|
|
|
Первые Романовы
Московский кремль – запечатленная в камне многовековая история нашей Родины, один из красивейших архитектурных ансамблей мира, национальная сокровищница искусства. В едином комплексе гармонично соединились величественные средневековые храмы, великолепные дворцовые постройки разных веков, первоклассные фортификационные сооружения и замечательные образцы литейного искусства.
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» объединяет шесть постоянных экспозиций и два выставочных зала, расположенных в уникальных памятниках зодчества XV-XIX веков – Успенском, Архангельском и Благовещенском соборах, церкви Ризположения, Патриаршем дворце, Оружейной палате и Успенской звоннице.
Оружейная палата Московского Кремля – один из немногих существующих в мире музеев-сокровищниц. В залах этого музея представлены государственные регалии России, атрибуты придворного церемониала, уникальные коллекции художественного серебра, боевого и парадного оружия, костюма и старинных экипажей.
Московский Кремль – не только комплекс историко-художественных памятников, но и резиденция власти. Здесь формировалась российская государственность и складывалась государственная символика.
Экспозиции и фонды Музеев Московского Кремля позволяют включить в образовательный процесс широкий круг разнообразных историко-культурных памятников: архитектурные ансамбли и отдельные архитектурные сооружения, реконструкции утраченных архитектурных памятников, чертежи и планы Московского Кремля в разные периоды его существования, археологические находки, архивные документы, гравюры и миниатюры, ансамбли монументальной росписи, иконы и другие священные реликвии кремлевских храмов, высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства, редкие образцы нумизматики и фалеристики.
Памятники, хранящиеся в Музеях Московского Кремля, позволяют рассматривать музейные вещи как документы эпохи, как свидетельства исторических событий.
Школьники учатся видеть музейный экспонат в историко-культурном контексте, что не только значительно обогащает их знания, но и расширяет творческие возможности. Одной из форм самостоятельной работы школьника, обучаемого с привлечением информационного источника «История Российского государства XII-XIX веков в Музеях Московского Кремля» может стать создание собственной виртуальной экскурсии на избранную им или заданную тему, также возможно проведение конференций, в том числе и межрегиональных, викторин и т.д.
Вы может задать воросы специалистам Музеев Московского Кремля - nf@kremlin.museum.ru
Миропомазание царя Михаила Федоровича в Успенском соборе
Миниатюра из «Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича»
Москва, 1672-1673.Фрагмент.
Автор текста – Николай Спафарий.
Церемония избрания на русский престол представителя новой царской династии Романовых запечатлена в красочных миниатюрах
«Книги об избрании на превысочайший престол великого российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца»
Книга была создана в 1672-1673 гг. в Оружейной палате в период правления царя Алексея Михайловича, сына Михаила Федоровича.
Рисунки выполнялись большой группой царских изографов, среди которых были ученики Симона Ушакова. | |
Миропомазание царя Михаила Федоровича в Успенском соборе
Миниатюра из «Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича»
Москва, 1672-1673.Фрагмент.
Автор текста – Николай Спафарий.
Церемония избрания на русский престол представителя новой царской династии Романовых запечатлена в красочных миниатюрах
«Книги об избрании на превысочайший престол великого российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца»
Книга была создана в 1672-1673 гг. в Оружейной палате в период правления царя Алексея Михайловича, сына Михаила Федоровича.
Рисунки выполнялись большой группой царских изографов, среди которых были ученики Симона Ушакова. |
Картина. "Портрет царя Михаила Федоровича", поясной,
Автор: Неизвестный художник.
Россия.
Холст, масло, середина XVIII века.
На портрете изображен первый царь династии Романовых, сын Филарета Никитича Романова (патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой ( в иночестве Марфы Ивановны). Был избран на царство в 1613 году. | |
Картина. "Портрет царя Михаила Федоровича", поясной,
Автор: Неизвестный художник.
Россия.
Холст, масло, середина XVIII века.
На портрете изображен первый царь династии Романовых, сын Филарета Никитича Романова (патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой ( в иночестве Марфы Ивановны). Был избран на царство в 1613 году. |
Картина. "Портрет царя Алексея Михайловича", поясной,
Автор: Неизвестный художник.
Россия.
XVIII век.
Холст, дерево, масло.
Алексей Михайлович изображен в царской шапке и узорчатом платне с драгоценным оплечьем- бармами. В его руках скипетр и держава. По иконографии портрет восходит к образцам второй половины 17 века, когда в русской придворной культуре сложился тип порадного царского портрета. служившего средством официального государственного представительства до царствования Петра 1.
Подобные портреты вошли в историю русской культуры под названием «парсуна» (от латинского persona).
Стилистику парсуны отличает сочетание черт иконописной традиции с приемами репрезентации высокопоставленной особы, выработанными в западноевропейской живописи. | |
Картина. "Портрет царя Алексея Михайловича", поясной,
Автор: Неизвестный художник.
Россия.
XVIII век.
Холст, дерево, масло.
Алексей Михайлович изображен в царской шапке и узорчатом платне с драгоценным оплечьем- бармами. В его руках скипетр и держава. По иконографии портрет восходит к образцам второй половины 17 века, когда в русской придворной культуре сложился тип порадного царского портрета. служившего средством официального государственного представительства до царствования Петра 1.
Подобные портреты вошли в историю русской культуры под названием «парсуна» (от латинского persona).
Стилистику парсуны отличает сочетание черт иконописной традиции с приемами репрезентации высокопоставленной особы, выработанными в западноевропейской живописи. |
Федор Алекссевич Романов
(30.5.1661 - 27.4.1682) Старший сын царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильиничны Милославской. Царь (1676-1682)Федор Алексеевич Романов был венчан на престол в 1676 году патриархом Иоакимом, при этом изменений в обряде не произошло. Глава русской православной церкви в Успенском соборе Московского Кремля возложил на царя Шапку Мономаха, бармы, крест, золотую цепь, подал ему скипетр и державу. | |
Федор Алекссевич Романов
(30.5.1661 - 27.4.1682) Старший сын царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильиничны Милославской. Царь (1676-1682)Федор Алексеевич Романов был венчан на престол в 1676 году патриархом Иоакимом, при этом изменений в обряде не произошло. Глава русской православной церкви в Успенском соборе Московского Кремля возложил на царя Шапку Мономаха, бармы, крест, золотую цепь, подал ему скипетр и державу. |
Богоматерь Боголюбская с предстоящими Икона
Москва,
1613-1625
Дерево, левкас; темпера.
Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Датировка позволяет считать, что изображенные перед Богородицей архиерей и венценосный юноша, являются патриархом Филаретом и царем Михаилом Федоровичем
| |
Богоматерь Боголюбская с предстоящими Икона
Москва,
1613-1625
Дерево, левкас; темпера.
Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Датировка позволяет считать, что изображенные перед Богородицей архиерей и венценосный юноша, являются патриархом Филаретом и царем Михаилом Федоровичем
|
Шествие на Соборной площади. Миниатюра из «Книги об избрании на царство великого государя царя, и великого князя Михаила Федоровича"
Москва,
1672-1673.
