|
|
|
Создание регулярной армии и флота
После окончания Смутного времени Россия оказалась очень ослабленной. Для того чтобы вывести страну из кризиса требовалось решить ряд насущных задач. Среди них одной из самых главных являлась модернизация вооруженных сил России. Уже при преемниках Петра I были предприняты определенные шаги по решению этой задачи. В Россию были приглашены иностранные специалисты, способные воспитать необходимые военные кадры, способные воевать по-европейски. Создаются полки нового строя.
Для обучения новой тактике ведения боя закупаются учебные пособия, выходящие в Западной Европе. На их основе создаются свои собственные. Так в 1647 году в Москве была напечатана книга (которая имеется в собрании Музеев Кремля) «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Это перевод труда Иоганн Якоби фон Вальхаузена «Учение о пехоте».
О сложном составе русского войска накануне создания петровской регулярной армии могут рассказать многочисленные образцы русского и иностранного оружия того времени, своеобразные доспехи полков нового строя и многое другое из того, что хранится в обширном фонде «Оружия и доспехов» Музеев Московского Кремля.
Но еще более наглядно это могут представить уникальные знамена, прапоры, значки с оригинальными навершиями (гротиками), сохранившиеся в фонде «Шпалер и знамен». Это, например, «Знамя стрелецкое полковое» или «Знамя городовых солдат», «Знамя полка иноземного строя» или «Знамя драгунское», «Знамя воеводское» или «Пушкарский значок».
При Петре I процесс модернизации армии проходит более интенсивно. Эталоном для всего русского войска становятся бывшие потешные полки Петра — Преображенский и Семеновский. В армии вводится новая форма. Офицеры и обер-офицеры гвардейских полков носят на груди специальные знаки.
Расширяется производство оружия, особенно необходимого в государстве, ведущем беспрерывные войны. Наряду со старыми создаются новые оружейные заводы. Оружие петровского времени в достаточном количестве представлено в кремлевских коллекциях.
В самом начале XVIII века в Кремле Петр закладывает Цейхгауз — здание, предназначенное для хранения оружия, позднее получившее существующее и поныне наименование Арсенал (здание которого сохранилось на территории Кремля).
О доблести русской армии, руководимой Петром под Полтавой, могут немало рассказать трофеи, собранные на поле этого сражения и по приказу царя переданные на хранение в Кремль. Среди шведских вещей выставленных зале № 4 Государственной Оружейной палаты есть и личные вещи соперника Петра короля Карла XII.
Среди медалей находящихся в нашей коллекции представлены как памятные, так и наградные медали. Например, медаль «В память учреждения флота в России».
Шишак солдат иноземного строя
XVII в.
Место изготовления: Россия, Западная Европа.
Материал: железо.
Техника: ковка, клепка.
Размеры: Диаметр: 20,0 см,
высота: 17,0 см.
Шишак солдат иноземного строя, железный, кованый, с гребнем.
По краю утраты металла. На черепе в месте многочисленных разрывов поставлена железная заплата, прибитая гвоздями. Помят, побит. | |
Шишак солдат иноземного строя
XVII в.
Место изготовления: Россия, Западная Европа.
Материал: железо.
Техника: ковка, клепка.
Размеры: Диаметр: 20,0 см,
высота: 17,0 см.
Шишак солдат иноземного строя, железный, кованый, с гребнем.
По краю утраты металла. На черепе в месте многочисленных разрывов поставлена железная заплата, прибитая гвоздями. Помят, побит. |
Книга печатная "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей"
Иоганн Якоби фон Вальхаузен
Книга печатная в деревянном переплете, обтянутом темно-коричневой кожей с тиснением и золочением.
печать - Москва. 26.08.1647 г.,
переплет - Россия. XVIII в. (?)
Материал: бумага, дерево, кожа, металл недрагоценный.
Техника: печать, гравюра на меди, акварель, золочение, тиснение.
