерине II. До 1917 г. находилась в петербургском Придворном-Конюшенном музее, затем была перевезена в Москву. В 1926 г. поступила в Оружейную палату. | |
Коляска летняя
Англия, 1770-е гг.
По рисунку С. Бутлера и И. Линелля (?)
Живопись - Англия, Россия, XVIII в.
Кобархат, бронза; резьба по дереву, живопись маслом, позолота по левкасу.
Высота 240, ширина 190, длина 410.
Подарок графа Григория Григорьевича Орлова императрице Екатерине II. До 1917 г. находилась в петербургском Придворном-Конюшенном музее, затем была перевезена в Москву. В 1926 г. поступила в Оружейную палату. |
Таннауэр Иоганн Годфрид. Портрет Петра Великого
Россия, 1716.
Холст, масло.
274x180 | |
Таннауэр Иоганн Годфрид. Портрет Петра Великого
Россия, 1716.
Холст, масло.
274x180 |
Табакерка
Петербург, середина XVIII века.
Мастер И. Позье.
Золото, бриллианты; чеканка, резьба.
Высота 4,6, диаметр 11. | |
Табакерка
Петербург, середина XVIII века.
Мастер И. Позье.
Золото, бриллианты; чеканка, резьба.
Высота 4,6, диаметр 11. |
Блюдо
Москва, 1767.
Мастер П. Афиногенов.
Серебро; чеканка, резьба, литье, золочение.
Диаметр 54. Д
ар императрице Екатерине II | |
Блюдо
Москва, 1767.
Мастер П. Афиногенов.
Серебро; чеканка, резьба, литье, золочение.
Диаметр 54. Д
ар императрице Екатерине II |
Ковш наградной
1755 г.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро.
Техника: литье, чеканка, резьба, канфарение, золочение.
Размеры: Высота 22,5, длина 40,5, ширина 19,5.
Ковш, серебряный золоченый, с литыми орлами.
Пожалован коллежскому асессору Кузьме Матвееву императрицей Елизаветой Петровной. | |
Ковш наградной
1755 г.
Место изготовления: Россия, Москва.
Материал: серебро.
Техника: литье, чеканка, резьба, канфарение, золочение.
Размеры: Высота 22,5, длина 40,5, ширина 19,5.
Ковш, серебряный золоченый, с литыми орлами.
Пожалован коллежскому асессору Кузьме Матвееву императрицей Елизаветой Петровной. |
Меч государственный с ножнами
Последняя четверть XVII века.
Место изготовления: Польша (?) (клинок), Россия, Москва (рукоять, ножны.)
Материал: серебро, сталь, глазет золотный, шнур золотный, дерево.
Техника: литье, чеканка, гравировка, резьба, золочение.
Размеры: Длина: 141,0 см (с рукоятью),
длина клинка: 100,5 см, длина ножен: 103,5 см,
ширина ножен: 5,5 см.
Меч в ножнах, обтянутых золотным глазетом, с серебряным позолоченным прибором.
1. Клинок меча стальной, трехдольный с обеих сторон, с прочеканенным позолоченным изображением двуглавого орла на резном стилизованном травном фоне. Орел под коронами, в лапах - извивающийся дракон и гриф с обнаженным мечом.
Гарда с серебряной S-образной крестовиной и небольшой литой короной с крестом - на перекрестье. На концах крестовины – орлиные головы. Рукоять - длинная, обтянута золотным глазетом и обвита золотным шнуром. Набалдашник рукояти выполнен в виде двух литых золоченых орлиных голов под прочеканенной короной с крестом.
2. ножны деревянные, обтянуты золотным глазетом; украшены прочеканенными двуглавыми орлами под коронами на резном стилизованном травном фоне позолоченного серебряного прибора.
В 1883 г. в связи с подготовкой к коронации на ножнах и рукояти был поставлен новый золотный глазет и золотный шнур. | |
Меч государственный с ножнами
Последняя четверть XVII века.
Место изготовления: Польша (?) (клинок), Россия, Москва (рукоять, ножны.)