Фрагмент Перенесение животворящего креста Господня и царских регалий из Золотой палаты в Успенский собор.
| |
Шествие на Соборной площади. Миниатюра из «Книги об избрании на царство великого государя царя, и великого князя Михаила Федоровича"
Москва,
1672-1673.
Фрагмент Перенесение животворящего креста Господня и царских регалий из Золотой палаты в Успенский собор.
|
Архангельский собор
построен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым.
Усыпальница московской правящей династии а с 1326 года до конца XVII века.В центре этого собора находятся захоронения царей династии Романовых – Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича. | |
Архангельский собор
построен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым.
Усыпальница московской правящей династии а с 1326 года до конца XVII века.В центре этого собора находятся захоронения царей династии Романовых – Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича. |
Архангельский собор интерьер.
Картина.
Автор: Шухвостов Степан Михайлович,
1865.
Интерьер Архангельского собора.
| |
Архангельский собор интерьер.
Картина.
Автор: Шухвостов Степан Михайлович,
1865.
Интерьер Архангельского собора.
|
Гробницы царей династии Романовых - Федора Алексеевича и Ивана Алексеевича
| |
Гробницы царей династии Романовых - Федора Алексеевича и Ивана Алексеевича
|
Палаты Теремного дворца. Крестовая палата
| |
Палаты Теремного дворца. Крестовая палата
|
Палаты Теремного дворца. Крестовая палата
| |
Палаты Теремного дворца. Крестовая палата
|
|
Палаты Теремного дворца
|
Теремной дворец
Был построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. мастерские палаты. | |
Теремной дворец
Был построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. мастерские палаты. |
Бармы.
Константинополь (Стамбул) II половина XVIIв. Золото, камни драгоценные, мастика. Литье, чеканка, гравировка, эмаль, резьба. Принадлежали царю Алексею Михайловичу.
Бармы - большой круглый воротник с семью крупными медальонами. В основу изображения на бармах положена тщательно продуманная программа. Одной из важнейших тем которой является византийская идея «симфонии» властей –светской и духовной. Ее исповедовали царь Алексей Михайлович и патриарх Никон в период их добрых отношений | |
Бармы.
Константинополь (Стамбул) II половина XVIIв. Золото, камни драгоценные, мастика. Литье, чеканка, гравировка, эмаль, резьба. Принадлежали царю Алексею Михайловичу.
Бармы - большой круглый воротник с семью крупными медальонами. В основу изображения на бармах положена тщательно продуманная программа. Одной из важнейших тем которой является византийская идея «симфонии» властей –светской и духовной. Ее исповедовали царь Алексей Михайлович и патриарх Никон в период их добрых отношений |
Сабля « Большого наряда» принадлежала царю Михаилу Романову.
Россия, Москва, Оружейная палата, первая половина XVII в., клинок - Турция, 1624 г. Золото, серебро, сталь, дерево, тесьма, драгоценные камни. Ковка, резьба, чеканка, эмаль, инкрустация, насечка золотом. Длина общая - 105.5 см.
Сабля «Большого наряда», по всей вероятности, была изготовлена в 1620–1630-е годы для Михаила Федоровича Романова и входила в состав единого комплекта церемониального воинского облачения царя. В списке сабель «Большого наряда» Переписной книги конца XVII века она значилась на шестом месте.
Клинок сабли, выкованный из булатной стали, имеет восточное происхождение. Об этом свидетельствует и арабская надпись, в переводе означающая: КРЕПКО УТВЕРЖДАЮ, и дата изготовления, данная по мусульманскому календарю. Рукоять и ножны сабли обложены чеканным серебром, имитирующим кожу акулы, которую часто использовали в странах | |
Сабля « Большого наряда» принадлежала царю Михаилу Романову.
Россия, Москва, Оружейная палата, первая половина XVII в., клинок - Турция, 1624 г. Золото, серебро, сталь, дерево, тесьма, драгоценные камни. Ковка, резьба, чеканка, эмаль, инкрустация, насечка золотом. Длина общая - 105.5 см.
Сабля «Большого наряда», по всей вероятности, была изготовлена в 1620–1630-е годы для Михаила Федоровича Романова и входила в состав единого комплекта церемониального воинского облачения царя. В списке сабель «Большого наряда» Переписной книги конца XVII века она значилась на шестом месте.
Клинок сабли, выкованный из булатной стали, имеет восточное происхождение. Об этом свидетельствует и арабская надпись, в переводе означающая: КРЕПКО УТВЕРЖДАЮ, и дата изготовления, данная по мусульманскому календарю. Рукоять и ножны сабли обложены чеканным серебром, имитирующим кожу акулы, которую часто использовали в странах |
Держава.
Стамбул
1669-1662 гг.
Золото, камни драгоценные;
эмаль, чеканка, резьба, литье.
Выполнена стамбульскими мастерами по рисунку, сделанному в Посольском приказе Московского Кремля | |
Держава.
Стамбул
1669-1662 гг.
Золото, камни драгоценные;
эмаль, чеканка, резьба, литье.
Выполнена стамбульскими мастерами по рисунку, сделанному в Посольском приказе Московского Кремля |
Держава царя Михаила Романова
Конец XVI - начало XVII вв.
Западная Европа.,
Золото, камни драгоценные, жемчуг, серебро, литье, чеканка, резьба, гравировка, эмаль, канфарение.
Принадлежала царю Михаилу Федоровичу. | |
Держава царя Михаила Романова
Конец XVI - начало XVII вв.
Западная Европа.,
Золото, камни драгоценные, жемчуг, серебро, литье, чеканка, резьба, гравировка, эмаль, канфарение.
Принадлежала царю Михаилу Федоровичу. |
Доспехи Алексея Михайловича Романова. Зерцальный доспех
1670.
Россия, Москва.
Серебро, сталь, ткань шелковая, бахрома, кожа, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль.
Принадлежал царю Алексею Михайловичу. | |
Доспехи Алексея Михайловича Романова. Зерцальный доспех
1670.
Россия, Москва.
Серебро, сталь, ткань шелковая, бахрома, кожа, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль.
Принадлежал царю Алексею Михайловичу. |
Доспех зерцальный (нагрудник и наспинник), 1616. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу
| |
Доспех зерцальный (нагрудник и наспинник), 1616. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу
|
Крышка раки царевича Дмитрия
Мастерские Московского кремля,
1630г.
Серебро, камни драгоценные; чеканка, литье, золочение.
Длина 157, ширина 70.
Заказ царя Михаила Романова.
Рака была выполнена в 1630 году по заказу царя Михаила Романова – первого представителя новой правящей династии. Царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного, трагически погиб в Угличе в 1591 году. По одной версии это был несчастный случай во время игры с ножом, по другой - царевич был убит по тайному указу Бориса Годунова. В 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых. Его останки перевезли в Архангельский собор Кремля, и царевич стал почитаться как защитник и покровитель Москвы. Со смертью Дмитрия и его старшего брата царя Федора Ивановича прекратилась московская династия Рюриковичей, что стало причиной не только долгой, ожесточенной политической борьбы за власть, но и иностранной интервенции. Этот период русской истории получил название «Смутное время».
