|
|
|
Роль церкви в государственном строительстве
Московский Кремль на протяжении многих веков был не только царствующим градом, но и духовной столицей. Это место, где жили, поставлялись, служили, были погребены главы Русской Церкви.
Главы Церкви стали поборниками национального единства, деятельными помощниками московских князей в собирании раздробленных земель в общерусское государство .В XV -XVIвв., когда ширилось и укреплялось молодое Московское государство, другие православные народы теряли свою государственность и насильно включались в состав Оттоманской Порты. В 1448 г. Русская Церковь стала автокефальной и обрела самостоятельность от доживающей последние годы Византии. Россия была единственным православным царством и считала себя ответственной за судьбы вселенского православия. Возросшему влиянию русской митрополии должен был соответствовать и новый статус патриархата.
Патриаршество в России было установлено в 1589 г. накануне Смутного времени. В годы «московского лихолетья» патриархи-святители Иов и Гермоген вместе с лучшими людьми российского государства стояли за Отечество, обличали ложь и клятвоприступничество. Воссозданию российской государственности способствовал отец и соправитель царя Михаила Федоровича, патриарх Филарет.
Двор духовного владыки всегда находился в непосредственной близости с царским дворцом и ничем не уступал ему по своему великолепию. Сокровища, хранившиеся в Патриаршей ризнице, были сопоставимы только с царской казной. Над их созданием трудились лучшие мастера – живописцы, златокузнецы, вышивальщицы. Исторически сложившаяся кремлевская коллекция дает возможность зримо представить торжественные и трагические страницы русской истории.
Картина Портрет князя Иоанна III Васильевича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 80,0 см.
Иван III Васильевич – великий князь московский в 1462-1505 гг.,государь всея Руси. Иван III завершил собирание русских земель, находившихся прежде в сфере влияния Орды, и тем самым покончил с политической раздробленностью Руси. В 1480 г., после стояния на Угре войск Ивана III и хана Большой Орды Ахмата, Русь окончательно освободилась от ордынского ига. Успехи в «собирании Руси» позволили Ивану III заявить о себе как о прямом и единственном наследнике всех владений Древнерусского государства и принять титул «государя всея Руси». Одним из первых Иван III стал именоваться «царем» и «самодержцем» | |
Картина Портрет князя Иоанна III Васильевича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
ширина: 80,0 см.
Иван III Васильевич – великий князь московский в 1462-1505 гг.,государь всея Руси. Иван III завершил собирание русских земель, находившихся прежде в сфере влияния Орды, и тем самым покончил с политической раздробленностью Руси. В 1480 г., после стояния на Угре войск Ивана III и хана Большой Орды Ахмата, Русь окончательно освободилась от ордынского ига. Успехи в «собирании Руси» позволили Ивану III заявить о себе как о прямом и единственном наследнике всех владений Древнерусского государства и принять титул «государя всея Руси». Одним из первых Иван III стал именоваться «царем» и «самодержцем» |
Церковь Ризположения
1484-1485 гг.
Псковские мастера.
Построена по приказу митрополита Геронтия
Церковь Ризположения возведена в 1484-1485 годах артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До середины XVII века она служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. | |
Церковь Ризположения
1484-1485 гг.
Псковские мастера.
Построена по приказу митрополита Геронтия
Церковь Ризположения возведена в 1484-1485 годах артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До середины XVII века она служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. |
Евангелие.
Рукопись и оклад 1490 г.
Вклад Митрополита Симона в Успенский собор Московского Кремля
Рукописное Евангелие в серебряном золоченом окладе было выполнено в 1499 году для Успенского собора Кремля по заказу митрополита Симона. Оклад украшают литые фигуры евангелистов и композиция Распятия. Они помещены в изящные киотцы на фоне глубокого изумрудного тона эмали, а пространство вокруг заполнено густым, упругим кружевом скани. Украшает оклад и вкладная надпись. Она оказалась единственно сохранившимся текстом, в котором не только Иван III, но и его внук Дмитрий назван «Великим князем всея Руси».
