|
|
|
Формирование культуры Российского государства
17 век можно назвать началом нового периода в формировании истории русской культуры. Для него характерно осознание всем обществом и отдельной личностью своей важной роли в судьбе страны. Большую роль в этом сыграли события Смутного времени, войны, расширение территории государства.
Эти изменения были связаны и с «обмирщением» сознания людей, снижением влияния церкви, повышением интереса человека к повседневным делам. Развивалось образование, расширялись научные знания, стали более широкими контакты с внешним миром, усилилось влияние на культуру России стран Европы и Востока.
Обучение грамоте. Образование.
В связи с развитием хозяйства, укреплением самодержавия возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. К концу 17 века 24 процента городского мужского посадского населения было грамотным.
Самый известный учебник – букварь Бурцова- Протопопова. Был доступен всем слоям населения, стоил 1 копейку. Открывались школы при церквах и монастырях по образцу украинских и белорусских . Для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий, писатель, переводчик, ученый, сыгравший большую роль в отечественном просвещении.
Научные знания. Источником были переводные книги западноевропейских авторов. Практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли ит.д.
По мере освоения новых территорий географы уточняли границы государства. Появились первые сводные карты.
Русские послы собирали и обобщали сведения о зарубежных странах. Николай Гаврилович Спафарий в своем «Статейном списке…» дал первые описания Китая.
Литература.
Литература перестает быть только богословской, церковной .Появилось много светских разнообразных произведений. Впервые стали записываться произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни, заговоры. Появляются новые литературные жанры – сатирические сказки ( « О Шемякинском суде», «О Ерше Ершовиче»), в которых обличались государственные порядки.
Появилась биографическая повесть. «Житие» протопопа Аввакума. Начало стихосложению положил Симеон Полоцкий.
Архитектура.
В русском зодчестве наблюдается отход от строгих церковных канонов. Это проявилось в во внешней нарядности, названной современниками «дивным узорочьем».
Яркий памятник архитектуры Теремной дворец Московского Кремля, построенный в 1635-1636 годах для царя Михаила Федоровича зодчими Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т. Шатуриным , Л.Ушаковым. Украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами, что придавало терему сказочный вид.
Московский Кремль пережил реконструкцию. Б.Огурцов надстроил Спасскую башню, а Х.Галовей украсил белокаменными узорами и часами. Шатры появились на всех башнях.
Стиль «дивного узорочья» и московского барокко отразил обмирщение, светскость культуры ее повышенный интерес к повседневной жизни человека.
Живопись.
Основным видом по-прежнему остается иконопись. Но в иконах появляется отражение реальной жизни. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626 -1686), мастер царской мастерской Оружейной палаты. В его живописи намечается стремление к реализму.
Парсуна. Черты реализма проявляются и в портретном жанре.
Букварь царевича Алексея Петровича
Москва
1692-1693
Материал: бумага, чернила черные, золото твореное, ткань, картон
Техника: полуустав, акварель, миниатюра
Размеры: Количество миниатюр: 36
19,5х31,5 (рукопись в лист)
19,5х31,5 (рукопись в лист)
28
Рукопись с миниатюрами и рисунками, в переплете на 26 листах (+ 1 пустой лист в начале Букваря и + 1 пустой лист в конце); переплет из прессованного картона, с внешних сторон обклеен шелковой тканью, затканной серебром, корешок из красной кожи. Текст написан полууставом. Букварь начинается заглавием: "Букварь славенороссийских письмен со образованми вещей и со нравоучительными стихами. Второе сие написася 7201 лета, месяца марта 17".
На лл. 1-4 об. Обращение к царице Наталье Кирилловне и к царевичу Алексею Петровичу.
На лл. 5-7 - "Слово читателю, хотящему же учити кого и писати писмен учитися".
На л.8 - стихотворная похвала Спасителю.
С 8 листа и по 26 об. - на каждом листе изображена очередная буква алфавита, рисунки, миниатюры и стихотворный текст. В предисловии 2 заставки и 1 концовка - растительный орнамент вокруг медальонов с изображением Христа и четырехконечного креста в стиле "нарышкинского" барокко. Название, заглавные буквы в тексте выполнены золотом и киноварью. В тексте предисловия 3 авторских записи, исполненные мелким полууставом, сообщающие время написания букваря и имя автора. Переплет букваря из прессованного картона, с внешней стороны обклеен шелковой тканью, затканной серебром. Корешок из красной кожи XIX века.