Размеры: Книга в переплете: 30,9 х 21,5 х 5,3 см,
лист: 27,5 х 19,0 см
177 листов.
Книга печатная в деревянном переплете, обтянутом темно-коричневой кожей с тиснением и золочением.
В книге 35 гравюр на меди, иллюстрирующих различные моменты пехотного учения. Гравирован также титульный лист: текст помещен в цветочную рамку, внизу в картуше - изображение пехотной баталии, вверху - двуглавого орла. Титульный лист расцвечен киноварью (рамка) и акварелью (картуш). | |
Книга печатная "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей"
Иоганн Якоби фон Вальхаузен
Книга печатная в деревянном переплете, обтянутом темно-коричневой кожей с тиснением и золочением.
печать - Москва. 26.08.1647 г.,
переплет - Россия. XVIII в. (?)
Материал: бумага, дерево, кожа, металл недрагоценный.
Техника: печать, гравюра на меди, акварель, золочение, тиснение.
Размеры: Книга в переплете: 30,9 х 21,5 х 5,3 см,
лист: 27,5 х 19,0 см
177 листов.
Книга печатная в деревянном переплете, обтянутом темно-коричневой кожей с тиснением и золочением.
В книге 35 гравюр на меди, иллюстрирующих различные моменты пехотного учения. Гравирован также титульный лист: текст помещен в цветочную рамку, внизу в картуше - изображение пехотной баталии, вверху - двуглавого орла. Титульный лист расцвечен киноварью (рамка) и акварелью (картуш). |
Картина "Портрет Петра I в латах" (поколенный)
Неизвестный художник
С оригинала Натье.
XIX в.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст, дерево.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 160,0 см,
ширина: 117,0 см.
Поколенное изображение Петра I на фоне боевой схватки. Торс изображен почти в профиль, голова повернута к зрителю. Петр представлен в латном доспехе, с голубой муаровой лентой и звездой ордена св. Андрея Первозванного на груди. Левой рукой Петр придерживает рукоять сабли с навершием в виде птичьей головы. В правой вытянутой перед фигурой руке, Петр сжимает маршальский жезл. Под нею - стоящий на возвышении металлический рыцарский шлем, увенчанный красными перьями.
На белом присборенном шейном платке - небольшой круглый медальон. Талию Петра опоясыват белый шарф. За фигурой Петра справа - сцена боевой схватки.
Портрет выполнен по заказу Н.Б. Юсупова в первой трети XIX. | |
Картина "Портрет Петра I в латах" (поколенный)
Неизвестный художник
С оригинала Натье.
XIX в.
Место изготовления: Россия.
Материал: холст, дерево.
Техника: масло.
Размеры: Высота: 160,0 см,
ширина: 117,0 см.
Поколенное изображение Петра I на фоне боевой схватки. Торс изображен почти в профиль, голова повернута к зрителю. Петр представлен в латном доспехе, с голубой муаровой лентой и звездой ордена св. Андрея Первозванного на груди. Левой рукой Петр придерживает рукоять сабли с навершием в виде птичьей головы. В правой вытянутой перед фигурой руке, Петр сжимает маршальский жезл. Под нею - стоящий на возвышении металлический рыцарский шлем, увенчанный красными перьями.
На белом присборенном шейном платке - небольшой круглый медальон. Талию Петра опоясыват белый шарф. За фигурой Петра справа - сцена боевой схватки.
Портрет выполнен по заказу Н.Б. Юсупова в первой трети XIX. |
Гротик (навершие кавалерийского полкового значка)
Швеция,
конец XVII в.
Железо.
Ковка, резьба.
Длина: 21,2 см.
Из числа трофеев, взятых русскими войсками в Полтавском сражении. Трофеи долгое время хранились в Москве в Преображенском дворце - любимой резиденции Петра I. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны шведские трофеи были перевезены в Московский Кремль и размещены в Потешном дворце. | |
Гротик (навершие кавалерийского полкового значка)
Швеция,
конец XVII в.
Железо.
Ковка, резьба.
