|
|
|
Церковь и государство
Начиная с XVI века, церковь в России все более подчиняется светской власти. В 1666 году на церковном соборе было заявлено о том, что «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в церковных». Но уже в начале следующего XVIII столетии институт патриаршества был ликвидирован и церковь, по сути, была превращена в государственное учреждение. Был создан новый церковный орган Святейший Синод, который входил в систему органов государственного управления. За его работой наблюдал светский чиновник — обер-прокурор. Но реформирование церкви со стороны государства не означало гонений на нее. Более того глава государства фактически становился главой церкви.
В последующие два столетия среди деятелей церкви появляются и такие беспринципные люди как Феофан Прокопович или Григорий Распутин, к стати, поддерживаемые государственной властью, и, вместе с тем, такие, как Серафим Саровский или Иоанн Кронштадтский, позднее причисленные церковью к лику святых.
Власть не оставляет церковь своим вниманием. По-прежнему со стороны монархов и их приближенных делаются щедрые вклады в храмы и монастыри. Об этом свидетельствуют церковные предметы XVIII и XIX веков, хранящиеся в фондах Музеев Кремля, выполненные во вкусе своего времени и утерявшие былую строгость. Строятся новые и перестраиваются старые храмы и другие церковные постройки. Причем некоторые из них получают оформление в ложноготическом вкусе, поскольку это призвано было подчеркнуть их средневековый характер. В Кремле возводятся, например, церковь Благовещения на Житном дворе и церковь Екатерины в Вознесенском монастыре, перестраивается древняя церковь Спаса на Бору и пристраивается «готическое» крыльцо к трапезной палате Чудова монастыря. К сожалению ни одна из этих построек не дошла до нашего времени. Не сохранился и сооруженный знаменитым русским архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым новый Архиерейский дом для московского митрополита Платона.
С именем последнего связан целый комплекс предметов имеющихся в нашей коллекции. Архиерейское кресло, палица и клобук митрополита, происходящие, по-видимому, из Архиерейского дома, а также подносное чеканное блюдо и фелонь с вензелем Екатерины II, подаренные ему императрицей. В XVIII столетии появляется особая награда, которой светская власть жалует духовных лиц. Это усыпанная драгоценными камнями, украшенная эмалью и жемчугом панагия, которая иногда могла быть украшена портретом монаршего лица.
Рисунок "Филарет (Дроздов), митрополит московский и коломенский".
Середина XIX века.
Место изготовления: Россия.
Материал: картон.
Техника: гуашь, акварель, белила.
Размеры: Лист: 52,0 х 43,9 см. | |
Рисунок "Филарет (Дроздов), митрополит московский и коломенский".
Середина XIX века.
Место изготовления: Россия.
Материал: картон.
Техника: гуашь, акварель, белила.
Размеры: Лист: 52,0 х 43,9 см. |
Митра архиепископа Арсения.
XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: глазет, шелк, тафта, золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, стекло, нити золотные.
Техника: ткачество, шитье, эмаль, чеканка.
Размеры: Высота: 22,0 см,
диаметр: 21,0 см.
Митра золотого глазета, с девятью дробницами живописной эмали, запонами с драгоценными камнями, жемчугом. Наверху, в центре митры, укреплена небольшая ромбовидная дробница с изображением Отечества, исполненным живописной эмалью голубых, розовых, желтых, и зеленых тонов. Дробница помещена в рамку из бриллиантов и обрамлена восемью золотыми запонами в виде листочков, украшенных бриллиантами и рубинами. От дробницы крестообразно вниз спускается по две горощатых нити среднего жемчуга. Они образуют полосы, каждая из которых заполнена шестью восьмилучевыми запонами, через одну бриллиантовыми и рубиновыми. Полосы завершаются небольшими овальными дробницами с поясными изображениями Христа, Иоанна Крестителя, ангела-хранителя и Богоматери, исполненными живописной эмалью яркого синего, красного и зеленого цвета. Каждая дробница помещена в рамку из крупных чередующихся рубинов и бриллиантов и увенчана большой синей эмалевой короной, также украшенной бриллиантами и рубинами. Кроме того, каждая из дробниц обрамлена двумя ветвями среднего жемчуга. В секторах между крестообразно расположенными полосами, в середине митры, укреплены чередующиеся круглые и овальные дробницы с поясными изображениями праведной Елизаветы, пр. Сергия Радонежского, пр. Никона и пр. Захария, исполненными живописной эмалью яркого зеленого, красного, фиолетового и черного цвета. Дробницы помещены в такие же рамки и обрамления, что и дробницы, расположенные на нижней части митры. Над каждой из дробниц помещен небольшой равноконечный крест, низанный мелким жемчугом, а под каждой дробницей — низанный жемчугом большой двуглавый орел под короной, со скипетром и державой в лапах. по нижнему краю митры проложен узкий золотой венец с надписью, чеканной гладкими буквами по канфаренному фону: "Пожаловала государыня императрица Елизавета Петровна в лавру к Троице Сергиеву архиепископу Арсению и тоя лавры архимандриту 1744 году ноября 25". Между словами надписи укреплены чередующиеся хрустали и рубины в гнездах. Сверху и снизу венец обрамлен горощатой полосой среднего жемчуга. Опушка узкая из нитей пряденого золота. Подкладка белой тафты, стеганной на вате.