Переплет: из прессованного картона, с внешних сторон обклеен шелковой тканью, затканной серебром; корешок из красной кожи XIX | |
Букварь царевича Алексея Петровича
Москва
1692-1693
Материал: бумага, чернила черные, золото твореное, ткань, картон
Техника: полуустав, акварель, миниатюра
Размеры: Количество миниатюр: 36
19,5х31,5 (рукопись в лист)
19,5х31,5 (рукопись в лист)
28
Рукопись с миниатюрами и рисунками, в переплете на 26 листах (+ 1 пустой лист в начале Букваря и + 1 пустой лист в конце); переплет из прессованного картона, с внешних сторон обклеен шелковой тканью, затканной серебром, корешок из красной кожи. Текст написан полууставом. Букварь начинается заглавием: "Букварь славенороссийских письмен со образованми вещей и со нравоучительными стихами. Второе сие написася 7201 лета, месяца марта 17".
На лл. 1-4 об. Обращение к царице Наталье Кирилловне и к царевичу Алексею Петровичу.
На лл. 5-7 - "Слово читателю, хотящему же учити кого и писати писмен учитися".
На л.8 - стихотворная похвала Спасителю.
С 8 листа и по 26 об. - на каждом листе изображена очередная буква алфавита, рисунки, миниатюры и стихотворный текст. В предисловии 2 заставки и 1 концовка - растительный орнамент вокруг медальонов с изображением Христа и четырехконечного креста в стиле "нарышкинского" барокко. Название, заглавные буквы в тексте выполнены золотом и киноварью. В тексте предисловия 3 авторских записи, исполненные мелким полууставом, сообщающие время написания букваря и имя автора. Переплет букваря из прессованного картона, с внешней стороны обклеен шелковой тканью, затканной серебром. Корешок из красной кожи XIX века.
Переплет: из прессованного картона, с внешних сторон обклеен шелковой тканью, затканной серебром; корешок из красной кожи XIX |
Патриарший дворец
Патриаршие палаты – редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле.
Огромное трехэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Домовая церковь Двенадцати апостолов поднята на высокие проездные арки и слита со всем зданием в единое архитектурное целое. Это единство подчеркивает и аркатурный пояс на южном фасаде, напоминающий аркатуру Успенского и Благовещенского соборов. | |
Патриарший дворец
Патриаршие палаты – редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле.
Огромное трехэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Домовая церковь Двенадцати апостолов поднята на высокие проездные арки и слита со всем зданием в единое архитектурное целое. Это единство подчеркивает и аркатурный пояс на южном фасаде, напоминающий аркатуру Успенского и Благовещенского соборов. |
Спасская башня.
Возведена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Башня расположена на месте Фроловской стрельницы 1367-1368 годов. Ее ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Ворота служили для выездов царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов.Башня имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней мощную отводную стрельницу, служившую для защиты проездных ворот. Закрывались они специальными опускными железными решетками - герсами. Если неприятель проникал внутрь стрельницы, герсы опускались, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Его обстреливали с верхней галереи стрельницы. На фасаде башни и сейчас можно разглядеть отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска специального деревянного настила моста, а в проходе ворот - пазы, по которым ходила металлическая решетка. Из ворот стрельницы опускались подъемные мосты Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на белокаменных досках вырезаны надписи на русском и латинском языках, рассказывающие о времени ее постройки: “В лето 6999 (1491год - ред.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)”.
Уже в конце XVI века над башней существовал шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно. | |
Спасская башня.
Возведена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее строительство положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. Башня расположена на месте Фроловской стрельницы 1367-1368 годов. Ее ворота, выходящие на Красную площадь, всегда были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Ворота служили для выездов царя, торжественных выходов патриарха, встреч иностранных послов.Башня имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней мощную отводную стрельницу, служившую для защиты проездных ворот. Закрывались они специальными опускными железными решетками - герсами. Если неприятель проникал внутрь стрельницы, герсы опускались, и враг оказывался запертым в своеобразном каменном мешке. Его обстреливали с верхней галереи стрельницы. На фасаде башни и сейчас можно разглядеть отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска специального деревянного настила моста, а в проходе ворот - пазы, по которым ходила металлическая решетка. Из ворот стрельницы опускались подъемные мосты Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на белокаменных досках вырезаны надписи на русском и латинском языках, рассказывающие о времени ее постройки: “В лето 6999 (1491год - ред.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)”.