Длина: 21,2 см.
Из числа трофеев, взятых русскими войсками в Полтавском сражении. Трофеи долгое время хранились в Москве в Преображенском дворце - любимой резиденции Петра I. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны шведские трофеи были перевезены в Московский Кремль и размещены в Потешном дворце. |
Навершие знамени стрелецкого полуполковничьего
1676-1682 гг.
Место изготовления: Россия.
Материал: железо.
Техника: ковка.
Размеры: Длина: 21,0 см.
Навершие знамени стрелецкого полуполковничьего, в виде гладкого железного копья, с прорезным восьмиконечным голгофским крестом. Навершие в верхней части плоское. Трубка навершия конусообразная, гладкая. Навершие состоит из двух пластин, наложенных друг на друга и соединенных в середине креста. | |
Навершие знамени стрелецкого полуполковничьего
1676-1682 гг.
Место изготовления: Россия.
Материал: железо.
Техника: ковка.
Размеры: Длина: 21,0 см.
Навершие знамени стрелецкого полуполковничьего, в виде гладкого железного копья, с прорезным восьмиконечным голгофским крестом. Навершие в верхней части плоское. Трубка навершия конусообразная, гладкая. Навершие состоит из двух пластин, наложенных друг на друга и соединенных в середине креста. |
Знамя стрелецкое полковое – фрагмент
Конец XVIIв.
Место изготовления: Россия.
Материал: камка, краски. Камка - Китай. XVII в.
Техника: ткачество, живопись.
Размеры: 60,0 х 63,0 см.
Знамя стрелецкое полковое - фрагмент, из камки, с живописным изображением святых Атония и Феодосия Печерских. На голубой камке с мелким цветочным узором вплотную друг к другу расположены поколенные изображения святых Антония и Феодосия Печерских. На нимбах - частично сохранившиеся надписи. Одежды и лица написаны красками, нимбы - золотом. | |
Знамя стрелецкое полковое – фрагмент
Конец XVIIв.
Место изготовления: Россия.
Материал: камка, краски. Камка - Китай. XVII в.
Техника: ткачество, живопись.
Размеры: 60,0 х 63,0 см.
Знамя стрелецкое полковое - фрагмент, из камки, с живописным изображением святых Атония и Феодосия Печерских. На голубой камке с мелким цветочным узором вплотную друг к другу расположены поколенные изображения святых Антония и Феодосия Печерских. На нимбах - частично сохранившиеся надписи. Одежды и лица написаны красками, нимбы - золотом. |
Прапор
XVII в.
Место изготовления: Китай (камка), Россия.
Материал: камка, бахрома шелковая, краски.
Техника: ткачество, живопись.
Размеры: 94,0 х 341,0 см.
Прапор, из пожелтевшей белой и выцветшей зеленовато-серой камки, с двумя откосами, с живописными изображениями. По обеим сторонам прапора на прямоугольной части из белой камки с цветочным узором в центре - четырехконечный крест, составленный из двенадцати звезд. В боковых каймах в фигурных картушах в рост изображены Иоанн Предтеча и апостол Петр. В углах каймы написаны шестикрылые серафимы. В четырех фигурных картушах на центральной части прапора и в двух картушах на кайме черной краской по серебряному фону надпись. В откосах из выцветшей зеленовато-серой камки изображены полуфигуры львов, которые в передних лапах держат пушки. В углах - крупные лиственные побеги. Звезды, картуши, фигуры львов, местами лиственные побеги написаны золотом. Херувимы, часть лиственного узора, фон в картушах, кайма в откосах - серебром. Деталировка росписи и контуры выполнены черной краской. Кругом прапора - короткая шелковая разноцветная бахрома. С одной стороны - остатки мешочка для древка. | |
Прапор
XVII в.
Место изготовления: Китай (камка), Россия.
Материал: камка, бахрома шелковая, краски.
Техника: ткачество, живопись.
Размеры: 94,0 х 341,0 см.