Тем самым надпись напоминает о значимом событии в русской истории: в 1498 году Иван III, нарушив традицию передачи престола по наследству старшему сыну, венчает в Успенском соборе на великое княжение своего внука Дмитрия. При этом впервые возлагает на его голову золотой венец - Шапку Мономаха. Вскоре Дмитрий попал в опалу, и править ему не пришлось. Знаменательно, что второй раз Шапка Мономаха была возложена уже на голову первого русского царя Ивана Грозного, который также был внуком Ивана III. | |
Евангелие.
Рукопись и оклад 1490 г.
Вклад Митрополита Симона в Успенский собор Московского Кремля
Рукописное Евангелие в серебряном золоченом окладе было выполнено в 1499 году для Успенского собора Кремля по заказу митрополита Симона. Оклад украшают литые фигуры евангелистов и композиция Распятия. Они помещены в изящные киотцы на фоне глубокого изумрудного тона эмали, а пространство вокруг заполнено густым, упругим кружевом скани. Украшает оклад и вкладная надпись. Она оказалась единственно сохранившимся текстом, в котором не только Иван III, но и его внук Дмитрий назван «Великим князем всея Руси».
Тем самым надпись напоминает о значимом событии в русской истории: в 1498 году Иван III, нарушив традицию передачи престола по наследству старшему сыну, венчает в Успенском соборе на великое княжение своего внука Дмитрия. При этом впервые возлагает на его голову золотой венец - Шапку Мономаха. Вскоре Дмитрий попал в опалу, и править ему не пришлось. Знаменательно, что второй раз Шапка Мономаха была возложена уже на голову первого русского царя Ивана Грозного, который также был внуком Ивана III. |
Картина Портрет князя Василия III Иоанновича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
Василий Иванович III – великий князь московский и государь всея Руси в 1505 -1533 гг.
В годы его правления к Москве были присоеденены Псков, Смоленск, Волоцкий уезд, Рязанское и Новгород-Северское княжество.
Продолжалось масштабное строительство в Москве, начатое еще при Иване III. Все большее распространение получала идея божественного происхождения власти государя. В различных документах Василия III начинают именовать «царем», официальным стал титул «самодержца» | |
Картина Портрет князя Василия III Иоанновича
Автор: Неизвестный художник
Автор текста: Феофан Прокопович
XVIII в.
Место изготовления: Россия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: Высота: 145,0 см
Василий Иванович III – великий князь московский и государь всея Руси в 1505 -1533 гг.
В годы его правления к Москве были присоеденены Псков, Смоленск, Волоцкий уезд, Рязанское и Новгород-Северское княжество.
Продолжалось масштабное строительство в Москве, начатое еще при Иване III. Все большее распространение получала идея божественного происхождения власти государя. В различных документах Василия III начинают именовать «царем», официальным стал титул «самодержца» |
Саккос митрополита Макария
1543-1564гг.
Бархат - Италия. XVI в.
Шитье на оплечье и зарукавьях - Россия, Москва, середина XVI в. (1549 г.)
Материал: бархат золотный, тафта, объярь, камка, серебро, жемчуг, камни драгоценные, стекло, нить серебряная пряденая
Техника: ткачество, шитье, басма, золочение
Размеры: Длина: 131,0 см
ширина в плечах: 141,0 см (с рукавами).
Макарий- митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г. В 1547 и 1549 гг. по инициативе Макария созывались церковные соборы для решения вопросов канонизации русских святых. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия | |
Саккос митрополита Макария
1543-1564гг.
Бархат - Италия. XVI в.
Шитье на оплечье и зарукавьях - Россия, Москва, середина XVI в. (1549 г.)
Материал: бархат золотный, тафта, объярь, камка, серебро, жемчуг, камни драгоценные, стекло, нить серебряная пряденая
Техника: ткачество, шитье, басма, золочение
Размеры: Длина: 131,0 см
ширина в плечах: 141,0 см (с рукавами).
Макарий- митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г. В 1547 и 1549 гг. по инициативе Макария созывались церковные соборы для решения вопросов канонизации русских святых. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия |
Митра (спорок) Патриарха Иова
XVII в.
