|
|
|
Установление царской власти
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» обладает уникальной коллекцией произведений искусства, время создания которых связано с эпохой правления первого русского венчанного царя Ивана Грозного. Многие из них находятся в соборах Кремля, на своих исторических местах, другие хранятся в экспозиции Оружейной палаты или в фондах нашего музея.
В произведениях грозненского времени – иконах, лицевом шитье, изделиях златокузнецов сочетались высокое художественное качество и глубина постижения христианских истин.
Одной из важнейших идей времени была мысль о наследовании Русью прав сошедшей с исторической арены Византийской империи. «Идеологи» Московского царства последовательно доказывали, что все православные земли, потерявшие в реальности свою независимость, «соединились» в России, превратившейся в Святую Великую Русь. В 1547 году во главе ее стал венчанный на царство в соответствии с ритуалом византийских императоров святой царь, помазанник божий, Иван IV. Юный государь ощутил себя главным защитником не оскверненной инакомыслием древней христианской веры. Необходимость укоренения идеологии Московского царства, как в сознании самого царя, так и в глубинах народного самосознания потребовала разработки особой программы, в осуществлении которой не последняя роль отводилась изобразительному искусству. Целый ряд дошедших до нас документов XVI века свидетельствует о том, что впервые на государственном уровне наставники царя митрополит Макарий и священник Сильвестр разработали план создания произведений, программа которых была призвана служить утверждению новой идеологии. Для ее осуществления в Москве собрали мастеров из ведущих русских художественных центров. На протяжении десятилетия им удалось создать яркие, идеологически насыщенные памятники, в которых утверждалась святость царского рода, законность права Ивана IV на царский венец, идея богоизбранности русского народа и Русского государства, высокий авторитет Русской церкви как хранительницы истинной веры. Однако и в дальнейшем, на протяжении всего царствования Ивана Грозного, эти идеи продолжали развиваться, многократно повторяясь во вновь создаваемых произведениях и способствуя формированию характерного для России восприятия персоны царя как объекта религиозного поклонения.
Успенский собор
Успенский собор возведен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти на месте двух более древних храмов.
Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. | |
Успенский собор
Успенский собор возведен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти на месте двух более древних храмов.
Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. |
Успенский собор - интерьеры
На протяжении четырех столетий собор был главным храмом России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. | |
Успенский собор - интерьеры
На протяжении четырех столетий собор был главным храмом России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. |
Шапка Мономаха
Конец XIII - начало XIV в.,
Золото, серебро, камни драгоценные, бархат, атлас, мех, литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка, эмаль
К числу самых древних регалий относится царский венец знаменитая "Шапка Мономаха". Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается "шапка золотая". Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа "шапкой Мономаха". Согласно официальной государственной теории этот дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. | |
Шапка Мономаха
Конец XIII - начало XIV в.,
Золото, серебро, камни драгоценные, бархат, атлас, мех, литье, чеканка, скань, зернь, резьба, гравировка, эмаль
К числу самых древних регалий относится царский венец знаменитая "Шапка Мономаха". Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается "шапка золотая". Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа "шапкой Мономаха". Согласно официальной государственной теории этот дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. Особый статус венца диктовал его использование - до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. |
Моленное царское место (Мономахов трон)
1551.
Россия, Москва,
Дерево, левкас, атлас золотный, резьба по дереву, темпера яичная, ткачество
Созданное в 1551 г., вскоре после принятия Иваном IV царского титула, Царское место представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся, подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей. Барельефы на трех боковых стенках иллюстрируют отрывок из «Сказания о князьях Владимирских», посвященный истории русских царских регалий, в том числе знаменитой Шапки Мономаха. Многофигурные сцены подробно повествуют о посылке царского венца византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу, также получившему прозвище Мономах. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул, его текст помещен на дверцах Царского места. | |
Моленное царское место (Мономахов трон)
1551.