В 1812 году, при подходе к Москве войск Наполеона, служителям собора удалось спрятать крышку раки, и французы смогли похитить только серебряную обшивку самого саркофага.
Мастер Гавриил Овдокимов представил фигуру Дмитрия в полный рост, в царских одеждах. Детское лицо царевича, со слегка выпяченной нижней губой, родинкой на щеке, широко открытыми глазами, создает впечатление портретности образа. Это монументальное произведение - свидетель исключительного мастерства русских чеканщиков XVII века. | |
Крышка раки царевича Дмитрия
Мастерские Московского кремля,
1630г.
Серебро, камни драгоценные; чеканка, литье, золочение.
Длина 157, ширина 70.
Заказ царя Михаила Романова.
Рака была выполнена в 1630 году по заказу царя Михаила Романова – первого представителя новой правящей династии. Царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного, трагически погиб в Угличе в 1591 году. По одной версии это был несчастный случай во время игры с ножом, по другой - царевич был убит по тайному указу Бориса Годунова. В 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых. Его останки перевезли в Архангельский собор Кремля, и царевич стал почитаться как защитник и покровитель Москвы. Со смертью Дмитрия и его старшего брата царя Федора Ивановича прекратилась московская династия Рюриковичей, что стало причиной не только долгой, ожесточенной политической борьбы за власть, но и иностранной интервенции. Этот период русской истории получил название «Смутное время».
В 1812 году, при подходе к Москве войск Наполеона, служителям собора удалось спрятать крышку раки, и французы смогли похитить только серебряную обшивку самого саркофага.
Мастер Гавриил Овдокимов представил фигуру Дмитрия в полный рост, в царских одеждах. Детское лицо царевича, со слегка выпяченной нижней губой, родинкой на щеке, широко открытыми глазами, создает впечатление портретности образа. Это монументальное произведение - свидетель исключительного мастерства русских чеканщиков XVII века. |
Трон алмазный.
Иран. 1659.
Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, ткань, дерево; чеканка, резьба, басма, миниатюра лаковая, шитье декоративное, шитье лицевое
Высота 161.Ширина 75,5, длина 51.
Подарен армянской торговой компанией царю Алексею Михайловичу.
Трон был поднесен в дар царю Алексею Михайловичу купцом Захарием Сарадаровым от имени армянской компании, желавшей получить льготы для торговли в России. Видимо, они давали весьма существенные привилегии. Отсюда и драгоценность подарка, и восхваляющая русского царя надпись на спинке трона. Известно, что в XIX веке во время коронаций Александра II и Александра III на нем восседали их супруги – императрицы Мария Александровна и Мария Федоровна. | |
Трон алмазный.
Иран. 1659.
Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, ткань, дерево; чеканка, резьба, басма, миниатюра лаковая, шитье декоративное, шитье лицевое
Высота 161.Ширина 75,5, длина 51.
Подарен армянской торговой компанией царю Алексею Михайловичу.
Трон был поднесен в дар царю Алексею Михайловичу купцом Захарием Сарадаровым от имени армянской компании, желавшей получить льготы для торговли в России. Видимо, они давали весьма существенные привилегии. Отсюда и драгоценность подарка, и восхваляющая русского царя надпись на спинке трона. Известно, что в XIX веке во время коронаций Александра II и Александра III на нем восседали их супруги – императрицы Мария Александровна и Мария Федоровна. |
Трон царя Михаила Романова.
XVI-XVII Иран, Россия, Москва . Мастерские Московского Кремля.
Золото, камни драгоценные, жемчуг, дерево, парча, бархат, басма, (тиснение), канфарение, литье.
Высота -154 Ширина -75, длина- 52
Трон царя Михаила Романова был выполнен по его указу в 1642 году в мастерских Московского Кремля. Очевидно, при его создании были использованы декоративные детали работы иранских мастеров. Деревянная основа трона облицована золотыми тиснеными пластинами, на фоне которых эффектно выделяются редкие по размерам дымчатые топазы, большие жемчужины, изумруды и крупная, насыщенного цвета и причудливых очертаний бирюза.
Документы XVII века
сообщают, что трон «был в походах», то есть он входил в состав казны, которую государи брали с собой в дорогу. Известно также, что во время коронации императора Александра II в Успенском соборе на троне восседала вдовствующая императрица Александра Федоровна. Использовался он и при коронации императора Александра III. | |
Трон царя Михаила Романова.
XVI-XVII Иран, Россия, Москва . Мастерские Московского Кремля.
Золото, камни драгоценные, жемчуг, дерево, парча, бархат, басма, (тиснение), канфарение, литье.
Высота -154 Ширина -75, длина- 52
Трон царя Михаила Романова был выполнен по его указу в 1642 году в мастерских Московского Кремля. Очевидно, при его создании были использованы декоративные детали работы иранских мастеров. Деревянная основа трона облицована золотыми тиснеными пластинами, на фоне которых эффектно выделяются редкие по размерам дымчатые топазы, большие жемчужины, изумруды и крупная, насыщенного цвета и причудливых очертаний бирюза.
Документы XVII века
сообщают, что трон «был в походах», то есть он входил в состав казны, которую государи брали с собой в дорогу. Известно также, что во время коронации императора Александра II в Успенском соборе на троне восседала вдовствующая императрица Александра Федоровна. Использовался он и при коронации императора Александра III. |
Волосник царицы Марии Долгорукой,
1625.
Москва.
Принадлежал царице Марии Долгорукой, первой жене царя Михаила Романова. Тафта, нить золотная пряденая, нить волоченая золотная, нить шелковая, шнур, ткачество, шитье, плетение на коклюшках.Волосник – вязанная шапочка у замужних русских женщин XVI-XVII веков, надевавшаяся под платок | |
Волосник царицы Марии Долгорукой,
1625.
Москва.
Принадлежал царице Марии Долгорукой, первой жене царя Михаила Романова. Тафта, нить золотная пряденая, нить волоченая золотная, нить шелковая, шнур, ткачество, шитье, плетение на коклюшках.Волосник – вязанная шапочка у замужних русских женщин XVI-XVII веков, надевавшаяся под платок |
Покров на гроб царевича Дмитрия
XVII в.,
Мастерская Строгановых. | |
Покров на гроб царевича Дмитрия
XVII в.,
Мастерская Строгановых. |
Шлем царя Михаила Федоровича
Маньчжурия, Тунгусы,
Железо, камни б/ц, ковка, наводка золотом, клепка, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу | |
Шлем царя Михаила Федоровича
Маньчжурия, Тунгусы,
Железо, камни б/ц, ковка, наводка золотом, клепка, резьба, золочение.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу |
Шлем, " большая шапка ерихонская"
1621.,
Россия, Москва.