Место изготовления: Россия
Материал: глазет, бархат, жемчуг
Техника: ткачество, шитье
Размеры: Высота: 20,0 см
диаметр: 19,0 см
Иов – первый патриах Московский и всея Руси с 1589 г.
При поддержке Бориса Годунова избран митрополитом Московским и всея Руси в 1587 г. После смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. Иов активно содействовал избранию на царство Бориса Годунова.
В 1604-1605 гг. Иов издал обличительные грамоты против Лжедмитрия I, затем предал его анафеме. В 1605 г. отказался присягнуть самозванцу, был низложен и сослан в Старицу. | |
Митра (спорок) Патриарха Иова
XVII в.
Место изготовления: Россия
Материал: глазет, бархат, жемчуг
Техника: ткачество, шитье
Размеры: Высота: 20,0 см
диаметр: 19,0 см
Иов – первый патриах Московский и всея Руси с 1589 г.
При поддержке Бориса Годунова избран митрополитом Московским и всея Руси в 1587 г. После смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. Иов активно содействовал избранию на царство Бориса Годунова.
В 1604-1605 гг. Иов издал обличительные грамоты против Лжедмитрия I, затем предал его анафеме. В 1605 г. отказался присягнуть самозванцу, был низложен и сослан в Старицу. |
Кремленаград
Началом 1600-х годов датируется "Кремленаград" - удивительный по красоте и точности изображения план Кремля. Он показывает, как улицы Москвы, пройдя через Спасские, Никольские, Троицкие ворота Кремля, продолжают свое движение к его центру, где вливаются в Соборную и Ивановскую площади. План передает характерные черты кремлевских дворов - их замкнутый характер, расположение всех входов в здания со стороны двора, выделение его парадной и хозяйственной половин.
| |
Кремленаград
Началом 1600-х годов датируется "Кремленаград" - удивительный по красоте и точности изображения план Кремля. Он показывает, как улицы Москвы, пройдя через Спасские, Никольские, Троицкие ворота Кремля, продолжают свое движение к его центру, где вливаются в Соборную и Ивановскую площади. План передает характерные черты кремлевских дворов - их замкнутый характер, расположение всех входов в здания со стороны двора, выделение его парадной и хозяйственной половин.
|
|
Соборная площадь
|
Грановитая палата
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари. | |
Грановитая палата
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари. |
Царский пир в Грановитой палате
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.
| |
Царский пир в Грановитой палате
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.
|
Царский пир в Грановитой палате
| |
Царский пир в Грановитой палате
|
Казенный приказ
В период правления Ивана Грозного в Кремле формируются приказы - органы центрального управления. Здания приказов расположились на Ивановской площади Кремля, что придало ей значение делового и административного центра страны. Главным среди них был Посольский приказ, ведавший вопросами внешней политики и следивший за соблюдением посольского обряда. Кроме того, появились приказы, ведавшие сложным дворцовым хозяйством, хранилищами и мастерскими. Они располагались в каменных палатах на территории Государева двора. Первое летописное свидетельство об основных царских хранилищах датируется 1547 годом. В рассказе о случившемся тогда в Кремле страшном пожаре летописец перечисляет Казенный двор с царской казной, Оружейную палату, Постельную палату с казной и царские конюшни. | |
Казенный приказ
В период правления Ивана Грозного в Кремле формируются приказы - органы центрального управления. Здания приказов расположились на Ивановской площади Кремля, что придало ей значение делового и административного центра страны. Главным среди них был Посольский приказ, ведавший вопросами внешней политики и следивший за соблюдением посольского обряда. Кроме того, появились приказы, ведавшие сложным дворцовым хозяйством, хранилищами и мастерскими. Они располагались в каменных палатах на территории Государева двора. Первое летописное свидетельство об основных царских хранилищах датируется 1547 годом. В рассказе о случившемся тогда в Кремле страшном пожаре летописец перечисляет Казенный двор с царской казной, Оружейную палату, Постельную палату с казной и царские конюшни. |
|
|
|
| |