Россия, Москва,
Дерево, левкас, атлас золотный, резьба по дереву, темпера яичная, ткачество
Созданное в 1551 г., вскоре после принятия Иваном IV царского титула, Царское место представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся, подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей. Барельефы на трех боковых стенках иллюстрируют отрывок из «Сказания о князьях Владимирских», посвященный истории русских царских регалий, в том числе знаменитой Шапки Мономаха. Многофигурные сцены подробно повествуют о посылке царского венца византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу, также получившему прозвище Мономах. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул, его текст помещен на дверцах Царского места. |
Трон Ивана Грозного
Трон, облицованный резными пластинами слоновой кости,
XVI в.,
Италия.
Мастерская братьев Эмбриахи,
Кость слоновая, цевка, медь (?), железо, бархат, парча, резьба, литье, золочение
Принадлежал царю Ивану IV Грозному
Трон середины XVI века - произведение итальянского Ренессанса. Белоснежный и подчеркнуто устойчивый, он выполнен из дерева и облицован резными пластинами слоновой и моржовой кости. Пластины украшены разнообразными сюжетами - библейского, исторического, мифологического, героического и бытового содержания. Предполагается, что трон был выполнен западными мастерами для юного царя Ивана IV, венчавшегося на царство в 1547 году в возрасте 17 лет. История костяного трона хорошо прослеживается документально. Известно, что трон неоднократно поновляли, ветхие пластины заменяли новыми, рельефные изображения на которых выполняли уже русские резчики | |
Трон Ивана Грозного
Трон, облицованный резными пластинами слоновой кости,
XVI в.,
Италия.
Мастерская братьев Эмбриахи,
Кость слоновая, цевка, медь (?), железо, бархат, парча, резьба, литье, золочение
Принадлежал царю Ивану IV Грозному
Трон середины XVI века - произведение итальянского Ренессанса. Белоснежный и подчеркнуто устойчивый, он выполнен из дерева и облицован резными пластинами слоновой и моржовой кости. Пластины украшены разнообразными сюжетами - библейского, исторического, мифологического, героического и бытового содержания. Предполагается, что трон был выполнен западными мастерами для юного царя Ивана IV, венчавшегося на царство в 1547 году в возрасте 17 лет. История костяного трона хорошо прослеживается документально. Известно, что трон неоднократно поновляли, ветхие пластины заменяли новыми, рельефные изображения на которых выполняли уже русские резчики |
Волосник царицы Марии Долгорукой
1625.
Москва.
Принадлежал царице Марии Долгорукой, Тафта, нить золотная пряденая, нить волоченая золотная, нить шелковая, шнур, ткачество, шитье, плетение на коклюшках. | |
Волосник царицы Марии Долгорукой
1625.
Москва.
Принадлежал царице Марии Долгорукой, Тафта, нить золотная пряденая, нить волоченая золотная, нить шелковая, шнур, ткачество, шитье, плетение на коклюшках. |
Благовещанский собор
Благовещенский собор возведен в 1484-1489 годах той же артелью псковских мастеров, что и церковь Ризположения на митрополичьем дворе. Он расположен в юго-западном углу Соборной площади на месте каменной церкви Благовещения XIV века. Уже эта древняя церковь служила придворным храмом великого князя. Она была поднята на высокий подклет и соединялась с дворцом крытым переходом. В 1416 году храм перестраивается, он увеличивается в размерах и становится трехапсидным. | |
Благовещанский собор
Благовещенский собор возведен в 1484-1489 годах той же артелью псковских мастеров, что и церковь Ризположения на митрополичьем дворе. Он расположен в юго-западном углу Соборной площади на месте каменной церкви Благовещения XIV века. Уже эта древняя церковь служила придворным храмом великого князя. Она была поднята на высокий подклет и соединялась с дворцом крытым переходом. В 1416 году храм перестраивается, он увеличивается в размерах и становится трехапсидным. |
Благовещанский собор - интерьеры (галереи)