Мастер Никита Давыдов.
Золото, сталь, камни драгоценные, жемчуг, ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Диаметр -22
Парадный шлем царя Михаила Романова по праву считается одним из шедевров русского оружейного искусства XVII века. В документах Государевой Оружейной палаты он назван «большой шапкой ерихонской». Шлем был задуман и исполнен как своеобразный царский боевой венец. На это указывают короны, насеченные золотом на его куполе, рельефное изображение на носовой стрелке архангела Михаила – покровителя русских государей, и необычайно роскошный декор. Известно, что изначально шлем венчал золотой крест, аналогичный крестам царских венцов.
Граненый купол этого шлема имеет восточное происхождение, о чем свидетельствуют насеченные золотом декор и арабская надпись. Однако, документы называют автором шлема одного из самых известных мастеров Оружейной палаты – Никиту Давыдова. Именно он в 1621 году украсил купол шлема коронами и дополнил его наушами, назатыльником и носовой стрелкой, превратив тем самым шлем в парадную царскую «шапку ерихонскую», украшенную золотой насечкой, чеканкой, жемчугом и драгоценными камнями | |
Шлем, " большая шапка ерихонская"
1621.,
Россия, Москва.
Мастер Никита Давыдов.
Золото, сталь, камни драгоценные, жемчуг, ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Диаметр -22
Парадный шлем царя Михаила Романова по праву считается одним из шедевров русского оружейного искусства XVII века. В документах Государевой Оружейной палаты он назван «большой шапкой ерихонской». Шлем был задуман и исполнен как своеобразный царский боевой венец. На это указывают короны, насеченные золотом на его куполе, рельефное изображение на носовой стрелке архангела Михаила – покровителя русских государей, и необычайно роскошный декор. Известно, что изначально шлем венчал золотой крест, аналогичный крестам царских венцов.
Граненый купол этого шлема имеет восточное происхождение, о чем свидетельствуют насеченные золотом декор и арабская надпись. Однако, документы называют автором шлема одного из самых известных мастеров Оружейной палаты – Никиту Давыдова. Именно он в 1621 году украсил купол шлема коронами и дополнил его наушами, назатыльником и носовой стрелкой, превратив тем самым шлем в парадную царскую «шапку ерихонскую», украшенную золотой насечкой, чеканкой, жемчугом и драгоценными камнями |
Шапочка царевича Дмитрия,
Конец XVI в.,
Сукно, тафта, золото, камни драгоценные,
жемчуг, литье, шитье, эмаль, чеканка.
Принадлежала царевичу Дмитрию | |
Шапочка царевича Дмитрия,
Конец XVI в.,
Сукно, тафта, золото, камни драгоценные,
жемчуг, литье, шитье, эмаль, чеканка.
Принадлежала царевичу Дмитрию |
Шествие на Соборной площади. Миниатюра из «Книги об избрании на царство великого государя царя, и великого князя Михаила Федоровича"
Москва,
1672-1673.
Фрагмент .
Перенесение животворящего креста Господня и царских регалий из Золотой палаты в Успенский собор. | |
Шествие на Соборной площади. Миниатюра из «Книги об избрании на царство великого государя царя, и великого князя Михаила Федоровича"
Москва,
1672-1673.
Фрагмент .
Перенесение животворящего креста Господня и царских регалий из Золотой палаты в Успенский собор. |
Братина со съемной крышкой.
Первая половина XVII в.. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля, Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, чеканка, чернь, резьба.
Принадлежала царю Михаилу Федоровичу, позже царице Евдокии Лукьяновне | |
Братина со съемной крышкой.
Первая половина XVII в.. Россия, Москва. Мастерские Московского Кремля, Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, чеканка, чернь, резьба.
Принадлежала царю Михаилу Федоровичу, позже царице Евдокии Лукьяновне |
Кружка. XVII в.,
Турция.
Золото, камни драгоценные, хрусталь, резьба выемчатая, скань, резьба.
Принадлежала царю Михаилу Федоровичу | |
Кружка. XVII в.,
Турция.
Золото, камни драгоценные, хрусталь, резьба выемчатая, скань, резьба.
Принадлежала царю Михаилу Федоровичу |
Шпалера. "Избрание на царство Михаила Федоровича",
Россия, Санкт-Петербург.
Петербургская шпалерная мануфактура.
1828 | |
Шпалера. "Избрание на царство Михаила Федоровича",
Россия, Санкт-Петербург.
Петербургская шпалерная мануфактура.
1828 |
Кадило,
1616,
Россия, Москва.
Мастерские Московского Кремля,
Золото, камни драгоценные, камни, чеканка, чернь, резьба, канфарение,
Вклад царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь в 1616 г.
Высота с крестом -31,5
Ширина основания- 11
Золотое кадило изготовили мастера серебряной палаты Данила Осипов и Третьяк Пестриков. По своей форме и расположению драгоценных камней напоминает кадило заказанное в 1598 году царицей Ириной Годуновой. Стенки его украшены изящным растительным орнаментом в технике чеканки. По поддону славянской вязью сделана черневая надпись о вкладе царя в Троице - Сергиев монастырь. | |
Кадило,
1616,
Россия, Москва.
Мастерские Московского Кремля,
Золото, камни драгоценные, камни, чеканка, чернь, резьба, канфарение,
Вклад царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь в 1616 г.
Высота с крестом -31,5
Ширина основания- 11
Золотое кадило изготовили мастера серебряной палаты Данила Осипов и Третьяк Пестриков. По своей форме и расположению драгоценных камней напоминает кадило заказанное в 1598 году царицей Ириной Годуновой. Стенки его украшены изящным растительным орнаментом в технике чеканки. По поддону славянской вязью сделана черневая надпись о вкладе царя в Троице - Сергиев монастырь. |
Крест наперсный с цепью.
Россия.
Первая половина XVII в.- 1662 г.
Золото, камни драгоценные. Литье, чеканка, резьба, эмаль.
Высота: 15,0 см Ширина: 11,5 см Длина: 82,5 см (цепи)
Принадлежал царю Федору Алексеевичу.
Драгоценные наперсные (нагрудные) кресты подобно цепям, также являлись необходимой принадлежностью царского облачения. На оборотной стороне креста царя Федора Алексеевича – изображение его небесного покровителя Федора Стратилата.
Фигура святого, цветочный узор вокруг него, а также религиозные сцены на лицевой стороне креста исполнены яркими блестящими эмалями. | |
Крест наперсный с цепью.
Россия.
Первая половина XVII в.- 1662 г.
Золото, камни драгоценные. Литье, чеканка, резьба, эмаль.
Высота: 15,0 см Ширина: 11,5 см Длина: 82,5 см (цепи)
Принадлежал царю Федору Алексеевичу.
Драгоценные наперсные (нагрудные) кресты подобно цепям, также являлись необходимой принадлежностью царского облачения. На оборотной стороне креста царя Федора Алексеевича – изображение его небесного покровителя Федора Стратилата.