Уже в конце XVI века над башней существовал шатровый верх, увенчанный двуглавым орлом. Указом от 16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел именовать ее Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно. |
Икона «Федор Стратилат»
Симона Ушакова
| |
Икона «Федор Стратилат»
Симона Ушакова
|
Потешный дворец –театр
Потешный дворец расположен у западной кремлевской стены между Комендантской и Троицкой башнями. Здание было построено в 1651г. как жилые палаты боярина И.Д.Милославского - тестя царя Алексея Михайловича. Сейчас они являются единственным, сохранившимся в Кремле, образцом боярских хором.
Узкий участок между крепостной стеной и хозяйственной застройкой царской резиденции определил планировочное решение усадьбы Милославского. В центре участка расположилось само строение, с юга и севера соответственно парадный и хозяйственный дворы. Почти квадратное в плане здание имело в середине арочный проход, соединявший обе территории. Парадное крыльцо, выходившее на южный двор, замыкало пристройку, поставленную глаголем к основному объему палат.
По смерти Милославского усадьба в 1669г. перешла в царскую казну, после чего палаты соединили каменными переходами с Царским дворцом. В 1672г. в них для царской семьи стали устраиваться потехи - первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты стали именоваться Потешным дворцом. С 1679г., когда здесь поселились члены царской семьи, дворец был расширен и частично перестроен. | |
Потешный дворец –театр
Потешный дворец расположен у западной кремлевской стены между Комендантской и Троицкой башнями. Здание было построено в 1651г. как жилые палаты боярина И.Д.Милославского - тестя царя Алексея Михайловича. Сейчас они являются единственным, сохранившимся в Кремле, образцом боярских хором.
Узкий участок между крепостной стеной и хозяйственной застройкой царской резиденции определил планировочное решение усадьбы Милославского. В центре участка расположилось само строение, с юга и севера соответственно парадный и хозяйственный дворы. Почти квадратное в плане здание имело в середине арочный проход, соединявший обе территории. Парадное крыльцо, выходившее на южный двор, замыкало пристройку, поставленную глаголем к основному объему палат.
По смерти Милославского усадьба в 1669г. перешла в царскую казну, после чего палаты соединили каменными переходами с Царским дворцом. В 1672г. в них для царской семьи стали устраиваться потехи - первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты стали именоваться Потешным дворцом. С 1679г., когда здесь поселились члены царской семьи, дворец был расширен и частично перестроен. |
|
Туфли женские (башмаки) |
Платно царя Петра Алексеевича
Название: (по охр. кн. - кафтан становой)
Аксамит, объярь - Италия, Венеция. XVII в.
Кружево золотное - Западная Европа. XVII в.
1691 г.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Москва
Материал: аксамит, кружево, объярь
Техника: ткачество, плетение
Размеры: Длина: 165,5 см
длина рукава: 52,0 см
окружность подола: 380,0 см
ширина: 10,5 см
длина по подолу: 380,0 см
длина общая: 165,5 см
длина рукава: 52,0 см
длина подола: 380,0 см
ширина: 10,5 см (кружева)
Серебро - 150,00 г 990° (в нитях)
Платно царя Петра Алексеевича, из гладкого золотного аксамита, с золото-серебряным кружевом.
Платно прямокроенное, сильно расширено книзу: по бокам вшиты большие клинья с двумя невысокими разрезами по подолу.
Рукава раструбообразные, широкие. Пройма рукавов -низкая, округлая.
Подкладка из алой струйчатой объяри. На левой поле восемь небольших петель из тонкого желтого шелкового шнура.
Полы, подол, горловина и рукава платно украшены широким золото-серебряным кружевом со стилизованными тюльпанами с листьями на ажурном фоне и округлыми зубцами с одной стороны по краю.
Аксамит (ширина 53,5 см) - атлас золотный, гладкий, с узором из крупных растительных побегов стилизованных цветов, розеток, перехваченных большой короной. узор подчеркнут красным шелком. | |
Платно царя Петра Алексеевича
Название: (по охр. кн. - кафтан становой)
Аксамит, объярь - Италия, Венеция. XVII в.
Кружево золотное - Западная Европа. XVII в.
1691 г.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Москва
Материал: аксамит, кружево, объярь
Техника: ткачество, плетение
Размеры: Длина: 165,5 см
длина рукава: 52,0 см
окружность подола: 380,0 см
ширина: 10,5 см
длина по подолу: 380,0 см
длина общая: 165,5 см
длина рукава: 52,0 см
длина подола: 380,0 см
ширина: 10,5 см (кружева)
Серебро - 150,00 г 990° (в нитях)
Платно царя Петра Алексеевича, из гладкого золотного аксамита, с золото-серебряным кружевом.