В 1562-1564 годах придел, расположенный на южной галерее, был обновлен. Южное крыльцо, прежде открытое, стало закрытым. Над углами галереи возвели четыре одноглавых придела. В те же годы над сводами собора возвели еще две глухие главы. Храм приобрел существующую девятиглавую композицию. Главы и крышу покрыли золоченой медью и собор стали звать “златоверхим”. | |
Благовещанский собор - интерьеры (галереи)
В 1562-1564 годах придел, расположенный на южной галерее, был обновлен. Южное крыльцо, прежде открытое, стало закрытым. Над углами галереи возвели четыре одноглавых придела. В те же годы над сводами собора возвели еще две глухие главы. Храм приобрел существующую девятиглавую композицию. Главы и крышу покрыли золоченой медью и собор стали звать “златоверхим”. |
Благовещанский собор - интерьеры
В ходе реконструкции Кремля при Иване III мастера-псковичи вновь разобрали храм до подклета и, укрепив последний, возвели над ним новый кирпичный собор, окружив его со всех сторон галереями-папертями на подклетах, со всходом, заканчивающим северную паперть, и полуоткрытым крыльцом, примкнувшим к юго-восточной части галереи. | |
Благовещанский собор - интерьеры
В ходе реконструкции Кремля при Иване III мастера-псковичи вновь разобрали храм до подклета и, укрепив последний, возвели над ним новый кирпичный собор, окружив его со всех сторон галереями-папертями на подклетах, со всходом, заканчивающим северную паперть, и полуоткрытым крыльцом, примкнувшим к юго-восточной части галереи. |
Архангельский собор
Возведен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Величественное здание главного великокняжеского храма - усыпальницы поражало современников необычностью своего внешнего облика.
| |
Архангельский собор
Возведен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Величественное здание главного великокняжеского храма - усыпальницы поражало современников необычностью своего внешнего облика.
|
Картина.
Интерьер Архангельского собора. Автор: Шухвостов Степан Михайлович, 1865
| |
Картина.
Интерьер Архангельского собора. Автор: Шухвостов Степан Михайлович, 1865
|
Икона. "Богоматерь Одигитрия" в окладе
XIV в.,
Византия,
Дерево, левкас, паволока, камни драгоценные, золото, серебро, жемчуг, темпера яичная, чеканка, скань, эмаль, канфарение | |
Икона. "Богоматерь Одигитрия" в окладе
XIV в.,
Византия,
Дерево, левкас, паволока, камни драгоценные, золото, серебро, жемчуг, темпера яичная, чеканка, скань, эмаль, канфарение |
Икона. "Иоанн Предтеча"
Конец XIV-XV вв.,
Византия,
Стеатит, серебро, резьба, чеканка, золочение. | |
Икона. "Иоанн Предтеча"
Конец XIV-XV вв.,
Византия,
Стеатит, серебро, резьба, чеканка, золочение. |
Евангелие напрестольное печатное.
XVI-XVII вв.,
Россия, Москва (печать, 17 в.),
Россия, Новгород (оклад: средник и наугольники, 16 в.; остальная часть оклада, 17 в. -?).
Серебро, камень, бархат, шелк, дерево, бумага, эмаль, резьба, чеканка, канфарение, литье, золочение, печать. | |
Евангелие напрестольное печатное.
XVI-XVII вв.,
Россия, Москва (печать, 17 в.),
Россия, Новгород (оклад: средник и наугольники, 16 в.; остальная часть оклада, 17 в. -?).
Серебро, камень, бархат, шелк, дерево, бумага, эмаль, резьба, чеканка, канфарение, литье, золочение, печать. |
ШАПКА КАЗАНСКАЯ
Москва, мастерские Кремля (?),
1553 (?)
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех соболя; чеканка, литье, резьба, чернь
Дл. окружности 65, в. 24,8
Музеи Московского Кремля, инв. № Р–4/1–2
Шапка Казанская, один из древнейших царских венцов России, относилась к важнейшим государственным реликвиям, история которых неразрывно связана с развитием и становлением российской государственности. Традиция, согласно которой золотой венец называется Шапкой Казанской, или «Шапкой казанского царя Симеона», восходит к описям царской казны XVII в., самая древняя из которых относится к 1642 г. Казанский царь Симеон, упоминаемый в описях, – это Едигер, последний правитель Казанского ханства. После взятия Казани в 1553 г. русскими войсками под предводительством царя Ивана Грозного хан Едигер был привезен в Москву, где поступил на службу к русскому царю и был крещен с именем Симеон.