Материал: серебро, сталь, глазет золотный, шнур золотный, дерево.
Техника: литье, чеканка, гравировка, резьба, золочение.
Размеры: Длина: 141,0 см (с рукоятью),
длина клинка: 100,5 см, длина ножен: 103,5 см,
ширина ножен: 5,5 см.
Меч в ножнах, обтянутых золотным глазетом, с серебряным позолоченным прибором.
1. Клинок меча стальной, трехдольный с обеих сторон, с прочеканенным позолоченным изображением двуглавого орла на резном стилизованном травном фоне. Орел под коронами, в лапах - извивающийся дракон и гриф с обнаженным мечом.
Гарда с серебряной S-образной крестовиной и небольшой литой короной с крестом - на перекрестье. На концах крестовины – орлиные головы. Рукоять - длинная, обтянута золотным глазетом и обвита золотным шнуром. Набалдашник рукояти выполнен в виде двух литых золоченых орлиных голов под прочеканенной короной с крестом.
2. ножны деревянные, обтянуты золотным глазетом; украшены прочеканенными двуглавыми орлами под коронами на резном стилизованном травном фоне позолоченного серебряного прибора.
В 1883 г. в связи с подготовкой к коронации на ножнах и рукояти был поставлен новый золотный глазет и золотный шнур. |
Щит государственный, с подушечкой с оборотной стороны
Последняя четверть XVII века.
Место изготовления: Москва.
Запоны (часть) – Турция, Константинополь, XVII в.
Материал: золото, серебро, хрусталь горный, нефрит, стекло, камни драгоценные, ткань, шнур золотный, шнур шелковый.
Техника: литье, чеканка, резьба, насечка, шитье.
Размеры: Диаметр: 58,4 см,
размеры: 22,0 х 19,0 см (подушечка).
Щит государственный, с подушечкой с оборотной стороны, круглый, обтянут с двух сторон красным бархатом; с запонами из нефрита, горного хрусталя, стекла, с драгоценными камнями, камнями и жемчугом. Подушечка, бархатная, с кистями.
1. Щит круглый, жесткий, обтянут с двух сторон красным бархатом; украшен фигурными запонами из нефрита, горного хрусталя, стеклам с драгоценными камнями.
Большие центральные запоны украшены золотой насечкой, большинство средних подложены фигурными золотыми розетками с выступающими, высокими, волнистыми краями. Драгоценные камни в глухих накладных кастах.
по краю щита - тонкий золотный шнур.
2. На оборотной стороне сильно выгнутого умбона щита, в центре – бархатная подушечка, перетянутая толстым шелковым желтым шнуром, продетым через кольца. По углам подушечки кольца закреплены на розетках с кистями. | |
Щит государственный, с подушечкой с оборотной стороны
Последняя четверть XVII века.
Место изготовления: Москва.
Запоны (часть) – Турция, Константинополь, XVII в.
Материал: золото, серебро, хрусталь горный, нефрит, стекло, камни драгоценные, ткань, шнур золотный, шнур шелковый.
Техника: литье, чеканка, резьба, насечка, шитье.
Размеры: Диаметр: 58,4 см,
размеры: 22,0 х 19,0 см (подушечка).
Щит государственный, с подушечкой с оборотной стороны, круглый, обтянут с двух сторон красным бархатом; с запонами из нефрита, горного хрусталя, стекла, с драгоценными камнями, камнями и жемчугом. Подушечка, бархатная, с кистями.
1. Щит круглый, жесткий, обтянут с двух сторон красным бархатом; украшен фигурными запонами из нефрита, горного хрусталя, стеклам с драгоценными камнями.
Большие центральные запоны украшены золотой насечкой, большинство средних подложены фигурными золотыми розетками с выступающими, высокими, волнистыми краями. Драгоценные камни в глухих накладных кастах.
по краю щита - тонкий золотный шнур.
