Формирование культуры Российского государства

17 век можно назвать началом нового периода в формировании истории русской культуры. Для него характерно осознание всем обществом и отдельной личностью своей важной роли в судьбе страны. Большую роль в этом сыграли события Смутного времени, войны, расширение территории государства.

Эти изменения были связаны и с «обмирщением» сознания людей, снижением влияния церкви, повышением интереса человека к повседневным делам. Развивалось образование,  расширялись научные знания, стали более широкими контакты с внешним миром, усилилось влияние на культуру России стран Европы и Востока.

 

Обучение грамоте. Образование.

В связи с развитием хозяйства, укреплением самодержавия возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. К концу 17 века 24 процента городского мужского посадского населения было грамотным.

Самый известный учебник – букварь Бурцова- Протопопова.  Был доступен всем слоям населения, стоил 1 копейку. Открывались школы при церквах и монастырях по образцу украинских и белорусских .  Для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий, писатель, переводчик, ученый, сыгравший большую роль в отечественном просвещении.

Научные знания. Источником были переводные книги западноевропейских авторов. Практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли ит.д.

По мере освоения новых территорий  географы уточняли границы государства. Появились первые сводные карты.

Русские послы собирали и обобщали сведения о зарубежных странах. Николай Гаврилович Спафарий в своем «Статейном списке…» дал первые описания Китая.

 

Литература.

Литература перестает быть только богословской, церковной .Появилось много светских разнообразных произведений. Впервые стали записываться произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни, заговоры. Появляются новые литературные жанры – сатирические сказки  ( « О Шемякинском суде», «О Ерше Ершовиче»), в которых обличались государственные порядки.

Появилась биографическая повесть. «Житие» протопопа Аввакума. Начало стихосложению положил Симеон Полоцкий.

 

Архитектура.

В русском зодчестве наблюдается отход от строгих церковных канонов. Это проявилось в  во внешней нарядности, названной современниками «дивным узорочьем».

Яркий памятник архитектуры Теремной дворец Московского Кремля, построенный в 1635-1636 годах для  царя Михаила Федоровича зодчими Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т. Шатуриным , Л.Ушаковым. Украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами, что придавало терему сказочный вид.

Московский Кремль пережил реконструкцию. Б.Огурцов надстроил Спасскую башню, а Х.Галовей украсил белокаменными узорами и часами. Шатры появились на всех башнях.

Стиль «дивного узорочья» и московского барокко отразил обмирщение, светскость культуры ее повышенный интерес к повседневной жизни человека.

 

Живопись.

Основным видом по-прежнему остается иконопись. Но в иконах появляется отражение реальной жизни. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626 -1686), мастер царской мастерской Оружейной палаты. В его живописи намечается стремление к реализму.

Парсуна. Черты реализма проявляются и в портретном жанре.

Дата последнего обновления страницы 14.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»