Установление царской власти

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» обладает уникальной коллекцией произведений искусства, время создания которых связано с эпохой правления первого русского венчанного царя Ивана Грозного. Многие из них находятся в соборах Кремля, на своих исторических местах, другие хранятся в экспозиции Оружейной палаты или в фондах нашего музея.

В произведениях грозненского времени – иконах, лицевом шитье, изделиях златокузнецов сочетались высокое художественное качество и глубина постижения христианских истин.

Одной из важнейших идей времени была мысль о наследовании Русью прав сошедшей с исторической арены Византийской империи. «Идеологи» Московского царства последовательно доказывали, что все православные земли, потерявшие в реальности свою независимость, «соединились» в России, превратившейся в Святую Великую Русь. В 1547 году во главе ее стал венчанный на царство в соответствии с ритуалом византийских императоров святой царь, помазанник божий, Иван IV. Юный государь ощутил себя главным защитником не оскверненной инакомыслием древней христианской веры. Необходимость укоренения идеологии Московского царства, как в сознании самого царя, так и в глубинах народного самосознания потребовала разработки особой программы, в осуществлении которой не последняя роль отводилась изобразительному искусству. Целый ряд дошедших до нас документов XVI века свидетельствует о том, что впервые на государственном уровне наставники царя митрополит Макарий и священник Сильвестр разработали план создания произведений, программа которых была призвана служить утверждению новой идеологии. Для ее осуществления в Москве собрали мастеров из ведущих русских художественных центров. На протяжении десятилетия им удалось создать яркие, идеологически насыщенные памятники, в которых утверждалась святость царского рода, законность права Ивана IV на царский венец, идея богоизбранности русского народа и Русского государства, высокий авторитет Русской церкви как хранительницы истинной веры. Однако и в дальнейшем, на протяжении всего царствования Ивана Грозного, эти идеи продолжали развиваться, многократно повторяясь во вновь создаваемых произведениях и способствуя формированию характерного для России восприятия персоны царя как объекта религиозного поклонения.

Дата последнего обновления страницы 14.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»