2. На оборотной стороне сильно выгнутого умбона щита, в центре – бархатная подушечка, перетянутая толстым шелковым желтым шнуром, продетым через кольца. По углам подушечки кольца закреплены на розетках с кистями. |
Портрет императора Александра I
Неизвестный художник
Россия,
вторая четверть ХIX в.
Холст; масло.
Великий князь Александр Николаевич представлен на портрете в общегенеральском мундире с аксельбантом и свитскими эполетами с именным вензелем императора Николая I, голубой муаровой лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного, звездой ордена Св. Владимира 1-ой степени, знаком отличия за беспорочную службу в офицерских чинах и знаком ордена Св. Георгия 4-ой степени. | |
Портрет императора Александра I
Неизвестный художник
Россия,
вторая четверть ХIX в.
Холст; масло.
Великий князь Александр Николаевич представлен на портрете в общегенеральском мундире с аксельбантом и свитскими эполетами с именным вензелем императора Николая I, голубой муаровой лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного, звездой ордена Св. Владимира 1-ой степени, знаком отличия за беспорочную службу в офицерских чинах и знаком ордена Св. Георгия 4-ой степени. |
Блюдо «Коронация Екатерины II»
Москва,
1724 - 1727 гг.
Мастер Николай Федоров .
Серебро. Чеканка, золочение.
Длина: 77,5 см.
Ширина: 50,1 см.
Клеймо именное мастера НФ. | |
Блюдо «Коронация Екатерины II»
Москва,
1724 - 1727 гг.
Мастер Николай Федоров .
Серебро. Чеканка, золочение.
Длина: 77,5 см.
Ширина: 50,1 см.
Клеймо именное мастера НФ. |
Медаль в память коронации Екатерины I
Россия,
1724 г.
Золото. Чеканка.
Диаметр: 4,4 см.
С этой медали в память коронации Екатерины 7 мая 1724 года идет традиция выпуска русских коронационных медалей и жетонов. | |
Медаль в память коронации Екатерины I
Россия,
1724 г.
Золото. Чеканка.
Диаметр: 4,4 см.
С этой медали в память коронации Екатерины 7 мая 1724 года идет традиция выпуска русских коронационных медалей и жетонов. |
Портрет императрицы Екатерины I
Барельеф.
Россия, вторая половина XVIII в.
Дерево. Резьба, обточка.
Диаметр: 12 см | |
Портрет императрицы Екатерины I
Барельеф.
Россия, вторая половина XVIII в.
Дерево. Резьба, обточка.
Диаметр: 12 см |
Жетон в память коронации Екатерины I
Россия, 1724 г.
Золото.
Чеканка.
Диаметр: 2,1 см.
С этого жетона в память коронации Екатерины 7 мая 1724 года идет традиция выпуска русских коронационных медалей и жетонов. | |
Жетон в память коронации Екатерины I
Россия, 1724 г.
Золото.
Чеканка.
Диаметр: 2,1 см.
С этого жетона в память коронации Екатерины 7 мая 1724 года идет традиция выпуска русских коронационных медалей и жетонов. |
Зимний возок императрицы Елизаветы Петровны
1742 г.
Мастер Жан Мишель.
Место изготовления: Россия, Петербург, Россия (сукно, начало XVIII в.), 1732 г.
Материал: дуб, береза, сукно.
Техника: живопись маслом, резьба по дереву, позолота по левкасу.
Размеры: длина общая: 600,0 см,
ширина: 200,0 см,
высота: 200,0 см.
Возок на полозьях, многоместный, сделан на подобие железнодорожного вагона. Имеет четыре двери, десять окон. Отделан золоченой резьбой и живописью. Резьба подчеркивает основные линии силуэта экипажа. Стилизованные листья аканта оформляет карниз. Цветы в виде лилий, аканты, головы орлов украшают деревянный спуск. Громадный кузов возка держат дельфины, сидящие на полозьях. Убранство возка дополняет живопись. На боковых стенках по желто-зеленоватому фону изображены красные, синие, желтые арабески и картуши. На передней и задней стороне — герб русского государства, вензель императрицы Елизаветы Петровны, корона и стилизованные завитки. Крыша кареты выпуклая, обтянута кожей, по краю украшена крупными медными гвоздями и двенадцатью медными чеканными урночками, расположенными по бокам, по шесть - на каждом. Окна кареты сделаны из небольших узких полос стекла, соединенных узкими полосками, обтянутыми зеленым сукном. Наличники на окнах деревянные, золоченные гладкие. На дверцах окна подобные вышеописанным. Ручки медные. Внутри возок обит зеленым сукном. Такой же тканью обтянуты лавки, сделана скатерть, которой закрыт удлиненный стол, стоящий посреди линей. На запятках возка устроена площадка для сопровождающей прислуги.