В документах XVII в. нет указаний на то, каким образом золотая шапка попала в царскую казну. Происходит из основного собрания Оружейной палаты
В литературе XIX в. появляются две дожившие до настоящего времени версии о происхождении венца. Согласно одной из них, «татарский» венец был сделан в Казани и привезен в Москву вместе с пленным ханом как военный трофей. По второй версии, которая кажется более вероятной, венец был создан в Москве кремлевскими ювелирами по указу Ивана Грозного в память о победе над Казань. О московском происхождении памятника свидетельствует ряд особенностей его оформления – например, использование черни на золоте, присутствие в орнаменте изящных растительных мотивов и цветочных розеток с прозрачной красной эмалью, находящих аналогии и в других столичных изделиях этого периода. Однако восточная в своей основе форма Шапки Казанской с ее пластинчатой тульей и округлым навершием, опоясывающие тулью лотосовидные «городки», характерное для искусства Востока сочетание красных и голубых камней указывают на то, что в работе над ней принимали участие восточные ювелиры, прибывшие в Москву в свите казанского хана, как отмечают источники. Каким бы ни было происхождение Шапки Казанской, она была и остается одним из раритетов истории России и символом ее воинской славы. | |
ШАПКА КАЗАНСКАЯ
Москва, мастерские Кремля (?),
1553 (?)
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех соболя; чеканка, литье, резьба, чернь
Дл. окружности 65, в. 24,8
Музеи Московского Кремля, инв. № Р–4/1–2
Шапка Казанская, один из древнейших царских венцов России, относилась к важнейшим государственным реликвиям, история которых неразрывно связана с развитием и становлением российской государственности. Традиция, согласно которой золотой венец называется Шапкой Казанской, или «Шапкой казанского царя Симеона», восходит к описям царской казны XVII в., самая древняя из которых относится к 1642 г. Казанский царь Симеон, упоминаемый в описях, – это Едигер, последний правитель Казанского ханства. После взятия Казани в 1553 г. русскими войсками под предводительством царя Ивана Грозного хан Едигер был привезен в Москву, где поступил на службу к русскому царю и был крещен с именем Симеон.
В документах XVII в. нет указаний на то, каким образом золотая шапка попала в царскую казну. Происходит из основного собрания Оружейной палаты
В литературе XIX в. появляются две дожившие до настоящего времени версии о происхождении венца. Согласно одной из них, «татарский» венец был сделан в Казани и привезен в Москву вместе с пленным ханом как военный трофей. По второй версии, которая кажется более вероятной, венец был создан в Москве кремлевскими ювелирами по указу Ивана Грозного в память о победе над Казань. О московском происхождении памятника свидетельствует ряд особенностей его оформления – например, использование черни на золоте, присутствие в орнаменте изящных растительных мотивов и цветочных розеток с прозрачной красной эмалью, находящих аналогии и в других столичных изделиях этого периода. Однако восточная в своей основе форма Шапки Казанской с ее пластинчатой тульей и округлым навершием, опоясывающие тулью лотосовидные «городки», характерное для искусства Востока сочетание красных и голубых камней указывают на то, что в работе над ней принимали участие восточные ювелиры, прибывшие в Москву в свите казанского хана, как отмечают источники. Каким бы ни было происхождение Шапки Казанской, она была и остается одним из раритетов истории России и символом ее воинской славы. |
Блюдо Марии Темрюковны
Москва, мастерские Кремля,
1561
Золото; ковка, чеканка, чернь
Дм. 41,5, в. 3
Происходит из ризницы Троице-Сергиева монастыря. Поступило в Оружейную палату в 1928 г.
Музеи Московского Кремля, инв. № МР–1188
Золотое блюдо – один из самых великолепных памятников ювелирного искусства грозненской эпохи. Блюдо выковано из куска золота весом почти три килограмма и чеканено округлыми лопастями («ложками»). Чеканные «ложки», обрисованные по контуру выпуклым бортиком, динамично закрученные в основании и плавно округлые в завершении, уподобили дно блюда многолепестковой цветочной розетке.