Платно прямокроенное, сильно расширено книзу: по бокам вшиты большие клинья с двумя невысокими разрезами по подолу.
Рукава раструбообразные, широкие. Пройма рукавов -низкая, округлая.
Подкладка из алой струйчатой объяри. На левой поле восемь небольших петель из тонкого желтого шелкового шнура.
Полы, подол, горловина и рукава платно украшены широким золото-серебряным кружевом со стилизованными тюльпанами с листьями на ажурном фоне и округлыми зубцами с одной стороны по краю.
Аксамит (ширина 53,5 см) - атлас золотный, гладкий, с узором из крупных растительных побегов стилизованных цветов, розеток, перехваченных большой короной. узор подчеркнут красным шелком. |
|
Стул
Дк-1805 стул |
|
Шкаф
Дк-1826 |
Кафтан форменный
Бархат гладкий, камка - Италия
Бархат "косматый" - Польша, Гданьск
Вторая половина XVII в.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: бархат (двух видов), камка, киндяк, нить золотная, нить шелковая, галун
Техника: ткачество, шитье
Размеры: Длина общая: 124,5 см
ширина подола: 255,0 см
длина рукава: 65,0 см
Серебро - 20,00 г 990° (в нитях)
Кафтан форменный, из бархата, с шитым изображением двуглавого орла.
Кафтан ездовой из малинового бархата, длинный, приталенный, отрезной по талии, без воротника, с застежкой на лифе, распашной на юбке посередине, с длинными рукавами, с шитьем и "косматым" бархатом.
Лиф кафтана с клапаном и двойной застежкой: внутри - по центру, снаружи - по левому плечу и боку.
Длинный рукав сложный: вшивной, широкий, со сборками у плеча, прикрытый полосками бархата, с высоким узким манжетом, с разрезом сбоку и небольшим отворотом из малиновой узорной камки.
Юбка широкая, распашная, с мелкими складками, с боковыми разрезами на подоле, полы слегка заходят друг на друга и застегиваются на крючек. | |
Кафтан форменный
Бархат гладкий, камка - Италия
Бархат "косматый" - Польша, Гданьск
Вторая половина XVII в.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: бархат (двух видов), камка, киндяк, нить золотная, нить шелковая, галун
Техника: ткачество, шитье
Размеры: Длина общая: 124,5 см
ширина подола: 255,0 см
длина рукава: 65,0 см
Серебро - 20,00 г 990° (в нитях)
Кафтан форменный, из бархата, с шитым изображением двуглавого орла.
Кафтан ездовой из малинового бархата, длинный, приталенный, отрезной по талии, без воротника, с застежкой на лифе, распашной на юбке посередине, с длинными рукавами, с шитьем и "косматым" бархатом.
Лиф кафтана с клапаном и двойной застежкой: внутри - по центру, снаружи - по левому плечу и боку.
Длинный рукав сложный: вшивной, широкий, со сборками у плеча, прикрытый полосками бархата, с высоким узким манжетом, с разрезом сбоку и небольшим отворотом из малиновой узорной камки.
Юбка широкая, распашная, с мелкими складками, с боковыми разрезами на подоле, полы слегка заходят друг на друга и застегиваются на крючек. |
Кафтан домашний патриарха Никона
середина XVII в
Атлас - Турция. XVII в.
Камка - Италия. XVII в.
Киндяк - Восток. XVII в.
Место изготовления: Москва
Материал: шелк, хлопок
Техника: ткачество, шитье
Размеры: Длина общая: 143,5 см
длина рукава: 90,0 см
ширина подола: 268,5 см.
Кафтан домашний патриарха Никона, из цветного узорного атласа.
Длинный, распашной, с длинными ркавами, на хлопчатобумажной подкладке, с подпушкой из камки.
Кафтан прямокроенный, по бокам вшиты небольшие клинья, воротник - невысокий, цельнокроенный.
Рукава плавно сужены к запястью. Пройма рукавов - небольшая, округлая.
Подкладка из гладкого сине-зеленого киндяка, подпушка - из розово-золотистой ("двоеличной" камки с мелким геометрическим узором.
По зеленому полю атласа на вертикальных изогнутых утолщенных стеблях затканы цветочные (бело-розово-золотистые) крупные стилизованные гвоздики, ветки гиацинтов, тюльпаны, розы. | |
Кафтан домашний патриарха Никона
середина XVII в
Атлас - Турция. XVII в.