Принадлежал вначале императрице Анне Ивановне, затем императрице Елизавете Петровне. Поступил из Петербурга на Московский Колымажный двор, оттуда - в 1834 г. в Оружейную палату. | |
Зимний возок императрицы Елизаветы Петровны
1742 г.
Мастер Жан Мишель.
Место изготовления: Россия, Петербург, Россия (сукно, начало XVIII в.), 1732 г.
Материал: дуб, береза, сукно.
Техника: живопись маслом, резьба по дереву, позолота по левкасу.
Размеры: длина общая: 600,0 см,
ширина: 200,0 см,
высота: 200,0 см.
Возок на полозьях, многоместный, сделан на подобие железнодорожного вагона. Имеет четыре двери, десять окон. Отделан золоченой резьбой и живописью. Резьба подчеркивает основные линии силуэта экипажа. Стилизованные листья аканта оформляет карниз. Цветы в виде лилий, аканты, головы орлов украшают деревянный спуск. Громадный кузов возка держат дельфины, сидящие на полозьях. Убранство возка дополняет живопись. На боковых стенках по желто-зеленоватому фону изображены красные, синие, желтые арабески и картуши. На передней и задней стороне — герб русского государства, вензель императрицы Елизаветы Петровны, корона и стилизованные завитки. Крыша кареты выпуклая, обтянута кожей, по краю украшена крупными медными гвоздями и двенадцатью медными чеканными урночками, расположенными по бокам, по шесть - на каждом. Окна кареты сделаны из небольших узких полос стекла, соединенных узкими полосками, обтянутыми зеленым сукном. Наличники на окнах деревянные, золоченные гладкие. На дверцах окна подобные вышеописанным. Ручки медные. Внутри возок обит зеленым сукном. Такой же тканью обтянуты лавки, сделана скатерть, которой закрыт удлиненный стол, стоящий посреди линей. На запятках возка устроена площадка для сопровождающей прислуги.
Принадлежал вначале императрице Анне Ивановне, затем императрице Елизавете Петровне. Поступил из Петербурга на Московский Колымажный двор, оттуда - в 1834 г. в Оружейную палату. |
Карета двухместная императрицы Елизаветы Петровны
Бархат - Франция. XVIII в.
1740 г.
Место изготовления: Вена.
Материал: ясень, бархат, нити золотные, бронза.
Техника: резьба по дереву, живопись маслом, золочение по левкасу, ткачество, литье, чеканка.
Размеры: Высота 280 см, ширина 200 см, длина. 500 см.
Принадлежала Императрице Елизавете Петровне.