На мишени блюда – черневое изображение двуглавого орла. По борту наведен чернью узор из плавно изогнутых стеблей трилистника. Среди орнамента расположены шесть клейм в виде свитков с черневой надписью: БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ БЛАГОЧЕСТИВАГО / ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА / ВАСИЛЬЕВИЧА ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ / ЗДЕЛАНО БЛЮДО БЛАГОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ / ВЕЛИКОИ КНЯГИНИ МАРЬИ / ЛЕТО В ШЕСТЬ ДЕСЕТ ДЕВЯТОГО [1560/1561].
В 1561 г. Иван Грозный женился вторично. Золотое блюдо было царским подарком, на котором невесте поднесли головной убор в соответствии с древнерусским свадебным ритуалом. Новой избранницей царя после смерти его первой жены Анастасии стала юная княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир Гуки. Перед свадьбой Кученей перешла в православие и приняла имя Мария. Второй брак царя продолжался восемь лет. В этом браке у Ивана Васильевича родился сын Василий, который умер младенцем. В 1569 г. умерла и сама царица, тяжело заболевшая во время поездки с мужем в Вологду. Золотое блюдо, свадебный подарок, царь вложил на «помин ее души» в Троице-Сергиев монастырь | |
Блюдо Марии Темрюковны
Москва, мастерские Кремля,
1561
Золото; ковка, чеканка, чернь
Дм. 41,5, в. 3
Происходит из ризницы Троице-Сергиева монастыря. Поступило в Оружейную палату в 1928 г.
Музеи Московского Кремля, инв. № МР–1188
Золотое блюдо – один из самых великолепных памятников ювелирного искусства грозненской эпохи. Блюдо выковано из куска золота весом почти три килограмма и чеканено округлыми лопастями («ложками»). Чеканные «ложки», обрисованные по контуру выпуклым бортиком, динамично закрученные в основании и плавно округлые в завершении, уподобили дно блюда многолепестковой цветочной розетке.
На мишени блюда – черневое изображение двуглавого орла. По борту наведен чернью узор из плавно изогнутых стеблей трилистника. Среди орнамента расположены шесть клейм в виде свитков с черневой надписью: БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ БЛАГОЧЕСТИВАГО / ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА / ВАСИЛЬЕВИЧА ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ / ЗДЕЛАНО БЛЮДО БЛАГОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ / ВЕЛИКОИ КНЯГИНИ МАРЬИ / ЛЕТО В ШЕСТЬ ДЕСЕТ ДЕВЯТОГО [1560/1561].
В 1561 г. Иван Грозный женился вторично. Золотое блюдо было царским подарком, на котором невесте поднесли головной убор в соответствии с древнерусским свадебным ритуалом. Новой избранницей царя после смерти его первой жены Анастасии стала юная княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир Гуки. Перед свадьбой Кученей перешла в православие и приняла имя Мария. Второй брак царя продолжался восемь лет. В этом браке у Ивана Васильевича родился сын Василий, который умер младенцем. В 1569 г. умерла и сама царица, тяжело заболевшая во время поездки с мужем в Вологду. Золотое блюдо, свадебный подарок, царь вложил на «помин ее души» в Троице-Сергиев монастырь |
Миниатюра Иван Грозный
Х. Вайгель. Гравюра. Фрагмент. Нюрнберг, вторая половина XVI века. Из книги "Достоверные портреты московских государей". С.-Петербург, 1882
В малолетство Ивана Грозного государством управляла его мать - Елена Глинская. После ее смерти в 1638 году начался период боярского правления. 16 января 1547 года Иван IV венчался на царство, а 3 февраля этого же года женился на Анастасии, дочери окольничего Романа Юрьевича. С этого времени начинается самостоятельное участие Ивана IV в управлении страной. | |
Миниатюра Иван Грозный
Х. Вайгель. Гравюра. Фрагмент. Нюрнберг, вторая половина XVI века. Из книги "Достоверные портреты московских государей". С.-Петербург, 1882
В малолетство Ивана Грозного государством управляла его мать - Елена Глинская. После ее смерти в 1638 году начался период боярского правления. 16 января 1547 года Иван IV венчался на царство, а 3 февраля этого же года женился на Анастасии, дочери окольничего Романа Юрьевича. С этого времени начинается самостоятельное участие Ивана IV в управлении страной. |
Миниатюра Иван Грозный
Миниатюра из "Титулярника", 1672 г.