Камка - Италия. XVII в.
Киндяк - Восток. XVII в.
Место изготовления: Москва
Материал: шелк, хлопок
Техника: ткачество, шитье
Размеры: Длина общая: 143,5 см
длина рукава: 90,0 см
ширина подола: 268,5 см.
Кафтан домашний патриарха Никона, из цветного узорного атласа.
Длинный, распашной, с длинными ркавами, на хлопчатобумажной подкладке, с подпушкой из камки.
Кафтан прямокроенный, по бокам вшиты небольшие клинья, воротник - невысокий, цельнокроенный.
Рукава плавно сужены к запястью. Пройма рукавов - небольшая, округлая.
Подкладка из гладкого сине-зеленого киндяка, подпушка - из розово-золотистой ("двоеличной" камки с мелким геометрическим узором.
По зеленому полю атласа на вертикальных изогнутых утолщенных стеблях затканы цветочные (бело-розово-золотистые) крупные стилизованные гвоздики, ветки гиацинтов, тюльпаны, розы. |
|
Кафтан становой Петра I |
|
Сапожок 17 века |
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская" (The Vladimir Mother of God)
Мастер: Иванов Петр
1657
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, камни, стекло, ткань
Техника: чеканка, эмаль, золочение, скань, шитье жемчугом
Размеры: Размеры: 105х70,0 см
Золото - 3300,00 г 900°
Серебро - 550,00 г 750°
оплечье -
Жемчуг - 233шт. 120,00 г.
на венце средняя запона -
Рубины - 1шт. 7,00 кар.
Бриллианты, алмазы - 40шт. 30,00 кар.
на венце в 2-х боковых продолговатых запонах -
Бриллианты, алмазы - 77шт. 59,00 кар.
Рубин - 2шт. 2,00 г
Стекло - б/ц
на венце 4 запоны в форме цветка -
Бриллианты, алмазы - 169шт. 55,00 кар.
на венце в 13 эмалевых цветках и 16 накладках -
Бриллианты, алмазы - 52шт. 11,00 кар.
в венце Спасителя -
Бриллианты, алмазы - 118шт. 15,00 кар.
на мафории 35 отдельных золотых оправ | |
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская" (The Vladimir Mother of God)
Мастер: Иванов Петр
1657
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, камни, стекло, ткань
Техника: чеканка, эмаль, золочение, скань, шитье жемчугом
Размеры: Размеры: 105х70,0 см
Золото - 3300,00 г 900°
Серебро - 550,00 г 750°
оплечье -
Жемчуг - 233шт. 120,00 г.
на венце средняя запона -
Рубины - 1шт. 7,00 кар.
Бриллианты, алмазы - 40шт. 30,00 кар.
на венце в 2-х боковых продолговатых запонах -
Бриллианты, алмазы - 77шт. 59,00 кар.
Рубин - 2шт. 2,00 г
Стекло - б/ц
на венце 4 запоны в форме цветка -
Бриллианты, алмазы - 169шт. 55,00 кар.
на венце в 13 эмалевых цветках и 16 накладках -
Бриллианты, алмазы - 52шт. 11,00 кар.
в венце Спасителя -
Бриллианты, алмазы - 118шт. 15,00 кар.
на мафории 35 отдельных золотых оправ |
Чаша
Середина XVII в.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: золото, камни драгоценные
Техника: эмаль, чеканка, резьба
Размеры: Диаметр: 14,9 см
высота: 8,4 см
Золото - 662,95 г 958°
Изумруды - 2шт. 23,00 кар.
Бриллианты - 5шт. 0,75 кар.
Рубины - 6шт. 7,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 10,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 10,00 кар
Описание: Чаша, золотая, глубокая, ложчатая на кольцеобразном поддоне, украшена эмалью и драгоценными камнями
Между клеймами в золотых, украшенных эмалью гнездах, вставлены 2 изумруда и 2 сапфира. На ложках наведены прозрачной и глухой эмалью белого, розового, желтого, черного, синего, голубого, зеленого и коричневого цветов травы. Между ложками, вверху в золотых гнездах закреплено 5 небольших алмазов и 6 рубинов. поодон украшен геометрическим орнаментом, наведенным эмалью.
Надписи, подписи: По венцу в четырех клеймах черной эмалью наведена надпись: "(7261=1653 г.) благочестиваго гдря цря - и великаго кнзя Алексия
Михайловича всеа Русии - сеючашею блгословил челомъ ударилъ Hикон Патриарх Московский и всея Русии".