Карета двухместная типа "купе", с резным и живописным рокайльным декором. Имеет коленчатые рессоры, поворотный круг и лебяжью шейку. На передней и боковых стенках три окна. Окна и верхняя половина дверей с фигурным завершением, закрыты зеркальным стеклом. Двери занижены, подножка находится внутри. Наружные стенки кузова украшены живописью и резьбой. Резьба в виде завитков, раковин, крупных и мелких цветов. Резные украшения покрыты позолотой и частично расписаны красной, синей и зеленой красками. Живопись мифологического характера. На передней стенке изображены наяды и Тритон, на боковых - Деметра на фоне парка и дворца. На крыше, обтянутой черной кожей, пять медных украшений, медная корона и медные гвозди с декоративными шляпками. Ручки (две) - медные, золоченые. Рессоры прикрыты двумя медными, золочеными пластинами с чеканным растительным узором. Внутренняя обивка рытого белого, с синими и красными цветами бархата. Подушка такого же бархата и обшита серебряным шнуром. Внутренняя обивка украшена стилизованным растительным узором и бахромой из золотных нитей. Два ухвата из пестрой бумажной тесьмы с серебряной нитью. Передняя и задняя части стана украшены рельефной золоченой резьбой. Изображены раковины, львиные маскароны, крупные и мелкие цветы. Запятки и колеса окрашены в зеленый цвет. Ремни коричневой кожи. Пряжки медные, фигурные - шесть штук. Намет с крыльями, рытого белого бархата, с синими и красными цветами, крылья украшены шитьем из серебряных нитей. Подножка на задке кареты деревянная, окрашена в зеленый цвет, подвешена на четырех ремнях, с тремя фигурными и одной простой металлическими пряжками. | |
Карета двухместная императрицы Елизаветы Петровны
Бархат - Франция. XVIII в.
1740 г.
Место изготовления: Вена.
Материал: ясень, бархат, нити золотные, бронза.
Техника: резьба по дереву, живопись маслом, золочение по левкасу, ткачество, литье, чеканка.
Размеры: Высота 280 см, ширина 200 см, длина. 500 см.
Принадлежала Императрице Елизавете Петровне.
Карета двухместная типа "купе", с резным и живописным рокайльным декором. Имеет коленчатые рессоры, поворотный круг и лебяжью шейку. На передней и боковых стенках три окна. Окна и верхняя половина дверей с фигурным завершением, закрыты зеркальным стеклом. Двери занижены, подножка находится внутри. Наружные стенки кузова украшены живописью и резьбой. Резьба в виде завитков, раковин, крупных и мелких цветов. Резные украшения покрыты позолотой и частично расписаны красной, синей и зеленой красками. Живопись мифологического характера. На передней стенке изображены наяды и Тритон, на боковых - Деметра на фоне парка и дворца. На крыше, обтянутой черной кожей, пять медных украшений, медная корона и медные гвозди с декоративными шляпками. Ручки (две) - медные, золоченые. Рессоры прикрыты двумя медными, золочеными пластинами с чеканным растительным узором. Внутренняя обивка рытого белого, с синими и красными цветами бархата. Подушка такого же бархата и обшита серебряным шнуром. Внутренняя обивка украшена стилизованным растительным узором и бахромой из золотных нитей. Два ухвата из пестрой бумажной тесьмы с серебряной нитью. Передняя и задняя части стана украшены рельефной золоченой резьбой. Изображены раковины, львиные маскароны, крупные и мелкие цветы. Запятки и колеса окрашены в зеленый цвет. Ремни коричневой кожи. Пряжки медные, фигурные - шесть штук. Намет с крыльями, рытого белого бархата, с синими и красными цветами, крылья украшены шитьем из серебряных нитей. Подножка на задке кареты деревянная, окрашена в зеленый цвет, подвешена на четырех ремнях, с тремя фигурными и одной простой металлическими пряжками. |
"Портрет императрицы Екатерины II" (поколенный)
Неизвестный художник
С оригинала А. Рослина.
XIX в.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 159,0 см,
ширина: 115,0 см,
толщина: 2,5 см.
Екатерина II представлена поколенно, в трехчетвертном повороте влево; голова повернута к зрителю. На голове малая императорская корона и лавровый венок. На ней горностаевая мантия и украшенное бриллиантовым аграфом и кружевами платье из белого и голубого атласа. На груди бриллиантовая Андреевская цепь с крестом; лента с крестом и звезда ордена св.Георгия. Слева над лежащими на подушке державой и большой императорской короной бюст Петра I с надписью над ним " Начатое совершает".