Фигура святого, цветочный узор вокруг него, а также религиозные сцены на лицевой стороне креста исполнены яркими блестящими эмалями. |
Колчан от калмыцкого саадака с поясом,
1616.
Крым.
Подарен крымским ханом Джан-бек Гиреем царю Михаилу Федоровичу в 1616 г. | |
Колчан от калмыцкого саадака с поясом,
1616.
Крым.
Подарен крымским ханом Джан-бек Гиреем царю Михаилу Федоровичу в 1616 г. |
Налатник царя Михаила Романова,
по охр. кн. – кабат,
До 1633 г.,
Атлас, тафта, нить золотная, канитель, трунцал, ткачество, вышивка (декоративная).
Длина- 97,5
Ширина подола- 21
Налатник – образец одежды, дошедший в единственном экземпляре - надевался на парадный воинский доспех. Покроем напоминает куртку с косыми незашитыми боками и короткими незашитыми рукавами. Сшит из красного атласа и расшит золотом. | |
Налатник царя Михаила Романова,
по охр. кн. – кабат,
До 1633 г.,
Атлас, тафта, нить золотная, канитель, трунцал, ткачество, вышивка (декоративная).
Длина- 97,5
Ширина подола- 21
Налатник – образец одежды, дошедший в единственном экземпляре - надевался на парадный воинский доспех. Покроем напоминает куртку с косыми незашитыми боками и короткими незашитыми рукавами. Сшит из красного атласа и расшит золотом. |
Шлем-шишак.
Принадлежал царевичу Ивану Ивановичу,
1557,
Россия, Москва.
Железо, насечка золотом, ковка, чеканка. | |
Шлем-шишак.
Принадлежал царевичу Ивану Ивановичу,
1557,
Россия, Москва.
Железо, насечка золотом, ковка, чеканка. |
Оклад иконы «Богоматерь Владимирская»
Москва. 1657
Мастер Петр Иванов
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, ткань; чеканка, скань, эмаль, золочение.
Высота 105
Ширина 70
«Риза золотая» к чудотворной византийской иконе создана по заказу патриарха Никона в связи с благополучным возвращением царя Алексея Михайловича из военного похода в конце 1656 года. | |
Оклад иконы «Богоматерь Владимирская»
Москва. 1657
Мастер Петр Иванов
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, ткань; чеканка, скань, эмаль, золочение.
Высота 105
Ширина 70
«Риза золотая» к чудотворной византийской иконе создана по заказу патриарха Никона в связи с благополучным возвращением царя Алексея Михайловича из военного похода в конце 1656 года. |
Евангелие напрестольное печатное в окладе, с паворозой.
Мастер Г.Овдокимов 1632.
Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, бархат золотный, дерево, тесьма золотная, стекло, бумага, литье, чеканка, резьба, скань, эмаль, чернь, зернь, канфарение, золочение, темпера, печать, гравюра на меди.
Вклад царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь.
Высота -42,5
Ширина -27
Золотой оклад на евангелие повторяет композицию оклада на евангелие заказанного Иваном Грозным для вклада в Благовещенский собор. В его убранстве заявляют о себе характерные для искусства этого времени новые тенденции – стремление к узорочью и нарядности. Драгоценные камни и эмали значительно ярче, цветной эмалью залит не только сканый орнамент, но и архитектурные детали в круглых клеймах с изображением евангелистов. | |
Евангелие напрестольное печатное в окладе, с паворозой.
Мастер Г.Овдокимов 1632.
Золото, серебро, камни драгоценные, жемчуг, бархат золотный, дерево, тесьма золотная, стекло, бумага, литье, чеканка, резьба, скань, эмаль, чернь, зернь, канфарение, золочение, темпера, печать, гравюра на меди.
Вклад царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь.
Высота -42,5
Ширина -27
Золотой оклад на евангелие повторяет композицию оклада на евангелие заказанного Иваном Грозным для вклада в Благовещенский собор. В его убранстве заявляют о себе характерные для искусства этого времени новые тенденции – стремление к узорочью и нарядности. Драгоценные камни и эмали значительно ярче, цветной эмалью залит не только сканый орнамент, но и архитектурные детали в круглых клеймах с изображением евангелистов. |
Евангелие напрестольное рукописное в окладе, с закладкой,
1678.
Москва
Живописная палата, 1678 - рукопись. ; Золотая палата Московского Кремля, 1678 - оклад.
Мастерские Московского Кремля.
Вклад царя Федора Алексеевича в дворцовую церковь Воскресения Словущего Московского Кремля | |
Евангелие напрестольное рукописное в окладе, с закладкой,
1678.
Москва
Живописная палата, 1678 - рукопись. ; Золотая палата Московского Кремля, 1678 - оклад.
Мастерские Московского Кремля.
Вклад царя Федора Алексеевича в дворцовую церковь Воскресения Словущего Московского Кремля |
Кинжал в ножнах.
Первая половина XVII в.,
Иран.
Золото, камни драгоценные, сталь булатная, дерево, стекло, жемчуг, бирюза, ковка, резьба, тиснение, скань, канфарение.
Подарен купцом Мохаммедом Казимом царю Михаилу Федоровичу в 1617 г.
В оружейной казне русских государей XVII века хранились различного вида доспехи, сабли, палаши, щиты, саадаки и кинжалы, созданные лучшими восточными оружейниками
В художественной отделке такого оружия использовалась резьба, чернь и излюбленный прием восточных мастеров – инкрустация золотом и драгоценными камнями на декоративных накладках из нефрита, агата, яшмы и горного хрусталя. Особое место в арсенале русских царей XVI и XVII столетий занимали изделия иранских оружейников. Из особо прочных сортов стали – булата и дамаска – изготавливались знаменитые иранские клинки. Главным центром производства был Исфахан, где располагались придворные мастерские иранских шахов. Кинжалы, кортики, ножи, палаши, сабли и шашки отличаются, как прекрасными боевыми качествами, так и совершенством формы. | |
Кинжал в ножнах.
Первая половина XVII в.,
Иран.
Золото, камни драгоценные, сталь булатная, дерево, стекло, жемчуг, бирюза, ковка, резьба, тиснение, скань, канфарение.
Подарен купцом Мохаммедом Казимом царю Михаилу Федоровичу в 1617 г.
В оружейной казне русских государей XVII века хранились различного вида доспехи, сабли, палаши, щиты, саадаки и кинжалы, созданные лучшими восточными оружейниками
В художественной отделке такого оружия использовалась резьба, чернь и излюбленный прием восточных мастеров – инкрустация золотом и драгоценными камнями на декоративных накладках из нефрита, агата, яшмы и горного хрусталя. Особое место в арсенале русских царей XVI и XVII столетий занимали изделия иранских оружейников. Из особо прочных сортов стали – булата и дамаска – изготавливались знаменитые иранские клинки. Главным центром производства был Исфахан, где располагались придворные мастерские иранских шахов. Кинжалы, кортики, ножи, палаши, сабли и шашки отличаются, как прекрасными боевыми качествами, так и совершенством формы. |
Венец, скипетр и держава царя Михаила Федоровича.