Внизу на дне: (7194=1686 г.) великие гдри сеючашею пожаловали боярина кнзя Василия Васильевича за ево службу; за вечный миръ что оучиненъ с королемъ польскимъ".
Сохранность: Эмаль частично утрачена. Один рубин разбит.
Легенда: Подарена в 1653 г. патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу. в 1686 г. подарена царями Петром и Иваном Алексеевичами Вас. Вас. Голицыну.
Выставки: "Премудрая двоица. Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон "
Топография: Оружейная палата, экспозиция, второй этаж, зал №2, витрина №14 | |
Чаша
Середина XVII в.
Изготовитель: Мастерские Московского Кремля
Место изготовления: Россия, Москва
Материал: золото, камни драгоценные
Техника: эмаль, чеканка, резьба
Размеры: Диаметр: 14,9 см
высота: 8,4 см
Золото - 662,95 г 958°
Изумруды - 2шт. 23,00 кар.
Бриллианты - 5шт. 0,75 кар.
Рубины - 6шт. 7,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 10,00 кар.
Сапфиры - 1шт. 10,00 кар
Описание: Чаша, золотая, глубокая, ложчатая на кольцеобразном поддоне, украшена эмалью и драгоценными камнями
Между клеймами в золотых, украшенных эмалью гнездах, вставлены 2 изумруда и 2 сапфира. На ложках наведены прозрачной и глухой эмалью белого, розового, желтого, черного, синего, голубого, зеленого и коричневого цветов травы. Между ложками, вверху в золотых гнездах закреплено 5 небольших алмазов и 6 рубинов. поодон украшен геометрическим орнаментом, наведенным эмалью.
Надписи, подписи: По венцу в четырех клеймах черной эмалью наведена надпись: "(7261=1653 г.) благочестиваго гдря цря - и великаго кнзя Алексия
Михайловича всеа Русии - сеючашею блгословил челомъ ударилъ Hикон Патриарх Московский и всея Русии".
Внизу на дне: (7194=1686 г.) великие гдри сеючашею пожаловали боярина кнзя Василия Васильевича за ево службу; за вечный миръ что оучиненъ с королемъ польскимъ".
Сохранность: Эмаль частично утрачена. Один рубин разбит.
Легенда: Подарена в 1653 г. патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу. в 1686 г. подарена царями Петром и Иваном Алексеевичами Вас. Вас. Голицыну.
Выставки: "Премудрая двоица. Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон "
Топография: Оружейная палата, экспозиция, второй этаж, зал №2, витрина №14 |
Теремной дворец
Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.
В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений. | |
Теремной дворец
Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.
В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений. |
Филаретова пристройка
Филаретова пристройка, примыкающая непосредственно к северной стене звонницы, воссоздана одновременно с ней в 1814-1815гг. после разрушения французами. Первоначально она была построена в 1624г. зодчим Баженом Огурцовым в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола. Башнеобразное квадратное в плане сооружение завершается живописным шатром, основание которого богато украшено резными белокаменными деталями. С севера к башне звона пристроена лестничная клетка. Архитектурная обработка фасадов аналогична фасадам главной звонницы.
Сейчас в памятнике располагаются научные отделы музея. | |
Филаретова пристройка
Филаретова пристройка, примыкающая непосредственно к северной стене звонницы, воссоздана одновременно с ней в 1814-1815гг. после разрушения французами. Первоначально она была построена в 1624г. зодчим Баженом Огурцовым в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола. Башнеобразное квадратное в плане сооружение завершается живописным шатром, основание которого богато украшено резными белокаменными деталями. С севера к башне звона пристроена лестничная клетка. Архитектурная обработка фасадов аналогична фасадам главной звонницы.
Сейчас в памятнике располагаются научные отделы музея. |
Патриарший дворец
Патриаршие палаты – редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле.
Огромное трехэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Домовая церковь Двенадцати апостолов поднята на высокие проездные арки и слита со всем зданием в единое архитектурное целое. Это единство подчеркивает и аркатурный пояс на южном фасаде, напоминающий аркатуру Успенского и Благовещенского соборов. | |
Патриарший дворец
Патриаршие палаты – редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле.
Огромное трехэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Домовая церковь Двенадцати апостолов поднята на высокие проездные арки и слита со всем зданием в единое архитектурное целое. Это единство подчеркивает и аркатурный пояс на южном фасаде, напоминающий аркатуру Успенского и Благовещенского соборов. |
|
|
|
| |