Прапор, из пожелтевшей белой и выцветшей зеленовато-серой камки, с двумя откосами, с живописными изображениями. По обеим сторонам прапора на прямоугольной части из белой камки с цветочным узором в центре - четырехконечный крест, составленный из двенадцати звезд. В боковых каймах в фигурных картушах в рост изображены Иоанн Предтеча и апостол Петр. В углах каймы написаны шестикрылые серафимы. В четырех фигурных картушах на центральной части прапора и в двух картушах на кайме черной краской по серебряному фону надпись. В откосах из выцветшей зеленовато-серой камки изображены полуфигуры львов, которые в передних лапах держат пушки. В углах - крупные лиственные побеги. Звезды, картуши, фигуры львов, местами лиственные побеги написаны золотом. Херувимы, часть лиственного узора, фон в картушах, кайма в откосах - серебром. Деталировка росписи и контуры выполнены черной краской. Кругом прапора - короткая шелковая разноцветная бахрома. С одной стороны - остатки мешочка для древка. |
Знамя воеводское
XVII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: тафта, краски.
Тафта - иностранное производство.
XVII в.
Техника: ткачество, темпера яичная.
Размеры: 98,0 х 144,0 см.
Знамя воеводское, из белой тафты, четырехугольное, с живописными изображениями. На обеих сторонах знамени в центре - изображения Спаса Нерукотворного, архангела Михаила, архангела Гавриила. Внизу - фигуры святых угодников Михаила, Георгия, Сергия. Центральная композиция заключена в венок из стилизованных ветвей с листьями, гвоздиками, тюльпанами, другими цветами и гроздьями винограда. В верхних углах - по одной восьмиконечной звезде. Ниже - фрагменты еще двух звезд и двух цветов. Роспись выполнена преимущественно золотом. Контуры изображения - черной краской. | |
Знамя воеводское
XVII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: тафта, краски.
Тафта - иностранное производство.
XVII в.
Техника: ткачество, темпера яичная.
Размеры: 98,0 х 144,0 см.
Знамя воеводское, из белой тафты, четырехугольное, с живописными изображениями. На обеих сторонах знамени в центре - изображения Спаса Нерукотворного, архангела Михаила, архангела Гавриила. Внизу - фигуры святых угодников Михаила, Георгия, Сергия. Центральная композиция заключена в венок из стилизованных ветвей с листьями, гвоздиками, тюльпанами, другими цветами и гроздьями винограда. В верхних углах - по одной восьмиконечной звезде. Ниже - фрагменты еще двух звезд и двух цветов. Роспись выполнена преимущественно золотом. Контуры изображения - черной краской. |
Знамя драгунское
XVII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: тафта, краски.
Тафта - иностранное производство. XVII в.
Техника: ткачество, живопись, аппликация.
Размеры: 119,0 х 165,0 см.
Знамя драгунское, из тафты, с откосом, с аппликацией и росписью. В середине на белой тафте вшито двустороннее изображение грифа с палашом в лапе. Его корпус, хвост, конечности выполнены из зеленой тафты; голова - из золотисто-желтой тафты; крылья - из серебристо-серой тафты. Над грифом - четырехконечный крест, в углу знамени - три звезды из голубой тафты. Аппликация детализирована росписью черной, местами красной краской. | |
Знамя драгунское
XVII в.
Место изготовления: Россия.
Материал: тафта, краски.
Тафта - иностранное производство. XVII в.
Техника: ткачество, живопись, аппликация.
Размеры: 119,0 х 165,0 см.
Знамя драгунское, из тафты, с откосом, с аппликацией и росписью. В середине на белой тафте вшито двустороннее изображение грифа с палашом в лапе. Его корпус, хвост, конечности выполнены из зеленой тафты; голова - из золотисто-желтой тафты; крылья - из серебристо-серой тафты. Над грифом - четырехконечный крест, в углу знамени - три звезды из голубой тафты. Аппликация детализирована росписью черной, местами красной краской. | |
|
|
| |