Екатерина II представлена поколенно, стоящей в трехчетвертном повороте влево; голова повернута к зрителю. На голове малая императорская бриллиантовая корона и лавровый венок. Пудреные волосы двумя длинными локонами спадают на левое плечо. В ушах бриллиантовые серьги. На императрице украшенное бриллиантовым аграфом платье c белой атласной юбкой и голубой верхней одеждой со спускающимися от талии голубыми лентами и белым кружевом на груди и шее. На плечи накинута горностаевая мантия из золотистой ткани расшитой двуглавыми орлами. На шее бриллиантовая цепь с крестом ордена св. Андрея Первозванного. Через правое плечо перекинута лента с крестом ордена св. Георгия. На груди прикрытая краем мантии звезда этого ордена. В отведенной правой руке императрица держит золотой скипетр. Слева от императрицы держава и усыпанная бриллиантами и увенчанная розовой шпинелью большая императорская корона на красной бархатной подушке. На сером постаменте бронзовый бюст Петра I в лавровом венке, поставленный в профиль и слегка срезанный краем картины. Над бюстом надпись золотыми буквами: Начатое совершает". По сторонам от фигуры Екатерины две каннелированные колонны, правая из которых сверху задрапирована красным бархатным занавесом.
Портрет выполнен по заказу Н.Б. Юсупова в первой трети XIX в. | |
"Портрет императрицы Екатерины II" (поколенный)
Неизвестный художник
С оригинала А. Рослина.
XIX в.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 159,0 см,
ширина: 115,0 см,
толщина: 2,5 см.
Екатерина II представлена поколенно, в трехчетвертном повороте влево; голова повернута к зрителю. На голове малая императорская корона и лавровый венок. На ней горностаевая мантия и украшенное бриллиантовым аграфом и кружевами платье из белого и голубого атласа. На груди бриллиантовая Андреевская цепь с крестом; лента с крестом и звезда ордена св.Георгия. Слева над лежащими на подушке державой и большой императорской короной бюст Петра I с надписью над ним " Начатое совершает".
Екатерина II представлена поколенно, стоящей в трехчетвертном повороте влево; голова повернута к зрителю. На голове малая императорская бриллиантовая корона и лавровый венок. Пудреные волосы двумя длинными локонами спадают на левое плечо. В ушах бриллиантовые серьги. На императрице украшенное бриллиантовым аграфом платье c белой атласной юбкой и голубой верхней одеждой со спускающимися от талии голубыми лентами и белым кружевом на груди и шее. На плечи накинута горностаевая мантия из золотистой ткани расшитой двуглавыми орлами. На шее бриллиантовая цепь с крестом ордена св. Андрея Первозванного. Через правое плечо перекинута лента с крестом ордена св. Георгия. На груди прикрытая краем мантии звезда этого ордена. В отведенной правой руке императрица держит золотой скипетр. Слева от императрицы держава и усыпанная бриллиантами и увенчанная розовой шпинелью большая императорская корона на красной бархатной подушке. На сером постаменте бронзовый бюст Петра I в лавровом венке, поставленный в профиль и слегка срезанный краем картины. Над бюстом надпись золотыми буквами: Начатое совершает". По сторонам от фигуры Екатерины две каннелированные колонны, правая из которых сверху задрапирована красным бархатным занавесом.
Портрет выполнен по заказу Н.Б. Юсупова в первой трети XIX в. |
Колокол с языком
Мастер: Можжухин Семен Гаврилов.
1775 г.
Место изготовления: Москва.
Материал: бронза, железо.
Техника: литье, чеканка, ковка.
Размеры: высота: 2375 мм,
диаметр: 2205 мм.