Вклад в Троице-Сергиеву лавру императрицы. Елизаветы Петровны в 1744 году | |
Митра архиепископа Арсения.
XVIII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: глазет, шелк, тафта, золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, стекло, нити золотные.
Техника: ткачество, шитье, эмаль, чеканка.
Размеры: Высота: 22,0 см,
диаметр: 21,0 см.
Митра золотого глазета, с девятью дробницами живописной эмали, запонами с драгоценными камнями, жемчугом. Наверху, в центре митры, укреплена небольшая ромбовидная дробница с изображением Отечества, исполненным живописной эмалью голубых, розовых, желтых, и зеленых тонов. Дробница помещена в рамку из бриллиантов и обрамлена восемью золотыми запонами в виде листочков, украшенных бриллиантами и рубинами. От дробницы крестообразно вниз спускается по две горощатых нити среднего жемчуга. Они образуют полосы, каждая из которых заполнена шестью восьмилучевыми запонами, через одну бриллиантовыми и рубиновыми. Полосы завершаются небольшими овальными дробницами с поясными изображениями Христа, Иоанна Крестителя, ангела-хранителя и Богоматери, исполненными живописной эмалью яркого синего, красного и зеленого цвета. Каждая дробница помещена в рамку из крупных чередующихся рубинов и бриллиантов и увенчана большой синей эмалевой короной, также украшенной бриллиантами и рубинами. Кроме того, каждая из дробниц обрамлена двумя ветвями среднего жемчуга. В секторах между крестообразно расположенными полосами, в середине митры, укреплены чередующиеся круглые и овальные дробницы с поясными изображениями праведной Елизаветы, пр. Сергия Радонежского, пр. Никона и пр. Захария, исполненными живописной эмалью яркого зеленого, красного, фиолетового и черного цвета. Дробницы помещены в такие же рамки и обрамления, что и дробницы, расположенные на нижней части митры. Над каждой из дробниц помещен небольшой равноконечный крест, низанный мелким жемчугом, а под каждой дробницей — низанный жемчугом большой двуглавый орел под короной, со скипетром и державой в лапах. по нижнему краю митры проложен узкий золотой венец с надписью, чеканной гладкими буквами по канфаренному фону: "Пожаловала государыня императрица Елизавета Петровна в лавру к Троице Сергиеву архиепископу Арсению и тоя лавры архимандриту 1744 году ноября 25". Между словами надписи укреплены чередующиеся хрустали и рубины в гнездах. Сверху и снизу венец обрамлен горощатой полосой среднего жемчуга. Опушка узкая из нитей пряденого золота. Подкладка белой тафты, стеганной на вате.
Вклад в Троице-Сергиеву лавру императрицы. Елизаветы Петровны в 1744 году |
Фелонь митрополита Платона
(1737-1812 гг.).
Мастер: Лихновская Дарья.
Бархат - Италия. XVIII в.
Шитье - Россия. 1770 г.
Мастерская золотошвея Дарья Лихновская.
Материал: бархат, золото, жемчуг, серебро, камни драгоценные, нити золотные, канаус.
Техника: ткачество, шитье.
Размеры: Длина: 141,0 см.
Фелонь митрополита Платона (1737-1812 гг.), из алого бархата, с жемчужным шитьем, драгоценными камнями.
Принадлежала митрополиту Платону (1737-1812). Вклад Екатерины II в Троице-Сергиеву лавру в 1770 году. | |
Фелонь митрополита Платона
(1737-1812 гг.).
Мастер: Лихновская Дарья.
Бархат - Италия. XVIII в.
Шитье - Россия. 1770 г.
Мастерская золотошвея Дарья Лихновская.
Материал: бархат, золото, жемчуг, серебро, камни драгоценные, нити золотные, канаус.
Техника: ткачество, шитье.
Размеры: Длина: 141,0 см.
Фелонь митрополита Платона (1737-1812 гг.), из алого бархата, с жемчужным шитьем, драгоценными камнями.
Принадлежала митрополиту Платону (1737-1812). Вклад Екатерины II в Троице-Сергиеву лавру в 1770 году. |
.Евангелие
Печать - Москва. 1698 г.