Старший сын великого князя московского Василия III и его второй жены Елены Глинской. Великий князь московский (1533-1547) Первый русский царь (1547-1584)
| |
Миниатюра Иван Грозный
Миниатюра из "Титулярника", 1672 г.
Старший сын великого князя московского Василия III и его второй жены Елены Глинской. Великий князь московский (1533-1547) Первый русский царь (1547-1584)
|
Крест с Древом Креста Господня
| |
Крест с Древом Креста Господня
|
Икона Иоанн - Предтеча
Икона
Название: "Иоанн Предтеча", из иконостаса придела "Вход в Иерусалим" Благовещенского собора
60-е гг XVI в.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас, серебро
Техника: темпера яичная, басма, скань, золочение, ковка
Размеры: Размеры: 100,0 х 75,0 х 2,5 см
Серебро - 1200,00 г 875°
Иконографический тип Иоанна Предтечи – аскета и отшельника – получает самое широкое распространение в искусстве Московского царства XVI в. Особенно это заметно в правление Ивана IV, чьим небесным покровителем был Иоанн Предтеча | |
Икона Иоанн - Предтеча
Икона
Название: "Иоанн Предтеча", из иконостаса придела "Вход в Иерусалим" Благовещенского собора
60-е гг XVI в.
Место изготовления: Москва
Материал: дерево, паволока, левкас, серебро
Техника: темпера яичная, басма, скань, золочение, ковка
Размеры: Размеры: 100,0 х 75,0 х 2,5 см
Серебро - 1200,00 г 875°
Иконографический тип Иоанна Предтечи – аскета и отшельника – получает самое широкое распространение в искусстве Московского царства XVI в. Особенно это заметно в правление Ивана IV, чьим небесным покровителем был Иоанн Предтеча |
|
Блюдо - рассольник
|
Кувшин
Англия, Лондон 1604-1605
Мастер: Хор Джон ( ?) Серебро. Чеканка, литье, золочение. Высота общая: 48-51 см | |
Кувшин
Англия, Лондон 1604-1605
Мастер: Хор Джон ( ?) Серебро. Чеканка, литье, золочение. Высота общая: 48-51 см |
Благовещанский собор
Двустворчатые двери
В ходе реконструкции Кремля при Иване III мастера-псковичи вновь разобрали храм до подклета и, укрепив последний, возвели над ним новый кирпичный собор, окружив его со всех сторон галереями-папертями на подклетах, со всходом, заканчивающим северную паперть, и полуоткрытым крыльцом, примкнувшим к юго-восточной части галереи. Южная паперть уже тогда представляла собой отдельное закрытое помещение. Небольшой кубический объем собора венчали три главы, из которых две стояли над восточными углами храма. Стены собора, расчлененные по вертикали на три прясла, завершены килевидными закомарами и опоясаны аркатурой. Барабаны глав украшены поясом из треугольных впадин, поребрика и бегунка, напоминающих декор псковских храмов. Собор 1484-1489 годов стал ядром композиции существующего здания. | |
Благовещанский собор
Двустворчатые двери
В ходе реконструкции Кремля при Иване III мастера-псковичи вновь разобрали храм до подклета и, укрепив последний, возвели над ним новый кирпичный собор, окружив его со всех сторон галереями-папертями на подклетах, со всходом, заканчивающим северную паперть, и полуоткрытым крыльцом, примкнувшим к юго-восточной части галереи. Южная паперть уже тогда представляла собой отдельное закрытое помещение. Небольшой кубический объем собора венчали три главы, из которых две стояли над восточными углами храма. Стены собора, расчлененные по вертикали на три прясла, завершены килевидными закомарами и опоясаны аркатурой. Барабаны глав украшены поясом из треугольных впадин, поребрика и бегунка, напоминающих декор псковских храмов. Собор 1484-1489 годов стал ядром композиции существующего здания. |
|
|
|
| |