Венец
Москва, мастерские кремля,
1627.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка,гравировка, резьба, эмаль, канфарение.
Высота- 30,2 Окружность-66,5
Держава.
Западная Европа,
конец XVI век.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, гравировка, резьба, канфарение.
Вытота- 42,4
Скипетр
западная Европа,
конец 16 века.
Золото, драгоценные камни, жемчуг.
Литье, чеканка, эиаль.
Длина- 70,5.Диаметр-17 минимальный, 25-максимальный.
В XVI–XVII столетиях в России «Большим нарядом» называли целый комплекс символов царского сана. В него входили венец, скипетр, держава, бармы, крест, цепь, парадные облачения, боевые доспехи… Использование тех или иных регалий определялось характером придворных церемоний. В XVII веке в казне у каждого государя хранилось несколько «Больших царских нарядов».
Скипетр и держава, вошедшие в состав «Большого наряда» царя Михаила Романова, по всей вероятности, были выполнены европейскими мастерами еще в конце XVI века. Не исключено, что они входили в состав регалий царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. Регалии чудом уцелели в Смутное время и были использованы в церемонии венчания на царство Михаила Романова, затем его сына Алексея Михайловича и внука Ивана Алексеевича. В 1627 году мастера Золотой палаты Кремля добавили к этим регалиям золотой венец с ажурными, покрытыми многоцветной эмалью кокошниками и россыпью драгоценных камней. При этом его навершие выполнили в виде европейской императорской короны | |
Венец, скипетр и держава царя Михаила Федоровича.
Венец
Москва, мастерские кремля,
1627.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка,гравировка, резьба, эмаль, канфарение.
Высота- 30,2 Окружность-66,5
Держава.
Западная Европа,
конец XVI век.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, гравировка, резьба, канфарение.
Вытота- 42,4
Скипетр
западная Европа,
конец 16 века.
Золото, драгоценные камни, жемчуг.
Литье, чеканка, эиаль.
Длина- 70,5.Диаметр-17 минимальный, 25-максимальный.
В XVI–XVII столетиях в России «Большим нарядом» называли целый комплекс символов царского сана. В него входили венец, скипетр, держава, бармы, крест, цепь, парадные облачения, боевые доспехи… Использование тех или иных регалий определялось характером придворных церемоний. В XVII веке в казне у каждого государя хранилось несколько «Больших царских нарядов».
Скипетр и держава, вошедшие в состав «Большого наряда» царя Михаила Романова, по всей вероятности, были выполнены европейскими мастерами еще в конце XVI века. Не исключено, что они входили в состав регалий царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. Регалии чудом уцелели в Смутное время и были использованы в церемонии венчания на царство Михаила Романова, затем его сына Алексея Михайловича и внука Ивана Алексеевича. В 1627 году мастера Золотой палаты Кремля добавили к этим регалиям золотой венец с ажурными, покрытыми многоцветной эмалью кокошниками и россыпью драгоценных камней. При этом его навершие выполнили в виде европейской императорской короны |
Детский кирасирский доспех
Происходит из Государевой Оружейной палаты. Его выполнил в 1634 году в Москве немецкий мастер Петр Шасат. Как и взрослый доспех, он состоит из шлема, кирасы, набедренников, поножей и перчаток (одна из них утрачена) и украшен характерными для своего времени литыми рельефными накладками. В XVII веке в такие доспехи были облачены кирасиры – воины полков тяжелой кавалерии, главной ударной силы армий европейских государств. В допетровской России также использовались различные виды западноевропейского снаряжения.
Скорее всего, доспех принадлежал юному царевичу Алексею – будущему царю Алексею Михайловичу Романову. Военные игры, изображения рыцарей на гравюрах, безусловно, увлекали царевича. Возможно, эту дорогую игрушку в дальнейшем примеряли на себя и дети царя Алексея Михайловича, в том числе будущий император Петр I. | |
Детский кирасирский доспех
Происходит из Государевой Оружейной палаты. Его выполнил в 1634 году в Москве немецкий мастер Петр Шасат. Как и взрослый доспех, он состоит из шлема, кирасы, набедренников, поножей и перчаток (одна из них утрачена) и украшен характерными для своего времени литыми рельефными накладками. В XVII веке в такие доспехи были облачены кирасиры – воины полков тяжелой кавалерии, главной ударной силы армий европейских государств. В допетровской России также использовались различные виды западноевропейского снаряжения.
Скорее всего, доспех принадлежал юному царевичу Алексею – будущему царю Алексею Михайловичу Романову. Военные игры, изображения рыцарей на гравюрах, безусловно, увлекали царевича. Возможно, эту дорогую игрушку в дальнейшем примеряли на себя и дети царя Алексея Михайловича, в том числе будущий император Петр I. |
Ковш,
1618.
Мастерские Московского Кремля.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу
Золото, драгоценные камни, жемчуг; ковка, чернь.
Высота -15
Длина- 30
Ширина -22
Из ковшей на пирах пили излюбленные в старину хмельные напитки - меды. Они отличались разнообразием вкуса и цвета. При царском дворе из серебряных ковшей пили меды белые, из золотых – красные. Представленный в витрине массивный ковш был выкован в 1618 году в мастерских Кремля из цельного куска золота весом более килограмма, и подарен инокиней Марфой своему сыну - царю Михаилу Федоровичу. Ковш отличает красивая ладьевидная форма и изысканное украшение чернью, жемчугом и негранеными самоцветами.
О высоком статусе ковша говорит полный царский титул, выписанный вязью по его борту, и чеканный государственный герб на его дне. Драгоценный сосуд бережно хранился в Большой казне и использовался только во время торжественных приемов в Грановитой палате. | |
Ковш,
1618.
Мастерские Московского Кремля.
Принадлежал царю Михаилу Федоровичу
Золото, драгоценные камни, жемчуг; ковка, чернь.
Высота -15
Длина- 30
Ширина -22
Из ковшей на пирах пили излюбленные в старину хмельные напитки - меды. Они отличались разнообразием вкуса и цвета. При царском дворе из серебряных ковшей пили меды белые, из золотых – красные. Представленный в витрине массивный ковш был выкован в 1618 году в мастерских Кремля из цельного куска золота весом более килограмма, и подарен инокиней Марфой своему сыну - царю Михаилу Федоровичу. Ковш отличает красивая ладьевидная форма и изысканное украшение чернью, жемчугом и негранеными самоцветами.
О высоком статусе ковша говорит полный царский титул, выписанный вязью по его борту, и чеканный государственный герб на его дне. Драгоценный сосуд бережно хранился в Большой казне и использовался только во время торжественных приемов в Грановитой палате. |
Братина со съемной крышкой.
Первая половина XVII в..
Россия, Москва.
Мастерские Московского Кремля,
Золото, камни драгоценные, жемчуг; чеканка, чернь, резьба.