Оклад - г. Санкт-Петербург. 1794 г.
Мастер серебряник: Унгер Герман Готлиб.
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, дерево, ткань, бумага.
Техника: литье, эмаль живописная, резьба, золочение.
Размеры: 53,0х38,5х10,5 см.
Евангелие, напрестольное печатное, в серебряном золоченом окладе с живописными эмалевыми дробницами и камнями
Вклад Екатерины II в Александро-Невскую лавру. | |
.Евангелие
Печать - Москва. 1698 г.
Оклад - г. Санкт-Петербург. 1794 г.
Мастер серебряник: Унгер Герман Готлиб.
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, дерево, ткань, бумага.
Техника: литье, эмаль живописная, резьба, золочение.
Размеры: 53,0х38,5х10,5 см.
Евангелие, напрестольное печатное, в серебряном золоченом окладе с живописными эмалевыми дробницами и камнями
Вклад Екатерины II в Александро-Невскую лавру. |
Панагия.
Середина XVIII века.
Место изготовления: Россия.
Материал: серебро, золото, бриллиант, рубин, стекло.
Техника: эмаль, литье, золочение.
Размеры: 22,0 х 13,5 см.
Панагия с цепью. С портретом Елизаветы Петровны.
В середине панагии помещен в горизонтальном положении большой эмалевый медальон с изображением живописными эмалями Спаса Нерукотворного на серо-синем фоне. под изображением надпись: "Образ нерукотворный/ г(оспо)да нашего иис(у)са хр(и)ста". Медальон обрамлен рамкой из бриллиантов. От рамки расходятся бриллиантовые лучи сияния, через один длинные и короткие. Между ними размещены серебряные лучи с расщепленными концами. К верхнему бриллиантовому лучу прикреплена на шарнире массивная ажурная корона, составленная из бриллиантов, три из которых, размещенные в середине — особенно крупные. К оправе верхнего бриллианта припаян маленький четырехконечный бриллиантовый крестик. К нижнему бриллиантовому лучу прикреплена на шарнире массивная овальная подвеска в виде медальона, украшенная бриллиантами по краю обрамленная рамкой из мелких бриллиантов. На оборотной стороне панагии помещен эмалевый медальон. На нем по желтому фону живописными эмалями розового и отчасти синего цвета помещено поясное изображение Владимирской богоматери. Медальон обрамлен рамкой из рубинов и четырех бриллиантов. От рамки расходятся лучи сияния, совпадающие с лучами лицевой стороны. Одни из них бриллиантовые, другие, чередующиеся через один, - рубиновые. На оборотной стороне подвески медальона помещен эмалевый портрет Елизаветы Петровны в широкой рамке, украшенной зеленым эмалевым венком. Медальон обрамлен рамкой из чередующихся по два или по три бриллиантов и рубинов. | |
Панагия.
Середина XVIII века.
Место изготовления: Россия.
Материал: серебро, золото, бриллиант, рубин, стекло.
Техника: эмаль, литье, золочение.
Размеры: 22,0 х 13,5 см.
Панагия с цепью. С портретом Елизаветы Петровны.
В середине панагии помещен в горизонтальном положении большой эмалевый медальон с изображением живописными эмалями Спаса Нерукотворного на серо-синем фоне. под изображением надпись: "Образ нерукотворный/ г(оспо)да нашего иис(у)са хр(и)ста". Медальон обрамлен рамкой из бриллиантов. От рамки расходятся бриллиантовые лучи сияния, через один длинные и короткие. Между ними размещены серебряные лучи с расщепленными концами. К верхнему бриллиантовому лучу прикреплена на шарнире массивная ажурная корона, составленная из бриллиантов, три из которых, размещенные в середине — особенно крупные. К оправе верхнего бриллианта припаян маленький четырехконечный бриллиантовый крестик. К нижнему бриллиантовому лучу прикреплена на шарнире массивная овальная подвеска в виде медальона, украшенная бриллиантами по краю обрамленная рамкой из мелких бриллиантов. На оборотной стороне панагии помещен эмалевый медальон. На нем по желтому фону живописными эмалями розового и отчасти синего цвета помещено поясное изображение Владимирской богоматери. Медальон обрамлен рамкой из рубинов и четырех бриллиантов. От рамки расходятся лучи сияния, совпадающие с лучами лицевой стороны. Одни из них бриллиантовые, другие, чередующиеся через один, - рубиновые. На оборотной стороне подвески медальона помещен эмалевый портрет Елизаветы Петровны в широкой рамке, украшенной зеленым эмалевым венком. Медальон обрамлен рамкой из чередующихся по два или по три бриллиантов и рубинов. |
|
|
|
| |