Колокол с языком. "Медведь" бронзовый литой, с железным кованым языком, с шестью ушами. Верхняя часть декорирована четырьмя рельефными поясами. В верхнем - изображения херувимов, в нижнем, фигурном, - орнаментальные растительные мотивы. В двух средних расположена надпись: СЕЙ КОЛОКОЛ ВЫЛИТ БЫЛ В НОВЕ ГРАДЕ ПРИ ГОСУДАРЕ ЦАРЕ И ВЕЛИКЛМ КНЯЗЕ ИОАННЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ВСЕЯ РУСИ В ЛЕТО 7009 ИЮЛЯ В Д [4] ДЕНЬ НО КАК ПО ПРОШЕСТВИИ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ ПОВРЕДИЛСЯ ТО НЫНЕ ПРИ БЛАГОПОЛУЧНОМ ГОСУДАРСТВОВАНИИ ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШЕИ / ДЕРЖАВНЕЙШЕИ ВЕЛИКИЯ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРЫЕ ИМПЕРАТРИЦЫ И САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОСИЙСКОЙ ПРИ НАСЛЕДНИКЕ ВСЕРОСИЙСКАГО ПРЕСТОЛА БЛАГОВЕРНОМ ГОСУДАРЕ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ. Продолжение надписи по нижнему краю колокола между профилями: ПАВЛЕ ПЕТРОВИЧЕ И СУПРУГЕ ЕГО БЛАГОВЕРНОЙГОСУДАРЫНЕ И ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ НАТАЛИИ АЛЕКСЕЕВНЕ ПЕРЕЛИТ ВНОВЬ МАСТЕРОМ СЕМЕНОМ ГАВРИЛОВЫМ СЫНОМ МОЖЖУХИНЫМ ОТ ВОПЛОЩЕНИЯ БОЖИЯ СЛОВА 1775 ЛЕТА В МЕСЯЦЕ ДЕКАБРЕ ВЕСУ В НЕМ 441 ПУ.
Язык железный, кованный, граненный.
Колокол перелит из разбитого новгородского колокола 1571 года для колокольни "Иван Великий".
Располагается на первом ярусе колокольни "Иван Великий". | |
Колокол с языком
Мастер: Можжухин Семен Гаврилов.
1775 г.
Место изготовления: Москва.
Материал: бронза, железо.
Техника: литье, чеканка, ковка.
Размеры: высота: 2375 мм,
диаметр: 2205 мм.
Колокол с языком. "Медведь" бронзовый литой, с железным кованым языком, с шестью ушами. Верхняя часть декорирована четырьмя рельефными поясами. В верхнем - изображения херувимов, в нижнем, фигурном, - орнаментальные растительные мотивы. В двух средних расположена надпись: СЕЙ КОЛОКОЛ ВЫЛИТ БЫЛ В НОВЕ ГРАДЕ ПРИ ГОСУДАРЕ ЦАРЕ И ВЕЛИКЛМ КНЯЗЕ ИОАННЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ВСЕЯ РУСИ В ЛЕТО 7009 ИЮЛЯ В Д [4] ДЕНЬ НО КАК ПО ПРОШЕСТВИИ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ ПОВРЕДИЛСЯ ТО НЫНЕ ПРИ БЛАГОПОЛУЧНОМ ГОСУДАРСТВОВАНИИ ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШЕИ / ДЕРЖАВНЕЙШЕИ ВЕЛИКИЯ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРЫЕ ИМПЕРАТРИЦЫ И САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОСИЙСКОЙ ПРИ НАСЛЕДНИКЕ ВСЕРОСИЙСКАГО ПРЕСТОЛА БЛАГОВЕРНОМ ГОСУДАРЕ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ. Продолжение надписи по нижнему краю колокола между профилями: ПАВЛЕ ПЕТРОВИЧЕ И СУПРУГЕ ЕГО БЛАГОВЕРНОЙГОСУДАРЫНЕ И ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ НАТАЛИИ АЛЕКСЕЕВНЕ ПЕРЕЛИТ ВНОВЬ МАСТЕРОМ СЕМЕНОМ ГАВРИЛОВЫМ СЫНОМ МОЖЖУХИНЫМ ОТ ВОПЛОЩЕНИЯ БОЖИЯ СЛОВА 1775 ЛЕТА В МЕСЯЦЕ ДЕКАБРЕ ВЕСУ В НЕМ 441 ПУ.
Язык железный, кованный, граненный.
Колокол перелит из разбитого новгородского колокола 1571 года для колокольни "Иван Великий".
Располагается на первом ярусе колокольни "Иван Великий". |
|
|
|
| |