Высота- 15
Диаметр по венцу- 9,3
Принадлежала царю Михаилу Федоровичу, позже царице Евдокии Лукьяновне.
Небольшая золотая братина была выполнена в первой половине XVII века в мастерских Московского Кремля и подарена царю Михаилу Федоровичу торговыми людьми - братьями Судовщиковыми. Трудно найти произведение более совершенное по пропорциям и форме. Островерхая, конусообразная крышечка придает ей удивительное сходство с позолоченными луковичными главками московских церквей.
Впоследствии эту необычайно изящную маленькую братину царь подарил своей второй жене - царице Евдокии Лукьяновне. После смерти его первой жены - Марии Долгорукой, - в Москве, по традиции, состоялись смотрины невест, на которые съехались представительницы боярских и дворянских родов. Михаил выбрал дочь небогатого дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева. От этого счастливого брака родилось десять детей, в том числе и будущий царь Алексей Михайлович. | |
Братина со съемной крышкой.
Первая половина XVII в..
Россия, Москва.
Мастерские Московского Кремля,
Золото, камни драгоценные, жемчуг; чеканка, чернь, резьба.
Высота- 15
Диаметр по венцу- 9,3
Принадлежала царю Михаилу Федоровичу, позже царице Евдокии Лукьяновне.
Небольшая золотая братина была выполнена в первой половине XVII века в мастерских Московского Кремля и подарена царю Михаилу Федоровичу торговыми людьми - братьями Судовщиковыми. Трудно найти произведение более совершенное по пропорциям и форме. Островерхая, конусообразная крышечка придает ей удивительное сходство с позолоченными луковичными главками московских церквей.
Впоследствии эту необычайно изящную маленькую братину царь подарил своей второй жене - царице Евдокии Лукьяновне. После смерти его первой жены - Марии Долгорукой, - в Москве, по традиции, состоялись смотрины невест, на которые съехались представительницы боярских и дворянских родов. Михаил выбрал дочь небогатого дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева. От этого счастливого брака родилось десять детей, в том числе и будущий царь Алексей Михайлович. |
Саадак ( налуч для лука и колчан для стрел) «Большого наряда» царя Михаила Романова.
Выполнен мастерами Оружейной палаты
1627-1628.
Кожа, золото, серебро, драгоценные камни, ткань; резьба, эмаль.
Длина налуча -78,4
Длина колчана-47,5
Саадак «Большого наряда» относится к числу наиболее значимых воинских регалий царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Он был выполнен в 1627–1628 годах группой иностранных мастеров, служивших в Серебряной палате Московского Кремля, и использовался во многих церемониальных выходах и парадных выездах. Известно, что во время Русско-польской войны 1654–1667 годов он был включен под первым номером в опись походной оружейной казны царя Алексея Михайловича.
Государственную значимость саадака подчеркивают геральдические изображения, выполненные в технике эмали. В верхней части налуча в центральном клейме помещен герб России – двуглавый орел под тремя коронами. Вокруг него изображены: одноглавый белый орел с короной в когтях, грифон с державой, единорог со скипетром и лев с мечом. В нижней части налуча помещена древняя эмблема великих князей московских – воин на коне, поражающий копьем дракона. На колчане изображен двуглавый орел и единорог. Среди растительного орнамента саадака сверкают драгоценные камни – алмазы, сапфиры, рубины и изумруды. | |
Саадак ( налуч для лука и колчан для стрел) «Большого наряда» царя Михаила Романова.
Выполнен мастерами Оружейной палаты
1627-1628.
Кожа, золото, серебро, драгоценные камни, ткань; резьба, эмаль.
Длина налуча -78,4
Длина колчана-47,5
Саадак «Большого наряда» относится к числу наиболее значимых воинских регалий царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Он был выполнен в 1627–1628 годах группой иностранных мастеров, служивших в Серебряной палате Московского Кремля, и использовался во многих церемониальных выходах и парадных выездах. Известно, что во время Русско-польской войны 1654–1667 годов он был включен под первым номером в опись походной оружейной казны царя Алексея Михайловича.
Государственную значимость саадака подчеркивают геральдические изображения, выполненные в технике эмали. В верхней части налуча в центральном клейме помещен герб России – двуглавый орел под тремя коронами. Вокруг него изображены: одноглавый белый орел с короной в когтях, грифон с державой, единорог со скипетром и лев с мечом. В нижней части налуча помещена древняя эмблема великих князей московских – воин на коне, поражающий копьем дракона. На колчане изображен двуглавый орел и единорог. Среди растительного орнамента саадака сверкают драгоценные камни – алмазы, сапфиры, рубины и изумруды. |
Братина с крышкой
1-я четверть XVII века.
Мастерские Московского Кремля.
Подарена женой думного дьяка Петра Третьякова царю Михаилу Федоровичу.
Одной из красивейших считается братина, поднесенная в 1618 году женой думного дьяка Петра Третьякова царю Михаилу Федоровичу с просьбой помиловать ее мужа, обвиненного в измене. По венцу братины выгравировано изречение о верной любви: "Истинная любовь уподобится сосуду злату, ему же разбития не бывает ниоткуда, аще и мало погнется, то по разуму скоро исправится". | |
Братина с крышкой
1-я четверть XVII века.
Мастерские Московского Кремля.
Подарена женой думного дьяка Петра Третьякова царю Михаилу Федоровичу.
Одной из красивейших считается братина, поднесенная в 1618 году женой думного дьяка Петра Третьякова царю Михаилу Федоровичу с просьбой помиловать ее мужа, обвиненного в измене. По венцу братины выгравировано изречение о верной любви: "Истинная любовь уподобится сосуду злату, ему же разбития не бывает ниоткуда, аще и мало погнется, то по разуму скоро исправится". |
Братина
Принадлежала царю Алексею Михайловичу
Мастерские Кремля.
Третья четверть XVII в.,
Серебро, золото; эмаль, чеканка, чернь, резьба, золочение. высота -8,8
Особенностью этого серебряного с черневым декором сосуда является сделанная по золотому венцу надпись: БРАТИНА ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОСИИ САМОДЕРЪРЖЦА | |
Братина
Принадлежала царю Алексею Михайловичу
Мастерские Кремля.
Третья четверть XVII в.,
Серебро, золото; эмаль, чеканка, чернь, резьба, золочение. высота -8,8
Особенностью этого серебряного с черневым декором сосуда является сделанная по золотому венцу надпись: БРАТИНА ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОСИИ САМОДЕРЪРЖЦА |
Крышка раки Кирилла Белозерского.
Мастерские Московского Кремля
1643.
Серебро, чеканка, литье, золочение.
Длина -196.
Крышка раки Кирилла Белозерского была выполнена в Серебряной палате Кремля в 1643 году по заказу Федора Шереметьева – ближнего боярина царя Михаила Романова для вклада в Кириллов монастырь, где были похоронены его родственники.
Кирилл Белозерский – видный просветитель конца XIV – начала XV века, основатель крупнейшего монастыря на севере России, представлен в монашеских одеждах. Его образ передает состояние душевной сосредоточенности и одухотворенности. Памятник является редким произведением скульптурной чеканки XVII века.
До наших дней крышка раки сохранилась в разрозненных фрагментах и была воссоздана благодаря кропотливому труду реставраторов Оружейной палаты | |
Крышка раки Кирилла Белозерского.
Мастерские Московского Кремля
1643.
Серебро, чеканка, литье, золочение.
Длина -196.
Крышка раки Кирилла Белозерского была выполнена в Серебряной палате Кремля в 1643 году по заказу Федора Шереметьева – ближнего боярина царя Михаила Романова для вклада в Кириллов монастырь, где были похоронены его родственники.
Кирилл Белозерский – видный просветитель конца XIV – начала XV века, основатель крупнейшего монастыря на севере России, представлен в монашеских одеждах. Его образ передает состояние душевной сосредоточенности и одухотворенности. Памятник является редким произведением скульптурной чеканки XVII века.
До наших дней крышка раки сохранилась в разрозненных фрагментах и была воссоздана благодаря кропотливому труду реставраторов Оружейной палаты |
Икона в окладе Алексей человек Божий.
Москва
1629. Запись 18-19 века.
Икона – дерево, левкас,ткань. темпера; оклад- золото, драгоценные камни, жемчуг, стекло; чеканка, чернь, канфарение.
Высота -48,3
Ширина- 14,5
На мерной иконе представлен соименный святой царевича Алексея Михайловича, над которым изображена в облаках Ветхозаветная Троица. Появление мерных икон относится ко второй половине 16 века. При первых Романовых традиция их создания приняла особо широкий размах. Они создавались в скором времени после рождения в царской семье ребенка в « меру его роста».Эти иконы с первых дней жизни сопровождали нового члена царской фамилии и находились в личных молельнях дворца. | |
Икона в окладе Алексей человек Божий.
Москва
1629. Запись 18-19 века.
Икона – дерево, левкас,ткань. темпера; оклад- золото, драгоценные камни, жемчуг, стекло; чеканка, чернь, канфарение.
Высота -48,3
Ширина- 14,5
На мерной иконе представлен соименный святой царевича Алексея Михайловича, над которым изображена в облаках Ветхозаветная Троица. Появление мерных икон относится ко второй половине 16 века. При первых Романовых традиция их создания приняла особо широкий размах. Они создавались в скором времени после рождения в царской семье ребенка в « меру его роста».Эти иконы с первых дней жизни сопровождали нового члена царской фамилии и находились в личных молельнях дворца. |
Держава и скипетр царя Алексея Михайловича.
Держава
Стамбул.
1662 год.
Золото, драгоценные камни; эмаль. чеканка, резьба, литье.
Скипетр.
Стамбул
1658 год.
Золото, драгоценные камни; эмаль, чеканка, резьба, литье.
В правление Алексея Михайловича политическая доктрина времени Ивана Ш вновь обрела былую популярность, и царский заказ намекал на это. Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым. В архивах сохранились записи о том, что держава вместе с уже упоминавшимися бармами были привезены царю Алексею Михайловичу также греком, жителем Стамбула, Иваном Юрьевым в 1662 году. В правление Алексея Михайловича политическая доктрина времени Ивана Ш вновь обрела былую популярность, и царский заказ намекал на это. Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым. В архивах сохранились записи о том, что держава вместе с уже упоминавшимися бармами были привезены царю Алексею Михайловичу также греком, жителем Стамбула, Иваном Юрьевым в 1662 году.
Венчающие же регалии кресты указывают на их принадлежность православному государю. Об этом также говорят изображения двенадцати наиболее чтимых православных праздников, органично включенных в орнаментальное убранство скипетра: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Уверение апостола Фомы, Сошествие Святого Духа, Вознесение. Композиции исполнены золотом по черневому фону в иконописной манере, выдающей руку греческого мастера. | |
Держава и скипетр царя Алексея Михайловича.
Держава
Стамбул.
1662 год.
Золото, драгоценные камни; эмаль. чеканка, резьба, литье.
Скипетр.
Стамбул
1658 год.
Золото, драгоценные камни; эмаль, чеканка, резьба, литье.
В правление Алексея Михайловича политическая доктрина времени Ивана Ш вновь обрела былую популярность, и царский заказ намекал на это. Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым. В архивах сохранились записи о том, что держава вместе с уже упоминавшимися бармами были привезены царю Алексею Михайловичу также греком, жителем Стамбула, Иваном Юрьевым в 1662 году. В правление Алексея Михайловича политическая доктрина времени Ивана Ш вновь обрела былую популярность, и царский заказ намекал на это. Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым. В архивах сохранились записи о том, что держава вместе с уже упоминавшимися бармами были привезены царю Алексею Михайловичу также греком, жителем Стамбула, Иваном Юрьевым в 1662 году.
Венчающие же регалии кресты указывают на их принадлежность православному государю. Об этом также говорят изображения двенадцати наиболее чтимых православных праздников, органично включенных в орнаментальное убранство скипетра: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Уверение апостола Фомы, Сошествие Святого Духа, Вознесение. Композиции исполнены золотом по черневому фону в иконописной манере, выдающей руку греческого мастера. |
Конный портрет царя Алексея Михайловича
Конный портрет был наиболее распространенным типом парадного монаршего портрета, широко представленного в западноевропейском искусстве. В России подобные изображения были известны по многочисленным гравюрам, которые использовались русскими мастерами при создании подобных портретов.Царь Алексей Михайлович представлен с крестом в руке. Этим подчеркивается его роль единственного православного монарха – защитника и поборника вселенского православия | |
Конный портрет царя Алексея Михайловича
Конный портрет был наиболее распространенным типом парадного монаршего портрета, широко представленного в западноевропейском искусстве. В России подобные изображения были известны по многочисленным гравюрам, которые использовались русскими мастерами при создании подобных портретов.Царь Алексей Михайлович представлен с крестом в руке. Этим подчеркивается его роль единственного православного монарха – защитника и поборника вселенского православия |
Знамя царя Алексея Михайловича
Москва мастерские Кремля,
1653
тафта, камка, нить золотная, нить шелковая; ткачество, шитье
Длина 300
Ширина 158
Знамя с изображением образа Спаса Нерукотворного сопровождало царя Алексея Михайловича, лично возглавлявшего войско во время похода под Смоленск в 1654 году, затем следовало с государем в походах под Вильно и Ригу, после возвращения из похода «бывало в строю перед Государе» во время смотров войск. | |
Знамя царя Алексея Михайловича
Москва мастерские Кремля,
1653
тафта, камка, нить золотная, нить шелковая; ткачество, шитье
Длина 300
Ширина 158
Знамя с изображением образа Спаса Нерукотворного сопровождало царя Алексея Михайловича, лично возглавлявшего войско во время похода под Смоленск в 1654 году, затем следовало с государем в походах под Вильно и Ригу, после возвращения из похода «бывало в строю перед Государе» во время смотров войск. | |
|
|
| |